Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОРОНАВИРУС / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова А.В., Лешева Н.С.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных образовательных онлайн-платформ для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» на основе социологического анализа. Методика и организация исследования. Научное исследование было организовано с апреля 2020 г. по январь 2021 г. на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В этот период наблюдалось 850 человек: 825 студентов-первокурсников и 25 преподавателей, из них шесть человек - с кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Для оценки качества дистанционного обучения использовали субъективные данные (опросы, отзывы, комментарии и др.) и объективные показатели успеваемости. Результаты исследования и выводы. В ходе социологического опроса выявлено, что для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в период локдауна наиболее удобной и практичной оказалась работа в MS Teams. Произошло снижение уровня физической подготовленности обучающихся по ряду показателей. По результатам опросов большинство студентов не хотело воспринимать теоретический материал, так как считало его ненужным в освоении будущей профессии, а видеозанятия физическими упражнениями не просматривало более 30% анонимно опрошенных обучающихся. Для поднятия уровня физической активности и реальной вовлеченности в занятия в осеннем семестре 2020-2021 гг. были использованы элементы дистанционного обучения и программа формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок, а также применен метод челленджей. Самыми распространенными приложениями для подсчета шагов оказались Pacer, а также Mi Fit и Samsung Health, в которых можно было добавлять участников в друзья и видеть их успехи за день. Челлендж «Планка» был востребован среди студентов, более подготовленных и развитых в физическом плане, в том числе и спортсменов сборных команд университета. Студентами в популярных социальных сетях даже был запущен хештег #планканакарантине, что позволило привлечь сторонних участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаронова А.В., Лешева Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ONLINE PHYSICAL EDUCATION LEARNING PLATFORMS IN TERMS OF DISTANCE LEARNING

Objective of the study was to conduct a sociological analysis to identify the most effective online learning platforms in the physical education and sports disciplines. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering from April 2020 through January 2021. Sampled for the study were 850 individuals: 825 1st-year students and 25 teachers, of whom 6 - from the Physical Education Department. The subjective (interviews, feedback, comments, etc.) and objective indicators of academic progress were used to assess the quality of distance learning. Results and conclusions. The sociological survey revealed that MSTeams is the most convenient and practical platform for mastering the physical education and sports disciplines during the lockdown. The subjects’ physical fitness rates were found to decrease in terms of a number of indicators. According to the results of the interviews, most students did not want to assimilate the theoretical material as they did not think it was not relevant for their future profession, and more than 30% of anonymous respondents did not view the video tutorials. To raise the level of physical activity and real involvement in the 2020-2021 autumn semester, we used the distance learning elements and a program of development of the independent aerobic training self-organization skills, as well as the challenge method. Pacer, Mi Fit and Samsung Health turned out to be the most commonly used applications for calculating steps; they allowed its users to friend other users and monitor their daily successes. The "plank" challenge was in demand among the students who were more physically fit, including athletes of the university’s national teams. The students even created a hashtag on the most popular social media networks #plankanakantantine, which made it possible to attract independent participants.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УДК/UDC 796

Поступила в редакцию 2.04.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова1 Н.С. Лешева1

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

COMPARATIVE ANALYSiS OF ONLINE PHYSiCAL EDUCATION LEARNiNG PLATFORMS IN TERMS OF DISTANCE LEARNING

PhD, Associate Professor A.V. Sharonova1 N.S. Lesheva1

1 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: sasha_vgafk@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с га

О ш

■С

Н

Аннотация

Цель исследования - выявление наиболее эффективных образовательных онлайн-платформ для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Научное исследование было организовано с апреля 2020 г. по январь 2021 г. на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В этот период наблюдалось 850 человек: 825 студентов-первокурсников и 25 преподавателей, из них шесть человек - с кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Для оценки качества дистанционного обучения использовали субъективные данные (опросы, отзывы, комментарии и др.) и объективные показатели успеваемости.

Результаты исследования и выводы. В ходе социологического опроса выявлено, что для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в период локдауна наиболее удобной и практичной оказалась работа в MS Teams. Произошло снижение уровня физической подготовленности обучающихся по ряду показателей. По результатам опросов большинство студентов не хотело воспринимать теоретический материал, так как считало его ненужным в освоении будущей профессии, а видеозанятия физическими упражнениями не просматривало более 30% анонимно опрошенных обучающихся.

Для поднятия уровня физической активности и реальной вовлеченности в занятия в осеннем семестре 2020-2021 гг. были использованы элементы дистанционного обучения и программа формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок, а также применен метод чел-ленджей. Самыми распространенными приложениями для подсчета шагов оказались Pacer, а также Mi Fit и Samsung Health, в которых можно было добавлять участников в друзья и видеть их успехи за день. Челлендж «Планка» был востребован среди студентов, более подготовленных и развитых в физическом плане, в том числе и спортсменов сборных команд университета. Студентами в популярных социальных сетях даже был запущен хештег #планканакарантине, что позволило привлечь сторонних участников.

Ключевые слова: физическая культура, системы дистанционного обучения, коронавирус, студенты, здоровье.

Abstract

Objective of the study was to conduct a sociological analysis to identify the most effective online learning platforms in the physical education and sports disciplines.

Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering from April 2020 through January 2021. Sampled for the study were 850 individuals: 825 1st-year students and 25 teachers, of whom 6 - from the Physical Education Department. The subjective (interviews, feedback, comments, etc.) and objective indicators of academic progress were used to assess the quality of distance learning.

Results and conclusions. The sociological survey revealed that MSTeams is the most convenient and practical platform for mastering the physical education and sports disciplines during the lockdown. The subjects' physical fitness rates were found to decrease in terms of a number of indicators. According to the results of the interviews, most students did not want to assimilate the theoretical material as they did not think it was not relevant for their future profession, and more than 30% of anonymous respondents did not view the video tutorials. To raise the level of physical activity and real involvement in the 2020-2021 autumn semester, we used the distance learning elements and a program of development of the independent aerobic training self-organization skills, as well as the challenge method. Pacer, Mi Fit and Samsung Health turned out to be the most commonly used applications for calculating steps; they allowed its users to friend other users and monitor their daily successes. The "plank" challenge was in demand among the students who were more physically fit, including athletes of the university's national teams. The students even created a hashtag on the most popular social media networks #plankanakantantine, which made it possible to attract independent participants.

Keywords: physical education, distance learning systems, coronavirus, students, health.

Введение. В 2020 году система образования во всем мире подверглась новым испытаниям - переходу на дистан-

ционное обучение в условиях пандемии. За этот год в нашей стране произошла трансформация образовательного про-

52

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | June

цесса в сторону большего использования электронных систем и глобальной сети интернет. Пандемия COVID-19 лишь ускорила процесс информатизации, о котором говорилось в Стратегии развития образования до 2030 г В условиях «новой нормальности» в топе остались вузы, преподаватели которых смогли быстро перестроиться и адаптироваться к новым условиям труда, разработав и внедрив дистанционные формы учебного процесса, изменив формат аудиторной, самостоятельной и практической работы студентов и реализацию новой формы преподавательско-студенческой колла-борации.

В условиях локдауна во время пандемии COVID-19 возможности поддержания должного уровня двигательной активности студенческой молодежи были резко ограничены, в связи с этим возникла необходимость переосмыслений функций физической культуры в жизни обучающихся. Время локдауна характеризовалось реконфигурацией физической культуры на различных образовательных он-

лайн-платформах, что однозначно привело к изменению подхода, форм и методов преподавания этой дисциплины [1].

Цель исследования - выявление наиболее эффективных образовательных онлайн-платформ для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Научное исследование было организовано с апреля 2020 г по январь 2021 г на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. В этот период наблюдалось 850 человек: 825 студентов-первокурсников и 25 преподавателей, из них шесть человек с кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Для оценки качества дистанционного обучения использовали субъективные данные (опросы, отзывы, комментарии и др.) и объективные показатели успеваемости.

Обзор систем дистанционного обучения («+» - а, «-»- нет)

Критерии Moodle MS Teams Zoom (бесплатная версия) Stepik (бесплатная версия)

Доступность (возможность зарегистрироваться самостоятельно) - - + +

Мобильность использования (наличие приложения) + + + -

Общение со студентами

Видеосвязь в формате конференции или звонков - + + Ограничена 45 мин -

Чат, сообщения и т.д. + + Только во время конференции +

Контент обучения

Тип загружаемого контента (текстовый, изображения,презентации, тесты) + + Возможен только показ +

Возможность создать контент Ряд возможностей ограничен Расширенные возможности за счет встроенных приложений Возможен только показ Ряд возможностей ограничен

Ограничение по объему загружаемого контента Размер добавляемого файла ограничен 50 Мб, ограничений по количеству файлов нет - Возможен только показ -

Наличие облачного хранилища информации - + - -

Контроль пройденного материала

Тестирование с автоматическим определением результатов + + - Возможности ограничены

Возможность вернуть работу на исправление, внести свои комментарии + + - Возможности ограничены

Возможность использования для дисциплины «Физическая культура и спорт» Подходит для проведения теоретических и методических занятий (но учебному плану на лекции отведено всего 2 ч), для самостоятельной работы, контроля теоретических знаний Подходит для любых видов занятий, в том числе и контроля Подходит для проведения теоретических, методических и практических занятий Подходит для проведения теоретических и методических занятий (но учебному плану на лекции отведено всего 2 часа), для самостоятельной работы

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

IS CL ' -о с

га

^

о ш

■С

I—

Среднее количество шагов за день, тыс. шагов

Подъем туловища, раз в мин

Приседания, раз в мин

■ 2018 ■ 2019 12020

Проба Ромберга

Проба Штанге

Проба Генчи

Проба Руфье

■ 2018 12019 ■ 2020

Средние показатели физической подготовленности и функционального состояния студентов разных годов поступления в СПбГАСУ

Результаты исследования и их обсуждение. Проведя анализ результатов специально разработанного опроса о системах дистанционного обучения, в которых работают преподаватели со студентами, а также на основе отзывов и комментариев на страницах вуза в социальных сетях, было выявлено, что для освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в период локдауна наиболее удобной и практичной оказалась работа в MS Teams (см. таблицу). Более 70 % опрошенных отметили не только расширенные возможности Teams, но и минимальный процент технических сбоев во время академического занятия.

Согласно мнению 78,5 % преподавателей и студентов их нагрузка возросла, а порядка 60 % считают, что стресса в их жизни также стало больше. По опроснику «Качество жизни» -sf-36 оценивалось воздействие «новой нормальности», вызванной пандемией коронавируса, на студентов-первокурсников в возрасте 17,1±0,5 года. Так, 81 % студентов отметил избыточные стресс-реакции на риск заражения, вынужденную гиподинамию, проявление депрессий, что сказывается на «физическом здоровье».

Согласно рисунку произошло снижение уровня физической подготовленности обучающихся по ряду показателей. Наиболее значительные изменения произошли между результатами обучающихся 2018 и 2020 гг. поступления, что связано с временным локдауном и последующим длительным периодом дистанционного обучения.

При планировании самостоятельной двигательной активности в условиях дистанционного обучения наибольшие затруднения студенты отмечали в отсутствии свободного времени - 69,8 % опрошенных, недостаточном уровне физической подготовленности - 56,9 %, неумении планировать тренировку - 52,3 % и связывали с низким уровнем самоконтроля за своим уровнем физической подготовленности -78,3 %.

По результатам опросов в весеннем семестре 2020 г., большинство студентов не хотят воспринимать теоретический материал, так как считают его ненужным в освоении будущей профессии, а видеозанятия физическими упражнениями игнорируют (не выполняют) более 30 % анонимно опрошенных обучающихся.

Для поднятия уровня физической активности и реальной вовлеченности в занятия в осеннем семестре 2020-2021 гг. были использованы предложенные Ю. Я. Лобановым (2018) элементы дистанционного обучения и обоснованная А. В. Токаревой (2016) программа формирования навыков организации самостоятельных аэробных тренировок, а также применен метод челленджей [2, с. 144; 3, с. 30]. Например, челлендж на месяц «Шагомер» позволил повысить среднедневное количество шагов (минимальный дневной порог был установлен в 10 тыс. шагов), а возможность свободно пользоваться на занятии гаджетами и «бросить вызов» окружающим, выявив победителей, позволила привлечь большое количество участвующих. Самыми распространенными приложениями для подсчета шагов оказались Pacer, а также Mi Fit и Samsung Health, в которых можно было добавлять участников в друзья и видеть их успехи за день. Челлендж «Планка» был востребован среди студентов, более подготовленных и развитых в физическом плане, в том числе и спортсменов сборных команд университета. Студентами в популярных социальных сетях даже был запущен хештег #планканакарантине, что позволило привлечь сторонних участников.

Выводы. Учитывая специфику дисциплины «Физическая культура и спорт», можно говорить о различных вариантах и способах реализации рабочей программы в дистанционном формате обучения в полном объеме, но стоит отметить, что качество освоения дисциплины все же страдает. Так, отсутствие практических занятий в очном формате приводит к снижению функциональных и двигательных показателей у студентов. Возможность и умение быстро перестраиваться, адаптироваться в непростых условиях сложившейся реальности характерно для творческих и компетентных, идущих в ногу со временем преподавателей, старающихся не снижать эффективности образовательного процесса даже в условиях локдауна.

Литература

1. Аладинская И.А. Преподавание физической культуры в условиях дистанционного обучения / И.А. Аладинская // Актуальные исследования. - 2020. - № 16 (19). - С. 73-76.

2. Лобанов Ю.Я. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 144-148.

3. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

References

1. Aladinskaya I.A. Prepodavanie fizicheskoy kultury v usloviyakh distan-tsionnogo obucheniya [Teaching physical education in context of distance learning]. Aktualnye issledovaniya. 2020. No. 16 (19). pp. 7376.

2. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V., Mironova O.V. et al. Ispolzovanie elementov distantsionnogo obucheniya v protsesse osvoeniya dist-sipliny «Elektivnye kursy po fizicheskoy kulture i sportu» [Use of distance learning elements in Elective courses in physical education and sports discipline mastering process]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. no. 12 (166). pp. 144-148.

3. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S. et al. Formirovanie na-vykov organizatsii samostoyatelnykh aerobnykh trenirovok u studen-tov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekzamenatsionnoy sessii [Forming self-reliant aerobic training process management skills for success in examinations]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 9. pp. 12-15.

54

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.