Известия ТРТУ
Специальный выпуск
УДК 639.735.33.001(075.8)
Н.Л. Илющенко
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ РАСЧЕТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ
При определении сил, действующих на днище гидросамолета, форма которого в поперечных сечениях отличается от плоскокилеватой пластины, можно воспользоваться следующим алгоритмом:
♦
определить силы, действующие на типовые формы поперечных сечений лодки с помощью ударной камеры или численным методом (ВГД программы, постановка задачи о «вертикальном погружении клина»), для получения зависимостей коэффициента сопротивления С (у ) = ^ (у) / Р^уЬ от относительной глубины погружения модели
у = у / Ь (для стационарных задач) и зависимостей коэффициента по-
у
гонной присоединенной массы щу) = | С (у)Су (для нестационарных
0
задач);
суммарные силы, действующие на днище лодки, в зависимости от осадки нижней точки редана можно определить по формуле
4 (к)
Г (к) = ц(/,р) | ¥у (у) щ (р) Су
где /л(Р,р) - коэффициент учета продольного перетекания жидкости [1].
На рис. 1 представлены результаты расчета для плоского клина с углом поперечной килеватости /3=30° и шириной ¿=100 мм. Сравнение выполнено с экспериментом аналогичной по форме сечения плоскокилеватой пластины, при скорости движения ¥=8 м/с и углом хода р=7,66°.
[кг/м] 50-
м одель
\ ЦАГИ (расчет)
0 0.1 0 1 2 0 (г)=И/зй' 3 0 (Р 4 0 .5 0 6 0 7 0.8 Ш[м
[кг]
I 1АГИ экспер имент)
\0
моде ль
ЦАГИ (расче т)
0 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150
И [мм]
а б
Рис. 1. Сравнение результатов расчетов: а - распределенная нагрузка ¥у по смоченной длине 1к днища лодки; б - суммарная нагрузка У по осадке И
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Тихонов А. И. Колосов Г. К. Гидродинамические характеристики плоскокилеватых пластин при установившемся глиссировании и при косом входе в воду с постоянной скоростью и постоянным углом приводнения. М.: Изд-во ЦАГИ, 1959. 128 с.
♦
о
30
60
к
25
20
40
15
10