Научная статья на тему 'Сравнительный анализ показателей выраженности агрессивности у студентов старших курсов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся СГМА'

Сравнительный анализ показателей выраженности агрессивности у студентов старших курсов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся СГМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
395
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / PERSONAL QUALITIES / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / КОНСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / CONSTRUCTIVE AGGRESSIVENESS / ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / DESTRUCTIVE AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козырев О. А., Борсуков А. В., Пунин А. А., Зайцева В. М., Жукова А. Е.

Статье представлены результаты исследовании степени выраженности такого личностно свойства как агрессивность у студентов старших курсов лечебного факультета и студентов, обучающихся на факультете иностранных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козырев О. А., Борсуков А. В., Пунин А. А., Зайцева В. М., Жукова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF AGRESSIVENESS DATA IN SENIOR STUDENTS OF THE FACULTY OF GENERAL MEDICINE AND THE FACULTY FOR FOREIGN STUDENTS’ TRAINING

The article discusses the data of the assessment of aggressiveness in senior students of the Faculty of General Medicine and the students of the Faculty for Foreign Students’ Training.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ показателей выраженности агрессивности у студентов старших курсов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся СГМА»

УДК 616-053.2:378.180.6 (07.07)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ СГМА

Козырев О.А., Борсуков А.В., Пунин А.А., Зайцева В.М., Жукова А.Е., Гельт Т.Д., Дьяков М.Ю.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье представлены результаты исследовании степени выраженности такого личностно свойства как агрессивность у студентов старших курсов лечебного факультета и студентов, обучающихся на факультете иностранных учащихся.

Ключевые слова: студенты, личностные свойства, агрессивность, конструктивная агрессивность, деструктивная агрессивность

COMPARATIVE ANALYSIS OF AGRESSIVENESS DATA IN SENIOR STUDENTS OF THE FACULTY OF GENERAL MEDICINE AND THE FACULTY FOR FOREIGN STUDENTS' TRAINING

Kozyrev O.A., Borsukov A.V., Punin A.A., Zaytseva V.M., Zhukova A.E., Gelt T.D., Diakov M.Ju.

Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The article discusses the data of the assessment of aggressiveness in senior students of the Faculty of General Medicine and the students of the Faculty for Foreign Students' Training.

Key words: students, personal qualities, aggressiveness, constructive aggressiveness, destructive aggressiveness

Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в последнее время в отечественных и зарубежных СМИ, научных публикациях, посвященных этике и деонтологии, все чаще говорят о различных проявлениях агрессивного поведения медицинских работников по отношению к пациентам, их родственникам и к окружающим

[4].

Как известно, В настоящее время в отечественных и зарубежных СМИ, научных публикациях, посвященных этике и деонтологии, все чаще говорят о различных проявлениях агрессивного поведения медицинских работников по отношению к пациентам, их родственникам и к окружающим

[4].

Агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и

адаптивности человека. Ряд авторов указывают, что агрессия заложена в человеке с самого рождения [1, 3]. Начальные ее признаки можно наблюдать уже на первом году жизни ребенка: недовольный малым количеством или отсутствием молока, ребенок непременно покажет свое недовольство [3]. В социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, ведомости и пассивности поведения. Однако, вопрос в том, перейдет ли эта «позитивная» агрессия в дальнейшем в конструктивную или деструктивную силу [4].

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена еще и тем, что дестабилизация экономики, спад производства,

снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением любой страны, отражаясь на его социальном самочувствии.

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период приходится подросткам. В литературе говорится об их усиливающемся демонстративном и вызывающим по отношению к взрослым, поведении. В крайних формах среди молодых людей стали проявляться жестокость и агрессивность [4]. Резко возросла и преступность среди молодёжи во всем мире. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в конфронтациях в школе, а также в военизированных формированиях политических организаций экстремистов [1, 4].

Актуальность вопроса состоит еще и в том, что в настоящее время проявляется тенденция к ярко выраженному, порой беспричинному проявлению агрессивного поведения не только среди населения, но, что наиболее опасно, среди медицинских работников [2, 4, 6]. «Жестокость - родная сестра или дочь агрессии» - проникает во все сферы человеческих отношений, в том числе во взаимоотношения врачей и пациентов, врачей и медицинских сестер, врачей с врачами, т.е. туда, где это разрушительное явление наиболее нежелательно, где его существование противоестественно и невероятно опасно.

В условиях платной системы оказания медицинских услуг между врачами и пациентами все чаще возникают напряженные отношения и противоречия, конфликтные ситуации, нередко заканчивающиеся судебным разбирательством, в основе которых немалую роль играет агрессивное поведение и пациентов, и, увы, врачей тоже.

Еще одной важной проблемой в последнее время становится так называемый «синдром выгорания среди врачей», в основе которого лежат высочайшее нервное перенапряжение, психические и психологические перегрузки. Но, к сожалению, немногие учреждения здравоохранения в своем

штате в настоящее время имеют клинических психологов, и очень незначительное число врачей периодически обследуются этими специалистами с профилактической целью, в плановом порядке, да и при возникновении конфликтных ситуаций тоже

[4].

Интересным представляется тот факт, что уровень агрессивности и склонность к конкретным видам агрессии в значительной мере предопределены принадлежностью индивида к той или иной этнической культуре. Известны работы, исследующие уровень агрессивности у различных этнических групп (бурят, осетин, русских) [3, 5].

В последнее время в СМИ все чаще встречается информация об излишней агрессивности среди молодежи из Индии. Как говорят многие авторы: «Это миф - о миролюбивом ненасильственном характере индийского общества и его культуры». Выходцы из Индии ничуть не миролюбивее и не воинственнее любого другого народа [7].

Не подразумевая националистический характер исследования, мы провели анализ показателей выраженности и причин агрессивности у студентов старших курсов иностранного и лечебного факультетов Смоленской государственной медицинской академии.

Цель работы

Определить и сравнить показатели выраженности такого личностного свойства как агрессивность у студентов 5-6 курсов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся.

Материалы и методы исследования

С помощью опросника агрессивности BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992) было проанкетировано 30 студентов лечебного факультета (19 женщин и 11 мужчин) и 35 студентов факультета иностранных учащихся (ФИУ) (18 мужчин и 17 женщин) [8]. Средний возраст испытуемых составил 22 года. Оценивался индекс агрессивности по следующим характеристикам:

- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных

ответов (проклятия, угрозы);

- гнев - физиологическое возбуждение и подготовка к агрессии;

- враждебность - когнитивный аспект, основанный на переживании чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний

При этом данные интерпретировали автоматически с помощью компьютерной

программы:

- 0% - 20% низкий индекс агрессии;

- 21% - 40% пониженный индекс агрессии;

- 41% - 60% средний индекс агрессии;

- 61% - 80% повышенный индекс агрессии;

Также был проведен анализ доминирующего вида агрессии у каждого студента. При этом необходимо отметить, что у студентов ФИУ преобладала вербальная агрессия (у 43% испытуемых) (рис. 2). Однако у лиц женского пола доминирование этого

- 81% - 100% высокий индекс агрессии.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования было выявлено, что у 53% студентов факультета иностранных учащихся наблюдался низкий уровень физической агрессии. Только лишь у 5% испытуемых этот признак являлся доминантным. Достаточно значительным оказалось число студентов со средним и высоким уровнем вербальной агрессии (по 40%). Проявления гнева выявлены у 80% испытуемых (повышенный и высокий показатель выраженности агрессивности у 34% испытуемых, а средний - у 46%.) (рис. 1).

вида агрессии сочеталось с достаточно высоким уровнем гнева (у 65% опрошенных девушек).

При анализе агрессивности у студентов лечебного факультета было выявлено преобладание высокого уровня показателей выраженности вербальной агрессии (у 75%

физическая агрессия

враждебность

Рис.1. Распределение студентов ФИУ в зависимости от индекса агрессивности (в %)

испытуемых) и гнева (у 66%), а также среднего уровня физической агрессии (у 58%) и враждебности (у 66%). Низких же показате-

лей вербальной агрессии, гнева и враждебности у данной группы не наблюдалось (рис. 3).

50% 40% 30% 20% 10% 0%

5%

29%

23%

43%

Физическая агрессия

Враждебность

Гнев

Вербальная агрессия

Рис. 2. Распределение испытуемых в зависимости от доминирующей характеристики среди студентов факультета иностранных учащихся

вербальная агрессия

гнев

физическая агрессия

враждебность

34%

Рис. 3. Распределение студентов лечебного факультета в зависимости от индекса агрессив-

ности (в %) При оценке доминирующего вида агрессивности у каждого студента лечебного факультета было выявлено небольшое преобладание уровня вербальной агрессии, но в целом имело место относительно равномерное распределение всех анализируемых

показателей (рис. 4)

При сравнении же данных было определено, что у российских студентов все показатели агрессивности достоверно выше, чем у студентов ФИУ (табл. 1).

Рис. 4. Распределение испытуемых в зависимости от доминирующего инструмента среди студентов лечебного факультета

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей выраженности агрессивности у студентов лечебного

факультета и ФИУ (M±m)

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

31%

23%

23%

Физическая Враждебность агрессия

23%

Гнев

Вербальная агрессия

Характеристики агрессивности ФИУ Лечебный факультет P

Вербальная агрессия (%) 58±2,7 74±2,9 <0,005

Гнев (%) 47±2,4 65±2.6 <0,005

Враждебность (%) 43±2,2 57±2,6 <0,005

Физическая агрессия (%) 33±2.1 49±2,3 <0,005

При этом преобладающим показателем агрессивности как у студентов лечебного факультета, так и у студентов ФИУ является вербальная агрессия, что соответствует существующим мировым тенденциям. Вербальная агрессия выражается в склонности к сплетням, обсуждениям одно-группников, коллег, пациентов, а также в форме брани, нецензурной речи и визга.

Этот вид агрессии является большой проблемой современного молодежного общества, особенно если она возникает в учебной и профессиональной врачебной среде. К сожалению, в настоящее время речевая агрессия воспринимается в некоторой степени многими студентами как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение [6]. Однако, следует помнить, что вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, сдерживает восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Это является недопустимым, прежде всего, в отношениях врач-пациент, а также в межколлегиальном

общении. Хотя проведенное исследование не ставило перед собой целью определить все причины возникновения вербальной агрессии, в научной среде принято выделять: биологические, социальные и психологические факторы развития [6]. К биологическим причинам относятся: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм. К социальным факторам относят: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах. Психологические факторы: эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева.

Выводы

1. Исследование показало преобладание достаточно высоких показателей выраженности вербальной агрессии как у студентов 5-6 курсов ФИУ, так и у студентов лечебного факультета. В связи с этим крайне важным является

психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в вузе, направленного на своевременную коррекцию агрессивного поведения (в частности, вербальной агрессии) студентов; при этом ключевое значение должно отводиться работе профессионального клинического психолога, которая должна выявлять отклонения в эмоциональном состоянии на раннем этапе. Следует уделять внимание дифференцированному подходу оказания психологической помощи, учитывая специфику обучения студентов разных курсов (возможность проведения тренингов для старшекурсников непосредственно в клинике), национальные признаки и культурные различия.

2. У студентов лечебного факультета уровень агрессивности по всем показателям выше по сравнению с учащимися ФИУ, что может быть связано с особенностями национальных традиций, культуры и менталитета. При этих достаточно высоких показателях выраженности агрессии важно понять, является ли она «конструктивной» или «деструктивной». Некоторые исследователи считают, что, скорее всего, эти высокие значения свидетельствуют о «конструктивной агрессии», направленной на «занятие места под солнцем», успешную сдачу экзамена, получение желаемой работы, должности. «Конструктивная агрессия» может помочь выиграть грант, победить в спортивных соревнованиях и достичь поставленной цели.

Литература

1. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации [Текст] / А.Ю. Дроздов // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 95-97.

2. Зайцева, В.М. Ценностно-мотивационная сфера личности будущих медицинских специалистов [Текст] / В.М. Зайцева // Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ, МСХА, ЛГАУ, ССХИ 10-11 декабря 2002. Москва - Луганск - Смоленск. -Методика и педагогика. - 2003. - Т. 3. - С. 54-60.

3. Иванова, О.Ф. Проявления агрессии у представителей различных национальных культур [Текст] / О.Ф. Иванова // Вестник Евразии. - 2004. - № 1. - С. 34-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Малов, М.В. Агрессия в медицинской практике. Взгляд и исследования психолога [Электронный ресурс] / М.В. Малов // MedCom. - 2013. - Режим доступа: http://www.medcom.spb.ru/publ/info/1034

5. Наролина, В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста [Электронный ресурс] / В.И. Наро-лина // Психологическая наука и образование psyedu.ru - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_2_Narolina.pdfhttp://psyedu.ru/journal/2010/2/ Narolina.phtml

6. Простакишина Н.П. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) [Текст] / Н.П. Простакишина // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 108-110.

7. Тишков, В.А. Этничность и религия в современных конфликтах [Текст] / В.А. Тишков, В. А. Шнирельман. - М.: Наука, 2012. - 652 с.

8. Buss, A.H. The Aggression Questionnaire [Text] / A.H. Buss, M. Perry // Journal of Personality and Social Psychology. - 1992. - № 63. - P. 452-459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.