Научная статья УДК 796.015.28
https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.14
Сравнительный анализ методов оценки уровня полового созревания в спортивной практике
Анастасия Сергеевна Нестерова1, Сергей Викторович Барбашов2
12Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6259-4770 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9996-2928
Аннотация. Половое созревание является одной из стадий развития ребенка-спортсмена, данный процесс сопровождается морфологическими, физиологическими и психологическими изменениями в организме детей. В статье представлен отечественный и зарубежный исследовательский дискурс о способах определения биологического возраста, основанных на динамических процессах полового созревания. Ученые подтверждают необходимость учета этого фактора в планировании и корректировке тренировочного процесса, однако на практике этого почти не происходит вследствие отсутствия простых и доступных способов оценки уровня биологического созревания юных спортсменов, что существенно снижает эффективность многолетнего тренировочного процесса. Принципы организации последнего по-прежнему ориентированы на фактический возраст занимающихся. Актуальная информация о методических подходах к определению реального физического состояния организма ребенка позволит тренерам более адекватно воздействовать на его адаптацию к тренировочным нагрузкам.
Ключевые слова: биологический возраст, половое созревание, методы оценивания, юные спортсмены Финансирование: при написании статьи были задействованы средства, полученные в качестве гранта во Всероссийском конкурсе научных работ «УМНИК - 2022».
Для цитирования: Нестерова А.С., Барбашов С.В. Сравнительный анализ методов оценки уровня полового созревания в спортивной практике // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10. С. 98-103. https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.14.
Original article
Comparative Analysis of Methods for Assessing the Level of Puberty in Sports Practice
Anastasia S. Nesterova1, Sergey V. Barbashov2
12Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6259-4770 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9996-2928
Abstract. Puberty is an inevitable stage of child-athlete development, this process is accompanied by morphological, physiological and psychological changes in the body of children. The article presents the research discourse of domestic and foreign research sources on the ways of determining biological age based on the dynamic processes of puberty. Scientists confirm the necessity of taking this factor into account in planning and adjusting the training process, but in practice it almost does not happen due to the lack of simple and accessible ways to assess the level of biological maturation of young athletes, which significantly reduces the effectiveness of multi-year training process. The principles of the organization of the latter are still focused on the actual age of athletes. Relevant information on methodological approaches to determining the real physical state of the child's organism will allow coaches to more adequately influence the adaptation of the athlete's body to training loads. Keywords: biological age, puberty, assessment methods, young athletes
Funding: When writing the article, the funds received as a grant in the All-Russian competition of scientific works "UMNIK - 2022" were used.
For citation: Nesterova, A.S. & Barbashov, S.V. (2023) Comparative Analysis of Methods for Assessing the Level of Puberty in Sports Practice. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 98-103. Available from: doi:10.24158/spp.2023.10.14 (In Russian).
© Нестерова А.С., Барбашов С.В., 2023
Введение. Многолетняя тренировка, целью которой является подготовка высококвалифицированных спортсменов, основывается на фундаментальных положениях, связанных с методологическими, физиологическими, психологическими и биомеханическими аспектами развития человека1.
Необходимость оценки у конкретного индивида реального уровня физической зрелости соотносится с понятием «биологический возраст» (БВ). Он выступает как наиболее точный указатель местонахождения индивида на пути его физического развития. Биологический возраст в большей степени, чем паспортный (ПВ), отражает онтогенетическую зрелость индивида, особенности его адаптивных реакций и возможностей, общую и специальную работоспособность. Все это делает БВ в каждый конкретный момент развития более точной оценкой статуса зрелости индивида, поскольку позволяет применять к нему понятие истинного возраста. БВ является системной характеристикой человека, поэтому может выступать как инструмент комплексной интегральной оценки общего его статуса (Тимакова, 2018).
Как отмечает Н.Ж. Булгакова с соавторами, в каждом возрасте среди лиц с разными темпами полового созревания можно найти индивидов, характеризующихся очень высокими или очень низкими уровнями развития двигательных способностей. Наибольшие различия по степени созревания (матурации) и физическому развитию отмечаются у девочек 12-14 лет и мальчиков 13-15 лет. Это означает, что среди детей 13 лет можно встретить индивидов, чей биологический возраст составляет от 11 до 15 лет2.
В.Ю. Давыдов утверждает, что при разработке моделей многолетней спортивной тренировки тренеров в первую очередь интересуют следующие периоды (фазы) роста и развития человека: позднее детство (6-9 лет), подростковый возраст: препубертатный (9-12 лет - для девочек, 10-14 лет - для мальчиков), пубертатный (12-15 лет - девочки, 14-17 лет - мальчики) и постпубертатный периоды (15-18 лет - девушки, 17-20 лет - юноши) (Давыдов, Авдиенко, 2012).
В процессе многолетней физической подготовки необходимо учитывать фактор полового созревания и особенности его протекания у спортсменов. Типовые образовательные программы не предполагают разделения занимающихся по признаку полового созревания и опираются на возрастные рамки, установленные федеральными стандартами. Однако даже при условии нахождения в группе спортсменов предположительно одной возрастной категории необязательно все дети будут соответствовать одному биологическому уровню развития и одной стадии созревания. Данная практика существенно искажает динамику адаптационных механизмов и приводит к отсутствию системности в построении тренировочного процесса.
Целью настоящей статьи является анализ подходов к установлению биологических и морфологических характеристик процесса полового созревания и возможного использования их в построении или корректировке тренировочного процесса.
Исследование и обсуждение. С течением времени представление о понятии «половое созревание» (ПС) менялось. Наиболее распространенные определения заключают в себя положения о том, что это процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.
Чаще всего в медицинской практике для установления уровня полового созревания используется «Шкала Танера». Данный метод представляет собой визуализацию изменений первичных и вторичных половых признаков. Шкала описывает появление и развитие пубертатных изменений. Мальчики и девочки оцениваются по 5-бальной шкале (Tanner, Davies, 1985).
Существуют также методы оценки половой зрелости по скелетному возрасту: GP (Greulich -Pyle), TW (Tanner - Whitehouse), TW1 (Tanner - Whitehouse 1), TW2 (Tanner - Whitehouse 2), TW3 (Tanner - Whitehouse 3). Так, например, методика TW3 предполагает оценку уровня половой зрелости по лучевой, локтевой, пястным и фаланговым или по семи пястным костям (исключая остистую). В методике Fels анализируются лучевая, локтевая, короткие и карпальные кости (Gilsanz, Ratib, 2012).
Вместе с тем процесс полового созревания сопровождается существенными изменениями антропометрических характеристик. Так, в зарубежной спортивной практике широко используется метод, основанный на так называемом максимуме ростового скачка (МРС). Это показатель соматического развития, характеризующий период, когда достигаются высокие скорости не только общего роста, но увеличения отдельных частей тела; отмечается также повышение физической работоспособности и развитие вторичных половых признаков (Liu et al., 2000). Скачок роста у подростков совпадает с началом полового созревания. До, во время и после него существуют некоторые периоды времени, когда юные спортсмены более чувствительны к определенным типам тренировок (например, к силовым, скоростным и т. д.) (Malina et al., 2021).
1 Тренировка и спортивный отбор пловцов на этапах многолетней подготовки : учебное пособие / Н.Ж. Булгакова [и др.]. М., 2015. 157 с.
2 Там же.
Т.А. Погосян, М.М. Погосян (2020) выявили, что аналогичные ежегодные изменения характерны для показателей PWC170. Анализируя динамику этого показателя, исследователь отмечает:
1) критический пубертатный возраст (11-12 лет - для девочек и 13-14 - для мальчиков) характеризуется очевидным приростом тренировочных и соревновательных нагрузок и не вызывает таких же изменений в мощности аэробного энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов;
2) сенситивный пубертатный возраст (12-15 лет - для девушек, 14-17 лет - для юношей) сопровождается значительным достоверным приростом показателей общей физической работоспособности;
3) окончательный пубертатный спортивный возраст (15-16 лет - для девушек, 17-18 лет -для юношей) характеризуется достоверным снижением возможностей аэробного энергообеспечения в связи с очередной передифференцировкой мышечных волокон (Погосян, Погосян, 2020).
В основе метода оценки физического состояния ребенка, используемого Т.С. Тимаковой (2022), лежат так называемые «зоны биологической зрелости». Исследователь предлагает давать оценку полового созревания юного спортсмена в баллах (от 1 до 9), соответствующих степени выраженности вторичных половых признаков, основываясь на визуальном анализе. При этом предусматривается выделение трех фаз в формировании последних: препубертатной, собственно пубертатной и постпубертатной, что важно для построения оптимального тренировочного процесса.
В то же время исследования Т.С. Тимаковой показывают, что контингент пловцов даже 13 и 14 лет не следует рассматривать как одну подростковую популяцию. В возрасте 13 лет спортивные достижения юного спортсмена иллюстрируют в основном его предпочтительность в специализации. Пловцы на спринтерские дистанции «кролем» и «баттерфляем» обычно имеют развитую мускулатуру и характеризуются ускорением темпа полового развития. Условием высоких достижений в этой специализации является развитие плечевого пояса, аппарата внешнего дыхания и силы рук. А у пловцов 14 лет, как и у взрослых, мощность аэробных процессов энергообеспечения определяют размеры тела. Но при этом на первом месте находятся не показатели массы тела, ее активного состава (мышечной компоненты), обхватов тела, а продольные размеры - длина тела и нижних конечностей, а также кисти и стопы (Тимакова, 2022).
Учитывая значимость антропометрических характеристик телосложения для спортивного плавания, актуальными в этом контексте становятся методы определения уровня полового созревания по комплексу показателей телосложения. Так, В.П. Губа и В.Н. Чернова выделили следующие ростовые периоды: пуэрильный, пубертатный, ювенильный, матурантный1. Интенсивность роста (ИР) они рассчитывают по формуле:
ИР = Д2 - Д1 / 0,5 (Д1 + Д) х 100%, где Д1 - первое измерение длины тела;
Д2 - второе измерение длины тела.
Предлагается использовать также индекс зрелости (ИЗ), применяя дополнительные измерения: обхвата плеч, обхват таза, длины туловища. Формула для расчета индекса зрелости (ИЗ) выглядит следующим образом:
|/|3 - [МТ (ОПВ X 0,5 ДВК) + (ОБВ X 0,5 ДНК) [ДТ (Оплеч.+ Отаза) X 0,5 Дтул.] '
где МТ - масса тела;
ОПВ - «плечо верхнее» (обхват плеча на уровне прикрепления дельтовидной мышцы);
ДВК - длина верхней конечности;
ОБВ - «бедро верхнее» (обхват бедра на уровне ягодичной складки);
ДНК - длина нижней конечности;
Оплеч. - обхват плеча;
Отаза - обхват таза;
Дтул. - длина туловища.
По величине Из судят о варианте развития (ВР), используя тот же алгоритм, что для расчета оценки габаритного варьирования: 0-0,200 условных единиц - сильно растянутое созревание, 0,201-0,432 - растянутое созревание (ВР «С»), 0,433-0,568 - банальное созревание (ВР «В»), 0,569-0,800 - укороченное созревание (ВР «А»). Описанная схема соматотипирования широко применяется в исследованиях педиатров и даже в педагогической практике при планировании тренировочных нагрузок2.
Ранее Р.Л. Мирвалд с соавторами (Mirwald et al., 2002) создал методологию определения возраста, в котором наступает МРС (англ. APHV - The Age at Peak Height Velocity) путем выявления
1 Губа В.П., Чернова В.Н. Спортивная морфология : учебник. М., 2020. 352 с.
2 Там же.
так называемого «смещения биологической зрелости». Разработаны формулы с коэффициентами, результаты расчетов по которым показывают, в каком возрасте наступит (при итоговом значении со знаком «-») или наступил (при итоговом значении со знаком «+») МРС у конкретного ребенка.
У юношей прогностическое уравнение смещения биологической зрелости выглядит следующим образом:
-9,236 + (0,0002708 * длина ног * рост сидя) - (0,001663 * возраст * длина ног) + (0,007216 х возраст * рост сидя) + (0,02292 * (вес/рост стоя)).
У девушек прогностическое уравнение смещения биологической зрелости имеет следующий вид:
-9,376 + (0,0001882 * длина ног * рост сидя) + (0,0022 * возраст * длина ног) + (0,005841 * возраст * рост сидя) - (0,002658 * возраст * вес) + (0,07693 * (вес/рост)) (Mirwald et al., 2002).
Т.С. Тимакова (2018) утверждает, что лучшие перспективы в спорте высших достижений имеют пловцы, которые при потенциале к высокорослости и наличии особых пропорций тела отличаются несколько более поздними сроками прохождения фаз пубертатного развития и в целом большей продолжительностью всего подросткового периода, а на спортивные достижения в этом возрасте сильно влияют показатели физического развития и темп полового созревания.
Фазы и индивидуальные сроки полового созревания явились основаниями для выделения «окон возможностей», или «периодов ускоренной адаптации» (рис. 1). Они становятся фактическими моделями индивидуализации многолетнего тренировочного процесса во многих видах спорта1.
Ьнологический возраст Этапы Навыки (техника) Окороси. Аэробные возможное) и Сила
7 Фундаментальный этап (техника) Окно навыков Окно скорости 1
8
9
10
11 Обучение тренировке понимание. иелн. Упражнения
12
13 Окно скорости 2 Окно аэробных возможностей
14 Активные тренировки (Специализация - позиции) Окно силы
15
16 Тренировки для состязаний (командная работа, тактика)
17
18 »ыступлекия на соревнованиям (матчи, сезоны, турниры)
19
20
Рисунок 1 - «Окна возможностей» в соотношении с этапами тренировки и биологическим возрастом2 Figure 1 - Windows of Opportunity in Relation to Training Stages and Biological Age
Точное определение уровня биологического созревания значимо для формирования групп подготовки в рамках как индивидуальных, так и командных видов спорта. Так, например, П.М. Ха-вет (Javet et al., 2020) демонстрирует ситуацию с отбором в национальную команду по футболу, при которой в нее попадают, как правило, юные футболисты с ранним биологическим развитием (рис. 2).
Собственные предварительные исследования, основанные на разделении на подгруппы испытуемых участников предпубертатного и постпубертатного возраста, показывают, что морфологическая составляющая не оказывает влияния на спортивный результат у пловцов подросткового возраста, не прошедших этап полового созревания (зафиксированные коэффициенты корреляции (r) варьируют: 0,1-0,3 - у девочек и 0,1-0,2 - у мальчиков). В это же время у пловцов, преодолевших период полового созревания, данная взаимосвязь наблюдается по всем исследованным показателям телосложения (зафиксированные коэффициенты корреляции (r) варьируют от 0,3 до 0,6 у девочек и от 0,4 до 0,6 - у мальчиков).
1 Томпсон П.Д. Введение в теорию тренировки : официальное руководство ИАФФ по обучению легкой атлетике. М., 2010. 218 с.
2 Там же.
Рисунок 2 - Фактический биологический возраст юных футболистов в период отбора в национальные команды (Javet et al., 2020)
Figure 2 - Actual Biological Age of Young Soccer Players at the Time of Selection to National Teams (Javet et al., 2020)
Заключение. Анализ литературных источников выявил многообразие подходов к установлению признаков наступления фазы полового созревания. Утверждения ученых относительно необходимости определения биологического возраста и его соотношения с реальным, «паспортным» возрастом сходны по многим пунктам. Исследователи солидарны во мнении о различиях в показателях между БВ и ПВ. Они убеждены, что при построении многолетнего тренировочного процесса должны учитываться такие явления, как акселерация - процесс раннего полового созревания и ретардация - его замедленное протекание.
Многие авторы уверены, что условия и организацию тренировочного процесса для акселератов и ретардантов следует дифференцировать, так как разница в степени полового созревания обуславливает неодинаковость уровня развития физических качеств. Однако на данный момент в практике подготовки юных спортсменов тренеры не имеют возможности использовать простые и доступные методические приемы адекватного определения биологического возраста ввиду их отсутствия.
Сказанное свидетельствует о необходимости активизации исследовательских усилий в этом направлении. Разделение подростков, занимающихся спортом, на подгруппы по принципу полового созревания позволит преподавателям наиболее эффективно планировать тренировочный процесс, а также минимизировать различия в условиях организации занятий.
Список источников:
Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты). Волгоград, 2012. 344 с.
Погосян Т.А., Погосян М.М. Оценка биологической зрелости спортсменов по данным исследования мощности аэробного энергообеспечения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 313-316. https://doi.Org/10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p313-316.
Тимакова Т.С. Биологический возраст во взаимосвязи с показателями физического развития и специальной подготовленности мальчиков-пловцов 13-14 лет // Вестник спортивной науки. 2022. № 5. С. 20-26.
Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора, или Кто становится олимпийским чемпионом. М., 2018. 288 с.
Gilsanz V., Ratib O. Hand Bone Age. A Digital Atlas of Skeletal Maturity. Berlin, 2012. 95 р. https://doi.org/10.1007/978-3-642-23762-1.
Javet P.M., Fuchslocher J., Romann M. Les Jeunes Talents du Football: Sélections Entre Âges Biologique et Chronologique // Reflexions Sport. 2020. № 26. P. 11-26. (на фр. яз.)
Liu Y.X., Albertsson Wikland K., Karlberg J. New Reference for the Age at Childhood Onset of Growth and Secular Trend in the Timing of Puberty in Swedish // Acta Paediatrica. 2000. Vol. 89, iss. 6. Р. 637-643. https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2000.tb00356.x.
Malina R.M., Koziel S.M., Kralik M., Chrzanowska M., Sude A. Prediction of Maturity Offset and Age at Peak Height Velocity in a Longitudinal Series of Boys and Girls // American Journal of Human Biology. 2021. Vol. 33, iss. 6. Р. e23551. https://doi.org/10.1002/ajhb.23551.
Mirwald R.L., Baxter-Jones A.D., Bailey D.A., Beunen G.P. An Assessment of Maturity from Anthropometric Measurements // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2002. Vol. 34, iss. 4. Р. 689-694. https://doi.org/10.1249/00005768-200204000-00020.
Tanner J.W., Davies P.S.W. Clinical Longitudinal Standards for Height and Height Velocity for North American Children // The Journal of Pediatrics. 1985. Vol. 107, iss. 3. Р. 317-329. https://doi.org/10.1016/s0022-3476(85)80501-1.
References:
Davydov, V. Yu. & Avdienko, V. B. (2012) Otbor i orientatsiya plovtsov po pokazatelyam teloslozheniya v sisteme mnogo-letnei podgotovki (teoreticheskie i prakticheskie aspekty) [Selection and orientation of swimmers by physique indices in the system of long-term training (theoretical and practical aspects)]. Volgograd. 344 p. (In Russian)
Gilsanz, V. & Ratib, O. (2012) Hand Bone Age. A Digital Atlas of Skeletal Maturity. Berlin. 95 р. Available from: doi:10.1007/978-3-642-23762-1.
Javet, P. M., Fuchslocher, J. & Romann, M. (2020) Les Jeunes Talents du Football: Sélections Entre Âges Biologique et Chronologique. Reflexions Sport. (26), 11-26. (In French)
Liu, Y. X., Albertsson Wikland, K. & Karlberg, J. (2000) New Reference for the Age at Childhood Onset of Growth and Secular Trend in the Timing of Puberty in Swedish. Acta Paediatrica. 89 (6), 637-643. Available from: doi:10.1111/j.1651-2227.2000.tb00356.x.
Malina, R. M., Koziel, S. M., Kralik, M., Chrzanowska, M. & Sude, A. (2021) Prediction of Maturity Offset and Age at Peak Height Velocity in a Longitudinal Series of Boys and Girls. American Journal of Human Biology. 33 (6), e23551. Available from: doi:10.1002/ajhb.23551.
Mirwald, R. L., Baxter-Jones, A. D., Bailey, D. A. & Beunen, G. P. (2002) An Assessment of Maturity from Anthropometric Measurements. Medicine & Science in Sports & Exercise. 34 (4), 689-694. Available from: doi:10.1249/00005768-200204000-00020.
Pogosyan, T. A. & Pogosyan, M. M. (2020) Evaluation of the Biological Maturity of Athletes Based on the Study of the Power of Aerobic Energy Supply. Uchenye Zapiski Universiteta Imeni P.F. Lesgafta. (2 (180)), 313-316. Available from: doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p313-316. (In Russian)
Tanner, J. W. & Davies, Р. S. W. (1985) Clinical Longitudinal Standards for Height and Height Velocity for North American Children. The Journal of Pediatrics. 107 (3), 317-329. Available from: doi:10.1016/s0022-3476(85)80501 -1.
Timakova, T. S. (2018) Faktory sportivnogo otbora, ili Kto stanovitsya olimpiiskim chempionom [Biological age in correlation with indicators of physical development and special preparation of 13-14 years old boys swimmers]. Moscow. 288 p. (In Russian) Timakova, T. S. (2022) Biological Age in Relationship with Indicators of Physical Development and Special Fitness of 13-14 Years Old Boys-Swimmers. Vestnik sportivnoi nauki. (5), 20-26. (In Russian)
Информация об авторах А.С. Нестерова - аспирант Югорского государственного университета, Ханты-Мансийск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1204829
С.В. Барбашов - доктор педагогических наук, профессор Югорского государственного университета, Ханты-Мансийск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=269031
Вклад авторов:
А.С. Нестерова - формирование идеи, формулировка основных целей и задач, проведение исследования, подбор литературы, составление черновика рукописи, подготовка к публикации, создание итогового варианта рукописи.
С.В. Барбашов - формирование идеи, формулировка основных целей и задач, научное курирование исследования, внесение ценных замечаний интеллектуального содержания, участие в научном дизайне рукописи.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors A.S. Nesterova - PhD student of Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1204829
S.V. Barbashov - D.Phil. in Pedagogy, Professor, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=269031
Contribution of the authors: A.S. Nesterova - idea formation, formulation of the main goals and objectives, conducting the study, literature selection, drafting the manuscript, preparation for publication, creating the final version of the manuscript.
S.V. Barbashov - idea formation, formulation of the main goals and objectives, academic advising, making valuable comments of intellectual content, participation in the scientific design of the manuscript.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.