Научная статья на тему 'Сравнительный анализ некоторых эмоционально-личностных характеристик детей, проживающих в условиях экологически неблагополучной жизненной среды'

Сравнительный анализ некоторых эмоционально-личностных характеристик детей, проживающих в условиях экологически неблагополучной жизненной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА / РЕГИОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.. / VITAL ENVIRONMENT / A REGION OF ECOLOGICAL TROUBLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Можаева Марина Владимировна

Статья посвящена изучению эмоционально-личностных особенностей младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия жизненной среды. Экологическое неблагополучие рассматривается как дополнительный фактор риска, который может привести к возникновениюпсихических нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Можаева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of some characteristics of emotional and personal for children living in ecologically unhappy vital environment

The article deals with the problem of studying peculiarities in junior schoolchildren's emotional regulation that live in unhappy ecological environment. Ecologically unhappy environment is considered to be an additional risk factor which can cause mental disorders.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ некоторых эмоционально-личностных характеристик детей, проживающих в условиях экологически неблагополучной жизненной среды»

Список

1. Беляева А. П. Развитие системы дагогика. 2001. № 8. С. 3-8.

2. Валицкая А. П. Российское обр витие // Педагогика. 2001. № 7. С. 33. Вербицкая Н. О., Романцев Г. М

тика Российской инновационной эко нально-педагогического образования С. 84-90.

4. Закон Российской Федерации фессиональном образовании» / / Бюл. разованию. 1996. № 10. С. 1-60.

5. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сад Академический проект «Фонд мира»,

6. Концепция модернизации ро 2010 года // Вестник образования.

2002

лите

ратуры

профессионального образования // Пе-

азование: модернизация и свободное раз-

Федоров В. А. Скрытая кадровая поли-номики: потенциал системы профессио-// Образование и наука. 2008. № 5 (53).

і «О лете

нь

овникова Н. О. Профориентология. М. : 2008. ссийсі . №

ского образования на период до 6. С. 11-42.

высшем и послевузовском про-Госкомиздат РФ по высшему об-

УДК 152.22

М. V. Mozhaeva

ББК Ю983

М. В. Можаева

Analysis of some characteristics

of emotional and personal for children

Сравнительный анализ некоторых

living in ecologically unhappy

эмоционально-личностных

vital environment

характеристик детей, проживающих в условиях экологически

The article deals with the problem of

неблагополучной жизненной среды 1

studying peculiarities in junior schoolchil-

dren's emotional regulation that live in

Статья посвящена изучению эмо-

unhappy ecological environment. Ecologi-

ционально-личностных особенностей

cally unhappy environment is considered

младших школьников, проживающих в

to be an additional risk factor which can

условиях экологического неблагополу-

cause mental disorders.

чия жизненной среды. Экологическое

Key words: vital environment, a region of

неблагополучие рассматривается как

ecological trouble.

дополнительный фактор риска, кото-

рый может привести к возникновени-

Наш век - век серьезных перемен,

юпсихических нарушений.

постоянных стрессов. Обостряющийся

Ключевые слова: жизненная среда, ре-

экологический кризис требует сохране-

гион экологического неблагополучия

ния физических и психических возмож-

ностей человека. Более 60% населения

России (Ю.П. Гичев, 2002) проживает

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (про-

регионах

экологического неблагопо-

ект №09-06-00064 а «Психологическая адаптация

лучия (Демина, Сергеев, 1995). К таким

человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского юношеского насе ления Забайкальского края)»)

регионам можно отнести и Забайкаль-

ский край, исходно отличающийся по-

в

вышенным загрязнением естественной неблагополучия Забайкальского края.

и антропогенной среды как жизненной Обратимся сначала к показателям уров-

среды человека. ня тревожности детей, проживающих

Особенно сильно влияние экологи- на отличающихся по экологическим ус-

чески неблагополучной жизненной сре- ловиям территориях (табл. 1).

цы на психику детей, т.к. психические Таблица 1 Количество детей (в %) с показателями уровня тревожности по CMAS и по тесту «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен на территориях с отличающимися средовыми условиями

функции в детском возрасте интенсивно

формируются и особенно сенситивны к

воздействиям извне. Детское население

на территориях экологического небла-

гополучия оказывается в условиях по-

вышенного риска (Ю.П. Гичев, Н.В. Го-

ворин, Л.И Колесникова, В.Н. Краснов,

М.И. Сердцев и др.). Установлено, что Уровень тревожности Экологически неблаго- получные территории Экологически благополучные территории

люди, родившиеся и проживающие на

территориях экологического неблагопо-

лучия имеют сниженные когнитивные

показатели (М.В. Антропова, Е.Н. Дзят-

Чита N = 87 Балей N = 56 п. Красный Чикой N = 68

ковская, О.П. Михайлова, А.А. Суханов).

Когда речь идет о детях, ведущей,

1 ' 1 ' 1 ' ' V | ' доминирующей в общей структуре их Результаты по CMAS

психической деятельности называют Нормальный 27,6 37,5 42,64

роль эмоций (Т.П. Хризман, В.П. Ереме- Несколько повышенный 41,4 28,5 42,64

ева, Т.Д. Лоскутова, 1991).

В науке, начиная со Штерна и Явно повышенный 9,3 16 4,41

Л.С. Выготского, постулируется тезис

о неразрывной связи эмоционального Очень высокий 20,7 18 10,3

развития с развитием личности в млад-

шем школьном возрасте. Результаты по тесту «Выбери лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

Зависимость эмоционально-личнос-

тной сферы от влияний экологически Уровень тревожности Чита N = 87 Балей N = 62 п. Красный Чикой N = 68

неблагополучной природной среды ус-

зылевич, Е.Д. Хомская, О.А. Ахвердова, Пониженная тревожность - 3,1 -

Э.В. Терещенко). Но при этом мало изу-

Средний уровень 24,13 24 46,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ченным остается комплексное влияние

на психику и ее эмоционально-личнос-

Повышенная тревожность 46 34 46,4

тную сферу совокупности природных

(химико-физических) и социальных

Высокая тревож- ность 30 39 11,26

компонентов жизненной среды челове-

ка. Оно рассматривалось лишь в отде-

льных исследованиях.

Наше исследование посвящено изу- Данные обеих методик , приведенные

чению воздействия негативных средо- в таблице, свидетельствуют, что самая

вых (физико-химических) условий на большая группа детей с нормальным /

эмоционально-личностную сферу де- средним уровнем тревожности прожи-

j т г; тей младшего школьного возраста, про- вает на экологически «чистой» террито-

живающих в условиях экологического рии - в п. Красный Чикой. Меньше все-

го детей с нормальным (средним) уров- повышенной и высокой тревожностью

нем тревожности проживает в област- составляет 73%. Обращает на себя вни-

ном центре Чита. Высокая тревожность мание и то, что только в Балее выявле-

чаще всего диагностировалась у детей в ны дети с пониженной тревожностью.

городе с кризисной степенью экологи- Среди вариантов трактовок понижен-

ческого неблагополучия (в Балее). Са- ных показателей автор-составитель ме-

мая малочисленная группа детей с по- тодического комплекса, с которым мы

казателями этого уровня проживает в п. работали, Л.А. Ясюкова дает и такое:

Красный Чикой. И более напряженная дети не готовы проявлять усилия для

жизнь в областном центре, и кризисная изменения ситуации, «у них отсутству-

степень «загрязнения» физической сре- ют предупредительные мобилизующие

ды в районном центре приводят к росту Г Г . Г ^ V/ Г V реакции в ситуациях с неопределен-

уровня тревожности детей. По резуль- ным исходом» (с. 94).

татам второй методики, группы детей с Итак, по результатам исследования

высоким уровнем тревожности на эколо- тревожности детей, проживающих на

тт г гически неблагополучных территориях отличающихся по экологическим усло-

более чем в полтора раза превышают виям территориях, с помощью CMAS и

число детей с таким же уровнем тревож- теста «Выбери лицо» Р. Тэммл, М. Дор-

ности на «чистой» территории. ки и В. Амен можно сделать следующие

В Чите самые большие группы детей выводы:

с несколько повышенной тревожностью • Наиболее тревожными предстают

по CMAS и с повышенной тревожнос- дети экологически неблагополучного

тью по тесту «Выбери лицо». При этом областного центра. Здесь отмечается зна-

и по CMAS, и по тесту «Выбери лицо» чительное превышение количества детей

число детей с повышенной тревожнос- с несколько повышенной тревожностью

тью значительно превышает число де- над числом детей, имеющих средний

тей, имеющих средний уровень. Если уровень тревожности. При объединении

объединить детей, имеющих явно повы- детей с показателями повышенной и

шенную и очень высокую тревожность высокой тревожности по тесту «Выбери

по CMAS, то их число составит 30%, а по лицо» их число достигает 76 %.

методике «Выбери лицо» число детей с • Самое большое число детей с высо-

повышенной и высокой тревожностью ким уровнем тревожности проживает в

составляет 76%. кризисном по степени экологического

В Балее по CMAS наиболее часто «загрязнения» городе Балей. При объеди-

встречаемые показатели среднего уров- нении детей с показателями повышенной

ня тревожности, но по тесту «Выбери и высокой тревожности по тесту «Выбери

лицо» - показатели высокой тревожнос- лицо» их число достигает 73%. Здесь выяв-

ти. Треть детей кризисно «загрязненно- лены дети с пониженной тревожностью, у

го» города имеет высокую тревожность. которых отсутствуют предупредительные

По второй методике г. Балей - это тер- мобилизующие реакции.

ритория, на которой число детей с вы- • Наименее тревожны по данным обе-

соким уровнем тревожности больше их методик жители экологически «чис-

численности групп с такими же пока- того» поселка Красный Чикой, хотя и

зателями на других территориях. Если здесь, по показателям второй методики,

объединить детей, имеющих явно повы- число детей с повышенной тревожнос-

шенную и очень высокую тревожность тью достаточно большое.

по CMAS, то их число составит 34%, а по • На показатели тревожности «проме-

методике «Выбери лицо» число детей с жуточных» (между полярными) уров-

ней, таким образом, влияют и более на-

Детальный анализ значений по шка-

пряженные социальные условия жизни

лам опросника Р. Кеттелла позволил

менее «загрязненного» областного цен-

констатировать, что в результатах де-

тра, и кризисная степень «загрязнения»

ятельности детей, живущих на террито-

физической среды более «спокойного»

риях экологического неблагополучия -

районного города.

в г. Балей и Чита, можно, на наш взгляд,

Комплекс эмоционально-личностных

проследить тенденцию к ослаблению

черт, изученных с помощью адаптиро-

динамичности их жизнедеятельности

ванного модифицированного варианта

снижению параметров психического

12-факторного детского личностного

функционирования для реализации

вопросника Р. Кеттелла, представлен на

энергосберегающей стратегии адапта-

рис. 1 в виде усредненных личностных

ции. Нельзя сказать, что эта тенденция

профилей детей, составляющих выбор-

резкая и заявляет о себе какими-то вы-

ки на отличающихся по средовым усло-

раженными «падениями» показателей

виям территориях (в Чите, в Балее и в

выводящими детей за грань нормы

п. Красный Чикой).

Показатели детей остаются в норматив-

ных границах, но смещаются к нижнему

пределу нормы. Это генеральная осо-

бенность эмоционально-личностных ха-

рактеристик детей, живущих в условиях

экологического неблагополучия. Кроме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нее, можно выделить еще некоторые

«частные» особенности, по которым

5,93

5,97 5,42 6,32

4,61

4,63 4,75

4,39 5,46

5,62

4,75

6,14

6,11

4,91

4,51

3,99

О 03 04

собственно, и устанавливается наличие

обозначенной выше тенденции.

5,67

6,6 6,57 5,34

В первую очередь, к таковым следу-

5,56

ет отнести низкие значения фактора

В - сформированности интеллектуаль-

ных функций у детей, живущих в кри-

Рис. 1. Усредненные личностные профили

зисном городе Балей.

детей, проживающих на территориях

Значение фактора В у читинцев выше

с отличающимися средовыми условиями

но все же не достигает условного сред-

него стенового показателя. Самое высо-

кое значение данного фактора прина длежит жителям экологически «чистой»

Все личностные профили имеют «ли-

нейную» конфигурацию, то есть среди

территории - п. Красный Чикой.

второклассников отсутствуют явные ак-

Сниженные показатели интеллек-

центуанты. Все стеновые характеристи-

туального статуса детей экологически

ки, за исключением показателя развития

неблагополучных территорий могут

интеллектуальных функций (фактор

свидетельствовать о сложностях взаимо-

В) в Балее, входят в границы условного

действия с жизненной средой, наличии

среднего уровня. Личностные профи-

проблем в адаптации к ней, и, если го-

ли детей, родившихся и живущих в ус-

ворить в целом, об уменьшении степени

ловиях хронических влияний экологи-

открытости психологической системы.

чески неблагополучной среды, частью

Показатели по фактору А (откры-

показателей смещены вниз и «подняты»

тость/замкнутость) у детей экологичес-

только по факторам тревожности, на-

ки неблагополучных территорий ниже

пряженности.

(4,61 балла в Балее и 4,87 балла в Чите),

чем в «чистом» п. Красный Чикой (5,93 (расслабленность, спокойствие/напря-

балла). С увеличением степени «загряз- женность, раздражительность, фруст-

нения» территории снижается средний рированность) полностью подтверж-

балл выборки детей, на ней живущих. дают выявленную ранее с помощью

Самый высокий показатель по факто- других методик тенденцию: самый вы-

ру С (уверенность, спокойствие/неуве- сокий уровень тревожности, фрустри-

ренность, неустойчивость) имеют по- рованности имеют читинцы, которые

прежнему дети Красного Чикоя. Но на ведут на экологически неблагополуч-

экологически неблагополучных терри- ной территории более напряженную

ториях ниже показатель читинцев. Он социальную жизнь. Самые низкие по-

подчеркивает факт более высоких за- казатели тревоги, напряжения, раздра-

трат с целью адаптации человека к на- жительности отмечаются у жителей

пряженным условиям жизни централь- п. Красный Чикой. Обращает на себя

ных городов (для Забайкалья Чита и яв- внимание то, что и у балейцев, жителей

ляется таким центром). Подтверждается города с самым высоким градиентом

роль социального фактора в обусловли- фактора «загрязнение» природной (фи-

вании такой личностной черты, как уве- зической) среды, и у читинцев в струк-

ренность в себе, спокойствие или, на- туре их усредненных профилей самое

против, неуверенность, неустойчивость. высокое значение - соответственно 6,6 и

У красночикойцев основу их более вы- 6,91 балла - имеет фактор О (пони-

соких показателей уверенности, спо- женное настроение, тревожность). А у

койствия составляет, видимо, комплекс школьников экологически «чистого»

благоприятных природно-социальных поселка Красный Чикой самый высокое

условий: «чистой» физической среды и значение в структуре усредненного лич-

более спокойной, размеренной жизни. Г J УГУ г Iй* ностного профиля отмечается по фак-

По фактору Е (зависимость/независи- тору Е (независимость). Самое низкое

мость) наибольшее значение принадле- значение в профиле школьников Балея

жит жителям экологически благополуч- имеет фактор сформированности ин-

ной территории п. Красный Чикой; самое теллектуальных функций (В), у читин-

низкое - жителям чрезвычайно «загряз- цев - фактор отношений со взрослыми,

ненного» г. Балей. С увеличением гради- робости, чувствительности к угрозе (Н).

; г ' ента фактора «загрязнение» физической У жителей Красного Чикоя самое низ-

среды территории снижается средний кое значение принадлежит фактору О

балл выборки детей, на ней живущих. (напряжения, раздражительности).

Таким образом, просматривается связь В итоге можно сказать, что люди, жи-

показателей личностных характеристик, вущие на значительно «загрязненных»

объединенных фактором Е, с влияниями территориях, имеют некоторые отли-

природной (физической) среды. чия в эмоционально-личностной сфере

Значения факторов О (спокойствие, по сравнению с теми, кто проживает на

оптимистичность/тревожность) и О, «чистых» территориях.

к лит особ Про шаул

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Списо ературы

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные »енности формирования личности в

детстве. М. : Педагогика, 1990. 140 с.

2. Григорьев С. И., Демина Л. Д фессиональный психолог в регионе

экологического неблагополучия. Бар [, 1995. 288 с.

3. Дзятковская Е. Н., Нодельман ние: теория, диагностика и практик гос. пед. ун-та, 1998. 360 с.

4. Сараева Н. М., Ежевская Т. И., вание интеллектуальных показателе ных экологических условиях // Сов ник научных трудов. Чита : Изд-во З

5. Суханов А. А. Влияние экологи лектуальное развитие детей : автореф МГПУ, 2005. 23 с.

6. Экологическая психология : Де ров органического происхождения н кую структуру личности подростка И. В. Боев [и др.]. Вып. 1. Ставрополь :

7. Эколого-психологические про пекты : коллективная монография. Ч

>. И., Вострина З. И. Здоровье и образова-реабилитации. Иркутск : Изд-во Иркут.

Дьяч

и дет еме абГП ческ

дис

кова Н. М., Суханов А. А. Исследо-

ей, развивающихся в неблагоприят-нные проблемы образования : сборУ, 2003.

неблагоприятной среды на интел... канд. психол. наук: 19.00.01. М. :

и

структивное действие химических факто-а конституционально-психотипологичес-учеб.-метод. пособие / О. А Ахвердова, Изд. СГМА, СГУ, 2001. 68 с. блемы качества жизни : региональные ас-ита : Изд-во ЗабГПу, 2004. 159 с.

УДК 152.3

N. A. Setcova

ББК Ю 937

Н. А. Сеткова

The social intelligence as a factor of self

realization and social intelligence from

Социальный интеллект как фактор

Representatives of the «man -man» trade

самореализации

у представителей профессии типа

We can bring results of interconnection of

«человек - человек»

social intelligence and self-realization from

representatives of profession «person -per-

Приведены результаты исследования

son». We defined results of intelligence of

взаимосвязи социального интеллекта и

life and social-psychological adaptation

самореализации у представителей про-

Data was examined to factorization.

фессий типа «человек-человек». Опре-

Key words: social intelligence, self-real-

делены также показатели осмысленнос-

ization.

ти жизни и социально-психологической

адаптации. Данные подвергнуты фак-

Актуальность исследования пробле-

торизации.

мы самореализации личности обуслов-

Ключевые слова: социальный интел-

лена несколькими причинами. Во-пер-

лект, самореализация.

вых, современный развитый человек от-

личается от людей других эпох особыми

ценностно-смысловыми основами своей

жизни, иными детерминантами пове-

дения. Потребность в самореализации

стала неотъемлемой частью мотиваци-

онно-потребностной сферы многих лю-

дей. Эта субъективная характеристика

есть проявление новых тенденций обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.