Научная статья на тему 'Сравнительный анализ методик государственной и общественной оценок качества профессионального образования'

Сравнительный анализ методик государственной и общественной оценок качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / РЕЙТИНГ ВУЗА / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошин Пётр

Расширение рынка образовательных услуг и наличие большого количества государственных и негосударственных вузов, профилирующих в одном направлении, ставят потребителя услуги высших учебных заведений законный перед выбором лучшего образовательного учреждения. Определить, какой вуз является эталонным, помогает аккредитация, которая стимулирует учебные заведения поддерживать соответствующий уровень качества образования и повышать его. На сегодняшний день существует несколько видов аккредитации, каждый из которых имеет положительные и отрицательные стороны. Они и будут рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ методик государственной и общественной оценок качества профессионального образования»

МЕТОДОЛОГИЯ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Сравнительный анализ методик государственной и общественной оценок качества профессионального образования

Расширение рынка образовательных услуг и наличие большого количества государственных и негосударственных вузов, профилирующих в одном направлении, ставят потребителя услуги высших учебных заведений перед выбором лучшего образовательного учреждения. Определить, какой вуз является эталонным, помогает аккредитация, которая стимулирует учебные заведения поддерживать соответствующий уровень качества образования и повышать его. На сегодняшний день существует несколько видов аккредитации, каждый из которых имеет положительные и отрицательные стороны. Они и будут рассмотрены в данной статье.

Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях вопрос конкурентоспособности образования и повышения его качества крайне важен. Существует множество критериев для оценки деятельности вуза, такие как: число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг.

Для оценки качества образования используются несколько методик: методика государственной аккредитации вузов России; общественно-профессиональная методика; методика расчета рейтинга вузов; балльная методика оценки учебных заведений. Рассмотрим их подробнее.

К'А Ключевые слова:

гг аккредитация, гарантии качества образования,

еес

свв га показатели деятельности вуза, рейтинг вуза,

о ЖА критерии качества профессионального

образования, оценка качества образования.

Пётр ТИМОШИН,

аспирант Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Методика общественной аккредитации

Общественно-профессиональная аккредитация -это новая актуальная форма оценки качества образования в России, которая возникла в нашей стране как сфера образования в конце прошлого века. Становления данного вида аккредитации обусловлено рядом объективных причин [1].

Прежде всего, данный вид аккредитации дает вузам возможность самостоятельно составлять образовательные программы, используя различные компоненты, что позволяет им создать новые программы для бакалавров и магистров. Следующий положительный фактор развития общественно-профессиональной аккредитации связан с появлением на рынке образования негосударственных учебных заведений. Благодаря общественно-профессиональной аккредитации развивается академическая мобильность студентов, и сохраняется единое пространство образования. Очевидно также, что действующая в России государственная аккредитация вузов и образовательных программ не может полноценно решать задачи, поставленные перед ней в настоящее время.

Общественно-профессиональная аккредитация отличается от государственной по ряду свойств, которые определяются следующими критериями: => Цель общественно-профессиональной аккредитации заключается не только в оценке качества образования, но и в определении лучших методов и программ в области образования. => Процессы проведения данных аккредитаций кардинально различаются: общественно-профессиональная аккредитация проводится на основе добровольного решения вуза, а следова-

ВеКкАЧЕСТВА № 2 • 2013

30

МЕТОДОЛОГИЯ

тельно вуз самостоятельно выбирает и предоставляет программы, которые подлежат аккредитации. => В состав комиссии общественно-профессиональной аккредитации входят не только специально подготовленные эксперты из аккредитационных агентств, но и представители студентов, работодателей, зарубежных аккредитационных органов. => В системе государственной аккредитации оценка вуза осуществляется на основе различных критериев образовательной его деятельности, таких как: процент высших научных степеней преподавательского состава, количество опубликованных научных работ, различные показатели качества знаний студентов и др. А в общественно-профессиональной аккредитации за основу берутся анализ составляющих компонентов образовательной программы, опрос студентов и полученные качественные оценки работы [3].

=> Общественно-профессиональная аккредитация сосредоточена на оценке профессиональным сообществом качества отдельных программ вуза. Государственная аккредитация ориентирована на институциональную структуру образовательного учреждения.

=> Существенно отличаются и результаты проведения данных аккредитаций. Успешное прохождение общественно-профессиональной аккредитации оказывает влияние на репутацию и рейтинг образовательный программы и вуза в целом. В то же время прохождение государственной аккредитации открывает вузу возможность получения документов государственного образца, а также предоставления студентам отсрочки от военной службы. На основе изучения особенностей общественно-профессиональной аккредитации и характера оценки в ее ходе вуза можно утверждать, что данный вид аккредитации отвечает современным требованиям развития российского образования и позволяет перейти на новые образовательные стандарты государственного и федерального значения. Для обеспечения сравнимости результатов функционирования вузов современные стандарты обязывают вузы проводить исследование своей деятельности и информировать общественность о дальнейшем развитии.

Несмотря на возросший интерес к общественно-профессиональной аккредитации на сегодняшний день данным видом аккредитации пользуется относительно небольшое количество вузов. На наш взгляд, причина этого состоит в особенном уровне требований, предъявляемых к каждой образовательной программе, которую вуз подготовил для прохождения аккредитации.

Для повышения интереса со стороны вузов к прохождению общественно-профессиональной аккредитации можно выделить следующие моменты.

Во-первых, успешное прохождение общественно-профессиональной аккредитации позволяет вузу приобрести устойчивую репутацию, служит гарантией качества обучения по конкретной образовательной программе.

Существует также международный аспект аккредитации. Ведь документы с итогами прохождении вузом общественно-профессиональной аккредитации подписываются аккредитационными агентствами других стран. Это позволяет студентам вуза трудоустраиваться в зарубежные компании, а вузу - конкурировать на рынке образовательных услуг.

Во-вторых, играет роль объективная оценка общественно-профессиональной аккредитации, которая, основана на рекомендациях и неформализованных оценках, в отличие от государственной аккредитации, базирующейся на количественных критериях. Это дает возможность оценивать вуз объективно и избежать ситуации, когда деятельность государственного учреждения оценивается его же представителями или учредителями.

Методика государственной аккредитации

Методика государственной аккредитации вузов на данный момент считается одной из лучших и используется большинством вузов России.

В ее основу положено несколько процедур, позволяющих осуществить процесс проверки качества предоставляемых вузом услуг:

=> лицензирование - мероприятие, определяющее право вуза на осуществление образовательной деятельности;

=> аттестация - мероприятие, в ходе которого оценивается качество подготовки специалистов в образовательном учреждении; => аккредитация - мероприятие, устанавливающее статус вуза по типу и виду, а также дающее право выдавать документы об образовании государственного образца. В основе проведения государственной аккредитации лежат количественные показатели. Данные критерии позволяют определить образовательную политику, а, следовательно, включают в себя качественные и количественные оценки.

Сам процесс аккредитации сосредоточен в рамках деятельности федерального органа управления образованием. Государственная аккредитация проводится раз в 5 лет. Это необходимо для постоянного отслеживания результатов деятельности вузов и развития российской образовательной системы.

№ 2 • 2013 ВеКкАЧЕСТВА

МЕТОДОЛОГИЯ в!в ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Для того чтобы государство могло гарантировать качество образования, процесс проведения государственной аккредитации поделен на этапы. Весь процесс проведения аккредитации занимает 4 месяца.

Данные о своей деятельности вуз предоставляет в Центральный банк данных государственной аккредитации. Это необходимо для предварительной подготовки вуза к прохождению аккредитации [2].

В результате прохождения аккредитации отсеиваются учебные заведения, которые предоставляют некачественные услуги в области образования. Процесс аккредитации представляет собой сравнивание экспертами результатов деятельности вуза с заданными критериями и поиск ответов на следующие вопросы, касающиеся деятельности вуза:

=> Соответствует ли деятельность учебного заведения

образовательным целям? => Способствует ли повышению качества подготовки студентов?

=> Позволяют ли программы вуза развиваться образовательной системе страны в целом?

К отрицательным сторонам методики государственной аккредитации можно отнести трудоемкий и дорогостоящий процесс ее проведения, но несмотря на это она может считаться наиболее совершенной и актуальной методикой в России.

Общественно-профессиональная аккредитация имеет ряд положительных сторон, к которым относятся:

1) четкость и прозрачность критериев, устанавливаемых профессиональным сообществом, неформальный характер оценки;

2) комплексный и разносторонний характер как по составу экспертов, так и по направлениям оценки.

Таким образом, в настоящее время имеется возможность для развития общественно-профессиональной аккредитации, что позволит повысить актуальность данного вида аккредитации на рынке образовательных услуг. Область применения общественно-профессиональной аккредитации, по мнению автора, возможно и необходимо расширить, используя ее для оценки качества деятельности аккредитационных органов и признания достоверности выдаваемых документов. ■

Заключение

В результате сравнения двух форм аккредитации можно сделать следующие выводы: => методика государственной аккредитации вузов Минобразования РФ является весьма точной в силу использования качественных и количественных показателей, а также метода расчета интегрального показателя;

=> методика основана на официальных данных, которые вузы предоставляют ежегодно в ЦБДГА; => проверка соответствия качественных требований ГОС ВПО (программы, учебно-методическое обеспечение, ППС, знания студентов) проводится квалифицированной госкомиссией по аккредитации; => в методике используются математические методы обработки данных по сопоставимой совокупности вузов с четким позиционированием вуза по каждому интегральному показателю в лепестковой диаграмме.

НОВОСТИ NEWS

Реорганизован технический комитет по стандартизации ТК 21

Согласно Приказу от 29 марта 2013 г. № 331 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ТК 21 «Услуги связи, информатизации, организация и управление связью» реорганизован в ТК 21 «Услуги связи, информатизации, организация и управление связью, строительство и эксплуатация объектов в сфере связи и информационных технологий».

Литература

1. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: Национальное аккредитацион-ное агентство в сфере образования, 2008. 100 с.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования: Федеральный Закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ.

3. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий. Критерии и процедура аккредитации образовательных программ первого цикла // http://ac-raee.ru/files/criteria/Criteria_FC-08-04-08.pdf.

4. Показатели и критерии общественной аккредитации // Приложение к Положению об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров // http://auro08.org/accreditation/criteria.doc.

NEWS НОВОСТИ NEWS

Ведение секретариата ТК 21 «Услуги связи, информатизации, организация и управление связью, строительство и эксплуатация объектов в сфере связи и информационных технологий» поручено НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс».

Председателем ТК 21 утвержден Мхитарян Юрий Иванович - генеральный директор НИИ «Интерэкомс», д.э.н., академик Международной академии информатизации. ■

НОВОСТИ

32

век КАЧЕСТВА №2 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.