- Flored: defeated or confused in an argument or discussion;
- Throw in the towel: admit defeat.
From horse - racing and riding:
- First past the post: the winner;
- Have the bit between the teeth: determined;
- To be given free rein: to be allowed to do exactly what one wants, without restrictions;
- In the saddle: in control (in modern times, the expression, ‘in the driving seat’ is often used instead).
From other sports or sport in general:
- Team player: somebody who is good at co-operating with other people in groups;
- Run with the pack: have no individual principles but just blindly follow the majority;
- Win hands down: win easily;
- Go to the dogs: start to lead an aimless and self -destructive life;
- In the final straight I on the last lap: in the last stage of some process;
- A safe pair of hands: a reliable person.
Conclusion.
Sports shape our lives in many very important ways. Sometimes they do not even realize the great effect it has on them - motor skill, self - realization, leisure, emotional stability, moral development, social competence, organic development, cognitive development and aesthetic appreciation. Knowledge of what phenomena are considered to be essential for native speakers of English is increasingly being realized. Sport consolidates the nation, it facilitates spirit of patriotism of all strata of the society.
References
1. Britain. The Country and its People. Oxford, І995.
2. Elizabeth Laird. Faces of Britain, Longman, І996.
3. Paul Harvey, Rhodri Jones. Britain Explored, Longman, І998,
4. Л. Васильева. Тайна времени, М., Эксмо-Пресс, 200 І.
5. В.Осипов. Британия глазами русского. М., МПН, 1911.
6. V.N. Prokofiev. Sport and British Social Values. Матеріали VII всеукраїнської науково-методичної конференції 25-2б січня 2001. - Зб. Проблеми культури професійної мови фахівця: теорія та практика. - Донецьк, ДЮІ, 2001.
Came to edition 04.04.200l.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ИГРОКОВ ЛИНИИ НАПАДЕНИЯ, ЗАЩИТЫ И ПОЛУЗАЩИТЫ
Перепелица П.Е., Демкович С.Э. Донецкий национальный технический университет Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М.Туган-Барановского
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ отдельных тактико-технических действий игроков линии нападения, защиты и полузащиты. В результате проведенного анализа был определён уровень взаимодействия между игроками, располагающимися в этих линиях, а также между самими линиями в целом. Ключевые слова: футбол, передача мяча, сравнительный анализ, тактико-технические действия.
Анотація. Перепеліца П.Є., Демкович С.Е. Порівняльний аналіз окремих тактико-технічних дій гравців лінії
нападу, захисту і півзахисту. У статті зроблено порівняльний аналіз окремих тактико-технічних дій гравців ліній нападу, захисту та півзахисту. У результаті проведення цього аналізу був з’ясований рівень взаємодії між гравцями, які розташовані у цих лініях, а також між самими лініями в цілому.
Ключові слова: футбол, передача м ‘яча, порівняльний аналіз, тактико-технічні дії.
Annotation. Perepelitsa P.E., Demkovich S.E. Comparative analysis of separate tactical technical actions players of the line of attack, defence and midfield. In the article is conducted the comparative analysis of separate team tactical and technical activities of players of line of attack, defence and midfield. As a result of the conducted analysis the level of co-operation between the players disposed in these lines was certain, and also between lines on the whole. Keywords: football, transmission of ball, comparative analysis, team tactical and technical activities.
Введение.
Тактика в любом соревновании, это прежде всего, планомерное использование всех сил и средств ради победы над соперником. Добиться игрового превосходства над соперником можно за счет индивидуальной, групповой и командной тактики, действий на поле отдельных спортсменов или групп, а также взаимосвязи всех звеньев команды для достижения наибольшей эффективности в нападении и в защите [1]. При таком подходе немаловажную роль играет степень взаимодействия между игроками, находящимися как в одной линии (например, линии нападения), так и между линиями в целом. От уровня взаимодействия между футболистами во время игры зависит многое, в том числе и конечный результат матча. Но как определить этот уровень? Ведь без этого невозможно ни определить характер и интенсивность тренировок, ни правильно руководить игроками во время матча. Именно поэтому возникает необходимость в проведении сравнительного анализа отдельных тактико-технических действий игроков линии нападения, защиты и полузащиты, с тем, чтобы определить степень взаимодействия между игроками, располагающимися в этих линиях, а также между самими линиями в целом.
Анализ исследований и публикаций показал, что в области тактико-технической подготовки футболистов проделана большая работа [1-10]. Однако, среди всего разнообразия литературы на футбольную тематику, каких-либо исследований связанных с определением степени взаимодействия между игроками, располагающимися в линиях нападения, защиты и полузащиты, а также между самими линиями в целом - не выявлено.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального технического университета.
Формулирование целей работы.
Цель исследований - провести сравнительный анализ отдельных тактико-технических действий игроков линии нападения, защиты и полузащиты.
Задачи исследования:
1) определить степень взаимодействия между игроками находящимися в одной линии;
2) определить степень взаимодействия между линиями в целом;
3) зафиксировать случаи применения индивидуальных действий игроками линии обороны, полузащиты и нападения.
Методы и организация исследований. Во время проведения исследований были использованы видеозаписи 100 футбольных матчей, таких чемпионатов как: Англии, Германии, России, Франции, Испании, Италии, которые транслировались на спортивных телеканалах. Анализировались только те матчи, в которых команды применяли самую распространённую на сегодняшний день схему расстановки игроков на поле - «1-4-4-2». Во время просмотра видеозаписей фиксировались следующие тактико-технические действия, выполненные игроками обеих команд:
- взаимодействия между игроками находящимися в одной линии (например передачи, выполненные между игроками линии полузащиты и т.д.);
- взаимодействия между линиями в целом (например передачи, выполненные из линии защиты в линию нападения и т.д.);
- фиксировались случаи применения индивидуальных действий игроками линии обороны, полузащиты и нападения.
Результаты исследования и их обсуждение.
В таблице 1 представлены результаты анализа отдельных тактико-технических действий игроков линии нападения, защиты, и полузащиты.
На диаграмме 1 показан уровень взаимодействия между игроками во время применения схемы расстановки «1-4-4-2».
ПОЯСНЕНИЯ К ДИАГРАММЕ №1.
Уровень взаимодействия между партнёрами находящимися в одной линии, а также между линиями в целом зависит, прежде всего, от обязанностей которые возложены на этих игроков. Обязанности у каждого игрока на поле совершенно разные по своему характеру и направленности. Например, уровень взаимодействия между игроками линии обороны (судя по данным представленным на диаграмме №1) самый высокий. Это можно объяснить тем, что в линии обороны зарождается будущая атака на ворота соперника, именно там идёт её развёртывание и планомерная подготовка. Игроки линии обороны при помощи многочисленных передач мяча с правого фланга на левый и с левого на правый, с периодическими передачами вперёд на центральных полузащитников, прощупывают соперника, выискивая тем самым слабые места в его эшелонированной обороне. Возможность применения обводки игроками линии обороны категорически исключена, так как это может привести к незапланированным потерям мяча, или к так называемым «обрезкам». Подстраховать игрока потерявшего мяч будет некому, вследствие чего для ворот может возникнуть серьёзная опасность. Поэтому при малейшем проявлении прессинга со стороны нападающих из другой команды, защитник владеющий мячом, попытается сразу избавиться от него, выполнив передачу в линию полузащиты или атаки.
В круг обязанностей игроков линии полузащиты входит доставка мяча от игроков линии обороны к игрокам линии нападения. Именно поэтому полузащиту называют связующим звеном между защитой и нападением. В центре поля и на флагах, по настоящему сыгранные полузащитники, могут разыгрывать несколько предварительно наигранных
Таблица 1
Результаты анализа отдельных тактико-технических действий игроков линии нападения, защиты и полузащиты по схеме «1-4-4-2».
№ Наименование тактико-технического действия Количество зафиксированных ТТД О4 М среднее Среднее квадратичное отклонение, о Ошибка исследования, ц е0 -н ю ю © 3 II е0 -Н СЛ Ю © 3 II
1 Взаимодействие с партнёрами из своей линии Нападающие 538 1,74 5,38 1,5749 0,1575 5,38 ± 0,13 5,38 ± 0,25
Полузащитники 2148 6,97 21,48 1,8667 0,1867 21,48 ± 0,16 21,48 ± 0,30
Защитники 3346 10,85 33,46 1,8336 0,1834 33,46 ± 0,16 33,46 ± 0,29
2 Взаимодействие с игроками из соседних линий Нападающие 6149 19,96 61,49 3,5262 0,3526 61,49 ± 0,30 61,49 ± 0,57
Полузащитники 6385 20,73 63,85 2,9176 0,2918 63,85 ± 0,25 63,85 ± 0,47
Защитники 5916 19,19 59,16 3,4252 0,3425 59,16 ± 0,29 59,16 ± 0,55
3 Применение индивидуальных действий Нападающие 3267 10,62 32,67 2,6249 0,2625 32,67 ± 0,22 32,67 ± 0,42
Полузащитники 2216 7,19 22,16 0,3612 0,3612 22,16 ± 0,31 22,16 ± 0,58
Защитники 850 2,75 8,5 0,3612 0,3612 8,5 ± 0,15 8,5 ± 0,29
Взаимодействие с партнёрами Взаимодействие с игроками Применение индивидуальных из своей линии из соседних линий действий
□ Нападающие ЕИ Полузащитники □ Защитники
Диаграмма 1. Уровень взаимодействия между игроками (в процентном соотношении), располагающимися в линиях нападения, защиты и полузащиты.
комбинаций, преодолевая сопротивление соперников преимущественно за счёт короткого паса. Это необходимо для более надёжной доставки мяча к игрокам линии атаки. В линии полузащиты, особенно в центре, после неудачных индивидуальных действий одного из футболистов, у противника появляется прекрасная возможность организовать атаку на ворота соперника. Это можно сделать как по центру, так и переводом мяча на один из флангов. Поэтому злоупотребление обводкой в центральной части поля крайне нежелательно. Совсем другое дело, когда индивидуальные действия применяются крайними полузащитниками, потому что в результате удачного прохода по флангу, как правило, следует опасный прострел или навес в штрафную площадь соперника.
Игроки линии нападения находятся на самом острие атакующих действий своей команды. В их обязанности входит обязательное участие во всех завершающих стадиях атаки на ворота соперника, а именно: замыкать навесы с флангов, выполнять ускорения за спину защитникам с целью получения мяча, бороться за верховые мячи, посланные из глубины поля. Кроме того, они обязаны сами за счёт своих активных индивидуальных действий, регулярно создавать опасные моменты у ворот соперника. Во время атаки на ворота соперника двум нападающим не всегда удаётся в полной мере взаимодействовать между собой, так как вблизи штрафной площади соперников, из-за плотной опеки им не всегда хватает времени на то чтобы как следует сориентироваться и правильно оценить обстановку. Когда же команда теряет мяч и переходит к оборонительным действиям, то основная нагрузка ложится, прежде всего, на плечи игроков линии защиты и полузащиты, в особенности на
центральных полузащитников. Именно этим игрокам по ходу матча приходится покрывать довольно приличное игровое пространство, выполняя при этом большой объём работы.
Выводы.
В результате проведённого анализа были установлены:
1) Степень взаимодействия с партнёрами из своей линии в % соотношении:
Нападающие - 1,74%; Полузащитники - 6,97%; Защитники - 10,85%.
2) Степень взаимодействия с игроками из соседних линий в % соотношении:
Нападающие - 19,96%; Полузащитники - 20,73%; Защитники - 19,19%.
3)Количество случаев применения индивидуальных действий в % соотношении: Нападающие - 10,62%; Полузащитники - 7,19%; Защитники - 2,75%.
Наиболее низкий уровень взаимодействия зафиксирован между игроками линии нападения, а наиболее высокий между игроками линии обороны. Повысить уровень взаимодействия между игроками в линии полузащиты можно за счёт одного из двух игроков линии нападения. Таким образом, схему расстановки игроков «1-4-4-2», можно трансформировать в схему «1-4-5-1». В таком случае у тренера появляется возможность:
- значительно усилить обороноспособность игроков средней линии, располагающихся в центральной части футбольного поля;
- повысить уровень взаимодействия между игроками в этой линии.
Атаки на ворота соперника при такой расстановке развивались бы из глубины поля. При этом функции оставшегося одного нападающего, следовало бы несколько изменить, запретив ему приме-
нять индивидуальные действия во время развёртывания атаки в середине поля, сделав акцент на его более глубокое взаимодействие с игроками из соседних линий. Индивидуальные действия со стороны нападающего были бы наиболее полезны для команды лишь в завершающей стадии атаки, когда соперник уже прижат к воротам.
Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.
Литература
1. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: Метод. разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров, фак. повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа I Варюшин В.В.; ГЦОЛИФК. - М.,
1989. - 77 с.
2. Віхров К. Тактика гри у футбол. Групова взаємодія. „ФВ в школі”. - 2004. - №2. - С.23-25.
3. Кучеренко О., Немировский Л. Знаете ли вы футбол? - М.: ФиС., 1980. - 88с.
4. Лебедев Л., Немировский Л. А ваше решение? - М.: Со-
в.спорт, 1990. - 95с.
5. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.
6. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.
7. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.
8. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.
9. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед. Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.
10. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.
Поступила в редакцию 10.03.2007г.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛОЙ
Приходько И. И., Путятина Г.Н. Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. В статье авторами предпринята попытка системного подхода к организации управления спортивной школой. Спортивная школа представлена как субъект и объект управления, разработана организационная модель спортивной школы.
Ключевые слова: спортивная школа, управление, объект управления, субъект управления, ресурсы организации, организационная модель.
Анотація. Приходько І.І., Путятіна ГМ. Організація управління спортивною школою. У статті авторами використовується системний підхід до організації управління спортивною школою. Спортивна школа представлена як суб’єкт та об’єкт управління, розроблено організаційну модель спортивної школи.
Ключові слова: спортивна школа, управління, об’єкт управління, суб’єкт управління, ресурси організації, організаційна модель.
Annotation. Prikhodko I.I., Putyatina G.N. Organization of management sporting school. In the article authors are undertake the attempt of approach of the systems to organization of management sporting school. Sporting school is presented as a subject and management object, the organizational model of sporting school is developed. Key words: sports school, management, management object, management subject, resources of organization, organizational model.
Введение.
Проблемы сохранения и развития системы спортивных школ являются частью целостной системы развития физической культуры и спорта. Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие детско-юношеского, резервного спорта и привлечение населения к занятиям физической культурой. Один из показателей социально-экономического развития Украины - количественно-качественная характеристика спортивных школ. На данный момент проводится реформирование основ системы детско-юношеского и резервного спорта путем определения организационно-правового статуса деятельности спортивных школ.
Научные исследования последних лет в сфере физической культуры и спорта характерны тем, что они выполнены на основе использования принципов системного подхода. Среди таких работ следует отметить работы Н.В. Жмарева [1], который дал глубокий системный анализ спорта как социальной системы, работы И.И. Приходько и В. И. Мудрика [6], которые, опираясь на методы системного подхода, раскрывают организацию совершенствования управления физической культурой и спортом. Системный подход при исследовании организации управления физической культурой и спортом реализуется как системный анализ, программно-целевые методы и моделирование. Моделирование как метод научного исследования широко применяется для изучения информационных процессов при управлении многоуровневыми системами, комплексными экспериментальными исследованиями, проектными разработками, многопроцессорными вычислительными и информационными системами [5]. Теоретические основы моделирования используются для изучения взаимодействия экономической и социальной эффективности [7, 8].
Моделирование в физическом воспитании и спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой спортсменов широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса [3, 4]. Наибольшее распространение получили модели состояния спортсмена (модельные характеристики его соревновательной деятельности, специальной физической, технической подготовленности, морфофункциональных и психических особенностей) и модели различных структур тренировочного процесса [2]. Однако многие аспекты организационного моделирования и его применения в сфере управления физической культурой и спортом разработаны недостаточно. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает целостное представление об организационном моделировании, как методологической основе управления, планирования, организации и контроля эффективности деятельности спортивных школ.
Данная работа выполняется в рамках Свод-