Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ / ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Срибный Д.В., Джуха В.М., Тугуз Ю.Р.

В данной статье авторами производится комплексный теоретико-исследовательский анализ вопросов современных подходов и практик в управлении региональным развитием. Формируются основные элементы, входящие в состав подхода к управлению регионом: принципы, функции, методы, а также др. составные части. Подчеркивается значимость их учета в теории и практике управления. Так, в результате комплексного анализа формируется перечень основных подходов к управлению регионами: производится их комплексный анализ, выделяются основные достоинства и недостатки, а также подчеркивается, что сегодня все представленные подходы так или иначе используются в практической деятельности. В результате исследования было выявлено, что сложившаяся ситуация в практике управления регионами свидетельствует о реализации таких особенностей системы регионального управления, как высокая гибкость и мобильность и, как следствие, вариативность решений. В то же время подчеркивается, что сегодня главным недостатком сложившейся ситуации становится разрозненность подходов и разная степень вовлеченности в управленческий процесс, определенные расхождения теории и практики управления. Одним из направлений решения данной проблемы нам представляется более масштабное развитие практики цифровизации регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODOLOGICAL TOOLS OF REGIONAL MANAGEMENT

In this article, the author makes a comprehensive theoretical and research analysis of the issues of modern approaches and practices in the management of regional development. The main elements that are part of the approach to the management of the region are formed - principles, functions, methods, as well as other components. The importance of their accounting in the theory and practice of management is emphasized. Thus, as a result of a comprehensive analysis, a list of the main approaches to managing regions is formed - their comprehensive analysis is carried out, the main advantages and disadvantages are highlighted, and it is also emphasized that today all the presented approaches are used in practice in one way or another. As a result of the study, it was revealed that the current situation in the practice of regional management indicates the implementation of such features of the regional management system as high flexibility and mobility, and, as a result, variability of solutions. At the same time, it is emphasized that today the main drawback of the current situation is the disparity of approaches and different degrees of involvement in the management process, certain discrepancies in management theory and practice. One of the ways to solve this problem seems to us to be a largerscale development of the practice of digitalization of regional management.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ»

РАЗДЕЛ II.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СТАТИСТИКИ

DOI 10.54220/1994-0874.2022.20.44.007 УДК 332.1

Срибный Д.В., Джуха В.М., Тугуз Ю.Р.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Аннотация

В данной статье авторами производится комплексный теоретико-исследовательский анализ вопросов современных подходов и практик в управлении региональным развитием. Формируются основные элементы, входящие в состав подхода к управлению регионом: принципы, функции, методы, а также др. составные части. Подчеркивается значимость их учета в теории и практике управления. Так, в результате комплексного анализа формируется перечень основных подходов к управлению регионами: производится их комплексный анализ, выделяются основные достоинства и недостатки, а также подчеркивается, что сегодня все представленные подходы так или иначе используются в практической деятельности. В результате исследования было выявлено, что сложившаяся ситуация в практике управления регионами свидетельствует о реализации таких особенностей системы регионального управления, как высокая гибкость и мобильность и, как следствие, вариативность решений. В то же время подчеркивается, что сегодня главным недостатком сложившейся ситуации становится разрозненность подходов и разная степень вовлеченности в управленческий процесс, определенные расхождения теории и практики управления. Одним из направлений решения данной проблемы нам представляется более масштабное развитие практики цифрови-зации регионального управления.

Ключевые слова

Управление регионом, региональное развитие, подходы к управлению, принципы регионального управление, регион, стратегия, региональное управление.

JEL: О18, R1

Sribny D. V., Juha V.M., Tuguz Y.R.

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODOLOGICAL TOOLS OF REGIONAL MANAGEMENT

Annotation

In this article, the author makes a comprehensive theoretical and research analysis of the issues of modern approaches and practices in the management of regional development. The

main elements that are part of the approach to the management of the region are formed -principles, functions, methods, as well as other components. The importance of their accounting in the theory and practice of management is emphasized. Thus, as a result of a comprehensive analysis, a list of the main approaches to managing regions is formed - their comprehensive analysis is carried out, the main advantages and disadvantages are highlighted, and it is also emphasized that today all the presented approaches are used in practice in one way or another. As a result of the study, it was revealed that the current situation in the practice of regional management indicates the implementation of such features of the regional management system as high flexibility and mobility, and, as a result, variability of solutions. At the same time, it is emphasized that today the main drawback of the current situation is the disparity of approaches and different degrees of involvement in the management process, certain discrepancies in management theory and practice. One of the ways to solve this problem seems to us to be a larger-scale development of the practice of digitalization of regional management.

Keywords

Regional management, regional development, approaches to management, principles of regional management, region, strategy.

Введение. В современных усложняющихся внешних и внутристрановых условиях социально-экономического развития вопросы повышения качества управления на региональном уровне приобретают особую актуальность. Особое значение в этом контексте имеют исследования, ориентированные на изучение основных направлений государственной политики в управлении процессами развития и совершенствования региональной экономики с ориентацией на воссоздание условий развития новых практик, обусловливающихся резко изменяющейся политической и социально-экономической обстановкой.

В условиях влияния санкций Российская Федерация нуждается в переориентации на резервы внутреннего развития посредством воссоздания комплексных систем управления региональной экономикой. В то же время анализ существующих (современных и достаточно актуальных) практик позволяет сформировать качественно новую основу дальнейшего прогнозирования процессов регионального управления и, как следствие, повышения качества формирования социально-экономической политики на общегосударственном

уровне. В первую очередь в таком случае формируются основы экономического и социокультурного развития регионов с упором на извлечение качественной и количественной выгоды от процессов функционирования. В рамках реализации эффективной политики стратегического управления действия отдельных регионов, вне зависимости от подходов, ориентированы на обобщенные единые результаты; как следствие, рассмотрение отдельных уникальных практик в управлении регионом позволяет воссоздать (или сформировать) новые подходы к управлению на этом уровне и соответствующий инструментарий их реализации.

Таким образом, цель статьи - произвести комплексный сравнительный анализ современных подходов и практик в управлении региональным развитием и выявить характерные особенности течения данных процессов.

Методология исследования. В качестве основных методов данного исследования выступили анализ и синтез, методы обобщения, сравнения, сопоставления, дедукции и индукции. В рамках реализации указанных методов использовано значительное количество информа-

ционных источников, результаты исследований ряда известных специалистов по рассматриваемой проблематике.

Результаты и обсуждение. В период сложной экономической и геополитической ситуации вопросы принятия эффективных управленческих решений приобретают все большую актуальность. Это диктуется необходимостью реорганизации большей части механизмов управления с целью их соответствия изменившимся условиям ведения деятельности. Внешнее санкционное воздействие приводит к негативным последствиям для функционирования многих компонентов системы управления. Все эти последствия могут быть нивелированы только в случае принятия ряда ключевых решений, положительно влияющих на исход функционирования; как правило, управление регионом строится на основе ранее накопленного опыта, на предпосылках развития и текущих стратегиях, которые системно образуют единый механизм развития региональной социально-экономической системы. Современная ситуация неопределенности в очередной раз подчеркивает целесообразность пересмотра многих существующих систем и подходов с целью поиска наиболее оптимальных - такая практика позволит повысить эффективность управления, а также непосредственно учитывать ключевые опорные точки в обеспечении большей защищенности регионов от внешних и внутренних воздействий за счет интенсификации процессов развития. Так, по мнению Сафонова А.А., нормальное развитие региональной экономики становится попросту невозможным без формирования системы приоритетов в области национальной безопасности. Автор подчеркивает, что при наращивании независимости национальной экономики от внешних угроз одним из компонентов управления становится такой регулятор экономической активности, как «стимулирование экономики на уровне регионов», эффек-

тивно действующий «при комплексном использовании различных методов снижения риска» [12, а 10, 18]. Яковлев А.Е. и Соколова Г.Н. же замечают, что экономическая безопасность страны строится на основе экономической безопасности её регионов, а это требует реализации ряда мер при управлении региональной экономикой и решении вопросов в соответствующей области [18]. Обращаясь к исследованиям других авторов в области управления отдельными аспектами регионального развития [1, 9, 11 и др.], можно подчеркнуть, что обобщенно теоретические и практические механизмы сводятся к тесной интеграции в цепочке «регион -страна», где управление регионом становится, по своей сути, эффективным способом управления государством.

Опираясь на вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что современное региональное управление строится на принципах реализации стратегических приоритетов, заданных на общенациональном уровне; иначе говоря, все действия в политике управления регионом - это планомерные, четко организованные шаги на пути к достижению стратегии развития страны. Данный фактор должен учитываться региональными властями при построении собственных планов развития тех или иных составных элементов регионального механизма управления. Кроме того, реализация поставленных управленческих задач должна строиться на основе ряда принципов - это основные закономерности и взаимосвязи, так или иначе влияющие на организацию и функционирование регионального управления [14]. Сегодня существует множество классификационных оснований деления принципов управления регионом; основным из них становится систематизирующий принцип, выраженный в виде совокупности трех следующих элементов:

1) общие принципы, присущие любым управленческим системам и характеризующие закономерности управ-

ления как регионом, так и страной в целом. Сюда можно отнести принципы объективности, публичности, демократизма, законности, правовой и экономической обоснованности и так далее;

2) частные принципы, свойственные характерным субъектам и объектам управления, применимые в рамках отдельных ситуаций и выступающие в качестве способа управления аналитическими данными;

3) организационные принципы, отражающие специфические особенности механизма управления регионом, сформировавшиеся на текущем этапе его развития. Сюда можно отнести такие принципы, как стратегическая подчиненность, принцип иерархического распределения, сочетания механизмов управления на разных уровнях (от местного до федерального), делегирования и так далее[10, 14].

Стоит подчеркнуть, что все принципы так или иначе позволяют в большей степени повысить эффективность управленческого процесса. При этом, по мнению автора, первый уровень принципов образует рамки системы управления, тогда как третий сводится к отражению современных способов управления в более практико-ориентирован-ном отношении. Однако, помимо прочего, в данном контексте важно учитывать также основные функции и методы управления регионом.

Характеризуя функции регионального управления, можно сгруппировать их на основе одного классификационного признака в специальные и конкретные функции. Первые представлены в качестве источника разделения процесса управления на основные согласованные части. Сюда входят функции предвидения, планирования, согласования, мониторинга, контроля, распорядительства, организации и др. Вторые же - это более уточненные функции, сводящиеся к преодолению конкретных сложившихся ситуаций, например анализ эко-

номической безопасности, координация реализации задач, нормативно-правовое регулирование и так далее. Все функции образуют систему регионального управления; их же реализация - это сугубо контекстный аспект, зависящий от множества факторов и частных случаев. Тем не менее функции тесно соотносятся с принципами, образуя единую систему внешних проявлений регионального управления, в рамках которого протекают различные по своему составу процессы (например, социальные, экономические, политические, природные и так далее) [5]. Все это в очередной раз доказывает высокую значимость эффективной региональной политики управления, строящейся на базе основных функций, принципов и методов управления.

Причем последние - это самый конкретизированный уровень управления, отличающийся возможностью применения конкретных мер по достижению поставленных целей и задач; методы согласуются с текущими принципами и ориентируются на реализацию всех в общем или отдельных функций. Так, разные исследователи определяют различный набор методов управления регионом в зависимости от направлений этих процессов, причем данные подходы применимы и для характеристики принципов, однако они имеют более обобщенное представление, что сводит их практическую реализацию (по отдельным направлениям) к учету специфики каждого направления управленческой деятельности. Например, по мнению Дегтяревой Н.М. и Самадова З.С., при управлении инновационным развитием региона необходимо учитывать комплекс следующих методов: «анализ, оценка, контроль транзакций; организационное воздействие, установление долгосрочных отношений, оперативное регулирование, контроллинг, формирование общей стоимости, управление издержками, производство продукции,

стандартизация и сертификация» и ряд других [4, а 4]. Здесь можно подчеркнуть, что основу любой методологии составляют методы анализа, наблюдения (или мониторинга), сравнения, оценки, контроля и прочие методы, которые конкретизируются под единое направление осуществления управленческого процесса на уровне региона [14].

Современное управление характеризуется рядом типовых проблем, и ключевой из них становится разрозненность применяемых практик ведения управленческого процесса. В целом проблемы управления регионом имеют различные масштабы и характеристику: одни сводятся к характеристике сугубо отдельных направлений региональной политики, другие же относительно всеобъемлющие и влияют на эффективность управления в целом. Основой снижения эффективности управления регионом можно назвать три аспекта: финансовый (экономический), кадровый, организационный [8]. Если первый и второй связаны с проблемами на уровне ресурсов, недостатка денежных средств, кадровых ресурсов, сопутствующих проблем их нецелевого расходования и так далее, то третий - это уровень подходов к управлению регионами; по сути, от третьего компонента напрямую зависит эффективность действующего управленческого механизма, строящегося на определенных формах, принципах, методах, функциях и прочих составных элементах управленческой деятельности. Все компоненты системы управления объединяются в рамках такой характеристики, как подход к управлению.

Современная теория управления выделяет достаточно обширный перечень подходов к управлению регионом. Перед непосредственным их рассмотрением необходимо подчеркнуть, что само понятие «подход» отражает в себе некую концептуальную основу, влияющую на некоторые компоненты системы

управления и определяющую специфику воздействия отдельных элементов в системе управления на другие. Так, сегодня можно выделить следующие основные подходы, широко применимые в практике отечественного регионального управления и выступающие в качестве одних из локомотивных.

1. Территориальный подход. Его сущность сводится к организации управления регионом в контексте его разделения на отдельные сектора, в рамках каждого из которых управление осуществляется комплексно; по сути, предполагает дробление региона на различные районы, в каждом из которых проистекают собственные процессы управления. В целом данный подход при должной организации позволяет достигать планомерного развития региона с возможностью учета особенностей конкретных территориальных образований, районов. В то же время, как показывает практика, территориальный подход не позволяет в полной мере осуществлять эффективное управление, что диктуется следующими факторами:

а) сложность соотношения практики реализации управленческих функций для разнохарактерных и разноэтап-ных задач в рамках различных территориальных секторов;

б) возможная разномасштабность территориальных делений, приводящая к диспропорции финансирования и, как следствие, недостатку финансовых ресурсов, предназначенных для реализации управленческих функций.

Помимо прочего, территориальный подход не всегда учитывает факторы текущего уровня развития отдельного территориального образования, сложность уравнивания состояния, а также соотношения изменений в рамках крупного образования (которое в рамках территориального подхода разделяется на составные элементы).

Однако, несмотря на это, территориальный подход находит широкое

применение в практике управления регионами, например, существующая система стратегического планирования предполагает выполнение федеральных задач в рамках федерального округа, который непосредственно разделяется на регионы (каждый из которых в том числе участвует в процессах модернизации) [16].

2. Синерго-кибернетический подход. Предполагает самостоятельность и автономность развития региона/территориального образования под воздействием возможных естественных условий. По сути, в таком случае объект управления, то есть регион, развивается в собственном направлении без специального воздействия извне. С одной стороны, применение данного подхода позволяет реализовывать отдельные приоритетные направления развития региона, тогда как с другой - полностью противоречит современным принципам государственного управления, в рамках которых вся система следует за единой целью развития и достижения определенных показателей [17]. Главный недостаток синерго-кибернетического подхода - это сложность учета векторов развития региона, а также неясность результата, поскольку в таком случае управление строится на базе синергии. Однако кибернетическая составляющая подхода в то же время предполагает наличие некоторых практик организованного воздействия в тех элементах управления, где это наиболее целесообразно; в интеграции данные факторы приводят к возможности нормального развития региона с упором на ключевые точки, цели и задачи. Однако, по мнению автора, применение данного подхода в современных отечественных реалиях невозможно, поскольку он не соответствует основным принципам отечественного регионального управления.

3. Системный подход. Представляет собой сложное иерархическое об-

разование, в рамках которого все элементы управления страной, федеральными округами, регионами, муниципальными образованиями и др. формируются в виде системы - управление базируется на принципах соподчинен-ности и возможности реализации комплексных решений, ориентации на долгосрочную перспективу развития, а также преодоление современных проблем посредством комплексной политики во всей системе. Сегодня системный подход является одним из частично реализуемых в практике управления российскими регионами. Это выражается в приверженности стратегии развития и достижении отдельных показателей в данной области. В целом логика системного подхода сводится к характеристике региона как системы с отдельными элементами, влияние на которые приводит к улучшению всей системы; это также предполагает принятие таких управленческих решений, при которых не просто будут улучшаться отдельные элементы, а будет наблюдаться максимально положительный эффект в рамках всей системы управления. Это является и главным недостатком системного подхода, поскольку в случае принятия неэффективного управленческого решения, а также отсутствия учета отдельных компонентов системы в силу различных причин качество реализации управленческой политики снизится и, как следствие, темпы регионального развития замедлятся [2].

4. Процессный подход. По мнению Хмелевой Г.А., процессный подход является (как и системный) одной из частей территориального подхода [16]; его сущность сводится к управлению регионом как совокупностью процессов, набор которых является своеобразным представлением внутренней структуры региона. Так, любые изменения процессов приводят к изменению состояния региона, причем характер изменения напрямую исходит из целевых устано-

вок, наличия стратегии и тактики управления, а также применяемых принципов и методов, реализуемых функций. Главное достоинство процессного подхода - высокая эффективность управления в условиях ресурсной ограниченности, выраженной в нехватке или отсутствии ресурсов, невозможности их рационального управления. С другой стороны, недостаток процессного подхода - это сложность эффективной реализации в рамках больших систем с множеством характерных процессов, что комплексно усложняет практику применения процессного подхода и снижает его эффективность.

5. Ситуационный подход. Является комплексным сочетанием ряда подходов, интеграционная сущность которого сводится к принятию управленческих решений на основе ранее проанализированных данных, затрагивающих текущую ситуацию в рамках региона, а также приводящих к систематизации дальнейшего управленческого процесса. В основе ситуационного подхода лежит метод ситуационного анализа, предполагающий комплексное изучение качественной и количественной информации, на основе которой принимаются соответствующие управленческие решения и формируются предпосылки к развитию региона. Главное преимущество ситуационного подхода к управлению регионом - это возможность планомерного изучения и учета каждого явления, так или иначе характеризующего ситуацию в регионе; эти явлению группируются в виде критериев ситуации управления, над которыми осуществляется специальная сложная работа. Недостатком же ситуационного подхода становится сложность анализа, поскольку он предполагает системное применение комплексной методологии, а также зависимость развития от качества исходных данных и планировочных документов, в рамках которых формируются предпосылки к развитию региона [15].

6. Проектный подход. Является одним из самых распространенных в современной системе государственного регионального управления и предполагает проведение соответствующих управленческих процессов, реформ развития, а также реализацию стратегий в рамках единого проекта развития. Достоинства проектного подхода заключаются в высокой эффективности, связанной с комплексной проработкой множества деталей и процессов; по своей сущности проектный подход - это интегративное объединение системного, процессного, а также ситуационного подходов, сводящихся к их заключению в рамках проекта. Проект в таком случае выступает в качестве главного элемента управленческого процесса; он является продуктом деятельности региональных властей и предполагает учет наиболее значимых современных аспектов. По мнению Кузнецова И.А., современная ситуация подчеркивает высокую степень развитости нормативно-правовой базы в области применения проектного управления на уровне регионов. Единственным значимым недостатком проектного управления становится сложность практической реализации, соотношения теории и практики. И.А. Кузнецов в данном аспекте подчёркивает, что зачастую «ряд ключевых решений остается на бумаге», а не воплощается в жизнь [6, а 9].

Выводы. Таким образом, можно подчеркнуть, что современные подходы к управлению регионом широко переплетаются между собой, интегрируются, а также формируют потенциально инновационные направления управленческих процессов. В то же время анализ научной базы позволяет подчеркнуть, что сегодня в зависимости от сферы управления регионом, отдельных направлений развития подходы интегрируются, развиваются, видоизменяются, формируя при этом новые предпосылки к совершенствованию практик

управления регионом, основанных не только на теоретических аспектах, но и на практических результатах. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в основе современного развития Российской Федерации лежит в той или иной степени каждый из вышеописанных и других существующих подходов к управлению. Это в очередной раз доказывает сложность управления регионом в условиях неопределенности.

Так, анализируя опыт эффективного регионального управления в рамках Новгородской области, можно подчеркнуть, что благодаря реализации проектного подхода к управлению удалось интегрировать региональное законодательство и направления развития с федеральной концепцией. В результате на территории Новгородской области был воссоздан кооператив производителей семенного картофеля, ориентированный на получение высококачественной продукции; в рамках проекта региону удалось получить финансирование от Министерства сельского хозяйства, и, как следствие, был построен перерабатывающий комплекс. Данный проект является отражением и процессного, и системного, и непосредственно проектного подхода, где за основу развития региона была взята отдельная малая система, в рамках которой уже был реализован проект [7]. В то же время управление регионом (в том числе на представленном примере) выстроено, как отмечалось ранее, на принципах соподчинения общей стратегии. В рамках Новгородского региона, входящего в состав Северо-Западного федерального округа (СЗФО), была реализована задача, входящая в стратегию развития сельского хозяйства в рамках СЗФО. Это в очередной раз доказывает значимость системного подхода в практике управления, где особое место уделяется именно компонентам системы управления государством, округом, регионом, территориальным образованием и так далее [13].

Таким образом, современная ситуация в области управления регионом подчеркивает, что единственно верным локомотивом принятия эффективных управленческих решений становится интеграция подходов с выявлением наилучших перспективных практик. Как подчеркивает Булочников П.А., региональным образованиям наиболее целесообразно формировать системные стратегии в рамках среднесрочного развития, которые бы были подчинены государственной региональной политике (территориальный, системный и др. подходы); при этом необходимо учитывать ресурсное обеспечение (проектных подход), влияние различных факторов (ситуационный подход), а также обеспечивать контроль и верификацию реализации на основе ранее воссозданных систем оценки показателей и мониторинга (процессный подход) [3]. В таком случае достаточно значимым становится управление посредством цифровиза-ции. Это единственно верное направление развития регионов в их целостной интеграции во всю государственную систему с возможностями ускоренного совершенствования практик управления в текущих условиях.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа можно можно сделать вывод, что современное состояние регионального управления сводится к реализации комплексной политики, состоящей из множества составных элементов различных подходов к управлению. Данный фактор позволяет выделить ряд преимуществ:

1) высокуюя гибкость и мобильность управления регионом в случае использования лучших практик.

2) вариативность управления с учетом множества факторов, в том числе практического опыта.

В то же время главным недостатком сложившейся ситуации становится разрозненность подходов и разная сте-

пень вовлеченности лиц, принимающих решения, в управленческий процесс, разрыв в развитии теории и практики регионального управления.

Решением данной проблемы сегодня становится развитие отечественной практики управления регионом посредством цифровизации всех процессов, автоматизации управленческих операций и обеспечения автономизации многих из них.

Библиографический список

1. Безматерных Н.С. Продовольственная безопасность региона и факторы, ее определяющие // Вестник АГАУ. -2008. - № 3. - С. 81-86.

2. Белов С.С. Системный подход в управлении развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 17. - С. 27-30.

3. Булочников П.А. Концептуальные аспекты стратегического управления развитием регионов // Экономика и управление. - 2019. - № (10). - С. 5056. - DOI: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-50-56.

4. Дегтярева Н.М., Самадов З.С. Принципы и методы управления инновационным развитием региона // Вестник ВУиТ. - 2015. - № 1 (33). - С. 1-6.

5. Казарин С.В. Принципы и механизм управления процессом информатизации региона // Вестник ГУУ. -2013. - № 22. - С. 39-43.

6. Кузнецов И.А. Проектный подход в управлении социально-экономическим развитием региона // Вопросы территориального развития. -2018. - № 4 (44). - С. 1-12.

7. Лучшие практики социально-экономического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscongress. org/ sessions/iif-2019-luchshie-praktiki-sotsi alno-ekonomicheskogo-razvitiya-kompleksnye-resheniya-dlya-regionov-i-gorodov/expert/ (дата обращения: 27.04.2022).

8. Ляпина И.Р. Содержание территориального подхода к управлению

регионом // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 3-4. -С. 193-197.

9. Петросян Д.С. Обеспечение социальной безопасности страны и ее регионов (экономические и управленческие аспекты) // РППЭ. - 2015. -№ 11 (61). - С. 139-144.

10. Прокопов Б.И. Закономерности и принципы формирования государственного управления регионом // ПСЭ. -2009. - № 4. - С. 324-327.

11. Савельев В.А., Батаева В.В. Оценка риска снижения энергетической безопасности региона // Вестник ИГЭУ. -2013. - № 5. - С. 1-6.

12. Сафонов А.А. Некоторые аспекты приоритетов национальной безопасности страны в стратегии развития экономики Дальневосточного региона (на примере управления риском утраты приоритетов безопасности национальных интересов) // Вологдинские чтения. -2009. - № 74. - С. 10-19.

13. Сельское хозяйство СевероЗападного федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Sels koe-hozajstvo-Severo-Zapadnogo-federal nogo-okruga/ (дата обращения: 27.04.2022).

14. Табачникова М.Б. Принципы управления институциональными изменениями в регионе // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. -№ 3. - С. 66-72.

15. Титов А.В. О ситуационном подходе к управлению развитием регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 24. - С. 42-49.

16. Хмелева Г.А. Современные научные подходы к управлению территориальным развитием в регионе // Вестник СамГУ. - 2013. - № 7 (108). -С. 89-94.

17. Хошимзода Х.Х. К вопросу применения синерго-кибернетического подхода в управлении региональным развитием // Вестник ТГУПБП. - 2021. -№ 2 (87). - С. 75-82.

18. Яковлев А.Е., Соколова Г.Н. Особенности обеспечения экономической безопасности регионов // Дискуссия. - 2014. - № 2 (43). - С. 59-62.

Bibliographic list

1. Motherless N.S. Food security of the region and the factors that determine it // Vestnik AGAU. - 2008. - No. 3. -Pp. 81-86.

2. Belov S.S. System approach in managing the development of the region // Regional economy: theory and practice. -2011. - No. 17. - Pp. 27-30.

3. Bulochnikov P.A. Conceptual aspects of strategic management of regional development // Economics and Management. - 2019. - No (10). - Pp. 50-56. -DOI: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-10-50-56.

4. Degtyareva N.M., Samadov Z.S. Principles and methods of managing the innovative development of the region // VestnikVUiT. - 2015. - No. 1 (33). -Pp. 1-6.

5. Kazarin S.V. Principles and mechanism for managing the process of informatization of the region // Bulletin of the State University of Management. -2013. - No. 22. - Pp. 39-43.

6. Kuznetsov I.A. Project approach in managing the socio-economic development of the region // Issues of territorial development. - 2018. - No. 4 (44). -Pp. 1-12.

7. Best practices for socio-economic development [Electronic resource]. - Access mode: https://roscongress.org/sessions/ iif-2019-luchshie-praktiki-sotsialno-ekono micheskogo-razvitiya-kompleksnye-reshe niya-dlya-regionov-i-gorodov/expert/ (date of access: 04.27.2022).

8. Lyapina I.R. The content of the territorial approach to the management of the region // Socio-economic phenomena and processes. - 2011. - No. 3-4. -Pp. 193-197.

9. Petrosyan D.S. Ensuring the social security of the country and its regions (eco-

nomic and managerial aspects) // RPPE. -2015. - No. 11 (61). - Pp. 139-144.

10. Prokopov B.I. Patterns and principles of formation of the state administration of the region // PSE. - 2009. - No. 4. -Pp. 324-327.

11. Saveliev V.A., Bataeva V.V. Assessing the risk of reducing the energy security of the region // Bulletin of the Institute of Power Engineering. - 2013. -No. 5. - Pp. 1-6.

12. Safonov A.A. Some aspects of the national security priorities of the country in the development strategy of the economy of the Far East region (on the example of managing the risk of losing security priorities of national interests) // Vologda Readings. - 2009. - No. 74. -Pp. 10-19.

13. Agriculture of the Northwestern Federal District [Electronic resource]. -Access mode: https://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Selskoe-hozajstvo-Severo-Zapadnogo-federalnogo-okruga/ (date of access: 04.27.2022).

14. Tabachnikova M.B. Principles of management of institutional changes in the region // Bulletin of the VSU. Series: Economics and Management. - 2017. - № 3. -Pp. 66-72.

15. Titov A.V. On the situational approach to managing the development of regions // Regional Economics: Theory and Practice. - 2008. - No. 24. - Pp. 42-49.

16. Khmeleva G.A. Modern scientific approaches to the management of territorial development in the region // Vest-nikSamGU. - 2013. - No. 7 (108). -Pp. 89-94.

17. Hoshimzoda H.Kh. On the issue of applying the synergistic-cybernetic approach to managing regional development // Vestnik TGUPBP. - 2021. - No. 2 (87). -Pp. 75-82.

18. Yakovlev A.E., Sokolova G.N. Features of ensuring the economic security of regions // Discussion. - 2014. - No. 2 (43). - Pp. 59-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.