Научная статья на тему 'Сравнительный анализ состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 УК РФ, и аналогичных норм законодательства ряда стран СНГ'

Сравнительный анализ состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 УК РФ, и аналогичных норм законодательства ряда стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовное право / контрактная система / Содружество Независимых Государств / зарубежное законодательство / преступления коррупционной направленности / criminal law / contract system / Commonwealth of Independent States / foreign legislation / corruption crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Игоревич Паршин

Предметом данной работы являются закономерности правоотношений, возникающих в контрактной системе по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд и их взаимосвязь в законодательстве Российской Федерации и законодательствах таких стран, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Республика Армения. Цель работы заключается в формировании общего подхода к регулированию такого преступления коррупционной направленности в экономической сфере, как подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. В результате работы получена характеристика состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, выполнен сравнительный анализ норм уголовного законодательства государству-частников Содружества Независимых Государств, предусматривающих ответственность за преступления коррупционного характера, сформулировано предложение по переносу ст. 200.5 в главу 23 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» в соответствии с комплексным характером его объекта. Результаты данной работы применимы в ходе дальнейших научных исследований преступлений коррупционного характера с позиций затрагиваемых ими сфер общественных правоотношений, а также в практической деятельности по правовому регулированию в контрактной системе и квалификации преступлений, совершаемых в этой области. По итогу работы сделан вывод о том, что непосредственным объектом подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок является свобода конкуренции экономических правоотношений в контрактной системе, вывод об отсутствии в уголовном законодательстве приведенных стран рассматриваемого состава преступления и единого подхода по определению объекта такого противоправного деяния как получение незаконного вознаграждения, вывод о составном характере объекта преступления, предусмотренного статьей 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, что выражается в сочетании экономических правоотношений и регулирующего их порядка государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Константин Игоревич Паршин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of the corpus delicti provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation with similar norms of the legislation of a number of CIS countries

The subject of this work is the regularities of legal relations arising in the contract system for procurement for state and municipal needs and their relationship in the legislation of the Russian Federation and the legislation of countries such as the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Uzbekistan, the Republic of Armenia. The purpose of the work is to form a common approach to the regulation of such corruption crimes in the economic sphere as bribery of a contract service employee, a contract manager, a member of the procurement commission. As a result of the work, the characteristics of the corpus delicti provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation were obtained, a comparative analysis of the norms of the criminal legislation of the member states of the Commonwealth of Independent States providing for liability for corruption crimes was carried out, a proposal was formulated to transfer Article 200.5 to Chapter 23 of the Criminal Code of the Russian Federation «Crimes against the interests of service in commercial and other organizations» in accordance with the complex nature of its object. The results of this work are applicable in the course of further scientific research of corruption crimes from the standpoint of the spheres of public legal relations affected by them, as well as in practical activities on legal regulation in the contract system and the qualification of crimes committed in this area. As a result of the work, it was concluded that the direct object of bribery of a contract service employee, a contract manager, a member of the procurement commission is the freedom of competition of economic legal relations in the contract system, the conclusion that the criminal legislation of the above countries does not contain the corpus delicti and a unified approach to determining the object of such an illegal act as receiving illegal remuneration, the conclusion on the composite nature of the object of the crime provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation, what is expressed in the combination of economic legal relations and the order of public administration regulating them.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 УК РФ, и аналогичных норм законодательства ряда стран СНГ»

Научная статья ■УДК 343.352.3

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-123-128 EDN: https://elibrary.ru/cxpuxk NIION: 2015-0066-6/23-864 MOSURED: 77/27-011-2023-06-063

Сравнительный анализ состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 УК РФ, и аналогичных норм законодательства ряда стран СНГ

Константин Игоревич Паршин

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, parschin.constantin@yandex.ru

Научный руководитель: начальник факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имениВ.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Р. Б. Осокин

Аннотация. Предметом данной работы являются закономерности правоотношений, возникающих в контрактной системе по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд и их взаимосвязь в законодательстве Российской Федерации и законодательствах таких стран, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Республика Армения. Цель работы заключается в формировании общего подхода к регулированию такого преступления коррупционной направленности в экономической сфере, как подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. В результате работы получена характеристика состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, выполнен сравнительный анализ норм уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств, предусматривающих ответственность за преступления коррупционного характера, сформулировано предложение по переносу ст. 200.5 в главу 23 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» в соответствии с комплексным характером его объекта. Результаты данной работы применимы в ходе дальнейших научных исследований преступлений коррупционного характера с позиций затрагиваемых ими сфер общественных правоотношений, а также в практической деятельности по правовому регулированию в контрактной системе и квалификации преступлений, совершаемых в этой области. По итогу работы сделан вывод о том, что непосредственным объектом подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок является свобода конкуренции экономических правоотношений в контрактной системе, вывод об отсутствии в уголовном законодательстве приведенных стран рассматриваемого состава преступления и единого подхода по определению объекта такого противоправного деяния как получение незаконного вознаграждения, вывод о составном характере объекта преступления, предусмотренного статьей 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, что выражается в сочетании экономических правоотношений и регулирующего их порядка государственного управления.

Ключевые слова: уголовное право, контрактная система, Содружество Независимых Государств, зарубежное законодательство, преступления коррупционной направленности

Для цитирования: Паршин К. И. Сравнительный анализ состава преступления, предусмотренного статьей 200.5 УК РФ, и аналогичных норм законодательства ряда стран СНГ // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 123-128. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-123-128. EDN: CXPUXK.

Original article

Comparison ofthe corpus delicti provided for in Article 200.5 ofthe Criminal Code oftne RussianFederation with similar norms ofthe legislation ofa number ofCIS countries

Konstantin I. Parshin

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, parschin.constantin@yandex.ru Scientific Supervisor: Head of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', DoctorofLegal Sciences, Professor R. B. Osokin

© Паршин К. П., 2023

Abstract. The subject of this work is the regularities of legal relations arising in the contract system for procurement for state and municipal needs and their relationship in the legislation of the Russian Federation and the legislation of countries such as the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Republic of Uzbekistan, the Republic of Armenia. The purpose of the work is to form a common approach to the regulation of such corruption crimes in the economic sphere as bribery of a contract service employee, a contract manager, a member of the procurement commission. As a result of the work, the characteristics of the corpus delicti provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation were obtained, a comparative analysis of the norms of the criminal legislation of the member states of the Commonwealth of Independent States providing for liability for corruption crimes was carried out, a proposal was formulated to transfer Article 200.5 to Chapter 23 of the Criminal Code of the Russian Federation «Crimes against the interests of service in commercial and other organizations» in accordance with the complex nature of its object. The results of this work are applicable in the course of further scientific research of corruption crimes from the standpoint of the spheres of public legal relations affected by them, as well as in practical activities on legal regulation in the contract system and the qualification of crimes committed in this area. As a result of the work, it was concluded that the direct object of bribery of a contract service employee, a contract manager, a member of the procurement commission is the freedom of competition of economic legal relations in the contract system, the conclusion that the criminal legislation of the above countries does not contain the corpus delicti and a unified approach to determining the object of such an illegal act as receiving illegal remuneration, the conclusion on the composite nature of the object of the crime provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation, what is expressed in the combination of economic legal relations and the order of public administration regulating them.

Keywords: criminal law, contract system, Commonwealth of Independent States, foreign legislation, corruption crimes

For citation: Parshin K. I. Comparison of the corpus delicti provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation with similar norms of the legislation of a number of CIS countries. Bulletin of economic security. 2023;(6):123-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-123-128. EDN: CXPUXK.

Активный обмен опытом правового регулирования в различных сферах общественной деятельности ме^ду странами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) обусловлен не только своей очевидной эффективностью, но и близостью правовых систем этих стран, что во многом предопределяет схожесть принципов функционирования их основополагающих институтов. Одним из важнейших среди них является контрактная система закупок, посредством которой осуществляется деятельность по обеспечению государственных и муниципальных нужд [2]. Актуальность этой области экономических правоотношений обусловлена, в том числе запросом Правительством Российской Федерации (далее - РФ) в 2022 году мер поддержки отечественных компаний, участвующих в государственных закупках [1], которые предусматривают, среди прочего, возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если возникшие обстоятельства непреодолимой силы не позволяют осуществить его исполнение [14]. Данные меры важны, в том числе для репутации исполнителя контракта, так как, согласно утверждению Р. Б. Осо-кина, честь определяется моралью общества [6]. Также на важность данной области экономики ввиду объема привлекаемых средств указывают в своей работе Ш. М. Шурпаев и К. В. Питулько [13]. Р. Б. Осокин отмечает, что для обеспечения качества исполнения контрактов не менее важно наличие единых стандартов, соблюдаемых поставщиками [7].

Именно поэтому преступлениям коррупционной направленности в сфере закупок уделено особое внимание в Уголовных кодексах (далее - УК) стран СНГ. Кроме того, как Е. С. Шуба указывает в своей статье, существует некоторое сходство в регулировании ответствен-

ности за преступления коррупционной направленности в законодательстве данных стран [12], что закреплено в Модельном Уголовном кодексе, носящем рекомендательный характер для участников СНГ [15]. Вместе с тем, существуют и определенные различия в подходах к правовому регулированию ответственности за совершение указанных преступлений в законодательствах некоторых из них.

Так как, согласно «Единому отчету о преступности» за январь-декабрь 2022 года, приведенному на официальном веб-сайте Министерства Внутренних Дел РФ, зарегистрировано 1 652 таких преступлений, как подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе и мелкий коммерческий подкуп [10], ввиду значительного количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности необходимо разрешение указанных противоречий и формулировка основных критериев, отличающих подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Для этого следует проанализировать составы преступлений коррупционной направленности, закрепленные в УК стран СНГ, в их соотношении с составом преступления, предусмотренного статьей 200.5 УК РФ.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, являются экономические правоотношения, возникающие в контрактной системе [11, с. 193]. Несмотря на свою коррупционную направленность [11, с. 324], деяние входит в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Это обусловлено его видовым объектом - охраняемые законом экономические правоотношения в рассматрива-

JURISPRUDENCE

емой области [11, с. 193]. Так, В. Е. Косыгин выражает мнение, что более точная формулировка непосредственного объекта данного состава преступления выражается в свободе конкуренции как принципа правоотношений в контрактной системе [2]. Ввиду того, что законодательно предусмотрена обязанность участников гражданских правоотношений действовать добросовестно и не пытаться получить незаконное преимущество (пункты 3, 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ соответственно) [16], свобода конкуренции является одним из основных принципов экономической деятельности в РФ, следовательно, уточнение В. Е. Косыгина является рациональным. Тем не менее, рассматриваемый состав преступления имеет общие черты со ст. ст. 204, 290 и 291 УК РФ, выражающиеся в объективной стороне этих деяний (незаконные передача и получение предмета подкупа), наличии специальных субъектов каждого из преступлений (согласно части 4 ст. 200.5 УК РФ, части 5 ст. 204 УК РФ, части 1 ст. 290 УК РФ) [17]. Р. Б. Осокин делает вывод о необходимости раздельно определять отношение преступника к совершенным действиям и наступившим общественно-опасным последствиям при установлении его вины [4]. В случае преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, субъективная сторона его состава выражена в виде прямого умысла. О важности точной классификации преступлений в экономической сфере упоминают в своей работе Р. Б. Осокин и Д. В. Немтинов, приводя в качестве примера преступления, совершенные посредством обмана или злоупотребления доверием [5]. Итак, главное отличие преступления, предусмотренного ст. 200.5 РФ, состоит в том, что его целью является нарушение не установленного порядка службы в коммерческих и иных организациях или деятельности публичного аппарата власти и управления, а экономических правоотношений в контрактной системе, что происходит в виде ограничения свободы конкуренции.

Данные обстоятельства делают подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок схожим с другими преступлениями коррупционной направленности. Как утверждают Е. В. Рогова и Н. В. Игнатьева в своей работе, преступление, предусмотренное ст. 200.5 УК РФ, имеет тесную взаимосвязь с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях, а также с преступлениями против государственной власти [9]. Р. Б. Осокин отмечает, что такое преступление в экономической сфере, как лжепредпринимательство, посягает на установленный порядок осуществления данного вида деятельности [И]; в этой связи можно предположить, что и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок посягает, в том числе на основы функционирования контрактной системы (принцип законной конкуренции субъектов правоотношений, как указывает в своей работе В. Е. Косыгин) [3].

При рассмотрении уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 200.5 УК РФ, во взаимосвязи с нормами УК некоторых стран СНГ, ста-

новятся очевидными некоторые различия. Например, в УК Республики Беларусь (далее - УК РБ) не выделен состав преступления, аналогичный предусмотренному ст. 200.5 УК РФ, но вместе с тем закреплена ответственность за коммерческий подкуп (ст. 252 УК РБ в главе 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности»), а также за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве, незаконное вознаграждение (ст. ст. 430, 431, 432, 433 УК РБ соответственно в главе 35 «Преступления против интересов службы») [18]. Наиболее близкой по смыслу части 4 ст. 200.5 УК РФ является ст. 433 УК РБ, в ней также присутствует специальный субъект получения незаконного вознаграждения - работник государственного органа или государственной организации, не являющийся должностным лицом. Вместе с тем, видовым объектом данного преступления являются интересы службы, а не экономическая деятельность в контрактной системе, что проявляет общие признаки со ст. 252 УК РБ. Резюмируя, можно сделать промежуточный вывод о том, что в уголовном законодательстве Республики Беларусь прямо не предусмотрена ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, но вместе с тем присутствуют нормы, охватывающие схожие по объекту и объективной стороне составы преступления, что подтверждает комплексный характер рассматриваемого деяния.

УК Республики Казахстан (далее - УК РК) также не содержит нормы, аналогичной ст. 200.5 УК РФ, но предусматривает ответственность за сходные преступления, а именно ст. 247 УК РК «Получение незаконного вознаграждения» (глава 8 «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности»), ст. 253 УК РК «Коммерческий подкуп» (глава 9 «Уголовные правонарушения против службы в коммерческих и иных организациях»), ст. 366 УК РК «Получение взятки», ст. 367 УК РК «Дача взятки», ст. 368 УК РК «Посредничество во взяточничестве» (глава 15 «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления») [19]. В данном случае ст. 247 УК РК наиболее полно охватывает деяние, предусмотренное частью 4 ст. 200.5 УК РФ (видовым объектом здесь являются правоотношения в сфере экономической деятельности, присутствует специальный субъект преступления, аналогичный таковому в ст. 433 УК РБ). Тем не менее, незаконная передача предмета подкупа не входит в объективную сторону данного преступления, а, соответственно, данное деяние с позиций УК РК будет квалифицировано как коммерческий подкуп (часть 1 ст. 253 УК РК).

В УК Кыргызской Республики (далее - УК КР) содержатся нормы, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп, незаконное получение вознаграждения служащим (ст. ст. 250, 251 УК КР соответственно, глава 32 «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях»), коррупцию, заключение заведомо невыгодного контракта, получение

взятки, вымогательство взятки, посредничество во взяточничестве, дачу взятки (ст. ст. 336, 339, 342, 342, 344, 345 УК КР соответственно, глава 42 «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной и муниципальной службы») [20]. С позиций части 4 ст. 200.5 УК РФ по видовому объекту, субъекту преступления в большей степени ей будет соответствовать ст. 251 УК КР. Непосредственный объект преступления, закрепленный в ст. 339 УК КР, имеет общие признаки с таковым в ст. 200.5 УК РФ, но в первом случае субъектом преступления является должностное лицо, а видовым объектом преступления - интересы государственной и муниципальной службы. Соответственно, УК КР рассматривает преступление коррупционной направленности в контрактной системе с точки зрения порядка государственного управления, подтверждая наличие взаимосвязи этих двух сфер.

УК Республики Узбекистан (далее - УК РУ) предусматривает ответственность за заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (ст. 175, глава 12 «Преступления против основ экономики»), объект этого преступления сравним с аналогичным в ст. 200.5 УК РФ, но специальный субъект преступления, должностное лицо, демонстрирует различие указанных норм [21]. Подкуп служащего государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан; незаконное получение служащим государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан материальных ценностей или имущественной выгоды (ст. ст. 213, 214 УК РУ соответственно, глава 15 «Преступления против порядка управления») имеют сходство со ст. 200.5 УК РФ по объективной стороне и специальному субъекту преступления, но их объектом является порядок государственного управления, а в качестве дополнительного условия выступает совершение указанного деяния после применения мер административного воздействия за аналогичные действия [21]. Следовательно, в УК РУ подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок рассматривается с точки зрения противоправного посягательства на сферу государственного управления, совершенного после привлечения субъекта к административной ответственности за такое деяние.

Ст. 200 УК Республики Армения (далее - УК РА) «Коммерческая взятка» (глава 22 «Преступления против экономической деятельности») [22] обладает общим родовым объектом со ст. 200.5 УК РФ, но также присутствуют различные специальные субъекты и непосредственные объекты преступления. Примечание к ст. 200 УК РА гласит, что виновные в совершении данного преступления освобождаются от наказания, если они добровольно заявили о преступлении в орган, возбудивший уголовное дело, а также возместили причиненный ущерб. Итак, УК РА не рассматривает деяние, предусмотренное ст. 200.5 УК РФ, как отдельное преступление, но закрепленная ответственность за сходные деяния,

посягающие на экономическую деятельность, смягчается в зависимости от участия субъекта преступления в устранении его общественно опасных последствий.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 200.5, является принцип свободы конкуренции в экономических правоотношениях, возникающих в связи с работой контрактной системы. Объективная сторона этого преступления состоит в незаконной передаче или в незаконном получении предмета подкупа с целью совершения действий или бездействия в интересах передающего подкуп лица с нарушением должностных обязанностей специальным субъектом преступления-работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок), субъективная сторона выражается в виде прямого умысла;

- в уголовном законодательстве таких стран СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Республика Армения не предусмотрен состав преступления, аналогичный подкупу работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее близким составом преступления к ст. 200.5 УК РФ является получение незаконного вознаграждения, ответственность за которое установлена ст. 433 УК РБ, ст. 247 УК РК, ст. 251 УК КР, ст. 214 УК РУ, но единого подхода к определению объекта данного преступления в указанных странах не имеется (в УК РБ и УК КР - интересы службы в коммерческих и иных организациях, в УК РК - финансовая деятельность, в УК РУ - порядок управления);

- так как в большей части из рассмотренных УК стран СНГ преступления коррупционной направленности в контрактной системе рассматриваются как деяния, посягающие на основы ее порядка и функционирования, предлагается перенести ст. 200.5 УК РФ в главу 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» с сохранением непосредственного объекта данного состава преступления, включающего в себя не только добросовестный характер экономических правоотношений, осуществляемых в контрактной системе, но и порядок государственного управления, в соответствии с которым данные правоотношения регулируются.

Список источников

1. «Закупки снимаются с конкурса» : [РБК] // https://www.rbc.ru/newspaper/2022/03/05/6221ca559a794 700с79аеаа7?у5сШ=Шге897Пу137439984 (дата обращения: 17.05.2023).

2. «Контрактная система» : [Минфин России] // Шр5://т1пйп^оу.ги/ги/рег£отапсе/соп1гас15/?у5сШ=Шйп rjw6q893351365 (датаобращения: 17.05.2023).

3. Косыгин В. Е. Активный подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок // Научно-практический журнал «Общество и право». № 4 (82). 2022.

JURISPRUDENCE

4. Осокин Р. Б., Курсаев А. В. К вопросу об обоснованности выделения преступлений с двумя формами вины в Уголовном Кодексе РФ и их соотношении с идеальной совокупностью преступлений // Вестник Тамбовского университета : электрон, научн. журн. Серия : Гуманитарные науки. 2011. № 6 (98). С. 257-260. ЬНрв:// www.elibrary.ru/item.asp?id=16542232 (дата обращения: 18.05.2023).

5. Осокин Р. Б., Немтинов Д. В. К вопросу о признаках преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых путем обмана и (или) злоупотребления доверием // Общество и право : электрон, научн. журн. 2016. № 2 (56). С. 121-128. https://www.elibrary.ru/ йет.а8р?1а=26508023 (датаобращения: 18.05.2023).

6. Осокин Р. Б. К вопросу о природе чести и достоинства как нравственных категорий // Социально-экономические явления и процессы : электрон, научн. журн. 2012. № 10 (44). С. 214-217. https://www.elibrary.ru/item. а8р?1а=18995552 (датаобращения: 18.05.2023).

7. Осокин Р. Б. Организационно-правовые проблемы контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и роль органов прокуратуры в их разрешении // Вестник Московского университета МВД России : электрон, научн. журн. 2016. № 8. С. 133-144. https://www.elibrary.ru/item. а5р?1а=28938525 (датаобращения: 18.05.2023).

8. Осокин Р. Б. Уголовно-правовая характеристика способов совершения мошенничества : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Московского университета МВД России. М., 2004. С. 118-124.

9. Рогова Е. В., Игнатьева Н. В. Соотношение преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, со смежными составами коррупционных преступлений // Гла-голЪ правосудия : электрон, научн. журн. 2022. № 2 (28) С. 27-31. https://cyberleninka.rU/article/n/sootnoshenie" prestupleniya-predusmotrennogo-st-200-5-uk-rf-so-5тегЬпут1-5051ауатькоггир15ЮппуЬ-рге51ир1ету?у5сШ =^су7^506480947 (датаобращения: 11.05.2023).

10. Состояние преступности (архивные данные) : [МВД РФ] // Ьйр5://мвд.рф/1ЪИег/101762 (дата обращения: 17.05.2023).

И. Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов / под общ. Ред. Л. М. Прозументова. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019.844 с.

12. Шуба Е. С. Институт подкупа в уголовном праве стран СНГ: сравнительно-правовой анализ // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями ООО «Издательство Концепция» : электрон, научн. журн. 2020. № 1 С. 23-27. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43927754&ys сйа=^Ыстс[90520694850 (датаобращения: 17.05.2023).

13. Шурпаев Ш. М., Питулько К. В. Особенности совершения преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных нужд // Юридические исследования. 2016. № 10. Ст. 78-84. https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti" воуегеЬетуа-ргевШркту-коп^вюппоу-паргаукпповй-

v-sfere-zakupok-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-nuzhd (дата обращения: 17.05.2023).

14. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 4 ноября 2022 г. № 420-ФЗ II СПС «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_430556/ (дата обращения: 17.05.2023).

15. Модельный уголовный кодекс (принят на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств Постановлением № 7-5 от 17 февраля 1996 года) II «Консорциум Кодекс», https://docs.cntd.ru/ document/901781490 (датаобращения: 17.05.2023).

16. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ II СПС «Консультант-Плюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW5142/ (дата обращения: 17.05.2023).

17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 II СПС «Консультант-Плюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 10699/ (датаобращения: 17.05.2023).

18. Уголовный Кодекс Республики Беларусь II Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0= Hk9900275 (дата обращения: 09.05.2023).

19. Уголовный Кодекс Республики Казахстан II Учет. Законодательство, https://zakon.uchet.kz/rus/docs/ K1400000226#z933 (датаобращения: 10.05.2023).

20. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики II Юрист. https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=36675065&pos=6;-106#pos=6;-106 (дата обращения: 11.05.2023).

21. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан II LexUZ on-line, https://zakon.uchet.kz/rus/docs/ K1400000226#z933 (датаобращения: 10.05.2023).

22. Уголовный Кодекс Республики Армения II Национальное Собрание Республики Армения. http://www. parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang= rus#22 (датаобращения: 11.05.2023).

References

1. «Purchases are withdrawn from the competition» : [RBC] II https://www.rbc.ru/newspaper/2022/03/05/622 Ica559a794700c79aedd7?ysclid=lhre897f7yl37439984 (accessed: 17.05.2023).

2. «Contract system» : [Ministry of Finance of Russia] II https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/?ysclid=lhr dnrjw6q893351365 (accessed: 17.05.2023).

3. Kosygin V. E. Active bribery of a contract service employee, contract manager, member of the procurement commission II Scientific and practical journal «Society and Law». № 4 (82). 2022.

4. Osokin R. В., Kursaev A. V On the validity of the allocation of crimes with two forms of guilt in the Criminal

Code of the Russian Federation and their relationship with the ideal set of crimes // Bulletin of Tambov University : electron, scientific journal Series: Humanities. 2011. № 6 (98). P. 257-260. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=16542232 (accessed: 18.05.2023).

5. Osokin R. B., Nemtinov D. V On the question of the signs of crimes in the sphere of economic activity committed by deception and (or) abuse of trust // Society and law : electron, scientific journal 2016. № 2 (56). P. 121-128. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26508023 (accessed: 18.05.2023).

6. Osokin R.B. On the question of the nature of honor and dignity as moral categories // Socio-economic phenomena and processes : electron, scientific journal 2012. № 10 (44). P. 214-217. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=18995552 (accessed: 18.05.2023).

7. Osokin R. B. Organizational and legal problems of the contract system of procurement of goods, works, services for state and municipal needs and the role of the prosecutor's office in their resolution // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia : electron, scientific journal 2016. № 8. P. 133-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28938525 (accessed: 18.05.2023).

8. Osokin R. B. Criminal and legal characteristics of the methods of committing fraud : dis. ... Cand. of Law : 12.00.08 / MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M., 2004. P. 118-124.

9. Rogova E. V, Ignatieva N. V. The ratio of the crime provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation with related components of corruption crimes // Verb of justice : electron, scientific journal 2022. № 2 (28) P. 27-31. https://cyberleninka.ru/article/n/ sootnoshenie-prestupleniya-predusmotrennogo-st-200-5-uk-rf-so-smezhnymi-sostavami-korruptsionnyh-prestupleni y?ysclid=lggcv7tj9g506480947 (accessed: 11.05.2023).

10. The state of crime (archival data) : [Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // https://MB£.p$/ folder/101762 (accessed: 17.05.2023).

11. Criminal law. Special part: textbook for universities / under the general Ed. L. M. Prozumentova. Tomsk : Publishing House of Tomsk State University, 2019. 844 p.

12. Shuba E. S. Institute of bribery in the criminal law of the CIS countries : comparative legal analysis // Actual issues of combating crimes LLC «Publishing House Concept» : electron, scientific.journal 2020. № 1 P. 23-27.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43927754&ysclid=lgg hlcvq90520694850 (accessed: 17.05.2023).

13. Shurpaev Sh. M., Pitulko K. V Features of committing corruption-related crimes in the field of procurement for public needs // Legal research. 2016. № 10. P. 78-84. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-soversheniya-prestupleniy-korruptsionnoy-napravlennosti-v-sfere-zakupok-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-nuzhd (accessed: 17.05.2023).

14. Federal Law «OnAmendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and on the Suspension of Part 5 of Article 2 of the Federal Law «On the Contract System in the Field ofProcurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs» dated November 4, 2022 № 420-FZ // SPS ConsultantPlus. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_430556/ (accessed: 17.05.2023).

15. The Model Criminal Code (adopted at the seventh plenary session of the Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States by Resolution № 7-5 of February 17, 1996) // «Consortium Code», https://docs.cntd.ru/document/901781490 (accessed: 17.05.2023).

16. Civil Code of the Russian Federation dated November 30, 1994 № 51-FZ // SPS «ConsultantPlus». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW5142/ (accessed: 17.05.2023).

17. Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ of June 13,1996// SPS «ConsultantPlus». https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (accessed: 17.05.2023).

18. Criminal Code of the Republic of Belarus // National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275 (accessed: 17.05.2023).

19. Criminal Code of the Republic of Kazakhstan // Accounting. Legislation, https://zakon.uchet.kz/rus/docs/ K1400000226#z933 (accessed: 10.05.2023).

20. The Criminal Code of the Kyrgyz Republic // Lawyer. https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=36675065&pos=6;-106#pos=6;-106 (accessed: 11.05.2023).

21. Official code of the Republic of Uzbekistan // LexUZ on-line. https://zakon.uchet.kz/rus/docs/K1400000 226#z933 (accessed: 10.05.2023).

22. Criminal Code of the Republic of Armenia // National Assembly of the Republic of Armenia. http://www. parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang= rus#22 (accessed: 11.05.2023).

Информация об авторе

К. И. Паршин - аспирант кафедры уголовного права и процесса Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Information about the author К. I. Parshin - Postgraduate Student of the Department of Criminal Law and Process of the Institute of Law and National Security of the Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 31.10.2023; acceptedforpublication 01.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.