СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Л.К. Нерсисян, канд. экон. наук, доцент В.В. Лебедев, студент В.О. Самойлов, студент
Институт права и национальной безопасности РАНХиГС (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-2-168-170
Аннотация. Статья посвящена анализу интеграционных объединений и их особенностям. В данной работе рассматриваются: БРИКС, ЕС и АСЕАН. Представлено описания внутреннего устройства каждого союза, проанализированы различия и сходства между ними, а также выявлены пути их дальнейшего поэтапного развития. Особое внимание уделялось правовым основам и сферам деятельности каждого из союзов. Приводятся результаты исследований экспертов по данной проблеме.
Ключевые слова: АСЕАН, БРИКС, ЕС, интеграция, объединения.
Наш мир сегодня - сеть национальных государств, которые стремятся к интеграции для достижения экономической стабильности и развития в условиях изменений рыночных условий и глобализации. Международная интеграция - это стремление к унификации как можно больших сфер экономических и политических аспектов интегрируемых стран, а также - повышение уровня межгосударственных отношений, включающее совместное решение возникающих проблем. Соответственно, интеграцию можно представить, как процесс взаимодействия стран, приводящий к сближению национальных экономик и формированию межгосударственных соглашений, и согласованных наднациональных органов. Рассмотрим же наиболее важные из них, начав с БРИКС.
БРИКС - представляет собой международную интеграцию следующих стран: ЮАР, Китай, Бразилия, Индия и Россия.
Страны БРИКС являются важнейшей частью глобальной экономики. Реализации совместных инвестиционных энергетических проектов способствует Платформа энергетических исследований, работающих под эгидой БРИКС. С 2000 г. курс развития БРИКС направлен на постоянное совершенствование национальных экономик, что впоследствии усилит значение стран-членов.
Выбор в пользу отказа от противостояния рассматривается и как идеология, и как
правильный стратегический маневр. Еще одним важным принципом можно считать то, что становление БРИКС положительно повлияло на развитие мировой экономики. Страны участницы преподносят свой союз как наиболее демократическая форма международных отношений и не имеют намерений в навязывании своих взглядов по поводу политического и экономического развития на третьи страны.
При сохранении интенсивного сотрудничества стран возможно нахождение решений основных мировых проблем. Сотрудничество в рамках группировки БРИКС целесообразно и эффективно, а также имеет перспективы для дальнейшего развития, ведь интеграция усилий стран-членов БРИКС подталкивает страны к позитивному сотрудничеству в международных отношениях. Пока БРИКС ещё больше укрепляет свои связи, перейдём к рассмотрению наиболее показательному примеру интеграционного объединения такому как Европейский Союз.
Начавшееся как интеграционные тенденции после Второй мировой войны и пройдя путь до наших дней, Европейский Союз является крайне влиятельным политическим и экономическим объединением.
В политической сфере ЕС действует через гибридную систему наднационального и интернационального принятия решений, в соответствии с принципами передачи полномочий и децентрализации (Статья 5
Договора о Европейском Союзе). Государства-члены сами выбирают, какие полномочия они оставляют за собой, а какие - передают Европейскому Союзу. У ЕС нет официальной конституции: статус союза определен Договором Европейского Союза и Договором о функционировании Европейского Союза, поэтому ЕС можно описать как уникальное политическое образование.
Европейский единый рынок позволяет ресурсы через внутренние границы абсолютно беспрепятственно. Устранение барьеров, усложняющих перемещение ресурсов, - главная задача Европейской комиссии. Европейский Союз имеет семь основополагающих институтов: Совет Европейского союза, Европейский совет, Европейская комиссия, Европейский парламент, Суд Европейского союза, Европейский центральный банк, Европейская счётная палата.
От Европейского союза перейдем к рассмотрению основного азиатского объединения - АСЕАН.
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины в 1967 г. образовали Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии. Цели и задачи АСЕАН состоят в стабильном увеличении экономического роста и развития в регионе.
Объединение с 2003 г. состоит из Сообщества в сфере политики и безопасности (APSC), Социально-культурного сообщества (ASCC), Экономического сообщества (АЕС). Поддержание мира в регионе, борьба с угрозами безопасности и мирное решение конфликтов - главное направления работы APSC. Деятельность АЕС заключаются в продвижении к глобальному конкурентоспособному единому рынку, которые будет восприниматься третьими лицами как единый регион. Основные направления ASCC - повышение качества жизни, защита прав и окружающей среды, формирование идентичности АСЕАН.
Видение сообщества АСЕАН пересматривается и обновляется каждые десять лет. Все решения участников основываются на консенсусе и не вмешивается во внутренние союзников.
В ноябре 2013 года было принято решение разработать карту развития на период после 2015 года, для чего была создана Целевая группа высокого уровня (HLTF), в которой каждая страна-участница представлена своим представителем высокого уровня из всех государств-членов.
Рассмотрев вышеуказанные интеграционные объединения, мы можем перейти к их анализу и сравнению. Интеграция АСЕАН представляет собой зону свободной торговли с Единым эффективным преференциальный тарифом (СЕРТ). Следующие шаги - создание единого рынка и производственной базы.
Важной особенностью при сравнении является особенность внутренней структуры Европейского союза. Ему свойственна внутренняя интегрированность и консолидация. В ЕС наднациональные органы власти играют важную роль, так как там участвуют все страны, находящиеся в составе объединения. У АСЕАН отсутствуют наднациональные элементы регулирования деятельности стран-членов. Все обсуждения проходят в рамках саммита. Подобно АСЕАН, БРИКС увеличивается благодаря объединению группы путем постоянных саммитов, а также, из-за наличия общих институтов, в том числе Нового банка развития.
ЕС, АСЕАН и БРИКС пересекаются в сферах международной и экономической безопасности. В современных международных отношениях преобладает вектор развития сотрудничества в разных отраслях мировой экономики. Поэтому интеграционные объединения преследуют цель обеспечения справедливой конкурентной среды, а также финансовой стабильности и предотвращения дефицита рынка
Библиографический список
1. Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире. Тр. I Международной научно-практической конференции / ИНИОН РАН. Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2016. - 590 с. [Электронный ресурс]: URL: http://www.inion.ru/site/assets/files/2657/2016_briks.pdf
2. Хмелевская Н.Г. (2018) Контуры диалога БРИКС по устойчивому развитию в реалиях внешнеторговых отношений // Вестник международных организаций. Т. 13. № 4. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/kontury-dialoga-briks-po-ustoychivomu-razvitiyu-v-realiyah-vneshnetorgovyh-otnosheniy
3. Евростат, [Электронный ресурс]: URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data/browse-statis-tics-by-theme
4. Документы Европейского союза: Договоры, утверждающие Европейские сообщества / ред. Ю.А. Борко. - М.: Право, 2017. [Электронный ресурс]: URL: https://mgimo.ru/up-loads/files/Borko_Butorina_Istoriya_ES.pdf
5. Лошкин Г.М., Кобелев Е.В., Мазырин В.М.: Сообщество АСЕАН в современном мире; Издательство: Институт Дальнего Востока РАН, 2019 г. [Электронный ресурс]: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009949833
6. АСЕАН, [Электронный ресурс]: URL: https://asean.org/category/statements-meetings
COMPARATIVE ANALYSIS OF INTEGRATION UNIONS
L.K. Nersisyan, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Lebedev, Student V.O.Samoilov, Student
Institute of Law and National Security, RANEPA (Russia, Moscow)
Abstract. The article is devoted to the analysis of integration associations and their features. This paper examines: BRICS, EU and ASEAN. The descriptions of the internal structure of each union are presented, the differences and similarities between them are analyzed, and the ways of their further step-by-step development are identified. Particular attention was paid to the legal framework and areas of activity of each of the unions. The results of expert research on this problem are presented.
Keywords: ASEAN, BRICS, EU, integration, unions.