Научная статья на тему 'Сравнительный анализ рынков инфузионных растворов России, Беларуси, Украины и Казахстана'

Сравнительный анализ рынков инфузионных растворов России, Беларуси, Украины и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / РЫНОК / ИНФУЗИОННЫЕ РАСТВОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Елена

В отличие от российского рынка инфузионных растворов1, профиль которого является в достаточной степени устоявшимся, аналогичные рынки Беларуси, Украины и Казахстана в 2007 г. характеризовались значительными изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unlike the Russian infusion market which by now acquired certain stability, the infusion seg-ments of Belarussian, Ukranian and Kazakhstan pharmaceutical markets scored significantchanges in 2007.Elena TROFIMOVA, Pharm.D., «Tsitomed. Marketing» (ZAO TsM «Pharm»). A comparativereview of the infusion markets of Russia, Belarus, Ukraine and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ рынков инфузионных растворов России, Беларуси, Украины и Казахстана»

Елена ТРОФИМОВА, д.ф.н., «Цитомед. Маркетинг» (ЗАО ЦМ «Фарм»)

Сравнительный анализ рынков инфузионных растворов

РОССИИ, БЕЛАРУСИ, УКРАИНЫ И КАЗАХСТАНА

В отличие от российского рынка инфузионных растворов1, профиль которого является в достаточной степени устоявшимся, аналогичные рынки Беларуси, Украины и Казахстана в 2007 г. характеризовались значительными изменениями.

Если в 2005—2006 гг. в Беларуси и Казахстане наблюдалось сокращение продаж инфузионных растворов, то в 2007 г. динамика этих рынков, как и рынков России и Украины, носила позитивный характер. В сравнимых натуральных показателях (упаковках стандартных объемов)2 наиболее высокие темпы роста, превосходящие российские показатели (+8%), были достигнуты в Казахстане (+13%), наименее высокие — в Украине (+2,4%), средние — в Беларуси (+4,2%) (рис. 1). На фоне этого украинский рынок характеризовался относительно высокими показателями стоимостной динамики (+21%), приближающимися к российскому уровню (+23%), в то время как Казахстан и Беларусь показали скромные темпы роста (+13%) (рис. 2). По итогам 2007 г. Казахстан, как и в прошлые годы, лидировал среди названных стран по удельным показателям потребления инфузионных растворов на душу населения, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении (рис. 1, 2). Самый низкий уровень потребления в натуральном выраже-

нии по-прежнему в РФ и Беларуси, в стоимостном — в Беларуси. Украина, которая в 2006 г. по продажам на душу населения (в упак.) достигла уровня Казахстана, в 2007 г. вновь оказалась на 2 месте.

В 2007 г. доля российского рынка в совокупном рынке 4 стран в стоимостном выражении составляла 67,4%, украинского — 20,4% , казахского — 9,1% и белорусского — 3,1%. Как и в предыдущие годы, наблюдался процесс расширения позиций российского рынка при сокращении белорусского и казахского. Доля украинского рынка в 2007 г. изменилась минимально.

На российском рынке наблюдалась устойчивая тенденция к расширению доли госпитального сектора и сокращению розничного, что свидетельствует о позитивном развитии рынка инфузион-ных растворов. На рынках 3 других стран в 2007 г., напротив, наблюдалось сокращение госпитального сектора и увеличение розничного. Принципиальные изменения произошли на украинском рынке, где доля розничного сектора по сравнению с 2006 г. увеличилась с

36 до 55% (госпитального, соответственно, сократилась с 64 до 45%). Существенные изменения произошли также на белорусском рынке (расширение розничного сектора с 17 до 25%), относительно небольшие — на казахском (с 25 до 28%).

Структура казахского рынка в 2007 г. по-прежнему в наибольшей степени отличалась от структур рынков других стран, однако наблюдаемые по сравнению с 2006 г. сдвиги способствовали некоторому смягчению этих особенностей (рис. 3)- Так, доля солевых моноком-понентных растворов выросла с 20 до 28%, растворов сахаров — с 12,7 до 14,5%. Доля плазмозамещающих, аутогенных и детоксикационных растворов, напротив, сократилась, соответственно, с 28,5 до 27,4%, с 17,2 до 13,8% и с 6,4 до 2,5%. Это приблизило казахский рынок к параметрам российского. Однако доля средств для парентерального питания на казахском рынке сократилась с 10,4 до 8,8%, в то время как на российском рынке доля этой группы, напротив, увеличилась с 9 до 11%.

В отличие от Казахстана, изменения, произошедшие в 2007 г. на рынках Украины и Беларуси, скорее отдалили их от картины российского рынка, а не наоборот (рис. 3)- Доля монокомпонент-ных солевых растворов на белорусском рынке, где она и так была максимальной, выросла еще больше — с 44 до 45%, в то время как на российском рынке она сократилась с 38 до 34%. В Украине наблюдался рекордный рост продаж по-ликомпонентных растворов (+60%), в результате чего доля этой группы выросла с 16 до 21% (в России с 8 до 9%). Доля плазмозамещающих растворов, которая в Беларуси и Украине заметно меньше (14 и 16%), чем в РФ (20%), не увеличи-

l|Ig||SS!BSjSSj=

Unlike the Russian infusion market which by now acquired certain stability, the infusion segments of Belarussian, Ukranian and Kazakhstan pharmaceutical markets scored significant changes in 2007.

Elena TROFIMOVA, Pharm.D., «Tsitomed. Marketing» (ZAO TsM «Pharm»). A comparative review of the infusion markets of Russia, Belarus, Ukraine and Kazakhstan.

1 В анализе учитывались растворы, влияющие на водно-электролитный баланс, плазмозамещающие растворы, препараты плазмы крови, средства для парентерального питания.

2 Пересчет производился на объемы наиболее широко продаваемых упаковок в каждой из групп рас-твоБров.

ТАБЛИЦА i| Инфузионные растворы, лидирующие по продажам в 2007 г

Рейтинг 2007 Россия Беларусь Украина Казахстан

Рейтинг 2006 Торговое наименование Рейтинг 2006 Торговое наименование Рейтинг 2006 Торговое наименование Рейтинг 2006 Торговое наименование

1 1 Натрия хлорид 1 Натрия хлорид 1 Натрия хлорид 1 Натрия хлорид

2 2 Глюкоза 2 Глюкоза 2 Глюкоза 3 Глюкоза

3 4 Альбумин 3 Реополиглюкин 3 Реосорбилакт 2 Альбумин

4 3 Реополиглюкин 18 Рефортан плюс 5 Рефортан ГЭК 6% 4 Рефортан ГЭК 6%

5 5 Реамберин 5 Рефортан ГЭК 6% 4 Реополиглюкин 6 Реополиглюкин

6 6 Рефортан ГЭК 6% 4 Инфезол 6 Альбумин 5 Инфезол

7 7 Инфезол 25 Вамин 18 б/э 7 Рингер 8 Стабизол ГЭК 6%

8 9 Аминоплазмаль 8 Рингер 17 Реамберин 10 Полиглюкин

9 10 Гемохес 6% 6 ХАЕС-стерил 9 Инфезол 7 Гемодез

10 8 Стабизол ГЭК 6% 20 Реамберин 16 Гелофузин 9 Декстран 40

11 14 Липофундин МСТ/ЛСТ 17 Сормантол 12 Стабизол ГЭК 6% 13 Маннит

12 11 Рингер 10 Вамин 14 б/э 11 Маннит Гемодез Н

13 20 Гелофузин 7 Липовеноз 10 Трисоль 12 Дисоль

14 16 Ацесоль 12 Ацесоль 14 Рефортан плюс 17 Трисоль

15 13 Волювен 9 Гемодез 15 Сорбилакт 21 Рефортан плюс

лась. Оба рынка отличает относительно большая доля осмотических диуретиков (3,6 и 2,3%), которая на российском рынке минимальна (0,7%).

Перечень инфузионных растворов, лидирующих по объему продаж, в России остается достаточно стабильным (табл. 1). В частности, в 2007 г. не претерпели никаких изменений первые 7 позиций. В отличие от России, рынки 3 других стран характеризуются заметными перемещениями в рейтингах. Особенно активно в 2007 г. эти процессы протекали в Беларуси, однако и здесь первые три лидера остались неизменными. Так, с большим отрывом от других препаратов белорусский рейтинг по-прежнему возглавляют Натрия хлорид и Глюкоза (табл. 1). Если рынок Натрия хлорида по сравнению с предыдущим годом вырос на 16% (т.е. чуть больше, чем весь белорусский рынок), то рынок Глюкозы, по примеру прошлых лет, показал отрицательную динамику (-5%). Несмотря на сокращение продаж (-16%), лидирующее 3 место сохранил за собой также Ре-ополиглюкин. В остальной части рейтинга белорусского рынка произошли значительные изменения. Так, на 4 место с 18 поднялся Рефортран плюс (Berlin-Chemie/Menarini Group), продажи которого выросли в 7 раз. Рефортран ГЭК сохранил свое 5 место в рейтинге, показав умеренную позитивную дина-

РИСУНОК 1

| Объем всех продаж инфузионных растворов и их потребление на душу населения (упак. станд. объема), 2006—2007 гг.

100000

80000

60000

40000

20000

0

£ ™

• !П

сл

т

П ■ Ш_____

РФ

Беларусь

Украина

Казахстан

РИСУНОК 2

| Объем продаж инфузионных растворов и их потребление I на душу населения в оптовых ценах (долл.), 2006—2007 гг.

200000

150000

100000

50000

1

Щ — Все продажи 06

□ — Все продажи 07

о_

РФ

Беларусь

Украина

Казахстан

40

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКОВ ИНФУЗИОННЫХ РАСТВОРОВ РОССИИ, БЕЛАРУСИ, УКРАИНЫ И КАЗАХСТАНА

РИСУНОК 3

| Структура продаж по группам

растворов (опт. цены), 2006—2007 гг.

2,0

1.5

9.6 0

3,2 09 0,7 2,3

g6i pq^ П^П9:0 S

_ 3Л 10,4 0,0 1---

----- 95

13,3

5,64

16,8 17,2

17,1 12,7

15,84

28,5

35,76 3,33

20,47

15,8

1,3

2,5

13,8

27,4

РФ Беларусь Украина Казахстан 2006

РФ

34,22

Беларусь Украина Казахстан 2007

| — Монокомпонентные солевые растворы □ — Аутогенные

□ — Поликомпонентные растворы □ — Средства для парентерального питания

I | — Плазмозамещающие растворы Ц — Детоксикационные растворы

□ — Растворы сахаров ■ — Осмотические диуретики

20,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20,98

мику (+14%). Еще один раствор той же компании — Инфезол, напротив, снизил рейтинг (с 6 на 4), поскольку его продажи сократились более чем на треть. Значительно улучшились позиции (с 25 места до 7) Вамина 18 б/э (Fresenius AG), продажи которого увеличились на порядок. Существенно вырос рейтинг еще целого ряда препаратов, в т.ч. российского поликомпонентного раствора Реамберина (НТФФ «Поли-сан») (с 10 места до 20), продажи которого выросли в 4,5 раза. Ряд препаратов — ХАЕС-стерил и Липовеноз (Fresenius AG), Гемодез, — напротив, показали отрицательную динамику и снизили свой рейтинг.

В Украине с большим отрывом от других растворов лидером продаж является Натрия хлорид, который составил треть всего рынка (табл. 1). Однако продажи этого препарата по сравнению с 2006 г. выросли меньше, чем рынок в целом (+16% против +21%), в результате чего его доля несколько сократилась. Поскольку продажи Глюкозы показали отрицательную динамику (-9%), раствор, занимающий на украинском рынке 3 место, практически сравнялся с ней по объему продаж. Речь идет о местном брэндированном препарате Реосорбилакт («Юрия-Фарм»), продажи которого в 2007 г. выросли в 1,5 раза. Реополиглюкин, напротив, имел выраженную отрицательную динамику продаж (-34%), в результате чего сменил 4ю позицию в рейтинге на 5-ю, пропустив вперед Рефортран ГЭК (+37%). Наиболее значительный рывок был совершен в продажах Реамберина, объем которого вырос в 5,7 раза, в результате чего доля этого препарата составила 3% всего рынка, и он поднялся с 17 на 8 место в рейтинге. Высокие показатели динамики были характерны также для Ге-лофузина (Fresenius AG) (+182%), который сменил 16 место в рейтинге на 10. В отличие от белорусского рынка, где достаточно большой перечень препаратов показал отрицательную динамику, в Украине сокращение продаж продемонстрировали только Глюкоза и Ре-ополиглюкин.

Успехами Реосорбилакта и Реамберина объясняется то, что группа поликомпо-нентных растворов, в которую они

включены, в 2007 г. значительно усилила свои позиции на украинском рынке и по объему продаж вышла на 2 место, уступив только монокомпонентным солевым растворам (рис. 3).

Для рынка Казахстана характерно сохранение тенденции быстрого роста продаж Натрия хлорида и Глюкозы и, соответственно, повышение их позиций в рейтинге (табл. 1). Так, еще в 2005 г. лидером продаж на казахстанском рынке был Альбумин, который в 2006 г., при сохранении продаж на прежнем уровне, опустился на 2 место, а в 2007 г., при отрицательной динамике (-9%), оказался на третьем. Соответственно, Натрия хлорид и Глюкоза его опередили, причем первый совершил значительный рывок вперед. Несмотря на то что продажи Натрия хлорида выросли более чем в 1,5 раза (т.е. существенно больше, чем весь рынок, который увеличился на 13%), его доля в структуре рынка по-прежнему самая низкая по сравнению с другими странами — 28%. В Казахстане, в отличие от прочих рынков, рост продаж (+28%) показала также и Глюкоза, что привело к увеличению ее доли до 14%.

Изменения в казахстанском рейтинге инфузионных растворов коснулись и других позиций. Так, Реополиглюкин, несмотря на более скромный рост продаж

по сравнению с ростом всего рынка (+8,5% против +13%), улучшил свой рейтинг, поднявшись с 6 на 5 место. Напомним, что на рынках Беларуси и Украины продажи этого препарата существенно сократились. Отрицательную динамику, кроме Альбумина, продемонстрировали также Инфезол (-7%), Гемодез (-71%) и Декстран 40 (-19%), при этом впервые в структуре продаж был отмечен Гемодез Н, частично возместивший потери Гемодеза. Значительно ухудшились позиции Реамберина, спустившегося с 11 на 23 строчку рейтинга, что связано с задержками в перерегистрации этого препарата на рынке Казахстана.

Рынки Беларуси и Украины отличает то, что местные производители занимают на них доминирующее положение (соответственно, 80 и 74%), хотя их доли в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшились (рис. 4). Сокращение позиций местных компаний, являющееся общей тенденцией для всех рынков, произошло также в Казахстане (с 34 до 28%) и России (с 65 до 57%). В Беларуси и Украине рейтинги компаний-производителей возглавляют местные производители, предлагающие широкий перечень инфузионных растворов различных групп. В Беларуси два первых места занимают Несвижский завод меди-

Доля местных и зарубежных компаний в структуре продаж инфузионных растворов (опт. цены), 2006—2007 гг.

100 80 60 40 20 О

РФ Беларусь Украина Казахстан РФ Беларусь Украина Казахстан 2006 2007

| — Российские | | — Местные □ — Зарубежные

цинских препаратов (49% от общих (12%). Berlin-Chemie/Menarini Group на

продаж) и «Фармлэнд» СП (22%), в Украи- обоих рынках располагается на третьей

не — «Юрия Фарм» (25%) и «Биофарма» позиции в рейтинге (соответственно,

РИСУНОК 4

9,3 и 11%), а на казахском рынке лидирует (23%).

Таким образом, рынки инфузионных растворов Украины, Казахстана и особенно Беларуси характеризуются умеренными темпами роста и значительными структурными изменениями. Белорусский рынок является наиболее концентрированным с наименьшим числом представленных здесь компаний (всего 7), украинский — напротив, как относительно крупный с достаточно широким перечнем производителей (34), характеризуется низкими показателями концентрации. Казахский рынок по отношению к первым двум занимает промежуточное положение — и по объему капитализации, и по числу компаний (27), и по концентрации, однако он продолжает оставаться наиболее своеобразным по своей структуре. В отличие от рынков других стран, рынок России, как наиболее развитый, характеризуется относительной структурной стабильностью и устойчивостью основных тенденций развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.