Научная статья на тему 'Сравнительный анализ практики территориального общественного самоуправления в Волгоградской и Астраханской областях'

Сравнительный анализ практики территориального общественного самоуправления в Волгоградской и Астраханской областях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
681
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT / PUBLIC AUTHORITIES / MUNICIPALITIES / HORIZONTAL COMMUNICATION / ASTRAKHAN REGION / VOLGOGRAD REGION / FORMS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монин Вадим Владимирович

Статья посвящена описанию и сравнительному анализу опыта развития территориального общественного самоуправления на территории двух субъектов Российской Федерации Астраханской и Волгоградской областей. В ней изложен опыт развития территориального общественного самоуправления, начиная с начала 1990-х годов по сегодняшний день, выявлены предпосылки возникновения различных форм территориального общественного самоуправления, как в городской, так и в сельской местности. В статье выявлены проблемы развития территориального общественного самоуправления, мешающие его развитию, проанализированы факторы, способствующие эффективной работе органов территориального общественного самоуправления, исследуется исторический опыт развития территориального общественного самоуправления. В статье приводится ретроспективный анализ развития горизонтальных связей граждан в дореволюционный и советский периоды (с 1990 года по сегодняшний день). В статье даны обобщающие выводы по развитию территориального общественного самоуправления в Астраханской и Волгоградской областях и предложения по развитию территориального общественного самоуправления в Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT PRACTICES IN THE VOLGOGRAD AND ASTRAKHAN REGIONS

The paper dwells on the experience and comparative analysis of territorial self-government in two regions of the Russian Federation: Astrakhan and Volgograd regions. It describes the experience of territorial self-government since the early 1990s to the present day, identifies the background of various forms of territorial self-government, both in urban and in rural areas. The paper reveals the problems of territorial self-government preventing its development, it analyzes the factors that contribute to the effective work of territorial self-government, examines the historical experience of territorial self-government. The paper presents a retrospective analysis of the development of horizontal ties between citizens in the pre-revolutionary and Soviet period. The paper focuses on the period from 1990 to the present day. The paper provides general conclusions on the development of territorial self-government in the Astrakhan and Volgograd regions and offers proposals for the development of territorial public self-government in the Astrakhan region.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ практики территориального общественного самоуправления в Волгоградской и Астраханской областях»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (17) 2014

УДК: 908

ББК: 63.3

Монин В.В.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ

Monin V. V.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT PRACTICES IN THE VOLGOGRAD AND ASTRAKHAN REGIONS

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, органы государственной власти, муниципальные образования, горизонтальные связи, Астраханская область, Волгоградская область, формы территориального общественного самоуправления.

Keywords: territorial self-government, public authorities, municipalities, horizontal communication, Astrakhan region, Volgograd region, forms of territorial public self-government.

Аннотация: статья посвящена описанию и сравнительному анализу опыта развития территориального общественного самоуправления на территории двух субъектов Российской Федерации - Астраханской и Волгоградской областей. В ней изложен опыт развития территориального общественного самоуправления, начиная с начала 1990-х годов по сегодняшний день, выявлены предпосылки возникновения различных форм территориального общественного самоуправления, как в городской, так и в сельской местности. В статье выявлены проблемы развития территориального общественного самоуправления, мешающие его развитию, проанализированы факторы, способствующие эффективной работе органов территориального общественного самоуправления, исследуется исторический опыт развития территориального общественного самоуправления. В статье приводится ретроспективный анализ развития горизонтальных связей граждан в дореволюционный и советский периоды (с 1990 года по сегодняшний день). В статье даны обобщающие выводы по развитию территориального общественного самоуправления в Астраханской и Волгоградской областях и предложения по развитию территориального общественного самоуправления в Астраханской области.

Abstract: the paper dwells on the experience and comparative analysis of territorial self-government in two regions of the Russian Federation: Astrakhan and Volgograd regions. It describes the experience of territorial self-government since the early 1990s to the present day, identifies the background of various forms of territorial self-government, both in urban and in rural areas. The paper reveals the problems of territorial self-government preventing its development, it analyzes the factors that contribute to the effective work of territorial self-government, examines the historical experience of territorial self-government. The paper presents a retrospective analysis of the development of horizontal ties between citizens in the pre-revolutionary and Soviet period. The paper focuses on the period from 1990 to the present day. The paper provides general conclusions on the development of territorial self-government in the Astrakhan and Volgograd regions and offers proposals for the development of territorial public self-government in the Astrakhan region.

Одной из самых существенных проблем в развитии местного самоуправления в Российской Федерации является отсутствие его на самом низовом, приближенном к гражданам уровне. Проблема эта существует с дореволюционных времен. В тот период

отсутствие институализированного

местного самоуправления на волостном уровне являлось одной из самых важных проблем земского самоуправления1. Тем не

1 Бойко, Н.С. Реорганизация системы органов местного самоуправления во второй половине XIX века (на материалах Среднего Поволжья):

менее традиция самоорганизации россиян на уровне небольшой сельской общины имеет тысячелетнюю историю, так как крестьянская община просуществовала в России более тысячи лет. Она исполняла роль важнейшего регулятора жизни общества в экономической, этической, социальной сфере1. Ни реформа Столыпина, ни события 1917 -1920 годов не могли уничтожить крестьянскую общину. С ней было покончено в результате проведения кампании по уничтожению религиозных учреждений и коллективизации. В первом случае уничтожался центр общины -приход. Во втором - уничтожалась экономическая основа крестьянской общины. В результате уничтожения крестьянской общины образовавшаяся пустота была заполнена вновь создаваемыми формами советской колхозной самоорганизации, которые во многом унаследовали родовые черты общины. К сожалению, эти формы не могли в полной мере возместить системную утрату, понесенную российским обществом.

С началом перестройки в результате разрушения коллективных форм

хозяйствования в современных селах произошел процесс уничтожения общественных уз, обеспечивающих благополучие проживающих в них граждан2. Это стало, по моему мнению, одной из причин деградации сельских территорий России.

В городах Российской империи с момента их возникновения, кроме общегородских форм местного управления и местного самоуправления, существовали специальные объединения горожан: купеческие гильдии, объединения ремесленников, религиозные организации, дворянские собрания и другие3. Некоторые

из этих объединений имели

территориальные признаки, например, объединение жителей посада и объединение жителей района города. Эти объединения играли существенную роль в формировании местного самоуправления и порой выступали в качестве выборщиков должностных лиц, представляющих интересы как сословий, так и горожан,

4

проживающих в разных частях города .

После 1917 года повсеместно городское управление было ликвидировано советской властью. Одновременно были ликвидированы сословные различия и вследствие этого объединения граждан по сословному признаку. Доминирующей структурой территориального деления крупных городов стали городские районы, имеющие собственные Советы и администрации. Образование общественных организаций стало возможным только с одобрения единственной правящей партией5. Все это существенно снизило горизонтальные связи, образующиеся между горожанами.

В постперестроечный период, в связи с принятием новой Конституции и Федерального закона ФЗ-154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в крупных городах были ликвидированы районные Советы, а у городских районов были изъяты полномочия по принятию районных бюджетов, решений вопросов местного значения и им запрещено было создавать районные Советы. Поэтому в крупных городах городская власть и до этого достаточно удаленная от нужд и чаяний горожан стала еще менее доступной, а горожане потеряли возможность осуществлять горизонтальные

монография / Наталия Семеновна Бойко; рец. докт. истор. наук, профессор И.А. Чуканов. - Ульяновск, 2010. - С. 15.

1 Власть и реформы. От самодержавия к современной России / под ред. Б.И. Ананьича. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. - С. 13.

2 Глазырин, М.В. Муниципальная самоорганизация. - М.: Наука, 2003. - С. 38.

3 Липчанский, А.М. и др. Столица преславной

провинции: История астраханского городского

общественного самоуправления: монография /

-А.М. Липчанский, Е.Г. Тимофеева, С.В. Лебедев, П.В. Казаков. - Астрахань: Астраханский университет, 2008. - С. 115.

4 Нардова, В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX века / В.А. Нардова; отв. ред.: Р.Ш. Ганелин. - СПб.: Наука, 1994. - С. 28.

5 Липчанский, А.М., и др. Столица преславной провинции: История астраханского городского общественного самоуправления: монография / А.М. Липчанский, Е.Г. Тимофеева, С.В. Лебедев, П.В. Казаков. - Астрахань: Астраханский университет, 2008. - С. 215.

коммуникации внутри городского района1.

В начале 90-х годов начала осуществляться первая реформа местного самоуправления постперестроечного

времени. Во все уровни Советов впервые были проведены конкурентные выборы, в ходе которых Советы пополнились людьми романтически настроенными по отношению к местному самоуправлению.

Одновременно с общемуниципальными формами самоорганизации стали появляться формы низового территориального общественного самоуправления, которые восполняли сложившийся вакуум во взаимоотношениях между людьми2.

В городе Астрахани в этот период появились первые формы территориального общественного самоуправления. Так, например, на улице Максаковой депутатом городского Совета Владимиром Георгиевичем Элеменкиным был впервые создан домовой комитет. Активистам домового комитета удалось общими усилиями обустроить подвал своего дома, создать там залы для спортивных занятий и помещения для организации досуга молодых людей.

Опыт создания домового комитета позволил Элеменкину подготовить общегородской нормативно-правовой акт «Положение о территориальном

общественном самоуправлении». Им были разработаны примерные уставы домовых комитетов и территориальных органов общественного самоуправления. Это позволило горожанам, проживающим в различных микрорайонах города Астрахани последовать его примеру и организовать объединения граждан. Например, такое объединение было создано на ул. Победа, которое пережило несколько периодов развития местного самоуправления в России. К сожалению, это движение не приобрело в Астраханской области массового характера. Как правило, такие объединения граждан были обусловлены

1 Устав муниципального образования «город Астрахань». - Астрахань: Новая линия, 2002. - С. 15.

2 Вовлечение населения в процесс местного самоуправления. - Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 33. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - С. 67.

появлением ярких лидеров, способных объединить вокруг себя соседей для достижения общезначимых целей.

Городской Совет и администрация города Астрахани на протяжении 90-х годов XX века прилагали усилия по поиску и привлечению активных людей, способных заняться территориальными объединениями граждан. Для этого проводились опросы граждан, позволяющие выявить

потенциальных активистов. К началу 1995 года таких активистов было очень мало, редко можно было найти более двух человек в одном многоквартирном доме. Существенной проблемой стало отсутствие специальных программ, как губернских, так и муниципальных, мотивирующих граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении.

С 1996 года в городе Астрахани была совершена попытка раздела города не по традиционно сложившимся районам, а по микрорайонам, которые также традиционно воспринимались горожанами, как некое отдельное образование (например, Янго-Аул, Свободный поселок, микрорайон Бабаевского, Коса, Эллинг, Советский поселок и другие). В каждом таком микрорайоне осуществлялся поиск лидеров, опираясь на этих лидеров, создавался Совет микрорайонов и из состава Совета избирался глава. Глава микрорайона был сугубо общественным человеком, но при этом администрацией города Астрахани его деятельность стимулировалась премиями, подарками, оплатами договорных работ. Практика подобного стимулирования, с одной стороны, и не очень широкая общественная поддержка, с другой стороны, привели к результату, при котором эти Советы микрорайонов стали продолжением администрации города и из-за этого стали терять общественную поддержку. Следует заметить, что в каждом микрорайоне этот процесс проходил автономно. Все зависело от того, насколько широкой общественной поддержкой пользовались члены Совета микрорайона и их лидер. Некоторые Советы микрорайонов, в которых члены Совета и лидеры были активны, сохранились до сегодняшнего дня, например, в районе Советского поселка и улицы Победы. В

целом финансирование этого проекта администрацией города Астрахани сохранялось до конца 2003 года, и после прекращения финансирования большая часть Советов микрорайонов рассыпалась.

И в законе РСФСР №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», и в законах РФ №154-Ф3 и №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривалось наличие территориального общественного самоуправления. При этом от закона к закону регламентация существования территориального общественного

самоуправления постоянно увеличивалась1. Принятие в конце 2004 года новой редакции Жилищного кодекса РФ вынудило граждан объединяться в рамках многоквартирных домов. Кодекс обязывал собственников жилья вступить или в жилищный кооператив, или в товарищество собственников жилья, или организовать непосредственное управление своим многоквартирным домом, или договориться с управляющей компанией по обслуживанию дома2.

Особенностью города Астрахани стало широкое использование формы

непосредственного управления

многоквартирными домами. Столь нетипичное поведение стало результатом пропагандистской деятельности жителя города Астрахани, депутата

Государственной Думы Российской Федерации О.В. Шеина. Товарищества собственников жилья в малой степени привлекали астраханцев. Граждан пугали формальности, связанные с организацией, регистрацией и деятельностью

юридического лица. Еще в большей мере пугала коллективная ответственность, возникающая при организации товариществ собственников жилья. Процесс выбора формой управления домами выявил активных граждан, которые возглавили

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - С. 78.

2 Шомина, Е.С. Жители и дома. - М.: Муниципальная власть, 1999. - С. 12.

Советы домов, товарищества собственников жилья или дома с непосредственным управлением. Повезло далеко не всем. Такие активные и ответственные граждане нашлись в лучшем случае в половине существующих в городе многоквартирных домов. Жители остальных домов вынуждены были прибегнуть к услугам управляющих компаний.

В других городах и поселках городского типа Астраханской области принятие Жилищного кодекса вынудило жителей многоквартирных домов также заняться выбором форм управления домами. В разных городах этот процесс проходил с разной степенью интенсивности. Например, в закрытом административно-

территориальном образовании город Знаменск обслуживанием жилья

традиционно занимались военные учреждения и уже после приятия Жилищного кодекса они продолжали работать, поэтому у горожан не было стимула для объединения внутри домов, и процесс там существенно замедлился. В городе Ахтубинск, втором по величине городе Астраханской области, жилые дома не были вовремя переданы с баланса министерства обороны муниципалитету города Ахтубинск. По этой причине дома оказались фактически брошенными, их достаточно долгое время никто не обслуживал. Инфраструктура этих домов пришла в упадок, и в таком плачевном виде муниципалитет все-таки принял эти дома на баланс. Собственникам жилья города Ахтубинск, в связи со сложившейся ситуацией, пришлось решать множество проблем по восстановлению

деградировавшей инфраструктуры домов. В итоге и в городе Ахтубинск процесс организации обслуживания жильцами домов был замедлен. Достаточно успешно развивался процесс самоорганизации в поселке Нижний Баскунчак. Связано это было с позицией руководства градообразующего предприятия ОАО «Бассоль» и лично директором Демичевым по поддержанию не только домовой инфраструктуры, но и объектов общего пользования, таких как скверы, зоны отдыха, объекты соцкультбыта. С приходом

нового собственника ОАО «Бассоль» поселок Нижний Баскунчак начал деградировать. В поселке Верхний Баскунчак градообразующим предприятием являлось отделение Приволжской железной дороги. Жители поселка были объединены общей работой, общими интересами, поэтому процесс формирования управления домами в поселке проходил менее болезненно, чем в других местах. В городе Нариманов градообразующим

предприятием являлся завод «ЛОТОС», и в связи с возникновением кризисных явлений на заводе многие проблемы коммунального обслуживания домов в городе обострились. Несмотря на достаточно молодой жилой фонд города, взаимоотношения между жильцами, многие из которых оказались безработными, носили сложный и конфликтный характер. В этой ситуации организовать эффективное управление домом, опираясь на активных жильцов, оказалось очень сложно. Можно привести пример хорошего опыта самоорганизации жильцов в селе Красный Яр. Сплоченность жильцов двухэтажных многоквартирных домов оказалась настолько высокой, что их дома были приведены в идеальный порядок. Подобный положительный опыт

существовал в селе Икряное и других муниципалитетах Астраханской области. Как и в городе Астрахани, успех или неудача организации территориального общественного самоуправления внутри многоквартирного дома зависели от активности лидера и наличия активной поддержки среди жильцов дома.

Специально надо остановиться на ситуации, возникающей в сельских муниципальных образованиях

поселенческого типа, в состав которых входило несколько населенных пунктов. У жителей таких муниципалитетов, проживающих в населенных пунктах, не являющихся административными центрами, возникла проблема дефицита власти1.

1 Шомина, Е.С. Соседское сообщество -Территориальное общественное самоуправление -местное самоуправление // Глобальные проблемы развития местного самоуправления. - М.: Фонд «Российский общественно-политический центр», 2004. - С. 41.

Естественным выходом из этой ситуации стала организация в них территориальных органов общественного самоуправления. Форма территориального общественного самоуправления позволяла в рамках небольшого села создавать Совет населенного пункта, избирать руководителя, создавать ревизионные органы. При оформлении права юридического лица такой территориальный орган

общественного самоуправления мог заключать с муниципалитетом договор на выполнение публичных услуг, которые передавались территориальному

общественному самоуправлению вместе с финансированием. Успех или неудача подобной формы самоорганизации зависели от двух факторов. Первый - активность проживающих в населенном пункте жителей и готовность их брать на себя ответственность. Второй - бюджетная обеспеченность муниципального

образования и способность муниципалитета финансировать работы, проводимые территориальным общественным

самоуправлением. Наиболее успешный опыт такой самоорганизации возник в Ахтубинском сельсовете Красноярского района Астраханской области, в котором в результате реализации территориального общественного самоуправления в каждом населенном пункте жители получали набор услуг со стороны муниципалитета. В частности, в каждом селе этого сельсовета были построены спортивные залы, открытые спортивные сооружения, разбиты парки с фонтанами, открыты фельдшерские акушерские пункты, начальные школы и детские садики, клубы, помещения для работы участкового и сборов добровольной народной дружины. Этот опыт транслировался и на другие муниципалитеты Астраханской области. На базе Ахтубинского сельсовета неоднократно проводились семинары для

муниципалитетов, имеющих в своем составе несколько населенных пунктов.

Положительный опыт

территориального общественного

самоуправления сложился в одном из микрорайонов поселка городского типа Лиман. Жители этого микрорайона,

испытывая недостаток в спортивных сооружениях, создали за свой счет на пустыре около микрорайона футбольное поле, волейбольную площадку, зону отдыха для детей и женщин. Жители микрорайона создали территориальный орган

общественного самоуправления, получили права юридического лица и заключили договор с муниципалитетом поселка Лиман на обслуживание вновь созданной зоны спорта и отдыха.

Важнейшими условиями успешного создания территориального общественного самоуправления являются ресурсная поддержка со стороны муниципалитета и граждан; общая объединяющая проблема для жителей территории; наличие людей, способных взяться за ее решение. Например, в селе Тумак Володарского района при разработке плана социально-экономического развития села в одном из микрорайонов выявилась проблема, связанная с отсутствием водопровода холодной воды. В ходе обсуждения этой проблемы нашлись граждане, которые за свой счет произвели работы, не дожидаясь вмешательства муниципалитета.

В целях самоорганизации граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на территории Астраханской области было создано на сегодняшний день 75 органов территориального общественного

самоуправления. При этом анализ практики их работы свидетельствует, что органы территориального общественного

самоуправления являются серьёзным ресурсом, как для повышения гражданской активности, так и для решения проблем муниципальных образований, в том числе через привлечение внебюджетных средств и развитие добровольческого движения. Данные факты указывают на необходимость создания более серьёзной системы государственной поддержки данного общественного института.

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, широко используемой на территории Астраханской области, является создание по

предложению губернатора Астраханской области в муниципальных образованиях советов старейшин. Совет старейшин состоит из жителей, обладающих

признанным среди сограждан авторитетом, большим опытом трудовой деятельности и обширными знаниями в различных сферах жизнедеятельности. Как показали результаты, на данное время эта площадка стала самой продуктивной формой общественного контроля. На сегодняшний день советы старейшин созданы в 100 муниципальных образованиях из 176, еще в нескольких муниципальных образованиях ведется работа по их созданию. Кроме того, помимо советов старейшин, в муниципальных образованиях созданы и успешно действуют 68 советов ветеранов, 34 общественных совета, 30 женсоветов и другие общественные структуры.

Большое значение для развития территориального общественного

самоуправления в рамках региона играет наличие региональной целевой программы, направленной на стимулирование территориального общественного

самоуправления1. Администрирование по созданию территориального общественного самоуправления без материальной поддержки оказывается неэффективным. В Астраханской области неоднократно проводились семинары, целью которых являлась популяризация опыта развития территориального общественного

самоуправления. Губернатором области проводились совещания с главами астраханских муниципалитетов, в ходе которых глав добровольно, но с достаточной долей давления обязывали заняться организацией территориального общественного самоуправления.

Результатом такого рода давления стали формальные отписки глав муниципальных образований о проделанной работе, формально созданные органы

территориального общественного

самоуправления, которые рассыпались сразу же после того, как областная

1 Вобленко, С.В., Корсби, П.Р., Усенков, А.В. Введение в «современное управление». Принципы и механизмы общественного участия в управлении. -М., 2004. - С. 15.

администрация прекращала обращать на них внимание. К сожалению, до сих пор в Астраханской области так и не была принята региональная целевая программа по поддержке территориального общественного самоуправления. Небольшие поощрения предусмотрены в призовом фонде областного конкурса на самый благоустроенный населенный пункт Астраханской области. Этих средств явно не достаточно, чтобы зажечь у астраханцев интерес к территориальному общественному

самоуправлению.

Даже скромные успехи развития территориального общественного

самоуправления в Астраханской области были бы невозможны без поддержки ассоциацией муниципальных образований Астраханской области, которая была создана в 1997 году, задолго до образования подобных организаций в соседних регионах1. Поддержка и развитие территориального общественного

самоуправления в рамках ассоциации стало возможно благодаря личному участию исполнительного директора ассоциации Владимира Георгиевича Элеменкина. Он накапливал и пропагандировал опыт создания органов территориального общественного самоуправления в других регионах, организовывал семинары для глав муниципальных образований и депутатов муниципальных советов, организовывал выездные командировки и семинары в соседнюю Волгоградскую область, где начиная с 2006 года активно развивалось территориальное общественное

самоуправление. Им был организован выезд в Астраханскую область представительной делегации из Волгоградской ассоциации муниципальных образований, которая поделилась опытом Волгоградской области с главами астраханских муниципалитетов на дне местного самоуправления и состоявшемся после него семинаре. Астраханским муниципалам на этом семинаре были переданы образцы уставов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов территориального

общественного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внимание к волгоградскому опыту развития территориального общественного самоуправления не случайно. В Волгоградской области, в отличие от Астраханской, было принято постановление правительства Волгоградской области «О предоставлении субсидий некоммерческим организациям территориального

общественного самоуправления на территории Волгоградской области на развитие и совершенствование системы территориального общественного

самоуправления». Этим документом предусматривалось выделение каждому вновь образованному органу территориального общественного управления субсидии в размере ста тысяч рублей. Кроме того, при условии участия в специальных конкурсах для органов территориального общественного самоуправления они могли получить до одного миллиона рублей. Результат не замедлил сказаться. К 2008 году на территории Волгоградской области существовало более 1900 органов территориального общественного

самоуправления. 301 из них обладали правами юридического лица, что составляло более 15%. 77 органов территориального общественного самоуправления являлись инициаторами принятия нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и 66 таких актов были приняты муниципалитетами Волгоградской области2.

В Астраханской области на тот же период было создано всего 24 органа территориального общественного

самоуправления. Ни один из них не обладал правом юридического лица и не проявлял никакой правотворческой активности3.

На сегодняшний день в Волгоградской области создано 2000 органов территориального общественного

1 Неделько, С.И., Шомина, Е.С. Самоорганизация населения как практика местного самоуправления // Полития. - Москва. - 2003. - №4. - С. 201.

Устав (Основной закон) Волгоградской области. // Волгоградская правда, №140, от 01.08.1996. - С. 8.

3 Итоги переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Сборник информационно-аналитических материалов

Министерства регионального развития Российской Федерации. - М.: АХН, 2009. - С. 112.

самоуправления и половина из них обладает правом юридического лица.

Бюджеты органов территориального общественного самоуправления

Волгоградской области пополняются не только за счет средств бюджета Волгоградской области и средств муниципальных образований Волгоградской области, но и за счет привлечения частных пожертвований. Некоторые органы территориального общественного

самоуправления создали на своей территории прибыльные предприятия. В результате бюджеты наиболее успешных организаций составляют несколько миллионов рублей в год.

Движение территориального

общественного самоуправления

Волгоградской области носит

неформальный характер. Участниками этого движения были созданы инновации, позволяющие сократить расходы на выполнение работ на территории организации и поддержать наиболее нуждающихся граждан1. Приведем пример такой инновации - склад ненужных вещей. На территории территориального общественного самоуправления были открыты помещения для складирования ненужных гражданам вещей, отданных ими безвозмездно. Одного месяца хватило для того, чтобы полностью обеспечить строительными материалами

благоустройство территории. Одновременно этот склад работал как пункт оказания социальной помощи наиболее

нуждающимся гражданам. Экономический эффект проекта в течение года оказался равен одному миллиону рублей.

Поначалу вновь создаваемые органы территориального общественного

самоуправления брали на себя обязанности, свойственные муниципальным

образованиям: благоустраивали

территорию, реализовывали

инфраструктурные проекты, по мере

Шомина Е.С. Соседское сообщество -Территориальное общественное самоуправление -местное самоуправление // Глобальные проблемы развития местного самоуправления. - М.: Фонд «Российский общественно-политический центр», 2004. - С. 34.

развития организаций произошло разграничение обязанностей и на сегодняшний день органы

территориального общественного

самоуправления Волгоградской области преимущественно занимаются организацией клубов по интересам, создают развивающие кружки для детей, спортивные организации, организуют вечера общения, праздники, в том числе соседские, фестивали искусств. Большие усилия органы территориального общественного самоуправления направляют на организацию общественного контроля над деятельностью государственной власти, органов местного самоуправления и естественных монополистов. При этом с государственными органами власти, органами местного самоуправления они находятся в партнерских отношениях.

Успех территориального

общественного самоуправления в Волгоградской области был бы невозможен без участия ассоциации муниципальных образований Волгоградской области, которая была создана в 2006 году. Ассоциация проводит семинары для органов территориального общественного самоуправления, юридические

консультации, участвует в организации конкурсов, популяризирует деятельность наиболее успешных органов

территориального общественного

самоуправления. Важнее всего поддержание ассоциацией неформального духа сотрудничества, который так необходим для организации горизонтальных связей в сообществе. На сегодняшний день в состав органов территориального общественного самоуправления на территории

Волгоградской области входит более девятисот тысяч человек.

В Астраханской области в 2011 году возник проект по организации общественного контроля граждан за деятельностью органов местного

самоуправления, органов государственной власти и естественных монополистов, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проект был поддержан мэром города Астрахани и на первых порах назывался «общественно-консультативный совет при мэре города

Астрахань по развитию территориального общественного самоуправления». Совет этот создавался как переговорная площадка всех участников процесса обслуживания многоквартирных домов на территории города. Затем он вырос до регионального уровня и по инициативе общественно-консультативного совета при мэре города был создан координационный совет при губернаторе Астраханской области по вопросам жилищно-коммунального

хозяйства. На сегодняшний день региональный проект интегрировался в федеральный проект по контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Инициаторами этого проекта стали организации территориального

общественного самоуправления города Астрахани и специализированные некоммерческие организации, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В рамках проекта работают постоянно действующая школа жилищного просвещения, проводящая еженедельно лекции и семинары для заинтересованных лиц на безвозмездной основе, пять постоянно действующих консультационных пунктов на территории города Астрахани, общественный экспертный совет и клуб активного горожанина. Проект направлен, прежде всего, на поддержку территориального общественного

самоуправления на территории

Астраханской области.

Анализ развития территориального общественного самоуправления в Астраханской и Волгоградской области позволяет сделать несколько обобщений. Организация эффективного

территориального общественного

самоуправления может опираться на несколько важнейших ресурсов: наличие лидера и активной группы поддержки, наличие общих проблем и целей, ресурсная поддержка органами государственной власти, местного самоуправления, организациями всех форм собственности, располагающихся на территории1.

Шомина, Е.С. Шаги к местному самоуправлению. Проект ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления в РФ». - М., 2004. - С. 24.

В качестве рекомендации

правительству Астраханской области следует обратить внимание на развитие территориального общественного

самоуправления Волгоградской области, изучить положительный опыт и на его основе разработать и принять региональную целевую программу по поддержке территориального общественного

самоуправления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СИСОК

1. Бойко, Н.С. Реорганизация системы органов местного самоуправления во второй половине XIX века (на материалах Среднего Поволжья): монография / Наталия Семеновна Бойко; рец. докт. истор. наук, профессор И.А. Чуканов. - Ульяновск, 2010. - 223 с.

2. Власть и реформы. От самодержавия к современной России / под ред. Б.И. Ананьича. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. - 801 с.

3. Вовлечение населения в процесс местного самоуправления. - Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 33. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 173 с.

4. Герасименко, Г.А. Земское самоуправление в России. - М.: Наука, 1990 - 264 с.

5. Глазырин, М.В. Муниципальная самоорганизация. - М.: Наука, 2003 - 159 с.

6. Глобальные проблемы развития местного самоуправления // Материалы к российско-германскому семинару. - СПб., 2004. -80 с.

7. Итоги переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Сборник информационно-аналитических материалов Министерства регионального развития Российской Федерации. - М.: АХН, 2009. - 300 с.

8. Липчанский, А.М., и др. Столица преславной провинции: История астраханского городского общественного самоуправления: монография / А.М. Липчанский, Е.Г. Тимофеева, С.В. Лебедев, П.В. Казаков. - Астрахань: Астраханский университет, 2008. -307 с.

9. Нардова, В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX века / В.А. Нардова; отв. ред.: Р.Ш. Ганелин. - СПб.: Наука, 1994. - 160 с.

10. Неделько, С.И., Шомина Е.С. Самоорганизация населения как практика местного самоуправления // Полития. - 2003. - №4. - 212 с.

11. Вобленко, С.В., Корсби, П.Р., Усенков, А.В. Введение в «современное управление». Принципы и механизмы общественного участия в управлении. - М., 2004. - 15 с.

12. Устав (Основной закон) Волгоградской области // Волгоградская правда. - 1996. -№140. - 1 августа.

13. Устав муниципального образования «город Астрахань». - Астрахань: Новая линия, 2002. - 92 с.

14. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 40. - Ст. 3822.

15. Шомина, Е.С. Жители и дома. - М.: Муниципальная власть, 1999. - 265 с.

16. Шомина, Е.С. Соседское сообщество - Территориальное общественное самоуправление - местное самоуправление // Глобальные проблемы развития местного самоуправления. - М.: Фонд «Российский общественно-политический центр», 2004. - 58 с.

17. Шомина, Е.С. Уроки демократии по месту жительства (граждане Великобритании в борьбе за достойное жилье) / науч. ред. и предисл. И.Е. Кокарев. - М.: Прометей, 2001. - 80 с.

Шомина, Е.С. Шаги к местному самоуправлению. Проект ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления в РФ». - М., 2004. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.