УДК 368.11
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОТИВОПОЖАРНОМ СТРАХОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
A.B. Калач, А.Ю. Зенин, М.Б. Шмырева, Е.В. Шкарупета
В статье рассмотрены социально-психологические, экономические и административные методы управления и принятия решений в противопожарном страховании экономических и социальных систем. Выделены особенности применения преимущества кластерного анализа.
Ключевые слова: противопожарное страхование, страхование от огня, метод главных компонент, метод кластерного анализа.
В целом методы управления (в том числе и пожарным риском) являются системой способов и приемов, с помощью которых выполняются задачи, цели и функции управления. Наличие большого количества методов объясняется сложностью процессов управления. Методы управления дополняют друг друга, а не исключают, в силу того, что каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.
Верное понимание взаимосвязи и единства методов управления, их классификация значимы для постижения сущности и условий наиболее результативного их использования.
Социальная природа определяет сущность методов управления в государстве. Для реализации функций и задач общества, государства, для решения социальных, экономических,
правоохранительных, оборонных и других задач субъекты государственного управления используют методы воздействия.
Различаются общие методы управления, которые относятся ко всей системе управления, и локальные, которые свойственны отдельным частям этой системы, также дифференцируются методы косвенного и прямого управляющего воздействия. Есть и другие виды классификации, так как не существует единых критериев классификации методов. Характер воздействия на субъект управления: прямой или косвенный - это наиболее точный критерий классификации методов управления.
Основная характеристика методов прямого управляющего воздействия заключается в одностороннем непосредственном властном воздействии субъекта управления на поведение управляемых объектов. Субъект управления принимает решение (отдает приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения чревато для объекта управления отрицательными последствиями (ответственностью). Весьма очевидно, что для успешного процесса управления абсолютно необходимы методы прямого воздействия в силу самой природы социального управления. Методы
прямого воздействия принято называть административными методами управления.
К административным методам управления пожарным риском относится: содержание и оснащение пожарной охраны; разработка и контроль противопожарных требований, которые содержатся в строительных нормах и правилах (СНиП); сертификация; лицензирование; льготное кредитование; безвозмездное финансирование; специальные денежные фонды; целевые комплексные программы.
Сущность методов косвенного
управляющего воздействия на объект управления заключается в том, что с помощью этих методов субъект управления посредством воздействия на интересы объекта управления достигает таким образом желаемого поведения. Управляемый ставится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а по причине того, что это поведение стимулируется соответствующими средствами. В силу того что побуждающие средства чаще всего носят материальный характер, то они называются экономическими методами управления.
В понятие «экономические методы управления пожарным риском» входят механизмы экономической ответственности (штрафные санкции за превышение предельно допустимого уровня пожарного риска); механизмы перераспределения риска (страхование); рыночные механизмы регулирования риска (реализация квот на уровень пожарного риска, совместное страхование рисков); механизмы экономического стимулирования.
Наряду с экономическими и административными методами управления в управлении социально-экономических систем широко используются такие методы управления, как методы психологического, морального воздействия на коллектив предприятия.
К группе социально-психологических методов управления пожарным риском необходимо отнести противопожарную пропаганду. Понятие пропаганды предполагает распространение
определенных взглядов или идей с целью изменения поведения людей. Естественно, результативность и формы ее проведения, наряду с прочими факторами, зависят от области знаний, в которой осуществляется пропаганда, и от социальной направленности.
Для того чтобы снизить или для начала стабилизировать оперативную обстановку с пожарами, травмированием и гибелью людей, необходимо провести ряд мероприятий, в том числе - планомерную последовательную работу, цель которой заключается в воздействии на человеческое сознание. Это и является предметом противопожарной пропаганды.
Противопожарная пропаганда - это разновидность идеологической деятельности. которая подчиняется общим закономерностям и требованиям, применяет одни и те же методы и формы и основывается на тех же технических средствах массовой коммуникации. Просвещение, воспитание, убеждение являются конечной целью любой пропаганды. Основное отличие состоит только в нацеленности данного процесса на решение каких бы то ни было проблем.
Главной целью противопожарной пропаганды является создание у населения представления реальности проблемы пожаров и необходимости следования правилам и нормам противопожарной безопасности.
Эту цель можно достичь с помощью решения ряда задач, давно сформулированных и общеизвестных: внедрение в сознание граждан ощущения реальности угрозы пожара; формирование общественного мнения вокруг самой проблемы пожарной безопасности; воспитание детей в духе ответственности за безопасность окружающих и собственную безопасность; обучение населения навыкам экстренных действий в критической ситуации и основам
пожаробезопасного поведения; популяризация пожарной охраны, а также формирование соответствующего облика пожарного в представлении общественности.
Противопожарная пропаганда, являясь одним из видов государственной деятельности, базируется на законодательной базе и поддерживается соответствующими нормативными актами, ведомственными приказами, наставлениями, указаниями.
Главным образом, это Закон Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 (с изменениями на 22 июля 2008 года), рассматривающий обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из главнейших функций государства. В статьях 19 и 18 Закона [3] установлены полномочия государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, среди которых — организация обучения населения мерам пожарной безопасности.
В статьях 35, 36 изложены обязанности в области пожарной безопасности Федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. К числу этих обязанностей отнесены организация и проведение противопожарной пропаганды, а также обучение населения мерам пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона [3] обязанностью предприятий (независимо от формы собственности), наряду с государственными властными структурами, является обучение и проведение противопожарной пропаганды.
В статьях 25, 26 Закона [3] раскрывается сущность предмета противопожарной пропаганды и процедура обучения населения мерам пожарной безопасности.
Согласно концепции Государственной противопожарной службы выделяют следующие приоритеты информационно-пропагандистской деятельности ГПС России: оперативное доведение до органов исполнительной власти и населения информации о пожарах и мероприятиях по их ликвидации, в том числе о мерах по предотвращению пожаров; установление связи со средствами массовой информации и с общественностью по проблемам пожарной безопасности, оперативно-служебной деятельности ГПС России по предупреждению и тушению пожаров, в том числе по осуществлению первоочередных аварийно-спасательных работ, которые связаны с ними; целенаправленное влияние на население для всестороннего обучения мерам пожарной безопасности и действиям в экстремальных условиях пожара и т.д.
Социально-психологические, экономические и административные методы управления
характеризуют разнообразные методы воздействия субъекта управления на объект управления и являются взаимозависимыми и взаимосвязанными. Каждый из методов может иметь экономическое содержание, волевое предписание и оказывать социально-психологическое влияние. В управленческой практике изолированно друг от друга методы не используются. Все они имеют общее предназначение - достигать цели управления. Методы применяются одними и теми же субъектами управления и оказывают воздействие на поведение одних и тех же субъектов управления. Несколько методов может быть обращено к одному и тому же субъекту управления одновременно. По целенаправленности, содержанию и
организационной форме все методы управления должны отвечать действующему законодательству.
Методы управления применяются в реальном процессе управления, в ходе которого необходимо принимать во внимание задачи и цели, которые поставлены перед системой управления, особенности и состояние объекта и субъекта управления, специфику и характер определенной жизненной ситуации, возможности продуктивного
применения существующего множества методов, внешние и внутренние условия функционирования системы управления и прочие объективные факторы, которые не зависят от воли субъекта управления.
В Российской Федерации в настоящее время применяются на практике главным образом административные методы управления пожарным риском.
Особое внимание следует обратить на то, что переход нашего государства к рыночной экономке сопровождался преобразованием государственной собственности, а также учесть сложившуюся обстановку с пожарами, более 50% которых происходят в настоящее время на объектах с частной формой собственности, в результате чего требуется внедрение дополнительных механизмов в сферу управления пожарным риском. Поэтому важно использовать страхование как экономический метод управления пожарным риском.
Следует провести анализ главных характеристик в контексте принципов функционирования и процедур исполнения предупреждения, лимитирования распространения и возмещения последствий пожаров в качестве функций экономических и административных методов управления пожарным риском.
Рассмотрим отличительные черты и особенности использования административных механизмов управления пожарным риском.
Вначале остановимся на механизмах управления пожарным риском, при помощи которых осуществляется функция предупреждения и ограничения распространения последствий пожаров.
Проведение ГОУ стратегии управления пожарным риском путем выполнения совокупности голевых программ, которые затрагивают состояние ресурсной обеспеченности пожарной охраны, вложение средств с целью обеспечения ПБ непосредственно субъектам хозяйственной деятельности, в условиях дефицита распределяемых ресурсов, происходит в большинстве случаев по схеме либо льготного кредитования, либо безвозмездного финансирования.
Применяя такой механизм, как содержание и оснащение пожарной охраны, ГОУ могут оказывать воздействие на вероятностные характеристики уровня пожарной опасности через функционирование профилактических и оперативных подразделений пожарной охраны (ПО). Профилактические подразделения ПО обеспечивают функционирование следующих механизмов: сертификация, лицензирование, контроль противопожарных требований, которые содержатся в строительных нормах и правилах (СНиП). Данная деятельность взаимосвязана с состоянием ресурсного оснащения ГПС.
Важно обратить внимание на то, что из-за дефицита ресурсов, которые ГОУ выделяет для реализации мероприятий по обеспечению ПБ самими субъектами хозяйственной деятельности,
преимущество в получении ресурсов остается за субъектами хозяйственной деятельности, имеющими, по мнению ГОУ, существенное значение в новой экономической политике. К этим субъектам относятся такие, технологические узлы производства которых характеризуются уровнем повышенного пожарного риска. Несомненно, в числе приоритетных объектов ПЭС при получении материальных и финансовых средств выступают объекты, не имеющие в своем распоряжении достаточное количество ресурсов для обеспечения ПБ собственными средствами и силами. Это имеет отношение, главным образом, к субъектам среднего и мелкого бизнеса, которые должны стать основой стабильного экономического развития Российской Федерации в ближайшем будущем.
Одна из функций методов управления пожарным риском - компенсация последствий пожара, она осуществляется при помощи специально учрежденных централизованных фондов, из которых происходят поставки финансовых и материальных ресурсов для восстановления нормального функционирования субъектов хозяйственной деятельности, испытавших воздействие пожаров. Более всего эти средства требуются субъектам мелкого и среднего бизнеса, по причине того, что им, как правило, не достает собственных средств для устранения последствий пожара. Например, из 10 тысяч средних и мелких фирм, в различной степени пострадавших от пожаров, в продолжение года ушла с рынка продукция 2563 предприятий, что может означать либо поглощение их другими фирмами, либо банкротство. Источники организации специальных фондов различны: привлечение финансовых капиталов банков, отчислений от доходов различных субъектов хозяйственной деятельности, средства бюджетов соответствующих уровней, спонсорская помощь, средства, которые формируются за счет проведения платных работ и осуществление платных услуг в области пожарной безопасности и т.д.
Экономические механизмы управления пожарным риском функционируют несколько иначе, в отличие от административных.
Более подробно рассмотрим экономические механизмы управления пожарным риском, с помощью которых выполняется функция предупреждения и ограничения распространения последствий пожаров. На рис. 1. показан механизм действия экономических методов управления пожарным риском.
С позиции управления пожарным риском весьма результативными могут быть механизмы экономической ответственности, подразумевающие систему нормативов или норм, отступление от которых влечет за собой определенные экономические санкции, а именно: штрафы за превышение нормативных показателей уровня пожарной опасности.
Использование экономических санкций или других мер наказания за несоблюдение нормативных мер ПБ дает возможность либо влиять на общественный статус юридических или физических лиц, либо воздействовать на их
экономические интересы. Таким образом, данный механизм осуществляет ограничительную и предупредительную функцию, корректируя условия, которые способствуют появлению и распространению пожаров.
Рис. I. Модель функционирования экономических методов управления пожарным риском [1].
Механизм льготного налогообложения принадлежит к категории стимулирующего действия, которое связано с учреждением дифференцированного налогообложения в зависимости от уровня пожарного риска. Этот механизм базируется на принципе соотношения предельно допустимого и фактического уровня пожарного риска. Другими словами, от этого уровня функционально зависит ставка специально установленного налога. Так, величина налоговой ставки на прибыль растет, если превышается значение фактического уровня пожарного риска по отношению к предельно допустимому, и, наоборот, уменьшается, если есть обратное соотношение.
Этот механизм побуждает предприятия повышать уровень пожарной безопасности, так как в их распоряжении остаются дополнительные финансовые ресурсы, которые могут использоваться как для расширенного воспроизводства, так и для финансирования дополнительных пожарно-профилактических мероприятий, которые связаны с
последующим уменьшением уровня пожарного риска.
Стимулирующие условия, которые реализуют предупредительную (ограничительную) функцию данного механизма, возникают благодаря уменьшению налоговой нагрузки на предприятия посредством осуществления ими мероприятий, которые направлены на уменьшение уровня пожарного риска этих объектов.
Другой стороной функционирования этого механизма является введение налоговых льгот для пожарной охраны (снятие налогового давления (подоходного налога) с физических лиц, которые заняты в области обеспечения ПБ, освобождение от уплаты налога на имущество основных фондов пожарно-технического назначения и прочее). В связи с этим ресурсное оснащение пожарной охраны становится лучше.
Механизмы ускоренной амортизации могут сыграть стимулирующую роль. Очевидно, что функционирование этого механизма охватывает часть основных фондов, непосредственно
использующуюся для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности.
Механизм перераспределения риска (противопожарное страхование) также следует относить к механизмам экономического стимулирования. Принцип действия этого механизма заключается в реализации одновременно предупредительной и компенсационной функций.
Разработка системы страховых тарифов, различающихся по видам объектов с учетом уровня их пожарной опасности, составляет основу стимулирующего воздействия противопожарного страхования. Противопожарные мероприятия, внедряемые страхователем, дают возможность пересмотреть параметры страхового тарифа (основной части нетто-ставки), который выплачивается страховщику за принятые им обязательства по возмещению ущерба от пожара, при помощи системы скидок (надбавок), что и позволяет достичь стимулирующего воздействия этого механизма.
К примеру, чем ниже уровень пожарной безопасности, тем больше величина страхового взноса, и наоборот.
Статьей 28 Федерального закона [3] предусмотрено противопожарное страхование, осуществляющееся в двух формах — добровольной и обязательной. Условия и порядок противопожарного страхования определяются Федеральным законом. Список предприятий, которые подлежат обязательному
противопожарному страхованию, формируется Правительством Российской Федерации. В данный момент в разработке находится Закон об обязательном противопожарном страховании.
В установленном Правительством Российской Федерации порядке для осуществления мер пожарной безопасности формируются фонды пожарной безопасности, создаваемые за счет отчислений из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию, размер которых составляет не менее пяти процентов от этих сумм. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 1996 года № 789 "О фондах пожарной безопасности и противопожарном
страховании" [2] регламентирует организацию Фондов пожарной безопасности. В этом документе сформулирован новый подход к государственному регулированию проблем пожарной безопасности.
Фонды пожарной безопасности и их филиалы, которые управляются ГПС посредством попечительских советов, будут объединять финансовые средства, образуемые за счет обязательных отчислений. Взаимодействие ГПС со страховыми органами, страховыми компаниями и страхователями будет осуществляться через фонды пожарной безопасности.
Страховая деятельность в области пожарных рисков предоставляет возможность защитить имущественные интересы хозяйствующих субъектов, осуществить своего рода контроль над уровнем пожарной безопасности, а также создать условия для решения сложных финансовых вопросов.
Рыночные механизмы в сфере управления фактором пожарного риска имеют особое значение в условиях преобразования экономической системы. Рыночные механизмы регулирования пожарным риском, несомненно, заслуживают внимания, потому что именно они действуют автоматически, на основе принципов рыночной экономики.
Вполне логично, что экономические методы управления уровнем пожарного риска не окажут своего стимулирующего воздействия без действующей системы оценки этого уровня.
Административные методы управления пожарным риском нельзя оставлять без внимания даже при наличии достоинств использования экономических методов управления пожарным риском.
В условиях рыночной экономики только совокупное использование и рациональное соотношение экономических и административных методов управления пожарным риском (см. рис. 2) даст возможность наиболее полно учитывать интересы как самого государства, так и интересы каждого отдельного элемента хозяйственной системы в вопросах обеспечения пожарной безопасности.
Рис. 2. Методы управления пожарным риском в условиях рыночной экономики [1].
Таким образом, кластерный анализ обладает определенными ограничениями и недостатками, как и любой другой метод. Так, выбираемые критерии разбиения определяют количество и состав кластеров. При сведении исходного объема данных к более краткому виду могут складываться определенные искажения либо утрачиваться индивидуальные черты отдельных объектов за счёт замены их характеристиками обобщённых значений параметров кластера.
Кластерный анализ является мощным средством разведочного анализа данных и статистических исследований в любой
предметной области.
В программе 81аИзИса реализованы как иерархические, так и структурные методы кластерного анализа. Преимущества этого статистического пакета обусловлены их графическими возможностями. Предусмотрены двумерные и трёхмерные графические отображения полученных кластеров в пространстве исследуемых переменных, а также результаты работы иерархической процедуры группирования объектов.
Необходимо применять несколько
алгоритмов кластерного анализа и делать выводы на основании общей оценки результатов работы алгоритмов.
Кластерный анализ можно считать успешным, если он выполнен разными способами, проведено сравнение результатов и найдены общие закономерности, а также найдены стабильные
Библиографический список
1. Магулян Г.Г. Управление пожарным риском на основе системы страхования: дисс. ... к.т.н. / Г.Г. Магулян. - 2009.
2. О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании: постановление Правительства РФ от 12.06.1996 № 789.
3. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
4. Зенин А.Ю. Методический подход к оценке и экономическому обоснованию тарифных ставок противопожарного страхования имущества / А.Ю. Зенин // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. -2016. -№. 1 (18).
кластеры, независимо от способа кластеризации.
Кластерный анализ позволяет выявить проблемные ситуации и наметить пути их решения. Следовательно, этот метод непараметрической статистики можно рассматривать как составную часть системного анализа.
References
1. Magulyan G.G. Upravlenie pozharnym riskom na osnove sistemy strahovaniya: diss. ... kt.n. / G.G. Magulyan. - 2009.
2. O fondah pozharnoj bezopasnosti i protivopozharnom strahovanii: postanovlenie Pravitel'stva RFot 12.06.1996 №789.
3. O pozharnoj bezopasnosti: federal'nyj zakon ot 21.12.1994 N 69-FZ (red. ot 30.12.2015).
4. Zenin A.YU. Metodicheskij podhod k ocenke i ehkonomicheskomu obosnovaniyu tarifnyh stavok protivopozharnogo strahovaniya imushchestva / A.YU. Zenin // Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MCHS Rossii. -2016. -№. 1 (18).
COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF CONTROL AND DECISION-MAKING IN FIRE INSURANCE, ECONOMIC AND SOCIAL SYSTEMS
The article describes the socio-psychological, economic, and administrative methods of management and decision-making
in fire insurance the economic and social systems. The features of the application advantages of cluster analysis
Keywords: fire insurance, fire insurance, principal component method, cluster analysis method.
Калач Андрей Владимирович,
заместитель начальника института по научной работе, профессор, д.х.н.,
Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,
Россия, Воронеж,
e-mail: AVKalach @gmail. com
Kalach A. V.,
the deputy chief on scientific work of Institute, Prof, D. Sc. in Chemistry,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh.
Зенин Александр Юрьевич,
ФГКУ «Специальное управление ФПС No 37 МЧС России», Россия, Воронеж. Zenin A.Yu.,
FGKU «Special management the Federal fire service №37 of EMERCOM ofRussia»,
Russia, Voronezh.
Шмырева Марианна Борисовна,
научный сотрудник, к.э.н.,
Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, Воронеж,
e-mail: mariannaforme@gmail. com Shmyreva M.B.,
researcher, Ph. D.,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh.
Шкарупета Елена Витальевна,
доцент кафедры защиты населения и территории, доцент, к.э.н.,
Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,
Россия, Воронеж
e-mail: 89056591561@mail. ru
Scarpeta E. V.,
Associate Professor of the Department ofprotection ofpopulation and territories associate Professor, Ph. D.,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh.
© Калач A.B., ЗеттА.Ю., Шмырева МБ., Шкарупета Е.В., 2017