Н. Я. Головнева. - Санкт-Петербург, 1997. - 205 с.
2 Кораблин Ю. П. Семантика языков программирования : учеб. пособие / Ю. П. Кораблин. - Москва, 1992. - 102 с.
3 Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 2001. -160 с.
4 Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
References
11lina M. N. Testy dlya detey : sbornik testovi razvivayushchikh uprazhneniy / M. N. Ilina, L. G. Paramonova, N. Ya. Golovneva. - Sankt-Peterburg, 1997. - 205 s.
2 Korablin Yu. P. Semantika yazykovprogrammirovaniya : ucheb. posobiye / Yu. P. Korablin. - Moskva, 1992. - 102 s.
3 Lalayeva R. I. Formirovaniye leksiki i grammaticheskogo stroya u doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi /
R. I. Lalayeva, N. V. Serebryakova. - Sankt-Peterburg, 2001. -160 s.
4 Luriya A. R . Yazyk i soznaniye /A. R. Luriya. - Moskva : Izdat-vo Mosk. un-ta, 1979. - 320 s.
УДК 371.927
Ю.В. Григорьева, Н.Е. Попова, В.А. Дубовская Курганский государственный университет, Курган
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ I УРОВНЯ
Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ компонентов речевого общения: коммуникативного, языкового и когнитивного. Описана характеристика каждого компонента в норме и при ОНР I уровня у старших дошкольников.
Ключевые слова: речевое общение, коммуникативный компонент, языковой компонент, когнитивный компонент.
Yu.V. Grigoijeva, N.E. Popova, V.A. Dubovskaya Kurgan State University, Kurgan
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONDITION OF THE COMPONENTS OF VERBAL COMMUNICATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE NORM AND UNDER GENERAL UNDERDEELOPMENT OF SPEECH OF LEVEL I
Abstract. The article presents the comparative analysis of the components of speech communication: communicative, linguistic and cognitive. The characteristic of each component is described in the norm and in the case of general underdevelopment of
speech of Level I in senior preschoolers.
Key words: speech communication, communicative component, language component, cognitive component.
Современное общество предъявляет высокие требования к личности человека. Особенно важно умение человека вступать в контакты с другими людьми, умение поддержать разговор, правильно ответить на поставленный вопрос и многое другое. Поэтому проблема общения и речевого общения, в частности, в настоящее время является весьма актуальной. Оно стало объектом изучения таких ученых, как О.М. Казарцева, М.М. Бахтин, А.А. Леонтьев, Я.В. Гольдштейн, В.Е. Гольдин, Е.М. Мастюкова, Е.И. Тихеева и др.
Под речевым общением мы вслед за О.М. Казарцевой будем понимать мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию жизненной целевой установки и протекающий на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [2].
Наиболее актуально изучать проблему состояния компонентов речевого общения при общем недоразвитии речи I уровня. Р.Е. Левина дает следующее понятие общему недоразвитию речи: это такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [3].
Речевое общение имеет сложную структуру, поэтому целесообразно указать его компоненты. В.А. Дубовская, изучая речевое общение у детей с ОНР, выделила следующие его компоненты: коммуникативный, языковой и когнитивный.
Коммуникативный компонент речевого общения, с точки зрения А.А. Леонтьева, предполагает наличие речевой активности, умения задавать вопрос, вступать в разговор и завершать его, эм-патии в процессе общения, возможности понять коммуникативную ситуацию, установить речевой контакт, а также умение работать в группе и высказывать свою точку зрения. Важной составляющей коммуникативного компонента, по мнению А.М. Давыдовой, является рефлексия, т.е. способность человека оценивать самого себя.
Языковой компонент заключается в умении владеть всеми сторонами родного языка, строить высказывание в ситуации общения с другими людьми, правильно использовать средства грамматики, лексики, выразительно оформлять свою речь. Как считают Е.Д. Божович, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович, важным для личности является наличие развитых языковых навыков, способствующих пониманию и построению нового высказывания, исходя из сущности коммуникативной ситуации и с учетом законов родного языка.
Сущность когнитивного компонента состоит в развитии познавательной деятельности на основе высших психических функций.
Каждый компонент речевого общения имеет свои особенности как в норме, так и при патологии. Рассмотрим их и с той, и с другой стороны.
На основе анализа литературных источников мы можем сказать, что коммуникативный компонент речевого общения достаточно сложен. В норме дошкольники проявляют инициативу в общении, хорошо владеют устной речью, свободно выражают свои мысли и желания, делятся впечатлениями со сверстниками. У дошкольников сформирована готовность помочь окружающим, проявить сочувствие.
У детей дошкольного возраста речь становится грамматически правильной и выразительной, увеличивается словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем, ребенок пользуется различными по структуре предложениями и умеет строить свое языковое общение со взрослыми и сверстниками. Е.Д. Божович указывает, что ребенок использует данные речевого опыта, накопленного в процессе общения, и знания о языке, усвоенные в ходе специального обучения [1]. Все это характеризует языковой компонент речевого общения.
Когнитивный компонент в составе речевого общения очень важен, поскольку он определяет уровень речевого высказывания. Анализируя поступающую информацию, дошкольник проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, проявляет творческую инициативу, ищет наилучшие пути решения проблемы и планирует собственные действия. В дошкольном возрасте формируется произвольное внимание, улучшается память, развивается воображение. Сформированность мышления проявляется в умении ставить цели, искать пути и средства их достижения. У детей закрепляется внутренний план действий и их оценка.
Но не всегда вышеперечисленные компоненты развиваются в соответствии с нормой. В следствии действия различных вредоносных факторов наблюдается патологическое формирование элементов речевого общения.
Так, при ОНР I уровня наблюдаются значительные изменения в коммуникативном, языковом и речевом компонентах изучаемого явления.
В коммуникативном общении старшего дошкольника с ОНР I уровня наблюдается, по мнению Р.Е. Левиной, отсутствие фразовой речи, дети выражают свои мысли отдельными словами. Такой ребенок не ориентируется в ситуации общения, не понимает и не осознает задачу коммуникации, не усваивает смысл сказанного. Кроме того, дети не могут высказать свое отношение к донесенной информации и не могут сделать выводы в процессе общения.
Следует также подчеркнуть, что языковые средства у старших дошкольников с ОНР I уровня также не сформированы. Могут полностью отсутствовать словесные средства общения, наблюдается лишь звуковые комплексы. Н.А. Никашина
отмечает, что языковой компонент не развивается вследствие дефектов звукопроизношения. Активный словарь бедный, однако пассивный достаточно широк, это создает впечатление, что дети все понимают, но ничего не могут сами сказать.
Когнитивный компонент также несовершенен вследствие отставания развития речи как одной из высших психических функций. Старшие дошкольники с ОНР I уровня обладают некоторыми предпосылками развития познавательных действий, но отстают по уровню становления мышления, внимания, памяти, воображения и т.д. Логические операции дети осваивают с трудом, внимание ослаблено, степень овладения навыками обобщения, сравнения, анализа и синтеза отстает от таковой у нормально развивающихся детей.
Таким образом, анализ компонентов речевого общения в норме и при ОНР I уровня показал, что коммуникативный компонент, под которым понимается способность устанавливать контакт с собеседником, языковой - как владение всеми сторонами родного языка и когнитивный - развитие познавательной деятельности и ВПФ, при ОНР I уровня грубо нарушены. Поэтому важной задачей современного образования является развитие этих компонентов у детей с целью формирования будущего полноценного члена общества.
Список литературы
1 Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы /Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 33-45.
2 Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учеб. пособие / О. М. Казарцева. -Москва : Флинта : Наука, 2001. - 495 с.
3 Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - С. 67-89.
References
1 Bozhovich E. D. Razvitiye yazykovoy kompetentsii Shkolnikov: problemy i podkhody /E. D. Bozhovich // Voprosy psikhologii. - 1997. - № 1. - S. 33-45.
2 Kazartseva O. M. Kultura rechevogo obshcheniya: teoriya i praktika obucheniya : ucheb. posobiye / O. M. Kazartseva. -Moskva : Flinta : Nauka, 2001. - 495 s.
3 Levina R. E. Kharakteristika obshchego nedorazvitiya rechi u detey / R. E. Levina // Osnovy teorii i praktiki logopedii/pod red. R. E. Levinoy. - Moskva : Prosveshcheniye,1967. - S. 67-89.
УДК 371.927 Л.С. Дмитриевских
Курганский государственный университет, Курган
АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Аннотация: В статье представлен анализ существующих подходов к формированию мо-