Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК КУБИКИ КООСА И ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА В ДИАГНОСТИКЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ 4-Х ДО 8-МИ ЛЕТ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК КУБИКИ КООСА И ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА В ДИАГНОСТИКЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ 4-Х ДО 8-МИ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / интеллектуальное развитие / когнитивные способности / кубики Кооса / матрицы Равена / психодиагностика / intelligence / intellectual development / cognitive abilities / Koos cubes / Raven matrices / psychodiagnostics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Статья посвящена сравнительному анализу методик для исследования интеллектуального развития детей. В работе оценена эффективность использования кубиков Кооса для изучения когнитивных способностей детей. Было проведено сравнительное исследование, в котором были задействованы дети в возрасте от 4 до 8 лет, разделенные на две группы – дошкольники и младшие школьники. Результаты показали эффективность использования методик «Кубики Кооса» и «Цветные прогрессивные матрицы Равена» в диагностике коэффициента интеллекта, при этом первая методика подходит детям дошкольного возраста, а вторая – младшим школьникам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF KOOSH CUBES AND COLORED PROGRESSIVE MATRICES OF RAVEN IN DIAGNOSING THE INTELLIGENCE QUOTIENT OF CHILDREN AGED 4 TO 8 YEARS

The article is dedicated to a comparative analysis of methods for researching the intellectual development of children. The study assessed the effectiveness of using Coos Cubes to investigate children’s cognitive abilities. A comparative study was conducted, involving children aged 4 to 8, divided into two groups – preschoolers and younger school children. The results demonstrated the effectiveness of using the «Coos Cubes» and «Color Progressive Matrices of Raven» techniques in diagnosing the intelligence quotient, with the former being suitable for preschoolaged children and the latter for younger school children

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК КУБИКИ КООСА И ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА В ДИАГНОСТИКЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ 4-Х ДО 8-МИ ЛЕТ»

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 378.016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК КУБИКИ КООСА И ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА В ДИАГНОСТИКЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ОТ 4-Х ДО 8-МИ ЛЕТ

COMPARATIVE ANALYSIS OF KOOSH CUBES AND COLORED PROGRESSIVE MATRICES OF RAVEN IN DIAGNOSING THE INTELLIGENCE QUOTIENT OF CHILDREN AGED 4 TO 8 YEARS

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена сравнительному анализу методик для исследования интеллектуального развития детей. В работе оценена эффективность использования кубиков Кооса для изучения когнитивных способностей детей. Было проведено сравнительное исследование, в котором были задействованы дети в возрасте от 4 до 8 лет, разделенные на две группы - дошкольники и младшие школьники. Результаты показали эффективность использования методик «Кубики Кооса» и «Цветные прогрессивные матрицы Ра-вена» в диагностике коэффициента интеллекта, при этом первая методика подходит детям дошкольного возраста, а вторая -младшим школьникам.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальное развитие, когнитивные способности, кубики Кооса, матрицы Равена, психодиагностика.

ABSTRACT

The article is dedicated to a comparative analysis of methods for researching the intellectual development of children. The study assessed the effectiveness of using Coos Cubes to investigate children's cognitive abilities. A comparative study was conducted, involving children aged 4 to 8, divided into two groups - preschoolers and younger school children. The results demonstrated the effectiveness of using the «Coos Cubes» and «Color Progressive Matrices of Raven» techniques in diagnosing the intelligence quotient, with the former being suitable for preschool-aged children and the latter for younger school children.

Мария

Игоревна

ФИЛИМОНОВА,

клинический психолог (патопсихолог, нейропсихолог, психотерапевт), руководитель Центра абилитации и реабилитации «ЛЕТИ», основатель сообщества «KLINISCHE PSYCHOLOGIE», специалист Многопрофильного медицинского Центра «ГлавВрач», Московская область leti-tuchkovo.ru

Maria

Igorevna

FILIMONOVA,

Clinical Psychologist

(Pathopsychologist,

Neuropsychologist,

Psychotherapist).

Head of the Center

for Habilitation

and Rehabilitation «LETI»,

Founder of the Community

«KLINISCHE PSYCHOLOGIE»,

Specialist

of the Multidisciplinary Medical Center «GlavVrach», Moscow region leti-tuchkovo.ru

психология

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Keywords: intelligence, intellectual development, cognitive abilities, Koos cubes, Raven matrices, psychodiagnostics.

Введение

Возможность оценки интеллектуального развития детей является важным аспектом в исследованиях развития детской психологии. Исследование развития интеллекта, начиная с древности и до наших дней, остается актуальной темой, которая вызывает много дискуссий и вдохновляет на появление новых теорий и практических подходов. Однако проблема исследования интеллекта заключается в том, что, несмотря на его широкую популярность и обширное количество работ, понимание этой темы все еще неполно. Различные методики и тесты были разработаны для измерения интеллектуального коэффициента (IQ) у детей разного возраста. Две из таких методик, широко используемых в диагностике интеллекта у детей в возрасте от 4 до 8 лет, включают « Кубики Кооса» и «Цветные прогрессивные матрицы Равена» [1].

Обзор литературы по теме интеллектуального развития детей с использованием методик «Кубики Кооса» и «Прогрессивные матрицы Равена» показывает, что данная тема привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Различные исследования были проведены для изучения эффективности и применимости этих методик в диагностике интеллектуального развития детей [3].

Отечественные исследователи, такие как В.П. Зинченко и Н.Ю. Марченко (2015) провели исследование, сравнивающее эффективность методики «Кубики Кооса» и «Прогрессивные матрицы Равена» в оценке уровня интеллекта у детей. Результаты указывали на то, что обе методики имеют свои преимущества, но «Прогрессивные матрицы Равена» показали более высокую связь с общим интеллектом у детей данного возраста [2].

Зарубежные исследователи, включая J.C. Raven (2000), J. Sбnchez-Vallejo и T. Rodrnguez-Medina (2019), и J. Carroll (1997), также проводили исследования, посвященные оценке интеллектуального развития детей с использованием «Прогрессивных матриц Равена». Они подчеркивали, что данная методика является надежным инструментом для измерения интеллектуального по-

тенциала детей и позволяет получить объективные результаты [5, 6, 4].

Отдельные исследования также рассматривали применение методики «Кубики Кооса» в оценке интеллектуального развития детей. Например, исследование проведенное V. .^¡тю и Т. ЫгсИ (2019) обнаружило, что методика «Кубики Кооса» является эффективным инструментом для измерения уровня интеллектуального развития у детей дошкольного возраста [7].

В целом, как отечественные, так и зарубежные исследования подтверждают применимость и эффективность методик «Кубики Коо-са» и «Прогрессивные матрицы Равена» в изучении интеллектуального развития детей возрастной группы от 4 до 8 лет. Однако больше внимания было уделено исследованию «Прогрессивных матриц Равена», и результаты указывают на их высокую надежность и связь с общим интеллектом у детей данного возраста.

Проблема исследования интеллекта заключается в том, что, несмотря на широкую популярность темы и обилие литературы, интеллектуальное развитие детей может динамично изменяться со временем, что может сделать устаревшими результаты старых исследований.

В связи с этим, целью данной работы является сравнительный анализ методик «Кубики Кооса» и «Цветные прогрессивные матрицы Ра-вена» в контексте их эффективности в диагностике интеллектуального развития детей возрастной группы от 4 до 8 лет, а также определение наиболее подходящей методики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так как существуют значительные различия в мышлении дошкольников и младших школьников, считается, что применение одной и той же методики с детьми разного возраста снижает её эффективность. Для увеличения её эффективности необходимо уменьшить её возрастной диапазон. В связи с этим выдвигается следующая гипотеза: Методика «Кубики Кооса» наиболее эффективна в диагностике детей дошкольного возраста, а методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена» наиболее эффективна в диагностике детей младшего школьного возраста, хотя обе они не теряют своей диагностической значимости и в других возрастных периодах.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Методика

Для достижения поставленной цели было организовано исследование, в котором приняли участие дети от 4 до 8 лет в количестве 40 человек, разделенные на две группы: дети дошкольного возраста (4-6 лет 20 человек) и дети младшего школьного возраста(7-8 лет 20 человек). Исследование проводилось на базе ОАНО «НИКА» в г. Москва в дошкольном отделении и среди детей начальной школы. Участники исследования были выбраны случайным образом. Диагностика проводилась в игровой форме. Методиками исследования стали «Кубики Кооса» и «Цветные прогрессивные матрицы».

Методика «Кубики Кооса» была разработана американским психологом С. Коосом в 1920 году с целью выявления умственных способностей как у детей, так и у взрослых. Название «Кубики Кооса» происходит от имени создателя методики. Кубики этой методики имеют одинаковый размер и их грани окрашены в специальные цвета: 2 грани красного цвета, 2 грани белого цвета и 2 грани двухцветные (красно-белые). К набору кубиков прилагаются карточки с заданиями разного уровня сложности.

Инструкция: ребенок собирает узоры из кубиков, основываясь на карточках с заданиями. Каждая карточка предоставляет определенный узор, и ребенок должен собрать такой же узор, используя верхние грани кубиков. Карточки с заданиями имеют различные уровни сложности, и следует предоставлять их в определенной последовательности, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным заданиям.

При оценке результатов, учитывается время, затраченное ребенком на сборку одного орнамента: для заданий с № 1 по № 6 - установлено ограничение в 60 секунд, для заданий с № 7 по № 10 - ограничение в 120 секунд. Если испытуемый завершает сборку орнамента быстрее, это свидетельствует о высоком уровне пространственной ориентации, развитии наглядно-образного мышления и конструктивного анализа. Уровни развития оцениваются следующим образом: 8-10 баллов - высокий уровень, 5-7 баллов - средний уровень, 0-4 балла - низкий уровень.

Тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» (ЦПМ) представляет собой инструмент для оценки основных когнитивных процессов у ребенка. Этот тест состоит из 36 заданий, которые разделены на несколько серий, каждая из которых содержит 12 заданий.

Инструкция: Инструкция для испытуемого предполагает, что доступным для него средством будет набор кусочков и «коврика» с отсутствующей частью. Инструкция также включает указание на необходимость заполнить пустой участок «коврика», используя подходящий кусочек из предложенных шести вариантов. Процесс начинается с задания А1, в котором дается следующая инструкция: «Посмотри на это изображение (показываем картинку). В рамке нарисован коврик, у которого не хватает одной части. Её из него вырезали. Все представленные кусочки (мы покажем их по очереди) имеют одинаковую форму, чтобы подходить в пустой участок, но только один из них правильный полностью. Посмотри: N1 - форма правильная, но образец неверный, N2 - вообще нет образца, N6 - почти верный, но тоже неправильный (показываем на белое место) и так далее. Только один из них является правильным. Покажи тот кусочек, который подходит полностью». После того, как правильный ответ найден, испытуемому предлагается следующее задание. В случае неудачи, рекомендуется вернуться к демонстрации решения задания А1.

Три серии заданий спроектированы таким образом, чтобы оценить ключевые когнитивные процессы, которые обычно уже сформированы у детей данного возраста. Эти серии предназначены для измерения уровня умственного развития, когда человек начинает успешно рассуждать по аналогии и способен использовать этот тип мышления для логических выводов.

Результаты по методике интерпретируются следующим образом: низкий - менее 17 баллов, средний - 17-22 балла, высокий - 23-28 баллов, очень высокий - от 28 баллов.

Результаты

Проведя исследование по двум методикам, были получены следующие результаты интеллектуального развития у детей. Представим их в виде следующих таблиц.

Результаты t критерия Стьюдента (таблица 1) равны -0.629, что говорит об отсутствии значимых различий в сравниваемых группах детей. Однако мы можем указать, что дети старшего дошкольного возраста в среднем имеют более низкие показатели, чем младшие школьники. Вероятно, при проведении исследования с большим количество испытуемых, можно будет говорить о более значимых различиях в результатах.

психология

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Таблица 1

Результаты детей по методике «Кубики Кооса»

№ п/п дошкольники Баллы Уровень № п/п младшие школьники Баллы Уровень

1 8 Высокий 1 3 Низкий

2 3 Низкий 2 9 Высокий

3 6 Средний 3 6 Средний

4 7 Средний 4 7 Средний

5 4 Низкий 5 6 Средний

6 6 Средний 6 8 Высокий

7 8 Высокий 7 6 Средний

8 6 Средний 8 4 Низкий

9 7 Средний 9 7 Средний

10 5 Средний 10 10 Высокий

11 6 Средний 11 7 Средний

12 4 Низкий 12 6 Средний

13 3 Низкий 13 5 Средний

14 7 Средний 14 9 Высокий

15 6 Средний 15 6 Средний

16 9 Высокий 16 3 Низкий

17 5 Средний 17 7 Средний

18 3 Низкий 18 9 Высокий

19 6 Средний 19 5 Средний

20 10 Высокий 20 8 Высокий

И"ест Стьюдента Средний балл: 6,1 Отклонение: (а1) = 2.139 1-тест Стьюдента Средний балл: 6,7 Отклонение: (а2) = 2.019

Таблица 2

Результаты детей по методике «Цветные Прогрессивные Матрицы»

№ п/п дошкольники Баллы Уровень № п/п младшие школьники Баллы Уровень

1 18 Средний 1 14 Низкий

2 16 Низкий 2 29 Очень высокий

3 20 Средний 3 18 Средний

4 14 Низкий 4 19 Средний

5 15 Низкий 5 23 Высокий

6 18 Средний 6 28 Очень высокий

7 19 Средний 7 26 Высокий

8 20 Средний 8 13 Низкий

9 14 Низкий 9 24 Высокий

10 21 Средний 10 29 Очень высокий

11 18 Средний 11 18 Средний

12 15 Низкий 12 19 Средний

13 14 Низкий 13 25 Высокий

14 20 Средний 14 28 Очень высокий

15 22 Средний 15 24 Высокий

16 18 Средний 16 14 Низкий

17 17 Средний 17 18 Средний

18 14 Низкий 18 19 Средний

19 16 Низкий 19 26 Высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 19 Средний 20 29 Очень высокий

1-тест Стьюдента Средний балл: 17,2 Отклонение: (а1) = 2.897 1-тест Стьюдента Средний балл: 21,87 Отклонение: (а2) = 5.709

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Результаты t критерия Стьюдента (таблица 2) равны -2.54, это позволяет заключить, что существуют статистически значимые различия в баллах между дошкольниками и младшими школьниками.

Полученные результаты позволяют автору оценить уровень интеллектуального развития детей от 4 до 8 лет (рисунок 1). Результаты представлены в процентном соотношении в каждой категории уровня интеллекта, включая очень низкий, низкий, средний, выше среднего, высокий и очень высокий уровни.

Очень низкий уровень интеллекта в методике «Кубики Кооса» составляет 5%, что означает, что малая доля детей испытывает значительные трудности в когнитивном развитии. Аналогично, в методике «Прогрессивные матрицы Равена» этот процент составляет 3%, что также указывает на небольшое количество детей с очень низким уровнем интеллекта.

Уровень низкого интеллекта в методике «Кубики Кооса» составляет 10%, что говорит о доле детей, у которых наблюдаются ограниче-

ния в их когнитивных способностях. В методике «Прогрессивные матрицы Равена» этот уровень составляет 8%, что также указывает на долю детей с низким уровнем интеллекта.

Средний уровень интеллекта составляет 30% в методике «Кубики Кооса» и 25% в методике «Прогрессивные матрицы Равена». Эти проценты указывают на то, что большинство детей находится на среднем уровне развития своих когнитивных способностей.

Выше среднего уровня интеллекта в методике «Кубики Кооса» достигли 35% детей, а в методике «Прогрессивные матрицы Равена» -40%. Это указывает на их способность к более сложному и абстрактному мышлению и предсказыванию логических закономерностей.

Уровень высокого интеллекта составляет 15% в методике «Кубики Кооса» и 18% в методике «Прогрессивные матрицы Равена». Это говорит о том, что эти дети обладают значительными интеллектуальными способностями и могут успешно применять аналитическое и критическое мышление.

40%

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

5%

30%

/-^-^-- 18% 15%

.-10% ■ г ^т

5%

6%

очень низкии низкии

выше среднего

высоким

средним

Кубики Кооса ■ Прогрессивные матрицы Равена

очень высокий

осп/

Рис. 1. Общие показатели коэффициента интеллекта по обеим методикам

ПСИХОЛОГИЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Очень высокий уровень интеллекта составляет 5% в методике «Кубики Кооса» и 6% в методике «Прогрессивные матрицы Равена». Это указывает на долю детей, которые обладают выдающимися интеллектуальными способностями и демонстрируют высокий уровень когнитивного развития.

Обсуждение результатов

Результаты показывают, что методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена» имеет более высокий процент младших школьников с высоким уровнем и уровнем выше среднего интеллекта по сравнению с методикой «Кубики Кооса». На наш взгляд, такое положение может свидетельствовать о том, что «Цветные прогрессивные матрицы Равена» более эффективно применять для оценки когнитивных способностей детей младшего школьного возраста.

Существуют несколько причин, подтверждающих наше мнение. В первую очередь методика «Цветные прогрессивные матрицы Ра-вена» проверяет способность детей к аналоговому рассуждению, что требует более высокого уровня абстрактного мышления. При выполнении заданий на матрицах дети должны заполнить пропущенные элементы, рассматривая логические закономерности и устанавливая аналогии между различными элементами. Такое аналитическое мышление может быть более точным показателем интеллектуальных способностей.

Помимо того, эта методика предоставляет стандартизированные задания и критерии оценки, что способствует более объективной оценке интеллекта ребенка. Каждая задача имеет четкий правильный ответ, что, в свою очередь, уменьшает вероятность субъективных искажений или интерпретаций со стороны исследователя. Это делает методику более надежной и позволяет сравнивать результаты между разными испытуемыми и исследованиями.

Еще одной причиной эффективности данной методики мы считаем то, что она предлагает последовательность заданий разной сложности, что позволяет более точно оценить уровень развития интеллекта у детей. Постепенное увеличение сложности задач показывает уровень когнитивного развития и дает возможность определить, насколько дети способны справляться с более сложными заданиями. Именно такой подход помогает более

точно определить интеллектуальные способности каждого ребенка.

Однако методика «Кубики Кооса» имеет свои преимущества, которые делают ее полезной в оценке интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Прежде всего, использование кубиков разных форм и цветов в заданиях способствует развитию пространственного мышления у детей и представлению о трехмерных объектах. Такие задания показывают, как развиты моторные навыки и мани-пулятивные способности. Кроме того, методика « Кубики Кооса» требует визуального восприятия и визуализации, поскольку дети должны сравнивать карточки с заданиями и представлять, какие кубики необходимо использовать для создания определенных узоров. Как игровой подход, этот метод позволяет привлечь внимание детей и сделать процесс более интерактивным и занимательным.

Выводы

Таким образом, методика «Кубики Кооса» разработана для развития пространственного мышления и моторных навыков у детей. Она включает различные задания, в которых детям предлагается строить модели или повторять шаблоны, используя кубики разных цветов и форм. Эта методика позволяет детям визуализировать и решать задачи конструирования, что может быть интерактивным и занимательным для детей дошкольного возраста. С другой стороны, методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена» представляет собой набор заданий, в которых детям необходимо выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, чтобы завершить недостающую часть графической матрицы. Эта методика предназначена для оценки абстрактного мышления и способности к анализу и синтезу у детей. Она основана на принципе прогрессивной сложности, где задания усложняются по мере продвижения в тесте.

Обе эти методики могут показывать уровень интеллектуального развития детей, однако, по данным проведённого исследования, в дошкольном возрасте мы считаем более целесообразным применять методику «Кубики Ко-оса», а в младшем школьном возрасте показательной является методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена». Таким образом, благодаря проведённому исследованию, предложенная гипотеза подтвердилась.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Литература

1. Ахутина Т.В. Методики нейропсихологического исследования детей // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников; под ред. Т.В. Ахутиной, О. Б. Инша-ковой. М.: Секачёв, 2012. С. 11-33.

2. Зинченко В.П., Марченко Н.Ю. Сравнительный анализ методик оценки интеллекта у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. 2015. №3. С. 105-115.

3. Лучковская Е.А. Динамика высших психических функций у детей при переходе от младшего школьного возраста к подростковому // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2019. №30. С.91-95

4. Carroll J. The nature of intelligence: An introduction to theory and research. Routledge. 1997.

5. Raven J.C. The Raven's Progressive Matrices: Change and stability over culture and time. Cognitive Psychology, 2000, no. 41 (1), pp. 1-48.

6. Sanchez-Vallejo, J., & Rodmguez-Medina T. Evaluacion del nivel intelectual en ninos y adolescentes mediante las Matrices Progresivas de Raven. Revista de Neurologia, 2019, no. 69(9), pp. 379-387.

7. Simic V., & Urch T. The effectiveness of Koosh cubes in assessing the cognitive abilities of preschool children. Journal of Applied Developmental Psychology, 2019, no. 62, pp. 55-62.

References

1. Ahutina T.V. Metodiki nejropsihologicheskogo issledovanija detej. Nejropsihologicheskaja diagnostika, obsledovanie pis'ma i chtenija mladshih shkol'nikov; pod red. T.V. Ahutinoj, O.B. Inshakovoj. M.: Sekachjov, 2012. Pp. 11-33.

2. Zinchenko V.P., Marchenko N.Ju. Sravnitel'nyj analiz metodik ocenki intellekta u detej doshkol'nogo vozrasta. Voprosy psihologii, 2015, no. 3, pp. 105-115.

3. Luchkovskaja E.A. Dinamika vysshih psihicheskih funkcij u detej pri perehode ot mladshego shkol'nogo vozrasta k podrostkovomu. Vestnik HGU im. N.F. Katanova, 2019, no 30, pp. 91-95.

4. Carroll J. The nature of intelligence: An introduction to theory and research. Routledge. 1997.

5. Raven J.C. The Raven's Progressive Matrices: Change and stability over culture and time. Cognitive Psychology, 2000, no. 41 (1), pp. 1-48.

6. Sanchez-Vallejo, J., & Rodmguez-Medina T. Evaluacion del nivel intelectual en ninos y adolescentes mediante las Matrices Progresivas de Raven. Revista de Neurologia, 2019, no. 69(9), pp. 379-387.

7. Simic V., & Urch T. The effectiveness of Koosh cubes in assessing the cognitive abilities of preschool children. Journal of Applied Developmental Psychology, 2019, no. 62, pp. 55-62.

Статья поступила в редакцию 04.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 04.12.2023;

accepted for publication 25.12.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.