Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ / ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разов Павел Викторович, Вольф Константин Владимирович, Кибакин Михаил Викторович

В статье представлен сравнительный анализ системы оценки устойчивого развития регионов в нашей стране и за рубежом. Показана специфики учета социально-экономического компонента устойчивого развития территорий в этой оценке. Проведено описание генезиса экологической составляющей устойчивого развития в связи с изменениями социально-экономической обстановки в мире и системы международной безопасности. Приведены данные обзора отечественного опыта и зарубежной практики обоснования оценки устойчивого социально-экономического развития территорий. Осуществлено сравнительное описание различных компонентов этой оценки - структуры, приоритетности исследования отдельных элементов процесса устойчивого развития, методов сбора данных, использования различных способов получения обобщенных показателей с учетом территориальной (региональной) специфики. Показаны сходство и различия в правовом регулировании и научном обеспечении развитии системы оценки устойчивости развития территорий в нашей стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разов Павел Викторович, Вольф Константин Владимирович, Кибакин Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMESTIC AND FOREIGN LEGAL REGULATION, SCIENTIFIC METHODS AND TOOLS OF THE ASSESSMENT SYSTEM OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC TERRITORIAL DEVELOPMENT

The article presents a comparative analysis of the system for assessing the sustainable development of regions in our country and abroad. The specifics of taking into account the socio-economic component of sustainable development of territories in this assessment are shown. The data of the review of domestic experience and foreign practice of substantiating the assessment of sustainable socio-economic development of territories are presented. A comparative description of the various components of this assessment is carried out - the structure, the priority of the study of individual elements of the sustainable development process, data collection methods, the use of various ways to obtain generalized indicators taking into account territorial (regional) specifics. The similarities and differences in legal regulation and scientific support for the development of the sustainability assessment system are shown.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного нормативно-правового регулирования, научных методов и инструментария системы оценки устойчивого социально-экономического территориального развития

Разов Павел Викторович,

доктор социологических наук, профессор, профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: PVRazov@fa.ru

Вольф Константин Владимирович,

директор Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: KVVolf@fa.ru

Кибакин Михаил Викторович,

доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: MVKibakin@fa.ru

В статье представлен сравнительный анализ системы оценки устойчивого развития регионов в нашей стране и за рубежом. Показана специфики учета социально-экономического компонента устойчивого развития территорий в этой оценке. Проведено описание генезиса экологической составляющей устойчивого развития в связи с изменениями социально-экономической обстановки в мире и системы международной безопасности. Приведены данные обзора отечественного опыта и зарубежной практики обоснования оценки устойчивого социально-экономического развития территорий. Осуществлено сравнительное описание различных компонентов этой оценки - структуры, приоритетности исследования отдельных элементов процесса устойчивого развития, методов сбора данных, использования различных способов получения обобщенных показателей с учетом территориальной (региональной) специфики. Показаны сходство и различия в правовом регулировании и научном обеспечении развитии системы оценки устойчивости развития территорий в нашей стране и за рубежом.

Ключевые слова: устойчивое региональное развитие, социально-экономические проблемы развития, правовое регулирование, сравнительный анализ, отечественный опыт оценки, зарубежная практика оценки устойчивости.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Особенностями разработки и внедрения концепции устойчивого развития в современном обществе в целом и в отдельных регионах является ее появление в качестве коллективного труда и принятие международными институциями [4; 7; 8]. Наша страна сразу включилась в процесс ее имплементации [9].

Однако, в связи укреплением российской государственности, стали все более заметными процессы уточнения сущности и содержания международных экологических показателей устойчивости с включением в них экономических, социальных, информационно-технологических и иных показателей, которые определяют устойчивость развития как комплексных показателей способности страны обеспечить реализацию собственного «циви-лизационного проекта» в конкретных социально-экономических условиях. Результатом этого стало, в частности, принятие совокупности федеральных проектов и программ достижения целей национального развития в современных условиях.

По мнению многих ученых и различных научных школ в нашей стране и за рубежом имеются и общие объективные детерминанты концепции обеспечения устойчивости регионального развития и социально-экономической практики их реализации [1, 2, 3].

Экологическая повестка дня продолжает существенно влиять на национальные концепции устойчивого развития, однако большинство стран все больше ориентируются на военно-политические аспекты развития, установления прагматических межгосударственных связей, создания экономических союзов, которые защищают собственные интересы, даже вопреки общечеловеческим целях установления глобального рынка капиталов, экономических связей, регулирования вопросов безопасности, что закономерно ведет к определенной деградации международных институтов обеспечения сбалансированности и устойчивости цивилиза-ционного развития (Всемирная организация труда, Организация объединенных наций и др.).

В процессе изучения объективности показателей устойчивости развития, применяемых в нашей стране и за рубежом, необходимо отметить, что уровень и качество жизни рассматриваются, как результат экономического роста. При этом в разных странах используются различные экономические, экологические и психологические составляющие.

По утверждению ряда ученых качество жизни населения определяется жизненным потенциалом

5 -о

сз

<

общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям [5].

В настоящее время большинством стран, научными школами используется триединая концепция устойчивого развития, которая объединяет в себя экономический, экологический и социальных компоненты.

Более частные концепции связаны с теориями: а) коэволюции природы и общества (Н.В. Тимофеев-Ресовский); б) концепция «пределов роста» (Н. Донелла и др.); в) «модель роста» (Р. Солоу); г) теория «экономика устойчивого состояния» (Г. Дейли); д) интерактивная модель (П. Виктор) и др.

На основе используемых индикаторов составляются и публикуются глобальные рейтинги устойчивого развития.

94,6

73,3

53,3 53,3

0,0

100,0

90,0

80,0

и 70,0

тис

о н 60,0

нне

50,0

&

« 40,0

нье

30,0

¡1

20,0

10,0

0,0

Имеется существенная национальная специфика с точки зрения обеспечения равной динамики отдельных компонентов устойчивого развития -экологического, экономического, организационно-технологического, компонента безопасности. Особенно важно обеспечить сбалансированность динамики инвестиционного, инновационного, инфраструктурного и иных потенциалов.

Для раскрытия отдельных аспектов затронутой проблематики применительно к нашей стране в 2022 году было проведено экспертное исследование, включающее опрос 126 экспертов, объединенных в 6 экспертных групп по своему должностному положению и профессиональной деятельности.

Для анализа выраженности устойчивого регионального развития экспертиза проводилась по трем социально-экономическим ситуациям и правовым условиям: 1) на текущий момент: 2) на перспективу позитивных изменений; 3) в условиях санкций, что отражено на рисунке 1.

73,3

На текущий момент времени На перспективу позитивных изменений В условиях санкций

Ситуация социально-экономического положения ■ Экономика ■ Социум ■ Экология ■ Управление ■ Культура ■ Безопасность

Рис. 1. Значимость компонентов устойчивого регионального развития в различных ситуациях социально-экономического положения (по материалам собственного исследования)

сч см

Полученные результаты экспертного исследования позволяют сделать выводы о том, что содержание процесса устойчивости в процессе развития значительно зависит от социально-экономических, военно-политических и иных условий. Методика экспертизы предусматривала возможность оценки каждого из компонентов: а) экономического; б) социального; в) экологического; г) управленческого; д) культурного; е) безопасности. Обобщенным показателем стала интегральная экспертная оценка со шкалой от «0%» (минимальное значение) до «100%» - максимальное значение.

Так, эксперты считают, что в текущих условиях значимость экономического компонента составляет 94,6% из 100% возможных. Также ведущим он остается и при прогнозе позитивных изменений (73,3%). Однако, в условиях санкций, значение экономического компонента существенно меньше и составляет 46,7%. Экспертные оценки при этом отражают общее представление о приоритетах для людей, в которых материальное обеспечение (экономический достаток) всегда коррелировался с более важными вопросами в кризичных условиях.

Достаточно показательным является и изменение уровня значимости компонента «безопасность». В обычных условиях это 40,0%, на позитивную перспективу в два раза меньше (20,0%). Но в условиях санкций этот компонент переходит на ведущую позицию и составляет 73,3% - выше, чем любой другой компонент. Эти оценки отвечает общей трансформации концепции устойчивости развития в нашей стране, которая все больше корреспондируется с документами национальной безопасности.

В этих условиях достаточно показательными являются оценки более устойчивых компонентов, которые не имеют такой большой динамики: социальный (53,3%, 60,0%, 60,0%) и управленческий (53,3%, 53,3%, 66,7%). Тем самым понимание устойчивости, в феномене которого есть потенциал стабильности и динамики, может адаптироваться к различной ситуации и это положительно.

По мнению экспертов санкции угнетающее влияют на культурный компонент устойчивости, который в обычных условиях составляет 40,0%, при позитивных изменениях остается таким же (40,0%

Он же резко снижается в условиях санкций и составляет 26,7%.

Достаточно скептически относятся эксперты к значению экологического компонента. Лишь при допущении позитивного сценария развития событий этот показатель достигает 26,7%. В обычных же условиях значение экологии оценивается в 7,1%, а в условиях санкций и того меньше - 6,7%. Иными словами благоприятная природная среда и решение вопросов экологии по мнению экспертов имеют смысл только в том случае, если решены все другие вопросы обеспечения устойчивости регионального развития.

Анализ фактологического материала в области устойчивости регионального развития, получаемого с помощью зарубежных и отечественных подходов, методик, инструментария подтверждает наличие проблемы неполной соизмеримости получаемых показателей.

Общими в изучении проблем устойчивости также является практико-ориентированный характер исследований в нашей стране и за рубежом применительно к интеграции опыта в практической деятельности.

При этом имеется сходный опыт в разных странах обеспечения устойчивости процессов развития «точек роста», в том числе и с использованием кластерного подхода [6]. В нашей стране в практике государственного управления в сфере обеспечения устойчивого регионального развития широко применяются закрепленные правовые нормы концепции «стратегического планирования», «программно-целевого подхода», использования федеральных и региональных проектов и программ национального развития, а также «индикативных моделей» оценки эффективности государственного и муниципального управления на основе нормативных установок достижения комплексных показателей социально-экономического развития.

С точки зрения реализации прогностической функции системы оценки устойчивого регионального развития в дальнейшем целесообразно сосредоточиться на следующих проблемах возможностей соединения отечественного и зарубежного опыта научного сопровождения обеспечения феномена устойчивости:

а) возможностей достижения целей устойчивого развития с учетом трансформации глобального рынка общей хозяйственной деятельности в условиях санкций с поиском новых партнеров, механизмов ответственной межгосударственной экономической политики;

б) совершенствование методологического и методического арсенала прогностики с использованием глобальных цифровых платформ;

в) прогноз возможностей использования в целях устойчивого развития в новых условиях потенциала наиболее авторитетных правовых институтов регулирования общемирового порядка (прежде всего ООН) с учетом резкого ухудшения социально-экономической ситуации и наступа-

тельной политики нашей страны по защите национальных интересов;

г) прогнозирование развития рынка цифровых технологий и возможностей его регулирования на рыночных условиях, но и с учетом национальных интересов с установлением общих норм соблюдения правил рыночной экономики с установлением сбалансированного представительства отдельных стран в правовых институтах регулирования информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

д) прогнозирования трансформации существующих и новых угроз устойчивого развития территорий, стран, межгосударственных образований и другие.

Таким образом, современная отечественная научная школа устойчивого развития интегрировала в себя зарубежные теоретические концепции и методические подходы, учитывает опыт нормативно-правового регулирования этой сферы в других странах, а социально-экономическая практика обеспечения устойчивого регионального развития вобрала в себя положительный опыт других стран с учетом национальной специфики.

Литература

1. Алихаджиева Д.Ш. Региональные аспекты развития России в рамках реализации целей устойчивого развития // Вестник Академии знаний. 2021. № 5 (46). С. 43-46.

2. Алферова Т.В. Концептуальное моделирование определения категории «устойчивое развитие» // Журнал экономической теории. 2012. № 4. С. 46-52.

3. Андрианов, В. Эволюция основных концепций регулирования экономики (от теории меркантилизма до теории функциональных экономических систем) / В. Андрианов // Общество и экономика. -2005. - № 4. -С.3-47.

4. Декларация по окружающей среде и развитию. Принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Риоде-Жанейро, 1992 г.) / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Электронный формат: [https://docs.cntd.ru/document/8308082]: Дата обращения 1 июля 2022 г.

5. Землянухина Е.И. Управление качеством жизни населения в системе планирования устойчивого развития Воронежской области / Е.И. Землянухина, А.А. Слинько // Регион: системы, экономика, управление. - 2015, № 3 (30). - С. 86-90.

6. Лабутина Н.Н. Устойчивое развитие региональной экономики через создание и развитие инновационных территориальных кластеров // 5 Устойчивое развитие и кооперация: содей- д ствие внедрению инноваций. 2021. С. 159-164. Ч

7. Повестка дня на XXI век. Принята Конферен- К цией ООН по окружающей среде и разви- § тию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. А Интернет-портал ООН. Русскоязычная вер- А

сия. Электронный формат: [https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21. shtml]: Дата обращения: 1 июля 2022 г.;

8. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. 70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года / ООН. Цели в области устойчивого развития. Интернет-портал. Электронный формат: [https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ about/development-agenda/]: Дата обращения 1 июля 2022 г.

9. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» / «Собрание законодательства РФ», 08.04.1996, N15, ст. 1572 / Документы-Правительство Российской Федерации. Электронный формат: [http:// government.ru/docs/all/17992/]: Дата обращения 1 июля 2022 г.

COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMESTIC AND FOREIGN LEGAL REGULATION, SCIENTIFIC METHODS AND TOOLS OF THE ASSESSMENT SYSTEM OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC TERRITORIAL DEVELOPMENT

Razov P.V., Wolf K.V., Kibakin M.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article presents a comparative analysis of the system for assessing the sustainable development of regions in our country and abroad. The specifics of taking into account the socio-economic component of sustainable development of territories in this assessment are shown. The data of the review of domestic experience and foreign practice of substantiating the assessment of sustainable socio-economic development of territories are presented. A comparative description of the various components of this assessment is carried out - the structure, the priority of the study of individual elements of the sustainable development process, data collection methods, the use of various ways to obtain generalized indicators taking into account territorial (regional) specifics. The similarities and differences in legal regulation and scientific support for the development of the sustainability assessment system are shown.

Keywords: sustainable regional development, socio-economic

problems of development, legal regulation, comparative analysis,

domestic assessment experience, foreign practice of sustainability

assessment.

References

1. Alikhajieva D.S. Regional aspects of Russia's development in the framework of the implementation of the Sustainable Development Goals // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 5 (46). pp. 43-46.

2. Alferova T.V. Conceptual modeling of the definition of the category "sustainable development" // Journal of Economic Theory. 2012. No. 4. pp. 46-52.

3. Andrianov, V. Evolution of the basic concepts of economic regulation (from the theory of mercantilism to the theory of functional economic systems) / V. Andrianov // Society and Economics. -2005. - No. 4. -p.3-47.

4. Declaration on Environment and Development. Adopted at the UN Conference on Environment and Development (Rio Janeiro, 1992) / Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents. Electronic format: [https://docs.cntd.ru/document/8308082]: Accessed July 1, 2022

5. Zemlyanukhina E.I. Management of the quality of life of the population in the planning system of sustainable development of the Voronezh region / E.I. Zemlyanukhina, A.A. Slinko // Region: systems, economics, management. - 2015, № 3 (30). - Pp. 86-90.

6. Labutina N.N. Sustainable development of the regional economy through the creation and development of innovative territorial clusters // Sustainable development and cooperation: promoting innovation. 2021. pp. 159-164.

7. Agenda for the XXI century. Adopted by the UN Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 3-14, 1992. UN Internet Portal. Russian-language version. Electronic format: [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/agenda21.shtml]: Accessed: July 1, 2022;

8. Resolution adopted by the General Assembly on September 25, 2015. 70/1. Transforming our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development / UN. Sustainable Development Goals. Internet portal. Electronic format: [https://www.un.org/sustaina-bledevelopment/ru/about/development-agenda /]: Accessed July 1, 2022.

9. Decree of the President of the Russian Federation of 01.04.1996 N440 "On the Concept of transition of the Russian Federation to sustainable development" / "Collection of Legislation of the Russian Federation", 08.04.1996, N15, Article 1572 / Documents-Government of the Russian Federation. Electronic format: [http://government.ru/docs/all/17992 /]: Accessed July 1, 2022.

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.