Научная статья на тему 'Сравнительный анализ психофизиологических особенностей студентов в условиях дефицита времени'

Сравнительный анализ психофизиологических особенностей студентов в условиях дефицита времени Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ / СРЕДНЕКВАДРАТИЧЕСКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ / МЕЖСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ / ФАЛЬСТАРТ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ И АКУСТИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ / REACTION TIME / STANDARD DEVIATION / INTERSTIMULI INTERVAL / FALSE START / VISUAL AND ACOUSTICAL STIMULI

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Алексеева Елена Евгеньевна

Статья содержит сравнительный анализ свойств сенсомоторного реагирования студентов в скоростных потоках зрительной и акустической модальности. Особое внимание уделяется анализу скоростных свойств и стабильности сенсомоторного реагирования у студентов, проживающих в мегаполисе, и у студентов малого города России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Алексеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analyses of psycho physiological properties of the students under condition of tight time

The paper presents comparative analysis of the properties of sensor motor reaction of students in flow velocity of visual and acoustical modality. A special attention is given to analyses of velocity properties and stability of sensor motor reaction of students from the metropolis and small town student to Russia

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ психофизиологических особенностей студентов в условиях дефицита времени»

обратился к специалисту по поведенческой терапии, то диагноз звучал бы так: «дисфункциональность или отсутствие социальной компетентности». Смысл таких формулировок заключается не только в стремлении упростить проблему, но и показать, что решить ее можно с помощью методов, присущих данной школе. Такой подход, безусловно, оправдан и с научной точки зрения обоснован. Однако одновременно он порождает трудности: клиент как «объект» психоаналитического воздействия должен соответствовать мышлению и языку психоаналитика. Здесь понимание проблемы клиентом на бытовом, житейском уровне подменяется профессиональным пониманием проблемы психоаналитиком или же с помощью процессов абстрагирования изменяется так, чтобы соответствовать ему. В результате нередко упускаются из вида некоторые существенные, субъективно важные аспекты проблемы, ускоренность проблемы в повседневной жизни.

Список литературы

1. Александров, Л. Л. Современная психотерапия : курс лекций. — СПб., 1997.

2. Гуманистическая психология // Иностранная психология. — 1993. — T. I. — С. 7-38.

3. Рыбников, В. Ю., Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы. — СПб., 2010.

4. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — М.,

1994.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского Б.Д. — СПб, 1998.

6. Федоров, Л. П. Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991.

Literature

1. Aleksandrov, A. A. Contemporary Psychotherapy : lectures. — St.-Petersburg, 1997.

2. Humanistic psychology / Foreign Psychology. — 1993. — T. 1.

3. Rybnikov, V. Y. Zmanovskaya EV Deviant behavior of individuals and groups. — St.-Petersburg,

2010.

4. Leitz, G. Psychodrama: Theory and Practice. Classical psychodrama Y.L. Moreno. — Moscow, 1994.

5. Encyclopedia of Psychotherapy / ed. B.D. Karvasarski. — St.-Petersburg, 1998.

УДК 612.821 Е.Е. Алексеева*

Сравнительный анализ психофизиологических особенностей студентов в условиях дефицита времени

Статья содержит сравнительный анализ свойств сенсомоторного реагирования студентов в скоростных потоках зрительной и акустической модальности. Особое внимание уделяется анализу скоростных свойств и стабильности сенсомоторного реагирования у студентов, проживающих в мегаполисе, и у студентов малого города России.

Ключевые слова: время реакции, среднеквадратическое отклонение, межстимульный интервал, фальстарт, зрительные и акустические стимулы.

Е.Е. Alexeeva*. The comparative analyses of psycho physiological properties of the students under condition of tight time. The paper presents comparative analysis of the properties of sensor motor reaction of students in flow velocity of visual and acoustical modality. A special attention is given to analyses of velocity properties and stability of sensor motor reaction of students from the metropolis and small town student to Russia.

Keywords: reaction time; standard deviation; interstimuli interval; false start, visual and acoustical stimuli.

* Алексеева, Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии и психофизиологии ребенка, доцент кафедры педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 80; р.т. (812) 388-21-24; е-mail: Alekseeva-EE28@yandex.ru.

* Alexeeva, Elena Evgenievna, candidate of Psychological Science Degree, Associate Professor of the Department of Family Education and Psychology, Institute of Childhood (Herzen State Pedagogical University of Russia). Address: Russia, Saint-Petersburg, Moskovsky Pr., 80. Ph. (812) 388-21-24; E-mail: Alekseeva-EE28@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 19 октября 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

В coвpeмeнныx ycлoвияx инфopмaциoнныx пepeгpyзoк oднoй из глaвныx пpичин пpoфeccиoнaльнoгo CTpecca для cпeциaлиcтoв пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкиx пpoфeccий все чаще cтaнoвитcя дефицит вpeмeни. Известго, чтo в cтpeccoвoй cитyaции дефицита вpeмeни типoлoгичecкиe cвoйcтвa чeлoвeкa пpoявляютcя нaибoлee яpкo. Для пpeдcтaвитeлeй пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкиx пpoфeccий быcтpoтy peaкции мoжнo oTOecm к пpoфeccиoнaльнo значимым качествам, пoзвoляющим oпepaтивнo peaгиpoвaть на пocтoяннo меняющиеся ситуации oбpaзoвaтeльнoй cpeды и пpинимaть пpaвильныe peшeния в экcтpeмaльныx ycлoвияx, coпpяжeнныx с нexвaткoй вpeмeни. При пoдгoтoвкe cпeциaлиcтoв пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoй cфepы нeoбxoдимo yчитывaть ocoбeннocти oтpaжeния вpeмeни, cпocoбcтвyющиe или зaтpyдняющиe эффeктивнoe peшeниe пpoфeccиoнaльныx задач.

Ceгoдня в ycлoвияx мoдepнизaции системы выcшeгo oбpaзoвaния нeoбxoдимы глyбoкиe знания o кaчecтвeннoй oцeнкe личнocти студента: eгo peзepвныx вoзмoжнocтяx, cпocoбнocтяx, индивидyaльныx ocoбeннocтяx, кoтopыe нeoбxoдимы єму в пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти. В настоящее вpeмя имеются yбeдитeльныe данные o cyщecтвoвaнии тecнoй зaвиcимocти эффeктивнocти дeятeльнocти oт пcиxoфизиoлoгичecкиx ocoбeннocтeй личнocти, т.е. эффективная пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть oбecпeчивaeтcя не тольга пpиoбpeтeнными специальными знаниями, умєниями и навыками, ho и наличием ^aoto pядa индивидyaльныx пcиxoфизиoлoгичecкиx качеств личнocти. Ho, xoтя анализу пpoфeccиoнaльнo вaжныx качеств пocвящeнo знaчитeльнoe кoличecтвo paбoт, тем не менее, пpимeнитeльнo к пcиxoлoгo-пeдaгoгичecким cпeциaльнocтям, дo настоящего вpeмeни не изучены пcиxoфизиoлoгичecкиe мexaнизмы этиx качеств. Иccлeдoвaния, выпoлнeнныe с иcпoльзoвaниeм пoтoкoв зpитeльныx [3] и aкycтичecкиx [1] cтимyлoв, пoкaзывaют, что вpeмя peaкции чeлoвeкa является мapкepoм пoдвижнocти и aктивиpoвaннocти нepвнoй системы.

Цель иccлeдoвaния: cpaвнитeльный анализ зaкoнoмepнocтeй cвoйcтв ceнcoмoтopнoгo peaгиpoвaния cтyдeнтoв в c^pooi'fibix пoтoкax зpитeльнoй и акустичес^й мoдaльнocти. Гипoтeзa: изменение мeжcтимyльнoгo ит^вала в пoтокe cтимyлoв oкaзывaeт paзличнoe влияние на вpeмя peaкции и вapиaтивнocть этиx peaкций у студентов мeгaпoлиca и мaлoгo гopoдa Pocot^ Ocнoвныe задачи иccлeдoвaния: изучение пcиxoфизиoлoгичecкиx ocoбeннocтeй студентов пeдaгoгичecкиx и пcиxoлoгичecкиx cпeциaльнocтeй; анализ cкopocтныx cвoйcтв и cтaбильнocти ceнcoмoтоpнoгo peaгиpoвaния студентов.

Методика. В иccлeдoвaнии иcпoльзoвaлacь кoмпьютepнaя aвтopcкaя пpoгpaммa peфлeкcoмeтpичecкoгo oбcлeдoвaния «Иccлeдoвaниe физиoлoгичecкиx xapaктepиcтик peaкции иcпытyeмoгo на noTOm cтимyлoв кoнтpoлиpyeмoй вpeмeннoй opгaнизaции» (В.Г. ^менская, В.М. Уpицкий) в мoдификaции С.В. Звepeвoй.

В paмкax дaннoй мoдификaции пpимeнялиcь две caмocтоятeльныe cepии пpoгpaммы (зpитeльнaя и акустическая), пpeдcтaвлeнныe в виде ceнcopныx цепей с raporao^ ho нeoдинaкoвoй экcпoзициeй зpитeльнoгo и aкycтичecкoгo cтимyлoв (чиcлo cтимyлoв в cepияx былo paвнo 80). В пepвoй cepии пpeдъявлялиcь зpитeльныe стимулы в виде кpyгa зeлeнoгo цвета с пocтoяннoй яpкocтью и длитeльнocтью фиксации на экpaнe 200 мс. Bo втоpoй cepии в качестве aкycтичecкиx cтимyлoв иcпoльзoвaлиcь гудки с частотой зaпoлнeния в 900 Гц, гpoмкocтью 60 дБ и длитeльнocтью 100 мс. В oбeиx peфлeкcoмeтpичecкиx cepияx пepeмeнными были величины мeжcтимyльныx интepвaлoв. Oбщee чиcлo cтимyлoв, paвнoe 80, былo paзбито на 4 бдока no 20 paздpaжитeлeй с oдинaкoвoй вeличинoй мeжcтимyльнoгo интepвaлa. В пepвoм блoкe межстимульный интepвaл был pabeH 1000 мс, вo втopoм блoкe пpoиcxoдилo peзкoe уменьшение этой величины, и с 21 стимула oHa была paвнoй 800 мс. Затем в тpeтьeм бдоке с 41 стимула пpoиcxoдил вoзвpaт к пpeжнeмy значению мeжcтимyльнoгo интepвaлa, к 1000 мс. Haкoнeц, в чeтвepтoм, пocлeднeм, блoкe с 61 стимула длитeльнocть паузы между paздpaжитeлями удлинялась и имела мaкcимaльнoe значение в 1200 мс. У вcex испытуемые пopядoк изменений мeжcтимyльнoгo интepвaлa был oдинaкoвый. Испытуемые не имели дoпoлнитeльнoй инфopмaции o том, что паузы между paздpaжитeлями будут внeзaпнo изменяться. Oни дoлжны были дeйcтвoвaть coглacнo дaннoй в ycтнoй фopмe инcтpyкции — нажимать на клавишу кoмпьютepa «Пpoбeл» с мaкcимaльнoй c^poc^^) nocAe кaждoгo стимула (как мoжнo быcтpee).

Измepялиcь следующие пapaмeтpы: cpeднee вpeмя peaкции на стимулы с учетом знака peaкции (dt) на зpитeльный и акустический стимул, CKO (cpeднee квaдpaтичнoe oтклoнeниe) и кoличecтвo мoтоpныx peaкций, oпepeжaющиx стимул, фaльcтapтов. В нашем иccлeдoвaнии данные o cкopocтныx ocoбeннocтяx нepвнoй системы были пoлyчeны путем измepeния пoкaзaтeля вpeмя peaкции (ВР), кoтopoe былo нeoбxoдимo для oтвeтa на ceнcopный стимул в двyx cepияx co зpитeльнoй и co cлyxoвoй инфopмaциeй. Статистические o^hm вapиaтивнocти ВР в виде CKO (cpeднee квaдpaтичнoe oтклoнeниe) — это мepa ycтойчивocти и точнocти пpoцeccoв oбpaбoтки ceнcopнoй инфopмaции как пpoявлeний кoмплeкcнocти cвoйcтв нepвнoй системы. CKO (cpeднeквaдpaтичecкoe oтклoнeниe) является пoкaзaтeлeм pacceивaния значений cлyчaйнoй величины oтнocитeльнo ее мaтeмaтичecкoгo oжидaния.

Статистическая oбpaбoткa дaнныx пpoвoдилacь пpи пoмoщи кoмпьютepнoй пpoгpaммы SPSS (статистический пакет для coциaльныx наук) (вepcия 11.S пакета SPSS for Windows). Был выпoлнeн oднoфaктоpный диcпepcиoнный анализ (Analysis Of Variances, ANOVA) для cpaвнeния cpeдниx значений выбopoк и oпpeдeлeния ypoвня знaчимocти paзличий. Изyчaлocь изменение вpeмeни peaкции иcпытyeмыx в зaвиcимocти o! сегмента в пoтокe как зpитeльныx (cepия 1), так и aкycтичecкиx (cepия 2) cтимyлoв [2].

В иccлeдoвaнии пpиняли участие 38 студентов, oбyчaющиxcя в Caнкт-Пeтepбypгcкoм yнивepcитeтe МВД Poccии (пcиxoлoгичecкиe cпeциaльнocти), 4S студентов Елецгато гocyдapcтвeннoгo

университета им. И.А. Бунина (психологические специальности) и 91 студент РГПУ им. А.И. Герцена (педагогические специальности).

Обработка результатов состояла из трех этапов. На первом этапе мы изучали то влияние, которое оказывает предъявляемый испытуемым интервал времени на их среднее время реакции и СКО в потоках зрительных стимулов (первая серия).

В выборке курсантов психологического факультета МВД России (зрительный стимул) критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,058 для ВР и со значимостью 0,129 для СКО показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Следовательно, результаты ANOVA могут быть признаны корректными для показателей среднее время реакции и СКО. Уровень значимости p=0,1 для ВР и p=0,01 для СКО указывает на то, что межстимульные интервалы четырех сегментов потоков зрительных стимулов статистически достоверно влияют на время реакции и СКО испытуемых, т.е. изменение интервала времени находит отражение в изменении времени реакции испытуемых и СКО в зрительной серии.

На рис. 1 можно увидеть, что время реакции у курсантов МВД уменьшается как на втором сегменте (800 мс), так и на третьем сегменте (1000 мс), увеличение времени реакции происходит только на четвертом сегменте (1200 мс), не достигая первоначальной отметки. Кроме этого, на втором сегменте при уменьшении межстимульного интервала до 800 мс отмечается незначительное увеличение СКО, в то время как возврат к прежнему значению межстимульного интервала (1000 мс) вызывал значительное увеличение значений СКО, которое продолжалось и на четвертом сегменте при увеличении межстимульного интервала (рис. 1).

1.00 2.00 300 (ДО I СО 200 ЗЛО tj00

Сегмент Сегмент

Рис. 1. Зависимость времени реакции и СКО у курсантов МВД России от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 1 — зрительная)

В выборке студентов психологического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина (зрительный стимул) критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,927 также показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются, результаты ANOVA могут быть признаны корректными для показателя среднее время реакции. Для показателя СКО критерий однородности дисперсии Левина показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются.

Сепмент Сегмент

Рис. 2. Зависимость времени реакции и СКО у студентов ЕГУ им. И.А. Бунина от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 1 — зрительная)

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Хотя результаты ANOVA не являются корректными для показателя СКО, был отмечен уровень значимости p = 0,005, который указывает на то, что значения длительности сегментов потоков зрительных стимулов статистически достоверно влияют на СКО времени реакции испытуемых, т.е. изменение межстимульного интервала находит отражение в изменении СКО испытуемых в зрительной серии. На рис. 2 можно увидеть, что время реакции испытуемых уменьшается на втором сегменте (800 мс), на третьем сегменте (1000 мс) происходит его незначительное увеличение, и резкий скачок в увеличении времени реакции происходит на четвертом сегменте (1200 мс), превосходя первоначальную отметку.

Вместе с тем у студентов ЕГУ им. И.А. Бунина происходило значительное увеличение СКО на втором сегменте, т.е. при сокращении межстимульного интервала увеличивалась вариативность реакций. Возвращение межстимульного интервала к первоначальному значению и его увеличение вызывало снижение значений СКО (рис. 2). Рассматривая показатель СКО в ситуации изменения времени как стабильность реакций в стрессовой ситуации можно заметить, что у студентов малого города России по сравнению с курсантами МВД более сильная реакция на стрессовую ситуацию дефицита времени.

В выборке студентов РГПУ им А.И. Герцена критерий однородности дисперсии Левина показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты ANOVA не являются корректными, был отмечен уровень значимости p=0,03 для ВР и уровень значимости p=0,006 для СКО. Значения длительности сегментов потоков зрительных стимулов статистически достоверно влияют на время реакции испытуемых, т.е. изменение межстимульного интервала находит отражение в изменении времени реакции и СКО испытуемых в зрительной серии (рис. 3).

На рис. 3 можно увидеть, что время реакции испытуемых резко уменьшается на втором сегменте (800 мс) и незначительно на третьем сегменте (1000 мс), на четвертом сегменте (1200 мс) происходит увеличение времени реакции, не достигая первоначальной отметки. На рис. 3 можно увидеть, что изменения значения СКО у студентов РГПУ, имея схожую картину со студентами ЕГУ, на третьем сегменте не выражены так резко, как у студентов малого города.

юо zoo эоо (.00 юо ;оо зоо (оо

Сегмент Сегмент

Рис. 3. Зависимость времени реакции и СКО студентов РГПУ им. А.И. Герцена от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 1 — зрительная)

Таким образом, сравнение изменений времени реакции на зрительный стимул у студентов мегаполиса и малого города России показало, что ВР всех испытуемых резко уменьшается на втором сегменте (800 мс), у студентов малого города России по сравнению с другими испытуемыми оно является самым значительным, а у курсантов МВД наименьшим. На третьем сегменте, когда происходил возврат к прежнему значению межстимульного интервала, к 1000 мс студенты ЕГУ показали увеличение ВР, а педагоги РГПУ и курсанты МВД его уменьшение и, если у будущих педагогов оно было незначительным, то у курсантов МВД более выраженным. На четвертом сегменте при увеличении межстимульного интервала до 1200 мс во всех группах испытуемых отмечалось значительное увеличение времени реакции, у студентов ЕГУ это увеличение ВР превышало первоначальную отметку (табл. 1).

Отмеченное в выборке курсантов МВД уменьшение ВР, несмотря на возврат к прежнему значению межстимульного интервала, позволяет предположить большую устойчивость к стрессовым воздействиям этих испытуемых по сравнению со студентами РГПУ и студентами ЕГУ. В тоже время у курсантов МВД была отмечена высокая скорость сенсомоторного реагирования на зрительный стимул. Можно заметить, что курсанты МВД способны к более быстрому реагированию в стрессовой ситуации на зрительный стимул по сравнению с другими выборками студентов. Студенты малого города России, находящиеся под меньшим прессом стрессогенных факторов, по сравнению со студентами, проживающими в мегаполисе, показали самую низкую скорость сенсомоторного реагирования на третьем и четвертом сегментах, видимо последствия дефицита времени для них являются более стрессогенным фактором, чем для студентов мегаполиса.

Таблица 1

Изменение времени реакции, СКО и фальстартов на зрительный стимул по сегментам

Курсанты МВД Студенты ЕГУ Студенты РГПУ

ВР СКО Ф ВР СКО Ф ВР СКО Ф

ВР в первом сегменте (1000 мс) 157,8 65,5 G,24 188,4 79,3 2,42 19G,2 68,5 G,49

ВР во втором сегменте (800 мс) 141,7 67,9 G,24 151,4 143,9 3,53 16G,6 1G2,3 1,43

ВР в третьем сегменте (1000 мс) 128,7 83,9 1,G5 161,3 116,2 3,G2 157,9 98,5 1,65

ВР в четвертом сегменте (1200 мс) 149,7 89,6 1,16 2G8,3 1G4,2 1,89 182,4 9G,2 1,37

Значения СКО времени реакции на зрительный стимул во всех группах испытуемых изменяются одинаково от номера сегмента и длительности межстимульного интервала. Наиболее сильная реакция на стресс в ситуации дефицита времени у студентов малого города России, большую стабильность показали курсанты МВД.

На втором этапе мы изучали то влияние, которое оказывает предъявляемый испытуемым интервал времени на их среднее время реакции и СКО в потоках акустических стимулов (вторая серия).

В выборке курсантов психологического факультета МВД (акустический стимул) критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,353 для ВР и со значимостью 0,771 для СКО показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Следовательно, результаты ANOVA могут быть признаны корректными для показателей среднее время реакции и СКО. Результаты ANOVA: уровень значимости p=0,1 для ВР и p=0,004 для СКО указывают на то, что межстимульные интервалы четырех сегментов потоков акустических стимулов статистически достоверно влияют на время реакции и СКО испытуемых, т.е. изменение интервала времени находит отражение в изменении времени реакции испытуемых и СКО в акустической серии.

На рис. 4 можно увидеть, что время реакции испытуемых резко уменьшается на втором сегменте (800 мс), на третьем сегменте (1000 мс) происходит его увеличение, которое продолжается и на четвертом сегменте (1200 мс), не достигая первоначальной отметки. Кроме этого, на рис. 4 видно значительное увеличение СКО на втором сегменте, в котором происходило уменьшение межстимульного интервала до 800 мс, в то время как возврат к прежнему значению межстимульного интервала (1000 мс) вызывал незначительное увеличение значений СКО, которое продолжалось и на четвертом сегменте при увеличении межстимульного интервала.

НГи

і

110'

100.

90.

80.

О

і

70,

О

й

03

■Б

І ЛІ0

2J00

*00

Фа

2р0

3)00

Сегмзнт

Рис. 4. Зависимость времени реакции и СКО у курсантов МВД России от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 2 — акустическая)

В выборке студентов психологического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,732 для ВР и со значимостью 0,700 для СКО показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Следовательно, результаты ANOVA могут быть признаны корректными для показателей среднее время реакции и СКО. Результаты ANOVA: уровень значимости p=0,1 для ВР и p=0,05 для СКО указывают на то, что

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

межстимульные интервалы четырех сегментов потоков акустических стимулов статистически достоверно влияют на время реакции и СКО испытуемых, т.е. изменение интервала времени находит отражение в изменении времени реакции испытуемых и СКО в акустической серии.

IJOO 2J00 3JOO 4.00 100 2.00 3j00 4 .СО

Сегмент Сегмент

Рис. 5. Зависимость времени реакции и СКО у студентов ЕГУ им. И.А. Бунина от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 2 — акустическая)

На рис. 5 видно, что ВР испытуемых уменьшается во втором сегменте (800 мс), а потом увеличивается на 3 и 4 сегментах, при этом на четвертом сегменте происходит значительное превышение первоначальной отметки. СКО испытуемых незначительно уменьшается во 2 сегменте, а в 3 и 4 сегментах происходит его резкое увеличение.

В выборке студентов будущих педагогов РГПУ им А.И. Герцена (акустический стимул) критерий однородности дисперсии Левина для показателя ВР показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются, для показателя СКО критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,232 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Следовательно, результаты ANOVA могут быть признаны корректными для показателя СКО. Хотя результаты ANOVA не являются корректными для показателя ВР, был отмечен уровень значимости p=0,001. Значения длительности сегментов потоков зрительных стимулов статистически достоверно влияют на время реакции испытуемых, т.е. изменение межстимульного интервала находит отражение в изменении времени реакции испытуемых и СКО в акустической серии.

Сегмент Се гнет-

Рис. 6. Зависимость времени реакции и СКО студентов РГПУ им. А.И. Герцена от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 2 — акустическая)

На рис. 6 можно увидеть, что время реакции испытуемых, резко уменьшаясь на втором сегменте (800 мс), на третьем сегменте (1000 мс) и на четвертом сегменте (1200 мс) резко увеличивается, не достигая первоначальной отметки. Изменение СКО времени реакции студентов РГПУ: незначительное увеличение на втором сегменте, резкое увеличение на третьем и практически такое же резкое уменьшение на четвертом сегменте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сравнение изменений ВР студентов всех выборок на акустический стимул показало, что ВР всех испытуемых резко уменьшается на втором сегменте (800 мс), увеличение ВР

происходит на третьем и четвертом сегментах, не превышая первоначального значения. СКО в группе курсантов МВД и в группе студентов РГПУ увеличивалось на втором, третьем и четвертом сегментах. В группе студентов ЕГУ на втором сегменте (800мс) происходило уменьшение значений СКО, а затем происходило их увеличение (табл. 2).

Таблица 2. Изменение времени реакции, СКО и фальстартов на акустический стимул по сегментам

Курсанты МВД Студенты ЕГУ Студенты РГПУ

ВР СКО Ф ВР СКО Ф ВР СКО Ф

ВР в первом сегменте (1000 мс) б2,3 71,8 2,2б б3,2 83,7 7,б2 129,5 99,0 2,24

ВР во втором сегменте (800 мс) 17,0 95,б 5,34 28,4 81 ,б 9,00 57,б 101,4 3,93

ВР в третьем сегменте (1000 мс) 24,9 107,4 5,34 53,9 10б,7 7,б7 89,8 121,3 3,99

ВР в четвертом сегменте (1200 мс) 51,7 109,0 4,31 88,3 11б,8 б,11 127,0 10б,5 3,41

На третьем этапе мы изучали влияние, которое оказывает предъявляемый испытуемым интервал времени на количество допущенных фальстартов как в зрительной, так и в акустической серии.

В выборке курсантов психологического факультета МВД (зрительный и акустический стимул) критерий однородности дисперсии Левина показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты ЛЫОУЛ не являются корректными, был отмечен уровень значимости р=0,000 для фальстартов в серии 1 (зрительная) и уровень значимости р=0,013 для фальстартов в серии 2 (акустическая). Значения длительности сегментов потоков зрительных стимулов статистически достоверно влияют на количество фальстартов испытуемых и изменение межстимульного интервала находит отражение в изменении количества фальстартов испытуемых в зрительной и акустических сериях (рис. 7).

ЦОС. 2JG0 3.00 І.ОО ЦОС. 2Д0 3 J00 І.00

Сегмент Сегмент

Рис. 7. Зависимость количества фальстартов у курсантов МВД России от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 1 — зрительная, серия 2 — акустическая).

Курсанты МВД в ситуации уменьшения времени (800 мс) в серии 1 (зрительный стимул) показали сохранение количества ошибок, а на акустический стимул их резкое увеличение. В то же время при возврате к прежнему значению (1000 мс) на третьем сегменте и при увеличении до 1200 мс на четвертом сегменте у курсантов МВД происходило увеличение количества ошибок. Можно предположить, что курсанты МВД, хотя и способны реагировать без ошибок на зрительный стимул в условиях дефицита времени, но это реагирование не является стабильным. На акустический стимул курсанты МВД на втором сегменте показали резкое увеличение количества фальстартов, которое закономерно уменьшалось с увеличением времени на третьем и четвертом сегментах. Этот факт необходимо учитывать при обучении курсантов МВД, включая в подготовку такую компетентность, как развитие умения реагировать в условиях дефицита времени на акустический стимул.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

В выборке студентов психологического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина критерий однородности дисперсии Левина показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты ЛЫОУЛ не являются корректными, был отмечен уровень значимости р=0,2 для фальстартов в обеих сериях, т.е. значения длительности сегментов потоков зрительных стимулов статистически достоверно влияют на количество фальстартов испытуемых. Изменение межстимульного интервала находит отражение в изменении количества фальстартов испытуемых в зрительной и акустических сериях (рис. 8).

С е гме нт

Сегмент

Рис. 8. Зависимость количества фальстартов у студентов ЕГУ им. И.А. Бунина от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 1 — зрительная, серия 2 — акустическая).

У студентов малого города России изменение количества фальстартов в обеих сериях происходило практически одинаково: дефицит времени (на втором сегменте) вызывал закономерное повышение количества ошибок, их уменьшение происходило с увеличением количества времени. Для студентов малого города России дефицит времени вызывает большее количество ошибок.

В выборке студентов РГПУ им А.И. Герцена критерий однородности дисперсии Левина показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты ЛЫОУЛ не являются корректными, был отмечен уровень значимости р=0,01 для фальстартов в зрительной и р=0,04 в акустической серии, следовательно, значения длительности сегментов потоков зрительных и акустических стимулов статистически достоверно влияют на количество фальстартов испытуемых. Изменение межстимульного интервала находит отражение в изменении количества фальстартов испытуемых в зрительной и акустических сериях (рис. 9).

Сегмент

С е гт е нт

Рис. 9. Зависимость количества фальстартов у студентов РГПУ им А.И. Герцена от номера сегмента и длительности межстимульного интервала (серия 1 — зрительная, серия 2 — акустическая).

На втором сегменте у студентов РГПУ происходило резкое увеличение фальстартов. На третьем сегменте, когда временной интервал возвращался к исходному интервалу 1000 мс (зрительная серия), продолжалось увеличение ошибок, в акустической серии оставаясь на максимальном уровне. На рис. 9 видно уменьшение количества ошибок у студентов РГПУ на четвертом сегменте в обеих сериях.

Сравнение изменений количества фальстартов от номера сегмента и длительности межстимульного интервала показало схожий тренд реагирования у студентов РГПУ и ЕГУ в обеих сериях, за исключением увеличения в зрительной серии на втором сегменте количества фальстартов у студентов РГПУ. Курсанты МВД продемонстрировали в акустической серии схожее со студентами РГПУ реагирование на изменение длительности межстимульного интервала. В зрительной серии у курсантов МВД отмечено умение не увеличивать количество ошибок в условиях дефицита времени, увеличение количества фальстартов происходило с увеличением межстимульного интервала на третьем и четвертом сегментах, что рассматривалось нами как постстрессовая реакция.

Инвариантным для всех выборок студентов является в обеих сериях: уменьшение времени реакции при уменьшении межстимульного интервала и увеличение времени реакции при увеличении межстимульного интервала. Отмеченная закономерность, являясь неизменной для всех выборок студентов, относится к типологическим особенностям. При этом и в зрительной, и в акустической сериях превышение исходных значений было отмечено только в выборке студентов малого города России. В акустической серии неизменным для всех выборок студентов являлось увеличение количества ошибок при уменьшении межстимульного интервала и их уменьшение при увеличении межстимульного интервала.

В зрительной серии инвариантным являлось увеличение СКО при уменьшении межстимульного интервала, и в акустической серии увеличение СКО при возврате к исходному межстимульному интервалу 1000 мс после его уменьшения. При этом в зрительной серии при уменьшении, возврату к исходному значению и при увеличении межстимульного интервала, а в акустической серии при возврате к исходному значению и при увеличении межстимульного интервала отмечалось превышение исходных значений СКО во всех выборках студентов. Эта закономерность в изменении показателей СКО характеризует постстрессовую психофизиологическую реакцию, нарушающую стабильность реагирования при возврате к исходному межстимульному интервалу после его уменьшения. Увеличение межстимульного интервала при этом было недостаточным для возврата испытуемых к исходному состоянию.

Выводы

1. Изменение интервала времени находит отражение в изменении времени реакции испытуемых при работе в потоках зрительных и акустических стимулов. На изменение интервала времени в потоках акустических стимулов испытуемые реагируют увеличением (при уменьшении межстимульного интервала) и уменьшением (при увеличении межстимульного интервала) количества ошибок.

2. При обучении курсантов МВД необходимо развивать такую компетентность, как развитие умения реагировать в условиях дефицита времени на акустический стимул.

3. Последствия дефицита времени для студентов малого города России являются более стрессогенным фактором, чем для студентов мегаполиса.

Список литературы

1. Каменская, В. Г. Время в процессе отражения и как фактор организации целенаправленных

акустико-моторных реакций человека : автореф. дис____докт. психол. наук. — М., 1995. — 44 с.

2. Насждов, Л. A. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2е изд. - СПб.: Питер, 2007. - С. 281-297.

3. Федотчев, Л. М., Бондарь, Л. Т. ЭЭГ — реакции человека на прерывистые световые воздействия разной частоты // Успехи физиологических наук. — 1990. — Т. 21. — С. 97-102.

Literature

1. Fedotchev, Л. I. & Bondar, Л. Т. Electroencephalogram: Reactions of the person to discrete photo stimulations of different frequency // Progress in physiologic studies. — 1990. — Vol. 21.

2. Kamenskaya, V. G. Time in the process of reflection and time as the factor of organization of directed acoustic and motor responses of the person. Synopsis of Doctoral Thesis. — Moscow, 1995.

3. Nasledov, Л. D. SPSS: Computer data analyses for psychology and social sciences. — St. Petersburg,

2007.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.