СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ БОЛЬШОГО И МАЛОГО ГОРОДА
Н.Ю. Дмитриева
Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 109093
Автор представляет результаты собственных эмпирических исследований на базе трех государственных университетов г. Москвы и Ельца. На выборке (n = 247) сотрудников вузов (преподавателей, бухгалтеров, программистов) оценивалось влияние комплекса факторов производственной и городской среды. Выявлено, что профессиональная адаптация работников Москвы была значительно ниже, чем у работников Ельца. Отмечено, что женщины адаптировались хуже, чем мужчины. Выявлена группа работников финансовых служб, у которых профессиональная адаптация проходит хуже всех по сравнению с другими профессиональными группами.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, работники, профессиональная адаптация, мегаполис, малый город, психоэмоциональное состояние, стресс-факторы, профессиональная дезадаптация.
Как известно, влияние мегаполиса оказывает мультистрессовое воздействие на организм человека [3]. Степень нагрузки на жителя большого города каждого фактора в сотни раз больше, чем у жителя небольших городов. Каждый день на жителя большого города оказывают влияние следующие стресс-факторы: проживание в многоквартирных домах, работа шумопроизводящих и вибрирующих приборов (стиральных машин, телевизоров, СВЧ-приборов), высокая плотность населения, хроническая нехватка кислорода, загазованность атмосферы воздуха, автомобильные пробки, информационные перегрузки, электромагнитные поля, быстрый ритм жизни, множество межличностных контактов в течение дня, некачественный короткий ночной сон и пр. [3]. Все эти факторы воспринимаются нашим организмом как чрезмерные, приводящие к формированию стресса [1]. Под их воздействием процесс трудовой адаптации населения проходит сложнее, чем в небольших городах. При этом одни люди меньше подвержены стрессовому напряжению и легче проходят процесс адаптации, а другим эти процессы даются намного сложнее [5].
Целью нашего исследования стало изучение воздействия комплекса факторов среды (окружающей и профессиональной), влияющих на профессиональную адаптацию работников разных специальностей.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе трех государственных высших учебных заведений: двух московских университетов — МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН и Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
Были сформированы экспериментальная и контрольная группа (табл. 1).
Таблица 1
Количественный состав исследуемой выборки (п = 247)
Подразделение Город,количество Общее кол-во
Москва (эксперим.) Елец (контрол.)
ППС 112 57 169
УБУ и ФК 28 9 37
УИТО 32 9 41
Итого 172 75 247
В экспериментальную группу вошли 172 сотрудника данных вузов, которые представляли разные категорий профессиональной деятельности: профессорско-преподавательский состав (ППС) — 112 человек (36 мужчин и 76 женщин, возраст 32—59 лет); работники управления информационно-технологических служб (УИТО) — 32 человека (24 мужчины и 8 женщин, возраст 25—54 лет); сотрудники служб бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУ и ФК) — 28 человек (28 женщин, возраст 28—62 лет).
Контрольную группу представляли сотрудники Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Их деление по полу и категориям профессиональной деятельности был следующим: сотрудники ППС — 57 человек (27 мужчин и 30 женщин, возраст 27—63 лет); работники УИТО — 9 человек (9 мужчин, возраст 25—55 лет); сотрудники УБУ и ФК — 9 человек (9 женщин, возраст 25— 60 лет).
Методическим инструментарием для изучения особенностей адаптации респондентов послужил набор тестов (тест Спилбергера-Ханина; тест по диагностике профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой; методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вас-сермана в модификация В.В. Бойко; тест А. Ассингера; шкала самооценки депрессии, разработанная в НИИ им. В.М. Бехтерева). Данные тесты выявляли уровень трудовой дезадаптации, психоэмоционального (тревожность, агрессивность, фрустрации, депрессии) состояния.
Полученные результаты и их обсуждение. Сравнительный анализ экологического состояния двух городов показал следующее.
Эколого-экономическая ситуация г. Елеца. Город Елец Липецкой области находится в Центральном федеральном округе, численность населения по данным Росстата на 1 января 2013 г. — 107 тыс. человек, плотность населения — 1663,6 человека на км2 [13].
Елец — тихий небольшой город с красивыми природными ландшафтами и умеренным климатом [13].
Основным источником загрязнения до 2012 г. был сахарный завод, сбрасывавший сточные воды в реку Б. Сосна. На сегодняшний день сброс загрязненных сточных вод прекращен, река Б. Сосна считается экологически чистой.
В сфере промышленности в Ельце работает несколько промышленных предприятий перерабатывающей (строительной и пищевой) и добывающей промышленности [13].
Однако по данным санитарно-эпидемиологических служб превышение ПДК по загрязнению воздуха, воды не отмечается.
Эколого-экономическая ситуация г. Москвы. Сводные данные многих служб, контролирующих состояние города, показывают сложное экологическое состояние Москвы. Столица стремительно растет и сливается с городами-спутниками. Средняя плотность населения 8,9 тыс. человек на км2 [14]. Сотни тысяч источников (транспорт, предприятия, ЖКХ) выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ. Сложная экологическая ситуация в многомиллионном городе осложняется высокими темпами жизни.
Сравнительный анализ профессиональной адаптации работников Ельца и Москвы. В результате анализа полученных данных выявлено, что в Москве и в Ельце процесс трудовой адаптации сложнее происходит у женщин, чем у мужчин. Это связано с разным отношением и восприятием окружающей среды мужчин и женщин [4]. В первую очередь женщины обидчивее мужчин. Они более эмоциональны [9]. Женщины болезненнее реагируют на критику, грубость и личные оскорбления, что часто проявляется в течение трудового дня [8]. Повышенная эмоциональность приводит женщин к частым сменам настроения, что отражается на психоэмоциональном, трудовом настрое и росте уровня психосоциальной и профессиональной дезадаптации работника [11; 12].
Анализ полученных данных выявил, что общий уровень психосоциальной и профессиональной дезадаптации в г. Ельце был значительно (р < 0,05) ниже, чем в г. Москве (рис. 1). Это можно объяснить тем, что мегаполис «ломает» жизнь, психику людей [1]. За рабочий день работающий москвич встречает и общается с большим количеством людей [2]. В ходе интервью нами выявлено, что в мегаполисе у людей вне зависимости от работы и профессии происходит обеднение эмоций [5]. Это связано с элементарным выживанием.
Рис. 1. Уровень профессиональной дезадаптации у экспериментальной и контрольной группы
Однако помимо стресс-факторов большого города на уровень дезадаптации влияют и факторы профессиональной среды. Из рис. 1 видно, что больше всего страдают от профессиональной дезадаптации сотрудники бухгалтерии. Это связанно и с монотонностью работы, и с постоянной сдачей отчетности в строго установленные законом сроки, и с необходимостью быстро принимать самостоятельные решения. По мнению психотерапевта О. Кузина, стресс у бухгалтеров несильный, но длится достаточно продолжительный период, а он оказывает куда более негативное влияние на организм, чем сильный, но кратковременный [15].
Наличие постоянного стресса у работников бухгалтерии подтверждают и результаты исследований американских ученых. Исследования показали [10], что концентрация холестерина и жира в крови повышается под влиянием стресса и возвращается к нормальному уровню, когда период стрессового воздействия заканчивается. В течение шести месяцев обследовалась группа бухгалтеров, состоящая из одних мужчин. В этот период составляется годовой отчет, время на его подготовку, как известно, жестко ограничено. Было обнаружено, что уровень холестерина был самым высоким в период подготовки отчета к сроку у более 80% членов группы. Когда мужчины были в наименее стрессовом состоянии, время свертывания крови у них было около десяти минут в среднем. Когда работа была наиболее напряженной, кровь свертывалась вдвое быстрее [16].
Между уровнем профессиональной дезадаптации и психоэмоциональным состоянием респондентов выявлена тесная взаимосвязь, которая ярче отмечена у работников разных профессий столичного мегаполиса. Так, в экспериментальной группе (москвичи разных профессий) отмечался в 72% случаев уровень ситуативной тревожности, фрустрации и депрессий. Статистический анализ показал, что между этими параметрами наблюдается средняя или сильная значимая корреляционная связь (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционная связь (>0,55) между результатами тестов двух исследуемых групп (п = 247, р < 0,05)
Корреляционная связь Коэффициент ранговой корреляции Спирмана Уровень значимости
Экспериментальная группа
Эмоциональное истощение — дезадаптация 0,686758 0,000000
Эмоциональное истощение — ситуативная тревожность 0,630764 0,000006
Эмоциональное истощение — личная тревожность 0,649114 0,000002
Дезадаптация — ситуативная тревожность 0,615053 0,000011
Дезадаптация — личная тревожность 0,686171 0,000000
Дезадаптация — тест Бехтерева 0,689650 0,000000
Фрустрация — ситуативная тревожность 0,700450 0,000000
Фрустрация — личная тревожность 0,629756 0,000006
Ситуативная тревожность — личная тревожность 0,681891 0,000000
Личная тревожность — уровень депрессии 0,627600 0,000007
Контрольная группа
Эмоциональное истощение — дезадаптация 0,559244 0,003657
Дезадаптация — фрустрация 0,584073 0,002173
Ситуативная тревожность — личная тревожность 0,687199 0,000148
Ситуативная тревожность — уровень депрессии 0,728329 0,000037
Личная тревожность — уровень депрессии 0,710421 0,000069
Из табл. 2 также видно, что в контрольной и в экспериментальной группе отмечается разный уровень корреляционных связей, причем количество связей
в экспериментальной группе (10) в 2 раза больше, чем в контрольной (5).
***
В ходе сравнительного анализа профессиональной адаптации разных категорий служащих (преподаватели, бухгалтера и служащие информационных служб) выявлено, что в профессиональной деятельности сравниваемых выборок наиболее подвержены эмоциональному выгоранию сотрудники бухгалтерии как в Москве, так и в Ельце. При сравнении профессиональной адаптации мужчин и женщин отмечено, что адаптационные процессы у женщин шли хуже, чем у мужчинам.
ЛИТЕРАТУРА
[ 1 ] Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 35—47.
[2] Глебов В.В. Информационные технологии в системе социально-гигиенического мониторинга // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2013. — № 2. — С. 45—50.
[3] Глебов В.В. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: Монография / В.В. Глебов, К.Ю. Михайличенко, А.Я. Чижов. — М.: РУДН, 2012.
[4] Кораблина Е.П. Становление личности женщины // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997, 174—185.
[5] Лавер Б.И., Глебов В.В., Глебова Е.В. Состояние медико-психологической и социальной адаптации человека в условиях крупного города // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2012. — № 5. — С. 34—36.
[6] Родионова О.М. Здоровьесберегающие технологии обучения студентов экологического факультета РУДН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2010. — № 4. — С. 48—53.
[7] Родионова О.М. Состояние здоровья студентов из различных регионов России и студентов РУДН за 1995—2010 гг. // Экономика природопользования. — 2010. — № 5. — С. 110—120.
[8] Ходырева Н. Женщины в менеджменте / Психология менеджмента. — СПб., 1997, 141—159.
[9] Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — 132—143.
[10] Lazarus R.S., Launier R. Stress-related trans-action between person and environment: Perspectives in interaction psychology. New York, 1978, 364 p.
[11] Maccoby E., Jacklin С. The psychology of sex differences. Stanford Univ. Press., 1974, 463 p.
[12] Mc Kee J.P., Sherriffs A.C. The differential evaluation on males and females // J. Of Pers., 1957, № 25, P. 356—371.
[13] Общие сведения и история Ельца. — URL: http://elets-adm.ru (26.01.2014)
[14] Население Москвы. — URL: http://www.mos.ru/ (26.01.2014)
[15] Захарова Е. Как справиться со стрессом на работе: советы бухгалтеру. — URL: http://www.b-kontur.ru/blog/13381 (26.01.2014)
[ 16] Холестерин и стресс. Сердечно-сосудистые заболевания. — URL: http://heartbum.ru/ xolesterin-i-stress/ (26.01.2014)
LITERATURA
[1] Arakelov G.G., Glebov V.V. Vegetativnye sostavljajushhie stressa i lichnostnye osobennosti pa-cientov, stradajushhih pogranichnymi rasstrojstvami // Psihologicheskij zhurnal. 2005. T. 26. № 5. S. 35—47.
[2] Glebov V.V. Informacionnye tehnologii v sisteme social'no-gigienicheskogo monitoringa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Jekologija i bezopasnost' zhiznede-jatel'nosti. — 2013. — № 2. — S. 45—50.
[3] Glebov V.V. Psihofiziologicheskaja adaptacija populjacii cheloveka k uslovijam megapolisa: Monografija / V.V. Glebov, KJu. Mihajlichenko, A.Ja. Chizhov. — M.: RUDN, 2012.
[4] Korablina E.P. Stanovlenie lichnosti zhenshhiny. //Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti. SPb., 1997, 174—185.
[5] Laver B.I., Glebov V.V., Glebova E.V. Sostojanie mediko-psihologicheskoj i social'noj adap-tacii cheloveka v uslovijah krupnogo goroda // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. 2012. № 5. S. 34—36
[6] Rodionova O.M. Zdorov'esberegajushhie tehnologii obuchenija studentov jekologicheskogo fakul'teta RUDN // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Jekologija i bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. 2010. № 4. S. 48—53.
[7] Rodionova O.M. Sostojanie zdorov'ja studentov iz razlichnyh regionov Rossii i studentov RUDN za 1995—2010 gg. // Jekonomika prirodopol'zovanija. 2010. № 5. S. 110—120.
[8] Hodyreva N. Zhenshhiny v menedzhmente / Psihologija menedzhmenta. SPb., 1997, 141—159.
[9] Julina N.S. Zhenshhina, sem'ja i obshhestvo. Diskussii v feministskoj mysli SShA // Voprosy filosofii, 1994, № 9, 132—143.
[10] Lazarus R.S., Launier R. Stress-related trans-action between person and environment: Perspectives in interaction psychology. New York, 1978, 364 p.
[11] Maccoby E., Jacklin S. The psychology of sex differences. Stanford Univ. Press., 1974,463 p.
[12] Mc Kee J.P., Sherriffs A.C. The differential evaluation on males and females // J. Of Pers., 1957, № 25, P. 356—371.
[13] Obshhie svedenija i istorija El'ca. — URL: http://elets-adm.ru (26.01.2014)
[14] Naselenie Moskvy. — URL: http://www.mos.ru/ (26.01.2014)
[15] Zaharova E. Kak spravit'sja so stressom na rabote: sovety buhgalteru. — URL: http://www.b-kontur.ru/blog/13381 (26.01.2014)
[16] Holesterin i stress. Serdechno-sosudistye zabolevanija. — URL: http://heartbum.ru/xolesterin-i-stress/ (26.01.2014)
COMPARATIVE ANALYSIS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF STAFF OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF THE BIG AND SMALL CITY
N.Y. Dmitrieva
Ecological Department Peoples' Friendship University of Russia
Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 109093
Results of own empirical researches are presented in article on the basis of three state universities of the city of Moscow and the city of Yelets. On selection of staff (n = 247) of Higher Education Institutions (teachers, accountants, programmers) influence of complex factors of a production and urban environment was estimated. It is revealed that professional adaptation of Moscow staff was significantly below than at staff of Yelets. It is noted that women adapted worse than men. The group of employees of financial services at whom professional adaptation takes place most badly in comparison with other professional groups is revealed.
Key words: higher education, staff, professional adaptation, megalopolis, small city, psycho emotional state, stress factors, professional disadaptation.