СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИЙСКИХ И
ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЯХ 1 2 Табуева Е.Ю. , Консовский А.А. Email: [email protected]
1Табуева Елена Юрьевна - студент магистратуры;
2Консовский Андрей Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственного контроля и права в сфере природопользования, земли и имущества, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются особенности глобализации, несущие серьезные последствия для всего корпортивного мира, вне завистмости от принадлежности к той или иной национальной экономике или государственной системе стратегического планирования. Анализируется опыт использования стратегического менеджемента в российских и зарубежных компаниях. Проводится оценка системы национального стратегического планирования для корпораций Соединенных Штатов Америки, корпораций Европейского Союза, Японии, Китайской Народной Республики и России. Поднимаются проблемы стратегического планирования в нашей стране.
Ключевые слова: стратегическое управление, национальные государства, транснациональные компании, корпорации, планирование, антикризисное управление.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE USE OF STRATEGIC MANAGEMENT IN RUSSIAN AND FOREIGN COMPANIES Tabueva E.Yu.1, Konsovsky A.A.2
1Tabueva Elena Yurievna - Master's Student;
2Konsovsky Andrey Anatolyevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, , DEPARTMENT OF STATE CONTROL AND LAW IN THE SPHERE OF NATURAL RESOURCES,
LAND AND PROPERTY, MOSCOW UNIVERSITY OF FINANCE AND LAW MFUA, MOSCOW
Abstract: the article examines the peculiarities of globalization that have serious consequences for the entire corporate world, regardless of belonging to a particular national economy or the state system of strategic planning. The experience of using strategic management in Russian and foreign companies is analyzed. A national strategic planning system is assessed for corporations in the United States of America, corporations in the European Union, Japan, People's Republic of China and Russia. The problems of strategic planning in our country are being raised. Keywords: strategic management, nation states, multinational companies, corporations, planning, crisis management.
УДК 339.924
Такие последствия глобализации как измение бизнес-ландшафта, пререраспределение талантов и изменение бизнес-моделей имеют серьезные последствия для всего корпортивного мира, вне завистмости от принадлежности к той или иной национальной экономике или государственной системе стратегического планирования. В свете подобных тенденций большое развитие в получила концепция глобального стратегического управления, включающая в себя интеграцию таких аспектов как национальные экономики, кадровые резервы различных стран, технологический потенциал разных государств, итеграция стилей управления с учетом культурных особенностей национальных государств, разработка единых общемировых критериев по стандартам качества, эффективности и экономичности.
Говоря о выделение сильных и слабых сторон систем стратегического управления разных стран, мы прибегнем к оценке данных систем посредству использования одного из самых эффективных интрументов анализа- SWOT анализ. На основании выделеных нами ранее сильных и слабых сторон различных национальных систем стратегического планирования, а также потенциальных угроз и особеностей, мы попытаемся выразить потенциал кажой системы в бальной шкале. За каждую положительную особенность (сильные стороны и возможности) система получает один бал, за каждую негативную особенность система лишается одного бала. Общие результаты по всем национальным системам стратегического планирования будут представлены в сводной таблице.
Таблица 1. Оценка системы национального стратегического планирования для корпораций
Соединенных Штатов Америки
Сильные стороны Слабости
■ Сильная методическая база; ■ Эффективное функционирование механизма обратной связи; ■ Сильная система прогнозирования; ■ Закрепление стратегии в краткосрочных планах; ■ Менеджмент стратегии на отраслевом уровне; ■ Управление стратегии регионального развития посредсвом грантовой поддержки; ■ Увязка бюджетного планирования с показателями оценки реализации целевых программ; ■ Гибкость системы, быстрое реагирование на внешние изменения; ■ Богатый кадровый резерв. ■ Высокая текучесть управленческих кадров; ■ Высокая „смертность" стартапов в американском бизнесе начиная с 2008 года; ■ Гигантский внешний государственный долг; ■ Банкротство некоторых штатов, графств, городов и территорий;
Возможности Угрозы
■ Технологическое преимущество в области разработки Искуственного Интелекта; ■ Дальнейшее расширение и рост американских транснациональных корпораций; ■ Усиление лидерской роли США в мировой политике. ■ Экономическая конкуренция со стороны ЕС И Китая; ■ Нарастающие проблемы в сфере образования; ■ Нарастающие проблемы в области национальной системы здравоохранения; ■ Растущие показатели преступности; ■ Растущее колличество бездомных и безработных граждан;
Общий балл: 3
Таблица 2. Оценка системы национального стратегического планирования для корпораций
Европейского Союза
Сильные стороны Слабости
■ Наличие национального органа стратегического планирования (Совет Европейского Союза); ■ Разработка на наднациональном уровне единых руководящих принципов по каждому направлению деятельности; ■ Наличие инструмента консолидации ресурсов в интересах реализации совместных целей; ■ Наличие пакета мер воздействия на государства-члены в случае отказа от выполнения утвержденых соглашений; ■ Постоянное развитие системы стратегического планирования в Европейском Союзе. ■ Эффективное функционирование механизма обратной связи; ■ Снижения индекса доверия и ренационализация решений стратегического плана; ■ Сведение дейтельности Евросоюза к трансфертной деятельности из платажного центра в Берлине; ■ Несоблюдение рядом стран регулирующих правил и рекомендаций; ■ Отсутствие реальных способов и полномочий к принуждению штатов, графств, городов и территорий; ■ Проблемы государственного долга стран ЕС;
Возможности Угрозы
■ Расширение совместных научных исследований, обмен специалистами в странах ЕС и странами-соседями; ■ Развитие партерских отношений с соседями, в частности развитие энергетического диалога с Россией, в целях установления постоянных поставок энергоресурсов. ■ Экономическая конкуренция со стороны США И Китая; ■ Выход стран-участниц из ЕС; ■ Неконтролируемая миграция в ЕС; ■ Растущее колличество безработных граждан; ■ Изменение демографической ситуации (стремительное старение населения).
Общий балл: -2
Таблица 3. Оценка системы национального стратегического планирования для корпораций Японии
Сильные стороны Слабости
■ Сильная методическая база; ■ Эффективное функционирование механизма обратной связи; ■ Акцент на долгосрочное планирование; ■ Эффективно налаженый механизм контроля качества; ■ Эффективное использование человечекских ресурсов; ■ Гибкость системы, быстрое реагирование на внешние изменения; ■ Налаженная система обучения кадров. ■ Низкая конкурентноспособность японских товаров, относительно более дешевых аналогов из Китая, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня, и Гонконга; ■ Сильная зависимость от США; ■ Крупный внешний государственный долг;
Возможности Угрозы
■ Претензии на становление крупнейшим мировым инновационным центром, обеспечивать рост экономической эффективности на базе развития новейших технологий; ■ Дальнейшее расширение и рост американских транснациональных корпораций; ■ Экономическая конкуренция со стороны США, Китая и ЕС; ■ Изменение демографической ситуации (стремительное старение населения). ■ Экологические проблемы и частые катаклизмы.
Общий балл: 3
Таблица 4. Оценка системы национального стратегического планирования для корпораций Китайской Демократической Республики
Сильные стороны Слабости
■ Общая направленность на сокращение государственного вмешательства в управление экономическим развитием; ■ Акстивное использование западных концепций и методов государственного регулирования и стимулирования бизнеса, с сохранением социалистической риторики и руководящей роли партийного руководства при утверждении приоритетных областей развития Китайской Народной Республики; ■ Сочетание долгосрочных программ и их реализация в пятилетних и годовых планах развития страны. ■ Высокий процент государственого вмешательства в управление экономическим развитием; ■ Экономические санкции со стороны США и ЕС;
Возможности Угрозы
■ Технологическое преимущество в области разработки Искуственного Интелекта и 5G; ■ Дальнейшее расширение и рост влияния китайских транснациональных корпораций; ■ Усиление кооперации с Росссией и странами Азиатского блока. ■ Экономическая конкуренция и прочие возможные санкции со стороны ЕС и США;
Общий балл: 3
Таблица 5. Оценка системы национального стратегического планирования для корпораций
Российской Федерации
Сильные стороны Слабости
■ Общая нацеленность на долгосрочное и среднесрочное планирования; ■ Наличие документации по стратегическому планированию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. ■ Наделение органов власти субъектов Российской Федерации частичными полномочиями в сфере стратегического планирования на региональном уровне. ■ Слабая методическая база; ■ Отсутвие эфективного механизма обратной связи; ■ Отсутвие единой вертикально интегрированной системы стратегического планирования; ■ Отличия в сроках и степени детализации стратегических мероприятий; ■ Разница между целевыми индикаторами региональных стратегий и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.; ■ Низкая степень проработки стратегий; ■ Дисбаланс в отношении основных направлений экономической деятельности в регионах регионов; ■ Отсутсвие учета социально-экологических аспектов развития регионов при разработке стратегий; ■ Отсутвие баланса между ресурсным и финансовым обеспечениями реализации мероприятий стратегии с макроэкономической ситуацией. ■ Экономические санкции со стороны США и ЕС;
Возможности Угрозы
■ Огромное колличество высоклафицированных и редких технических специалистов. ■ Усиление кооперации с Китаем и странами СНГ. ■ Развитие партерских отношений с соседями, в частности развитие энергетического диалога с ЕС, в целях установления постоянных поставок энергоресурсов. ■ Экономическая конкуренция и прочие возможные санкции со стороны ЕС и США;
Общий балл: -5
Результаты проведеного анализа мы можем увидеть в общей сводной таблице ниже:
Таблица 6. Результаты проведеного анализа
Критерий/Страна ЕС США Китай Россия Япония
Сильные стороны (+ балов) 6 9 3 3 7
Слабости (- балов) 5 4 2 10 3
Возможности (+ балов) 2 3 3 3 2
Угрозы (- балов) 5 5 1 1 3
Общий бал -2 3 3 -5 3
Подводя итоги проведенному анализу, хотелось бы особо подчеркнуть то, какое большое колличество слабостей имеет система стратегического планирования в нашей стране и то, как много полезного мы могли бы подчерпнуть у других национальных государств. Отличным примером для нас может послужить японская модель стратегического планирования активно использущая собственный синтез из американской методической базы и собственных разработок, опирающихся на национальные особенности планирования и управления.
Список литературы /References
1. Becker G. The economic approach to human behavior. Chicago, 1976.
2. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием. Издательство: "ИД «Вильямс»", 2008.
3. Измалков С., Сонин К. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики, 2008. № 1.
4. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. учебное пособие / А.П. Киреев. М.: Международные отношения, 2015.
5. Ковалев С.И. Управление имуществом в зарубежном и российском праве: дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.
8. The Legatum Prosperity Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosperity.com/ (дата обращения: 15.10.2020).
9. The World's Biggest Economics for 2019 and 2020. Focus Economics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.focus-economics.com/blog/the-largest-economies-in-the-world/ (дата обращения: 15.10.2020).