Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 115-120. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 115-120.
Научная статья УДК 316.6
https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.18
К проблеме изучения совладающего поведения обучающихся в условиях социальной изоляции в формате дистанционного обучения
Виктория Эдуардовна Романчук1, Марина Владимировна Верещагина2^
1Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Россия 2Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, [email protected]
Аннотация. В работе поднимаются вопросы, связанные с планированием социально-психологических исследований по проблеме совладающего поведения в условиях вынужденной социальной изоляции, сопряженной с дистанционным обучением школьников и студентов. Представлен анализ проблем субъектов образования, обусловленных организацией и реализацией обучения в удаленном формате в условиях пандемии COVID-19, на фоне которого у них возникают негативные эмоциональные переживания и реакции, такие как тревога, беспокойство, напряженность, стресс, фобии и пр. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и социально-психологической литературы описаны составляющие успешности дистанционного обучения, обусловленные стратегиями совладания обучающихся. Приведены психологические факторы и социально-психологические особенности индивидов, определяющие продуктивность используемых ими стратегий совладания в стрессовой ситуации дистанционного обучения в условиях вынужденной социальной изоляции.
Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, дистанционное обучение, пандемия COVID-19, социальная изоляция, стресс, обучение в дистанционном режиме
Для цитирования: Романчук В.Э., Верещагина М.В. К проблеме изучения совладающего поведения обучающихся в условиях социальной изоляции в формате дистанционного обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 115-120. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.18.
Original article
To the Issue of Studying the Coping Behavior under Conditions of Social Isolation in a Distance Learning Format
Victoria E. Romanchuk1, Marina V. Vereshchagina2H
1North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia 2Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, [email protected]
Abstract. The paper raises questions concerning the planning of socio-psychological research on the issue of coping behavior in the context of forced social isolation and distance learning of schoolchildren and students. The article deals with the analysis of educational subjects' problems caused by organization and implementation of distance learning under conditions of COVID-19 pandemic, which leads to negative emotional experiences and reactions, such as anxiety, worry, tension, stress, phobias, etc. On the basis of a theoretical analysis of the psychological and pedagogical socio-psychological literature, the components of the success of distance learning, determined by the coping strategies of students, are described. Psychological factors and socio-psychological characteristics of individuals, determining the productivity of coping strategies used in the stressful situation of distance learning under conditions of forced social isolation, are presented.
Keywords: coping behavior, coping strategies, distance learning, COVID-19 pandemic, social isolation, stress, distance learning
For citation: Romanchuk, V.E. & Vereshchagina, M.V. (2022) To the Issue of Studying the Coping Behavior under Conditions of Social Isolation in a Distance Learning Format. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 115-120. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.18 (In Russian).
Актуальность исследования обусловлена тем, что пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на здравоохранение, экономику, политику и образование всего мирового сообщества. Отметим, что такого рода события обычно связаны с высокой степенью стресса у населения, вызванного страхом заражения и смерти. Возникающий неблагоприятный психологический фон у многих людей, усиливающийся постоянно поступающей информацией о смертности среди
© Романчук В.Э., Верещагина М.В., 2022
пациентов с COVID-19, провоцировал возникновение у субъектов различных эмоциональных реакций, включая панические атаки и фобии (Рассказова и др., 2020). Несколько стран, в том числе Россия, неоднократно вводили карантин, чтобы контролировать распространение болезни. Так, по данным ЮНЕСКО, 102 страны были вынуждены закрыть школы по всей территории государств, что затронуло более 850 млн детей и молодежи1. Но предпринятые меры по введению карантина и само протекание пандемии все же привели к усилению переживания стресса у населения, включая представителей подрастающих поколений.
Ситуация с пандемией, стремительный переход на дистанционное обучение - все это стало серьезным испытанием для всех участников образовательной среды (Гордеева, Мясникова, 2021). Такая картина не могла не сказаться на психологическом самочувствии детей и молодежи и не поспособствовать формированию у них состояния тревоги и стресса. Отметим, что дистанционное обучение сегодня рассматривается как перспективная форма обучения, позволяющая включать современные информационные технологии в образовательный процесс. Интенсивное внедрение удаленных форм работы в практику преподавания актуализирует вопросы, связанные с трансформацией образовательного процесса. Существующие подходы к организации дистанционного обучения предлагают различные модели организации самой образовательной деятельности, вариативный набор форм и методов обучения, по-разному представляют характер взаимодействия педагога с обучающимся, дифференцируют эффективные педагогические технологии, предлагают альтернативные системы оценок и др. При организации дистанционного обучения также следует учитывать психолого-педагогические особенности протекания данного процесса. Однако анализ специальных исследований, затрагивающих проблему дистанционного обучения в изменившихся условиях российского образования, показывает, что существует множество вопросов, связанных с организацией и реализацией образовательного процесса в дистанте, требующих скорейшего и детального изучения. Важно отметить, что данные вопросы остаются непроработанными как на уровне школы, так и на уровне учреждений высшего образования.
Е.Ф. Зеер с соавторами отмечает, что не каждый преподаватель интересуется современными электронными ресурсами и психологически готов к активной работе с информационными технологиями (Зеер и др., 2020).
А.В. Лейфа и Е.В. Павлова также поднимают вопрос о психологической готовности учителей к работе в новых условиях пандемии (Лейфа, Павлова, 2020).
О.В. Кузьмина в своих трудах подчеркивает важность воздействия роли мотивов и установок личности на структуру, готовность, эмоциональные, когнитивные и социальные компоненты педагогической деятельности (Кузьмина, 2011). Исследователь обращает внимание специалистов в области образования на то, что высокий уровень загруженности может вызвать у педагогов угнетение, тревогу, напряжение, что побуждает неприятие ими любых изменений и перемен. Чтобы адаптироваться к новым условиям, педагог должен разделять общие цели и ценности образовательной организации наравне с личными смыслами и ценностями, быть вовлеченным в работу и взаимодействие с педагогическим сообществом и обучающимися. Мы считаем, что на проблему психологической готовности педагогов осуществлять дистанционное обучение накладывается также неготовность обучающихся работать в новом формате, а также их неспособность совладать со стрессовой ситуацией.
В исследовании О.Н. Бекетовой и С.А. Деминой дается указание на коммуникативные проблемы, обусловленные изменением роли преподавателей и студентов в условиях цифровизации дистанционного обучения. Отмечается, что изменение «роли» преподавателя, включая его личностные проявления в профессиональной деятельности, может оказывать влияние на восприятие материалов обучающимися и привести к повышению ценности для них самообразования. Как отмечают исследователи, при дистанционном обучении такие функции преподавателя, как «носитель знаний», рассказчик, контролер и т.д., становятся менее значимыми, а методическая, консультативная и организационная функции, на наш взгляд, интенсифицируются. Это обусловлено тем, что в дистанционном формате обучения преподавателю приходится «примерять» на себя дополнительные роли, такие как: создатель и разработчик курсов, технический специалист, методист, дизайнер и т.д., в связи с тем, что каждый день появляются новые и интересные возможности технологических образовательных платформ, что в свою очередь требует от педагога новых знаний и навыков для работы с ними (Бекетова, Демина, 2018).
Следующая проблема дистанционного формата обучения связана с обезличиванием общения между педагогом и обучающимися. Она разрабатывается М.В. Верещагиной, В.З. Течие-вой (Верещагина, Течиева, 2020), Е.В. Фадеевым (Фадеев, 2017) и другими исследователями,
1 В ЮНЕСКО заявили, что более 850 млн учащихся в мире не ходят в школы из-за коронавируса [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/8016221 (дата обращения: 27.10.2022).
которые отмечают, что полное или частичное отсутствие рефлексии и эмпатии в процессе обезличенного общения педагога с обучающимися при дистанционном взаимодействии усложняет восприятие информации студентами и школьниками, снижает их учебную мотивацию, блокирует потребности в непосредственном взаимодействии и общении.
Е.В. Фадеев указывает в своей работе, что, в отличие от реального общения, которое имеет более понятную эмоциональную окраску за счет использования вербальных и невербальных средств общения - речи, мимики, жестов, визуально-эмоционального контакта, - воспринимать информацию в процессе обезличенного электронного общения значительно сложнее. Большой объем изучаемого материала, а также эмоциональный фон диалога должны быть интерпретированы самим студентом (Фадеев, 2017).
Т.А. Воробьева, анализируя зарубежные исследования психологических особенностей образования в дистанционном формате отмечает, что важными составляющими успешности такого обучения студентов является наличие следующих личностных характеристик: способности к психологической саморегуляции, самоорганизации, добросовестности, обуславливающих самостоятельное управление процессом обучения (Воробева, 2015). Согласно исследованиям Т.А. Воробьевой, студенты, которые были более добросовестными и внутренне мотивированными, характеризовались более благоприятными впечатлениями от удаленных форм работы и вовлеченностью в образовательный процесс. Они воспринимали учебный курс как ценный и в меньшей степени, чем немотивированные студенты, беспокоились или разочаровывались, посещая онлайн-курсы (Воробева, 2015). С другой стороны, дистанционное обучение формирует свободу и гибкость мышления, т.к. субъект может выбрать любой из образовательных курсов, самостоятельно определять время и место занятий. И те студенты, которые испытывали чувство общности или социального присутствия в режиме онлайн-обучения, также получали более благоприятные впечатления от дистанционного формата взаимодействия с преподавателем (Воробева, 2015).
Известно, что студенты в силу возрастных особенностей склонны к переживанию одиночества и чаще испытывают тревогу и депрессивные состояния по сравнению с населением в целом. В период вынужденной социальной изоляции, неопределенности и резких переходов к иному формату обучения (дистанционному) наблюдалось обострение этих эмоциональных реакций и состояний.
Что касается подростков, то в условиях пандемии исключение из системы социальной поддержки и внеклассных занятий в школе в ряде случаев вело к тому, что обучающиеся чувствовали себя менее связанными со своими друзьями, организациями и хобби. Кроме того, дети этой возрастной группы характеризуются неуверенностью в своем будущем, испытывают переживания по поводу собственного здоровья и здоровья своих друзей и близких. Подобная ситуация вызывает стресс и беспокойство, поскольку существует постоянный страх перед неизвестным, наблюдается снижение контроля за происходящим, что делает подростков особенно уязвимыми в направлении развития проблем с психическим здоровьем.
Г.А. Соколов выявил, что помимо влияния на когнитивную сферу, дистанционный тип обучения оказывает воздействие и на психоэмоциональное состояние учащихся, вызывая специфическую реакцию на какое-то действие человека или ситуацию (Соколов, 2014). Во время онлайн-обучения коммуникация проходит в другом формате и во многих случаях сводится к минимуму. При этом значительно возрастает нагрузка - и эмоциональная, и физическая - на участников образовательного процесса, и в первую очередь - на неокрепшего в психологическом смысле, нуждающегося в непосредственном общении обучающегося. Часто из-за этого возникают тревоги, а порой и страхи плохой подготовки и неудачной сдачи экзаменов, получения неудовлетворительной оценки, непонимания темы. Г.А. Соколов показал, что при дистанционном обучении учащиеся более восприимчивы к негативным психоэмоциональным состояниям, связанным с учебой, переживанием неудачи, разочарованием из-за неспособности достичь цели, что приводит к стрессу (Соколов, 2014).
Одним из существенных признаков успешной адаптации подростков и молодежи к условиям дистанционного обучения, совладания с конфликтной, кризисной ситуацией является освоение ими принципов копинг-стратегий. Поэтому актуальными являются задачи изучения и оценки эффективности копинг-стратегий, используемых в контексте применения информационных коммуникационных технологий при переходе к дистанционному обучению, разработки новых стратегий педагогического сотрудничества с учетом границ и возможностей использования копинга в информационной среде.
Подчеркнем, что в отечественной психологии научная проблема совладающего поведения была детально проработана сотрудниками Костромского государственного университета (изучение опыта зарубежных коллег по проблеме, построение и адаптация методик, сбор и анализ данных, понимание и интерпретация полученных результатов исследований, создание собственной
единой концепции стресса и совладающего поведения субъекта). Определяя совладающее поведение как особое социальное поведение, обеспечивающее индуктивность, здоровье и благополучие человека; как целенаправленное поведение, позволяющее индивиду справляться со стрессом способами, обусловленными личностными характеристиками и социальной ситуацией, исследователи акцентируют внимание на том, что его главной отличительной чертой являются субъективные характеристики личности (Крюкова, 2010).
Бесспорно, рассматриваемая нами проблема введения дистанционного обучения в режиме вынужденной социальной изоляции показывает, что эффективность совладания также в значительной степени зависит от характеристик стрессора или, в более широком смысле, от стрессовой ситуации и ее характеристик.
Сам процесс совладания заключается и реализуется в стратегиях, проявляющихся в когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилиях, направленных на уменьшение или избежание воздействия стрессора, предпринимаемых в конкретной неблагоприятной ситуации. Однако лишь некоторые стратегии являются эффективными, т. е. позволяют индивидууму значительно снизить интенсивность стресса. Поэтому копинг-стратегии исследователи разделяют на адаптивные и дез-адаптивные. Первые из названных уменьшают эмоциональный стресс и связаны с психологической адаптацией, тогда как вторые - приводят к более серьезным симптомам психологических реакций после стрессовых переживаний (Агазаде, 2012). Следовательно, стратегии совладания могут иметь как защитные, так и разрушительные последствия для психического здоровья личности. Такие эмоционально-ориентированные копинги, как выражение эмоций, размышления, самобичевание, и пассивные копинг-стратегии в виде избегания размышлений, отрицания, поведенческого отстранения, употребления алкоголя, самоизоляции, обычно оказывают негативное влияние на психическое здоровье человека. Сфокусированные на проблеме активные копинг-стратегии, такие как позитивное мышление, принятие, юмор, планирование, оптимизм, социальная поддержка, напротив, благотворно влияют на психическое самочувствие и благополучие личности.
В новом формате обучения концентрация на эмоциональной сфере, традиционно рассматриваемая как непродуктивная стратегия совладания, теряет свой дисфункциональный характер (Рассказова и др., 2020), что определяет необходимость переоценки критериев продуктивности стратегий совладания.
Согласно исследованиям половозрастных особенностей копинг-поведения школьников и студентов, выполненных зарубежными учеными (Almomani et al., 2021), во время пандемии студенты были вынуждены оставаться дома и переходить на платформу онлайн-обучения, находясь в социальной изоляции, переживая страх, беспокойство и неуверенность в своих силах и в себе.
K.Q. Baker, D.M. Moyer выделили следующие преобладающие стратегии совладания, которые студенты практиковали во время карантина: проводили большую часть своего времени за освоением дополнительных образовательных курсов параллельно с платформой онлайн-обуче-ния, которой пользовались вузы во время карантина, много времени уделяли сну (Baker, Moyer, 2019). При этом студенты женского пола проявляли больше психологических симптомов стресса, чем юноши. Было обнаружено, что девушки более восприимчивы к симптомам психологического стресса, таким как вспыльчивость, тревога, депрессия и бессонница. Они справлялись с проявлениями психологического напряжения с помощью сна, учебы и медитации, готовили еду и помогали своим братьям и сестрам в учебе, в то время как студенты мужского пола работали, тренировались, нагружали себя физическими упражнениями и играли в видеоигры.
Также было выявлено, что школьники с симптомами горя и стресса, прибегали к стратегиям совладания, связанным со сном и видеоиграми.
У студентов младших курсов были зафиксированы проявления тревожности, проблемы со сном и вспыльчивость. Они справлялись со своими симптомами стресса, уделяя больше времени обучению и занимаясь спортом.
K.Q. Baker, D.M. Moyer отметили, что используемые ограничения в копинг-поведении более негативно повлияли на психическое здоровье студенток и школьников (Baker, Moyer, 2019). Проведенное ими исследование также показало, что студенты бакалавриата больше психологически пострадали во время пандемии, чем аспиранты, что, вероятно, обусловлено большим опытом последних в приспособлении к изменяющимся внешним условиям обучения и более быстрой на его основе адаптацией к удаленным формам работы. Ученые пришли к выводу, что у восприимчивых студентов симптомы стресса усугубляются, в то время как психологически устойчивые учащиеся прибегают к копинг-стратегиям, позволяющим им справляться с беспрецедентными ситуациями (Baker, Moyer, 2019).
Кроме того, исследователями отмечено, что студенты испытывали разную степень тревожности, которая усиливалась или ослабевала в зависимости от воздействия на субъектов образо-
вательного процесса других факторов, таких как стабильность и уровень дохода семьи, проживание в городском или сельском районах, жизненный статус и др. (Baker, Moyer, 2019). Мы читаем, что указанные факторы требуют изучения и могут составить перспективы дальнейших научных изысканий.
Согласно проведенному в 2021 году социологическому опросу, который был предпринят Л.К. Гордеевой (Гордеева, Мясникова, 2021), отношение студентов к дистанционному обучению может быть сформировано за счет следующих психологических факторов и личностных особенностей:
- особенностей мотивации познания, достижения, саморазвития и самоуважения, внешней мотивации;
- типа личности (или поведения), ориентированного на внешний (экстраверты) или внутренний мир (интроверты);
- времени, проводимого обучающимся в Интернете;
- положительной или отрицательной оценки дистанционного обучения по таким параметрам, как качество образовательного процесса, эффективность применяемых форм и методов обучения, возможность учиться, не выходя из дома, умение управлять собственным временем, индивидуальный темп обучения;
- оценки прошлого опыта дистанционного обучения по таким критериям, как уникальность, актуальность и ценность полученных знаний, лояльность к данной форме обучения, конгруэнтность ожиданий и получаемого результата обучения, наличие эмоционально-оценочного удовлетворения.
Таким образом, для эффективной организации образовательного процесса в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий необходимо изучать не только педагогические возможности, но и психологические особенности участников образовательного процесса, используемые ими способы совладания со стрессовыми ситуациями, неизбежно возникающими в условиях социальной изоляции. Поиск путей оказания психологической поддержки и помощи в данной стрессовой ситуации обучающимся необходимо осуществлять с учетом стратегий преодоления, которые они предпочитают и которые у них развиты, их отношения к новым условиям обучения и противоэпидемическим мерам, с учетом возрастных, половых, гендерных, социально-психологических особенностей и пр. Анализ корреляций таких оснований позволит определить критерии для построения классификации копинг-стратегий обучающихся в условиях удаленных форм взаимодействия с преподавателем, которые будут раскрывать внутренние механизмы, обеспечивающие ту или иную модель совладания с трудной ситуацией, а также выявлять адаптационный и здоровьесберегающий потенциал личности.
Список источников:
Агазаде Н. Копинг-стратегии во время кризиса // Медицинская психология в России. 2012. № 1. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer/nomer01.php (дата обращения: 27.10.2022).
Бекетова О.Н., Демина С.А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 69-78.
Верещагина М.В., Течиева В.З. К проблеме обезличенного общения в формате дистанционного обучения студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12 (80). С. 210-214. https://doi.org/10.24158/spp.2020.12.38.
Воробьева Т.А. Психологические особенности электронного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 100-104.
Гордеева Л.К., Мясникова Т.С. Применение дистанционного обучения в условиях пандемии: преимущества и недостатки (на материале социологического опроса) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 196-198. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0049.
Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39. https://doi.org/10.26170/po20-03-03.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2010. 296 с.
Кузьмина О.В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования. 2011. Т. 4, № 20. С. 1-12. https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.811
Лейфа А.В., Павлова Е.В. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 78-93. https://doi. org/10.31862/2500-297X-2020-1 -78-93.
Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совлада-ние // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2 (108). С. 90-108. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205.
Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. 2014. № 1. С. 1-13.
Фадеев Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 308-310.
Almomani E.Y., Qablan A.M., Almomany A.M., Atrooz F.Y. The Coping Strategies Followed by University Students to Mitigate the COVID-19 Quarantine Psychological Impact. Current Psychology. 2021. Vol. 40, iss. 11. Р. 5772-5781. https://doi.org/10.1007/s12144-021 -01833-1.
Baker K.Q., Moyer D.M. The Relationship between Students' Characteristics and Their Impressions of Online Courses // American Journal of Distance Education. 2019. Vol. 33, iss. 1. Р. 16-28. https://doi.org/10.1080/08923647.2019.1555301.
References:
Agazade, N. (2012) Coping Strategies During the Crisis. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. (1). Available from: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_1_12/nomer/nomer01.php [Accessed 27th October 2022] (in Russian).
Almomani, E. Y., Qablan, A. M., Almomany, A. M. & Atrooz, F. Y. (2021) The Coping Strategies Followed by University Students to Mitigate the COVID-19 Quarantine Psychological Impact. Current Psychology. 40 (11), 5772-5781. Available from: doi:10.1007/s12144-021 -01833-1.
Baker, K. Q. & Moyer, D. M. (2019) The Relationship between Students' Characteristics and Their Impressions of Online Courses. American Journal of Distance Education. 33 (1), 16-28. Available from: doi:10.1080/08923647.2019.1555301.
Beketova, O. N. & Demina, S. A. (2018) Distance Education in Russia: Problems and Prospects. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. (1), 69-78 (in Russian).
Fadeev, E. V. (2017) Organizational and Psychological Problems of Distance Learning. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. (3 (64)), 308-310 (in Russian).
Gordeeva, L. K. & Myasnikova, T. S. (2021) Applying of Distance Learining in the Pandemic: Pros and Cons (on the Material of a Sociological Survey). Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 10 (1(34)), 196-198. Available from: doi: 10.26140/anip-2021 -1001 -0049 (in Russian).
Kryukova, T. L. (2010) Psychology of Coping Behavior in Different Periods of Life. Kostroma. 296 р. (in Russian). Kuzmina, O. V. (2011) The Technique of Diagnostics of Personal Time Disorganizers. Psikhologicheskie issledovaniya. 4 (20), 1-12. Available from: doi:10.54359/ps.v4i20.811 (in Russian).
Leyfa, A. V. & Pavlova, E. V. (2020) Substantiation of the Model of Research of the Readiness of Teachers of Higher Education Institution to Professional Activity in the Context of Digitalization of Education. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. (1), 78-93. Available from: doi:10.31862/2500-297X-2020-1-78-93 (in Russian).
Rasskazova, E. I., Leontiev, D. A. & Lebedeva, A. A. (2020) Pandemic as a Challenge to Subjective Well-Being: Anxiety and Coping. Counseling Psychology and Psychotherapy. 28 (2 (108)), 90-108. Available from: doi:10.17759/cpp.2020280205 (in Russian).
Sokolov, G. A. (2014) Osobennosti psikhoemotsional'nykh sostoyanii studenta pri distantsionnoi forme obucheniya [Features of the Student's Psychoemotional States in Distance Learning]. Sovremennoe obrazovanie. (1), 1-13 (in Russian).
Vereshchagina, M. V. & Techiyeva, V. Z. (2020) On the Problem of Impersonal Communication in a Distance Learning Format for Students of Higher Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. (12 (80)), 210-214. Available from: doi:10.24158/spp.2020.12.38 (in Russian).
Vorob'eva, T. A. (2015) Psikhologicheskie osobennosti elektronnogo obucheniya [Psychological Features of E-Learning]. Siberian Pedagogical Journal. (2), 100-104 (in Russian).
Zeer, E. P., Lomovtceva, N. V. & Tretyakova, V. S. (2020) University Teachers' Readiness for Online Education: Digital Competence, Research Experience. Pedagogical Education in Russia. (3), 26-39. Available from: doi:10.26170/po20-03-03 (in Russian).
Информация об авторах В.Э. Романчук - аспирант кафедры педагогики, психологии и общего и специального образования Северо-Осетинского государственного педагогического института, Владикавказ, Россия.
М.В. Верещагина - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Чеченского государственного педагогического университета, Грозный, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766896.
Information about the authors V.E. Romanchuk - PhD student, Department of Pedagogy, Psychology and General and Special Education, North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia.
M.V. Vereshchagina - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766896.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.