Политика и экономика Евраз ии
Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 100. Eurasian advocacy. 2022;(3(58)):100.
Политика и экономика Евразии
Научная статья УДК 346.2
doi 10.52068/2304-9839_2022_58_3_100
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Чудиновских Марина Вячеславовна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, руководитель сектора правовых исследований лаборатории цифровой занятости Уральского государственного экономического университета
620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, Российская Федерация
Аннотация: Целью исследования является проведение сравнительно-правового анализа моделей регулирования самозанятости в Российской Федерации и Республике Беларусь. Использованы библиометриче-ский, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Сделан вывод о том, что российская модель является более гибкой, либеральной, технологичной. Росту числа самозанятых в России и легализации их доходов способствует низкий уровень налоговой нагрузки. Модель правового регулирования самозанятости в Республике Беларусь значительно более жесткая и консервативная. Значимость работы заключается в том, что результаты сравнительно-правового анализа позволяют сформировать предложения о гармонизации режимов налогообложения в Российской Федерации и Республике Беларусь, учесть положительный опыт стран и определить перспективы дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего самозанятость. Ключевые слова: правовое регулирование, модель, самозанятость, налог, доход, цифровая экономика Для цитирования: Чудиновских М.В. Сравнительный анализ моделей правового регулирования самозанятости в Российской Федерации и Республике Беларусь // Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 100. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_100
Policy and economy of Eurasia
Original article
МODELS OF LEGAL REGULATION OF SELF-EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS: ^MPARATIVE ANALYSIS
Chudinovskikh Marina Vyacheslavovna
Candidate of law, Associate Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management, Head of the Legal Research Sector of the Digital Employment Laboratory of the Ural State University of Economics 620144, Yekaterinburg, 8 Marta str., 62, Russian Federation
Abstract: The purpose of the study is to conduct a comparative legal analysis of the models of self-employment regulation in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The bibliometric, formal-legal, comparative-legal method was used. It is concluded that the Russian model is more flexible, liberal, technological. The low level of the tax burden contributes to the growth of the number of self-employed in Russia and the legalization of their income. The model of legal regulation of self-employment in the Republic of Belarus is much more rigid and conservative. The significance of the work lies in the fact that the results of the comparative legal analysis allow us to form proposals on the harmonization of taxation regimes in the Russian Federation and the Republic of Belarus, take into account the positive experience of the countries and determine the prospects for further improvement of legislation regulating self-employment.
Keywords: legal regulation, model, self-employment, tax, income, digital economy
For citation: Chudinovskikh M.V. Models of legal regulation of self-employment in the Russian Federation and the Republic of Belarus: ramparative analysis = Eurasian advocacy. 2022;3(58):100. (In Russ.). https://doi. org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_100
© Чудиновских М.В., 2022 100
ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 3 (58) 2022
Введение. В условиях цифровой экономики растет удельный вес новых гибких форм занятности. Помимо ставшей традиционной деятельности по трудовому договору все больше граждан получают доходы от деятельности через цифровые трудовые платформы, фриланс, оказание услуг. До последнего времени значительная часть таких доходов оставалась в теневом секторе, а статус самозанятых до сих пор в полном объеме не определен. Для развития оптимальной модели правового регулирования самозанятости особое значение имеет изучение опыта дружественных для Российской Федерации стран, в том числе Республики Беларусь, с которой нашу страну связывают наиболее тесные экономические связи. Адаптация и гармонизация законодательства, учет лучших практик может способствовать решению сложных задач, стоящих перед союзными государствами в условиях санкций.
Исследование включало в себя следующие этапы:
- проведение библиометрического анализа публикаций по вопросам правового регулирования самозанятости в Российской Федерации и Республике Беларусь;
- формирование перечня нормативно-правовых актов, регулирующих самозанятость в Российской Федерации и Республике Беларусь;
- проведение сравнительного анализа особенностей нормативной базы;
- анализ динамики численности самозанятых на основании статистических данных;
- определение перспектив совершенствования нормативно-правового регулирования самозанятости в Российской Федерации и Республике Беларусь.
По данным Национальной электронной библиотеки Российской Федерации, первые публикации по вопросам самозанятости относятся еще к середине 1990-х годов [1]. Существенный рост количества публикаций начинается с 2010 г., а пик приходится на период 2019-2022 гг. в связи с принятием закона о налоге на профессиональный доход и резким увеличением количества самозанятых в РФ. Всего по состоянию на июль 2022 г. в базе РИНЦ проиндексировано 160 статей, содержащих в названии слово «самозанятость», из них 26 публикаций приходится на 2020 г., 22 - на 2021 г. Вопросы самозанятости представляют интерес для экономистов, юристов, социологов. Самозанятость рассматривается как альтернативная форма занятости [2], как фактор роста финансового потенциала региона [3]. Большинство исследователей совершенно справедливо подчеркива-
ют тот факт, что термин «самозанятость» активно используется в обиходе, но с точки зрения юридического статуса пока не закреплен.
Вопросам правового регулирования и налогообложения доходов самозанятых в Республике Беларусь посвящены исследования Н.Л. Бон-даренко [4], А.В. Василенко [5], Ю.А. Калюжной, К.О. Лешко [6], Е.В. Трейтьяковой [7], Н.В. Пантелеевой [8] и ряда других авторов. Результаты сравнительного анализа международных подходов к налогообложению доходов самозанятых представлены в работах Н.В. Лихолетовой [9], Е.В. Ше-редко [10]. В условиях усиления интеграционных процессов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь комплексное сравнительно-правовое исследование имеет важное научное и практическое значение, обладает актуальностью и элементами научной новизны.
Российская модель правового регулирования самозанятости. Задача развития самозанятости была поставлена в федеральном проекте «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», который входил в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2019 г. вступил в силу закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - Закон о налоге на профессиональный доход). Первоначально эксперимент проводился на территории четырех субъектов (Москва, Московская, Калужская области и Республика Татарстан). К 2021 г. действие закона было распространено на всю территорию РФ. Перейти на уплату налога на профессиональный доход могут как физические лица, так и индивидуальные предприниматели. Пункт 2 статьи 4 Закона о налоге на профессиональный доход содержит достаточно большое количество ограничений. Так, не могут стать самозанятыми лица, осуществляющие торговлю подакцизными товарами (алкоголь, сигареты, топливо), а также товарами, которые подлежат обязательной маркировке. Самозанятый не может заключать трудовые договоры, то есть выступать в качестве работодателя. Максимальная планка дохода составляет 2,4 млн руб. в год. Если доход налогоплательщика превысит указанную сумму, то он утрачивает право уплачивать налог на профессиональный доход. Сверхлимитные доходы будут облагаться налогом в общем порядке (например, для физического лица ставка налога на доходы физических лиц составит 13 %). К несомненным
преимуществам российской модели можно отнести наличие мобильного приложения «Мой налог», отсутствие необходимости заполнять налоговую декларацию. Самозанятые в Российской Федерации могут работать без онлайн-кассы.
В регионах Российской Федерации разрабатываются меры поддержки самозанятости, включающие программы бесплатного обучения самозанятых, предоставления льготных кредитов. Особенно актуальной поддержка стала в условиях международных санкций. Одним из показателей эффективности государственной политики в сфере поддержки самозанятости является увеличение количества плательщиков налога на профессиональный доход. По данным Министерства финансов РФ, число самозанятых к 1 июня 2022 года уже достигло 5 млн человек.
Необходимо отметить, что, помимо достоинств, либеральная модель регулирования самозанятости в Российской Федерации имеет и ряд недостатков. Важнейшие из них - отсутствие социальных и пенсионных гарантий, низкая защищенность самозанятых по сравнению с лицами, заключившими трудовой договор, отсутствие профессиональных союзов.
Модель регулирования самозанятости в Республике Беларусь. В Республике Беларусь к самозанятым относят физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляют определенные разрешенные виды деятельности. Режим ориентирован на лиц, имеющих гражданство или вид на жительство в Республике Беларусь. Самоза-
нятые уплачивают единый налог по фиксированным ставкам. Сумма ставки зависит от выбранного вида деятельности, города (наиболее высокие ставки установлены для Минска). Например, для репетиторов в 2022 году ставка составляет 82 белорусских рубля в месяц (около 2 тыс. российских рублей), для фотографа- 245 рублей (примерно 5,6 тыс. руб.). В 2022 году ставки значительно выросли для многих видов деятельности в несколько раз. Важно отметить, что российское законодательство закрепляет мораторий на повышение ставок на 10 лет (до 2028 г.). При этом сам налог взимается на пропорциональной (адвалорной) основе.
Важной отличительной чертой является то, что налог в Республике Беларусь нужно уплатить до начала деятельности, в то время как в Российской Федерации налог уплачивается после получения доходов. Самозанятые могут уплачивать добровольные взносы на социальное страхование. Оплата производится один раз в год (не позднее 31 марта за прошедший год). Размер взноса - 29 % от полученного дохода. Выбранная модель правового регулирования самозанятости в Республике Беларусь является гораздо более жесткой и консервативной, по сравнению с Россией количество самозанятых и их доля в составе экономически активного населения значительно ниже. По данным МНС Республики Беларусь, численность самозанятых в 2022 г. составляет всего около 45 тыс. человек.
Результаты проведенного нами исследования обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика правового регулирования самозанятости в Российской Федерации и Республике Беларусь по состоянию на 2022 г.
Основание сравнения Российская Федерация Республика Беларусь
Нормативное регулирование Закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ Налоговый кодекс Республики Беларусь
Лица, имеющие право получить статус самозанятого Граждане РФ и граждане стран ЕАЭС (Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан) Граждане Республики Беларусь и лица, имеющие вид на жительство
Возможность нанимать работников Нет Нет
Ставки налога 4 % при получении платежей от физических лиц 6 % при получении платежей от юридических лиц В фиксированной сумме дифференцированно по видам деятельности и территории ее осуществления
Периодичность уплаты Ежемесячно Ежемесячно
Порядок уплаты После получения доходов До начала осуществления деятельности
Возможности повышения ставок налога Мораторий на повышение ставок до 2028 г. Ставки ежегодно повышаются
Взносы на социальное и пенсионное страхование Добровольные, в фиксированной сумме Добровольные, 29 % от доходов
Ограничение по доходу Не более 2,4 млн руб. в год Нет ограничений
Наличие мобильного приложения Да Нет
ЕиКЛБТЛЫ ЛЭУОСЛСУ 3 (58) 2022
И в Российской Федерации, в Республике Беларусь наблюдается пробел в части определения правового положения самозанятых лиц и правовых режимов осуществляемых ими видов деятельности. Решение вопроса правового регулирования пока сконцентрировано в сфере налогового законодательства. Представленные данные показывают, что налогообложение доходов самозанятых в Российской Федерации и Республике Беларусь по состоянию на 2022 г. строилось на разных принципах. В Российской Федерации с 2019 г. произошли существенная либерализация и упрощение налогообложения, финансируются программы поддержки самозанятости. Основным результатом реформы стало резкое увеличение численности лиц, вставших на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. В Республике Беларусь налогообложение построено по принципу вменения, когда фиксированная сумма платежа не зависит от суммы полученного дохода. При этом уровень налоговой нагрузки на отдельные виды деятельности является высоким.
Заключение. Сравнение опыта Российской Федерации и Республики Беларусь в части регулирования деятельности самозанятых позволяет сделать вывод о том, что российская нормативная база оказалась более эффективной. С 2023 г. в Налоговый кодекс Республики Беларусь планируется внести изменения за счет введения налога на профессиональный доход по аналогии с российской моделью. Налог будет устанавливаться не в фиксированной сумме, а в процентах от выручки. Налоговый платеж будет включать в себя отчисления на социальное страхование. Ставку налога планируется установить на уровне 10 % (в Российской Федерации максимальная ставка составляет 6 %, однако платежи во внебюджетные фонды она не включает). Эта ставка будет действовать при получении дохода до 60 тыс. белорусских рублей (примерно 1,4 млн российских рублей). Если же доход самозанятого превысит этот уровень, ставка налога повысится до 20 %. Анонсируется также возможность уплаты налога через мобильное приложение. Реформирование налогообложения деятельности самозанятых в Республике Беларусь будет направлено на увеличение количества зарегистрированных лиц, рост количества налоговых платежей. Но даже в новой редакции налоговое законодательство в Республике Беларусь будет более жестким по сравнению с российским.
Таким образом, в Российской Федерации создана более благоприятная модель регулирования деятельности самозанятых. Результатом государственной политики стали активная легализация
деятельности и выведение доходов из тени. Юридическая конструкция правового эксперимента не дает повышать ставки налога в течение 10 лет. Однако наиболее существенным недостатком российской модели является нерешенность вопросов социальной защиты и пенсионного обеспечения самозанятых. В результате можно прогнозировать усиление тенденций прекраризации самозанятых в Российской Федерации и возникновения в долгосрочном периоде сложностей с пенсионным обеспечением.
Поиск оптимальной правовой модели регулирования самозанятости представляет важную задачу при выработке государственной экономической политики. Систематический сравнительный анализ опыта стран ЕАЭС может способствовать выработке мер дальнейшего регулирования самозанятости. Гармонизация законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, других стран ЕАЭС является необходимым условием развития трудовой миграции, обеспечения экономики квалифицированными кадрами.
Список источников
1. Удальцова М.В., Плюснина Л.К., Воловская Н.М. Самозанятость: проблемы и перспективы // Человек и труд. 1996. № 4. С. 11-13.
2. Алексеев В.В. Деятельность самозанятых лиц как альтернативная форма занятости по законодательству Республики Беларусь // Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания. 2021. С. 181-183.
3. Петрова А.В. Развитие самозанятости населения как фактор роста финансового потенциала региона // Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем: сб. науч. тр. / под ред. Н.В. Сычёвой. Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2021. С. 50-53.
4. Бондаренко Н.Л. Правовой статус самозанятых лиц // Юстиция Беларуси. 2021. № 7. С. 23-27.
5. Василенко А.В. Правовой статус самозанятых граждан (фрилансеров) и дистанционных работников в Беларуси // 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: материалы конференции: в 3 ч. Минск, 13-24 мая 2019 года / редколл.: В.Г. Сафонов и др. Минск: Белорусский государственный университет, 2019. С. 84-87.
6. Калюжная Ю.А., Лешко К.О. Понятие и роль самозанятости в Республике Беларусь // Инновационная экономика - экономика постиндустриального общества. 2019. С. 79-82.
7. Трейтьякова Е.В. К вопросу самозанятости населения Республики Беларусь // Экономика. Наука. Ин-новатика: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Донецк, 19 марта 2021 г. / отв. ред. А.В. Ярошенко. Донецк: ДонНТУ, 2021. С. 471-473.
8. Пантелеева Н.В., Мешкова Н.А. Самозанятые лица как субъекты хозяйствования по законам Республики Беларусь // Итоги научных исследований ученых
МГУ имени A.A. Кулешова, 2019 г.: материалы научно-методической конференции, 29 января - 10 февраля 2020 г. / под ред. Н.В. Маковской, Е.К. Сычовой. Могилев: МГУ имени A.A. Кулешова, 2020. С. 217-218.
9. Лихолетова Н.В. Сравнительный анализ налога на самозанятость в зарубежных странах и России // Инновации как инструмент развития и модернизации экономики. 2019. С. 51-53.
10. Шередеко Е.В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых - физических лиц // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 111-117.
References
1. Udal"czova M.V., Plyusnina L.K., Volovskaya N.M. Samozanyatost": problemy" i perspektivy" // Chelovek i trud. 1996. № 4. S. 11-13.
2. Alekseev V.V. Deyatel"nost" samozanyaty"x liez kak al"ternativnaya forma zanyatosti po zakonodatel"stvu Respubliki Belarus" // Gosudarstvo i pravo: aktual"ny"e problemy" formirovaniya pravovogo soznaniya. 2021. S. 181-183.
3. Petrova A.V. Razvitie samozanyatosti naseleniya kak faktor rosta finansovogo potenciala regiona // Strate-giya i taktika razvitiya proizvodstvenno-xozyajstvenny"x sistem: sb. nauch. tr. / pod red. N.V. Sy"ehyovoj. Gomel": GGTU im. P.O. Suxogo, 2021. S. 50-53.
4. Bondarenko N.L. Pravovoj status samozanyaty"x liez // Yusticiya Belarusi. 2021. № 7. S. 23-27.
5. Vasilenko A.V. Pravovoj status samozanyaty"x grazhdan (frilanserov) i distaneionny"x rabotnikov v Belarusi // 76-ya nauehnaya konfereneiya studentov i aspirantov Belorusskogo gosudarstvennogo univer-siteta: materialy" konfereneii: v 3 eh. Minsk, 13-24 maya
2019 goda / redkoll.: V.G. Safonov i dr. Minsk: Belorusskij gosudarstvenny"j universitet, 2019. S. 84-87.
6. Kalyuzhnaya Yu.A., Leshko K.O. Ponyatie i гоГ samozanyatosti v Respublike Belarus" // Innovacionnaya e"konomika - e"konomika postindustrial"nogo obshhest-va. 2019. S. 79-82.
7. Trejt"yakova E.V. K voprosu samozanyatosti nasele-niya Respubliki Belarus" // E"konomika. Nauka. Innova-tika: materialy" II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Donec-zk, 19 marta 2021 g. / otv. red. A.V. Yaroshenko. Doneczk: DonNTU, 2021. S. 471-473.
8. Panteleeva N.V., Meshkova N.A. Samozanyaty"e lic-za kak sub""ekty" xozyajstvovaniya po zakonam Respubliki Belarus" // Itogi nauchny"x issledovanij ucheny"x MGU imeni A.A. Kuleshova, 2019 g.: materialy" nauchno-metod-icheskoj konferencii, 29 yanvarya - 10 fevralya 2020 g. / pod red. N.V. Makovskoj, E.K. Sy"chovoj. Mogilev: MGU imeni A.A. Kuleshova, 2020. S. 217-218.
9. Lixoletova N.V. Sravnitel"ny"j analiz naloga na samozanyatost" v zarubezhny"x stranax i Rossii //Inno-vacii kak instrument razvitiya i modernizacii e"konomiki. 2019. S. 51-53.
10. Sheredeko E.V. Zarubezhny"j opy"t nalogoob-lozheniya samozanyaty"x - fizicheskix licz // Finansy" i upravlenie. 2016. № 2. S. 111-117.
Статья поступила в редакцию 26.07.22; одобрена после рецензирования 30.07.22; принята к публикации 30.07.22.
The article was submitted 26.07.22; approved after reviewing 30.07.22; accepted for publication 30.07.22.
EURASIAN LEGAL PORTAL
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Наш портал состоит из следующих разделов:
а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация
www.eurasialegal.info
Целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.