8 См., например, ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3594; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7643; ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29 декабря 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3431; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7607 и др.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7343.
10 См.: Законопроект № 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании антимонопольного регулирования и развития конкуренции). URL: «http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaN ew%29?0penAgent&RN=576274-5&02 (дата обращения: 31.01.2013).
Е.В. Ткаченко, Р.В. Фомичева
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЖЕНИЕМ О НОТАРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ 1866 ГОДА И ОСНОВАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ
В статье анализируются некоторые вопросы правового регулирования статуса и полномочий нотариуса в соответствии с Положением о нотариальной части 1866 г. Проводится сравнительный анализ указанных норм с законодательством, регулирующим организацию и деятельность нотариата в современной России. Актуальность темы статьи обусловливается проводимой реформой законодательства о нотариате.
Ключевые слова: нотариус, нотариальные действия, нотариальный округ, нотариальные акты, компетенция нотариуса.
E.V. Tkachenko, R.V. Fomichiova
COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF THE SEPARATE QUESTIONS OF NOTARY WORK. REGULATIONS ABOUT NOTARY PART OF 1866 AND RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION BASIS ABOUT NOTARY
The article gives analysis of some questions of legal regulation of status and duties of notary in according to Notary Regulations about notary work of 1866. This article also gives comparative analysis of pointed norms with legislation that regulates organization and activity of notary in modern Russia. Actuality of article's topic is stipulated by notary reform that is taking place. Keywords: notary, notary actions, notary district, notary acts, notary competence.
Положение о нотариальной части, изданное 14 апреля 1866 г. (далее — Положение), имеет важное значение в правовом регулировании нотариальной деятельности в России. Оно было помещено в ч. I т. XVI Свода законов Российской империи и первоначально содержало 217 статей: ст. 1-41 — об устройстве
© Ткаченко Екатерина Викторовна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия).
© Фомичева Регина Владимировна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия).
нотариальной части; ст. 42-56 — о нотариальных архивах и старших нотариусах; ст. 57-64 — о надзоре за нотариусами и об их ответственности; ст. 65-192 — о правовом статусе и порядке действий младших и старших нотариусов; ст. 192-217 — о нотариальных издержках. Впоследствии, когда Положение было с некоторыми изменениями распространено на губернии бывшего Царства Польского (в 1875 г.) и Прибалтийские губернии (в 1889 г.), 217 статей Положения были дополнены еще 160 статьями, содержащими измененные положения о нотариальной части в губерниях Варшавского судебного округа (ст. 218-270) и Прибалтийского судебного округа (ст. 271- 377)1.
Основными в Положении являлись вопросы о месте нотариата в системе государственных органов, о принадлежности нотариусов к числу государственных служащих, их правовом статусе, полномочиях, правилах совершения нотариальных действий, о возможности и необходимости оплаты их труда со стороны государства.
Положение конкретизировало требования к кадровому составу нотариальных органов. Если для того чтобы стать писцом или надсмотрщиком крепостных дел, закон требовал от кандидата способности к изложению актов, знания законов, добропорядочного поведения и честности, а для того чтобы получить должность нотариуса или маклера по Своду законов 1857 г., кандидату достаточно было быть просто грамотным (причем данное требование выглядело довольно неопределенным, поскольку ни в законах, ни в подзаконных актах критерии грамотности не определялись), то Положение значительно расширяло и ужесточало требования, предъявляемые к кандидатам на нотариальные должности. а Так, согласно ст. 1 Положения нотариальные действия осуществлялись нота-
? риусами и старшими нотариусами. Статья 5 определяла, что нотариусами могут а. быть только российские подданные, совершеннолетние, неопороченные судом или общественным приговором и не занимающие никакой другой должности
1 ни в государственной, ни в общественной службе.
| Чтобы получить должность нотариуса, соискатель должен был пройти про-
го
| верку на профессионализм. В соответствии со ст. 15 Положения должность нота-
§ риуса предоставлялась желающему занять «оную не иначе, как по испытании его
| председателем Окружного суда, Старшим нотариусом и Прокурором, в умении
2 правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства и ° необходимых для исполнении этой должности законов».
« Статья 7 Положения закрепляла, что при недостатке лиц, желающих посту-
| пить в нотариусы в тех местностях, где должность будет признана необходимой,
I она замещается временно, по назначению от Правительства в установленном
1 Положением порядке с определением в тех случаях, когда это будет признано
0
° нужным, соответствующего вознаграждения. Данный вопрос решался по со-¿5 глашению между министерствами юстиции, финансов и внутренних дел.
1 Правовой статус нотариуса в соответствии с Положением нельзя назвать | определенным, т. к., с одной стороны, имело место признание их «считающимися», а фактически не состоящими, на государственной службе, с присвоением им заурядного класса по должности, без права производства в чины и получения пенсии, а с другой — признание их «свободными профессионалами», осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе, что предусматривалось ст. 17-20. Должность нотариуса была подконтрольна судам. Так, в соответствии
112 со ст. 20 Положения нотариусы состояли в ведомствах окружных судов по месту
своего пребывания и исполняли возлагаемые на них Положением обязанности под наблюдением этих судов.
С точки зрения территориальной подведомственности, нотариусы были ограничены округом своего назначения. Статьями 20, 21 Положения предусматривалось, что нотариусы исполняют свои обязанности только в пределах округа того суда, в ведомстве которого он состоит. В пределах своего округа нотариусы исполняли свои обязанности в отношении всех обращающихся к ним лиц, даже если место жительства последних находилось вне этого округа.
Кроме того, в Положении содержались и некоторые другие ограничения в деятельности нотариусов, в частности, нотариус не мог быть присяжным заседателем (ст. 8), не мог вести адвокатскую деятельность (ст. 19).
Нотариусу не дозволялось вести коммерческую деятельность, быть учредителем и участником различных организаций. Положение запрещало нотариусам совершать действия от своего имени или на свое имя, а также действовать в интересах своих супругов и родственников по прямой линии — без ограничения степени родства, в интересах родственников по боковой линии — до четвертой степени, а также в интересах свояков, лиц, находившихся под опекой этого нотариуса, усыновителей и усыновленных. Действия, совершенные в интересах вышеуказанных лиц, признавались недействительными2.
Положением были установлены правила ведения нотариального делопроизводства нотариусами и старшими нотариусами. Так, ст. 26 предусматривалась обязанность нотариусов по ведению следующей документации: реестра для обозначения всех совершаемых им актов, протестов и засвидетельствований, заемных обязательств и договоров; актовых книг для внесения записей о совершаемых нотариальных актах по недвижимости и прочих нотариальных актах; книги для записи взимаемых сборов; общего алфавитного указателя нотариальных актов и засвидетельствований; ведомостей всех хранящихся документов; алфавитного указателя лиц, объявленных несостоятельными, или над которыми учреждены опека и попечительство.
На старшего нотариуса в соответствии со ст. 47 возлагалась обязанность содержать запретительные и разрешительные книги об имениях судебного округа, в котором он состоял; реестр выдаваемых им записей и копий из актовых и крепостных книг, а также копий актов, хранившихся в архиве; крепостные книги; реестры крепостных дел; книги для собираемых пошлин; журнал о всех производившихся у него делах.
Положением определялась и разграничивалась компетенция нотариусов и старших нотариусов. Круг действий нотариусов заключался в совершении разного рода актов, кроме запрещенных законом; выдаче выписей из актовых книг и копий актов; в производстве различных засвидетельствований, в частности верности копий, подлинности подписей, времени предъявления документов, нахождения лиц в живых и т. д. (ст. 65, 128). Нотариусам разрешалось принимать на хранение при свидетелях документы, письма и разные бумаги, в т. ч. в запечатанных конвертах.
На старшего нотариуса Положением возлагалось заведывание нотариальным архивом, выдача выписей из хранящихся в нем документов; утверждение актов о недвижимом имуществе, ведение крепостных книг, реестров крепостных дел и указателей; выдача свидетельств на заложенное имущество.
Кроме того, ст. 158 Положения старшим нотариусам поручалось утверждать акты, устанавливающие переход права собственности на недвижимое имущество, такие как купчая крепости, дарственные записи, акты о разделе общей собственности, мировые и другие сделки по уступке права собственности; все акты о недвижимости, которые в силу закона должны совершаться крепостным порядком.
Старший нотариус обязывался утверждать и вносить в реестр крепостных дел отметки об ограничениях права собственности на недвижимое имущество, таких как залог, запрещение, уступка права пожизненного владения, пользования, выкупа.
Анализ приведенных правовых установлений Положения о нотариальной части 1866 г., позволяет сделать однозначный вывод о глубоких исторических корнях действующих на сегодняшний день норм законодательства о нотариате.
Так, ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате3 (далее — Основы) установлены требования к лицам, претендующим на должность нотариуса Российской Федерации. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в установленном порядке гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство сохранило исторически сложившиеся условия о гражданстве, образовании и предварительном испытании претендентов.
Правовой статус нотариуса действующим законодательством определен достаточно четко. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению его территориальным органом.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в т. ч. валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (ст. 1, 2, 7, 8 Основ). Права и обязанности нотариусов определены Основами и закреплены в ст. 15,16.
Следует отметить, что Положением о нотариальной части предусматривалось различное правовое положение и полномочия нотариусов и старших нотариусов. Сохранены исторически сложившиеся и сформулированы новые ограничения в деятельности нотариуса. Так, сегодня нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и
своих родственников (родителей, детей, внуков). По-прежнему нотариус ограничен территорией нотариального округа, в который он назначен на должность (ст. 6, 13, 47 Основ).
Исторический опыт учтен законодателем и при закреплении правил нотариального делопроизводства как важнейшей составляющей нотариальной процедуры в целом. Требование о регистрации и учете совершенных нотариальных актов, ведении нотариального архива и многие другие и сейчас закреплены действующим законодательством. Сохранен контроль со стороны государства за правильностью ведения документации в нотариальной конторе (ст. 9 Основ). Наконец, сравнительный анализ норм о компетенции нотариусов, подтверждает, что некоторые виды нотариальных действий пришли к нам из прошлого.
Безусловно, компетенция современных нотариусов несравнимо шире, дополнена новыми, отвечающими потребностям времени, видами нотариальных действий, однако нотариальное удостоверение различного рода сделок, сви-детельствование подлинности подписи и копий документов, совершение запрещений отчуждения, способствовали защите права собственности и других имущественных прав наших предшественников.
1 См.: Ахмедов Ч.Н. Положение о нотариальной части 1866 года как нормативное основание функционирования нотариата во второй половине XIX - начале XX века // История государства и права. 2007. № 8. С. 10.
2 См.: Вольман И.С. Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. № 2 (4). С. 32.
3 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357.