Научная статья на тему 'К вопросу о роли аккредитации в повышении качества высшего образования'

К вопросу о роли аккредитации в повышении качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова Марина Михайловна, Капустян Лариса Анатольевна

В статье рассмотрены различные виды аккредитации образовательных программ, дан сравнительный анализ государственной и профессионально-общественной аккредитации, рассмотрены цели и критерии осуществления государственной и профессиональной общественной аккредитации, роль ее различных видов в совершенствовании образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутакова Марина Михайловна, Капустян Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли аккредитации в повышении качества высшего образования»

УДК 378.4

Марина Михайловна Бутакова

(кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

Лариса Анатольевна Капустян

(кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

К ВОПРОСУ О РОЛИ АККРЕДИТАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, высшая школа, высшее образование, качество образования.

В связи с проведением реформы системы высшего образования проблема его качества в России является самой обсуждаемой. Не останавливаясь на содержании достаточно многогранного и сложного понятия «качество образования», отметим, что современное общество заинтересовано в предоставлении образовательных услуг определенного качества [1-3]. Требования к минимуму знаний, составу дисциплин, уровню методического обеспечения отражаются в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Качество образования в значительной степени определяется соответствием потенциала вуза требованиям стандарта по соответствующим направлениям подготовки, что определяется в процессе лицензирования, аккредитации образовательных программ, государственной аттестации выпускников, конкурсного отбора и аттестации преподавателей.

В различных странах степень государственного регулирования содержания образовательных программ и организации процесса обучения различна, различаются также уровни регулирования. Например, в США новые образовательные программы утверждает комиссия штата. Чтобы не обострять конкуренции между университетами, комиссия не поощряет дублирования программ. Во Франции государство в лице Министерства народного образования оставляет за собой основные функции управления образованием, оно остается основным источником финансирования высшего образования, а также регулирует деятельность в области профессионального образования через раз-

работку профессиональных и образовательных стандартов, привлекая к этому процессу социальных партнеров [4].

Современная система оценки и подтверждения (признания определенного уровня) качества образования начала создаваться в Российской Федерации с 1992 г. Законом РФ «Об образовании» предусматривалась возможность получения образовательными учреждениями как государственной, так и общественной аккредитации «в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах» [5]. Однако в связи с тем, что государственная аккредитация являлась для вузов обязательной, она долго время развивалась практически как единственная. Это также объясняется и традиционным для России доверием общества к документам, выдаваемым государственными органами, а не общественными структурами.

Приказом Госкомвуза России 18 апреля 1995 г. был создан Научно-информационный центр государственной аккредитации в г. Йошкар-Оле, который в 1996 г. вступил в международную сеть аккредитационных агентств INQAAHE, с 2000 г. - в сеть аккредитационных агентств по высшему образованию стран Центральной и Восточной Европы, CEE Network.

В 2005 г. он был переименован в федеральное государственное учреждение «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (ФГУ «Росаккредагентство»). ФГУ «Росаккредагентство» в 2009 г. получило статус полноправного членства в Европейской

ассоциации гарантии качества в высшем образовании, ENQA.

Деятельность агентства направлена на достижение следующих целей:

- содействие в осуществлении государственных функций по государственной аккредитации, являющейся основным механизмом государственного и международного признания качества образовательной деятельности российских образовательных организаций;

- удовлетворение потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования и содействие развитию академической, профессиональной и социальной мобильности граждан;

- повышение конкурентоспособности России и ее граждан на мировом рынке труда.

ФБГУ «Росаккредагентство» функционирует в соответствии с утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственным заданием в рамках осуществления делегированных полномочий по государственной аккредитации деятельности образовательных организаций с целью обеспечения независимости принимаемых решений.

В середине 2000-х гг. под влиянием Бо-лонского процесса постепенно начали развиваться общественные институты оценки и гарантий в области образования. Очевидно, что процедура государственной аккредитации перестала быть единственным механизмом мотивации вузов к развитию и повышению качества образования.

В 2005 г. была создана одна из первых независимых экспертных организаций в сфере профессионального образования - Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

Ассоциация инженерного образования (АИОР), первоначально основанная в 1992 г. как объединение ведущих технических университетов России, с октября 1993 г. работает по направлению аккредитации профильных образовательных программ. В 2006 г. она стала одним из основателей Европейской сети по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education - ENAEE), которое создало взаимопризнаваемый знак EUR-ACE Labels, подтверждающий качество аккредитованных

программ. АИОР за время своего существования стала значимой организацией в области аккредитации образовательных программ технического профиля. Подтверждением этому стало признание ее в 2012 г. полноправным членом Вашингтонского соглашения (The Washington Accord) [6].

В 2009 г. Гильдия экспертов в сфере профессионального образования учредила Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр), деятельность которого направлена на развитие системы независимой оценки качества, в том числе в соответствии с международными стандартами.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. предусматривает наряду с государственной аккредитацией учреждений наличие процедуры профессионально-общественной аккредитации, результаты которой рассматриваются при государственной аккредитации вуза [7].

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ставится задача развития новых форм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов, ведущих подготовку студентов в области экономики, юриспруденции, управления, социологии [8]. Все это свидетельствует о важности и приоритетности решения проблем качества образования в вузах страны. Профессионально-общественная аккредитация должна реализовать возможности, которые не могут быть выполнены в процедуре государственной аккредитации: привлечение зарубежных экспертов в работу экспертных комиссий, а также работодателей и студентов. Это диктует необходимость разработки процедур профессионально-общественной аккредитации, создания организаций по ее проведению и независимых коллегиальных органов для принятия решений.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня образовательной деятельности организации соответствующим критериям и требованиям российских, ино-

странных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию [9].

Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, потребностям рынка труда в специалистах, рабочих и служащих соответствующего профиля [10].

Эти изменения в законодательстве дали возможность нескольким десяткам организаций заявить о желании осуществлять данный вид деятельности. Среди них: Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), Вольное экономическое общество, ОПОРА России совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Национальный аккредитацион-ный совет делового образования, Федерация рестораторов и отельеров, Медицинская лига России, Национальная медицинская палата, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Российский союз строителей и др.

Однако законодательное регулирование данной сферы в настоящее время представляется недостаточным.

Положительное влияние на развитие института профессионально-общественной аккредитации в России оказало бы создание специального совета при Минобрнауки России, представляющего наиболее значимые профессиональные сообщества и формируемого из числа крупных объединений работодателей и экспертных организаций. Данный совет мог бы

осуществлять включение аккредитующих организаций в специальный публичный реестр.

Работа в данном направлении активно ведется, Министерством образования и науки РФ разработана автоматизированная информационная система мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в РФ, которая предназначена для сбора, обработки и выгрузки данных о ее результатах. На веб-сайте информационной системы представлена, в том числе, информация об организациях, которые на основании мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и в соответствии со ст. 96 «Об образовании в Российской Федерации» могут осуществлять процедуру профессионально-общественной аккредитации, а также программы, прошедшие аккредитацию, и эксперты, которые могут привлекаться к данной процедуре [11].

Основной целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам в части требований к следующим критериям:

1) качеству и результатам освоения основной образовательной программы;

2) структуре основной образовательной программы;

3) сроку получения образования по основной образовательной программе;

4) условиям реализации основной образовательной программы:

- общесистемные требования к реализации программы;

- кадровые условия реализации программы;

- требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы;

- требования к финансовым условиям реализации программы.

Профессионально-общественная аккредитация проводится только в отношении образовательных программ, а не образовательного учреждения в целом. Здесь основной упор делается на оценку профессиональной подготовки будущих специалистов. Цель профессионально-общественной аккредитации состоит в подтверждении результативности образова-

тельных программ, удовлетворенности выпускников уровнем своей подготовки с учетом их карьерных ожиданий, а самое главное - удовлетворенности работодателей качеством профессиональных знаний, навыков молодых специалистов, степенью сформированности у них профессиональных (равно как и общекультурных) компетенций.

Этот вид аккредитации является добровольным для вуза и проводится независимыми аккредитационными агентствами в соответствии с принятыми этими агентствами требованиями. Такие агентства привлекают для аккредитации опытных экспертов из научно-образовательного и профессиональных сообществ.

Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям 20 апреля 2015 г. утверждены базовые принципы профессионально-общественной аккредитации.

Основными критериями оценки и последующей профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ со стороны аккредитующих организаций являются:

1) успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций;

2) соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов ее освоения (выраженных в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах) профессиональным стандартам;

3) соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);

4) соответствие материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки студентов, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к выполнению которых готовится выпускник;

5) наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность

выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;

6) подтвержденное участие работодателей:

- в проектировании профессиональной образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;

- в организации проектной работы обучающихся;

- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;

- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности [12].

В Международном институте экономики, менеджмента и информационных систем Алтайского государственного университета имеется опыт прохождения не только государственной аккредитации, традиционной для российских вузов, но и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В 2013 г. была проведена общественно-профессиональная аккредитация нескольких образовательных программ с привлечением Ассоциации классических университетов России (АКУР), в 2015 г. - международная профессионально-общественная аккредитация Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и профессионально-общественная аккредитация Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

В таблице представлен сравнительный анализ используемых при проведении профессионально-общественной аккредитации критериев, сделана попытка найти среди них близких по содержанию.

Очевидно, что на сегодняшний день отсутствуют единые методики и походы к проведению профессионально-общественной аккредитации. И зачастую содержание критериев с похожим названием также может существенно отличаться. На наш взгляд, такое положение не может обеспечить сопоставимость требований при оценке качества разными организациями и, как следствие, гарантировать одинаково высокий уровень качества образовательных программ, аккредитованных по разным методикам.

Стандарты и показатели, используемые при проведении профессионально-общественной аккредитации различными организациями

№ Ассоциация классических университетов России Национальный центр профессионально-общественной аккредитации ОПОРА РОССИИ

1 Цели образовательной программы Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательных программ Стратегия и менеджмент программы

2 Планирование, формирование и оценка образовательной программы Утверждение, мониторинг и периодическая оценка образовательных программ

3 Управление учебным процессом

4 Содержание образовательной программы Структура и содержание программы

5 Методическое обеспечение образовательной программы Учебные ресурсы и обеспечение студентов

6 Кадры Гарантии качества и компетентности кадрового состава Преподавательский состав

7 Студенты Оценка уровня знаний / компетенций студентов Соответствие компетенции выпускников программы требованиям профессиональных стандартов или иным общероссийским квалификационным требованиям

8 Ресурсы программы Информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию образовательной программы Материально-технические, информационные ресурсы программы

9 Социокультурная среда, обеспечивающая становление и развитие личности

10 Реализация научной работы в учебном процессе Научно-исследовательская работа

11 Система обеспечения культуры качества Соответствие процедур и содержания оценки результатов выпускников образовательных программ требованиям профессиональных стандартов

12 Выпускники и трудоустройство Востребованность выпускников, освоивших образовательную программу, рынком труда

13 Информационное продвижение программы Информирование общественности

Выделяют несколько причин, по которым 1. Необходимость совершенствования об-

вузы заинтересованы в проведении общест- разовательных программ, возможность показать

венно-профессиональной аккредитации своих программу независимым экспертам, в числе ко-

образовательных программ. торых и представители работодателей, чтобы

выявить ее недостатки и получить рекомендации по ее совершенствованию.

2. Необходимость обеспечить признание программы. В случае проведения аккредитации в своей стране информация об аккредитованной программе, как правило, публикуется в средствах массовой информации, что обеспечивает ее привлекательность в среде абитуриентов, признание в профессиональном и научно-образовательном сообществах.

В случае международной аккредитации программа получает признание во всех странах, подписавших международные соглашения о взаимном признании систем аккредитации. Это существенно расширяет возможности академической мобильности студентов, способствует созданию совместных с зарубежными партнерами образовательных программ (Double degree), позволяющих выпускникам получать два диплома вузов-партнеров. Естественно, информация об этом публикуется в СМИ, что опять же обеспечивает привлекательность и признание программы в среде отечественных и зарубежных абитуриентов и работодателей.

3. Осознание положения своей программы по сравнению с аналогичными программами других вузов. На сайтах публикуют рейтинг программ вузов, основанный на результатах общественно-профессиональной квалификации.

4. Обеспечение своим выпускникам возможности получения сертификатов (отечественных и/или международных) профессионалов (в случае программ в области техники и технологии). Во многих странах обязательным условием при сертификации (признании) квалификации специалиста является окончание вуза по программе, которая прошла общественно-профессиональную аккредитацию. Если выпускник закончил вуз по образовательной программе, не прошедшей общественно-про-

фессиональную аккредитацию, он не имеет права на получение сертификата профессионала [13].

Таким образом, цель государственной процедуры заключается именно в получении аккредитации, т.е. подтверждении соответствия содержания образовательной программы и качества подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; цели получения вузом профессионально-общественной аккредитации - другие: например, получение независимой объективной оценки организации образовательного процесса в вузе, условий его реализации и качества для формирования стратегии развития.

Именно качество образования становится основным критерием оценки: на основе результатов мониторинга качества образования формируются национальные и глобальные рейтинги образовательных программ, которые имеют популярность в странах - участницах Болон-ского процесса.

Для выпускников, окончивших вузы по программам, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию, открывается возможность получить сертификат (признание) их профессиональной квалификации и принять участие в выполнении крупных и значимых международных проектов.

Для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов, окончивших их по аккредитованным программам, открываются возможности сформировать команды профессионалов, имеющих международные сертификаты (международное признание), что дает право принимать участие в международных конкурсах крупных проектов (грантов) и повышает вероятность победы в этих конкурсах. Это также будет способствовать повышению и укреплению международного престижа компании [14].

Библиографический список

1. Аничкин, Е.С. Проектно-исследовательское обучение студентов: природа, особенности, преимущества / Е.С. Аничкин // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2016. - №1. - С. 71.

2. Шваков, Е.Е. Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий формирования профессиональных компетенций у обучающихся в условиях региональных вузов / Е.Е. Шваков // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №1. - С. 49.

3. Морозова, О.П. Подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности на основе взаимодействия преподавателей и работодателей / О.П. Морозова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2016. - №2. - С. 89.

4. Бутакова, М.М. Локальные рынки услуг высшего образования: закономерности, тенденции, перспективы : монография / М.М. Бутакова. - 2-е изд., перераб. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 164 с.

5. Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №3. - 15 янв.

6. Строев, В.В. Профессионально-общественная аккредитация в России: проблемы и возможные пути их решения / В.В. Строев, И.С. Щепанский // Международный правовой курьер. - 2015. - №2 (В). - С. 29-31.

7. Об образовании в РФ : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. - URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_l40l74/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599. - URL : http://base.garant.ru/70l70946/.

9. Об образовании в РФ... - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_l40l74/.

10. Там же.

11. Белова, О.В. Профессионально-общественная аккредитация - новая надежда / О.В. Белова. -URL : http://iedtech.ru/files/journal/2015/1/1_2015_47-5В.pdf.

12. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. - URL : http:// nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty/.

13. Похолков, Ю.П. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Кому и зачем она нужна? / Ю.П. Похолков // Инженерное образование. - 2010. - №6. - С. 51.

14. Капустян, Л.А. Об опыте подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» / Л.А. Капустян // Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих как фактор, определяющий развитие региона : материалы научно-практической конференции. Барнаул, 10 октября 2013 г. / под ред. Н.Г. Ломовой. - Барнаул : Азбука, 2013. - С. 45-49.

References

1. Anichkin, E.S. Proektno-issledovatelskoe obuchenie studentov: priroda, osobennosti, preimuschestva / E.S. Anichkin // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2016. - №1. - S. 71.

2. Shvakov, E.E. Razrabotka i realizatsiya individualnyih obrazovatelnyih traektoriy formirovaniya professionalnyih kompetentsiy u obuchayuschihsya v usloviyah regionalnyih vuzov / E.E. Shvakov // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №1. - S. 49.

3. Morozova, O.P. Podgotovka vyipusknikov vuza k professionalnoy deyatelnosti na osnove vzaimodeystviya prepodavateley i rabotodateley / O.P. Morozova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2016. - №2. - S. В9.

4. Butakova, M.M. Lokalnyie ryinki uslug vyisshego obrazovaniya: zakonomernosti, tendentsii, perspek-tivyi : monografiya / M.M. Butakova. - 2-e izd., pererab. - Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2014. - 164 s.

5. Ob obrazovanii : zakon RF ot 10 iyulya 1992 g. №3266-1 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 1996. - №3. - 15 yanv.

6. Stroev, V.V. Professionalno-obschestvennaya akkreditatsiya v Rossii: problemyi i vozmojnyie puti ih resheniya / V.V. Stroev, I.S. Schepanskiy // Mejdunarodnyiy pravovoy kurer. - 2015. - №2 (В). - S. 29-31.

7. Ob obrazovanii v RF : federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ. - URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_l40l74/.

В. O merah po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki : ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. №599. - URL : http://base.garant.ru/70l70946/.

9. Ob obrazovanii v RF... - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_l40l74/.

10. Tam je.

11. Belova, O.V. Professionalno-obschestvennaya akkreditatsiya - novaya nadejda / O.V. Belova. - URL : http://iedtech.ru/files/journal/2015/1/1_2015_47-5В.pdf.

12. Natsionalnyiy sovet pri Prezidente RF po professionalnyim kvalifikatsiyam. - URL : http://nspkrf.ru/ documents/normativnye-dokumenty/.

13. Poholkov, Yu.P. Obschestvenno-professionalnaya akkreditatsiya obrazovatelnyih programm. Komu i zachem ona nujna? / Yu.P. Poholkov // Injenernoe obrazovanie. - 2010. - №6. - S. 51

14. Kapustyan, L.A. Ob opyite podgotovki magistrov po napravleniyu «Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie» / L.A. Kapustyan // Problemyi i perspektivyi razvitiya professionalnoy podgotovki gosudarstvennyih grajdanskih i munitsipalnyih slujaschih kak faktor, opredelyayuschiy razvitie regiona : materialyi nauchno-prakticheskoy konferentsii. Barnaul, 10 oktyabrya 2013 g. / pod red. N.G. Lomovoy. - Barnaul : Azbuka, 2013. - S. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.