Научная статья на тему 'Сравнительный анализ смертности на территориях Кемеровской области с высоким и низким уровнем общей смертности за период 2005-2015 гг'

Сравнительный анализ смертности на территориях Кемеровской области с высоким и низким уровнем общей смертности за период 2005-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / STANDARDIZED INDICATORS / УРОВЕНЬ СМЕРТНОСТИ / MORTALITY RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Браиловский В.В., Глебова Л.А., Бачина А.В.

Проведенный анализ уровня смертности по средним стандартизованным показателям за период 2005-2015 гг. по административным территориям в сравнении с Кемеровской областью позволил выделить территории с максимальным и минимальным уровнем смертности. Установлены основные закономерности и причины смерти на территориях Кемеровской области с максимальным и минимальным уровнем смертности в период 2005-2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Браиловский В.В., Глебова Л.А., Бачина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of mortality in the territories of the Kemerovo region with high and low total mortality rate for the period 2005-2015

The analysis of mortality according to the average standardized rate for the period 2005-2015 for regions in comparison with the Kemerovo region has allowed to identify the areas with maximum and minimum mortality rates. Established the basic laws and causes of death in the territories of the Kemerovo region with the highest and the lowest mortality rate in the period 2005-2015.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ смертности на территориях Кемеровской области с высоким и низким уровнем общей смертности за период 2005-2015 гг»

12

ЗНиСО

МАЙ Н0Е (290)

УДК 614.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЕРТНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ ОБЩЕЙ СМЕРТНОСТИ ЗА ПЕРИОД 2005-2015 гг.

В.В. Браиловский, Л.А. Глебова, А.В. Бачина

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», Кемерово, Россия

Проведенный анализ уровня смертности по средним стандартизованным показателям за период 2005-2015 гг. по административным территориям в сравнении с Кемеровской областью позволил выделить территории с максимальным и минимальным уровнем смертности. Установлены основные закономерности и причины смерти на территориях Кемеровской области с максимальным и минимальным уровнем смертности в период 2005-2015 гг. Ключевые слова: стандартизованные показатели, уровень смертности.

V.V. Brailovsky, L.A. Glebova, A.V. Bachina □ COMPARATIVE ANALYSIS OF MORTALITY IN THE TERRITORIES OF THE KEMEROVO REGION WITH HIGH AND LOW TOTAL MORTALITY RATE FOR THE PERIOD 2005-2015 □ Center of Hygiene and Epidemiology in the Kemerovo Region Kemerovo, Russia.

The analysis of mortality according to the average standardized rate for the period 2005-2015 for regions in comparison with the Kemerovo region has allowed to identify the areas with maximum and minimum mortality rates. Established the basic laws and causes of death in the territories of the Kemerovo region with the highest and the lowest mortality rate in the period 2005-2015. Key words: standardized indicators, the mortality rate.

Здоровье населения служит основой устойчивости и поступательного социально-экономического развития государства, его безопасности. Высокая общественная значимость состояния здоровья населения ставит перед современным здравоохранением задачи по удовлетворению потребностей общества в доступности современной медицинской помощи и широкому внедрению мер профилактики [3].

Для Кемеровской области с разной направленностью развития отраслей промышленности актуальной проблемой остается комплексная оценка закономерности формирования здоровья населения, ассоциированного с воздействием факторов среды обитания, повышения результативности принятия управленческих решений в системе социально-гигиенического мониторинга [2, 4].

Снижение уровня общей смертности является одной из ключевых задач как здравоохранения, так и органов исполнительной власти всех уровней. Как известно, работа по снижению смертности может быть успешной лишь при наличии данных о причинах, обуславливающих уровни смертности на той или иной территории [1, 2].

Цель работы - установить основные закономерности и причины смерти на территориях Кемеровской области с максимальным и минимальным уровнем смертности в период 20052015 гг.

Материалы и методы. Для проведения анализа смертности использованы данные Федерального и Регионального информационных фондов социально-гигиенического мониторинга, а также данные, представленные Кемеровостатом.

Статистическая обработка данных проведена с помощью программы 8ТЛТ18Т1СЛ 6.0 и посредством М8 Ехсе1-7. Для сравнения средних показателей использовался расчет критерия Манна-Уитни. Для выявления корреляци-

i

онных связей проведен расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

С целью анализа уровня смертности на территориях Кемеровской области использован расчет стандартизованных показателей на 1 000 населения, которые позволяют исключить влияние территориальных различий возрастного состава населения на полученные результаты. Расчет проведен прямым методом по общепринятой методике.

Результаты исследования. Показатели общей смертности населения Кемеровской области в период 2005-2015 гг. колебались от 17,5 (2005 год) до 12,89 (2013 год) и имели тенденцию к снижению (темп тенденции - 0,43). При этом указанная тенденция смертности зарегистрирована на всех административных территориях области, кроме Ижморского района, где показатели имели тенденцию к стабилизации.

Проведенный анализ уровня смертности по средним стандартизованным показателям за период 2005-2015 гг. по административным территориям в сравнении с Кемеровской областью позволил выявить 11 территорий, где стандартизованные показатели статистически значимо превышают показатели области - территории с «высоким» уровнем (от 15,68 в Яш-кинском районе до 17,38 в Ижморском районе); в г. Кемерово средний показатель (12,71) статистически значимо ниже областного (14,47) -территория с «низким» уровнем, а на остальных территориях средние показатели не имеют статистически значимого различия с областным показателем (от 13,07 в г. Полысаево до 15,94 в г. Прокопьевске) - территории со «средним» уровнем смертности.

Для сравнительного анализа территорий с различными уровнями общей смертности по результатам ранжирования выбраны по 6 территорий, расположенных в верхней (далее -территории с максимальным уровнем) и ниж-

МАЙ Н0Е (290)

ЗНиСО

13

ц

ней (далее - территории с минимальным уровнем) части представленного ряда. Таким образом, в число территорий с максимальным уровнем общей смертности за период 2005-2015 гг. вошли районы: Ижморский, Прокопьевский, Беловский, Мариинский, Ленинск-Кузнецкий и Чебулинский; в число территорий с минимальным уровнем общей смертности за указанный период вошли города: Кемерово, Березовский, Юрга, Междуреченск, Новокузнецк, а также пгт. Краснобродский.

Обращает на себя внимание различие в соотношении городского и сельского населения, проживающего в указанных группах территорий: на территориях с максимальными показателями смертности городское население составило в среднем 5,07 %, сельское - 94,93 %; на территориях с минимальными показателями соотношение обратное - соответственно 75,8 % и 24,2 %.

Средние за период стандартизованные показатели общей смертности территорий с высоким уровнем колебались от 20,58 (2005 г.) до 15,58 (2013 г.) и имели тенденцию к снижению (темп тенденции - 0,402). Показатели территорий с минимальным уровнем смертности колебались от 16,2 (2005 г.) до 11,94 (2015 г.) и также имели тенденцию к снижению (темп тенденции - 0,372) (рис.). Средний за период стандартизованный показатель на территориях с максимальным уровнем смертности (16,99) превышает аналогичный показатель территорий с минимальным уровнем (13,57) на 25,17 %.

Проведенные расчеты выявили наличие сильной прямой корреляционной связи в динамике общей смертности указанных групп территорий - коэффициент корреляции Спирмена = 0,95, р < 0,002. Кроме того, выявлена прямая сильная корреляционная связь динамики общей смертности на всех территориях области (коэффициенты корреляции от 0,7 до 0,96, р < 0,012). Исключение составляют три территории, на которых показатели смертности не имеют статистически значимых корреляционных связей с другими территориями: г. Калтан, Ижморский и Тяжинский районы.

В анализируемых группах территорий не выявлено статистически значимого различия в структуре общей смертности по полу. Удельный вес мужчин в смертности на территориях с максимальными показателями составил за пе-

риод 2005-2015 гг. 54,87 %, с минимальными -54,31 %; удельный вес женщин равен соответственно 45,13 % и 45,69 %. Вместе с тем средние за период показатели смертности мужчин превышают аналогичные показатели женщин на территориях с максимальными показателями в 1,9 раза (соответственно 23,2 и 12,23); на территориях с минимальными показателями смертности данное превышение составило 2,0 раза (соответственно 19,38 и 9,49). При этом указанные показатели мужчин на территориях с максимальными показателями смертности выше, чем на территориях с минимальными показателями на 19,71 %, у женщин - выше на 28,83 %.

Анализ структуры общей смертности по возрасту в целом за период 2005-2015 гг. не выявил различия в ранговых местах анализируемых возрастных групп (табл. 1).

Таблица 1. Структура общей смертности по возрастным группам

Возрастная группа Территории с минимальным уровнем общей смертности Территории с максимальным уровнем общей смертности

Дети в возрасте 014 лет 1,12 % 1,55 %

Трудоспособный возраст 36,11 % 38,51 %

Пенсионный возраст 62,77 % 60,14 %

Однако расчеты показывают, что различия представленных показателей статистически значимы, что свидетельствует о большей частоте смертности в более молодом возрасте на территориях с максимальными показателями смертности. В связи с этим выводом проведен расчет среднего возраста смерти от ведущих классов болезней в обеих группах территорий на начало и конец анализируемого периода (табл. 2).

Из приведенных данных видно, что если в 2005 г. на территориях с максимальным уровнем общей смертности лишь по трем классам болезней средний возраст смерти был «моложе», чем на территориях с минимальным уровнем (новообразования, психические расстройства, болезни органов дыхания), то в 2015 г. данное соотношение зарегистрировано по 6 классам болезней из 8 приведенных в табл. 2.

20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

2005 2006 2007 2008

2009

2010

2011

2012 2013 2014 2015

^ "Минимальный ур°Еень Максимальный уровень

Рис. Динамика средних стандартизованных показателей на территориях с максимальным и минимальным уровнем общей смертности за период 2005-2015 г. (на 1 000 населения)

14

ЗНиСО

МАЙ Н0Е (290)

Таблица 2. Средний возраст смерти на территориях Кемеровской области с максимальными и минимальными уровнями общей смертности от ведущих причин смерти за 2005 и 2015 гг. (лет)

Причина смерти Территории с минимальным уровнем общей смертности Территории с максимальным уровнем общей смертности

2005 2015 2005 2015

Все причины 58,9 61,8 58,9 60,7

Инфекционные и паразитарные болезни 44,6 40,3 44,0 43,4

Новообразования 68,0 68,1 64,9 65,6

Психические расстройства 52,5 51,8 39,2 43,3

Болезни системы кровообращения 68,7 69,3 69,0 67,6

Болезни органов дыхания 59,5 66,6 55,0 65,1

Болезни органов пищеварения 54,5 57,7 55,0 54,3

Симптомы и признаки неклассифицированные 47,9 59,1 53,7 67,9

Травмы и отравления 43,1 46,0 43,1 44,9

i

Анализ причин общей смертности по классам болезней в анализируемых группах территорий выявил как общие закономерности, так и существенные различия. Ведущей причиной на территориях с максимальным и минимальным уровнем смертности являются болезни системы кровообращения (соответственно 48,77 % и 48,56 %). Однако на последующих ранговых местах находятся различные классы болезней. Так, на территориях с максимальным уровнем смертности второе место занимает смертность от травм и отравлений (16,45 %), а на территориях с минимальным уровнем - от новообразований (16,34 %); на третьем месте соответственно смертность от новообразований (11,16 %) и от травм и отравлений (15,44 %). Следует отметить, что различие доли смертности от аналогичных классов болезней, находящихся на втором и третьем местах, статистически значимо. Кроме того, на территориях с максимальным уровнем смертности выявлено статистически значимое превышение доли таких классов, как психические расстройства (соответственно 1,09 % и 0,24 %), болезни органов дыхания (5,09 % и 4,63 %), симптомы и признаки неклассифицированные (6,5 % и 3,19 %).

Представляют интерес результаты анализа причин смерти внутри указанных классов болезней. Проведенные расчеты показали, что на территориях с максимальным уровнем смертности имеется статистически значимое превышение доли следующих причин смерти:

- болезни системы кровообращения: ишеми-ческая болезнь сердца (соответственно 60,28 % и 48,44 %), гипертоническая болезнь (8,89 % и 3,92 %);

- новообразования: рак трахеи, бронхов легких (16,55 % и 13,86 %), рак костей и мягких тканей (6,53 % и 5,57 %);

- травмы и отравления: самоубийство (19,99 % и 13,3 %), убийство (11,84 % и 10,94 %), дорожно-транспортные происшествия (7,69 % и 5,63 %), случайное утопление (4,91 % и 3,64 %), случайное удушение (4,88 % и 3,39 %);

- психические расстройства (в связи с изменением отчетной формы показатели приведены за 2 периода): за 2005-2010 гг. - хронический алкоголизм (94,05 % и 62,71 %), за 2011-

2015 гг. - пагубное употребление алкоголя (33,95 % и 13,73 %);

- болезни органов дыхания: хроническая об-структивная болезнь легких (46,53 % и 26,32 %);

- симптомы и признаки неклассифицированные: старость (74,43 % и 19,15 %).

На территориях с максимальным уровнем общей смертности средний показатель младенческой смертности за период 2005-2015 гг. (11,29 на 1 000 родившихся живыми) статистически значимо превышает аналогичный показатель территорий с минимальным уровнем (8,47) на 33,29 %. При этом на территориях с максимальным уровнем в сравнении с территориями с минимальным уровнем общей смертности отмечается статистически значимое превышение долей причин смерти по таким классам болезней, как болезни органов дыхания (соответственно 5,74 % и 2,44 %), а также травмы и отравления (16,88 % и 12,44 %).

В качестве одной из ведущих причин более высокого уровня смертности у лиц, проживающих в сельской местности, некоторые отечественные исследователи называют низкую обращаемость за медицинской помощью в силу различных социальных и психологических особенностей этой группы населения. Однако, в результате проведенных расчетов установлено, что количество обращений, приходящихся на одного врача в поликлинических учреждениях территорий с максимальным уровнем общей смертности составило в среднем за период 2006-2015 гг. 3 202,46, в то время как на территориях с минимальным уровнем - 2 775,05. Вместе с тем, число врачей поликлинических учреждений, приходящиеся на 10.000 населения на территориях с максимальным уровнем составило 20,91, а на территориях с минимальным уровнем - 32,11.

С целью выявления возможного влияния показателя обеспеченности врачебными кадрами на уровень смертности двух сравниваемых групп населения проведен регрессионный анализ. Результаты данного анализа показывают, что в указанный период существовала статистически значимая «средней силы» корреляционная связь между общей смертностью и показателем обеспеченности врачебными кадрами (г = 0,35, р < 0,05). Расчет коэффициента детер-

МАЙ HOC (290)

ЗНиСО

минации показал, что воздействие данного фактора на здоровье население определяет 12,0 % общей смертности. Следовательно, основную |— роль в уровне общей смертности населения I— анализируемых территорий (88,0 %) играют факторы, не учтенные в данном исследовании.

Выводы. Проведенный анализ позволил выявить как общие закономерности, так и отличительные особенности общей смертности —т на территориях с максимальным и минимальным уровнем в период 2005-2015 гг. К общим т закономерностям следует отнести: ^зс - наличие сильной корреляционной связи в —т динамике общей смертности двух сравниваемых групп территорий;

- наличие сильной корреляционной связи в ^^ динамике общей смертности между всеми тер-Е^ риториями Кемеровской области;

—- - отсутствие различий структуры общей '—' смертности по полу;

^^ - одинаковое соотношение показателей смертности мужчин и женщин;

- одинаковые ранговые места возрастных групп в общей смертности;

- незначительное влияние фактора обеспеченности врачами поликлинических учреждений на уровень смертности.

К отличительным особенностям территорий с максимальным и минимальным уровнем общей смертности следует отнести:

- более молодой возраст смерти на территориях с максимальным уровнем общей смертности;

- различие в уровнях младенческой смертности;

- различие ранговых мест причин смерти по классам болезней;

- различие ранговых мест причин смерти внутри классов болезней.

Выявленные общие и отличительные закономерности позволяют предположить, что уро-

вень общей смертности на территориях Кемеровской области определяется одним общим фактором, который на территориях с максимальным уровнем общей смертности действует более интенсивно. Таким общим фактором, объясняя-ющим выявленные особенности общей смертности на территориях Кемеровской области, может быть образ жизни, который характеризуется у большинства населения наличием вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение), гиподинамией, высокими стрессовыми нагрузками, отсутствием рационального питания. Указанный вывод согласуется с данными Всемирной организации здравоохранения, отводящей не менее 50,0 % образу жизни как фактору, определяющему здоровье человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голева О.И. Экономическая оценка потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 12 (261). С. 7-9.

2. Зубарев А.Ю. Анализ структурно-динамических и прогнозных тенденций преждевременной смертности населения города Перми для задач социально-гигиенического мониторинга // Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 6 (195). С. 34-37.

3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Министерство здравоохранения и социального развития. М., 2008. 80 с.

4. Коськина Е.В. и др. Комплексная гигиеническая оценка медико-экологической ситуации в Кемеровской области / Е.В. Коськина, Л.А. Глебова, Л.В. Попкова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 7 (256). С. 10-13.

Контактная информация:

Браиловский Валерий Вениаминович, тел.: +7 (903) 946-36-21, e-mail: sgm.kemerovo@mail.ru Contact information: Brailovsky Valery, phone: +7 (903) 946-36-21, e-mail: sgm.kemerovo@mail.ru

♦ ♦ ♦

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.