1 2 ©
Сорока А.Н. , Ковалевская А.Л.
1 2
’ Студент, кафедра финансов, Полесский государственный университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФРАНЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу налоговых систем Франции и Беларуси, и формированию государственного бюджета государств на примере налога на доходы физических лиц.
Ключевые слова: налогоплательщики, налоговая система, физические лица, налоговые вычеты, резиденты.
Keywords: taxpayers, the tax system, individuals, tax deductions, residents.
Формирование налоговой системы каждого отдельно взятого государства происходит под влиянием как экономико-географических факторов (климатические условия, структура хозяйства, уровень развития социального сектора экономики, уровень жизни населения и др.), так и политических, а также исторических факторов. В процессе построения налоговой системы немаловажное значение уделяется анализу мирового опыта, несмотря на историческую обусловленность правовой системы общества и принцип преемственности в праве. Это позволяет совершенствовать, актуализировать налоговую систему страны, способствовать повышению её эффективности, рациональности и гармонизации с целью достижения адекватности налоговой системы и её соответствия насущным потребностям общества и государства.
Рассмотрим процесс налогообложения физических лиц в Республике Беларусь и Франции на примере анализа элементов подоходного налога с физических лиц.
В качестве первого элемента рассмотрим налогоплательщиков. Согласно
законодательства Респулики Беларусь, плательщиками подоходного налога с физических лиц признается отдельное физическое лицо, получившее доход [1]. Во Франции, в отличие от Беларуси, подоходным налогом облагается вся семья в целом, поэтому его называют подоходным налогом с домохозяйства. При этом под семьей понимаются супруги и их дети: не достигшие 18 лет; не состоящие в браке и моложе 21 года; студенты моложе 25 лет [2].
Принцип определения резидентства налогоплательщиков одинаковый и во Франции, и в Беларуси. Налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории государства не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налогообложению подлежат налоговые резиденты и нерезиденты.
Рассмотрим второй элемент подоходного налога - объект налогообложения. В качестве объекта налогообложения подоходным налогом с физических лиц в Республике Беларусь выступают доходы, полученные плательщиками как от источников в Республике Беларусь, так и от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь; от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, которые являются нерезидентами [1].
Во французской системе принципы налогообложения резидентов и нерезидентов схожи с белорусской системой. Однако объектом налогообложения является среднедушевой доход семьи, который определяется следующим образом:
1) суммируют годовые доходы всех членов семьи и получают ее совокупный годовой
доход;
2) из совокупного дохода семьи вычитают определенные виды расходов, которые налогом не облагаются, и получают семейную налоговую базу;
© Сорока А.Н., Ковалевская А.Л., 2015 г.
3) семейную налоговую базу делят на коэффициент размера семьи и получают налогооблагаемую долю одного члена семьи, или среднедушевой доход семьи.
Семейный коэффициент во Франции определяется в зависимости от количества членов семьи и семейного положения (Таблица 1).
Таблица 1
Семейный коэффициент во Франции
Семейное положение Коэффициент
Одинокий холостяк или незамужняя женщина без детей 1
Семья из двоих супругов без несовершеннолетних детей 2
Семья из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком 2,5
Семья из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми 3
Семья из двоих супругов с тремя несовершеннолетними детьми 4
Семья вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком 2,5
Семья вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком 3
Семья вдовы/вдовца с тремя несовершеннолетними детьми 4
Семья одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с одним несовершеннолетним ребёнком 2
Семья одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с двумя несовершеннолетними детьми 2,5
Определение среднедушевого дохода семьи во Франции необходимо для определения ставки подоходного налога [2].
В качестве третьего элемента рассмотрим налоговые ставки. В белорусском налоговом законодательстве ставки подоходного налога с физических лиц выступают в виде фиксированного процента к налоговой базе. Они не зависят от величины налоговой базы и устанавливаются в зависимости от налогового статуса физического лица и вида полученного дохода.
Согласно налоговому законодательству в Республике Беларусь предусмотрены следующие ставки подоходного налога с физических лиц:
-для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, однако, следует отметить, что с 2015 года планируется увеличение до 13%;
-для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15%;
-для резидентов Парка высоких технологий - 9%;
- ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 12% [1].
Во Франции налоговые ставки прогрессивные и зависят от величины налоговой базы (Таблица 2) [2].
Таблица 2
Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц во Франции (на 2013 г.)
Среднедушевой доход семьи, евро в год Размер ставки, %
До 5 963 0
От 5 963 до 11 896 5,5
От 11 897 до 26 420 14
От 26 421 до 70 830 30
От 70 831 до 150 000 41
От 150 001 до 1 000 000 45
Свыше 1 000 000 75
Четвертым элементом налога являются налоговые льготы. По белорусскому законодательству налоговые льготы по подоходному налогу с физических лиц можно условно разделить на две группы. Первая группа - доходы, освобождаемые от налогообложения в полном размере (ст. 163 НК РБ). Вторая группа - налоговые вычеты: стандартные (ст. 164 НК
РБ), социальные (ст. 165 НК РБ), имущественные (ст. 166 НК РБ) и профессиональные (ст. 167 НК РБ).
Во французской системе существуют доходы, не облагаемые налогом, и расходы, уменьшающие доход наподобие белорусских, но в более расширенном списке.
В Республике Беларусь существуют стандартные вычеты для отдельных категорий налогоплательщиков и вычеты на детей.
Например, при определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:
- в размере 630000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 3830000 белорусских рублей в месяц;
- в размере 180000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца [1].
Во французской налоговой системе, кроме необлагаемого дохода, существует вычет за ребенка-военнослужащего - это фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год без подтверждения расходов). Можно присовокупить доход ребенка-военнослужащего к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребенком, причем даже если он уже совершеннолетний и имеет свою семью. Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребенка или другого иждивенца на содержание семьи.
Во Франции существуют социальные налоговые вычеты, которые предоставляются:
- по медицинским расходам, например на лекарства;
- по расходам страхования жизни (своей и членов семьи);
- по отчислениям в фонды медицинского и социального страхования;
- по расходам на содержание детей в яслях и детских садах;
- по расходам на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах;
- по расходам на содержание недееспособных членов семьи [2].
В Беларуси также существуют социальные вычеты, которые предоставляются:
- по расходам на собственное обучение;
- по расходам на обучение близких родственников;
- по расходам страхования жизни в сумме не превышающей 12000000 белорусских рублей;
- по медицинским расходам, например на лекарства, услуги по лечению,
предоставленные налогоплательщику, супругу (супруге), родителям, детям [3].
Во Франции предусмотрены семейные вычеты - это расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи, а также охрану дома.
В Беларуси предоставляются следующие имущественные вычеты:
- в сумме фактически произведенных плательщиком расходов на строительство, в том числе приобретение жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, а также погашение кредитов банков;
- в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением или отчуждением возмездно отчуждаемого имущества.
Во Франции профессиональные вычеты предоставляются по расходам, понесенным работающими членами семьи:
- на оплату профессионального обучения (семинары, курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т. п.);
- транспортные расходы на проезд до работы и с работы;
- покупку спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (компьютеры, ноутбуки, телефоны, оргтехнику);
- рабочие обеды;
- аренду личного офиса и прочие рабочие или профессиональные расходы [2].
В Республике Беларусь право применить профессиональные налоговые вычеты имеют следующие категории плательщиков:
- индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты) (вычет составляет 10% от
общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности);
- плательщики, получающие вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности.
Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, плательщики имеют право применить профессиональный налоговый вычет в следующих размерах:
20% от суммы начисленного дохода - по произведениям литературы, драматическим и музыкально-драматическим произведениям и т.д.;
30% от суммы начисленного дохода - по аудиовизуальным произведениям, произведениям архитектуры, садово-паркового искусства и т.д.;
40% от суммы начисленного дохода - по музыкальным произведениям с текстом или без текста; произведениям скульптуры, живописи, графики и другим произведениям изобразительного искусства;
- спортсмены и их тренеры, получающие доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях - в отношении таких доходов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением такой деятельности:
- по оплате проезда к месту соревнований (игр, выступлений) и обратно;
- на проживание в период участия в соревнованиях (играх, выступлениях);
- по оплате стоимости спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы;
- по оплате фармакологических и восстановительных средств и других препаратов [1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применяемые налоговые политики в
области налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь и во Франции оправданы, исходя из существенных различий в уровне доходов населения и экономического развития страны. Особенностью французской налоговой системы является ее гибкость в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок. Для дальнейшего эффективного развития налоговой системы Республики Беларусь необходимо совершенствование налогового законодательства, поэтапное снижение уровня налогообложения, уменьшение количества налогов и платежей, расширение системы льгот и скидок. Такие меры приведут к более эффективному распределению ресурсов, созданию необходимых макроэкономических условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Литература
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): принят Палатой представителей 15 ноября 2002г.: одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 31.12.2013. -Минск,2004г.
2. Официальный сайт Министерства Экономики и Финансов Фрации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economie.gouv.fr/- Дата доступа: 09.12.2014.
3. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ - Дата доступа: 09.12.2014.