Научная статья на тему 'Сравнительный анализ идейного наследия Н. А. Бердяева и М. Бубера'

Сравнительный анализ идейного наследия Н. А. Бердяева и М. Бубера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
473
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОДИЦЕЯ / СИМВОЛ / МИФ / ПРИРОДА ЗЛА / ИММАНЕНТНЫЙ ОПЫТ / THEODICY / SYMBOL / MYTH / EVIL NATURE / IMMANENT EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальцева Яна Александровна

В статье проводится сравнительный анализ философских идей Н. А. Бердяева и М. Бубера. В частности рассмотрены такие аспекты их творчества, в которых центральным оказывается вопрос о природе зла в мире. Показано, что философы приходят к одинаковому выводу о невозможности решения данной проблемы в рамках рационального дискурса. При этом отмечается непосредственное влияние русского мыслителя на Бубера в понимании природы и происхождения зла. «Знаки иного» признаются философами единственным проводником в мир имманентного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the ideas heritage of N. A. Berdyaev and M. Buber

In the article it is carried out a comparative analysis of the philosophical ideas of N. A. Berdyaev and M. Buber. In particular, it is reviewed such aspects of their work, in which the central is the question of the evil nature in the world. It is shown that philosophers have come to the same conclusion about the impossibility of solving this problem within the framework of rational discourse. At the same time it is noted that the Russian thinker had a direct influence on Buber's understanding of the nature and origin of evil. "Signs of another" are recognized by philosophers as the only guide to the world of immanent experience.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ идейного наследия Н. А. Бердяева и М. Бубера»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 132-135.

Я. А. Мальцева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ Н. А. БЕРДЯЕВА И М. БУБЕРА

В статье проводится сравнительный анализ философских идей Н. А. Бердяева и М. Бубера. В частности рассмотрены такие аспекты их творчества, в которых центральным оказывается вопрос о природе зла в мире. Показано, что философы приходят к одинаковому выводу о невозможности решения данной проблемы в рамках рационального дискурса. При этом отмечается непосредственное влияние русского мыслителя на Бубера в понимании природы и происхождения зла. «Знаки иного» признаются философами единственным проводником в мир имманентного опыта.

Ключевые слова: теодицея, символ, миф, природа зла, имманентный опыт.

В истории религиозной философии проблема теодицеи считается одной из сложнейших. Вопросы, которые ставились мыслителями в рамках этой проблематики относительно природы человеческого страдания и несчастья, были в итоге обращены к поиску справедливости в религии и вере. Однако именно неразрешимость этих вопросов часто приводила к неприятию всего земного, а иногда и к отрицанию божественного.

Целью данной работы является сравнительный анализ философских идей Н. А. Бердяева и М. Бубера, в частности сравнение таких аспектов их философского творчества, которые обнаруживают присутствие русской философии в европейской культуре ХХ века.

Обращение Н. А. Бердяева к религиозной теме во многом было сопряжено с вопросами

о «подлинности» и «реальности» этого мира. Удаленный от Бога, этот мир, в глазах мыслителя, утрачивал свое качество реальности -той высшей реальности, которая может быть найдена только в имманентном духовном опыте. «Историческое откровение есть лишь символизация мистерии духа, и оно всегда ограничено состоянием сознания людей и социальной средой»1.

Модели социально обусловленного мышления, опутанного рациональными связями, не могут стать нисколько подобным прообразом истинного отношения Бога к человеку и человека к Богу. Категории зависимости, подчиненности, главенствования, какого-либо иного неравноценного по своей сути выражения этих отношения - еще более, по мнению Н. А. Бердяева, искажают высший замысел Творения, они не применимы к Богу. И даже справедливость не применима, если она

«родом» из социального сознания. Социальные влияния более всего виделись Бердяеву преломляющими христианское откровение: «...ничто так не искажало и не затемняло чистоту христианского откровения, как социальные влияния, как перенесение социальных категорий властвования и рабства на религиозную жизнь и даже на самые догма-ты»2. Признание тайны, не допускающей рационализации, в итоге приводит философа к выводу о том, что и проблема существования добра и зла также не может быть осмыслена человечеством, исходя из рационального и социального опыта. Ведь то, что выносится на суд сознания, теряет всякий истинный смысл.

Вместе с тем ощущение зла в мире было присуще философу не в меньшей степени, чем другим, возможно, в большей. Однако способность видеть зло и эмоционально-рационально его воспринимать («В мировой жизни есть глубокая неправда, есть безвинное страдание») стала для Н. А. Бердяева лишь отправной точкой в стремлении описать духовный путь к познанию тайны человеческой жизни. Рассмотрим более подробно данные положения его философской системы.

Существование этого мира было для философа знаком существования иного. Неправда этого мира - всего лишь символ правды иного. «Все, что во времени и пространстве, было для меня лишь символом, знаком иного, иной жизни, движения к трансцендент-ному»3. Символ стал для Бердяева средством приближения к тайне4.

В этой связи следует особо отметить и то, что историческое откровение было также вторичным для Бердяева («Мне всегда казались

малозначительными и не очень важными сами по себе события на поверхности истории, я вижу в них лишь знаки иного»). И даже реальный культурный результат творчества, будь то книга или картина, это лишь символическое творчество, как бы подающее знаки реального преображения. Это путь человека в его цивилизации. При этом западный мир виделся философу только лишь рассматривающим все вопросы в отражении в культуре и истории. Такой мир человеческой мысли, по мнению Н. А. Бердяева, более всего напоминает психологию чужих переживаний, некое отражение, в котором нет творчества.

Принципиальная сосредоточенность русского мыслителя на вопросе истинного творчества человека прежде всего связывается с обращенностью его философской системы к проблеме личности. «Духовное откровение, внутреннее откровение духа реально. Историческое откровение символично, есть символика духа»5, - так выражается суть этого основополагающего противопоставления, которое впоследствии станет основой концепции «несотворенной свободы».

Подобно тому, как Евангелие помогает раскрывать внутренний духовный опыт, внешний мир реальностей становится проводником в мир трансцендентный. Именно духовный опыт человека, а не богословское умозрение способно приблизить человека к откровению: «.об этом невозможно мыслить в рациональных понятиях, на этом нельзя построить рациональной онтологии, мыслить можно лишь символически и символическое мышление может означать лишь приближение к Тайне. <...> .я не верю в возможность рациональной отнологии, я верю лишь в возможность феноменологии духовного опыта, символически описываемого». Подобные идеи были описаны философом в связи с вопросом о двойственности человеческой природы, обусловленной наличием «божественного элемента в человеке»: «Что человек несет в себе образ Бога и через это делается человеком, - это есть символ, понятия об этом нельзя выработать, богочеловеч-ность есть противоречие для мысли, которая склоняется к монизму или дуализму»6.

Постановка вопроса о наличии зла в мире связывалась также с глубинным противоречием православному учению о наличии греха человека. Н. А. Бердяев, по сути, предлагал пересмотреть учение о Промысле. «Думаю, я

сильнее чувствую зло, чем грех. Я поражен глубоким несчастьем человека, чем его грехом. <...> Но с особенной силой я чувствую страдание и несчастье. В мировой жизни есть глубокая неправда, есть безвинное страдание. Это с трудом может признать учение о греховности, которое считается наиболее ор-

7

тодоксальным»7.

Вместе с тем, христианство виделось философу вершиной универсальной религии «не христианского происхождения». По мнению Н. А. Бердяева, в нем реализовались некие универсальные идеи: «Миф об искуплении носит универсальный характер, и в христианстве он лишь реализуется. Миф для меня не противоположен реальности, в нем есть реальный элемент. Все это не есть возражение против христианства, а его защита. Самое главное в христианстве не объяснимо исторически, оно не исторического, а метаи-сторического происхождения»8.

Персоналистическим здесь становится не само христианство, а имманентный опыт переживания этого мифа. Здесь объективация уходит на второй план, исключая всякую социальное постижение тайны. А миф становится лишь символическим выражением пути к тайне9. «Ложно и ограничено то сознание, которое символы принимает за реальность. Символическое сознание выше этого наивно-реалистического сознания, и именно оно открывает путь к подлинным реальностям. Наивно-реалистическое сознание заковано в условно-символическом мире»10. Значения понятия ‘миф’, по мнению исследователей творчества русского философа, имеет огромное значение для всей его философской системы. Именно миф воспринят философом как единственный способ постижения «исторической памяти». И постижение Бога также может приобретать только лишь символические формы11.

«Мысль, не взятая в целостность духа, -говорит Н. А. Бердяев, - имеет тенденцию объективировать и экстериоризировать, и это и порождает противоречие, создает пара-докс»12. Отметим, что целостность духа здесь следует понимать как откровение, которое «в плане объективированной природы и исто-

13

рии лишь символизируется»13.

Противоречие между индивидуальным и общим имеет существенное значение для творчества философа. Вероятно, здесь берет начало и парадоксальность его мышления, в

котором находятся в особом отношении имманентное и универсальное.

Парадокс можно увидеть и в личном духовном пути Н. А. Бердяева: «Я никогда не мог идти путем имманентного изживания жизни, всегда стремился выйти за грань всякой имманентной данности жизни, то есть к трансцендентному. Но переживание трансцендентного есть имманентный духовный опыт, трансцендентное не есть авторитет. Отношения имманентного относительны и парадоксальны»14.

Столь же невозможным виделось Н. А. Бердяеву рациональное осмысление вопроса о существовании зла в мире. Эти идеи были озвучены им и в дискуссиях с другими философами-экзситенциалистами. Более того, именно русский философ задал определенное направление понимания проблемы зла в философии XX века.

Так, например, М. Бубер в книге «Образы добра и зла» ссылается на Н. А. Бердяева, пишет следующее: «.в ходе дискуссии

об аскезе была затронута проблема зла. Эта проблема занимала меня с юности, но только через год после первой мировой войны я занялся ею самостоятельно; <...> интенсивный обмен мнениями, в первую очередь с Николаем Бердяевым <...> побудил меня вернуться к мыслям об этой, по выражению Бердяева, “парадоксальной” проблеме. <...> “Ее не только невозможно решить, но невозможно даже рационально поставить, потому что тогда она исчезает”, - сказал Бердяев Н. А. об этой проблеме»15.

Так что же стало итогом «возвращения» М. Бубера к проблемам «добра и зла»? Этим вопросом не раз задавались исследователи творчества философов на протяжении полувека. И лишь немногие услышали в его работе «Образы добра и зла» признание идей русского философа.

«Ответ на слова Бердяева о “невозможности решения” последовал, по собственному признанию Мартина Бубера, лишь через десятилетия. Чтобы кратко представить то, что развивается им в ряде философских и богословских сочинений, воспользуемся его интерпретацией истории о Гоге в земле Магога. Ученик спросил учителя: “Может быть, Гог снаружи только потому, что он есть внутри?” И он показал на свою грудь: “Мрак, из которой он получен, следует искать лишь в нашем слабом или коварном сердце. Гога вскормила

наша измена Богу”. Постепенно мне открылось, заключает М. Бубер, что суть библейских историй о добре и зле, а также авестийских и поставестийских, может быть сообщена только в виде мифа: “Все понятийное при этом - лишь вспомогательное средство, служащее достижению цели, мост между мифом и действительностью”. И разве не показывает этот вывод Бубера, что уроки русского персоналиста были им вполне усвоены?!» - пишет С. В. Корнилов16.

Действительно, значение мифа - прежде всего в его парадоксальной возможности быть обращенным к частному и общему, к имманентному и трансцендентному. Это его парадоксальная возможность не может быть рационально изложена. Всякая же попытка объективации этих вопросов лишает их способности быть знаками иного17.

Стремление Мартина Бубера показать добро и зло в их антропологической действительности в работе «Образы добра и зла» реализовалось в идеях, которые самым прямым образом соотносимы с идеями русского фило-софа-экзистенциалиста. То, что в реальности человеческой жизни видится рационально обоснованным, в рассмотренной проблематике зла теперь было воспринято философом лишь в качестве некоего пути в мир истинной реальности: «Человеческая действительность означает для нашего предмета то, что специфически происходит в душе и в жизни человека, предавшегося “злу”, и особенно человека, который готов подпасть под его власть»18. Очевидно, что для философа теперь именно «знаки иного» оказываются проводником в мир имманентного опыта, который в свою очередь парадоксален в отношении мифического изначального созерцания. «Мифическое введено в сферу нашего внимания ради истины, кроющейся в мифах»18, - заключает Бубер.

Таким образом, проведенный сопоставительный анализ идей Н. А. Бердяева и М. Бубера позволяет проследить непосредственное влияние русского мыслителя на Бубера в понимании природы и происхождения зла. Философы приходят к одинаковому выводу, что данная проблема не имеет решения в рамках рационального дискурса, поскольку объективация этих идей лишает их возможности быть хоть сколько-то символическими, а значит, выводит их за рамки постижения имманентного опыта.

О влиянии идей Н. А. Бердяева на западное философское сознание говорили уже его современники, пристальное внимание уделяя его острому ощущению настоящего и восхищаясь профетической ценностью его философской системы: «For Berdyaev believes himself to be the herald of the fall of the humanistic civilization, as Augustine heralded the fall of a pagan one» («...Бердяев осознает себя предвестником падения гуманистической цивилизации, подобно Августину, предвестившему падение языческой»)19. О творческой новизне своих идей русский философ писал в работе «Самопознание» так: «.я принес с собой сознание кризиса исторического христианства. Принес сознание конфликта личности и мировой гармонии, индивидуального и общего, неразрешимого в пределах истории»20, - пишет Н. А. Бердяев, заключая, в конечном счете, что символическое никогда не может быть абсолютным, но лишь относительным.

Примечания

1 Бердяев, Н. А. Самопознание. М. : Эксмо, 2003. С. 416.

2 Там же. С. 427.

3 Там же. С. 416.

4 Вологин, Е. А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н. А. Бердяева : дис. ... канд. филос. наук. М. : МГУ, 2003. С. 59, 102.

5 Бердяев, Н. А. Самопознание. С. 431.

6 Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. URL : http://www.vehi.net/berdyaev/rab-stvo/011.html.

7 Бердяев, Н. А. Самопознание. С. 420.

8 Там же. С. 428.

9 См.: Copleston, F. Russian Religious Philosophy. Notre Dame, 1988.

10 Ibid. P. 464.

11 Mackay, Donald G. M. The relation of God and man in the writings of Nicolas Berdyaev // Scottish Journ. of Theology. 1950. № 3. Р. 382-385.

12 Бердяев, Н. А. Самопознание. С. 557.

13 Там же. С. 563.

14 Там же. С. 416.

15 Бубер, М. Образы добра и зла // Бубер, М. Два образа веры. М. : Республика, 1995. С. 125.

16 Корнилов, С. В. Философия русского зарубежья в проблемном поле европейской культуры XX века // Вестн. РГНФ. 2004. № 3. С. 149.

17 Вологин, Е. А. Указ. соч. С. 63.

18 Бубер, М. Указ. соч. С. 145.

19 Beardsley, Monroe C. Berdyaev : Sibyl in Waste Land // Russian Review. 1943. Vol. 2, no. 2, Spring. P. 11, 16.

20 Бердяев, Н. А. Самопознание. С. 503.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.