Научная статья на тему 'Сравнительный анализ понятий "препятствие" и "барьер" в психологической науке'

Сравнительный анализ понятий "препятствие" и "барьер" в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
854
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / PSYCHOLOGICAL BARRIER / ПРЕПЯТСТВИЕ / OBSTACLE / ПРЕОДОЛЕНИЕ / OVERCOMING / ВОЛЯ / WILL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарданова Жанна Робертовна, Манина Валерия Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы дифференциации понятий «препятствие» и «барьер» в психологической науке. Предметом исследования являются различные психологические подходы к рассмотрению понятий «препятствие» и «барьер». Проведенный анализ использования данных понятий в отечественной и зарубежной психологии показывает, что понятие «препятствие» используется, как правило, в контексте исследования феномена воли и совладающего поведения и рассматривается как объективная преграда, возникающая на пути человека и мешающая удовлетворению его потребностей. Барьер рассматривается как субъективно-объективная преграда, возникающая на пути человека и затормаживающая удовлетворение потребностей, и является наиболее часто используемым понятием в современной психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ понятий "препятствие" и "барьер" в психологической науке»

3. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией М.: Юнити-Дана, 2004.

4. Ritchie S., Martin P. Motivation Management. Aldershot: Gower House, 1999.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ПРЕПЯТСТВИЕ» И «БАРЬЕР» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Гарданова Ж.Р.1, Манина В.А.2 Email: Gardanova636@scientifictext.ru

'Гарданова Жанна Робертовна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; 2Манина Валерия Алексеевна — кандидат психологических наук, ассистент, кафедра психотерапии, психолого-социальный факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы дифференциации понятий «препятствие» и «барьер» в психологической науке. Предметом исследования являются различные психологические подходы к рассмотрению понятий «препятствие» и «барьер». Проведенный анализ использования данных понятий в отечественной и зарубежной психологии показывает, что понятие «препятствие» используется, как правило, в контексте исследования феномена воли и совладающего поведения и рассматривается как объективная преграда, возникающая на пути человека и мешающая удовлетворению его потребностей. Барьер рассматривается как субъективно-объективная преграда, возникающая на пути человека и затормаживающая удовлетворение потребностей, и является наиболее часто используемым понятием в современной психологической науке. Ключевые слова: психологический барьер, препятствие, преодоление, воля.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS "OBSTACLE" AND "BARRIER" IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE Gardanova J.R.1, Manina V.A.2

'Gardanova Janna Robertovna - Doctor of Medicine (MD), Professor, Head of Department;

2Manina Valeriya Alexeevna - PhD in Psychology, Assistant, DEPARTMENT OF PSYCHOTHERAPY, PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL FACULTY, STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF RUSSIA N.I. PIROGOV MINISTRY OF HEALTH OF RUSSIA,

MOSCOW

Abstract: the article is focuses on the problem of differentiation of the notions "obstacle" and "barrier" in psychological science. The subject of the research are different psychological concepts to the definition of the notions "obstacle" and "barrier". The analysis of these notions in Russian and foreign psychology shows that the notion of "obstacle" is used in the context of researching the phenomenon of will and coping behavior, and is viewed as an objective let, that stay in the way of a person and interferes with the satisfaction of his needs. The barrier is seen as a subjectively objective let arising in the way of a person and engulfing the satisfaction of needs, and is the most commonly used concept in modern psychological science. Keywords: psychological barrier, obstacle, overcoming, will.

УДК 159.99

Весь жизненный путь человека складывается из процесса преодоления непрерывной цепи преград, препятствий - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д. Преодоление помех, встречающихся на нашем пути, приводит к удовлетворению наших потребностей.

На протяжении всей жизни человек постоянно преодолевает различного рода препятствия как объективные, относящиеся к сфере выживания в физическом мире, так и субъективные, относящиеся к сфере существования в социуме, а также еще существует и внутренний мир человека, его собственная личность, и переход на новый уровень физической, личностной и социальной зрелости возможен только через преодоление ряда внешних и внутренних препятствий. Неспособность преодолеть возникшие препятствия ведет к нарушению адаптации. Изучение нарушений адаптации представляется важным и с точки зрения

выяснения механизмов их развития. Особенно это касается определения роли совладающего поведения в процессе адаптации [1, с. 78]. Ввиду этого, проблема психологического барьера как внешнего или внутреннего препятствия, влияющего на индивидуальное развитие человека, всегда находилась в центре внимания различных психологических направлений и школ, и рассматривалась с разных позиций [2, с. 81].

В психологии понятие «препятствие» наиболее часто употреблялось в контексте исследования волевой сферы. В настоящее время понятие препятствие используется также в рамках изучения преодолевающего, копинг-поведения, защитных механизмов психики и др. Возрастает интерес к анализу формирования механизмов копинг-стратегий, помогающих поддерживать устойчивое отношение к себе и эмоциональное принятие своего собственного «Я» [3, с. 129].

В психологическом глоссарии препятствие определяется как преграда, мешающая осуществлению какого-либо действия. В каждом препятствии можно выделить два аспекта: объективная часть, которая обусловлена непсихологическими причинами (эти причины не зависят от субъекта); субъективная часть, которая задана особенностями конкретной личности [4].

Барьер в психологической науке - это теоретическое понятие, основанное на высоком уровне абстракции и обобщения. Большинство помех и препятствий можно свести к понятию «барьер» (от франц. «Ьапеге», англ. «Вапег» - преграда, препятствие), которое в психологическом смысле рассматривается как состояние личности, не позволяющее ей реализовать тот или иной вид деятельности или общения.

При классификации препятствий целесообразно использовать дихотомическое деление. То есть разделить возникающие на жизненном пути человека препятствия на две категории: внешние и внутренние, первые имеют преимущественно объективный характер, вторые же, в большинстве своем, субъективны. Внешние (объективные) препятствия представляют интерес для психологичексой науки и практики в контексте личностных характеристик, психологических способов и методов, задействованных в преодолении этих объективных препятствий. Внутренние (субъективные) препятствия являются самостоятельным предметом исследования психологической науки.

Изучая литературные источники, с целью определения смыслового наполнения понятия «препятствие» в отечественной и зарубежной психологии, можно отметить отсутствие однообразия в определении данного понятия. Вследствие этого понятие «препятствие» неоднозначно понимается и трактуются как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке.

Ряд ученых рассматривают способность к сознательному намеренному преодолению препятствий как синоним феномена воли. Одним из первых, отметил роль препятствия в контексте формировании намерения его преодолеть, Г. Лотце. Впоследствии эту проблему исследовал в своих работах К. Фортлаге, квалифицировавший волю как стремление к действию, рожденному из страданий, связанному с возникновением препятствий. В исследованиях Н. Аха преодоление препятствий понималось как основная функция воли.

Впервые в зарубежной психологии к понятию психологический барьер обратился автор психоаналитической теории Зигмунд Фрейд. Он считал, что барьер представляется как преграда, возникающая на пути развития человека, заключающаяся в невозможности удовлетворения инстинктов и вызывающая тревогу. Тревога, по З. Фрейду, может порождаться следующими ситуациями: потеря желаемого, потеря любви, потеря личности, потеря любви к себе [5, с. 72].

Представители бихевиоризма предполагали, что действия, направленные на преодоление препятствий, приводящие к успеху, вызывают чувство удовлетворения, положительные эмоции. В дальнейшем происходит запечатление таких действий, усвоение и в последующем воспроизведение их индивидом [6]. Таким образом, в бихевиоральном подходе основной функцией препятствия является формирование адаптивного поведения.

Когнитивная модель, представленная А. Беком, предполагает, что в основе психологических барьеров лежит склонность человека к неадекватной интерпретации определенной ситуации. Можно предположить, что в данном случае речь идет о индивидуально - личностных особенностях человека [7].

В отечественной науке понятие «препятствие» изначально рассматривалось в физиологии, психофизиологии и только в ХХ веке перешло в психологическую науку.

Один из величайших отечественных ученых И.П. Павлов писал: «Не будь его (рефлекса свободы), всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни».

Продолжая физиологические идеи И.П. Павлова и углубляясь в психофизиологию. П.В. Симонов рассматривает реакцию на преграду, проявляющуюся в рефлексе свободы, как активность, обусловленную «потребностью преодоления препятствий - потребностью,

относительно самостоятельной и дополнительной к мотиву, первично инициировавшему поведение», или даже как саму «потребность преодоления препятствий» [8].

Отечественный физиолог Н.А. Берштейн, изучая механизмы регуляции и проявления различных видов активности, считал, что жизнедеятельность - это непрерывный процесс преодоления препятсвий, которые возникая на пути движения становятся мощными источниками активности. Таким образом, одной из основных функций психологического барьера является функция мобилизации внутренних ресурсов организма, их актуализации, определении меры и направления активности [9].

Рассматривая проблему волевых усилий, В.В. Богословский также затрагивал проблему препятствий в своих работах. Он связывал появление этого усилия с возникающими препятствиями, затруднениями. Препятствия, отражаясь в сознании, порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно либо отказавшись от преодоления трудностей, а следовательно, и от достижения цели, либо преодолев их, используя волевое усилие. Таким образом, препятствие рассматривается как объективная позиция, а вот возникающее из-за этого препятствия субъективное состояние напряженности может быть рассмотрено как психологический барьер [10, с. 192].

В качестве одного из признаков воли рассматриавает преодоление препятствий и Л.С. Выготский, который рассматривает сущность воли как способность овладеть собой, своими психическими процессами, в том числе и мотивацией в ситуации столкновения с преградой или препятствием. «Волевая регуляция - это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирования этой активности в нужном направлении»[11].

Проблема психологических барьеров А.Н. Леонтьевым раскрывается при рассмотрении эмоциональных переживаний, возникающих при удовлетворении потребностей. Возникновение барьеров обусловлено чувственной практической деятельностью, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывая на себе их сопротивление и воздействуя на них, подчиняясь их объективным свойствам и законам [12, 114].

По мнению Н.А. Подымова, психологический барьер представляет собой отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности. Специфическая особенность проявления психологических барьеров заключается в наличии своеобразной реакции человека на возникновение в процессе деятельности «критических точек», в которых определяется благоприятный или неблагоприятный для субъекта результат [13, с. 84].

В понимании Р.Х. Шакурова барьер - универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник. Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Барьеры обеспечивают аккумуляцию энергии и регулируют и энергетические потоки, направляют, корректируют и упорядочивают различные движения. Под их влиянием возникают и функционируют организационные системы разных модальностей [14, с. 8].

Трудно переоценить роль препятствий и барьеров, встречающихся в нашей жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность людей, облекаясь в форму различных запретов, требований, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать.

Анализ исследований, как зарубежных так и отечественных, показал, что понятие «препятствие» впервые появилось в трудах зарубежных психологов - представителей психоаналитического направления, и связано, в первую очередь, с именем З.Фрейда. В России же данное понятие развивалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности и психофизиолгии, и связано с именами И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна и др. В современной психологической науке понятие «препятствие» употребляется, в основном, в контексте изучения феномена воли, и рассматривается как объективная преграда, возникающая на пути человека и мешающая удовлетворению его потребностей. При характеристике субъективно-объективных преград, возникающих на пути человека и затармаживающих удовлетворение потребностей в современной психологической науке наряду с термином «препятствие» используется и другой термин - «барьер». Исследуемые понятия не являются взаимоисключающими, проведенный анализ данных понятий показал, что барьер и «препятствие» являются преградами на пути развития, которые человеку необходимо преодолеть, но, как правило, барьер, по мнению большинства исследователей, представляется более субъективной преградой, нежели препятствие.

Список литературы / References

1. Червякова В.А. Психологические характеристики военнослужащих с нарушениями адаптации // Вестник науки и образования / Bulletin of Science and Education, 2016. № 1 (13). С. 78-83.

2. Осипова А.А., Зеленое А.А. Концепт «Смысловые барьеры в обучении студентов» в современном научно-педагогическом дискурсе / А.А. Осипова, А.А. Зеленов // Российский психологический журнал, 2015. № 4. С. 78-86.

3. Колиева Р.Р. Анализ копинг-стратегий подростков, склонных к девиантному поведению // Вестник науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 129-133.

4. Препятствие: Глоссарий. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/15/prepyatstvie/ (дата обращения: 25.11.2017).

5. Креч Д., Кратчфилд Р. Фрустрация, конфликт, защита / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии, 1991. № 6. С. 69-83.

6. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / Х. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. 392.

7. Бек Д. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. / Д. Бек. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 400 с.

8. Симонов П.В. О филогенетических предпосылках воли / П.В. Симонов // Вопросы психологии,1971. № 4. С. 6 -12

9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. 349 с.

10. Богословский В.В. Общая психология: Учебное пособие / В.В. Богословский. М., 1973. 245 с.

11. Выготский Л.С. Из записных книжек / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Серия: Психология, 1977. № 2. С. 3-15.

12. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975. 456 с.

13. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие / Н.А. Подымов. Курск.: Издательство КГПУ, 1996. 131 с.

14. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 3-18.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бизюк А.П.1, Кац Е.Э.2, Колосова Т.А.3, Сорокин В.М.4 Email: Biziuk636@scientifictext.ru

'Бизюк Александр Павлович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии; 2Кац Екатерина Эдуардовна - старший преподаватель, кафедра общей и специальной педагогики, Частное образовательное учреждение высшего образования Институт специальной педагогики и психологии;

3Колосова Татьяна Александровна - кандидат психологических наук, доцент;

4Сорокин Виктор Михайлович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлены материалы исследования проблемы дизорфографии у младших школьников. Данный контингент был обследован по обширной группе нейропсихологических методик, показатели которых оценивают состояние ключевых зон мозга, прямо и косвенно связанных с исполнением речевых функций. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу с целью выявления иерархии морфо-функциональных систем в обусловливании формирования орфографических навыков. Результаты исследования позволили предположить существование четырех факторов, определяющих успешность овладения орфографией. К ним относятся: фактор программирования деятельности, фактор образного мышления, вербальный фактор, а также фактор операциональной стороны мышления. Параллельно была обнаружена зависимость числа орфографических ошибок от половой принадлежности испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.