Научная статья на тему 'Сравнительный анализ и выбор цепи поставок груза по критерию "стоимость-время"'

Сравнительный анализ и выбор цепи поставок груза по критерию "стоимость-время" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАВКА / DELIVERY / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAIN / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / КРИТЕРИИ "СТОИМОСТЬ ВРЕМЯ" / COST TIME CRITERIA / МЕТОД БОФА / BOF'S METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубарева Ольга Андреевна, Арсентьева Анастасия Сергеевна, Быстров Олег Филаретович

В современном мире поставки товаров занимают немаловажное место. При этом они неразрывно связаны с понятием цепей поставок. Цепь поставок включает в себя сеть организаций, которые вовлечены в восходящие и нисходящие взаимосвязи и разнообразные процессы. В логистическую цепь поставок, как правило, входят: производитель, поставщики, потребители и посредники. В зависимости от количества участников цепей поставок, используемого вида транспорта, изменяются такие показатели как «время» и «стоимость» поставки. На основе уже этих двух критериев можно произвести выбор наиболее подходящего вида поставки из множества вариантов. Такого рода выбор может базироваться на методе БОФа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кубарева Ольга Андреевна, Арсентьева Анастасия Сергеевна, Быстров Олег Филаретович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ и выбор цепи поставок груза по критерию "стоимость-время"»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР ЦЕПИ ПОСТАВОК ГРУЗА ПО КРИТЕРИЮ «СТОИМОСТЬ-ВРЕМЯ» Кубарева О.А.1, Арсентьева А.С.2, Быстров О.Ф.3 Email: Kubareva641@scientifictext.ru

'Кубарева Ольга Андреевна — магистрант;

2Арсентьева Анастасия Сергеевна — магистрант; 3Быстров Олег Филаретович — доктор экономических наук, профессор, кафедра логистики и управления транспортными системами, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в современном мире поставки товаров занимают немаловажное место. При этом они неразрывно связаны с понятием цепей поставок. Цепь поставок включает в себя сеть организаций, которые вовлечены в восходящие и нисходящие взаимосвязи и разнообразные процессы. В логистическую цепь поставок, как правило, входят: производитель, поставщики, потребители и посредники. В зависимости от количества участников цепей поставок, используемого вида транспорта, изменяются такие показатели как «время» и «стоимость» поставки. На основе уже этих двух критериев можно произвести выбор наиболее подходящего вида поставки из множества вариантов. Такого рода выбор может базироваться на методе БОФа.

Ключевые слова: поставка, цепь поставок, показатели, критерии «стоимость - время», метод БОФа.

COMPARATIVE ANALYSIS AND CHOICE OF THE SUPPLY CHAIN OF CARGO ACCORDING TO THE "COST-TIME"CRITERIA Kubareva O.A.1, Arsentyeva A.S.2, Bystrov O.F.3

'Kubareva Olga Andreyevna — Magister;

2Arsentyeva Anastasiya Sergeyevna — Magister;

3Bystrov Oleg Filaretovich - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF LOGISTICS AND TRANSPORT SYSTEMS MANAGEMENT, RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT), MOSCOW

Abstract: in the modern world supply of goods occupys an important place. However, they are inceparably connected to the conception of supply chain. The supply chain includes a network of organizations that are involved in upstream and downstream interconnections and different processes. The logistics supply chain typically includes: manufacturer, suppliers, consumers and intermediaries. Depending on the number of participants in the supply chain, the mode of used transport, such indicators as "time" and "cost" ofdelivery will change. On the basis of these two criteria, it is possible to choose the most suitable type of delivery from a variety of options. This kind of choice can be based on the Bofs method. Keywords: delivery, supply chain, indicators, cost - time criteria, Bof's method.

УДК 347.451.031.2 DOI: 10.20861/2312-8089-2018-41-001

На протяжении всей тысячелетней истории России внешняя торговля являлась одним из наиболее главных направлений, на которое обращалось пристальное внимание государственной власти и предпринимателей.

Сегодня особенно трудно представить, что работа крупных компаний или предприятий не будет связана с внешнеэкономической деятельностью, поскольку от этого в значительной степени зависит их конкурентоспособность.

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

При этом, торговля, как во внешнеэкономической среде, так и на национальном рынке, связана с поставками необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов и так далее. Также

существует необходимость поставки уже готовой продукции от производителя до конечного потребителя.

Поставки могут осуществляться различными видами и способами. Поставки классифицируют:

1) в зависимости от предмета поставки;

2) в зависимости от способа поставки;

3) в зависимости от сроков;

4) в зависимости от результата.

При поставках важное значение имеет такое понятие, как цепь поставок.

Цепь поставок - это сеть организаций, которые вовлечены в восходящие и нисходящие взаимосвязи, разнообразные процессы и мероприятия, которые создают ценность в виде продуктов и услуг, доставленных до конечных потребителей [3].

В логистическую цепь поставок, как правило, входят:

- Производитель (как правило, производитель является «ядром» цепи поставок, и именно он и становится фокусной компанией);

- Поставщики, в том числе начальный поставщик;

- Потребители, включая конечных;

- Посредники, которые оказывают различные вспомогательные услуги. В их число входят все компании, с которыми фокусная компания либо непосредственно взаимодействует, либо косвенно, т.е. через поставщиков или потребителей разных уровней от начального до конечного.

В тоже время, если включать всех возможных участников, то цепь поставок неизбежно увеличится до таких масштабов, при которых управление станет неэффективным, потому что в этом случае приходится учитывать интеграцию всех связей бизнес-процессов со всеми участниками, что является непродуктивным, если вообще выполнимым.

При рассмотрении наиболее выгодной поставки, выбор происходит между несколькими различными вариантами. В каждом варианте подробно расписывается перечень необходимых операций, подсчитывается их стоимость. От стоимости операций зависит общая стоимость поставки. Многие компании ориентируются именно на этот критерий «стоимость», при выборе способа поставки. Однако, есть целый ряд скоропортящейся продукции, при доставке которой время играет первостепенную важность. Таким образом и появляются два показателя критерия важности -«стоимость-время».

Пусть для перевозки груза возможны 3 варианта (В^ цепи поставок (см. табл. 1):

Таблица 1. Исходные данные по перевозке груза

В1 В2 В3

Стоимость доставки груза 439,95 7016,39 4648,246

Время доставки груза 21,83 13,5 18,6

Необходимо выбрать оптимальный вариант. Решение:

Для решения задач введём два показателя:

1) стоимость доставки груза;

2) время доставки груза. Воспользуемся методом БОФа [1]:

1) ранжируем показатели по важности (табл. 2):

Таблица 2. Ранжируемые показатели, расставленные по степени важности

Стоимость доставки Время доставки груза

1 2

2) рассчитываем весовые коэффициенты показателей (табл. 3): С, = 1---—----; где Я - ранг показателя (см. табл. 2).

* К( = 2 ) количество показателей

Таблица 3. Весовые коэффициенты показателей

Стоимость доставки Время доставки груза 11,5

1 0,5

2) нормируем весовые коэффициенты показателей их суммой (табл.4):

Стоимость доставки Время доставки груза 11

1/1,5=0,67 0,5/1,5=0,33

3) ранжируем варианты цепей поставок по каждому показателю (табл. 5):

Таблица 5. Ранжирование вариантов показателей цепей поставок

В1 В2 В3

Стоимость доставки 1 3 2 16

Время доставки груза 3 1 2

5) рассчитаем весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю (табл. 6):

Д, - 1

С а = 1 - .. , где М = 3. 1 М

Таблица 6. Весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю

В1 В2 В3

Стоимость доставки 1,00 0,33 0,67 12

Время доставки груза 0,33 1 0,67

6) нормируем весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю их суммой (табл.7):

Таблица 7. Нормируемые весовые коэффициенты вариантов по каждому показателю

В1 В2 В3

Стоимость доставки 0,50 0,165 0,335

Время доставки груза 0,165 0,50 0,335

7) рассчитываем значение обобщённого показателя привлекательности каждого варианта доставки груза (см. табл. 4, 7):

ОППВ1 = 0,67 х 0,5 + 0,33 х 0,165 = 0,38945; ОППВ2 = 0,67 х 0,165 + 0,33 х 0,5 = 0,27555; ОППВ3 = 0,67 х 0,335 + 0,33 х 0,335 = 0,335.

По критерию наибольшего результат выбираем лучший вариант доставки груза. Это вариант В1.

На основе изложенного можно заключить, что метод БОФа может применяться для произвольного числа показателей и произвольного количества вариантов. Поэтому данная оптимизационная процедура нами рекомендована для широкого использования в логистике.

Список литературы / References

1. Быстрое О.Ф. Метод БОФа в экономике и менеджменте Издательство: "Palmarium Academic Publishing", 2013. С. 96.

2. Быстрое О.Ф. Курс лекций, 2018.

3. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Управление цепями поставок. Режим доступа: http://ra.scm.gsom.spbu.ra/%D0%A6%D0%B5%D0%BF%D1%8C_%D0%BF%D00/oB E%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA/ (дата обращения: 30.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.