Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Информационные технологии
вышении качества и скорости сбора оперативных данных, учета, контроля и координации работ по выполнению плана. Это становится возможным за счет централизации данных в единой базе и использования сети Интернет как для сбора оперативной информации, так и для доступа к хранимым данным при поиске, составлении отчетности и контроле всех видов работ.
При внедрении разработанного программного обеспечения следует учитывать ряд особенностей, присущих этому учреждению, а именно:
1. Территориальную распределенность по региону.
2. Оснащенность филиалов вычислительной техникой и оргтехникой, программным обеспечением.
3. Контингент кадрового состава, который трудится в организации, и уровень компьютерной грамотности.
4. Наличие и скорость существующих каналов связи.
5. Наличие в составе филиала системного администратора или привлеченного по договору специалиста по обслуживанию компьютерной техники для проведения инсталляции программного обеспечения на рабочих местах специалистов, отвечающих за составление отчетных форм.
На текущий момент работу по государственному заданию выполняют все филиалы от Минусинска на юге края, до Туры и Норильска на севере [2].
Все филиалы организации оснащены компьютерной техникой с установленным системным программным обеспечением от корпорации Microsoft, которое официально приобретено, и имеются лицензии на его использование, но конфигурация имеющихся компьютеров разнообразная - от Celerona 1,8 ГГц с объемом оперативной памяти 384Мб до Core i5 с объемом памяти 4 Гб.
Кадровый состав работников филиала в основном составляют женщины, имеющие не техническое, а медицинское образование, и это необходимо учитывать при внедрении программного обеспечения в ра-
боту организации. Только в городах, таких как Норильск, Канск, Ачинск, Лесосибирск, имеются системные администраторы в штате филиала, в остальных филиалах привлекаются специалисты по аутсорсингу, которые выполняют работу по заявке филиала.
Для успешной работы созданного программного обеспечения обязательно наличие канала связи для выхода в Интернет. Обеспечивает выход в Иинтернет для филиалов на всей территории края компания ОАО «Ростелеком», с которой ежегодно проводится аукцион на одной из торговых площадок Красноярского края. Исключением здесь является филиал в Норильске, для которого проводится отдельный аукцион, так как связь с Норильском осуществляется по спутниковому каналу, и эти услуги предоставляют другие компании. Не все каналы связи работают стабильно и с заявленной скоростью, но для работы программы не требуется постоянный выделенный канал связи со стабильной связью.
Проведенные тестовые испытания разработанного программного обеспечения в Центре гигиены и эпидемиологии Красноярского края показали работоспособность внедряемой автоматизированной системы, что, не без проблем, конечно, но позволило во второй половине прошедшего года собирать с территориальных филиалов информацию по выполнению плана госзадания и своевременно предоставлять ее в управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт Роспотребнадзора по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://24.rospotrebnadzor.ru/center/ (дата обращения: 28.03.2014).
2. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. URL: http://bus.gov.ru/ public/agency/agency.html?agency=151423&activeTab= 2 (дата обращения: 28.03.2014).
© Тычков С. А., 2014
УДК 004.054
В. В. Фомина Научный руководитель - В. В. Тынченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ
ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Исследуются популярные программные продукты для автоматизации туристического бизнеса. Определяются наиболее важные критерии оценки эффективности таких программных систем, проводится сравнительное оценивание нескольких известных на рынке программ.
На данный момент существует немалое количество автоматизированных программных систем для туристических фирм. Подобные программные продукты наделены большим спектром важных возможностей, предназначенных для удобства, хорошей производи-
тельности, высокой точности и безопасности работы туроператоров. Выбор готовой системы конкретным предприятием туристического бизнеса всегда представляет собой непростую задачу, которая требует учесть как возможности самого предприятия, так и
Секция «Информационнее системы и технологии»
характеристики готовой программы, являющейся кандидатом на внедрение.
В данной работе внимание акцентировано на крупномасштабных предприятиях указанной сферы деятельности, с учетом чего проведем методом экспертизы оценивание таких популярных продуктов, как «1С: Предприятие Турагентство» [1], «САМО-ТурАгент» [2] и «U-ON travel» [3].
На первом этапе требуется выделить критерии, по которым затем будет оцениваться программа с позиций ее внедрения на предприятии. В нашем случае были выделены следующие значимые критерии: программная архитектура, полнота функционала, надежность программного продукта, удобство интерфейса,
Критерии оценки для
легкость освоения программы и стоимость. Была подобрана удобная шкала для оценивания значимости каждого из критериев: 0; 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 1 (степень значимости критерия возрастает с ростом значения оценки). По этой шкале три эксперта (программист, системный администратор и туроператор) выставили оценки важности для каждого критерия (табл. 1), затем была найдена усредненная оценка и вычислен вес каждого критерия - коэффициент, характеризующий степень значимости критерия в процентах.
После этой процедуры дается оценка программным продуктам по каждому из критериев с учетом весовых коэффициентов, вычисленных методом экспертизы выше (табл. 2).
Таблица 1
программных продуктов
Критерии Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Средняя оценка Вес, %
Архитектура 0 0,6 0,2 0,27 9
Полнота функцио- 1 0,8 0,8 0,87 29
нала
Надежность 0,8 1 0,6 0,8 27
Удобство интерфейса 0,2 0 0 0,067 2
Легкость освоения 0,4 0,4 0,4 0,4 13
программы
Стоимость 0,6 0,2 1 0,6 20
Таблица 2
Оценивание программных продуктов по критериям
Критерии\система «1С: Предприятие Турагентство» «САМО-ТурАгент» «U-ON travel»
Архитектура 9 9 9
Полнота функционала 17,4 23,2 29
Надежность 21,6 27 27
Удобство интерфейса 1,2 0,8 0,4
Легкость освоения программы 5,2 10,4 2,6
Стоимость 20 12 4
Общая сумма по столбцам 74,4 82,4 72
Таким образом, можно выявить программную систему, которая в большей мере отвечает всем требованиям, продиктованным особенностями рассматриваемой группы предприятий. В нашем случае, таким продуктом оказалась программа «САМО-ТурАгент».
Полученными результатами можно воспользоваться для выбора программного продукта при проведении автоматизации информационной системы на реальном предприятии туристической сферы. В дальнейшем планируется осуществить более глубокое исследование качества программных систем этого сегмента ИТ-рынка, подключив к работе экспертов и на втором этапе оценивания.
Библиографические ссылки
1. Демо-версия и описание программы «1С: Предприятие Турагентство» [Электронный ресурс]. URL: http://solutions. 1c.ru/catalog/travel-agency/features (дата обращения: 18.03.2014).
2. Демо-версия и описание программы «САМО-ТурАгент» [Электронный ресурс]. URL: http://www.samo.ru/touragent.html (дата обращения: 18.03.2014).
3. Демо-версия и описание программы «U-ON travel» [Электронный ресурс]. URL: http://u-on.ru/travel/ (дата обращения: 18.03.2014).
© Фомина В. В., 2014