Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИИ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИИ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИБРАЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ / СИМПТОМЫ И СТАДИИ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ / АНГИОДИСТОНИЧЕСКИЙ И МИОДИСТРОФИЧЕСКИЙ СИНДРОМЫ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шпагина Л.Н., Захаренков В.В.

Обследовано 288 шахтеров-угольщиков с признаками вибрационной болезни (ВБ) разной степени выраженности. Показано частое развитие ангиодистонического синдрома (97-100 %),синдромов периартрозов и артрозов верхних конечностей, частое сочетание с шейной и пояснично-крестцовой радикулопатией со взаимоотягощающим течением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шпагина Л.Н., Захаренков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF CLINICAL SIGNS IN VARIOUS SEVERITY GRADES OF VIBRATION DISEASE

Examination covered 288 coal miners withvibration disease varying in severity grade. Findings were frequent angiodystonic syndrome (97-100%), upper limbs periarthrosis and arthrosis, frequent association with cervical, lumbar and sacral radiculopathy with mutual deterioration.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИИ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ»

сы терапии, профпатологии и организации здравоохранения». — Новокузнецк, 1998. — С. 134—139.

10. Станкевич Н.Г., Горбатовский Я.А., Филимонов С.Н. и др. // Мед. труда. — 2002. — № 10. — С. 30—33.

11. Ультразвуковая допплеровская диагностика сосудистых заболеваний / Под ред. Ю.М. Никитина, А.И. Труханова. — М: ВИДАР , 1998.

12. Филимонов С.Н., Станкевич Н.Г., Панев Н.И., Горбатовский Я.А. // Бюл. Научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». —

2004. — № 3. — С. 80—85.

13. Хроническое легочное сердце / М.Н. Бережниц-кий, А.Ф. Киселева, В.П. Бигарь и др. — Киев: Здо-ров'я, 1991.

Поступила 16.03.06

УДК 613.644

Л.Н. Шпагина, В.В. Захаренков

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ

ГУ НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк

Обследовано 288 шахтеров-угольщиков с признаками вибрационной болезни (ВБ) разной степени выраженности. Показано частое развитие ангиодистонического синдрома (97—100 %) , синдромов периартрозов и артрозов верхних конечностей , частое сочетание с шейной и пояснично-крестцовой радикулопатией со взаимоотягощающим течением.

Ключевые слова: вибрационная болезнь, симптомы и стадии вибрационной болезни, ангиодистонический и миодистрофический синдромы.

L.N. Shpagina, V.V. Zakharenkov. Comparison of clinical signs in various severity grades of vibration disease.

Examination covered 288 coal miners with vibration disease varying in severity grade. Findings were frequent angiodystonic syndrome (97-100%), upper limbs periarthrosis and arthrosis, frequent association with cervical, lumbar and sacral radiculopathy with mutual deterioration.

Key words: vibration disease, symptoms and stages of vibration disease, angiodystonic and myodystrophic syndromes.

ВБ устойчиво занимает одно из ведущих мест в структуре профессиональной патологии в России и первое место среди рабочих виброопасных профессий в угольной , горнорудной , металлообрабатывающей промышленности , нередко приводит к утрате профессиональной трудоспособности и инвалидизации лиц трудоспособного возраста [2, 3, 5]. Заболеваемость ВБ имеет тенденцию к росту и представляет собой серьезную медицинскую и экономическую проблему [7]. Численность шахтеров виброопасных профессий, подвергающихся сочетанному воздействию повышенных уровней вибрации , физического перенапряжения, охлаждения и шума, составляет 65—75 % от общей численности подземных рабочих, а распространенность ВБ — 10—29 % [6, 7]. Цель настоящего исследования —дать физиоло-го-гигиеническую оценку труда шахтеров основных виброопасных профессий.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Клинические проявления вибрационной патологии изу-

чены шахтеров виброопасных профессий

с разной степенью выраженности патологического процесса и с различным профессиональным составом. Среди обследованных было 116 горнорабочих очистного забоя — ГРОЗ (92 больных с I ст. ВБ и 24 — с I—II ст. ВБ и II ст. ВБ) : 82 проходчика (68 больных с I ст. ВБ и 14 — с I—II ст. ВБ и II ст. ВБ) , 13 машинистов ГВМ (9 больных с I ст. ВБ и 4 — со II ст. ВБ), 17 машинистов электровозов (15 больных с I ст. ВБ и 2 — со II ст. ВБ) , а также 40 шахтеров с ранними отдельными признаками воздействия вибрации.

Вибрационную чувствительность проверяли паллестезиометром марки ИВЧ-0 03 в области подушечки 3-го пальца на обеих руках при обследовании пациента в клинике.

Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е н и е. Клинической формой ВБ от воздействия вибрации , охлаждения и физического перенапряжения была вегетативно-сенсорная полиневропатия с

разной степенью выраженности сенсорных, периферических нейрососудистых , мышечных (ми-одистонических или миодистрофических) , пери-артикулярных и костно-суставных изменений. Среди жалоб больных с В Б ведущими были диффузные боли в руках ноющего характера, иногда жгучего , ощущение «ломоты» в руках. Если при I стадии ВБ боли в руках чаще беспокоили в покое, во время сна, нарушая его качество , то при II ст. ВБ боли в руках беспокоили как в покое, так и во время физического напряжения , резко усиливаясь при охлаждении. Если при I стадии ВБ в 94 % случаев интенсивность болей была выражена умеренно , то при II стадии ВБ в случаев наблюдались выраженные боли , в 22 % — умеренной интенсивности. У всех больных наблюдались парестезии в виде онемения в дистальных отделах верхних конечностей, ощущения «ползания мурашек», покалывания. Если при I ст. ВБ у большинства (78 %) отмечались парестезии умеренно выраженные, то при II ст. ВБ преобладали резко выраженные парестезии , доходящие до «одеревенения» кисти. У всех больных отмечалась гипалгезия в дистальных отделах верхних конечностей: при I стадии ВБ чаще в области кистей , при II ст. ВБ гипалгезия была преимущественно до верхней трети предплечий с резким сгущением на кистях. У 7,6 % лиц с I стадией ВБ и у 22,7 % работающих со II ст. ВБ установлены , на фоне вегетативно-сенсорной полиневропатии, компрессионные невропатии нервов рук: синдром карпального канала, компрессионная невропатия локтевого нерва в канале Гийона,кубитальная нейропатия и невропатия срединного нерва в локтевой области.

У большинства ГРОЗ и проходчиков, уже при I стадии ВБ, отмечались миодистонические и реже миодистрофические изменения с повышением тонуса в мышцах предплечий , особенно в плечелучевой мышце правой нагружаемой руки. При II ст. ВБ миодистрофические нарушения у ГРОЗ и проходчиков выявлены у 66,7 и 57,1 % обследованных соответственно, при этом отмечалась умеренная гипотрофия мышц кистей и предплечий, довольно часто в мышцах предплечий пальпировались болезненные локальные уплотнения (ближе к сухожилиям), имеющие в литературе различные названия — узелки Мюллера , Шаде , Корнелиуса , «фибро-тические узелки», миогелозы. Если у большинства больных с I ст. ВБ мышечные уплотнения исчезали после разминания или курса интенсивной терапии , что свидетельствовало об их мио-дистоническом характере , то при II ст. ВБ мы-

шечные уплотнения были плотноэластичной или фиброзной консистенции , овальной или веретенообразной формы, не исчезали после массажа и комплексной терапии , что свидетельствовало о дистрофическом характере изменений. Мышечная сила у больных с I ст. ВБ в среднем не отличалась от ее уровня у здоровых лиц. Если у здоровых лиц мышечная сила правой руки в среднем составляла 46,4 ± 0,62 кг , а левой — 42,5±0,66 кг , то при I стадии ВБ она составляла 44,9 ± 0,89 и 41,2 ± 0,92 кг соответственно (р < 0,05), а при II стадии ВБ сила была существенно снижена и составляла 28,2 ± 0,82 кг и 26,9 ± 0,68 кг соответственно (р < 0,05). Выносливость мышц к статическому усилию (при удерживании 75 % максимальной силы) была несколько снижена в группе лиц с отдельными признаками воздействия вибрации и значительно была изменена при выраженных формах ВБ, особенно у ГРОЗ и проходчиков. Если у здоровых шахтеров выносливость мышц кистей справа составляла в среднем 32,2 ± 0,4 и 29,6 ± 0,5 с — слева, то уже у лиц с отдельными признаками воздействия вибрации она была

снижена до 30,2 ± 0,2 и 28,8 ± 0,2 с (р < 0,05), при I ст. ВБ — до 26,4 ± 0,3 и 25,6 ± 0,2 с (р < 0,05), а при II стадии ВБ — до 21,2 ± 0,2 и 20,3 ± 0,3 с (р < 0,01).

Периферический ангиодистонический синдром у ГРОЗ и проходчиков диагностировался практически во всех случаях при I и II ст. ВБ , у машинистов ГВМ и электровозов при I ст. ВБ он установлен у 77,9 и 80,0 % обследованных соответственно. Если при I ст. ВБ ангиодисто-нический синдром характеризовался гипотермией и чаще бледностью кистей (в 62 % случаев), а в 38 % случаев — нередко и умеренно выраженным цианозом , то при II ст. ВБ в преобладающем большинстве случаев отмечался цианоз кистей (умеренно и резко выраженный). Пастозность кистей различной степени выраженности выявлена у 34 % обследованных при I ст. ВБ и ВБ.

Одним из показателей состояния периферического кровообращения является кожная температура (табл. 1). Из табл. 1 видно , что температура в области III пальца у лиц с отдельными признаками воздействия вибрации несущественно отличается от ее уровня у здоровых лиц, тогда как уже при I ст. ВБ и особенно при выраженных формах вибрационной патологии она была достоверно ниже.

При I ст. ВБ снижение кожной температуры отмечено в 92 % случаев, причем в 28 % случаев температура кожи была ниже 27 "С. Пр и

II ст. ВБ снижение температуры отмечено во всех случаях (в отдельны» случаях до 19_20 °С).

Положительная холодовая проба с приступом «побеления пальцев» отмечена у больных с I ст. ВБ и у 27,3% больных со II ст. ВБ , у 40,9 % больных со II ст. ВБ холодовая проба вызывала стойкий диффузный цианоз (табл. 2). Из табл. 2 видно , что уже при I ст. ВБ и особенно при II ст. ВБ существенно снижалась кожная температура сразу после холодо-вой пробы : в среднем на 4,8 ± 0,06 °С при I ст. (р < 0,05) и на 5,2 ± 0,05° при II ст. (р < 0,05). Время восстановления кожной температуры до исходной, после холодовой пробы, было существенно увеличено как при I ст. ВБ , так и при выраженных формах вибрационной патологии. Если при I ст. ВБ удлинение времени восстановления температуры до исходной обычно не превышало 30 мин и в среднем составило 26,4 ± 0,6 мин , то при II ст. ВБ это время в 72 % случаев превышало 40 мин и составило в среднем 43,3 ± 0,8 мин (р < 0,01).

Следует отметить , что при ВБ у шахтеров, добывающих уголь на большой глубине с использованием ручных отбойных молотков, при повышенной температуре воздуха (22—32 °С) ангиоспастический периферический синдром практически не формируется, и приступы побе-ления пальцев при охлаждении наблюдаются крайне редко, в единичных случаях, а чаще фор-

В табл. 1 и 2: * — уровень значимости при р < 0, 05. Показатели холодовой пробы у обследованных шахтеров

мируется ангиодистонический синдром с преобладанием гипотонического компонента с выраженным цианозом кистей [4]. Эти данные свидетельствуют о том , что в формировании периферических ангиоспастических нарушений с синдромом Рейно, наряду с локальной вибрацией, важную роль играет охлаждение и смачивание рук, а также воздействие охлаждающего микроклимата в рабочей зоне.

О степени выраженности периферического ангиодистонического синдрома свидетельствовали также показатели пальцевой адреналиновой пробы, полученные по методике Г.М. Балан [4]. Если у здоровых лиц после подкожной инь-екции 0,1 мл 0,1 % адреналина в подушечку пальца вызывало частичное побеление лишь в 26,7 % случаев с интенсивностью побеления 2,2 ± 0,4 балла , то уже у шахтеров с отдельными признаками воздействия вибрации частота положительных проб достигала 95,0 % при интенсивности в среднем 4,8 ± 0,3 балла. Побеление пальца после иньекции адреналина с запустева-нием сосудов и побелением и запустевание видимых вен на тыле кисти свидетельствуют о повышенной реактивности к катехоламинам аль-фа1-адренорецепторов периферических сосудов, обеспечивающих вазоконстрикторные реакции. Спазм и запустевание периферических вен , вероятно, обеспечивают компенсаторные реакции, направленные на сохранение температурного

Т а б л и ц а 2

Группа обследованных n Показатели холодовой пробы

Снижение 1° после пробы, град. Симптом побеления о/ пальцев, % Частота цианоза » 0/ кистеи, % Время восстановления 1° до исходной, мин

Здоровые лица 30 2,4 ± 0,04 — — 18,6 ± 0,8

Шахтеры с отдельными признаками воздействия вибрации 40 2,8 ± 0,3 19,9 ± 1,1

Шахтеры с ВБ I ст. 184 4,8 ± 0,06* 36,9 19,6 26,4 ± 0,6*

Шахтеры с ВБ I—II и II ст. 44 5,2 ± 0,05* 27,3 40,9 43,3 ± 0,8*

Т а б л и ц а 1

Показатели кожной температуры у обследованных шахтеров

Группа обследованных n Кожная температура в град. С, М ± m

Справа Слева

Здоровые лица 30 30,6 ± 0,20 30,9 ± 0,20

Шахтеры с отдельными признаками воздействия вибрации 40 29,0 ± 1,40 29,2 ± 1,30

Шахтеры с ВБ I ст. 184 28,1 ± 0,30* 28,0 ± 0,20*

Шахтеры с ВБ I—II ст. и II ст. 44 26,1 ± 0,20* 26,3 ± 0,30*

баланса в организме. При I ст. ВБ и при выраженных формах вибрационной патологии адреналиновая проба была положительной во всех случаях, интенсивность побеления пальца была почти одинаково значиетельно выраженной (р < 0,05). Отмечалось при ВБ и очень длительное время исчезновения побеления кожи пальца после пробы , которое при I ст. ВБ было затянуто в среднем до 5,8 ± 0,9 , а ВБ

до 6,2 ± 0,8 ч.

В ы в о д ы. 1. При вибрационной патологии ангиодистонический синдром (97—100 %) с приступами акроспазмов у работников угледобывающих предприятий Кузбасса развивается чаще, чем в шахтах без сопутствующего охлаждения. При этом часто происходит присоединение миодистрофического синдрома (57,1—66,7 %), синдромов периартро-зов и артрозов верхних конечностей. 2. Вибрационной патологии наблюдается как у лиц, продолжающих контакт с вибрацией, так и у прекративших его. При этом вибрационная

болезнь часто сочетается с шейной и пояс-нично-крестцовой радикулопатией со взаи-моотягощающим течением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович-Поляков Д.К., Левендюк А.М., Сань-ков А.И. // Гиг. труда. — 1988. — № 4. — С. 29—32.

2. Артамонова В.Г. // Вести. РАМН. — 1998. — № 1. — С. 38—42.

3. Артамонова В.Г., Шаталов H.H. Профессиональные болезни. — М.: Медицина, 1996.

4. Балан Г.М. // В кн.: Тезисы докладов научн.-практ. конф. — Новокузнецк , 1988. — С. 4—7.

5. Измеров Н.Ф., Монаенкова А.М., Тарасова Л.А. Профессиональные заболевания. — М., 1996.

6. Олещенко А.М., Суржиков Д.В., Шпагина Л.Н. и др. // Мед. труда. — 2001. — № 7. — С. 42—44.

7. Тулеев А.Г. // Там же. — 2002. — № 10. — С. 1—3.

Поступила 16.03.06

УДК 613.6(571.15)

В.Б. Колядо, И.А. Пуховец СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ГУ НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр, г. Барнаул

Высокий уровень как соматической, так и психической заболеваемости способствует росту общей и преждевременной смертности и , в наибольшей степени , смертности мужчин. Усиливаются процессы депопуляции , что в ближайшие два десятка лет приведет к существенной возрастной диспропорции, увеличению суммарной демографической нагрузки на трудоспособное население и осложнит количественные и качественные проблемы трудового потенциала Алтайского края.

Ключевые слова: здоровье населения, заболеваемость, инвалидизация, смертность, трудовой потенциал.

V.B. Kolyado, I.A. Poukhovets. Health state of Altai area residents. High level of somatic as well as psychic morbidity results in increasing general and early mortality, mostly in men. Depopulation grows and over the nearest 20 years will result in significant age disproportion , higher overall demographic load on able-bodied population and will complicate qualitative and quantitative problems of working potential of Altai area.

Key words: public health, morbidity, disablement, mortality, working potential.

В Алтайском крае, как и в Российской Федерации в целом , ключевой проблемой общественного здоровья в течение последнего десятилетия является депопуляция.

Сложившийся в крае уровень рождаемости по демографическим критериям оценивается как низкий, вместе с тем он соответствует средне-

российским показателям и показателям экономически развитых стран. В 2005 г. отмечается некоторое снижение рождаемости до 10,4 %о (в сравнении с 2004 г. снижение на 3,7 %), причем темпы снижения рождаемости в селе (4,5 %) существенно выше, чем в городе (2,8 %), в связи с чем уровень рождаемости в селе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.