Научная статья на тему 'Сравнительный анализ современного состояния и перспективы развития интернет-банкинга в России и за рубежом в условиях глобализации мировой экономики (на примере России и Финляндии)'

Сравнительный анализ современного состояния и перспективы развития интернет-банкинга в России и за рубежом в условиях глобализации мировой экономики (на примере России и Финляндии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1024
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронин Дмитрий Юрьевич

The internet banking is one of the most rapidly developing banking sectors. The issues described can be put into practice in a large number of banking situations where the aim is to achieve further integration with the international banking environment. The relevance of the issue is caused by intensive internationalization process in the global community as well as by the integration of Russia into the international business environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of the current state and development prospects of the internet banking in Russia and abroad in the context of the world economy globalization (by the example of Russia and Finland)

The internet banking is one of the most rapidly developing banking sectors. The issues described can be put into practice in a large number of banking situations where the aim is to achieve further integration with the international banking environment. The relevance of the issue is caused by intensive internationalization process in the global community as well as by the integration of Russia into the international business environment.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ современного состояния и перспективы развития интернет-банкинга в России и за рубежом в условиях глобализации мировой экономики (на примере России и Финляндии)»

Д. Ю. МИРОНИН*

Дмитрий Юрьевич МИРОИИН — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — мировая экономика.

^

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ)"

Интернет-банкинг — один из самых динамично развивающихся секторов банковских услуг. Привлекает удобство и колоссальная экономия личного времени. Можно констатировать тот факт, что потребители услуг в банковской сфере действуют исходя из привычки. Клиенту, пока для него функционирует что-то близкое и хорошо известное, то, что себя зарекомендовало, сложно сделать выбор в пользу нового и малоизученного. Часто это может показаться вполне логичным, но, к примеру, носить с собой большое количество бумажных документов может служить препятствием для быстрого выполнения поставленных перед физическим или юридическим лицом задач. Необходимо осознавать, что когда речь заходит о деньгах, ключевым понятием здесь становится удобство использования доступных средств. За 14 лет существования российского Интернета в России к нему подключен каждый десятый житель. Но сколько из этих людей знают об интернет-банкинге, не просто «слышали», а именно используют все блага данной услуги? Можно с уверенностью заявить, что большая часть потенциальных клиентов «слышали» или, возможно, что-то «читали». Но степень доверия ко всему новому еше слишком мала. Недостаточно знать мнение специалистов о том, что если аккуратно обращаться с паролем доступа и сеансовыми ключами, чтобы подделать электронную подпись, у злоумышленников уйдет огромное количество времени. Но стоит зайти на сайт, к примеру, Автобанка, первое, что бросается в глаза, это простота и удобство использования. После подключения к системе клиент может управлять своими деньгами с любого персонального компьютера, с работы, из дома, из интернет-кафе и из любой другой точки мира. Конечно, подобные системы требуют повышенного внимания к вопросам безопасности. Но достаточно хранить в тайне пароли и номера счетов.

* © Д. Ю. Миронин, 2007

Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента М. С. Во

роннна.

Главным препятствием развития интернет-банкинга в России является менталитет. Согласно эмпирическому исследованию, в стране имеются грандиозные возможности для развития интернет-банкинга. Дальнейшее развитие и формирования банковских услуг в России будет зависеть от частного сектора. Сделает ли Россия необходимые законодательные шаги для поддержки будущих частных инвестиций, которые смогут помочь развиться банкам и улучшить качество их работы? Более того, возможно ли это? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо изучить законодательство и продумать, как его применить для привлечения частного капитала в банки для дальнейшего развития этого направления, также должно измениться и отношение людей к инновациям. Замедление этого процесса происходит из-за недостатка информации о новых услугах. Россияне, в конечном итоге, повернутся лицом к новым технологиям и новым банковским услугам. Однако как быстро это произойдет, зависит от законодательства, правовой базы, их претворения в жизнь. Кроме того, гораздо труднее изменить отношение людей к тому, что достается бесплатно, а за что приходится платить.

Законодательство иногда конфликтует с основной концепцией сети Интернет и лю* быми службами на его основе. К нерешенным проблемам, касающимся Интернета, относятся неопределенность юрисдикции и большое количество участников при нарушениях закона через Интернет. Государственной Думой рассматривается несколько законопроектов: «Об информации и информационной безопасности», «Об электронной коммерции», «Об электронной цифровой подписи», «О предоставлении электронных финансовых услуг». Процесс правового регулирования Интернета также представляется очень неопределенным и чрезмерно усложненным. Такой же сложной выглядит структура законодательных органов: исполнительную сторону в законодательном процессе представляют пять министерств и четыре бюро. Кроме того, в нем принимают участие семь думских комитетов.

Банковский сектор в настоящее время испытывает один из наиболее сложных периодов. Речь идет не о кризисе российских банков и, тем более, не о кризисе 1998 г. Причинами проблем всего сектора является подавленное настроение и кризис доверия на международных финансовых рынках. Кроме того, экономическая ситуация значительно добавляет неопределенности. Это влияет на кредитные портфели банков. Мы в данном исследовании, конечно, не можем отрицать возможности того, что конкуренты из других стран могут оказаться вынуждены постоянно предпринимать краткосрочные либо долгосрочные действия. На данный момент наблюдается устойчивый рост в развитии новых услуг, таких как: оплата по мобильному телефону посредством компьютера, а также других цифровых устройств. К сожалению, одной из ключевых проблем является отсутствие доверия к внедряемым банками инноваций. Хотя потребители и могут оплачивать свои счета через Интернет, однако предпочитают это делать лично.

Число персональных компьютеров в России составляло на 2005 г. около 15 млн, что эквивалентно 15 % взрослого населения страны. С другой стороны, число пользователей сети Интернет составляет только 10 % населения России. Потенциал электронной коммерции в России пока невелик по нескольким причинам: это отсталая инфраструктура телекоммуникаций, низкий процент использования кредитных карт, проблемы с всероссийскими службами доставки, минимальная торговля по каталогам и недостаток культуры онлайн-деятельности.

Прогнозируется, что количество пользователей Интернета в России к 2006-2007 гг. должно увеличиться более чем в 2 раза — до 20 млн человек. Это было заявлено руководителем департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли господином Цереновым на проходившей в 2005 г. конференции «Телекоммуникации и ин-

формационные технологии в социально-экономическом развитии России». Он привел следующие цифры: доступ к Интернету в России имеют 8,5 млн пользователей, из которых 35 % выходят в сеть с личных компьютеров, 45 % — с компьютеров предприятия, 20% — из публичных и государственных учреждений. К 2006 г. в каждой городской школе должны быть 1-2 компьютерных класса, в каждой сельской школе — не менее 5 компьютеров.

В России новые интернет-технологии из-за большой востребовательности рынка развиваются намного быстрее, чем в любой другой европейской стране. Согласно этим цифрам, у нас есть прекрасный шанс достичь средних по Европе значений к 2010 г. Когда число компьютеров и пользователей Интернета станет достаточным, банки и инвесторы воспользуются возможностью для ввода новых услуг и предпримут новые шаги в направлении глобализации банков. Однако несмотря на очевидные преимущества, электронные платежи в России пока не очень популярны, поскольку клиенты банков не уверены в их защищенности. Это прежде всего связано с распространенным мнением, что компьютерные сети легко можно «взломать». Этот миф прочно укоренился в сознании человека, а частные, публикуемые в СМИ, новости об атаках очередного web-сайта еще сильнее укрепляют это мнение. Однако времена меняются, и в связи с этим можно С уверенностью сказать, что электронные средства связи в скором времени заменят личное присутствие плательщика, который стремится совершить безналичный банковский перевод с одного счета на другой. Вместе с тем осуществление безопасности электронных банковских операций возможно уже сегодня. Современные методы криптографии, которые используются для защиты электронных платежных документов, могут служить подтверждением гарантии. Следует упомянуть ЭЦП, соответствующую ГОСТу 34.10-94. С 1995 г. она применяется в Банке России, который в первую очередь ввел систему меж-региональных электронных расчетов только в нескольких регионах, а на данном этапе она охватывает все регионы Российской Федерации, и представить без нее функционирование Банка России практически невозможно. Стоит ли сомневаться в надежности ЭЦП, если ее использование проверено временем и уже так или иначе касается каждого гражданина Российской Федерации. Электронно-цифровую подпись следует считать гарантией безопасности. Согласно типовому договору между клиентом и банком наличие под электронным документом достаточного количества зарегистрированных элек-тронно-цифровых подписей уполномоченных лиц следует считать основанием для совершения банковских операций по счетам клиента. В Федеральном законе РФ от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определено, что ЭЦП должна формироваться и проверяться сертифицированным ФАПСИ программным обеспечением. Сертификация ЭЦП является гарантией, что данная программа выполняет криптографические функции согласно нормативам ГОСТа и не совершает деструктивных действий на компьютере пользователя. Чтобы проставить на электронный документ ЭЦП, необходимо иметь ее ключ, который может храниться на каком-нибудь ключевом носителе информации, таком как "e-Token", "USB-drive", "Touch-Memory", по форме напоминающие брелоки, или дискеты.

Так, если клиент совершает при расчетах с банком электронные платежи, нужно заключить договор, получить от банка документацию и необходимое программное обеспечение. Затем следует настроить на своем компьютере программное обеспечение (согласно документации) и сформировать ключи ЭЦП. Подписать документ электронной цифровой подписью можно автоматически, вставив ключевой носитель в компьютер. Далее, носитель следует извлечь и убрать в надежное место — без ключа личную электронную подпись никто не сможет подделать. Для защиты платежных документов от просмотра информация в них шифруется при передаче в банк и обратно.

Каждый ключ ЭЦП служит аналогом собственноручной подписи уполномоченного лица. Если в организации бумажные «платежки» обычно подписывают директор и главный бухгалтер, то в электронной системе лучше всего сохранить тот же порядок и предусмотреть для уполномоченных лиц разные ключи ЭЦП. Впрочем, можно использовать и одну ЭЦП — данный факт необходимо отразить в договоре между банком и клиентом.

Кроме того, в нем принимают участие семь комитетов Государственной Думы. Для сравнения, в Финляндии все необходимые законопроекты относительно ЭЦП, безопасности электронной коммерции были приняты еще до широкого внедрения интернет-банкинга на рынке банковских услуг.

В настоящее время банковский сектор испытывает один из наиболее сложных периодов. Речь идет не о кризисе российских банков и, тем более, не о кризисе 1998 г. Причинами проблем всего сектора является подавленное настроение и кризис доверия на международных финансовых рынках. Кроме того, экономическая ситуация значительно добавляет неопределенности.

Для сравнения перспективности распространения интернет-банкинга, в Скандинавии пользователей Интернета в процентном соотношении больше всего (если не считать Республику Сан-Марино). Согласно "Pan European Internet Monitor" журнала "Pro Active International", Швеция лидирует по числу населения, выходившего в Интернет за последние две недели (53,3 %). В Финляндии, согласно этим результатам, 41,1 % населения выходил в Интернет за последние 14 дней. Кроме того, "Statistics Finland" (2003) предоставляет достаточно достоверные цифры, касающиеся проникновения Интернета в Финляндии: каждый второй пользуется услугами интернет-банкинга (Cnews). Однако в России, несмотря на успешный международный опыт, данная сфера услуг остается недостаточно развита.

В современных условиях экономический рост и информатизация общества тесно связаны с концентрацией доходов и оплаты труда. Однако в долговременном аспекте для устойчивого роста необходимо государственное перераспределение доходов, компенсирующее рыночное неравенство доходов и неравенство человеческого капитала. Закономерное использование человеческого капитала безусловно связано с первоначальными инвестициями в образование. То, что наблюдается сегодня — неравенство на стадиях формирования человеческого капитала у молодого поколения, в свою очередь, определяет социально-экономическую мотивацию, а также дифференциацию возможностей накопления этого капитала. Как было замечено директором «Межведомственного центра социально-экономических измерений РАН», в условиях избыточного социально-экономического неравенства реализуются главным образом имитационные схемы технологического развития экономики и становления информационного общества. На сегодняшний день в Российской Федерации порядка 7 % совокупных расходов на инновации направляется на собственные разработки, что касается не только экономики в целом, но и ведущих ИТ-компаний. Порядка 40 % продукции ведущих ИТ-компаний потребляется в государственном секторе, из чего можно сделать вывод, что российский рынок не только не стимулирует собственные инновации, но и слабо поглощает имитационные нововведения. Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что административная реформа и госсектор России остаются основным потребителем ИТ-технологий в текущем году, как это было, например, в 2005 г.

Подводя окончательный итог, можно сказать, что успешному внедрению интернет-банкинга в России препятствует в первую очередь то, что банки Российской Федерации недостаточно конкурентоспособны в области интернет-банкинга на международном рынке. Агентство "S&P" считает, что банковский сектор Российской Федерации остается одним из самых рискованных в мире. При присвоении рейтингов российским банкам

приходится учитывать постоянный риск кризиса системы в целом, что, по мнению аналитиков "S&P" лишний раз подчеркивает необходимость кардинальных изменений в банковском секторе России. Удельный вес предлагаемых услуг в области интернет-банкинга также ниже традиционного пакета услуг по сравнению с аналогичным соотношением на рынке банковских услуг Скандинавии, в том числе и Финляндии. На долю услуг интернет-банкинга влияют такие факторы, как квалификация специалистов банковского сектора, а также и менталитет потребителей данных услуг. Конкурентным преимуществом услуг интернет-банкинга, представленных ведущими финскими банками, является создание интернет-финансового кластера (кластерная теория формирования конкурентных преимуществ Портера является наиболее признанной), в состав которого входят телекоммуникационные и информационные компании. На примере успешного внедрения и применения данного сектора в Финляндии Россия может успешно завершить процесс интеграции интернет-банкинга в повседневное применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.