Научная статья на тему 'Сравнительный анализ монетарного поведения городских и сельских жителей (эмпирический опыт)'

Сравнительный анализ монетарного поведения городских и сельских жителей (эмпирический опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ДЕНЬГИ / MONEY / СЕЛО / ГОРОД / CITY / ТЕРРИТОРИЯ / МЕСТНОСТЬ / AREA / МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / РЫНОК / РЕФОРМЫ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / TOWN / TERRAIN MODEL / MARKET REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Совалева Дарья Александровна

Каждое общество в современном мире формирует свою денежную культуру, которая характеризуется как общими чертами, свойственными мировым тенденциям, так и особенными. Традиционно деньги как объект познания относили к экономической науке, рассматривающей их как средство обмена, которые служат облегчением торговли, но в настоящее время необходимо переосмысление традиций изучения денег, ведь обращение денег регулируется не только экономическими, но и социальными законами. Анализ денег с экономической стороны не дает возможности в полной мере понять их роль, которую они выполняют в жизни общества. Для этого необходимо использовать социологический подход, охватывающий все формы проявления денег в их взаимозависимости и целостности и позволяющий выявить многообразие функций денег в социальном взаимодействии. С переходом к рыночным отношениям возросла социальная роль денег, произошло изменение формы, структуры, стратегии и инструментов их инвестирования и сбережения, появление принципиально новых видов расчетов и денег, источников дохода, и, как следствие, появились более разнообразные виды монетарного поведения. Кризисы последних лет привели к необходимости переосмысления их стратегий, к более глубокому исследованию ценностей и ориентации личности. Денежная культура любого общества характеризуется как общими, так и особыми чертами. Очевидно, что понимание процессов, происходящих в обществе, основанном на монетарной экономике, невозможно без учета места и роли денег в социальных системах. Специфика монетарного поведения в условиях модернизации общества может выступать как фактором, способствующим проведению социальных, политических преобразований, так и тормозом политического и социально-экономического развития страны. Сегодня деньги могут быть и причиной разобщения людей, и инструментом адаптации человека в обществе. Под монетарным поведением мы понимаем вид экономической деятельности, которая связана с оперированием исключительно денежными ресурсами, которые основаны на сложившихся установках и правилах обращения с деньгами. Монетарное поведение человека является его экономической культурой, которая, в свою очередь, является частью его общей культуры, его поведения, связанного с мотивами деятельности, ценностными ориентациями, потребностями, интересами. Она включает экономические знания и результат функционирования социальных институтов, которые относятся к экономической сфере, продукт деятельности социальных групп. В массовом сознании деньги являются одним из универсальных проявлений успеха. На сегодняшний день они в большинстве случаев определяют стартовые возможности человека. В процессе социализации молодежь усваивает уже существующие образцы поведения, в том числе монетарного. Однако прежние ценности, нормы, существующие образцы поведения, мотивы населения становятся уже неприменимыми к новым условиям. Молодежь оказывается в условиях, когда необходимо вырабатывать новые модели монетарного поведения, иначе они могут столкнуться с трудностями интеграции в социально-экономические отношения, молодежь находится на стадии профессионального самоопределения, когда особенно необходимо успешно включиться в экономический процесс. Таким образом, в современных условиях изучение монетарного поведения и денежных практик представляет особый теоретическую актуальность и эмпирический интерес. Рассмотрение функционирования денег в обществе, их места в системе социальных ценностей, особенностей денежной культуры является приоритетной задачей социологического изучения денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS MONETARY BEHAVIOR URBAN AND RURAL RESIDENTS (EMPIRICAL EXPERIENCE)

Every society in the modern world created its money culture, which is characterized as the common features inherent global trends and special. Traditionally, money as the object of knowledge attributed to economics, to consider them as a means of exchange, which serve as trade facilitation, but now needs rethinking traditional study of money, because money circulation is regulated not only economic but also social laws. Analysis of the money from the economic side makes it impossible to fully understand their role they perform in society. To do this, you must use a sociological approach that covers all forms of money in their interdependence and integrity and allows you to identify the variety of functions of money in social interaction. With the transition to a market economy has increased social role of money has changed shape, structure, strategies, and tools of investment and savings, the emergence of new types of payments and money, sources of income and, as a consequence, there were a variety of monetary behavior. The crises of recent years have led to the need to rethink their strategies for a deeper study of values ​​and orientation of the individual. Monetary culture of any society is characterized by both general and specific features. It is clear that the understanding of the processes occurring in a society based on the monetary economy, is impossible without taking into account the place and the role of money in social systems. Specificity of monetary behavior in the modernization of the society can act as a factor contributing to the implementation of social, political transformations, and brake the political and socio-economic development of the country. Today, the money can be a cause of separation of people and tools to adapt in society. Under the monetary behavior we understand the kind of economic activity, which is associated with the financial resources exclusively to handling, which are based on existing installations and the rules of money management. Monetary behavior is its economic culture, which, in turn, is part of his general culture, his behavior related to the activities of the motives, values, needs, interests. It includes economic knowledge and the result of the functioning of social institutions that belong to the economic sphere, the product of the activities of social groups. In the mass consciousness of money is one of the manifestations of universal success. Today, they are in most cases determine the starting opportunities of man. In the process of socialization of young people assimilate existing patterns of behavior, including monetary. However, the old values, norms, existing patterns of behavior, the motives of the population are no longer applicable to the new conditions. The youth is in an environment where you need to develop new models of monetary behavior, otherwise they may face difficulties in the integration of socio-economic relations, the youth is in the process of professional self-determination, especially when you need to successfully engage in the economic process. Thus, in modern conditions to study the behavior of monetary and financial practices of particular relevance theoretical and empirical interest. Review of the functioning of money in society and their place in the system of social values, especially cash crops is a priority for the sociological study of money.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ монетарного поведения городских и сельских жителей (эмпирический опыт)»

Т.Н. Иванова, Д.А. Совалева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ...

УДК 316.334.2:336.74

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

© 2015

Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология» Д.А. Совалева, студентка кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Каждое общество в современном мире формирует свою денежную культуру, которая характеризуется как общими чертами, свойственными мировым тенденциям, так и особенными. Традиционно деньги как объект познания относили к экономической науке, рассматривающей их как средство обмена, которые служат облегчением торговли, но в настоящее время необходимо переосмысление традиций изучения денег, ведь обращение денег регулируется не только экономическими, но и социальными законами. Анализ денег с экономической стороны не дает возможности в полной мере понять их роль, которую они выполняют в жизни общества. Для этого необходимо использовать социологический подход, охватывающий все формы проявления денег в их взаимозависимости и целостности и позволяющий выявить многообразие функций денег в социальном взаимодействии. С переходом к рыночным отношениям возросла социальная роль денег, произошло изменение формы, структуры, стратегии и инструментов их инвестирования и сбережения, появление принципиально новых видов расчетов и денег, источников дохода, и, как следствие, появились более разнообразные виды монетарного поведения. Кризисы последних лет привели к необходимости переосмысления их стратегий, к более глубокому исследованию ценностей и ориентации личности. Денежная культура любого общества характеризуется как общими, так и особыми чертами. Очевидно, что понимание процессов, происходящих в обществе, основанном на монетарной экономике, невозможно без учета места и роли денег в социальных системах. Специфика монетарного поведения в условиях модернизации общества может выступать как фактором, способствующим проведению социальных, политических преобразований, так и тормозом политического и социально-экономического развития страны. Сегодня деньги могут быть и причиной разобщения людей, и инструментом адаптации человека в обществе. Под монетарным поведением мы понимаем вид экономической деятельности, которая связана с оперированием исключительно денежными ресурсами, которые основаны на сложившихся установках и правилах обращения с деньгами. Монетарное поведение человека является его экономической культурой, которая, в свою очередь, является частью его общей культуры, его поведения, связанного с мотивами деятельности, ценностными ориентациями, потребностями, интересами. Она включает экономические знания и результат функционирования социальных институтов, которые относятся к экономической сфере, продукт деятельности социальных групп. В массовом сознании деньги являются одним из универсальных проявлений успеха. На сегодняшний день они в большинстве случаев определяют стартовые возможности человека. В процессе социализации молодежь усваивает уже существующие образцы поведения, в том числе монетарного. Однако прежние ценности, нормы, существующие образцы поведения, мотивы населения становятся уже неприменимыми к новым условиям. Молодежь оказывается в условиях, когда необходимо вырабатывать новые модели монетарного поведения, иначе они могут столкнуться с трудностями интеграции в социально-экономические отношения, молодежь находится на стадии профессионального самоопределения, когда особенно необходимо успешно включиться в экономический процесс. Таким образом, в современных условиях изучение монетарного поведения и денежных практик представляет особый теоретическую актуальность и эмпирический интерес. Рассмотрение функционирования денег в обществе, их места в системе социальных ценностей, особенностей денежной культуры является приоритетной задачей социологического изучения денег.

Ключевые слова: поведение, молодежь, деньги, село, город, территория, местность, модель, адаптация, сознание, рынок, реформы, личность.

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живут люди. Можно отметить, что у городских и сельских жителей складываются различные образы жизни. Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей.

Факторы, воздействующие на личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции. Для села характерны «открытость» общения, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация. Другими являются условия социализации личности в городе [1]. Современный город - сосредоточение материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочисленных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни. Город увеличивает мобильность людей. За единицу времени горожане получают большой объем различного рода информации. Таким образом, непосредственное влияние на особенности монетарного поведения и отношению к деньгам оказывает влияние место жительства.

В ходе исследования нами было проведено интер-

вью. Применение данного метода дало нам возможность выявить различия монетарного поведения городских и сельских жителей.

В нем участвовали 12 человек. Респондентам было предложено несколько вопросов, касающихся их отношения к деньгам, отношению к появившимся сравнительно недавно безналичным способам оплаты, использованию кредитов, особенностям монетарного поведения.

Были опрошены жители городского округа Тольятти и сельские жители. Как городские, так и сельские жители легко шли на контакт. В целом можно сказать, что респондентов, предложенная тема очень заинтересовала. Многие респонденты оказались обеспокоены нынешним положением дел, касающихся ценностных ориентаций современных жителей вообще и монетарного поведения, в частности. Большую активность в беседе проявляли женщины, которые своих высказываниях стремились привести как можно больше аргументов.

Что же касается мужчин, то во время интервью многие вели себя пассивно, внутренне зажимались, терялись при ответах на вопросы или же ограничивались двумя словами.

И все же вышеперечисленное нельзя отнести ко всем мужчинам, принявших участие в исследовании, поставить на них штамп социально-пассивных людей. Среди них были и те, кто отнесся к интервью весьма серьезно, давали четкие, развернутые ответы на заданные вопро-

Т.Н. Иванова, Д.А. Совалева экономические

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ... науки

сы.

Перед тем, как перейти непосредственно к анализу полученных данных, необходимо сделать замечание, что в рассуждениях относительно предложенной темы нами были выявлены различий как между жителями города и жителями сельской местности, также различия в возрастных категориях.

Перед нами стояла задача выяснить, что является для респондентов ценным в жизни, на какие ценности они ориентируются. В обществе произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке ценностей.

По оценкам исследователей, современное поколение в качестве ориентира выбирает «западные» ценности - стремление к индивидуализму и материальному благополучию. Большее значение для молодых людей начинает приобретать ориентация на потребление материальных благ, чем на достижение каких-либо других ценностей [2]. В связи с этим респондентам был предложен вопрос, касающихся их ценностных ориентаций.

Исходя из ответов, можно предположить, что здоровье занимает самое важное место в жизни людей, наряду со здоровьем самым ценным в жизни людей стоит сама жизнь. Большинство интервьюируемых признались, что основной жизненной ценностью для них является семья: «На первом плане у меня, безусловно, семья. Именно семье я благодарна за хорошее воспитание, крышу над головой и моральную поддержку. Только семья придет на помощь, когда окружающие от тебя откажутся» (ж.21 год, жительница села); «Ценность саморазвития и семейные ценности. Для меня важно реализоваться в жизни, как в плане карьеры, так и в создании собственной семьи. А также мне важно сохранение теплых отношений с близкими людьми» (ж.21 год, жительница города). Уже здесь мы можем наблюдать различия между девушками, проживающими в разной местности, у жительницы городу наряду с семейными ценностями проявляется стремление к саморазвитию и карьерному росту.

«Самое ценное - это дети, здоровье моих детей ну и мое здоровье тоже» (ж.41 года, жительница села); «Для меня семья большое значение имеет, воспитание детей, а также мои друзья, именно на поддержку жены и лучших друзей я могу я рассчитывать в трудные моменты» (м. 47 лет, житель села); «Да много чего в жизни может быть ценного.здоровье, деньги, работа, семья, даже не знаю, что поставить на первый план. Сейчас я хочу устроиться на высокооплачиваемую работу, чтобы была возможность делать что захочу, развлекаться, может куда-нибудь поехать, мир посмотреть. Ну а потом уже, можно и семье будет подумать» (м. 23 года, житель города). Также мы можем увидеть различия между мужчинами и женщинами, мужчины, наряду с семьей ставят отношения с друзьями, проявляется ценность денег и работы.

Итак, по результатам обработки первого вопроса мы можем предположить, что респонденты из всех жизненных ценностей отдают предпочтение жизни как ценности, здоровью и семье.

Нельзя не отметить важность для городской молодежи стремление к самореализации и удовлетворению своих интересов. В ответах респондентов прозвучало желание построить карьеру, достичь высокого дохода. Все это подтверждает предположение о все возрастающем доминировании прагматических установок в сознании молодежи. Но все-таки духовные ценности продолжают играть важную роль в жизни людей и сосуществовать на равных позициях с материальными.

Большинство участников сказали, что они предпочитают копить деньги. «Без определенной суммы в заначке мне просто страшно жить. Деньги в нашей жизни решают если не все, то очень многое, поэтому всегда необходимо иметь какую-то сумму» (ж., 41 год, жительница села). Даже если у них нет сейчас возможности делать сбережения, то они все равно считают, что копить 22

деньги необходимо: «Конечно, предпочел бы, но сейчас у меня нет такой возможности» (м.,28 лет, житель села). Для того чтобы накопить деньги, надо в чем то отказывать себе, быть экономным. Как показали результаты исследования, большинство респондентов считают себя экономными, особенно когда у них фиксированная сумма денег. «Когда есть деньги я расточительный, а когда нет - экономный, так определенно и не могу сказать» (мужчина, 51 год, житель города). «Экономный, у меня нет столько денег, чтобы быть расточительным» (м., 47 лет, житель села). Молодые люди чаще считают себя расточительными: «Я расточительный, даже не успеваю заметить, как у меня заканчиваются деньги» (м., 23 года, житель города). «Я расточительный человек, который старается накопить часть денег, которые не успела растратить» (ж., 21 год, жительница села). Однако, мы не можем утверждать, что такие черты как экономность и расточительность зависят от возраста человека, так как среди старшего поколения встречались такие ответы: «Считаю себя расточительной, часто покупаю вещи, которые впоследствии мне не нужны» (ж., 34 года, жительница города); среди молодежи -«Экономный, не люблю слишком много тратить денег» (м.,21 год, житель села).

Основной вывод из этих ответов в том, что в целом респонденты, считают себя экономными, но если у них есть деньги, они готовы их тратить на любые вещи, даже, которые им не нужны. Люди стремятся накопить деньги, потому что заработная плата небольшая, и они не могут позволить купить все необходимое без накоплений. Основными целями накопления являются: покупка квартиры, машины, сделать ремонт в квартире, поправить здоровье, отдохнуть, и на любые мелочи. Здесь мы можем увидеть отличительные черты, у респондентов, которые в настоящее время имеют кредит, основной целью накоплений служит, погашение этого кредита, они стремятся выплатить его быстрее, чтобы меньше переплатить. Молодые люди, напротив, копят, чтобы была удовлетворить свои потребности: «Отдохнуть всей семьей летом» (м., 28 лет, житель города); «Только для какого-либо развития, например, открыть свое дело» (м., 28 лет, житель села); «Собираюсь сделать сбережения в ближайшее время для того, чтобы поправить свое здоровье (пройтилечение)» (ж., 21 год, жительница города).

Также цель накопления зависит от материального достатка человека, некоторым даже на покупку недорогих товаров приходится копить: «Я коплю абсолютно на все: на стол, стулья, технику, даже на мелочи. Я всегда сначала коплю, а потом что-то покупаю» (ж., 47 лет, жительница села).

В последнее время широкое распространение получили распространение кредита и рассрочки, в связи с этим мы решили узнать, готовы ли люди пользоваться данными услугами и на что готовы взять деньги в долг у банка. Как показали результаты исследования, при возникновении финансовых трудностей, в большинстве случаев, респонденты предпочли бы попросить в долг у родственников, нежели взять кредит в банке. Они обосновывали тем, что родным не надо платить проценты. Но отличительными были ответы женщин, проживающих в городе, они сделали выбор в пользу кредита, обосновывая это: «Кредит в банке меня дисциплинирует» (ж. 40, жительница города); «Взять кредит, тогда не возникнет неловких ситуаций и расспросов со стороны родственников - на какие цели, зачем» (ж.34 года, жительница города).

Отношения к кредиту и рассрочке, также неоднозначно. Некоторые придерживаются точки зрения, что кредит делает людей зависимыми от банка, другие, что помогает приобрести нужную вещь, когда нет такой возможности. В основном, люди готовы взять кредит для совершения крупных покупок, например, квартиры, машины, а также, если срочно понадобится помощь родным: «На покупку дома, при условии, что возьму его в

Т.Н. Иванова, Д.А. Совалева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ...

ипотеку. Возможно также на покупку автомобиля, вижу в этом смысл» (ж., 21 год, жительница села); «На покупку жилья, машины, если родным понадобится помощь, но не возьму на развлечения и путешествия» (ж., 34 года, жительница города). Несколько другой позиции придерживаются молодые мужчины, проживающие в городе, они уверенны, что кредит помогает людям приобретать все необходимое, они готовы брать его для любых целей: «Яуже пользовался кредитами, брал ноутбук, телефон, фотоаппарат. Готов вязь на вещи, которые мне нужны» (м., 28 лет, житель города); «На покупку любой вещи я готов взять кредит, хотя сейчас уже предлагают все больше рассрочку, но сути это не меняет. В кредит или рассрочку я готов купить от телефона, мебели до машины, квартиры, да и, чтобы съездить отдохнуть, я готов взять кредит» (м., 23 года, житель города). Жители сельской местности, готовы взять кредит только на покупку квартиры, как правило, чтобы купить квартиры детям. Скорее всего, это связано с тем, что в сельской местности у респондентов есть свое жилье, а их дети стремятся уехать жить в город, а снимать квартиру очень дорого, в этом случае выгоднее взять ипотеку. Также не во всех поселках есть отделения банка или банкоматы, в которых можно оплатить кредит, в связи с этим возникают трудности: людям неудобно каждый месяц ездить в город или соседние села, чтобы оплатить кредит, а это дополнительные расходы. Таким образом, сельские жители предпочитают накопить нужную сумму или взять в долг у родных.

В современном мире становится все больше способов оплаты. Кроме традиционных денег, оплатить покупки можно пластиковыми карточками, чеками, электронными счетами с использованием мобильного устройства с бесконтактной оплатой. При совершении покупки в магазине, чаще всего можно услышать вопрос, каким способом клиент будет расплачиваться: карточкой или наличными деньгами? Именно поэтому мы решили узнать, какому способу оплаты отдают предпочтение респонденты. Как показали результаты исследования, предпочтения разделись. Городские жители в большей степени предпочитают использовать банковские карты, особенно молодежь. Все мужчины, проживающие в городе, отдали предпочтение безналичному расчету: «Банковские карты, так как не нужно ждать, когда тебе дадут сдачу и это очень легко, нужно лишь пополнять карту, и можно ей пользоваться где угодно и когда угодно, также можно онлайн оплаты делать» (м., 28 лет, житель города); «Банковские карты, до недавнего времени, я пользовался только наличными, но сейчас уже предпочитаю расплачиваться картой, это так удобно, нет постоянной мелочи в бумажнике, да и оплачивать счета стало удобнее, не надо стоять в очередях» (м., 51 год, житель города); «Предпочитаю иметь небольшую сумму наличных в кошельке (500р.), остальные на карточке. Это помогает мне меньше тратиться» (ж., 21 год, жительница города). У женщин старше 30 лет, проживающих в городе, несколько другие взгляды, они предпочитают использовать наличные, аргументируя это тем, что так им легче планировать свой бюджет. «Наличные, привычка, да итак проще планировать расходы, когда точно знаешь свой остаток в кошельке» (ж., 34 года, жительница города).

Жители сельской местности, напротив, предпочитают использование наличных. Использование наличной оплаты предпочитают как мужчины, так и женщины, независимо от возраста: «Я предпочитаю наличные. У меня даже карточки нет. А зачем она мне нужна, если заработную плату я получаю наличными. Конечно, не раз уже предлагали сделать ее, но мне это будет неудобно. Пусть лучше деньги у меня будут в кошельке лежать, чем на карточке» (м., 47 лет, житель села); «Наличные, так мне легче планировать бюджет. Я вижу деньги и ощущаю их, а на карте не видно, сколько денег, нет наглядности, когда расплачиваешься за по-

купку, таким образом, теряется ценность денег, они тратятся быстрее. Я не могу в таких ситуациях делать анализ о рациональности покупки. Также мне неудобно пользоваться банковскими картами, потому что нет банкомата» (ж., 41 год, жительница села); «Я предпочитаю оплату наличными, так ценнее осознаешь важность покупки, так как визуально и тактильно чувствуешь, сколько денег ты за нее отдала. Ты всегда знаешь и можешь посмотреть, какая денежная сумма у тебя имеется. Также наличные деньги - это возможность в любой момент ими воспользоваться, а не искать свой банкомат, у которого, кстати, может не оказаться нужно суммы» (ж., 21 год, жительница села).

Таким образом, можно сделать вывод, что сельские жители придерживаются традиционных форм оплаты. Скорее всего, это связано с тем, что в селах нет технической оснащенности, для безналичного расчета. Также заработную плату в основном выдают наличными, а делать карточку специально никто не собирается, тем более, ее негде применять. Следовательно, можно сделать вывод о том, что финансовая грамотность городских жителей выше, чем сельских. Горожане активнее осваивают новые формы оплаты и пользуются кредитами.

Согласно результатам исследования, можно сказать, что люди предпочитают копить деньги, думают о завтрашнем дне, тем самым создавая, так называемую, «подушку безопасности», если вдруг что-то случится и им потребуются наличные. Поэтому мы решили спросить, какую сумму они считают сбережениями. Результаты мы получили неоднозначные (табл. 1).

Таблица 1 - Мнения респондентов относительно минимальной суммы денег для формирования сбережений

№ п/п Респондент Тыс. рублей

1 Мужчина 28 лет, житель города 50

2 Мужчина 51 год, житель города 200-300

3 Мужчина 23 года, житель города От 100

4 Женщина, 21 год, жительница города От 30

5 Женщина, 34 года, жительница города 100

6 Женщина, за 40, жительница города От 5

7 Мужчина, 21 год, житель села 500

8 Мужчина, 47 лет, житель села деньги, которые остались от заработной платы

9 Мужчина, 28 лет, житель села 100

10 Женщина, 41 год, жительница села 1000

11 Женщина, 47 лет, жительница села 1

12 Женщина, 21 год, жительница села 20

Можно сделать вывод, что выбранный размер суммы сбережений, зависит от личных обстоятельств человека, условий жизни и возраста человека, а также от цели, на которую направлены эти сбережения. Например, женщина, которая указала самую большую сумму денег (миллион рублей), пояснила это тем, что в данный момент она выплачивает ипотеку, по приобретению жилья детям и в будущем ей будет необходимо взять второй раз ипотеку, чтобы помочь приобрести жилье второму ребенку, таким образом, сумма сбережений должна быть значительной. Если рассмотреть совокупность ответов женщины, указавшей сумму в тысячу рублей, то можно сделать вывод о том, что у женщины довольно тяжелое материальное положение, ей постоянно приходится копить или занимать деньги у родственников, чтобы приобрести даже недорогие товары, и сбережения в тысячу рублей для нее очень важны.

Если рассмотреть молодых людей, то сумма зависит тоже от целей, на которую направлены сбережения.

Т.Н. Иванова, Д.А. Совалева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ...

Если целью сбережений является покупка жилья, то сумма сбережений - 100-500 тысяч рублей, если цель -путешествие сумма составляет 50-100 тысяч рублей.

Основная часть респондентов предпочли бы хранить свои сбережения в рублях, обосновывая это тем, что рублями они могут воспользоваться в любой момент, не будет необходимости менять их в банке, также говорили, что заработная плата выплачивается в рублях, поэтому они и сберегают в рублях. Интересным оказался ответ мужчины, проживающим в сельской местности: «Я бы хранил в рублях, потому что я патриот». В этом вопросе были различия между возрастными категориями, молодежь допускает возможность, а некоторые и предпочитают хранить сбережения в евро, обосновывая это тем, что евро является мировой валютой.

В конце 2014 года произошло изменение курса рубля к иностранным валютам, поэтому мы решили узнать, как это повлияло на благосостояние людей. Половина опрошенных сказали, что никакого изменения не произошло: «Нет, не повлияло. Эти изменения касаются людей, которые располагают круглой суммой денег» (ж., 21 год, жительница села); «Нет, у меня нет таких денег, если только повышение цен, но оно постоянно происходит перед новым годом или после него» (ж., 47, жительница села). Остальные сказали, что резкое повышение курса валют оказало влияние на их благосостояние: «Да, так как я как раз в это время менял рубли на евро по высокому курсу» (м., 28 лет, житель города); «Да, оказало влияние. Многие запланированные покупки пришлось отложить из-за повышения цен» (ж., 21 год, жительница города); «Да, выросли цены на бензин, продукты питания. Еще в это время ставки по кредитам возросли» (м., 47 лет, житель села).

В течение нескольких последних лет в России все большее распространение получают благотворительные инициативы, исходящие не от богатых людей или крупных корпораций, а от обычных граждан. Поэтому мы решили узнать принимают ли участие в благотворительных акциях респонденты. Как показали результаты исследования, в благотворительных акциях принимают участие только женщины, также только женщины отметили, что готовы оказывать бескорыстную или материальную помощь, но сейчас у них нет такой возможности: «Да, всегда по возможности отдаю деньги на благотворительные акции. Даже если в кошельке были последние 100 рублей, 50 из них я отдам на благотворительность, потому что свято верю, что они кому-то нужнее, чем мне. И было бы приятно знать, что мой

вклад в совместную помощь спас кому-то жизнь или помог в трудной жизненной ситуации» (ж., 21 год, жительница села); «В данный момент не получается, так как необходимо выплачивать кредиты, но когда училась периодически ездили в детские дома, устраивали концерты. Старалась оказать, посильную для меня, материальную поддержку» (ж., 34 года, жительница города).

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что условия проживания, оказывают влияние на ценностные ориентации и особенности монетарного поведения людей. Как показали результаты интервью, духовные ценности продолжают играть самую важную роль в жизни людей. Но городские жители, в отличие от сельских, наряду с семейными ценностями ставили стремление к самореализации и удовлетворению своих интересов: желание построить карьеру, достичь высокого дохода. Также горожане в большей степени готовы брать кредиты, сельские жители предпочитают накопить нужную сумму. Это может быть связано с тем, что активность и грамотность городских жителей выше, чем сельских. Также информационная и техническая оснащенность в черте города намного выше, чем в селах. Это еще подтверждается тем, что жители города используются различные способы оплаты: наличные, банковские карты, интернет-банк, а жители села отдают предпочтение наличному расчету.

Современная ситуация в обществе показывает, что возрастает роль эгоистических материальных интересов. Люди стремятся удовлетворить свои интересы и потребности [3], реализоваться в жизни, построить успешную карьеру и быть материально независимыми, но, несмотря на это, результаты показывают, что альтруистические ценности все, же важны для людей, но, оказывать благотворительную помощь, исходя из результатов интервью, готовы только женщины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горбачева Н.Б. Экономическая социализация как социальная зрелость молодого поколения // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 247-251.

2. Степанова А.В. Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности: Автореф. дисс...канд. псих. н. - М. - 2007. - С. 3.

3. Горбачева Н.Б. Сравнительный анализ экономиза-ции молодежи на примере г.о. Тольятти // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S10. С. 21-25.

COMPARATIVE ANALYSIS MONETARY BEHAVIOR URBAN AND RURAL RESIDENTS

(EMPIRICAL EXPERIENCE)

© 2015

T. N. Ivanova, doctor of sociological Sciences, Professor of "Sociology" D.A. Sovaleva, a student of the department "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Every society in the modern world created its money culture, which is characterized as the common features inherent global trends and special. Traditionally, money as the object of knowledge attributed to economics, to consider them as a means of exchange, which serve as trade facilitation, but now needs rethinking traditional study of money, because money circulation is regulated not only economic but also social laws. Analysis of the money from the economic side makes it impossible to fully understand their role they perform in society. To do this, you must use a sociological approach that covers all forms of money in their interdependence and integrity and allows you to identify the variety of functions of money in social interaction. With the transition to a market economy has increased social role of money has changed shape, structure, strategies, and tools of investment and savings, the emergence of new types of payments and money, sources of income and, as a consequence, there were a variety of monetary behavior. The crises of recent years have led to the need to rethink their strategies for a deeper study of values and orientation of the individual. Monetary culture of any society is characterized by both general and specific features. It is clear that the understanding of the processes occurring in a society based on the monetary economy, is impossible without taking into account the place and the role of money in social systems. Specificity of monetary behavior in the modernization of the society can act as a factor contributing to the implementation of social, political transformations, and brake the political and socio-economic development of the country. Today, the money can be a cause of separation of people and tools to adapt in society. Under the monetary behavior we understand the kind of economic activity, which is associated with the financial resources exclusively to handling, which are based on existing installations and the rules of money management. Monetary behavior is its economic culture, which, in turn, is part of his general culture, his behavior related to the activities of the motives, values, needs, interests. It includes economic knowledge and the result of the functioning of social institutions that belong to the economic sphere, the product of the activities of social groups. In the mass consciousness of money is one of the manifestations of universal success. Today, they are in most cases

экономические Т.Н. Иванова, Д.А. Совалева

науки СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ...

determine the starting opportunities of man. In the process of socialization of young people assimilate existing patterns of behavior, including monetary. However, the old values, norms, existing patterns of behavior, the motives of the population are no longer applicable to the new conditions. The youth is in an environment where you need to develop new models of monetary behavior, otherwise they may face difficulties in the integration of socio-economic relations, the youth is in the process of professional self-determination, especially when you need to successfully engage in the economic process. Thus, in modern conditions to study the behavior of monetary and financial practices of particular relevance theoretical and empirical interest. Review of the functioning of money in society and their place in the system of social values, especially cash crops is a priority for the sociological study of money.

Keywords: behavior, youth, money, town, city, area, terrain model, adaptation, consciousness, market reforms, personality.

УДК 378.14

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2015

И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания

Саратовский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация. Один из ключевых элементов проекта Концепции поддержки развития педагогического образования - предложение готовить будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата», что делает актуальным изучение перспектив организации профессиональной подготовки будущих учителей в условиях прикладного бакалавриата. В статье рассмотрен опыт проектирования основной образовательной программы подготовки будущих прикладных бакалавров-педагогов по профилю «Математическое образование».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, прикладной бакалавриат, будущие учителя, профессиональная деятельность.

В январе 2014 года Министерство образования и науки РФ представило на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Одним из ключевых элементов Концепции является предложение готовить будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата». В этой связи представляется актуальным изучение перспектив организации профессиональной подготовки будущих учителей в условиях прикладного бакалавриата.

Проектирование основной образовательной программы подготовки прикладных бакалавров по профилю «Математическое образование» для педагогов-математиков (далее - ООП) мы проводили, опираясь на требования проекта федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (далее - ФГОС 3+). Также, мы учитывали тот факт, что программы подготовки будущих учителей должны быть приведены в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - Профстандарт педагога) [1], вступающего в силу с 1 января 2016 года, согласно которому, наши выпускники должны быть в полной мере готовы к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием указанных в нем трудовых функций. Кроме того, 24 декабря 2013 года была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации [2], где одним из основных факторов, обеспечивающих качество математического образования, был обозначен педагог-математик, соответственно, были сформулированы и требования к современному педагогу-математику.

Разрабатывая ООП, мы не могли не учесть опыт кафедры математики и методики ее преподавания и сложившиеся на механико-математическом факультете традиции по подготовке учителей, которая выстроена у нас как университетский период становления профессиональной биографии будущего педагога от момента вхождения в профессионально-образовательное пространство до момента вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность.

Также мы опирались на мнение потенциальных работодателей, которые считают наиболее дефицитными, максимально востребованными на сегодняшний день коммуникативные, проектные, исследовательские

и педагогические компетенции выпускников.

В проекте ФГОС 3+ выделены три вида профессиональной деятельности, к которым могут готовиться выпускники программ прикладного бакалавриата: педагогическая, исследовательская и культурно-просветительская. Для профиля

«Математическое образование» мы выбрали педагогический вид профессиональной деятельности. В соответствии с этим видом деятельности, будущие педагоги должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

- осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

- обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач в профессиональной деятельности;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

Подготовка будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата» предполагает усиление ее практической направленности за счет замены значительного объема теоретических курсов на практический компонент, и, как следствие, насыщение учебных планов подготовки прикладных бакалавров разветвленной системой профессионально-ориентированных практик.

Учебным управлением университета был подготовлен шаблон рабочего учебного плана, в котором был прописан ряд обязательных к изучению предметов (философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физическая культура, педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология, гигиена, культура устной и письменной речи учителя, основы правовых знаний, информационные технологии в педагогическом образовании и некоторые др.) и указана система практик (две учебные (предметная и психолого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.