Научная статья на тему 'Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь и Франции, на примере подоходного налога с физических лиц'

Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь и Франции, на примере подоходного налога с физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / РЕЗИДЕНТЫ / TAXPAYERS / TAX SYSTEM / INDIVIDUALS / TAX DEDUCTIONS / RESIDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорока А.Н., Ковалевская А.Л.

Данная статья посвящена сравнительному анализу налоговых систем Франции и Беларуси, и формированию государственного бюджета государств на примере налога на доходы физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь и Франции, на примере подоходного налога с физических лиц»

1 2 ©

Сорока А.Н. , Ковалевская А.Л.

1 2

’ Студент, кафедра финансов, Полесский государственный университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФРАНЦИИ, НА ПРИМЕРЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация

Данная статья посвящена сравнительному анализу налоговых систем Франции и Беларуси, и формированию государственного бюджета государств на примере налога на доходы физических лиц.

Ключевые слова: налогоплательщики, налоговая система, физические лица, налоговые вычеты, резиденты.

Keywords: taxpayers, the tax system, individuals, tax deductions, residents.

Формирование налоговой системы каждого отдельно взятого государства происходит под влиянием как экономико-географических факторов (климатические условия, структура хозяйства, уровень развития социального сектора экономики, уровень жизни населения и др.), так и политических, а также исторических факторов. В процессе построения налоговой системы немаловажное значение уделяется анализу мирового опыта, несмотря на историческую обусловленность правовой системы общества и принцип преемственности в праве. Это позволяет совершенствовать, актуализировать налоговую систему страны, способствовать повышению её эффективности, рациональности и гармонизации с целью достижения адекватности налоговой системы и её соответствия насущным потребностям общества и государства.

Рассмотрим процесс налогообложения физических лиц в Республике Беларусь и Франции на примере анализа элементов подоходного налога с физических лиц.

В качестве первого элемента рассмотрим налогоплательщиков. Согласно

законодательства Респулики Беларусь, плательщиками подоходного налога с физических лиц признается отдельное физическое лицо, получившее доход [1]. Во Франции, в отличие от Беларуси, подоходным налогом облагается вся семья в целом, поэтому его называют подоходным налогом с домохозяйства. При этом под семьей понимаются супруги и их дети: не достигшие 18 лет; не состоящие в браке и моложе 21 года; студенты моложе 25 лет [2].

Принцип определения резидентства налогоплательщиков одинаковый и во Франции, и в Беларуси. Налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории государства не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налогообложению подлежат налоговые резиденты и нерезиденты.

Рассмотрим второй элемент подоходного налога - объект налогообложения. В качестве объекта налогообложения подоходным налогом с физических лиц в Республике Беларусь выступают доходы, полученные плательщиками как от источников в Республике Беларусь, так и от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь; от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, которые являются нерезидентами [1].

Во французской системе принципы налогообложения резидентов и нерезидентов схожи с белорусской системой. Однако объектом налогообложения является среднедушевой доход семьи, который определяется следующим образом:

1) суммируют годовые доходы всех членов семьи и получают ее совокупный годовой

доход;

2) из совокупного дохода семьи вычитают определенные виды расходов, которые налогом не облагаются, и получают семейную налоговую базу;

© Сорока А.Н., Ковалевская А.Л., 2015 г.

3) семейную налоговую базу делят на коэффициент размера семьи и получают налогооблагаемую долю одного члена семьи, или среднедушевой доход семьи.

Семейный коэффициент во Франции определяется в зависимости от количества членов семьи и семейного положения (Таблица 1).

Таблица 1

Семейный коэффициент во Франции

Семейное положение Коэффициент

Одинокий холостяк или незамужняя женщина без детей 1

Семья из двоих супругов без несовершеннолетних детей 2

Семья из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком 2,5

Семья из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми 3

Семья из двоих супругов с тремя несовершеннолетними детьми 4

Семья вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком 2,5

Семья вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком 3

Семья вдовы/вдовца с тремя несовершеннолетними детьми 4

Семья одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с одним несовершеннолетним ребёнком 2

Семья одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с двумя несовершеннолетними детьми 2,5

Определение среднедушевого дохода семьи во Франции необходимо для определения ставки подоходного налога [2].

В качестве третьего элемента рассмотрим налоговые ставки. В белорусском налоговом законодательстве ставки подоходного налога с физических лиц выступают в виде фиксированного процента к налоговой базе. Они не зависят от величины налоговой базы и устанавливаются в зависимости от налогового статуса физического лица и вида полученного дохода.

Согласно налоговому законодательству в Республике Беларусь предусмотрены следующие ставки подоходного налога с физических лиц:

-для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, однако, следует отметить, что с 2015 года планируется увеличение до 13%;

-для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15%;

-для резидентов Парка высоких технологий - 9%;

- ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 12% [1].

Во Франции налоговые ставки прогрессивные и зависят от величины налоговой базы (Таблица 2) [2].

Таблица 2

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц во Франции (на 2013 г.)

Среднедушевой доход семьи, евро в год Размер ставки, %

До 5 963 0

От 5 963 до 11 896 5,5

От 11 897 до 26 420 14

От 26 421 до 70 830 30

От 70 831 до 150 000 41

От 150 001 до 1 000 000 45

Свыше 1 000 000 75

Четвертым элементом налога являются налоговые льготы. По белорусскому законодательству налоговые льготы по подоходному налогу с физических лиц можно условно разделить на две группы. Первая группа - доходы, освобождаемые от налогообложения в полном размере (ст. 163 НК РБ). Вторая группа - налоговые вычеты: стандартные (ст. 164 НК

РБ), социальные (ст. 165 НК РБ), имущественные (ст. 166 НК РБ) и профессиональные (ст. 167 НК РБ).

Во французской системе существуют доходы, не облагаемые налогом, и расходы, уменьшающие доход наподобие белорусских, но в более расширенном списке.

В Республике Беларусь существуют стандартные вычеты для отдельных категорий налогоплательщиков и вычеты на детей.

Например, при определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:

- в размере 630000 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 3830000 белорусских рублей в месяц;

- в размере 180000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца [1].

Во французской налоговой системе, кроме необлагаемого дохода, существует вычет за ребенка-военнослужащего - это фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год без подтверждения расходов). Можно присовокупить доход ребенка-военнослужащего к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребенком, причем даже если он уже совершеннолетний и имеет свою семью. Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребенка или другого иждивенца на содержание семьи.

Во Франции существуют социальные налоговые вычеты, которые предоставляются:

- по медицинским расходам, например на лекарства;

- по расходам страхования жизни (своей и членов семьи);

- по отчислениям в фонды медицинского и социального страхования;

- по расходам на содержание детей в яслях и детских садах;

- по расходам на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах;

- по расходам на содержание недееспособных членов семьи [2].

В Беларуси также существуют социальные вычеты, которые предоставляются:

- по расходам на собственное обучение;

- по расходам на обучение близких родственников;

- по расходам страхования жизни в сумме не превышающей 12000000 белорусских рублей;

- по медицинским расходам, например на лекарства, услуги по лечению,

предоставленные налогоплательщику, супругу (супруге), родителям, детям [3].

Во Франции предусмотрены семейные вычеты - это расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи, а также охрану дома.

В Беларуси предоставляются следующие имущественные вычеты:

- в сумме фактически произведенных плательщиком расходов на строительство, в том числе приобретение жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, а также погашение кредитов банков;

- в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением или отчуждением возмездно отчуждаемого имущества.

Во Франции профессиональные вычеты предоставляются по расходам, понесенным работающими членами семьи:

- на оплату профессионального обучения (семинары, курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т. п.);

- транспортные расходы на проезд до работы и с работы;

- покупку спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (компьютеры, ноутбуки, телефоны, оргтехнику);

- рабочие обеды;

- аренду личного офиса и прочие рабочие или профессиональные расходы [2].

В Республике Беларусь право применить профессиональные налоговые вычеты имеют следующие категории плательщиков:

- индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты) (вычет составляет 10% от

общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности);

- плательщики, получающие вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности.

Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, плательщики имеют право применить профессиональный налоговый вычет в следующих размерах:

20% от суммы начисленного дохода - по произведениям литературы, драматическим и музыкально-драматическим произведениям и т.д.;

30% от суммы начисленного дохода - по аудиовизуальным произведениям, произведениям архитектуры, садово-паркового искусства и т.д.;

40% от суммы начисленного дохода - по музыкальным произведениям с текстом или без текста; произведениям скульптуры, живописи, графики и другим произведениям изобразительного искусства;

- спортсмены и их тренеры, получающие доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях - в отношении таких доходов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением такой деятельности:

- по оплате проезда к месту соревнований (игр, выступлений) и обратно;

- на проживание в период участия в соревнованиях (играх, выступлениях);

- по оплате стоимости спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы;

- по оплате фармакологических и восстановительных средств и других препаратов [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применяемые налоговые политики в

области налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь и во Франции оправданы, исходя из существенных различий в уровне доходов населения и экономического развития страны. Особенностью французской налоговой системы является ее гибкость в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок. Для дальнейшего эффективного развития налоговой системы Республики Беларусь необходимо совершенствование налогового законодательства, поэтапное снижение уровня налогообложения, уменьшение количества налогов и платежей, расширение системы льгот и скидок. Такие меры приведут к более эффективному распределению ресурсов, созданию необходимых макроэкономических условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Литература

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): принят Палатой представителей 15 ноября 2002г.: одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 31.12.2013. -Минск,2004г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный сайт Министерства Экономики и Финансов Фрации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economie.gouv.fr/- Дата доступа: 09.12.2014.

3. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ - Дата доступа: 09.12.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.