Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ НИЗШИХ ДИВИЗИОНОВ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ НИЗШИХ ДИВИЗИОНОВ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
6
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СТРАТЕГИЯ / ЛИГА/ДИВИЗИОН / ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / ДОХОД / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаспарян А. К.

В футболе существует немало примеров клубов, которые смогли из низших дивизионов подняться в «элиту» и даже стать чемпионами в своей стране, а также сравнительно неплохо выступить на европейской арене. Они добивались такого результата за счет грамотного управления директорами клубов финансами, человеческими ресурсами и т.д. В данной статье предпринята попытка исследовать феномен таких команд, его особенности и проведен анализ, как последние этого добились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2411-0450-2023-5-1-111-121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF FOREIGN AND RUSSIAN FOOTBALL CLUBS OF THE LOWER DIVISIONS WITH HIGH RESULTS

In football, there are quite a few examples of clubs that were able to rise from the lower divisions to the "elite" and even become champions of their countries, as well as perform well on the European stage. They achieved this result due to the competent management of the club's directors with finances, human resources, etc. This article attempts to explore the phenomenon of such teams, its features and analyzes how the latter have achieved this.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ НИЗШИХ ДИВИЗИОНОВ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ НИЗШИХ ДИВИЗИОНОВ С ВЫСОКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

А.К. Гаспарян, магистрант

Научный руководитель: О.Н. Левшина, д-р экон. наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Москва)

DOLЮ.24412ШП-0450-2023-5-1-Ш-121

Аннотация. В футболе существует немало примеров клубов, которые смогли из низших дивизионов подняться в «элиту» и даже стать чемпионами в своей стране, а также сравнительно неплохо выступить на европейской арене. Они добивались такого результата за счет грамотного управления директорами клубов финансами, человеческими ресурсами и т.д. В данной статье предпринята попытка исследовать феномен таких команд, его особенности и проведен анализ, как последние этого добились.

Ключевые слова: футбол, стратегия, лига/дивизион, футбольный клуб, доход, конкуренция.

Дискуссия о стратегическом конкурентном анализе в профессиональном командном спорте обширна. Его истоки лежат в американских профессиональных лигах, где распределение доходов стало распространенным механизмом поддержания конкурентного баланса. Европейская модель профессионального командного спорта несколько отличается, хотя обе модели (европейская и североамериканская) учитывают важность конкурентного баланса в своей структуре и последствия, которые он может иметь для спроса на «продукт». Аналогичная схема стратегического развития футбольных клубов отмечена и в российском футболе. Действительно, в отношении успешных спортивных лиг Л.Ф. Грут заявил, что «каждый конкурент имеет неотъемлемый интерес в поддержании здоровья своих соперников». Потенциальным следствием является то, что чрезмерно несбалансированная конкуренция может негативно повлиять на интерес болельщиков и, следовательно, на спрос.

Исследования.

Существует ряд исследований, посвященных ACB, причем значительная часть исследований сосредоточена на спортивных лигах Северной Америки [1]. В последние годы появилось несколько иссле-

дований, посвященных стратегическому анализу в профессиональных командных видах спорта в Европе, прежде всего, в футболе, но иногда и в других видах спорта, таких как регби [2].

Что касается профессионального футбола, предыдущие исследования, посвященные изучению соревновательного баланса, почти полностью сосредоточены на так называемой «большой пятерке» лиг (Англия, Франция, Германия, Италия и Испания) с небольшим количеством работ, посвященных более мелким лигам, таким как Австрия и Швейцария [3]. Помимо этих работ, похоже, что футбольным лигам в других европейских странах уделялось мало внимания [4].

В данном исследовании представлен обновленный анализ стратегий развития в низших лигах «большой пятерки» в Европе, и расширено поле данных с использованием продольного и сравнительного подходов к анализу данных. Кроме того, здесь также рассмотрена российская практика вышеуказанных данных. В европейском профессиональном футболе прошлые данные (табл. 1) представляют собой неубедительную картину относительно конкуренции между командами в топ-лигах.

Таблица 1. Конкурентный анализ европейских и российских лиг предшественниками.

Авторы Исследованные лиги Временные рамки для анализа Показатели КБ

Koning (2000) [5] Первый дивизион Нидерландов 1970-2000 Стандартное отклонение очков, коэффициенты концентрации

Szymanski (2001) [6] Английский первый дивизион 1978-1998 Коэффициент дисперсии (СУ), стандартное отклонение процентов побед

Michie and Oughton (2004) [7] Французский, английский, итальянский, немецкий и испанский первые дивизионы 1948-2004 Стандартное отклонение процента побед, коэффициент концентрации пяти клубов (индекс С5), индекс соревновательного баланса Херфиндаля (Н1СВ), кривая сезонного баланса Лоренца ^ВС)

Goossens (2006) [8] Бельгийский, датский, французский, английский, итальянский, немецкий, греческий, голландский, португальский, шведский и испанский первые дивизионы 1964-2005 Процент побед, коэффициент концен-грации трех клубов (индекс С3), кривая сезонного баланса Лоренца (LSBC)

Ramchandani (2012) [9] Английская премьер-лига 1992-2010 Межквартильный размах (IQR), разрыв между верхним и нижним квартилями (TBQ), коэффициент дисперсии (СУ), коэффициент концентрации верхних 25% (С25%), коэффициент концентрации верхних 50% (С50%), индекс Хиршмана-Герфиндаля (НН1)

Montes et al. (2014) [10] Немецкий, испанский, итальянский, французский, голландский, португальский, шотландский, швейцарский и российский первые дивизионы 1929-2012 Стандартное отклонение баллов, индекс Джини, тест Монте-Карло

Groot (2018) [11] Французский, английский, итальянский, немецкий, голландский и испанский первые дивизионы 1946-2006 Стандартное отклонение очков, индекс неожиданности, коэффициенты концентрации трех лучших и трех низших клубов, индекс превосходства

Так, ряд исследований не выявил существенных изменений в конкурентном балансе в европейских лигах, включая первый дивизион Германии, Франции и Испании (Goossens, 2006), первый дивизион Франции и Испании (Groot, 2018), первый дивизион Нидерландов (Koning, 2000), первый дивизион Франции (Michie and Oughton, 2004) и первый дивизион Англии (Szymanski, 2001). Другие сообщают о снижении конкурентного баланса в некоторых лигах, включая английский и итальянский первые дивизионы (Goossens, 2006), английский, немецкий, итальянский и голландский первые дивизионы (Groot, 2018) и испанский первый дивизион (Montes, et al., 2014).

Вышеуказанная литература посвящена исключительно первым дивизионам соответствующих лиг. Пламли и соавторы (2017) оценили состояние конкурентного баланса во всей системе английских фут-

больных лиг (четыре основные профессиональные лиги): авторы обнаружили снижение конкурентного баланса в England Premier League (EPL) c течением времени и пришли к выводу, что EPL в целом менее сбалансирована по сравнению с низшими дивизионами Футбольной лиги, на что отчасти влияет финансовое неравенство между командами в EPL и Футбольной лиге [12]. Другое исследование Пламли и Флинта (2015), в котором рассматривался конкурентный баланс групповых этапов Лиги чемпионов УЕФА, выявило недостатки в системе ранжирования и посева, используемой УЕФА, и показало, что исторически на групповых этапах Лиги чемпионов наблюдался конкурентный дисбаланс. Более того, они утверждают, что система отбора продолжает приносить пользу «большим» клубам Европы и предоставляет им больше возможностей для выхода в плей-офф соревнования. Здесь стоит

отметить, что выход в плей-офф этого соревнования представляет собой прибыльный поток доходов для клубов, что, в свою очередь, обеспечивает им финансовое преимущество перед конкурентами в их соответствующих внутренних лигах, которое можно было бы потратить на повышение таланта игроков в своих командах.

Контраст в этих исследованиях также отражает более широкие проблемы, связанные с изучением конкурентного баланса. Как утверждает Павловски (2015), эмпирические данные могут быть «неправильными», потому что прокси, используемые для измерения конкурентного баланса, неадекватны [13].

Действительно, проблема измерения конкурентного баланса в спортивной лиге привлекла значительное внимание в академической литературе по экономике спорта в последние годы. Более того, измерение конкурентного баланса в спортивной лиге имеет долгую историю конкурирующих методов [14]. Исследователи применяли несколько мер концентрации или неравенства, некоторые из которых были заимствованы из промышленной экономики, к коэффициенту побед спортивных команд или данным об очках лиги. Существует множество индексов, предложенных и используемых для измерения стратегического развития лиг и команд, ряд из которых можно найти в текстах Грута (2018) и Мичи и Оутон (2004). Также ряд исследований показал, что конкурентный баланс не так важен, как предполагалось в предыдущих исследованиях [15]. Однако в этих работах больше внимания уделяется анализу конкурентного баланса в сравнении с концепцией uncertainty of outcome hypothesis (UOH) и посещаемостью болельщиков.

Действительно, в последние годы европейский руководящий орган этого вида спорта (УЕФА) подчеркивал, что конкурентный баланс является наиболее важной задачей для стратегического развития европейского футбола на ближайшие несколько лет. Этот вопрос также послужил движущей силой для введения в 2011 году правил финансового fair play, которые были направлены на создание более «ровно-

го» игрового поля в европейском футболе путем поощрения клубов тратить по средствам. Это подчеркивает актуальность данной темы с практической точки зрения при рассмотрении ACB с течением времени.

В данном случае можно различать два аспекта конкурентного баланса, которые литература по ACB стремится измерить -уровень концентрации и уровень доминирования. Первый из них относится к степени близости между командами в лиге в течение сезона, тогда как второй рассматривает степень, в которой одни и те же команды последовательно достигают вех, таких как победа в лиге, в течение нескольких сезонов. Существенное различие между этими двумя понятиями заключается в том, что идентичность команды не имеет значения для показателей концентрации, но имеет значение для показателей доминирования.

Лига с меньшим количеством различных обладателей титула в течение длительного периода времени предполагает, что у них более высокий уровень доминирования в лиге. Так, Бузакки и соавторы (2019, с. 174) утверждают, что «болельщикам важен баланс в том смысле, что они хотят иметь разумную перспективу того, что победители будут время от времени меняться (хотя их также может волновать дисперсия успеха команд в течение сезо-на)»[16]. Они проанализировали количество команд, имеющих самый высокий процент побед, в регулярном сезоне Major League Baseball (MLB), National Football League (NFL) и National Hockey League (NHL), а также количество команд, выигравших чемпионат лиги в футболе в Англии, Италии и Бельгии в период с 1950 по 1999 годы, и обнаружили, что открытые лиги в целом менее сбалансированы, чем закрытые лиги. Шимански и Куйперс (2019) также представили данные по английскому и шотландскому футболу за период с 1946/47 по 1997/98 годы, показав, что в Англии за это время было шестнадцать различных чемпионов, в то время как в Шотландии за тот же период было восемь. Это означает, что в два раза боль-

ше команд выиграли титул чемпиона в Англии по сравнению с Шотландией [17].

Другие исследователи пытались изучить идентичность доминирующих команд в попытке объяснить, почему происходят изменения в конкурентном балансе. Кур-ран, Дженнингс и Седжвик (2019) сформулировали «Индекс Топ-4», подсчитав количество случаев, когда каждая команда заканчивала сезон в лиге на первых четырех местах, суммировав показатели четырех команд с наибольшим количеством случаев и выразив общее количество, как долю от общего числа доступных мест за период измерения [18]. Они рассчитали значения для высшей лиги профессионального футбола Англии с сезона 1948/49 по сезон 2007/08 (включительно) и для десятилетних интервалов. Их выводы свидетельствуют о том, что конкурентный баланс в английской высшей лиге снизился, и лига находится под угрозой превращения в монополию немногих.

Клубы и их способы повышения эффективности деятельности.

В связи с факторами, ограничивающими рост доходов в день матча, и незначительным влиянием на рост доходов от трансляций, клубы ищут новые возможности монетизации имиджа своего бренда, чтобы диверсифицировать свои коммерческие потоки доходов или начать сотрудничество с еще неохваченной целевой группой. Например, недавно разбогатевшая команда Пари Сен-Жермен (ПСЖ) выпустила совместную одежду и обувь с американским брендом Air Jordan, ассоциирующимся с сильным баскетболом, с участием легенды баскетбола М. Джордана. Сотрудничество было инициировано благодаря бывшей коллекции Неймара от Air Jordan. Совместный проект, включающий футбольные и баскетбольные футболки и бутсы, дает возможность обеим сторонам охватить еще неохваченные целевые группы в новых географических регионах. Нашумевшие в социальных сетях суперзвезды К. Мбаппе и Неймар также являются сильными индивидуальными брендами, что еще больше помогает ПСЖ выйти на североамериканский спортивный рынок и имеет большой потребительский потенциал с этим брен-

дом стиля жизни [19]. Кроме того, ПСЖ также запустил собственную криптовалю-ту, которая позволяет болельщикам покупать акции и права голоса с помощью валюты на основе блочной цепи. Из-за давления финансового fair play УЕФА ПСЖ надеется стать менее зависимым от денег инвесторов [20].

«Тоттенхэм Хотспурс» - еще один клуб, который использует сотрудничество для выхода на североамериканский спортивный рынок. Он подписал десятилетний контракт на проведение не менее двух игр Национальной Футбольной Лиги (НФЛ) в год на своем новом современном стадионе. НФЛ - самый финансово сильный вид спорта с доходами около 13 млрд. долл. в год, поэтому «Тоттенхэм» стремится использовать коммерческий опыт клубов НФЛ. И если другие клубы по отдельности пытаются набрать обороты на высококонкурентном рынке, то «Тоттенхэм» имеет сильного партнера на стороне [21].

Следующие проекты служат примером трех подходов к дифференциации на пути к конкурентному преимуществу в европейском футболе высшего класса. Другими клубами со значительной репутацией и интересной финансовой поддержкой являются ФК «Реал Мадрид», ФК «Интернационале Мильяно», ФК «Челси» и ФК «РБ Лейпциг». Причем последняя вызывает наибольший интерес из-за своего спонсора - «Ред Булл».

В последние годы немецкие клубы отстают в спортивном успехе и финансовой конкурентоспособности от других четырех основных футбольных лиг Европы. Однако Rasen Ballsport (RB) Leipzig ворвался на немецкий футбольный рынок в качестве нового и конкурентоспособного игрока. Это проект, который был основан производителем энергетических напитков Red Bull. Руководство нашло способы ловко играть с границами немецкого правила владения 50+1. Это правило, которое не позволяет инвесторам иметь большинство прав голоса в клубе и дает возможность сохранять уникальную футбольную культуру Германии. Такие факторы, как идентификация расширения маркетинговой концепции на массовую аудиторию, четко

сформулированное ценностное предложение и сильное конкурентное преимущество, стали решающими для долгосрочной конкурентоспособности в современном деловом мире. Red Bull использовал эти факторы в сочетании с обширной спонсорской деятельностью в спорте, чтобы создать сильный бренд с узнаваемыми образцами и ценностями для своего спортивного бизнеса [22].

Если спортивные мероприятия, проводимые по собственной инициативе, и спонсорство спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, были нацелены только на довольно узкую группу, то Red Bull шагнул в гораздо более широкий целевой вид спорта - футбол. В 2005 году компания по производству энергетических напитков приобрела футбольный клуб SV Austria Salzburg. Он был переименован в Red Bull Salzburg. Не было сделано никаких компромиссов, чтобы создать новое, успешное наследие клуба. Болельщики были благодарны «Red Bull» за его участие вначале, поскольку клуб ранее испытывал финансовые трудности. Однако, когда Red Bull заявил, что он не только сменит руководство, но и цвета формы клуба с фиолетового на легендарные желто-синие, большинство болельщиков покинули клуб, который, в принципе, имел богатые традиции. Однако новые финансовые возможности позволили «РБ Зальцбург» быстро стать доминирующей командой, выиграв шесть титулов чемпиона страны подряд. В 2006 году Red Bull приобрел еще один футбольный клуб в Нью-Йорке, США. «РБ Нью-Йорк» до сих пор так и не стал чемпионом внутренней лиги, несмотря на подписание игроков мирового класса, таких как бывший чемпион мира Т. Анри. Однако это приобретение позволило повысить узнаваемость бренда в США, которые, по словам генерального директора Матешица, были сложным рынком для выхода на него. После стратегического партнерства с ФК «Лиферинг», который стал фарм-командой «РБ Зальцбург», предоставляя талантам достаточно игрового времени на высшем уровне, Ред Булл основал в 2009 году в Германии «Расен Боллспорт Лейпциг». После приобретения

команд в Австрии и США это означало выход на три самых конкурентных футбольных рынка Европы по стандартам УЕФА [23].

На российском футбольном рынке также присутствуют уникальные проекты с точки зрения стратегического развития: ФК «Краснодар» и ФК «Чертаново».

Основателем южного клуба стал предприниматель С. Галицкий, который с нуля построил стадион и футбольную академию. Новый стадион для команды российской Премьер-лиги ФК «Краснодар» был спроектирован как чисто футбольный стадион на 33 000 зрителей в соответствии с требованиями УЕФА. В основе концепции дизайна лежат геометрические формы, сдержанная цветовая палитра, новейшие технологические изобретения и передовые материалы. Одна из перспективных команд, ФК «Краснодар», делает ставку на российских игроков. Но основатель клуба миллиардер, С. Галицкий, говорит, что хочет, чтобы в составе «Краснодара» играли в основном выпускники здешней молодежной академии клуба. С. Галицкий стремится не только добиться успеха для «Краснодара», но и возродить российский футбол, изменив подход к игре и строя ее снизу вверх. С. Галицкий продал большую часть своей доли в розничной сети государственному банку ВТБ за 2,5 млрд долл и заявил, что будет способствовать росту своей любви к футболу на молодежном уровне. За десять лет своего существования «Краснодар» еще не выигрывал чемпионат России, но показал многообещающие результаты на поле, выйдя в последний 16-й тур Лиги Европы в 2017 году.

В последние годы клуб «Чертаново» (год создания: 1976), чья стратегия направлена на формирование, прогрессирует и может быть добавлен в этот длинный список московских команд, развивающихся в элите российского футбола. Клуб стартовал в 3-м российском дивизионе, но уже в первый год был понижен до 4-го дивизиона, в дальнейшем клуб не поднимался и потерял свой профессиональный статус в 1997 году, и продолжил долгие годы выступать в любительском дивизионе. Однако в клубе происходит прогрессивная эво-

люция, которая также демонстрируется на национальном уровне с игроками в составе молодежной сборной России. «Чертаново» по-прежнему не является профессиональным клубом. Клуб имеет возможность участвовать в трансферных операциях и заключать профессиональные контракты. И это событие для российского футбола, потому что до появления «Чертаново» в высшем дивизионе российского футбола могли участвовать только профессиональ-

ные клубы. Маленькая революция, которая может дать идеи другим структурам.

Конкурентный баланс внутри лиг большой пятерки.

Основываясь на различиях, проведенных в литературе по АСВ, были изучены:

1) уровень концентрации внутри и между «большой пятеркой» европейских футбольных лиг;

2) уровень доминирования в каждой лиге с течением времени (табл. 2).

Таблица 2. Сравнение размеров лиг

Страна Лига Период Число сезонов Число команд

Англия EPL 1999/00 - 2020/21 22 20

Германия Bundesliga 1999/00 - 2020/21 22 18

Испания La Liga 1999/00 - 2000/01 2 22

2001/02 - 2020/21 20 20

Италия Serie A 1999/00 - 2007/08 9 18

2008/09- 2020/21 13 20

1999/00 - 2000/01 2 20

Франция Ligue 1 2001/02 - 2005/06 5 18

2006/07 - 2020/21 15 20

Далее подробно описаны показатели, которые использовались.

Анализ показывает свидетельства снижения общего конкурентного баланса (измеренного с помощью H-Index of Competitive Balance (HICB)) в четырех из «большой пятерки» европейских футбольных лиг (за исключением Италии) за последние два десятилетия и, что более существенно, с момента появления при-

быльных пакетов прав на вещание в середине 1990-х годов, которые увеличили доходы клубов (рис. 1). Очевидное снижение общего конкурентного баланса лиги с течением времени, особенно в случае Ла Лиги (рис. 2, 3), противоречит фундаментальной предпосылке спортивной лиги в плане «совместного» характера производства и требования конкуренции внутри лиг.

Рис. 1. Показатели HICB по странам/лигам

Рыгкп Correlation Coefficient

Рис. 2. Коэффициент корреляции Пирсона по странам/лигам для оценок HICB

MOST COMPETITIVE IS 20

Number of different teams to finish in the top four league positions

Рис. 3. Доминирование в четырех верхних позициях по странам/лигам

Исторически сложилось так, что два крупнейших испанских клуба, Барселона и Реал Мадрид, монополизировали сделки по продаже телевизионных прав для лиги путем индивидуальной продажи прав. Это на одном из этапов в последние годы привело к тому, что они получили почти половину общей стоимости прав только для себя [24]. Такой перекос в распределении доходов может повлиять на общий конкурентный баланс самой лиги, что подтвер-

ждают наши результаты. В будущем будет интересно посмотреть, сможет ли переход к более коллективному соглашению о вещании между всеми клубами в какой-то мере исправить баланс в Ла Лиге. В сравнении с научной литературой, изучающей тенденции в конкурентном балансе в отдельных лигах с течением времени, наше исследование дает следующие выводы:

- Для Англии наши результаты отличаются от результатов Шимански (2001), ко-

торый не обнаружил существенных изменений в конкурентном балансе в английском первом дивизионе в период 19781998 годов; но согласуются с результатами Гузенса (2006), Рамчандани (2012) и Пламли и соавторов (2017), которые сообщили о снижении конкурентного баланса в английском первом дивизионе в различные периоды времени.

- Для Германии наши результаты отличаются от результатов Гузенса (2006), который не обнаружил существенных изменений в конкурентном балансе в немецком первом дивизионе в период 1964-2005 годов; но согласуются с результатами Грута (2018), который сообщил о снижении конкурентного баланса в этой лиге в период 1946-2006 годов.

- Для Испании наши результаты отличаются от данных Грута (2018), который не обнаружил значительных изменений в конкурентном балансе в первом дивизионе Испании в период 1946-2006 годов; но согласуются с результатами исследования Монтеса и соавторов (2014), которые сообщили о снижении конкурентного баланса в этой лиге в период 1929-2012 годов.

- Для Франции наши результаты отличаются от данных Гузенса (2006), Грута (2008) и Мичи и Оутона (2004), которые сообщили об отсутствии значительных изменений в конкурентном балансе во французском первом дивизионе за различные периоды времени.

- Для Италии наши результаты противоречат предыдущим исследованиям, которые говорят о снижении конкурентного баланса в итальянском первом дивизионе.

Противоречивые выводы в этом отношении могут быть объяснены сочетанием ряда факторов, включая различия в исследуемых временных периодах и выбор показателей конкурентного баланса, используемых различными исследователями. При сравнении конкурентного баланса между лигами с помощью показателя HICB выявились некоторые статистически значимые различия между лигами. В частности, мы обнаружили, что конкурентный баланс в высшем эшелоне французского футбола в целом лучше, чем в соответствующих дивизионах Англии и Италии (см. рис. 3).

Лига 1 также оказалась более сбалансированной по сравнению с Серией А, если рассматривать уровень конкуренции за выживание (рис. 1). Более того, в Лиге 1 доминирует больше команд по сравнению с другими рассмотренными лигами (рис. 1). Эти результаты согласуются с предыдущим исследованием Рамчандани (2012), который, используя альтернативные меры, обнаружил, что в 2010 году самой конкурентоспособной футбольной лигой высшего дивизиона в Европе была Франция, которая постоянно оказывалась на вершине рейтинга конкурентного баланса. Однако этот вывод был сделан на основе одного сезона.

Используя продольный анализ, наши результаты подтверждают эти статичные данные «в один момент времени». Здесь стоит рассмотреть профиль доходов клубов и лиг. Футбольный клуб получает доход из трех основных источников: доходы от матчей (от продажи билетов), коммерческие доходы (от спонсорских сделок) и доходы от вещания (от телекомпаний). Первые два из них являются заработанными доходами (например, клуб имеет конечный контроль над их получением), а последний (доход от вещания) - незаработанным (например, клуб не контролирует стоимость телевизионных сделок и последующие выплаты клубам).

Поэтому в контексте наших результатов важно рассмотреть характер сделок по трансляциям (и то, как они распределяются между клубами «большой пятерки» лиг) в связи с тем, что клубы могут использовать эти деньги для инвестиций в талантливых игроков. Франция имеет самый низкий общий доход для всех клубов (1,49 млрд. евро) и самую низкую сделку по трансляции (0,66 млрд. евро) среди всех пяти лиг. Англия имеет самый высокий общий доход и самую высокую сумму сделки по трансляции (4,87 млрд. евро и 2,58 млрд. евро соответственно). Механизм распределения платы за трансляцию в EPL является одним из самых равных в Европе, но у топ-клубов все же есть возможность получать больше доходов от телевидения за счет сочетания места, которое они занимают в лиге, и количества прямых транс-

ляций на телевидении. Следовательно, тот факт, что EPL также получает самые высокие доходы от телевещания в целом (что, в свою очередь, увеличивает доходы отдельных клубов), может в некоторой степени объяснить, почему в этой лиге за исследуемый период времени произошло снижение конкурентного баланса в прямом сравнении с французской лигой. Тем не менее, мы не проводили эмпирического тестирования конкурентного баланса в сравнении с телевизионными сделками и подпиской, поэтому важно не обобщать и признать, что существуют и другие потенциальные факторы.

Более того, было высказано предположение, что изменения в конкурентном балансе в национальных футбольных лигах связаны с увеличением стоимости выплат от общеевропейских соревнований, таких как Лига чемпионов УЕФА, что означает, что текущие европейские соревнования, в которых участвуют ведущие клубы, также обеспечивают им конкурентное финансовое преимущество в их собственной внутренней лиге по сравнению с теми клубами, которые не участвуют в европейских соревнованиях. Таким образом, логичной рекомендацией организаторам лиг, основанной на данных литературы, будет пересмотр соответствующих систем распределения трансляций с целью сделать их более равными и соответствующими соглашениям о разделе доходов, существующим в профессиональном спорте США.

Другим, более спорным предложением было бы изменение правил, касающихся трансферных гонораров, заработной платы игроков и/или количества и стоимости коммерческих сделок, которые может подписать отдельный клуб. В настоящее время в каждой лиге существует определенное количество клубов, которые имеют возможность заключать более выгодные коммерческие сделки, чем их соперники, что еще больше нарушает баланс доходов.

Библиографический список

1. Mills B., Fort R. League-level attendance and outcome uncertainty in US pro sports leagues // Economic Inquiry. - 2014. - Vol. 52, № 1. - Pp. 205-218.

2. Williams P. Any given Saturday: competitive balance in elite English rugby union // Managing Leisure. - 2018. - Vol. 17, № 2-3. - Pp. 88-106.

Третьим вариантом может стать ограничение цен на билеты на определенном уровне или введение единой платы за билеты для всех, чтобы сократить разрыв в доходах между клубами. Единственным отличительным фактором в этом случае будет размер стадиона соответствующего клуба, при этом стадион большей вместимости сохранит возможность зарабатывать больше денег на сборах, хотя взимание фиксированной платы по всей лиге все равно в определенной степени сведет на нет финансовый разрыв в отношении продаж билетов.

Заключение.

Однако практическая проблема с этими рекомендациями заключается в том, что, учитывая контекст отрасли, организаторы лиг могут даже не думать, что у них есть проблема, которую нужно решать. Проще говоря, несмотря на статистические данные, свидетельствующие об умеренном снижении соревновательного баланса с течением времени, сами лиги и большинство клубов, входящих в их состав, демонстрируют самые высокие показатели доходов за все время существования лиг, что обусловлено, прежде всего, увеличением объемов трансляций в последние годы. Пока это остается в силе, можно предположить, что нет никаких реальных причин менять или оспаривать статус-кво. Однако, если в следующем цикле число сделок с трансляциями сократится, это может стать практической проблемой для лиг и их клубов-участников. Учитывая, что наш анализ охватывает два десятилетия и согласуется с предыдущими исследованиями более раннего периода, есть четкие доказательства того, что конкурентный баланс в ряде ведущих европейских лиг снижается, и эти выводы важны, учитывая директиву УЕФА о том, что конкурентный баланс является ключевой задачей для отрасли в будущем.

3. Pawlowski T., and Nalbantis G. Competition format, championship uncertainty and stadium attendance in European football-a small league perspective // Applied Economics. - 2015. -Vol. 47, № 38. - Pp. 4128-4139.

4. Ramchandani, G. Competitiveness of the English Premier League (1992-2010) and ten European football leagues (2010) // International Journal of Performance Analysis in Sport. - 2012.

- Vol. 12. - Pp. 346-360.

5. Koning R. H. Balance and competition in Dutch soccer // The Statistician. - 2000. -Vol. 49, № 3. - Pp. 419-431.

6. Szymanski, S. Income equality, competitive balance and the attractiveness of team sports: some evidence and a natural experiment from English soccer // The Economic Journal. - 2001. -Vol. 111 № 469. - Pp. 69-84.

7. Mitchie, J. and Oughton, C. Competitive balance in football: Trends and effects. (Research paper 2004 № 2). - London: University of London, Football Governance Research Centre. -2004.

8. Goossens, K. Competitive balance in European football: comparison by adapting measures: national measure of seasonal imbalance and top 3 // Rivista di Diritto ed Economia dello Sport. -2006. - Vol. 2 № 2. - Pp. 77-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ramchandani, G. Competitiveness of the English Premier League (1992-2010) and ten European football leagues (2010) // International Journal of Performance Analysis in Sport. - 2012.

- Vol. 12. - Pp. 346-360.

10. Montes, F., Sala-Garrido, R. and Usai, A. The lack of balance in the Spanish first division football league // European Sport Management Quarterly. - 2014. - Vol. 14 № 3. - Pp. 282-298.

11. Groot L. F. M. (2018), Economics, uncertainty and European football: trends in competitive balance, Cheltenham, Edward Elgar.

12. Plumley, D., Ramchandani, G. and Wilson, R. (2017), "Mind the gap: an analysis of competitive balance in the English Football League system", International Journal of Sport Management and Marketing, (in press).

13. Pawlowski, T., and Nalbantis, G. Competition format, championship uncertainty and stadium attendance in European football-a small league perspective // Applied Economics. - 2015.

- Vol. 47 № 38. - Pp. 4128-4139.

14. Martinez, M. and Willner, J.Competitive balance and consumer demand in the English football league // Applied Finance and Accounting. - 2017. - Vol. 3 № 2. - P. 49-60.

15. Andreff W., Scelles N. Walter C. Neale fifty years after: Beyond competitive balance, the league standing effect tested with French football data // Journal of Sports Economics. - 2015. -Vol. 16 № 8. - Pp. 819-834.

16. Buzzacchi, L., Szymanski, S. and Valetti, T.M. Equality of opportunity and equality of outcome: open leagues, closed leagues and competitive balance // Journal of Industry, Competition and Trade. - 2019. - Vol. 3, № 3. - Pp. 167-186.

17. Szymanski, S. and Kuypers, T. Winners and Losers. - London: Viking, 2019.

18. Curran J., Jennings I., Sedgwick J. Competitive balance in the top level of English football, 1948-2008: an absent principle and a forgotten ideal // The International Journal of the History of Sport. - 2019. - Vol. 26 № 11. - Pp. 1735-1747.

19. Ajadi T., Burton Z., Dwyer M., Hammond T., Ross C. Deloitte Football Money League. -2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/uk/en/pages/sports-business-group/articles/deloittefootball-money-league.html.

20. Dodson, A. (2018). Jordan Brand moves from the court to the pitch with Paris Saint-Germain. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theundefeated.com/features/jordan-brand-moves-from-the-court-to-the-pitchwith-paris-saint-german/.

21. Connelly, T. (2017). How Tottenham Hotspur are using their NFL partnership to revolutionise the club // The Drum. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.thedrum.com/news/2017/02/03/how-tottenhamhotspur-are-using-their-nfl-partnership-revolutionise-the-club.

22. Boor, S., Hanson, C., & Ross, C. (2018). Deloitte Football Money League 2018, Rising stars. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.deloitte.co.uk/sportsbusinessgroup.

23. Rieke, C. (2017). Millionen für den Erfolg von RB: Lohnt sich das Leipzig-Projekt für Red Bull? - n-tv.de. NTV. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.n-tv.de/wirtschaft/Lohnt-sich-das-Leipzig-Projektfuer-Red-Bull-article19847693.html.

24. Deloitte (2020). Annual review of football finance: ahead of the curve. Manchester, Sport Business Group.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF FOREIGN AND RUSSIAN FOOTBALL CLUBS OF THE LOWER DIVISIONS WITH

HIGH RESULTS

A.K. Gasparyan, Graduate Student

Supervisor: O.N. Levshina, Doctor of Economic Sciences, Professor

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Russia, Moscow)

Abstract. In football, there are quite a few examples of clubs that were able to rise from the lower divisions to the "elite" and even become champions of their countries, as well as perform well on the European stage. They achieved this result due to the competent management of the club's directors with finances, human resources, etc. This article attempts to explore the phenomenon of such teams, its features and analyzes how the latter have achieved this. Keywords: football, strategy, league/division, football club, income, competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.