Научная статья на тему 'Сравнительный анализ основных биоэтических положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви'

Сравнительный анализ основных биоэтических положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / ЭВТАНАЗИЯ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ / BIOETHICAL ISSUES / EUTHANASIA / TRANSPLANTS / ARTIFICIAL INSEMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышев Андрей Валентинович, Бочаров Александр Сергеевич, Чернышева Марта Леонидовна

Проведен сравнительный анализ основных биоэтических положений Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви. Выявлен ряд противоречий по ключевым биоэтическим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF KEY BIOETHICAL PROVISIONS OF FZ “ON THE BASIS OF HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION” AND SOCIAL CONCEPT OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

A comparative analysis of the major bioethical provisions of Federal Law № 323 “On the basis of health protection in the Russian Federation” and Social Concept of Russian Orthodox Church is conducted. A number of conflicts on the key bioethical issues are revealed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ основных биоэтических положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви»

УДК 614.253+261.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ БИОЭТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

© А.В. Чернышев, А.С. Бочаров, М.Л. Чернышева

Ключевые слова: биоэтические вопросы; эвтаназия; трансплантация; искусственное оплодотворение.

Проведен сравнительный анализ основных биоэтических положений Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви. Выявлен ряд противоречий по ключевым биоэтическим вопросам.

Федеральный закон № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принят Госдумой 21 ноября 2011 г. и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Законом урегулированы и многие моменты медицинской деятельности, относящиеся к традиционным биоэтическим проблемам.

Принятие Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви (РПЦ) в 2000 г. «Основ Социальной концепции Русской православной церкви» (далее - Концепция) называют в числе наиболее значительных успехов РПЦ за последние годы. Концепция излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

«Русская православная церковь в своей Социальной концепции сформулировала то, что ждало от нее общество: социально-этические принципы существования современного общества, те общие морали и естественному праву начала, благодаря которым наша жизнь получает благодатное нравственное питание и не скатывается в хаос» [1].

В статье нами рассмотрены коллизии, возникающие между положениями Концепции и ФЗ № 323 по ряду концептуальных биоэтических проблем, таких как эвтаназия, донорство органов и тканей, применение вспомогательных репродуктивных технологий, аборт, медицинская стерилизация (табл. 1).

1. Эвтаназия. Запрет на эвтаназию был отражен и в ранее действовавшем законодательстве как противоречащий идее врачебной профессии. Концепция исходит в своем запрете эвтаназии из абсолютной ценности человеческой жизни, невозможности пациентом адекватно оценивать свое состояние и возможного умаления и извращения профессионального долга врача. Эвтаназия же квалифицируется как умышленное убийство или самоубийство. И то, и другое противоречит христианским заповедям и осуждается. При этом по

идее ФЗ № 323 и Концепции, к эвтаназии не относится добровольный отказ пациента от лечения [2].

Итог: полное согласие.

2. Донорство органов и тканей, трансплантация. И концепция, и ФЗ № 323 придают решающее значение при посмертном донорстве органов и тканей правильной констатации факта смерти.

До принятия ФЗ № 323 в России действовала презумпция согласия, т. е. предполагалось, что каждый человек изначально согласен, что его органы после смерти будут использованы для пересадки другим людям.

Итог: полное согласие.

3. Применение вспомогательных репродуктивных технологий. Концепция считает допустимой только гомологическую инсеминацию - внесение в организм женщины половой клетки мужа. Наиболее сильные противоречия между Концепцией и ФЗ № 323 возникают по поводу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и суррогатного материнства, т. к. оба метода признаны Концепцией аморальными. В то же время существуют пути сближения позиций изучаемых документов по вопросу ЭКО. Подлежат рассмотрению условия, при которых ЭКО может быть морально допустимым [3]:

- применение методик ЭКО без уничтожения «лишних» человеческих эмбрионов;

- применение методик ЭКО исключительно для супружеских пар, при обязательном получении их информированного согласия, включающего ознакомление с возможными осложнениями от применения этой процедуры для здоровья детей;

- применение методик ЭКО только при наличии медицинского заключения о бесплодии у жены или мужа.

Итог: противоречие по основным позициям, возможны компромиссы.

4. Искусственное прерывание беременности. По поводу аборта позиция Концепции бескомпромиссна. В ней указывается, что широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

Итог: противоречие без возможности сближения со стороны Концепции.

1525

Таблица 1

Основные биоэтические положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Социальной концепции Русской православной церкви

Биоэтические проблемы Федеральный закон № 323 Социальная концепция Русской православной церкви, раздел XII

1 2 3

Эвтаназия Ст. 45. Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, т. е. ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в т. ч. прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации т. н. эвтаназии, т. е. намеренного умерщвления безнадежно больных (в т. ч. по их желанию)

Донорство органов и тканей, трансплантация Ст. 47. 1) Прямой нормы в законе нет, отсылка к Закону РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Ст. 15. Недопустимость продажи органов и (или) тканей человека); 2) совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки). В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии - один из близких родственников; 3) органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со ст. 66 настоящего Федерального закона; 4) изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия 1) Органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи; 2) посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека; 3) наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти; 4) пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека

Применение вспомогательных репродуктивных технологий Ст. 55. 1) Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий... Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий; 2) при использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом; 3) граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов. 4) половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей; 5) донорство половых клеток разрешено; 6) суррогатное материнство разрешено 1) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с т. н. нестандартной сексуальной ориентацией лишает будущего ребенка права иметь мать и отца; 2) нет упоминания; 3) нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов; 4) недопустимо; 5) манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны; 6) «суррогатное материнство», т. е. вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности

1526

Oкончание таблицы 1

1 2 3

Искусственное прерывание беременности Ст. 56. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству

Медицинская стерилизация Ст. 57. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом

5. Медицинская стерилизация. В Концепции нет указаний на допустимость стерилизации по медицинским показаниям, что создает дополнительные противоречия между документами.

Таким образом, на сегодняшний день в действующем законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отмечается ряд противоречий с Социальной концепцией РПЦ по ключевым био-этическим вопросам: прерыванию беременности, гетерономной инсеминации, ЭКО с криоконсервацией и/или редуцированием эмбрионов, суррогатному материнству. Полное согласие отмечается по вопросу запрета эвтаназии и разрешения добровольного отказа от продолжения лечения, донорству органов и тканей, гомологической инсеминации. Нерешенным в Концепции остается вопрос о возможности медицинской стерилизации по особым показаниям. По вопросу ЭКО возможна дискуссия и есть возможность сближения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костюк К.Н. Социальная концепция Русской православной церкви как система нравственных вызовов обществу. иКЬ: http://www.bogoslov.ru. Загл. с экрана.

2. Чернышева М.Л., Чернышев А.В. Биоэтика в схемах, таблицах и документах: учеб. пособие. Саратов: «Индиго-АйТи», 2010. 157 с.

3. Чернышева М.Л., Лебедев В.В., Клименко Г.Я., Коржавина А.И., Чернышев А.В., Османов Э.М. Биоэтические и правовые проблемы бесплодия и вспомогательных репродуктивных технологий: монография. Саратов: «Индиго-АйТи», 2010. 215 с.

Поступила в редакцию 1 октября 2012 г.

Chernyshev A.V., Bocharov A.S., Chernysheva M.L. COMPARATIVE ANALYSIS OF KEY BIOETHICAL PROVISIONS OF FZ “ON THE BASIS OF HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION” AND SOCIAL CONCEPT OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

A comparative analysis of the major bioethical provisions of Federal Law №2 323 “On the basis of health protection in the Russian Federation” and Social Concept of Russian Orthodox Church is conducted. A number of conflicts on the key bioethical issues are revealed.

Key words: bioethical issues; euthanasia; transplants; artificial insemination.

1527

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.