УДК 378.02: 372.8+ 528.46:711.14; 528.46:630
Н.С. Рассказова ЮУрГУ, Челябинск
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕОДЕЗИСТОВ-ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЕЙ И СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И КАДАСТРОВ СТРАН СКАНДИНАВИИ И РОССИИ (АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СТАЖИРОВКИ В КТН, СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ, ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 2005 Г.)
Различные специальности характеризуют разные подходы к обучению и профессиональной деятельности. Большой интерес представляет сравнение университетских учебных программ и профессиональной деятельности геодезистов-землеустроителей в различных странах.
Для разработки совместной образовательной программы в области землеустройства и кадастров, а также ознакомлением с кадастрами скандинавских стран и Нидерландов, по приглашению шведской организации SIDA (Шведское интернациональное агентство по разработке и развитию направлений обучения), представители 10 ВУЗов России прошли стажировку в Королевском технологическом институте (Стокгольм, октябрь-ноябрь 2005 г.).
В процессе обучения было установлено, что учебные программы для геодезистов-землеустроителей в странах Скандинавии разделены на несколько смежных профилей (2 или 3 модели). Так в Норвегии и Финляндии обучение ведется по 2 основным специальностям, в Швеции и Дании - по 3-ем. Первой является модель, где особое внимание в процессе обучения уделяется техническим дисциплинам. Другая модель базируется на углубленном изучении правовых вопросов, а также вопросов планирования и развития территорий, при сокращенном объеме технических знаний. Она наиболее распространена именно в скандинавских странах, хотя близкие по содержанию модели можно найти в Швейцарии, Голландии, Германии и Франции. Еще одну модель с доминированием экономических дисциплин можно выделить в Швеции и Финляндии. Эта программа также включает изучение основ строительства при значительно сокращенном объеме геодезических и картографических знаний.
Согласно приведенным моделям, можно выделить три основных типа специалистов, которые обучаются по упомянутым учебным программам:
1. Геодезист-землеустроитель технического профиля (technical land surveyor), который часто, но не всегда, обладает хорошими знаниями в области права, а также иногда достаточными знаниями вопросов планирования и развития территорий. Основное внимание в процессе обучения специалистов данного профиля уделяется геодезии, картографии, ГИС-технологиям.
2. Геодезист-землеустроитель управленческого профиля (land management surveyor) обладает глубокими знаниями в области правоведения, а также планирования и развития территорий. Дополнительно он владеет
основами экономической оценки, особенно оценки для целей компенсации. Объем преподавания технических дисциплин значительно сокращен. Специалисты такого профиля, в основном, призваны решать спорные правовые вопросы, связанные с земельными участками и вопросами планирования. Процедуры выделения, перераспределения, объединения земельных участков требуют обширных юридических знаний, особенно в шведской системе, где геодезист-землеустроитель принимает официальные решения.
3. Геодезист-землеустроитель экономического профиля (real economics surveyor). Характеризуется высоким уровнем теоретической экономической подготовки и достаточным объемом знаний в области права. Основное внимание при изучении данного профиля уделяется вопросам управления недвижимостью, в частности экономического управления недвижимостью, финансированию, инвестициям. Навыки экономической оценки земли имеют для геодезиста-землеустроителя все большее значение в связи с высокой профессиональной ответственностью за оценку, носившую ранее в скандинавских странах частично экспроприационный характер.
В России сегодня можно выделить два основных типа специалистов -1-ый и 3-ий. Первый тип базируется на фундаментальных знаниях по геодезии и смежным наукам, приобретаемым в процессе обучения в специализированных вузах и геодезических специальностях университетов. Третий тип получил наиболее широкое распространение в последние годы и динамично развивается. При этом обучение специалистов, как правило, ведется на экономических факультетах университетов. Соответственно блок картографо-геодезических дисциплин здесь сведен к минимуму. Представление об этих дисциплинах и некоторых вопросах, связанных с ними даются, в основном, в курсе «Землеустройство и земельный кадастр». Преобладание экономических дисциплин в учебных программах началось совсем недавно, поэтому число стран, ведущих преподавание по этому профилю мало. Этот процесс привел к большому разрыву между основными учебными профилями, в результате чего образовательная программа экономического профиля полностью отделилась от геодезии и картографии. Такая ситуация прослеживается в России, Великобритании и др. странах. В Швеции и Финляндии, также наблюдается схожая тенденция, но там учебные программы экономического профиля до сих пор включают в себя дисциплины геодезического и картографического профиля.
Профессиональные обязанности геодезистов-землеустроителей, принято разделять на главные категории, соответствующие основным учебным дисциплинам [1]: Геодезические измерения и картографирование, Кадастр и обременения, Планирование и развитие территорий, Оценка недвижимости, Управление недвижимостью, Здания, сооружения и строительство. Почти во всех странах геодезист-землеустроитель много времени уделяет решению вопросов, связанных с кадастром и обременениями. Это означает, что формирование недвижимости является основным видом деятельности почти во всей Западной Европе, т.е. работы по формированию и изменению недвижимости
выполняются наряду с геодезическими измерениями и картографированием. Однако, существуют и различия в видах деятельности, например, датские геодезисты-землеустроители до сих пор не выполняют работы, связанные с экономической оценкой и управлением недвижимостью. Норвежские специалисты почти не занимаются вопросами управления, т.к. не обладают достаточной компетенцией. В отдельных странах Западной Европы геодезист-землеустроитель занимается решением чисто геодезических задач и картографированием территории, хотя почти всегда без исключения он также отвечает за формирование недвижимости. Половина стран Западной Европы, в том числе и скандинавские страны, характеризуются тем, что обязанности геодезиста-землеустроителя в этих странах представлены шире и включают вопросы планирования и развития территорий, а также оценку и управление недвижимостью. Масштабы этой деятельности варьируют в разных странах, но их тенденция очевидна.
Как известно, обучение и профессиональная деятельность тесно взаимосвязаны. В связи с варьированием профессиональной деятельности происходят изменения и в учебных программах. Сегодня не до конца ясно, какие научные направления в университетах соответствуют видам профессиональной деятельности на практике. Университеты зачастую включают в процесс обучения дисциплины, далекие от современных требований практики. Геодезические измерения и картографирование присутствуют как в обучении, так и в профессиональной деятельности геодезистов-землеустроителей во всех странах. Правовые дисциплины в университетах соответствуют направлению кадастра и обременении на практике.
При рассмотрении «Планирования и развития территорий» выявляется более сложная картина. В Дании, Норвегии и Швеции обучение и профессиональная деятельность являются взаимно адаптированными в сфере планирования и развития территорий, но в некоторых странах Западной Европы (Швейцария, Голландия и др.) соответствующая учебная дисциплина преподается с большей глубиной, чем того требует практика. Это может быть объяснено либо развитием знаний, связанных с кадастром, либо попытками ученых найти новые ниши для геодезистов-землеустроителей.
При анализе профессиональной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» выявлен большой разрыв между содержанием учебной дисциплины и требованиями практики. Очевидно, что в университетах эта дисциплина не преподается на уровне, требуемом практикой. Для России на этапе становления этой специализации также характерна указанная тенденция. Швеция и Финляндия, с углубленным изучением экономических дисциплин, являются исключениями. В университетах Дании уровень изучения экономических дисциплин недостаточен, о чем свидетельствует незначительное вовлечение датских геодезистов-землеустроителей в процесс оценки недвижимости на практике. Очевидно, оба эти процесса взаимосвязаны.
В профессиональной деятельности «Строительство зданий и сооружений» выявлено соответствие учебных программ и требований практики [2].
Для геодезиста-землеустроителя (land surveyor) геодезические измерения являются обязательной деятельностью, а геодезия обязательной наукой. В ряде стран геодезические измерения являются единственной специализацией. Для геодезистов-землеустроителей стран Скандинавии (и Европы в целом) специализация включает также оценку, управление землей и недвижимостью и создание новых объектов собственности. При этом признается возрастающее значение геоинформатики, как для обучения профессионалов, так и для самой профессии. Анализ показывает также [1,2], что рамки профессии во многих странах шире, чем обучение, предлагаемое в университетах этих стран. Существуют также страны, в которых университеты не отстают от современных требований практики или даже идут впереди. Одной из таких стран является Швеция. В будущем эта тенденция должна стать главной для всех университетов, вовлеченных в процесс обучения геодезистов-землеустроителей, в том числе и российских.
Рассмотрим одно из направлений обучения - «Land Management», по которому Швеция (КТН, Стокгольм) не отстает от современных требований практики и даже опережает их. Россия в создании кадастра недвижимости, а также в обучении геодезистов-землеустроителей ориентирована на Швецию и Голландию, т.к. Швеция - первая страна в мире полностью автоматизировавшая ведение кадастра недвижимости. Основной задачей институтов и университетов, в свете политики шведского парламента является разработка программы обучения в преуспевающих областях знаний и внедрение её за пределами Швеции. В частности речь идет о программах для бакалавров и магистров в области землеустройства и кадастров и внедрении её в 10 - 15 вузах России и за ее пределами (страны СНГ, Африка). При этом основная проблема курса обучения - создание плана обучения, например, по специальности «Land Management» и его внедрение на практике. Получение от государства проекта на создание плана обучения является сложной процедурой. Но при правильном подходе это приводит к увеличению числа кредитов (1кредит = 36 ч.) со стороны студентов на заявленные дисциплины.
По рассматриваемому нами направлению образования «Land Management», пользующегося спросом на рынке специалистов в Скандинавии выделяют 2 основных направления развития образования по специальности:
1. Привлечение студентов (такая программа создается в любом ВУЗе)
2. Самостоятельное устройство студентов на работу (для этого специалисты должны быть востребованы на рынке).
Студенты выбирают курсы в зависимости от спроса рынка на конкретных специалистов. Первые два года обучение будущих специалистов в странах Скандинавии идет по строго определенным обязательным курсам. 3-ий и 4-ый годы обучения студенты проходят специализации (предметы по выбору). Согласно Болонской конференции количество кредитов на 4-ом году обучения будет увеличиваться.
Основным или базовым курсом, показывающим проблемы управления землей, является землеустройство. Цель курса - обеспечить глубокое понимание
технических, экономических, правовых и организационных вопросов, связанных с процессом развития земли. Основой для остальных предметов являются Гражданское право, Публичное право, Регулирование земельных отношений, Земельная инженерия и строительство (изучение инфраструктуры, в России - городской кадастр).
В предмете «Общественное право» студентам дается знание о кадастровых процедурах. В предмете «Геодезия и межевание» происходит смена подхода к объекту недвижимости. Если в предмете «Общественное право» рассматривается общество в целом, то в «Геодезии и межевании» рассматривается сам объект недвижимости, например, участок земли. При этом шведские коллеги считают, что на изучение объектов недвижимости необходимо выделять большее количество часов, по сравнению с другими дисциплинами первого года обучения. Особое внимание нужно уделяться оценке следующих видов объектов недвижимости: зданий и сооружений, водных объектов, сельскохозяйственных земель, лесов (в Швеции леса пока не приватизированы).
В блоке экономических дисциплин особое внимание необходимо уделить теории инвестиций (т.к. она используется для целей оценки недвижимости), за счет сокращения часов на изучение методов экономики и моделей.
Таким образом, анализ университетских учебных программ и профессиональных обязанностей геодезистов-землеустроителей в различных странах показал, что геодезист-землеустроитель может работать не только в области землеустройства и управления землёй «Land Management», но и в области оценки недвижимости, планирования и развития территорий. В целом, сегодня в 50% странах Западной Европы геодезисты-землеустроители имеют более разнообразные обязанности, чем геодезисты в России. Следовательно, России следует стремиться к тому, чтобы обязанности геодезиста-землеустроителя были представлены шире и включали не только вопросы планирования и развития территорий, но и оценку недвижимости, управление недвижимостью. Эта тенденция, как следует из анализа профессиональных обязанностей геодезистов-землеустроителей и систем образования в области землеустройства и кадастров в странах Скандинавии, наблюдается в настоящее время. Российские университеты пока отстают от современных требований практики, поэтому уже сегодня симбиоз науки и практики должен стать главной целью для всех вузов, вовлеченных в процесс обучения геодезистов-землеустроителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Alan, A.L.1996. The Education and practice of the Geodetic Surveyor in Western Europe. University College London.
2. Mattson H. 2000. The Education and Profession of Land Surveyors in Western Europe// MAANKAYTTO- 3.
3. Tomas Karlbro. 2001. A focus on activities and actors// MAANKAYTTO- 3.
4. А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев и др. Высшее образование в России: правила и реальность - М., 2004 С. 50-111.
5. Лекции по направлению образования «Land Management»: KTH, Стокгольм, октябрь-ноябрь 2005г. // Пер. с англ. Рассказовой Н.С.
6. http://www.abroad.ru; http://eduabroad.ru.
© Н.С. Рассказова, 2006