Список
1. Беляева А. П. Развитие системы дагогика. 2001. № 8. С. 3-8.
2. Валицкая А. П. Российское обр витие // Педагогика. 2001. № 7. С. 33. Вербицкая Н. О., Романцев Г. М
тика Российской инновационной эко нально-педагогического образования С. 84-90.
4. Закон Российской Федерации фессиональном образовании» / / Бюл. разованию. 1996. № 10. С. 1-60.
5. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сад Академический проект «Фонд мира»,
6. Концепция модернизации ро 2010 года // Вестник образования.
2002
лите
ратуры
профессионального образования // Пе-
азование: модернизация и свободное раз-
Федоров В. А. Скрытая кадровая поли-номики: потенциал системы профессио-// Образование и наука. 2008. № 5 (53).
і «О лете
нь
овникова Н. О. Профориентология. М. : 2008. ссийсі . №
ского образования на период до 6. С. 11-42.
высшем и послевузовском про-Госкомиздат РФ по высшему об-
УДК 152.22
М. V. Mozhaeva
ББК Ю983
М. В. Можаева
Analysis of some characteristics
of emotional and personal for children
Сравнительный анализ некоторых
living in ecologically unhappy
эмоционально-личностных
vital environment
характеристик детей, проживающих в условиях экологически
The article deals with the problem of
неблагополучной жизненной среды 1
studying peculiarities in junior schoolchil-
dren's emotional regulation that live in
Статья посвящена изучению эмо-
unhappy ecological environment. Ecologi-
ционально-личностных особенностей
cally unhappy environment is considered
младших школьников, проживающих в
to be an additional risk factor which can
условиях экологического неблагополу-
cause mental disorders.
чия жизненной среды. Экологическое
Key words: vital environment, a region of
неблагополучие рассматривается как
ecological trouble.
дополнительный фактор риска, кото-
рый может привести к возникновени-
Наш век - век серьезных перемен,
юпсихических нарушений.
постоянных стрессов. Обостряющийся
Ключевые слова: жизненная среда, ре-
экологический кризис требует сохране-
гион экологического неблагополучия
ния физических и психических возмож-
ностей человека. Более 60% населения
России (Ю.П. Гичев, 2002) проживает
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (про-
регионах
экологического неблагопо-
ект №09-06-00064 а «Психологическая адаптация
лучия (Демина, Сергеев, 1995). К таким
человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского юношеского насе ления Забайкальского края)»)
регионам можно отнести и Забайкаль-
ский край, исходно отличающийся по-
в
вышенным загрязнением естественной неблагополучия Забайкальского края.
и антропогенной среды как жизненной Обратимся сначала к показателям уров-
среды человека. ня тревожности детей, проживающих
Особенно сильно влияние экологи- на отличающихся по экологическим ус-
чески неблагополучной жизненной сре- ловиям территориях (табл. 1).
цы на психику детей, т.к. психические Таблица 1 Количество детей (в %) с показателями уровня тревожности по CMAS и по тесту «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен на территориях с отличающимися средовыми условиями
функции в детском возрасте интенсивно
формируются и особенно сенситивны к
воздействиям извне. Детское население
на территориях экологического небла-
гополучия оказывается в условиях по-
вышенного риска (Ю.П. Гичев, Н.В. Го-
ворин, Л.И Колесникова, В.Н. Краснов,
М.И. Сердцев и др.). Установлено, что Уровень тревожности Экологически неблаго- получные территории Экологически благополучные территории
люди, родившиеся и проживающие на
территориях экологического неблагопо-
лучия имеют сниженные когнитивные
показатели (М.В. Антропова, Е.Н. Дзят-
Чита N = 87 Балей N = 56 п. Красный Чикой N = 68
ковская, О.П. Михайлова, А.А. Суханов).
Когда речь идет о детях, ведущей,
1 ' 1 ' 1 ' ' V | ' доминирующей в общей структуре их Результаты по CMAS
психической деятельности называют Нормальный 27,6 37,5 42,64
роль эмоций (Т.П. Хризман, В.П. Ереме- Несколько повышенный 41,4 28,5 42,64
ева, Т.Д. Лоскутова, 1991).
В науке, начиная со Штерна и Явно повышенный 9,3 16 4,41
Л.С. Выготского, постулируется тезис
о неразрывной связи эмоционального Очень высокий 20,7 18 10,3
развития с развитием личности в млад-
шем школьном возрасте. Результаты по тесту «Выбери лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен
Зависимость эмоционально-личнос-
тной сферы от влияний экологически Уровень тревожности Чита N = 87 Балей N = 62 п. Красный Чикой N = 68
неблагополучной природной среды ус-
зылевич, Е.Д. Хомская, О.А. Ахвердова, Пониженная тревожность - 3,1 -
Э.В. Терещенко). Но при этом мало изу-
Средний уровень 24,13 24 46,6
ченным остается комплексное влияние
на психику и ее эмоционально-личнос-
Повышенная тревожность 46 34 46,4
тную сферу совокупности природных
(химико-физических) и социальных
Высокая тревож- ность 30 39 11,26
компонентов жизненной среды челове-
ка. Оно рассматривалось лишь в отде-
льных исследованиях.
Наше исследование посвящено изу- Данные обеих методик , приведенные
чению воздействия негативных средо- в таблице, свидетельствуют, что самая
вых (физико-химических) условий на большая группа детей с нормальным /
эмоционально-личностную сферу де- средним уровнем тревожности прожи-
j т г; тей младшего школьного возраста, про- вает на экологически «чистой» террито-
живающих в условиях экологического рии - в п. Красный Чикой. Меньше все-
го детей с нормальным (средним) уров- повышенной и высокой тревожностью
нем тревожности проживает в област- составляет 73%. Обращает на себя вни-
ном центре Чита. Высокая тревожность мание и то, что только в Балее выявле-
чаще всего диагностировалась у детей в ны дети с пониженной тревожностью.
городе с кризисной степенью экологи- Среди вариантов трактовок понижен-
ческого неблагополучия (в Балее). Са- ных показателей автор-составитель ме-
мая малочисленная группа детей с по- тодического комплекса, с которым мы
казателями этого уровня проживает в п. работали, Л.А. Ясюкова дает и такое:
Красный Чикой. И более напряженная дети не готовы проявлять усилия для
жизнь в областном центре, и кризисная изменения ситуации, «у них отсутству-
степень «загрязнения» физической сре- ют предупредительные мобилизующие
ды в районном центре приводят к росту Г Г . Г ^ V/ Г V реакции в ситуациях с неопределен-
уровня тревожности детей. По резуль- ным исходом» (с. 94).
татам второй методики, группы детей с Итак, по результатам исследования
высоким уровнем тревожности на эколо- тревожности детей, проживающих на
тт г гически неблагополучных территориях отличающихся по экологическим усло-
более чем в полтора раза превышают виям территориях, с помощью CMAS и
число детей с таким же уровнем тревож- теста «Выбери лицо» Р. Тэммл, М. Дор-
ности на «чистой» территории. ки и В. Амен можно сделать следующие
В Чите самые большие группы детей выводы:
с несколько повышенной тревожностью • Наиболее тревожными предстают
по CMAS и с повышенной тревожнос- дети экологически неблагополучного
тью по тесту «Выбери лицо». При этом областного центра. Здесь отмечается зна-
и по CMAS, и по тесту «Выбери лицо» чительное превышение количества детей
число детей с повышенной тревожнос- с несколько повышенной тревожностью
тью значительно превышает число де- над числом детей, имеющих средний
тей, имеющих средний уровень. Если уровень тревожности. При объединении
объединить детей, имеющих явно повы- детей с показателями повышенной и
шенную и очень высокую тревожность высокой тревожности по тесту «Выбери
по CMAS, то их число составит 30%, а по лицо» их число достигает 76 %.
методике «Выбери лицо» число детей с • Самое большое число детей с высо-
повышенной и высокой тревожностью ким уровнем тревожности проживает в
составляет 76%. кризисном по степени экологического
В Балее по CMAS наиболее часто «загрязнения» городе Балей. При объеди-
встречаемые показатели среднего уров- нении детей с показателями повышенной
ня тревожности, но по тесту «Выбери и высокой тревожности по тесту «Выбери
лицо» - показатели высокой тревожнос- лицо» их число достигает 73%. Здесь выяв-
ти. Треть детей кризисно «загрязненно- лены дети с пониженной тревожностью, у
го» города имеет высокую тревожность. которых отсутствуют предупредительные
По второй методике г. Балей - это тер- мобилизующие реакции.
ритория, на которой число детей с вы- • Наименее тревожны по данным обе-
соким уровнем тревожности больше их методик жители экологически «чис-
численности групп с такими же пока- того» поселка Красный Чикой, хотя и
зателями на других территориях. Если здесь, по показателям второй методики,
объединить детей, имеющих явно повы- число детей с повышенной тревожнос-
шенную и очень высокую тревожность тью достаточно большое.
по CMAS, то их число составит 34%, а по • На показатели тревожности «проме-
методике «Выбери лицо» число детей с жуточных» (между полярными) уров-
ней, таким образом, влияют и более на-
Детальный анализ значений по шка-
пряженные социальные условия жизни
лам опросника Р. Кеттелла позволил
менее «загрязненного» областного цен-
констатировать, что в результатах де-
тра, и кризисная степень «загрязнения»
ятельности детей, живущих на террито-
физической среды более «спокойного»
риях экологического неблагополучия -
районного города.
в г. Балей и Чита, можно, на наш взгляд,
Комплекс эмоционально-личностных
проследить тенденцию к ослаблению
черт, изученных с помощью адаптиро-
динамичности их жизнедеятельности
ванного модифицированного варианта
снижению параметров психического
12-факторного детского личностного
функционирования для реализации
вопросника Р. Кеттелла, представлен на
энергосберегающей стратегии адапта-
рис. 1 в виде усредненных личностных
ции. Нельзя сказать, что эта тенденция
профилей детей, составляющих выбор-
резкая и заявляет о себе какими-то вы-
ки на отличающихся по средовым усло-
раженными «падениями» показателей
виям территориях (в Чите, в Балее и в
выводящими детей за грань нормы
п. Красный Чикой).
Показатели детей остаются в норматив-
ных границах, но смещаются к нижнему
пределу нормы. Это генеральная осо-
бенность эмоционально-личностных ха-
рактеристик детей, живущих в условиях
экологического неблагополучия. Кроме
нее, можно выделить еще некоторые
«частные» особенности, по которым
5,93
5,97 5,42 6,32
4,61
4,63 4,75
4,39 5,46
5,62
4,75
6,14
6,11
4,91
4,51
3,99
О 03 04
собственно, и устанавливается наличие
обозначенной выше тенденции.
5,67
6,6 6,57 5,34
В первую очередь, к таковым следу-
5,56
ет отнести низкие значения фактора
В - сформированности интеллектуаль-
ных функций у детей, живущих в кри-
Рис. 1. Усредненные личностные профили
зисном городе Балей.
детей, проживающих на территориях
Значение фактора В у читинцев выше
с отличающимися средовыми условиями
но все же не достигает условного сред-
него стенового показателя. Самое высо-
кое значение данного фактора прина длежит жителям экологически «чистой»
Все личностные профили имеют «ли-
нейную» конфигурацию, то есть среди
территории - п. Красный Чикой.
второклассников отсутствуют явные ак-
Сниженные показатели интеллек-
центуанты. Все стеновые характеристи-
туального статуса детей экологически
ки, за исключением показателя развития
неблагополучных территорий могут
интеллектуальных функций (фактор
свидетельствовать о сложностях взаимо-
В) в Балее, входят в границы условного
действия с жизненной средой, наличии
среднего уровня. Личностные профи-
проблем в адаптации к ней, и, если го-
ли детей, родившихся и живущих в ус-
ворить в целом, об уменьшении степени
ловиях хронических влияний экологи-
открытости психологической системы.
чески неблагополучной среды, частью
Показатели по фактору А (откры-
показателей смещены вниз и «подняты»
тость/замкнутость) у детей экологичес-
только по факторам тревожности, на-
ки неблагополучных территорий ниже
пряженности.
(4,61 балла в Балее и 4,87 балла в Чите),
чем в «чистом» п. Красный Чикой (5,93 (расслабленность, спокойствие/напря-
балла). С увеличением степени «загряз- женность, раздражительность, фруст-
нения» территории снижается средний рированность) полностью подтверж-
балл выборки детей, на ней живущих. дают выявленную ранее с помощью
Самый высокий показатель по факто- других методик тенденцию: самый вы-
ру С (уверенность, спокойствие/неуве- сокий уровень тревожности, фрустри-
ренность, неустойчивость) имеют по- рованности имеют читинцы, которые
прежнему дети Красного Чикоя. Но на ведут на экологически неблагополуч-
экологически неблагополучных терри- ной территории более напряженную
ториях ниже показатель читинцев. Он социальную жизнь. Самые низкие по-
подчеркивает факт более высоких за- казатели тревоги, напряжения, раздра-
трат с целью адаптации человека к на- жительности отмечаются у жителей
пряженным условиям жизни централь- п. Красный Чикой. Обращает на себя
ных городов (для Забайкалья Чита и яв- внимание то, что и у балейцев, жителей
ляется таким центром). Подтверждается города с самым высоким градиентом
роль социального фактора в обусловли- фактора «загрязнение» природной (фи-
вании такой личностной черты, как уве- зической) среды, и у читинцев в струк-
ренность в себе, спокойствие или, на- туре их усредненных профилей самое
против, неуверенность, неустойчивость. высокое значение - соответственно 6,6 и
У красночикойцев основу их более вы- 6,91 балла - имеет фактор О (пони-
соких показателей уверенности, спо- женное настроение, тревожность). А у
койствия составляет, видимо, комплекс школьников экологически «чистого»
благоприятных природно-социальных поселка Красный Чикой самый высокое
условий: «чистой» физической среды и значение в структуре усредненного лич-
более спокойной, размеренной жизни. Г J УГУ г Iй* ностного профиля отмечается по фак-
По фактору Е (зависимость/независи- тору Е (независимость). Самое низкое
мость) наибольшее значение принадле- значение в профиле школьников Балея
жит жителям экологически благополуч- имеет фактор сформированности ин-
ной территории п. Красный Чикой; самое теллектуальных функций (В), у читин-
низкое - жителям чрезвычайно «загряз- цев - фактор отношений со взрослыми,
ненного» г. Балей. С увеличением гради- робости, чувствительности к угрозе (Н).
; г ' ента фактора «загрязнение» физической У жителей Красного Чикоя самое низ-
среды территории снижается средний кое значение принадлежит фактору О
балл выборки детей, на ней живущих. (напряжения, раздражительности).
Таким образом, просматривается связь В итоге можно сказать, что люди, жи-
показателей личностных характеристик, вущие на значительно «загрязненных»
объединенных фактором Е, с влияниями территориях, имеют некоторые отли-
природной (физической) среды. чия в эмоционально-личностной сфере
Значения факторов О (спокойствие, по сравнению с теми, кто проживает на
оптимистичность/тревожность) и О, «чистых» территориях.
к лит особ Про шаул
Списо ературы
1. Бреслав Г. М. Эмоциональные »енности формирования личности в
детстве. М. : Педагогика, 1990. 140 с.
2. Григорьев С. И., Демина Л. Д фессиональный психолог в регионе
экологического неблагополучия. Бар [, 1995. 288 с.
3. Дзятковская Е. Н., Нодельман ние: теория, диагностика и практик гос. пед. ун-та, 1998. 360 с.
4. Сараева Н. М., Ежевская Т. И., вание интеллектуальных показателе ных экологических условиях // Сов ник научных трудов. Чита : Изд-во З
5. Суханов А. А. Влияние экологи лектуальное развитие детей : автореф МГПУ, 2005. 23 с.
6. Экологическая психология : Де ров органического происхождения н кую структуру личности подростка И. В. Боев [и др.]. Вып. 1. Ставрополь :
7. Эколого-психологические про пекты : коллективная монография. Ч
>. И., Вострина З. И. Здоровье и образова-реабилитации. Иркутск : Изд-во Иркут.
Дьяч
и дет еме абГП ческ
дис
кова Н. М., Суханов А. А. Исследо-
ей, развивающихся в неблагоприят-нные проблемы образования : сборУ, 2003.
неблагоприятной среды на интел... канд. психол. наук: 19.00.01. М. :
и
структивное действие химических факто-а конституционально-психотипологичес-учеб.-метод. пособие / О. А Ахвердова, Изд. СГМА, СГУ, 2001. 68 с. блемы качества жизни : региональные ас-ита : Изд-во ЗабГПу, 2004. 159 с.
УДК 152.3
N. A. Setcova
ББК Ю 937
Н. А. Сеткова
The social intelligence as a factor of self
realization and social intelligence from
Социальный интеллект как фактор
Representatives of the «man -man» trade
самореализации
у представителей профессии типа
We can bring results of interconnection of
«человек - человек»
social intelligence and self-realization from
representatives of profession «person -per-
Приведены результаты исследования
son». We defined results of intelligence of
взаимосвязи социального интеллекта и
life and social-psychological adaptation
самореализации у представителей про-
Data was examined to factorization.
фессий типа «человек-человек». Опре-
Key words: social intelligence, self-real-
делены также показатели осмысленнос-
ization.
ти жизни и социально-психологической
адаптации. Данные подвергнуты фак-
Актуальность исследования пробле-
торизации.
мы самореализации личности обуслов-
Ключевые слова: социальный интел-
лена несколькими причинами. Во-пер-
лект, самореализация.
вых, современный развитый человек от-
личается от людей других эпох особыми
ценностно-смысловыми основами своей
жизни, иными детерминантами пове-
дения. Потребность в самореализации
стала неотъемлемой частью мотиваци-
онно-потребностной сферы многих лю-
дей. Эта субъективная характеристика
есть проявление новых тенденций обще-