http://www.icaew.com/~/media/Files/Technical/technical-releases/legal-and-regulatory/tech-04-08-anti-money-laundering-guidance-for-the-accountancy-sector-icaew.pdf
Ю.Л. Александров
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА
Аннотация: в статье выполнен анализ стратегических планов развития электроэнергетики России и стран Евросоюза. Показаны общие тенденции развития отрасли, а также существенные различия в условиях, стратегических целях и путях их достижения.
Ключевые слова: электроэнергетика, стратегия, энергетические ресурсы, структура генерирующих мощностей.
Исторически между Россией и странами Европы сложились тесные политические, экономические и культурные связи. В последнее десятилетие на страны Европы приходится более 55 % российского товарооборота и 85 % инвестиций в российской экономике. Одним из основных направлений стратегического партнерства со странами ЕС является развитие сотрудничества в энергетической сфере, в связи с этим значительный интерес представляет сравнительный анализ энергетических стратегий России и стран Евросоюза.
Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис отразился на экономике почти всех стран мира, резко изменилась макроэкономическая среда и многие страны разработали программы выхода из кризиса, которые включали в себя изменения энергетической политики. В 2009 году была утверждена энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года [1]. Практически через год в 2010 году Европейский союз принял свою энергетическую стратегию до 2020 года [2].
Анализ целей энергетических стратегий России и Евросоюза свидетельствует о существенных различиях основных целях, зафиксированных в этих документах. В энергетической стратегии Российской Федерации в качестве главной цели заявлено: «...создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны» [1, с. 24]. В энергетической стратегии Европейского союза основной целью является создание конкурентоспособной, устойчивой и безопасной энергетики. Таким образом, заявленные основные цели энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского союза существенно отличаются друг от друга. Это отличие объясняется несколькими объективными факторами: во-первых, разными природно-климатических условиями; во-вторых, разной обеспеченностью ресурсами; в-третьих, различиями состава, структуры и возраста энергетической инфраструктуры; в-четвертых, различиями в приоритетах развития электроэнергетики России и ЕС.
Природно-климатические условия ставят перед российской энергетикой в числе приоритетных целей необходимость обеспечения теплоснабжения населения на протяжении длительного периода: 6-8 месяцев в году. К тому же из-за более холодного климата стоимость объектов электроэнергетики в Российской Федерации и затраты на их эксплуатацию значительно выше, чем в странах ЕС, что связано с дополнительными капитальными вложе-
© Александров Ю.Л., 2014
ниями в усиление конструкций, обеспечение необходимой изоляции и использовании улучшенных материалов (например, линии электропередач должны выдерживать нагрузки обледенения). Суровые природно-климатические условия оказывают влияние и на развитие в Российской Федерации альтернативной энергетики. Так, солнечные элементы могут быть эффективны лишь в южных регионах страны, потенциал ветровой энергетики расположен в основном на северном побережье страны, где фактически отсутствуют потребители электроэнергии, а развитию геотермальной энергетики на Камчатке препятствует большое содержание минералов и осадков в источниках, из-за которых происходит быстрый износ сооружений и энергетического оборудования. Напротив, в странах Евросоюза большое внимание уделяется развитию альтернативной энергетики, поскольку при недостатке углеводородного топлива это один из основных путей обеспечения энергетической безопасности и сокращения импорта энергоресурсов.
Сравнительный анализ обеспеченностью энергоресурсами позволяет сделать следующие выводы:
- Российская Федерация является энергоизбыточной страной, в которой добыча в 1,6 раза превосходит потребление энергоресурсов, к тому же структура добычи и потребления сбалансирована таким образом, что необходимость импорта энергоресурсов у России отсутствует;
- страны ЕС, напротив, не могут полностью обеспечить спрос на энергоресурсы за счет их добычи, поскольку их потребление значительно превосходит добычу, так потребления угля превосходит его добычу в 1,6 раза, нефти - в 6,0 раз, газа - в 2,7 раза, поэтому перед Европой стоит острая необходимость в импорте энергоресурсов.
Существенные различия наблюдаются и в энергетической инфраструктуре: в России значительно больше доля производства электроэнергии на тепловых и гидроэлектростанциях, а в Европейском союзе существенно больше доля атомной и альтернативной энергетики. Перед российской энергетикой стоит задача передачи электроэнергии из богатой гидроресурсами и органическим топливом районов Сибири в энергодефицитную зону Урала и Европейскую часть страны, либо стимулирование увеличения спроса электроэнергии в Сибири.
Большая доля атомной энергетики в энергобалансе ЕС выдвигает перед европейской электроэнергетикой на первый план вопрос о безопасности строительства, эксплуатации, консервации и демонтажа атомных электростанций станций и утилизации ядерных отходов. Поэтому обеспечение ядерной энергетической безопасности является одной из основных целей энергетической стратегии Евросоюза. В этой связи в энергетической стратегии ЕС уделяется особое внимание дальнейшему увеличению выработки электроэнергии на возобновляемых источниках энергии, а также строительству линий электропередач для транспортировки электроэнергии от таких генераторов в центры энергопотребления.
В связи с ростом использования возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии в странах ЕС остро встает проблема обеспечения устойчивости энергетики, под которой подразумевается устойчивость электроэнергетических систем. Так как солнечная и ветровая энергия непостоянны во времени и в ряде случаев непредсказуемы, поэтому выработка электроэнергии этими источниками часто не соответствует графикам нагрузок. Это требует создания высокоманевренной системы резервирования генерирующих мощностей, большого числа потребителей с регулируемой нагрузкой или систем аккумулирования энергии, в противном случае электроэнергетической системе не избежать крупных системных аварий. Поэтому данная проблема для европейской электроэнергетики в перспективе становится все более актуальной.
Анализ динамики установленной мощности электростанций России и Евросоюза позволяет сделать вывод как о динамике генерирующих мощностей, так и о изменениях их структуры. В России в период до 2030 года предполагается весьма значительный рост генерирующих мощностей до 400 млн кВт. (80 % к уровню 2010 г.), при этом значительные изменения должны произойти в структуре установленной мощности. Так, несмотря на то, что самый большой абсолютный прирост установленной мощности предусматривается на тепловых электростанциях - 75-100 ГВт, однако доля этих типов станций, использующих органическое топливо (газ, уголь, мазут), к 2030 году снизится до 58 % (в 2010 г. их доля в структуре генерирующих мощностей составила 65,8 %). Вместе с тем вырастет доля мощностей на ГЭС и АЭС, а также планируется увеличение мощностей генерирующих установок, использующих нетрадиционные источники получения электроэнергии до 2 % в балансе суммарной мощности. В странах Евросоюза за рассматриваемый период также имеет место положительная динамика роста генерирующих мощностей примерно на 40 %, однако в структуре установленной мощности электростанций выделяется значительный рост мощностей, на энергоустановках, использующих возобновляемые источники энергии (ВИЭ), предполагается, что их доля вырастет с 29 % в 2010 г. до 45 % к 2030 году и превысит удельный вес мощностей на тепловых электростанциях. При этом доля АЭС снизится за рассматриваемый период до 12 %.
Аналогичные тенденции имеют место относительно выработка электроэнергии. Характерной тенденцией для стран Еврозоны является кратное увеличение выработки электроэнергии на энергоустановках, использующих возобновляемые источники энергии (ВИЭ), что обусловлено, во-первых, жесткими экологическими требованиями, во-вторых, как было сказано выше, дефицитом собственных ресурсов органического топлива. В связи с увеличением доли ВИЭ в энергобалансе перед энергетиками Евросоюза остро стоит задача интеграции этих небольших электростанций с непредсказуемым режимом работы энергосистему. Эта проблема может быть решена с переходом на Smart Grid (интеллектуальные сети). Энергетики европейских стран успешно решают эту проблему на основе сформированной в 2005 году европейской технологической платформе, в рамках которой Smart Grid была объявлена основой для совместного развития европейской электроэнергетики до 2020 года. В России также предусматриваются меры по развитию интеллектуальной сети на базе создания технологий, направленных на повышение гибкости и управляемости сети, но на другой технологической платформе, прежде всего на основе разработки электрооборудования, с управляемыми электрическими характеристиками (FACTS, СТАТКОМ, управляемые шунтирующие реакторы и др.), разработки технологий самовосстановления инфраструктуры электрической сети, разработки электрооборудования на силовой электронике (преобразование электроэнергии) и др.
Таким образом, сравнительный анализ энергетических стратегий России и стран Евросоюза позволил выявить общие тенденции развития электроэнергетики, такие как повышение надежности и качества энергоснабжения за счет внедрения инновационных технологий как в традиционных способах получения энергии, так и за счет развития возобновляемых источников энергии, внедрение интеллектуальных сетей (Smart Grid), снижение экологической нагрузки на окружающую среду так и существенные различия в подходах к развитию электроэнергетики, обусловленные, в первую очередь, разными природно-климатических условиями, разной обеспеченностью ресурсами, различиями в составе, структуре и состоянии энергетического оборудования и другими факторами.
Библиографический список
1. Энергетика России: взгляд в будущее (Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года). - М.: ИД «Энергия», 2010. - 616 с.
2. Энергетическая стратегия и политика Евросоюза до 2020 года // Прил. к обществ- дел. журн. «Энергетическая политика»; пер. П.С. Архиповой. - М.: ИД «Энергия», 2011. - 96 с.
А.А. Васильев
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье описываются ключевые направления государственного регулирования фондового рынка в Российской Федерации, имеющие наивысший приоритет в свете посткризисного развития мировой экономики и волатильности глобальных рынков. В статье рассмотрены актуальные вопросы государственного регулирования внебиржевого рынка деривативов, приоритеты при проведении государственных интервенций на фондовом рынке, перспективы построения биржевой инфраструктуры.
Ключевые слова: фондовый рынок, внебиржевой рынок, деривативы, государственное регулирование, фондовая биржа.
В период посткризисного развития мировой экономики и глобального фондового рынка государственные регуляторы как никогда нуждаются в выработке эффективной стратегии регулирования внебиржевого рынка деривативов, построении действующей системы пруденциального надзора за участниками торгов и повышении привлекательности биржевой инфраструктуры. Во многом успешность регулятивной политики в условиях повторяющихся цикличных кризисов будет зависеть от того, насколько готовым государство подошло к очередному вызову и насколько хорошо были усвоены уроки прошлых лет. Дальновидность регулятора поможет нивелировать массу последствий и дополнительных расходов на стабилизацию ситуации в экономике.
Регулирование рынка деривативов сегодня выступает одним из ключевых направлений в плане реформирования рынка. Производные финансовые инструменты играют ключевую роль с точки зрения инструментов хэджирования, но с другой стороны, несут в себе достаточно серьезные риски для рынка в случае отсутствия должного регулирования и надзора. В этой связи особое внимание следует уделить проблематике риск-менеджмента, проблемам, связанным с пруденциальным надзором на макроуровне, которые являются проблемами глобального свойства и характерны не только для зарубежных рынков и не только для российского рынка. Причиной большинства кризисных явлений последних лет послужили отставание систем государственного регулирования в области финансового рынка и недооценка системных рисков, возникающих при появлении новых продуктов и финансовых инноваций. Наличие этих двух факторов привело к дерегулированию финансового сектора, росту масштабов теневой банковской системы, бесконтрольному росту объема обязательств по секьюритизированным продуктам и экзотическим производным финансовым инструментам, неэффективности рейтинговых агентств, кризису доверия на рынках, парали-
© Васильев А.А., 2014