Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежный рынок труда / политика занятости молодежи / рынок труда / безработица / youth labor market / youth employment policy / labor market / unemployment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исматуллаев А. Х.

В статье автором исследована одна из наиболее важных социально-экономических проблем в настоящее время – молодежная незанятость. Ее изучением занимаются многие ученые, она рассматривается в программах развития ООН, в последней из которых отмечено, что сегодня в мире проживает самое большое число молодых людей за всю историю человечества. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что молодежь является основным источником восполнения трудовых ресурсов и гарантом пополнения профессионального кадрового резерва. Необходимо принять во внимание факт того, что с современными условиями труда и высокой конкуренцией в различных отраслях производства, молодое трудоспособное население находится в уязвимом социально-экономическом положении. Одним из основных способов решения данной проблемы является поддержка со стороны государства. В статье рассматриваются основные государственные программы, направленные на поддержку занятости молодежи. сходства и различия программ Российской Федерации и Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF YOUTH EMPLOYMENT SUPPORT PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

In the article, the author studied one of the most important socio-economic problems at the present time youth unemployment. Many scientists are studying it, it is considered in the UN development programs, in the last of which it is noted that today the largest number of young people in the history of mankind live in the world. The relevance of this research topic is due to the fact that young people are the main source of replenishment of labor resources and the guarantor of replenishment of the professional personnel reserve. It is necessary to take into account the fact that with modern working conditions and high competition in various industries, the young able-bodied population is in a vulnerable socio-economic situation. One of the main ways to solve this problem is support from the state. The article discusses the main state programs aimed at supporting youth employment. The similarities and differences between the programs of the Russian Federation and the Republic of Uzbekistan are considered.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Исматуллаев А.Х.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.4.36-38

Аннотация. В статье автором исследована одна из наиболее важных социально-экономических проблем в настоящее время - молодежная незанятость. Ее изучением занимаются многие ученые, она рассматривается в программах развития ООН, в последней из которых отмечено, что сегодня в мире проживает самое большое число молодых людей за всю историю человечества. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что молодежь является основным источником восполнения трудовых ресурсов и гарантом пополнения профессионального кадрового резерва. Необходимо принять во внимание факт того, что с современными условиями труда и высокой конкуренцией в различных отраслях производства, молодое трудоспособное население находится в уязвимом социально-экономическом положении. Одним из основных способов решения данной проблемы является поддержка со стороны государства. В статье рассматриваются основные государственные программы, направленные на поддержку занятости молодежи. Рассмотрены сходства и различия программ Российской Федерации и Республики Узбекистан. Ключевые слова: молодежный рынок труда, политика занятости молодежи, рынок труда, безработица

Молодёжь - это социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Опираясь на труды немецкого социолога К. Маннгейма можно сказать, что данная социально-возрастная группа является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Если рассматривать молодежь через призму современного рынка, то необходимо отметить, что она, как отдельный социально-демографический слой населения, является основным источником пополнения трудовых ресурсов для любого государства.

Наиболее частым определением для молодежного рынка труда является доля трудового рынка, основным кадрами, которых, представляют группы лиц молодого возраста (от 16 до 29 лет), где сторону спроса представляют работодатели, предоставляющие вакансии, рабочие места для кадров данной возрастной группы.

Однако, на глобальном уровне, данная категория граждан является более уязвимой в социальном и экономическом плане. Необходимо так же отметить, что молодежь

играет роль основного показателя стабильности интегрирования рынка труда и образовательных услуг.

Учитывая вышеперечисленные факторы, вопрос целесообразной эксплуатации трудовых ресурсов имеет высокую актуальность, в плане стабильного роста экономики. Соответственно, данная социально-экономическая группа нуждается в достаточном внимании государственного уровня, так как в современных реалиях, молодежь часто сталкивается с проблемами самостоятельного получения рабочего места по той или иной профессии.

В настоящее время, наряду с другими государствами, в СНГ так же ощущается острая социальная потребность в защите трудовых прав и интересов молодого поколения. В связи с этим, формируются различные молодежные группы, объединенные теми или иными потребностями, интересами, в зависимости от социально-экономического положения. Главными приоритетными задачами этих групп является создание и поддержание условий для устойчивого развития молодежного потенциала, в экономических, социальных, культурных и общественных сферах. Как отмечала И. Цыганкова, в своей работе «Трудовые ресурсы молодежи на рынке труда России», в силу множества внешних и внутренних условий страны, по-прежнему суще-

ствует необходимость обеспечения развития и реализации потенциала молодого поколения, реализации конституционных прав и свобод молодёжи на территории региона [1]. Время не стоит на месте, постоянно меняющиеся переменные рынка являются этому подтверждением, соответственно, молодежи, как отдельному сегменту рынка, с его особенностями, требуются новые подходы и решения регионального, республиканского и федерального уровня. За более чем четверть столетия, в практике государств постсоветского пространства накоплен опыт по реализации программ обеспечения и поддержания занятости молодого поколения. Главными способами реализации таких программ являются:

- подготовка и трудоустройство высококвалифицированных молодых специалистов;

- профориентация и психологическая поддержка;

- организация временного трудоустройства молодёжи;

- поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности.

Молодежная политика трудоустройства и обеспечения занятости воплощается в форме нормативно-правовых актов, в том числе и законодательством субъектов РФ. Наиболее популярным способом реализации данной политики регионального уровня приходится программно-целевой метод. Данный тип проектов и программ, являются фундаментом для единства и целостности проведения государственной политики по делам молодежи, занятой трудовой деятельностью.

Похожую программу развития трудоустройства молодежи использовали и соседствующие страны, однако с некоторыми изменениями. Так, например, в республике Узбекистан в 2008 году, в связи с нехваткой кадров среднего уровня, были внесены поправки в закон «Об образовании», которые обязывали молодых людей после получения начального (4 года) и базового (5 лет) образования получить среднее общее или среднее специальное образование. Целью данных поправок являлось обеспечение выпускников лицеев и колледжей первичными профессиональными знаниями и навыками для повышения конкурентоспособности и облегченного трудоустройства. Данные поправки помогли поднять рынок труда кадров среднего уровня в период с 2008 по 2020 годы. В настоящее время система образования Узбекистана вернулась к привычным нам 11 классам.

К сожалению, не смотря на проводимую политику и мероприятия по образованию устойчивой инфраструктуры, низкое трудоустройство выпускников колледжей и университетов до сих пор является актуальной проблемой Российской Федерации и других стран СНГ. Оценка реализации мер, по поддержанию развития рынка молодежного труда так же выражается в форме процента тру-

доустроенных выпускников. При этом, оценка эффективности является рычагом обратной связи между органами публичного управления и получателями мер государственной поддержки.

Экономическая нестабильность, санкции, глобальные пандемии задают новые условия мирового рынка, что негативно сказывается на показателях экономики России и многих стран СНГ: снижаются объемы производства, возрастает число нерентабельных предприятий, сокращается количество рабочих мест, тем самым затрудняя условия существования для потенциальных работников. Данные факторы отрицательно влияют на спрос рабочей силы. По данным экономического форума «Снова вместе. Экономика новой реальности», проведенного со 2 по 5 июня 2021 года, доля безработных среди молодежи от 18 до 29 лет составила 16%, из чего видно, что примерно каждый шестой представитель молодежи является нетрудоустроенным человеком.

Показатели в соседних странах также неутешительны. Так, например, в Узбекистане, согласно данным Министерства занятости и трудовых отношений, учитывая локальные особенности рынка труда, доля безработных среди молодежи 18-30 лет составляет 17%, что в 1.5 раза выше, чем общий уровень безработицы. Отчасти данные показатели могут быть связаны с условиями малого рынка труда на территории Узбекистана, что, в свою очередь, является основным фактором трудовой миграции.

Касательно общего положения безработицы Узбекистана, опираясь на сообщение Министерство занятости и трудовых отношений РУз, в январе-сентябре 2021 года в Узбекистане уровень безработицы составил 9,4%, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с июньскими показателями безработицы стало меньше на 0,4%.

По данным Минтруда, такие цифры были получены по итогам социального опроса, проведённого в 108 городах и районах страны. Опрос охватил 500 махаллей, 5000 домохозяйств и 26,5 тысячи граждан.

За девять месяцев 2021 года численность трудовых ресурсов составила 19,3 миллиона, что на 1,1% или 201,4 тысячи человек больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Из этого числа официально работают 6,1 млн человек, прирост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года -7,9%, или 450,5 тысячи. Неофициально трудоустроены 5,9 миллиона работников, что на 4,1%, или 254 тысяч человек меньше, чем в прошлом году.

В Российской Федерации наблюдаются другие значения. Согласно исследовательским данным Росстата, общая численность безработных в январе 2022 составила 296 тысяч человек, что является на 75 тысяч выше, чем в декабре этого года. Исходя из сообщения Росстата, на этот момент вре-

22.00.04. - Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)

37

мени уровень безработицы составил 4,4 %, что является неплохим показателем по сравнению с прошлым годом.

Согласно исследованиям еждународной организацией труда, на 9 марта 2022 года в рамках рейтинга стран по уровню занятости населения, Российская Федерация занимает 86 место (59% занятости населения), Республика Узбекистан тем временем 68 место (61.2% занятости).

В заключении отметим, что интеграция молодежи в сферу труда является одной из самых сложных соци-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

альных проблем современности. Важным индикатором общего социального положения молодежи является ее уровень занятости. С постоянно изменяющимися глобальными факторами, необходимы реформы действующей политики по поддержке занятости молодежи, как более активное участие государства в вопросах молодежи, интеграция предприятий в сфере высшего и профессионального образования.

1. Цыганкова И.В., Мячин Ю.В. Трудовые ресурсы молодежи на рынке труда России // Экономика труда. - 2019. -С. 735-736.

2. Вишневская Н.Г. Роль государственной службы занятости населения в минимизации молодежной безработицы: теория и практика // Науковедение. - 2014. - С. 1-16.

3. Официальный сайт министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан // Уровень безработицы в Узбекистане составил 9,4 процента. - URL: https://mehnat.uz/uz/news/uzbekistonda-ishsizlik-darazhasi-94-foizni-tashkil-etdi (дата обращения 15.11.2021).

4. Официальный сайт международной организации труда. - URL: https://ilostat.ilo.org

Информация об авторе

Исматуллаев Амир Хондамирович, аспирант 1-го курса, Северо-Кавказский федеральный университет, Институт экономики и управления, кафедра социологии.

E-mail: kuro.mailru@mail.ru

Ismatullaev A.K.

COMPARATIVE ANALYSIS OF YOUTH EMPLOYMENT SUPPORT PROGRAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract. In the article, the author studied one of the most important socio-economic problems at the present time - youth unemployment. Many scientists are studying it, it is considered in the UN development programs, in the last of which it is noted that today the largest number of young people in the history of mankind live in the world. The relevance of this research topic is due to the fact that young people are the main source of replenishment of labor resources and the guarantor of replenishment of the professional personnel reserve. It is necessary to take into account the fact that with modern working conditions and high competition in various industries, the young able-bodied population is in a vulnerable socio-economic situation. One of the main ways to solve this problem is support from the state. The article discusses the main state programs aimed at supporting youth employment. The similarities and differences between the programs of the Russian Federation and the Republic of Uzbekistan are considered.

Keywords: youth labor market, youth employment policy, labor market, unemployment

Literature

1. Tsygankova I.V., Myachin Yu.V. Labor resources of youth in the labor market of Russia // Labor Economics - 2019. - Pp. 735-736.

2. Vishnevskaya N.G. The role of the state employment service in minimizing youth unemployment: theory and practice // Naukovedenie - 2014. - Pp. 1-16.

3. Official website of the Ministry of Employment and Labor Relations of the Republic of Uzbekistan // The unemployment rate in Uzbekistan was 9.4 percent. https://mehnat.uz/uz/news/uzbekistonda-ishsizlik-darazhasi-94-foizni-tashkil-etdi (accessed 15.11.2021).

4. Official website of the International Labour Organization https://ilostat.ilo.org

Author

Ismatullaev Amir Khondamirovich, 1st year postgraduate student, North Caucasus Federal University, Institute of Economics and Management, Department of Sociology.

E-mail: kuro.mailru@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.