Научная статья на тему 'Сравнительный анализ рациональных и бессознательных аспектов восприятия власти в Китае (по результатам эмпирического исследования)'

Сравнительный анализ рациональных и бессознательных аспектов восприятия власти в Китае (по результатам эмпирического исследования) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / POLITICAL PSYCHOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / POLITICAL PERCEPTION / ОБРАЗЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В КИТАЕ / IMAGES OF CHINESE POLITICAL POWER / РАЦИОНАЛЬНЫЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ / CONSCIOUS AND UNCONSCIOUS PERCEPTION / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / EMOTIONAL / КОГНИТИВНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА ВЛАСТИ / COGNITIVE AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF POLITICAL IMAGE / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / POLITICAL SYMBOLS / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / PROJECTIVE METHODS / КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CHINESE TRADITIONAL AND MODERN POLITICAL CULTURE / ВОСПРИЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ / PERCEPTION OF DEMOCRACY / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ / POLITICAL ARCHETYPES / КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС / COGNITIVE DISSONANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван Бэйбэй, Бокова Наталья Борисовна

В статье анализируются рациональные и бессознательные аспекты образов политической власти в сознании китайцев на основании данных эмпирического исследования, проведенного в 2014 г. аспирантами кафедры социологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова. Согласно результатам исследования, на рациональном уровне восприятия образ власти в Китае является стереотипизированным и когнитивно бедным. Эмоциональный компонент образа окрашен положительно по отношению к центральной власти и более негативно по отношению к власти провинциальной. Со стороны респондентов наблюдается принятие власти, но отсутствие веры в возможность принимать участие в реальном политическом процессе. На бессознательном уровне восприятия образ власти в Китае является активным, неагрессивным, эмоционально отстраненным от народа при отсутствии полного отчуждения от власти. Стереотипизированные характеристики бессознательного среза образа китайской власти представлены традиционными символами государства, КПК, природы, животных и схем различных институтов власти. Общим сюжетом восприятия власти на рациональном и бессознательном уровнях является тема борьбы с коррупцией, ставшая одной из самых актуальных в политической повестке при Си Цзиньпине. По результатам исследования авторы фиксируют многоаспектый и сложный образ власти в Китае и приходят к выводу об отсутствии ярко выраженного диссонанса, выделяя при этом новые тренды в восприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сomparative analysis of rational and unconscious aspects of power perception in China (results of empirical study)

The article is devoted to the analysis of the rational and unconscious perception of Chinese political power based on the data received by the graduates of the Chair of Sociology and Psychology at Lomonosov Moscow State University in 2014. According to the study, rational perception of political power in China is stereotyped and poor in the cognitive aspect. The emotional component is positive and connected with the respect to the central government, while attitude of the Chinese to the provincial government is more negative. The behavioral component of the image can be characterized as approving of political power, but with the lack of faith in the possibility of taking part in a real political process. The unconscious perception of political power in China is active, non-aggressive, emotionally aloof, but without strong alienation from power. Unconscious stereotyped characteristics of the Chinese political power are presented by the traditional symbols of the state, CPC, nature, animals and various schemes of governmental institutions. The common point in the perception of political power between rational and unconscious levels is the context of fight against corruption, which became one of the key questions of the political agenda during Xi Jinping's ruling. In accordance with the results of the study, the image of political power in China is multi-faceted and complicated. There is no strong dissonance between the levels of the perception, while owing to the changing situational context of globalization new trends in the perception appear.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ рациональных и бессознательных аспектов восприятия власти в Китае (по результатам эмпирического исследования)»

Б. ВАН, Н.Б. БОКОВА*

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЦИОНАЛЬНЫХ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ ВЛАСТИ В КИТАЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье анализируются рациональные и бессознательные аспекты образов политической власти в сознании китайцев на основании данных эмпирического исследования, проведенного в 2014 г. аспирантами кафедры социологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова. Согласно результатам исследования, на рациональном уровне восприятия образ власти в Китае является стереотипизированным и когнитивно бедным. Эмоциональный компонент образа окрашен положительно по отношению к центральной власти и более негативно по отношению к власти провинциальной. Со стороны респондентов наблюдается принятие власти, но отсутствие веры в возможность принимать участие в реальном политическом процессе. На бессознательном уровне восприятия образ власти в Китае является активным, неагрессивным, эмоционально отстраненным от народа при отсутствии полного отчуждения от власти. Стереотипизи-рованные характеристики бессознательного среза образа китайской власти представлены традиционными символами государства, КПК, природы, животных и схем различных институтов власти. Общим сюжетом восприятия власти на рациональном и бессознательном уровнях является тема борьбы с коррупцией, ставшая одной из самых актуальных в политической повестке при Си Цзиньпине. По результатам исследования авторы фиксируют многоаспектый и сложный образ

* Ван Бэйбэй, аспирантка кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: wangbeibe0814@mail.ru; Бокова Наталья Борисовна, внештатный сотрудник кафедры социологии и психологи политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, e-mail: polpsy@list.ru

Wang Beibei, Lomonosov Moscow State University, e-mail: wangbeibe0814@mail.ru; Bokova Natalia, Lomonosov Moscow State University, e-mail: polpsy@list.ru

власти в Китае и приходят к выводу об отсутствии ярко выраженного диссонанса, выделяя при этом новые тренды в восприятии.

Ключевые слова: политическая психология; политическое восприятие; образы политической власти в Китае; рациональный и бессознательный уровни восприятия; эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты образа власти; политические символы; проективные методы; китайская традиционная и современная политическая культура; восприятие демократии; политические архетипы; когнитивный диссонанс.

B. Wang, N.B. Bokova Comparative analysis of rational and unconscious aspects of power perception in China (results of empirical study)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the rational and unconscious perception of Chinese political power based on the data received by the graduates of the Chair of Sociology and Psychology at Lomonosov Moscow State University in 2014. According to the study, rational perception of political power in China is stereotyped and poor in the cognitive aspect. The emotional component is positive and connected with the respect to the central government, while attitude of the Chinese to the provincial government is more negative. The behavioral component of the image can be characterized as approving of political power, but with the lack of faith in the possibility of taking part in a real political process. The unconscious perception of political power in China is active, non-aggressive, emotionally aloof, but without strong alienation from power. Unconscious stereotyped characteristics of the Chinese political power are presented by the traditional symbols of the state, CPC, nature, animals and various schemes of governmental institutions. The common point in the perception of political power between rational and unconscious levels is the context of fight against corruption, which became one of the key questions of the political agenda during Xi Jinping's ruling. In accordance with the results of the study, the image of political power in China is multi-faceted and complicated. There is no strong dissonance between the levels of the perception, while owing to the changing situational context of globalization new trends in the perception appear.

Keywords: political psychology; political perception; images of Chinese political power; conscious and unconscious perception; emotional, cognitive and behavioral components of political image; political symbols; projective methods; Chinese traditional and modern political culture; perception of democracy; political archetypes; cognitive dissonance.

В образах власти в политической психологии принято разделять уровни восприятия на бессознательный и рациональный [Путин 3.0, 2015, гл. 2]. Проводимое разграничение довольно условное, так как характеристики образов могут перетекать из одного уровня на другой. Бессознательному уровню более соответствуют

глубинные характеристики образов, выявляемые, как правило, посредством качественных методов, таких как проективный рисунок, ассоциативный метод, метод неоконченных предложений и т.п. Компоненты образа власти на бессознательном уровне восприятия определяются широким спектром субъективных оснований - спонтанными эмоциональными реакциями отдельного индивида, архетипами коллективного бессознательного, заложенными в национальной политической культуре, непосредственным и личностно значимым опытом индивида по взаимодействию с институтами власти [Шестопал, 2012, с. 135]. Рациональному уровню восприятия соответствуют меняющиеся характеристики образа, обусловленные ситуационным и актуальным политическим контекстом. Рациональные характеристики образа власти выявляются через анализ вербальных высказываний респондента, как правило, посредством социологических методов, таких как анкетный опрос, глубинное интервьюирование и т.п.

Для анализа образов власти в сознании граждан Китая аспирантами кафедры социологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова Ван Бэйбэй и Сунь Цзы в 2014 г. было проведено 205 структурированных глубинных интервью с респондентами из Китая и собран 121 проективный рисунок власти. Полученные данные были проанализированы с точки зрения выявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов [Путин 3.0, 2015, с. 119] образов китайской власти на рациональном и бессознательном уровнях восприятия.

Анализ рационального уровня восприятия власти в современном Китае

Эмоциональные компоненты образов власти в Китае. По

результатам нашего исследования, положительное эмоциональное отношение к власти в Китае выразило большинство опрошенных китайских респондентов (60%). Негативное отношение мы наблюдали только у 10%, в то время как 13% респондентов затруднились с ответом, нейтральных и амбивалентных оценок также наблюдалось немного. Таким образом, количество позитивно оценивших власть респондентов превысило количество негативно оценивших

власть в 6 раз, что может говорить о том, что в отношении к власти в Китае сложилась достаточная определенность (рис. 1).

Рис. 1.

Эмоциональное отношение респондентов к центральной власти в Китае

Наиболее позитивные с эмоциональной точки зрения оценки власти связывались респондентами с экономическим улучшением, стабильным развитием Китая, а также с темой активной борьбы с коррупцией. В частности, при ответе на вопрос о характеристиках власти в современном Китае среди китайских респондентов преобладали следующие группы суждений: 1) «страна богатая и мощная», «экономика развивается стабильно и постепенно», «становится лучше и лучше», «поднимают экономику», «рост экономики», «страна уверенно двигается вперед»; 2) «идет борьба против гниения, поощряется неподкупная честность», «идет всесторонняя борьба против загнивания, обобщается опыт и выносятся уроки из ошибок в управлении государством», «борьба против гниения укрепляется».

В ходе нашего исследования было выявлено, что положительное влияние на образ китайской власти оказывает действующий лидер, председатель КПК, Си Цзиньпин: при ответе на вопрос

«Кто из известных китайских политиков прошлого и настоящего Вам нравится?» 53% опрошенных отметили Си Цзиньпиня.

Отрицательные оценки власти китайских респондентов были связаны с дефектами системы управления, неудовлетворенностью загрязнением окружающей среды, поляризацией общества на бедных и богатых, а также с пассивностью власти. При ответе на вопрос об определении власти в современном Китае среди отрицательных характеристик встречались следующие суждения: «везде коррупция и чиновничий беспредел», «бюрократия», «ужасный смог из-за загрязнения», «загрязнение становится серьезной проблемой», «окружающая среда становится хуже», «возрастает разрыв между бедными и богатыми», «очень сильно растут цены на все».

Амбивалентных ответов наблюдалось немного, но все же важно отметить, что причиной одновременного положительного и отрицательного отношения к власти стала сущностная характеристика власти как системы управления. Амбивалентность массового сознания проявилась, с одной стороны, в положительном отношении к власти как выстроенной системе управления, гарантирующей стабильность населению. С другой стороны, в отрицательном отношении к власти как бюрократической машине, ведущей к застою.

На фоне преобладающего положительного восприятия центральной власти в Китае нами было проанализировано отличающееся в отрицательную сторону эмоциональное отношение к образу провинциальной власти. Всего 31% от опрошенных китайцев отметили положительное отношение к провинциальной власти, в то время как 33% опрошенных оценили ее негативно. Кроме того, 20% опрошенных выразили противоречивое, амбивалентное отношение к провинциальной власти. Количество респондентов, не давших ответ и выразивших нейтральное отношение к провинциальной власти, было несущественно. Таким образом, в эмоциональном отношении к провинциальной власти также сложилась достаточная определенность, проявившаяся в размежевании почти пополам оценок респондентов на отрицательные и положительные (рис. 2).

Положительное Отрицательное Нейтральное Амбпватентное Не указано

0% 10% 20% 30% 40%

Рис. 2.

Эмоциональное отношение респондентов к провинциальной власти в Китае

Как и для центральной власти, позитивные оценки провинциальной власти были связаны с аргументированием респондентов в пользу экономического улучшения и развития страны, являющихся заслугами действий власти. В частности, в суждениях респондентов встречались следующие выражения: «экономика развивается стабильно», «жизнь общества становится лучше», «растет уровень жизни».

Отрицательные оценки провинциальной власти объяснялись дефектами системы управления, неудовлетворенностью загрязнением окружающей среды, увеличением разрыва между бедными и богатыми. В частности, в суждениях респондентов встречались следующие выражения: «везде коррупция и чиновничий беспредел», «бюрократия», «подобострастие перед вышестоящими, наглость и самочинность перед нижестоящим», «ужасный смог из-за загрязнения», «рост серьезных загрязнений», «ухудшение окружающей среды», «увеличение разрыва между бедными и богатыми», «высокий рост цен на все».

Таким образом, сравнив образы центральной и провинциальной власти в Китае на эмоциональном уровне, мы выявили превышение положительных образов центральной власти почти в два раза над аналогичными оценками власти провинциальной. Положительное влияние на восприятие центральной власти в Китае оказывает образ Си Цзиньпиня, при котором в Китае усилилась борьба с коррупцией, о которой часто упоминали респонденты. При этом количество негативно относящихся к провинциальной власти респондентов превысило почти в три раза количество респондентов, не одобряющих центральную власть.

Когнитивные компоненты образов власти в Китае. По результатам исследования, на рациональном уровне восприятия образы китайской власти в массовом сознании оказались когнитивно бедными. Большинство респондентов (56%) охарактеризовали власть в Китае, ограничившись несколькими общими фразами, например: «власть под руководством КПК», «власть одной партии», «демократическая диктатура народа», «демократический централизм», «социалистическая власть». Важно отметить, что большинство вербальных сужений респондентов соответствовало фразам из школьных учебников [Сы сян чжэн чжи 2... 2015, Йе. 4].

Среди 19% опрошенных преобладали ответы со средней когнитивной наполненностью, четко отражающие сущностные и ценностные характеристики понятия власти и соответствующие прагматичному менталитету китайцев. Например, среди ответов респондентов часто встречалось следующее суждение: «Власть в Китае - это сила и мощь, командование народом, право слова, способность управлять и умение брать ответственность за это». Более или менее содержательные ответы дали только 11% опрошенных. Например, «власть - это статус, это право голоса, которое люди дают кому-то или какой-то группе», «власть - это право распределения и управления».

По параметру субъектности образов власти подавляющее число респондентов (42%) указало на то, что наибольшей властью в сегодняшнем Китае обладают КПК или органы власти, связанные с КПК. При этом 27% опрошенных указали на конкретного носителя власти в лице действующего на момент проведения исследования председателя КНР - Си Цзиньпиня. Всекитайское собрание народных представителей указали 10% респондентов, по 9% пришлось на такие субъекты власти, как народ и чиновники (см. табл. 1).

Таблица 1

Субъекты власти в Китае

Субъекты власти % (от общего количества респондентов)

11 КПК (политбюро ЦК КПК, Собрание представителей КПК, лидеры ЦК КПК, школы КПК) 42,4

22 Си Цзиньпин 27,3

33 Всекитайское собрание народных представителей 9,8

44 Народ 9,3

55 Лидеры, руководители, чиновники 9,3

66 Местная власть 2,9

77 Не знаю 2,5

88 Правительство 2,4

19 Госсовет 1,5

110 Армия 1

Не смотря на то что большая часть китайских респондентов основным субъектом власти выделила КПК и 59% опрошенных не видят надобности в формировании в Китае многопартийной системы, 29% от опрошенных при ответе на вопрос о том, нужна ли в Китае многопартийная система, дали положительный ответ. В пользу многопартийной системы респонденты отметили, что «многопартийная система предотвращает диктатуру и коррупцию», лучше «проводит взаимный контроль и ограничения», а также «способствует развитию демократии».

Кроме того, по результатам исследования был выявлен важный тренд в массовом сознании китайцев, выраженный в своеобразном восприятии демократии. Под демократией китайцы в первую очередь подразумевают равенство (84%), свободу (70%) и права человека (64%) (см. табл. 2).

Таблица 2

Восприятие демократии в Китае

Демократия, по-моему, это (поставьте цифры в порядке значимости для вас) % (от общего количества респондентов)

1. Свобода 69,3

2. Ответственность 48,3

3. Равенство 83,9

4. Соблюдение законов 39,5

5. Права человека 63,4

6. Активное участие в управлении государством 26,8

7. Личная независимость 19,5

8. Сильное государство 23,4

Поведенческие компоненты образов власти в Китае. По

результатам анализа поведенческого компонента образа китайской власти мы выявили, что 39% респондентов полностью принимают власть, что выражается в их активных установках в виде готовно -сти сделать все, что потребуется, для того чтобы китайское государство стало сильным и процветающим. Существенная часть респондентов в количестве 17% указали на достаточность своего участия в государственном управлении посредством уплаты налогов, в то время как 16% респондентов выразили готовность принять участие в выборах и проголосовать. На фоне довольно высокого уровня общей поддержки власти интересно то, что только 4,4% опрошенных готовы устроиться на работу в органы власти, и всего 2% - служить в армии. Таким образом, большая часть респондентов не проявляет интереса и, возможно, не верит в возможность своего личного участия в политическом процессе (см. табл. 3).

Таблица 3

Готовность китайцев участвовать в политическом процессе

Для того чтобы китайское государство стало сильным и процветающим, я готов сделать: % (от общего количества респондентов)

1. Пойти на выборы и проголосовать 16,1

2. Я и так плачу налоги, этого достаточно 16,6

3. Устроиться на работу в органы власти 4,4

4. Это дело правительства, я не готов этим заниматься 4,9

5. Готов сделать всё, что потребуется 39

6. Пойти служить в армию 2

7. Ничего не готов делать, мне это неинтересно 4,4

8. Что-то еще (назовите) 10,7

9. Нет ответа 2

Подводя итог анализа восприятия власти в Китае на рациональном уровне, отметим, что спецификой образа власти в Китае на момент проведения исследования можно назвать преобладание положительного отношения к центральной власти на фоне менее благоприятного восприятия провинциальной власти. Значимый вклад в положительное восприятие власти вносит образ председателя КНР, Си Цзиньпиня, развивающего тему борьбы с коррупцией, являющейся одним из распространенных стереотипов массового китайского сознания. Когнитивные компоненты образов китайской

власти оказались недостаточно содержательными и довольно сте-реотипизированными, что обусловлено удаленностью власти как абстрактного понятия от среднестатистического китайца. При этом на фоне преобладания положительного и упрощенного восприятия власти в Китае наблюдалось принятие власти респондентами, но отсутствие веры в возможность принимать участие в реальном политическом процессе.

Анализ бессознательного уровня восприятия власти в современном Китае

В современной политической психологии политики все большее внимание уделяется восприятию власти не только с точки зрения рациональных составляющих, но и с точки зрения более глубоких, бессознательных структур. Это позволяет видеть более полную картину происходящих событий и прогнозировать развитие политического процесса. Для исследования бессознательных структур восприятия используют различные проективные методики, например, проективный тест «Психологический рисунок власти», глубинное интервью, метод неоконченных предложений и ряд других [Шестопал, 2012, с. 142]. В рамках данного исследования мы собрали 121 проективный рисунок власти.

Бессознательный уровень восприятия власти изучался в первую очередь с помощью полученных данных проективного теста «Психологический рисунок власти» [Путин 3.0, 2015, с. 126]. Именно рисуночный тест дает нам возможность раскрыть различные аспекты восприятия образа власти и заглянуть в бессознательный мир гражданина. Для анализа данных исследования использовались такие параметры, как плотность заполнения листа и степень прорисовки изображений, нетривиальность / стереотипность, анализ округлых или острых конструкций изображений, символики, анализ когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов образов власти.

Плотность заполнения листа и степень прорисовки изображений свидетельствует о степени интереса к теме власти и о том, какое место она занимает в сознании респондента. Так, среди полученных нами результатов проективного теста «Психологический рисунок власти» для 11% изображений была характерна высокая степень заполнения листа, для 29 - средняя и для 60% - низкая.

8% респондентов представили детализированные изображения с высокой степенью прорисованности, 40 - со средней, 52% - с низкой. Эти данные можно интерпретировать следующим образом: выраженный интерес к теме власти демонстрирует меньшинство респондентов, примерно треть имеет о политике общее представление, а наибольшая доля респондентов мало следит за развитием политических событий, либо не интересуется ими вовсе.

Степень прорисованности рисунков может показывать интерес к политике и в какой-то степени - компетентность в политической сфере [Путин 3.0, 2015, с. 126]. Зачастую именно компетентные респонденты (например, чиновники) рисовали абстрактное, схематичное устройство власти.

По параметру нетривиальности / стереотипности 78% респондентов изобразили власть довольно упрощенно, стереотипно. Наиболее распространенными сюжетами для изображения власти в Китае оказались символы борьбы против коррупции (кулак), символы государства (флаг, герб), символы КПК (иероглифические подписи, флаг партии), архаичные символы (солнце, цветы, птицы) и т. д. Следует обратить особое внимание на сюжеты, которые нельзя назвать стереотипными, хоть они и повторялись в рисунках. К ним относятся изображение власти в виде ведра и глубинных и устойчивых символов в виде редких для изображения власти в Китае животных, таких как обезьяна и петух. Большинство этих тем при своей повторяемости достаточно стандартны по отношению к власти, что может свидетельствовать о том, что образ власти в Китае в целом стандартен и неметафоричен, не наполнен личностным смыслом. Кроме того, власть в виде схематичного изображения политической системы встречалась только в 3% рисунков. Вместе с тем важно отметить, что среди изображений небольшого числа респондентов присутствовали неповторяющиеся сюжеты с собственным видением политики, в которых использовались личностные метафоры и метафоры, свойственные западному политическому контексту, такие как «свобода», «демократия», «богатство и могущество».

Анализ параметра завершенности образов показал, что его неосознаваемые компоненты сформированы и устойчивы, так как подавляющее большинство рисунков в количестве 97% содержали завершенные фигуры и сюжеты. Лишь малое количество изображений (3%) отличалось незавершенностью и отсутствием необходимых композиционных элементов.

По параметру округлости / заостренности изображений большинство рисунков можно назвать амбивалентными, так как они сочетали в себе в той или иной степени как округлые, так и острые конструкции. Это объясняется тем, что образ власти в сознании людей представляется неоднозначным и сложным, а также является результатом тысячелетнего культурно-исторического развития китайского государства, накопившего в своем багаже арсенал различных символов. При отдельном оценивании частоты округлых форм на изображениях власти можно констатировать их преобладание, так как они присутствовали на 65% изображений. Округлые формы в Китае обычно связываются с гармоничностью, которая существовала и существует в традиционной культуре Китая. Однако в данном случае гармоничность нельзя назвать синонимом привлекательности, как, например, на рис. 3, изображающем кулак. Таким образом, округлые формы встречались в изображениях в два раза чаще, чем острые формы, составившие 35%. К острым формам мы относили флаг, пятиконечную звезду, треугольник, являющиеся государственными китайскими символами и традиционными символами власти. Поэтому «острота» этих форм не говорит нам о восприятии власти как агрессивной и враждебной силы, но скорее свидетельствует об отражении когни -тивного контекста исторического прошлого и настоящего Китая и устойчивости в сознании символов Китайской Народной Республики, образованной со времен прихода к власти КПК.

Рис. 3.

Кулак

Анализ символов

Рисуночный тест раскрывает неосознаваемые компоненты образа. Зачастую одним из самых распространенных способов, который позволяет респонденту спроецировать в рисунке свое видение власти, является неосознанное использование символов.

Анализ полученных в процессе исследования рисунков китайской власти 2014 г. показал нам, что самым повторяющимся символом является Коммунистическая партия Китая (КПК), изображающаяся преимущественно в виде флага КПК (рис. 4). Преобладание стереотипизированного изображения власти в виде КПК обусловлено функциональной ролью партии в политической системе Китая, где она после 1949 г. является единственной правящей партией. Изображение власти в виде КПК отражает привычные установки и ориентации китайцев на следование курсу и подчинению командованию КПК во всех сферах.

£

Рис. 4.

Флаг КПК

Вторым символом по частоте появления, который мы наблюдали на рисунках 2014 г., оказался символ кулака, отражающий тему борьбы с коррупцией (рис. 5). С приходом Си Цзиньпина к власти в 2013 г. тема борьбы с коррупцией оказалась одной из первых в китайской политической повестке. Только за первые девять месяцев 2013 г. за коррупцию были уволены около 108 тыс. чинов-

ников, изменились требования к осуществлению расходов государственными служащими, усилился контроль по выезду за границу и предпринято множество прочих ограничивающих мер. Появление сюжета борьбы с коррупцией на бессознательном уровне восприятия власти говорит о проявлении в образах власти, с одной стороны, архетипов монархической государственности и сакральности, с другой - о масштабности и устойчивой продолжительности действий Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией.

Рис. 5.

Кулак

Третий по частоте появления символ среди изображений власти китайских респондентов - пирамида, состоящая из людей (рис. 6). Изображенная сверху на подобных рисунках власть олицетворяет для респондентов наивысшую силу, что свидетельствует о проявлении архетипов монархической государственности и сакральности.

4 ............7

Рис. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пирамида из людей, символ иерархии

Помимо отмеченных распространенных изображений власти в виде символов КПК, кулака, пирамиды, достаточно часто респондентами изображалась государственная символика в виде пятиконечной звезды или китайского флага (рис. 7). Использование го -сударственных символов на бессознательном уровне восприятия власти, с одной стороны, говорит о проецировании респондентами патриотизма и самобытного исторического пути Китая, с другой -о стереотипизированности, когнитивной бедности и отстраненности респондентов от реальных процессов участия во власти.

Другим распространенным типом символов среди изображений власти стали животные. Большинство из них не были агрессивными, например заяц, голубь, петух и т. д. Изображения власти в виде активного и агрессивного тигра встречались, но с меньшей

ЧИЖ

Рис. 7. Флаг Китая

частотой. Интерпретируя рисунки, важно отметить, что большинство респондентов на бессознательном уровне восприятия власти не проводили границы между образами власти и государства. Например, власть изображалась в виде зайца (рис. 8), который является символом государства в Китае.

Самым невыраженным типом символов власти оказались архаичные символы. На своих рисунках только 7,7% респондентов изобразили элементы солнца, деревьев, дома.

Когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты образа власти в Китае на бессознательном уровне восприятия

При анализе когнитивной сложности полученных в 2014 г. рисунков было выявлено, что только 22% рисунков содержали уникальный сюжет. Это говорит о восприятии власти частью респондентов как сложного и многоаспектного феномена. В то же время у подавляющего большинства респондентов не сложилось свое уникальное видение китайской власти.

В ходе интерпретации рисунков мы выявили, что лишь 8% рисунков могут быть охарактеризованы высокой детализированно-стью изображения (рис. 9).

Когнитивный компонент

-

Рис. 9.

Максимально детализированный рисунок

Рис. 10.

Си Цзиньпин

В рамках анализа когнитивного среза образов власти мы также обратили внимание на выраженность таких параметров, как сила и активность. Как уже было сказано выше, сильная власть была изображена на 60% рисунков, активная власть - на 48% рисунков. У большинства респондентов образ власти не был персонифицирован. Только 3% опрошенных изобразили власть в лице Си Цзиньпина (рис. 10). При этом оказалось крайне мало рисунков, на которых власть была изображена как система различных взаимосвязанных институтов власти (3%), таких как КПК, Всекитайское собрание народных представителей, правительство, армия, чиновники, а также законодательная, исполнительная и судебная ветви власти (рис. 11). Это говорит о том, что в сознании китайских граждан власть практически не ассоциируется с властными институтами.

^х^

Щ а л^^/куу'^

I а£кяйм«а* г/япк^«^«-*

X I )<е (С&ск - уетеЛ «да /

/ ц^иег-гш ^нгл еъжкб

Рис. 11.

Власть как система государственных институтов Эмоциональный компонент

Рис. 12. Чиновник

В ходе анализа эмоционального среза неосознаваемых компонентов образов китайской власти нами было выявлено скорее нейтральное и положительное отношение к власти при невыраженности эмоционального компонента в образе. При этом необходимо отметить, что большинство рисунков имели схожий эмоциональный фон, характеризующийся чувством отчужденности. На 19% рисунков изображен образ агрессивной власти (рис. 12), эмоциональный фон на них - пессимистичный и драматичный.

Помимо этого, среди изображений власти встречались образы без эмоционального компонента, содержавшие обезличенные структуры в виде схем. Доля таких рисунков составила 3%, что свидетельствует о нормативном характере представлений части респондентов.

Поведенческий компонент

Поведенческий аспект визуальных образов китайской власти на полученных рисунках был выражен слабо. Основной сюжет, встречающийся в изображениях, касался традиционной установки в политической культуре Китая на взаимосвязь народа и власти: власть не существует без народа, а у народа есть право на свержение власти, подобно знаменитому изречению: «Вода может нести лодку, а может и перевернуть ее». Но в то же время в изображениях с подобными сюжетами народ всегда находился под властью, раздавленный ее большим весом, либо изображающийся в цепях и кандалах.

Анализ поведенческого среза неосознаваемого компонента образов власти в Китае свидетельствует об устойчивости в китайском сознании стереотипа иерархичности власти, которая главенствует над народом. При этом народ не выражает негативных эмоций в отношении власти и не выказывает враждебное отношение к ней.

Таким образом, в ходе анализа бессознательного уровня восприятия современной власти в Китае нами были выявлены тенденции к восприятию власти как неагрессивной и активной силы, эмоционально отстраненной от народа, при том что сам народ не демонстрирует полное отчуждение от власти. Помимо этого когни -тивный компонент образа власти свидетельствует о стереотипизи-рованном восприятии, воплощающемся в виде традиционных сим-

волов государства, КПК, природы, животных и схем различных институтов власти. Важным моментом является отражение на бессознательном уровне ситуативных сюжетов борьбы с коррупцией, тема которой стала особенно актуальной в политической повестке деятельности Си Цзиньпина.

Сравнительный анализ образов власти в современном Китае на рациональном и бессознательном уровнях восприятия

Из всех компонентов образа китайской власти больше всего общего наблюдалось в восприятии его когнитивного аспекта. И на рациональном, и на бессознательном уровнях восприятия образы оказались когнитивно бедными и стереотипизированными. На рациональном уровне восприятия стереотипизированность проявилась в односложных ответах респондентов, характеризующих власть однофразовывыми суждениями, такими как власть «одной партии» и т. п. На бессознательном уровне восприятия стереотипизирован-ность проявилась в преобладании непрорисованных и недетализи-рованных изображений и образов-символов, представленных в виде традиционных символов государства, КПК, природы, животных и схем различных институтов власти. Важно отметить, что невысокие показатели когнитивной сложности в восприятии власти характерны для процесса политического восприятия массовым сознанием. Власть является сложной абстрактной категорией, поэтому, как правило, воспринимается населением упрощенно. Вместе с тем важно отметить что среди 30% от общего количества опрошенных респондентов как на рациональном, так и на бессознательном уровне восприятия встречались изображения со средней и высокой когнитивной наполненностью. Помимо этого, на обоих уровнях восприятия совпадает определение основного субъекта власти как КПК. На рациональном уровне основным субъектом власти правящую партию Китая назвали 42% опрошенных, в то время как на бессознательном уровне восприятия символ партии оказался самым распространенным.

Расхождение в восприятии власти на рациональном и бессознательном уровнях восприятия заметно в отношении образа Си Цзиньпина. На рациональном уровне его образ проецировали на власть 27% респондентов, в то время как на бессознательном

уровне в изображениях власти Си Цзиньпина нарисовали всего 3% респондентов (см. табл. 4). При этом его образ положительно сказывается на отношении к власти в целом. На рациональном уровне среди аргументов в пользу положительных перемен во власти распространенной оказалась тема борьбы с коррупцией, ставшая одной из основных в политической повестке деятельности Си Цзиньпина. На бессознательном уровне его образ представал в окружении императорских атрибутов Древнего Китая и архаичного символа солнца, а также прорисовывался сюжет борьбы с коррупцией.

Таблица 4

Когнитивный компонент образа власти в Китае на рациональном и бессознательном уровнях восприятия

Параметры для сравнения Когнитивный компонент образа власти в Китае

Рациональный уровень Бессознательный уровень

1 Когнитивная бедность 56% 52-78%

2 Средняя и высокая когнитивная наполненность 30% 30%

3 Власть в лице КПК 42% 20%

4 Власть в лице Си Цзиньпиня 27% 3%

Сравнивая эмоциональный компонент восприятия власти в Китае на бессознательном и рациональном уровнях, важно отметить чуть меньшую конгруэтность и небольшой диссонанс. В частности, при преобладании положительных оценок власти на рациональном уровне восприятия (60%) образ власти на бессознательном уровне оказался скорее нейтральным и эмоционально отстраненным. Степень распространенности негативных оценок власти на бессознательном уровне выше в сравнении с рациональным уровнем восприятия. Среди вербальных ответов негативное отношение к власти выразили 10% респондентов, в то время как по результатам проективного теста оказались отрицательными 19% рисунков власти.

Обращаясь к анализу поведенческого компонента образа власти в Китае на разных уровнях восприятия, можно констатировать отсутствие серьезных расхождений. В целом данный компонент неярко выражен в образе, тем не менее он характеризуется высоким уровнем принятия населением власти. На рациональном уровне поведенческие установки проявились в готовности 39% респондентов сделать все для успешного развития государства. На

бессознательном уровне восприятия принятие власти проявилось во включении народа в большое количество изображений, отражающих традиционный сюжет китайской политической культуры о взаимосвязи власти и народа. Однако на обоих уровнях восприятия нами наблюдалось отсутствие веры и неготовность респондентов принимать реальное участие в работе государственных институтов, что проявилось в вербальных ответах опрошенных и изображениях сложных иерархий власти на рисунках, где народ играет не первостепенную роль.

Проанализировав образы китайской власти в сознании респондентов на рациональном и бессознательном уровнях, мы приходим к выводу об отсутствии ярко выраженного диссонанса в восприятии китайской власти. При этом сопоставление особенностей восприятия на двух уровнях позволило нам описать довольно сложный и многоаспектный образ китайской власти, в чем-то являющийся гармоничным и стабильным, а в чем-то наводящий на размышления о дальнейших путях трансформации политической системы в Китае, связанных с психологическими особенностями китайской нации и появляющимися новыми трендами в восприятии власти.

Список литературы

Психология политического восприятия в современной России / Под ред.

Е.Б. Шестопал. - М.: РОССПЭН, 2012. - 423 с. Путин 3.0 Общество и власть в новейшей истории России: Монография / Под ред.

Е.Б. Шестопал. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2015. - 420 с. Сы сян чжэн чжи 2 - Чжэн чжи шэн хо. Цзяо юй бу гао чжун чжэн чжи цзяо цай биань се зу [Учебник «Смысл и политика 2 - политическая жизнь». Группа учебных программ Министерства образования]. - Бэйцзин: Жэнь минь цзяо юй чубаньшэ, 2015. - Кит. яз.; архив авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.