Научная статья на тему 'Сравнительный анализ общих положений исполнения наказаний в виде лишения свободы в Республике Армения и Российской Федерации'

Сравнительный анализ общих положений исполнения наказаний в виде лишения свободы в Республике Армения и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ общих положений исполнения наказаний в виде лишения свободы в Республике Армения и Российской Федерации»

A.M. KHACHIKYAN

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE GENERAL REGULATIONS OF PENAL PUNISHMENT IN THE REPUBLIC OF ARMENIA AND IN THE RUSSIAN FEDERATION

А.М. ХАЧИКЯН, кандидат юридических наук (Ереванский государственный университет)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

У головно-исполнительное законодательство Республики Армения и Российской Федерации характеризуется определенным внутренним родством в задачах, принципах, институтах, понятийном аппарате и даже структуре. Приведем несколько примеров. В ст. 5 У головно-исполнительного кодекса Республики Армения (УИК РА) говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Республики Армения основывается на принципах гуманизма, законности, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, соединения наказания с исправительными мерами. В ст. 16 УИК РА дается определение понятия «исправление осужденного»: «Исправление осужденного - это формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, нормам и традициям общежития и стимулирование правопослушного поведения с целью укрепления и развития здорового образа жизни». Можно добавить, что Общую часть УИК РА открывают глава 1 «Общие положения» и глава 2 «Правовое положение осужденных», так же как и Общую часть У головно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).

Это родство объясняется многими причинами, в том числе общей культурой, а также внутренними закономерностями развития законодательства. И армянское, и российское уголовно-исполнительное законодательство имеют общее прошлое - Основы уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (1988). Этот

Уголовно-исполнительное право

• •

закон имел принципиальное значение для всех союзных республик бывшего СССР, поскольку провозглашал не только единообразное понимание законодательных установлений в области наказания преступников, но и единообразие исполнения этих установлений. Н.А. Стручков писал, что Основы определили принципы и общий порядок исполнения и отбывания наказания. В то же время они непосредственно урегулировали порядок и условия исполнения наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы1.

В пенитенциарном плане у России и Армении общий ориентир реформирования - международные стандарты по обращению с осужденными, в основу которых должны быть положены подлинно демократические ценности.

Г лавы, регламентирующие порядок исполнения лишения свободы, расположены в разделе 3 Особенной части УИК РА «Исполнение наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества». Общие принципы исполнения лишения свободы предусмотрены в главе 13 «Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок или пожизненно».

В уголовно-исполнительном законодательстве Армении предусмотрено пять видов исправительных учреждений, различающихся по степени изоляции (ст. 99 УИК РА): исправительное учреждение открытого типа; исправительное учреждение полуоткрытого

типа; исправительное учреждение полузакрытого типа; исправительное учреждение закрытого типа; лечебное исправительное учреждение.

В армянском и российском законодательстве есть межотраслевой принцип дифференциации и индивидуализации наказания, который предполагает, что наказание должно применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного

преступления, особенностей личности осужденного и его поведения.

По российскому законодательству назна-чение вида исправительного учреждения осуществляется судом В уголовно-исполнительном законодательстве Армении уголовно-правовая дифференциация наказания производится во внесудебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 УИК РА определение вида исправительного учреждения производится распределительной комиссией, действующей в центральном органе уголовно-исполнительной службы Министерства юстиции Республики Армения. Не предусмотрена в армянском законодательстве и возможность назначения сразу двух видов исправительных учреждений. В ч. 2 ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено, что суд, назначив осужденному мужчине отбывание лишения свободы в исправительной колонии строгого или особого режима, может отбывание части срока наказания назначить в тюрьме.

Это достаточно принципиальное различие вряд ли может быть оценено однозначно. Российский (судебный) порядок назначения вида исправительного учреждения является более предпочтительным - он соответствует принципам правового государства, способствует укреплению режима законности и т. д. Вместе с тем, учитывая специфику Армении (небольшое число исправительных учреждений), именно уголовно-исполнительная служба, поскольку она знает особенности каждого исправительного учреждения, может более правильно определить для каждого осужденного вид исправительного учреждения. Надо отметить, что и российскими специалистами в период обсуждения проектов УК РФ и УИК РФ высказывались предложения о том, что «было бы целесообразно распределение осужденных по видам ИТУ передать в ведение специальных распределительных комиссий, которые могли бы с учетом личности осужденных, совершенного преступления, дру-

гих данных не только определять вид ИТУ, но и давать рекомендации по мерам обращения с ними. В штате этих комиссий следовало бы иметь педагога, психолога, психиатра, опытных работников системы ИТУ»2.

Исходя из анализа ст. 58 УК РФ «Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения» можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве критериями назначения вида исправительного учреждения являются следующие признаки (или их сочетание): 1) пол; 2) возраст; 3) категория преступления; 4) вид наказания (на определенный срок или пожизненно); 5) форма вины; 6) вид рецидива; 7) срок назначенного наказания; 8) отбывание в прошлом лишения свободы. В ст. 58 УК РФ, которая определяет выделенным категориям осужденных вид исправительного учреждения, закреплен порядок уголовно-правовой дифференциации наказания.

В УИК РА для определения вида исправительного учреждения используются следующие признаки: а) категория преступления; б) вид наказания (на определенный срок или пожизненно); в) форма вины; г) срок назначенного наказания; д) вид рецидива; е) совершение преступления впервые. Но при определении вида исправительного учреждения должны также учитываться (ч. 1 ст. 100 УИК РА) и требования ст. 68 УИК РА, то есть правила раздельного содержания осужденных, которые включают в себя такие признаки, как пол и возраст.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 УИК РА определение вида исправительного учреждения производится по следующим признакам:

1) в колониях открытого типа отбывают наказание осужденные к лишению свободы на определенный срок за преступления, совершенные по неосторожности;

2) в колониях полуоткрытого типа отбывают наказание осужденные к лишению свободы на определенный срок за преступления небольшой тяжести, средней тяжести и впервые осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления;

3) в колониях полузакрытого типа отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за особо тяжкое преступление сроком менее десяти лет или осужденные к лишению свободы за рецидив или опасный рецидив;

4) в колониях закрытого типа отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за особо тяжкое преступление сро-

Уголовно-исполнительное право

ком более десяти лет или к пожизненному заключению, а также при особо опасном рецидиве;

5) в лечебно-исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы, если есть необходимость организации лечебно-санитарной или лечебно-профилактической помощи.

Сравнивая принципы уголовно-правовой классификации в армянском и российском законодательстве, мы можем сделать вывод, что они практически идентичны, за исключением одного. В УИК РА используется понятие «лица, впервые осужденные к лишению свободы», в УК РФ - «лица, ранее не отбывавшие лишение свободы». Очевидно, что эти понятия определяют не тождественные категории осужденных. Хотя иногда даже в учебной литературе эти понятия рассматривают как синонимы3. В России толкование понятия «лица, ранее не отбывавшие лишение свободы» дал Пленум Верховного Суда РФ. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г.4 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» даются разъяснения по этому поводу. Не может рассматриваться как ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы лицо:

а) осуждавшееся к наказанию в виде исправительных работ или ограничению свободы, которому за злостное уклонение эти виды наказаний были заменены лишением свободы;

6) которому суд вместо лишения свободы назначил наказание в виде содержания в дисциплинарной части;

в) находившееся в исправительном учреждении, если в его отношении приговор был отменен либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

г) осуждавшееся к лишению свободы, но фактически не отбывавшее наказание в исправительном учреждении (амнистия, помилование, истечение сроков давности);

д) отбывающее лишение свободы в случае его осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора;

е) отбывшее наказание в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена или за их совершение действующим законом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;

ж) осуждавшееся к лишению свободы в пределах срока нахождения его под стражей

Уголовно-исполнительное право

в качестве меры пресечения, поскольку оно не отбывало наказание в исправительном учреждении.

Если сравнить виды исправительных учреждений в Армении (ст. 100 УИК РА) и России (ст. 58 УК РФ), то можно установить такое примерное соответствие: колония открытого типа - это колония-поселение; колония полуоткрытого типа - это колония общего режима; колония полузакрытого типа -это колония строгого режима; колония закрытого типа - это колония особого режима.

Согласно ст. 63 УИК РА осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 20 дней со дня вступления приговора в законную силу и получения указа о его применении. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Осужденный направляется к месту отбывания наказания согласно порядку, установленному центральным органом уголовно-исполнительной службы Министерства юстиции Республики Армения.

Осужденные перемещаются под конвоем, при необходимости - под медицинским контролем, в транспортном средстве, имеющем достаточное освещение, циркуляцию воздуха, исключающем причинение им излишних физических неудобств. При перемещении осужденный должен быть обеспечен соответствующими материально-бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями, а также защищен от оскорблений и общественного любопытства. Перемещение осужденных осуществляется за счет государства (ст. 64 УИК РА) с соблюдением требований раздельного содержания, предусмотренных ст. 68 УИК РА

Прием осужденных в исправительные учреждения производится администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения с целью прохождения медицинского осмотра и адаптации к условиям исправительного учреждения, помещаются в карантинное отделение сроком до 7 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания. Особенности пребывания в карантинном отделении осужденных определяются внутренним распорядком исправительного учреждения.

После распределения в карантинное отделение осужденный информируется о своих основных правах и обязанностях, внутреннем распорядке исправительного учреждения. Справка об этом прикрепляется к личному делу осужденного (ст. 65 УИК РА).

При поступлении в исправительное учреждение осужденный немедленно регистрируется в предназначенных для этого журналах и личных карточках. На каждого осужденного заводится личное дело. Личное дело должно включать в себя периодически обновляемую информацию о личности осужденного и исполнении наказания, в том числе даты примененной ранее меры пресечения, приема в исправительное учреждение и освобождения от наказания. С личным делом могут знакомиться осужденный и только уполномоченные лица. Администрация исправительного учреждения гарантирует защищенность личных данных осужденного от публичного любопытства (ст. 66 УИК РА).

Администрация исправительного учреждения обязана поставить в известность родственников осужденного или лиц, указанных им, о приеме в исправительное учреждение либо переводе из одного учреждения в другое, месте нахождения исправительного учреждения (но только с согласия осужденного). Для извещения родственников осужденного несовершеннолетнего согласия самого осужденного не требуется (ст. 67 УИК РА).

Таким образом, в регламентации вопросов перемещения осужденных и их приема в исправительные учреждения особых отличий в УИК РА и УИК РФ нет.

В уголовно-исполнительном законодательстве России в отношении лишения свободы действует территориальный принцип отбывания наказания (ст. 73 УИК РФ). Осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или осуждены. В целях более полной реализации этого принципа ч. 2 ст. 74 УИК РФ предусматривает, что в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима. Из территориального принци -па отбывания лишения свободы есть и исключения для относительно немногочисленных категорий осужденных (ч. 3 ст. 73 УИК РФ): осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, кото-

рым в порядке помилования смертная казнь заменена лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

В условиях Российской Федерации, учитывая размеры ее территории, этот принцип является и экономически, и педагогически целесообразным: снижаются расходы на перевозку осужденных, облегчаются контакты с родственниками и т. д. Для не очень большой Армении территориальный принцип отбывания наказания не столь актуален, и поэтому нет необходимости в его законодательном закреплении.

Но два других принципа отбывания лишения свободы, имеющие психолого-педагогичес-кие основания, - раздельное содержание осужденных и отбывание всего срока наказания в одном исправительном учреждении - являются общими для армянского и российского уголовно-исполнительного законодательства

Необходимость раздельного содержания разных категорий осужденных в исправительных учреждениях обусловливается двумя обстоятельствами: оградить одних осужденных от отрицательного влияния других, более опасных, и обеспечить личную безопасность осужденных. Раздельное содержание может быть обусловлено и медицинскими показаниями. «По мере увеличения количества судимостей и общего времени отбывания наказания в условиях лишения свободы определенная категория осужденных становится законодателем неформальных норм поведения, интенсифицирует процессы самоорганизации, ужесточает иерархию отношений во всех сферах жизнедеятельности. Вследствие этого преступники, имеющие более высокие позиции во внутригрупповой структуре отношений, получают возможность оказывать психологический прессинг на лиц, занимающих подчиненное поло-жение»5.

Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что, согласно результатам исследования Ю.М. Антоняна, по мере увеличения длительности нахождения в местах лишения свободы и ужесточения режима отбывания наказания растет удельный вес лиц, имеющих аномалии в психике6.

То, что ни в России, ни в Армении законодательно не закреплено раздельное содержание психически здоровых осужденных от тех, кто отличается психическими расстройст-Уголовно-исполнительное право 2007. № 1 ••

вами, представляется вполне оправданным. Правила раздельного содержания осужденных в исправительных учреждениях установлены в ч. 1 ст. 68 УИК РА Если сравнить ст. 68 УИК РА и ст. 80 УИК РФ, также устанавливающую правила раздельного содержания осужденных в исправительных учреждениях, то можно сделать вывод, что правила раздельного содержания осужденных к лишению свободы в армянском и российском уголовно-исполнительном законодательстве практически ничем не отличаются, за исключением некоторых нюансов.

Формально ч. 1 ст. 80 УИК РФ, устанавливая принцип раздельного содержания мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, не содержит исключений. Но фактически эти исключения есть, они формулируются в других статьях Особенной части УИК РФ: в ч. 3 ст. 128 УИК РФ - в одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и осужденные женщины; в ч. 1 ст. 139 УИК РФ - в воспитательной колонии могут быть оставлены осужденные до достижения ими возраста 21 года.

В ст. 80 УИК РФ отсутствует такой пункт из ст. 68 УИК РА, как раздельное содержание осужденных, чьему здоровью или жизни угрожает опасность, от других осужденных. Это проводится по решению администрации исправительного учреждения. Такого общего правила в УИК РФ действительно нет, но сходные нормы есть. Так, в ст. 13 УИК РФ говорится, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного начальник учреждения принимает решение о его переводе в безопасное место; в ч. 1 ст. 127 УИК РФ указывается, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденных по постановлению начальника исправительной колонии они могут содержаться в одиночных камерах.

В ст. 80 УИК РФ отсутствует такое правило, предусмотренное ст. 68 УИК РА, как раздельное содержание лиц, осужденных к лишению свободы на определенный срок за совершение преступлений по неосторожности, от лиц, осужденных за совершение умышленных преступлений. Но в ч. 1 ст. 128 УИК РФ говорится, что в колониях-поселениях отбывают наказание раздельно (содержатся в разных колониях-поселениях) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и лица, осужденные за совершение умышленных преступлений.

Уголовно-исполнительное право

Следует подчеркнуть, что, хотя правила раздельного содержания осужденных закреплены законодательно, они сами по себе не предопределяют различий в правовом положении выделяемых категорий осужденных, то есть представляют собой дифференциацию исполнения наказания. Однако в рамках каждой категории правовое положение у всех одинаковое.

Еще один принцип исполнения лишения свободы - отбывание осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении. Педагогическая обоснованность этого принципа вполне очевидна, ибо его нарушение отрицательно влияет на процесс исправления осужденных: затрудняется изучение личности осужденного, нарушается единство и непрерывность процесса исправительного воздействия, подрывая стабильность коллектива, и т. д. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 69 УИК РА и ч. 1 ст. 81 УИК РФ. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, для обеспечения личной безопасности осужденного, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (ч. 2 ст. 69 УИК РА). Формулировка самого принципа и исключения из него в армянском и российском уголовно-исполнительном законодательстве текстуально совпадают.

Таким образом, сравнительный анализ главы 13 УИК РА и гл. 11 УИК РФ позволяет сделать вывод, что в армянском и российском уголовно-исполнительном законодательстве общие положения исполнения лишения свободы весьма близки. Это является хорошей основой для взаимного изучения и использования опыта совершенствования законодательства.

Научный интерес к названным проблемам в России обозначился давно7. А.А. Рябинин справедливо указывал на то, что в пенитенциарных науках появился интерес к комплексному исследованию личностных вопросов с позиций криминологии, уголовного права и уголовно-исполнительного права. В основу этого исследования положены преемственность и четкий дифференцированный подход - от профилактики преступлений и преступности до исправления и ресоциализации лиц, освобожденных от наказания8.

На наш взгляд, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания являются принципами и правилами всей деятель-

ности по исполнению наказаний (причем не только связанных с лишением свободы), всей уголовно-исполнительной политики.

Кроме того, они тесно связаны между собой и дополняют друг друга, поэтому все научные проблемы должны решаться с междисциплинарных позиций.

1 См.: Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. С. 70.

2 Бриллиантов А.В. Правовой статус осужденных и направления реформ в системе исполнения уголовного наказания // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 70.

3 См.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1998. С. 169.

4 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 1.

5 Белоус Г.Н., Верещагин В.А., Мокрецов А.Н. Особенности взаимодействия осужденных в условиях лишения свободы // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. М., 1991. С. 34.

6 Об этом подробнее см.: Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.

7 См.: Бриллиантов А.В. Дифференциация наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

8 См.: Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Домодедово, 2000. С. 103.

Уголовно-исполнительное право

• •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.