Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ РОССИИ И МОНГОЛИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ РОССИИ И МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова А.Ю., Лебединский В.Ю., Сухинина К.В., Эрдэнэпурэв Л., Тумэнтугс Дорждамба

Цель исследования - провести сравнительный анализ формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов-первокурсников России и Монголии. Методика и организация исследования. Было обследовано 165 студентов 1-го курса обучения Иркутского государственного университета (ИГУ), проживающих в г. Иркутске (Россия), и 273 студента 1-го курса обучения Монгольского государственного университета (МонГУ), проживающих в г. Улан-Баторе (Монголия). Применён метод анкетирования с использованием анкеты-опросника из 29 вопросов. Результаты исследования и выводы. Анкетирование показало, что полностью согласны с утверждением, что «занятия физической культурой укрепляют здоровье», 67% опрошенных в Иркутском государственном университете, а в Монгольском университете - 74%. В ИГУ 47% студентов считают, что заниматься физической культурой и спортом модно и престижно, а в МонГУ - 53% обучающихся. На вопрос: «Считаете ли Вы физическую культуру и спорт необходимым элементом общей культуры личности?» - в ИГУ ответили «да» 64%, «нет» - 11% студентов, а в Монгольском университете - 77% и 3% соответственно. Согласно полученным результатам одной из приоритетных культурных ценностей студентов России и Монголии является здоровье. Студенты МонГУ проявляют более ответственное отношение к ЗОЖ в сравнении со студентами ИГУ, что объясняется передачей национальных исторических традиций и опытом использования жизненных навыков, связанных с природно-климатическими условиями проживания, самобытностью жизни и труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова А.Ю., Лебединский В.Ю., Сухинина К.В., Эрдэнэпурэв Л., Тумэнтугс Дорждамба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-MOTIVATIONAL ATTITUDE OF FIRST-YEAR STUDENTS OF RUSSIA AND MONGOLIA TO HEALTHY WAY OF LIFE: COMPARATIVE ANALYSIS

Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the formation of the value-motivational attitude of the Russian and Mongolian first-year students to a healthy way of life. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 165 first-year students of Irkutsk State University (Russia), residents of Irkutsk, and 273 first-year students of National University of Mongolia, residents of Ulaanbaatar (Mongolia). They were subjected to a questionnaire survey (the questionnaire form offered 29 questions). Results and conclusions. The survey showed that most of the students agreed with the statement that "physical education makes you fit and healthy": 67% of Irkutsk State University students and 74% of those studying at National University of Mongolia. At Irkutsk State University, 47% of students considered physical education and sports activities to be fashionable and prestigious, at National University of Mongolia - 53%. When asked "Do you find physical education and sport a necessary element of the general culture of an individual?", 64% of Irkutsk State University students answered "yes", 11% - "no", while National University of Mongolia students - 77% and 3%, respectively. According to the findings, one of the priority cultural values of the Russian and Mongolian students is health. The students of National University of Mongolia demonstrated a more responsible attitude towards a healthy way of life as compared to the students of Irkutsk State University, which is due to the transmission of the national historical traditions and experience in the use of life skills related to the natural and climatic conditions, authentic life and work experience.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ РОССИИ И МОНГОЛИИ»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ М0ТИВАЦИ0НН0-ЦЕНН0СТН0Г0 ОТНОШЕНИЯ К ЗД0Р0В0МУ 0БРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТ0В-ПЕРВ0КУРСНИК0В Р0ССИИ И М0НГ0ЛИИ

УДК/UDC 37.037.2

Поступила в редакцию 15.07.2020 г.

Информация для связи с автором: kolesanna@mail.ru

А.Ю. Колесникова1

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1, 2 Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина1 Магистр педагогических наук Л. Эрдэнэпурэв3 Докторант Дорждамба Тумэнтугс3

1 Иркутский государственный университет, Иркутск

2 Иркутский национальный исследовательский университет, Иркутск

3 Монгольский государственный университет, Улан-Батор, Монголия

VALUE-MOTIVATIONAL ATTITUDE OF FIRST-YEAR STUDENTS OF RUSSIA AND MONGOLIA TO HEALTHY WAY OF LIFE: COMPARATIVE ANALYSIS

A.Y. Kolesnikova1

Dr. Med., Professor V. Yu. Lebedinsky1, 2 PhD, Associate Professor K.V. Sukhinina1 Master of Education L. Erdenepurev3 Doctoral student Dorzhdamba Tumentugs3

1 Irkutsk State University, Irkutsk

2 Irkutsk National Research University, Irkutsk

3 Mongolian State University, Ulaanbaatar, Mongolia

Аннотация

Цель исследования - провести сравнительный анализ формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов-первокурсников России и Монголии.

Методика и организация исследования. Было обследовано 165 студентов 1-го курса обучения Иркутского государственного университета (ИГУ), проживающих в г. Иркутске (Россия), и 273 студента 1-го курса обучения Монгольского государственного университета (МонГУ), проживающих в г. Улан-Баторе (Монголия). Применён метод анкетирования с использованием анкеты-опросника из 29 вопросов.

Результаты исследования и выводы. Анкетирование показало, что полностью согласны с утверждением, что «занятия физической культурой укрепляют здоровье», 67% опрошенных в Иркутском государственном университете, а в Монгольском университете - 74%. В ИГУ 47% студентов считают, что заниматься физической культурой и спортом модно и престижно, а в МонГУ - 53% обучающихся. На вопрос: «Считаете ли Вы физическую культуру и спорт необходимым элементом общей культуры личности?» - в ИГУ ответили «да» 64%, «нет» - 11% студентов, а в Монгольском университете - 77% и 3% соответственно.

Согласно полученным результатам одной из приоритетных культурных ценностей студентов России и Монголии является здоровье. Студенты МонГУ проявляют более ответственное отношение к ЗОЖ в сравнении со студентами ИГУ, что объясняется передачей национальных исторических традиций и опытом использования жизненных навыков, связанных с природно-климатическими условиями проживания, самобытностью жизни и труда.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенты, физическая культура.

Abstract

Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the formation of the value-motivational attitude of the Russian and Mongolian first-year students to a healthy way of life.

Methods and structure of the study. Sampled for the study were 165 first-year students of Irkutsk State University (Russia), residents of Irkutsk, and 273 first-year students of National University of Mongolia, residents of Ulaanbaatar (Mongolia). They were subjected to a questionnaire survey (the questionnaire form offered 29 questions).

Results and conclusions. The survey showed that most of the students agreed with the statement that "physical education makes you fit and healthy": 67% of Irkutsk State University students and 74% of those studying at National University of Mongolia. At Irkutsk State University, 47% of students considered physical education and sports activities to be fashionable and prestigious, at National University of Mongolia - 53%. When asked "Do you find physical education and sport a necessary element of the general culture of an individual?", 64% of Irkutsk State University students answered "yes", 11% - "no", while National University of Mongolia students - 77% and 3%, respectively.

According to the findings, one of the priority cultural values of the Russian and Mongolian students is health. The students of National University of Mongolia demonstrated a more responsible attitude towards a healthy way of life as compared to the students of Irkutsk State University, which is due to the transmission of the national historical traditions and experience in the use of life skills related to the natural and climatic conditions, authentic life and work experience.

Keywords: health, healthy way of life, students, physical education.

Введение. Студенты - это основной трудовой резерв нашей страны. В связи с этим огромную роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями [2].

Разнообразные аспекты здоровья студенческой молодёжи различных образовательных учреждений были и остаются предметом пристального внимания исследователей [1, 3-5]. Однако на сегодняшний день очень мало сравнительных и обобщающих работ о состоянии здоровья и мотивационно-

№4 • 2021 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

> ■С

а

ч-

0 (U

а ■а с

го

>

о ш л I-

ценностном отношении к здоровому образу жизни студентов разных государств.

Цель исследования - проанализировать сформированное отношения студентов к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой с учетом этнонациональных особенностей.

Методика и организация исследования. В октябре 2019 г. было проведено анонимное анкетирование с использованием анкеты-опросника [4]. В анкетировании участвовало 165 студентов 1-го курса обучения Иркутского государственного университета (ИГУ), проживающих в г Иркутске (Россия). и 273 студента 1-го курса обучения Монгольского государственного университета (МонГУ), проживающих в г Улан-Баторе (Монголия). Анкета состояла из 29 вопросов, которые позволяют определить отношение молодёжи к занятиям физической культурой и состояние здоровья, а также помогают определить уровень жизни [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных были студенты от 17 до 19 лет, 56 % - девушки и 44 % - юноши.

На вопрос: «Как Вы оцениваете своё состояние здоровья?» - 54 % студентов МонГУ ответили «хорошо», а 37 % студентов ИГУ - «отлично» и 35 % - «хорошо». Также на вопрос: «Сколько дней Вы пропускаете по болезни?» - 42 % первокурсников ИГУ ответили «не пропускаю вообще» и 58 % -из Монгольского университета. На вопрос: «Довольны ли Вы своим здоровьем?» - 68 % студентов МонГУ ответили «да» и «скорее да, чем нет», а в ИГУ - 88 %. Относительно соответствия своего стиля жизни критериям ЗОЖ из 5 баллов 75 % первокурсников ИГУ и 76 % из МонГУ оценили свое здоровье на «3» и «4». Положительное отношение к занятиям физической культурой в МонГУ выразили 91 %, а «безразлично» - 5 % студентов. В ИГУ «положительно» - 82 % студентов, а «безразлично» - 18 %.

Полностью согласны с утверждением, что занятие физической культурой укрепляет здоровье, 67 % первокурсников в ИГУ и 74 % в МонГУ. Утреннюю гимнастику выполняет 76 % студентов в МонГУ и 17 % в ИГУ.

Студенты-первокурсники МонГУ посещают занятия физической культуры с целью укрепления здоровья, получения навыков, которые пригодятся в жизни, развития физических

л государственный университет '

■ МОНГОЛ1

10 Участие в спортнвнондеятельности 9 Снятие эмоцноналвногонапряження 8 Требование родителей (родственников, близких. Улучшение внешнего вида б Приобретен

5 Обретение уверь

4 Желание Obitb здоровым 3 Необходпмостьучебнонпрограммы и получение 2 Общение с друзвями 1 Совершенствоваться физически

Л ркутский i осударственный университет %

29% 31%

5 5% 53%

56% ■ 59%

■ 4G% 45%

Рис. 1. Результаты анкетирования: «Мотивы посещения занятий по физической культуре»

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Что Вам мешает заниматься физической культурой?»

качеств. У студентов ИГУ несколько иные приоритеты - улучшение внешнего вида, получение зачёта/оценки и укрепление здоровья (рис. 1).

Студентов, считающих, что заниматься физической культурой и спортом модно и престижно, - 53 % в МонГУ и 47 % -в ИГУ, а затрудняются ответить 40 % обучающихся на 1-м курсе в МонГУ и 31% - в ИГУ.

По мнению первокурсников МонГУ занятиям физической культурой мешает отсутствие времени, а студенты ИГУ признают, что основная причина - лень и отсутствие времени (рис. 2).

На вопрос: «Считаете ли Вы физическую культуру и спорт необходимым элементом общей культуры личности?» - в Монгольском университете ответили «да» 77 %, «нет» - 3 %, затруднились ответить 20 % студентов. В Иркутском университете ответили «да» 64 %, «нет» - 11%, затруднились ответить 26 %.

Выводы. Большинство студентов-первокурсников обоих вузов согласны с утверждением, что занятия физической культурой укрепляют здоровье, но теоретическое представление о ЗОЖ расходится с их повседневными способами его сохранения. Отсутствие объективных причин, которые мешают заниматься физической культурой и спортом, указывает на то, что студенты-первокурсники ещё плохо адаптировались к изменившимся условиям жизни и режиму обучения в вузе.

Таким образом, у студентов-первокурсников МонГУ выявлено более мотивированное отношение к ведению здорового образа жизни, чем у студентов-первокурсников ИГУ. Этому способствует передача национальных исторических традиций и опыт использования жизненных навыков, связанных с природно-климатическими условиями проживания, самобытностью жизни и труда.

Литература

1. Антонова Е.В. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления: автореф. дис. ... докт. мед. наук / Е.В. Антонова. - М., 2011. - 42 с.

2. Зиновьев Н.А. Формирование здорового образа жизни у студентов технического вуза в процессе занятия физической культуры: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Зиновьев. - Санкт-Петербург, 2017. - 213 с.

3. Колесникова А.Ю. Особенности формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов [Текст] / А.Ю. Колесникова, В.Ю. Лебединский, К.В Сухинина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 3. - С. 60-63.

4. Соловьев Г.М. Формирование социально-духовных ценностей здоровьесберегающей жизнедеятельности студенческой молодёжи средствами физической культуры / Г.М. Соловьев, И.Р. Та-расенко. - М.: ИЛЕКСА, 2010. - 194 с.

References

1. Antonova E.V. Zdorovye rossiyskikh podrostkov 15-17 let: sostoya-nie, tendentsii i nauchnoe obosnovanie programmy ego sokhraneniya i ukrepleniya [Health of Russian 15-17-year-old adolescents: state, trends and scientific substantiation of program of its protection and strengthening]. Doct. diss. abstract. Moscow, 2011.42 p.

2. Zinoviev N.A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u studentov teh-nicheskogo vuza v protsesse zanyatiya fizicheskoy kultury [Formation of healthy lifestyle among technical university students in physical education process]. PhD diss.. St. Petersburg, 2017.213 p.

3. Kolesnikova A.Yu., Lebedinsky V.Yu., Sukhinina K.V. Osobennosti formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni u studentov [Formation of healthy lifestyle among technical university students in physical education process]. Fizicheskaya kul-tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. No. 3.777 pp. 60-63.

4. Soloviev G.M., Tarasenko I.R. Formirovanie sotsialno-dukhovnykh tsennostey zdorovesberegayuschey zhiznedeyatelnosti stu-dencheskoy molodezhi sredstvami fizicheskoy kultury [Formation of health-preserving social values of students by means of physical education]. Moscow: ILEKSA publ., 2010. 194 p.

5. Altantsetseg L., Lkhagvasuren G., Gundegmaa L.. Tradition and Learning Methodology basis for the formation of the Mongolian National Sport. Bulletin of Nippon Sport Science University. Vol 44, no. 1. Tokyo. 2014. p.33-356

30

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.