Сравнительный анализ характера взаимосвязи между уровнями развития операциональных структур логического мышления у дошкольников из России и Китая
Погожина Ирина Николаевна
МГУ имени М.В.Ломоносова, факультет психологии, г. Москва
Ключевые слова:
кросскультурное исследование, китайские дошкольники, логическое мышление, классификация, сериация, понимание принципа сохранения, децентрация
Проблема. Исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе системы логических операций индивида, неразрывно связано с решением вопроса об универсальности процессов ее стихийного формирования и развития в разных социокультурных условиях. По Пиаже последовательность становления элементов операциональной системы логического мышления носит универсальный характер, т.е. одинакова для всех субъектов, независимо от социальных, культурных, экономических и т.п. особенностей их жизни, и определяется механизмами функционирования самой системы как единого целого, внутренними закономерностями ее развития (Пиаже, 1994; Пиаже, Инхельдер, 2003). Сравнительные результаты исследований логического мышления детей, проживающих в разных странах, разных социальных условиях внутри одной страны и даже одного населенного пункта фиксируют различия в развитии у них логических структур (Гринфилд, 1971; Коул, 1997; Dasen, 1972, 1975, 1984; Piaget, 1975 и др.). Остается дискуссионным вопрос о характере данных различий. Ряд авторов считает, что они связаны лишь со скоростью приобретения детьми логических операций, не затрагивая их универсальное содержание и последовательность появления в системе мышления ребенка. Другие подчеркивают важность социального окружения и социальных взаимосвязей в развитии именно содержания (состава и структуры) логического мышления субъекта (Перре-Клермон, 1991; Перре-Клермон, Аркидьяконо, 2009; Berry, Poortinga, Segall, Dasen, 2002; Dasen, deRibaupierre, 1987; Hollos, 1975; Hollos, Cowan, 1973; Smedslund, 1977 и др.).
Цель работы - установление характера взаимозависимостей между уровнями развития способности к децентрации, логическими операциями классификации, сериации, пониманием принципа сохранения у дошкольников из России и Китая.
Если между представителями разных культур существуют значительные различия в конфигурации данных элементов внутри операциональной системы, общей стадиальности развития, то это может трактоваться как отсутствие собственных внутренних закономерностей развития системы логических операций как целого. Если характер взаимосвязи между элементами внутри познавательной системы и общая тенденция их становления качественно не различаются, следовательно, существуют определенные закономерности организации элементов внутри самой системы, которые в дальнейшем могут быть дополнительно изучены.
Исследование выполнено под нашим руководством совместно с Г.Люй (КНР).
Эмпирическая база. 80 испытуемых из России и Китая (3,11-6,5 лет), посещающих дошкольные учреждения г. Москвы (N = 40) и г. Хэ Нан (КНР) (N = 40).
Методы. Для диагностики уровней развития логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения использовались диагностические методики, разработанных в рамках концепции Пиаже (Пиаже, 1994; Пиаже, Инельдер, 2003; Bloom, Hastings, Madaus, 1971), для диагностики децентрации - методики Пиаже (Пиаже, Инельдер, 2003; Piaget, Inhelder, 1956) и Хьюза (Hughes, 1975). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS 17.0, включала описательные статистики, Mann-Whitney U test для независимых выборок, коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (□).
Результаты. Сопоставлены уровни развития способности к децентрации (измеренной
методиками Хьюза и Пиаже), операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения у испытуемых из КНР и России. Результаты оказались очень схожи, а по некоторым показателям идентичны. Статистика показала, что испытуемые из России и Китая статистически значимо не различаются (не превосходят друг друга) по показателям сравниваемых элементов операциональной системы (Mann-WhitneyUtest, р > 0,01) (табл. 1).
Таблица 1
Статистическая значимость различий между российской и китайской выборками испытуемых по уровням развития элементов операциональной системы (N = 80; п1 = 40; п2 = 40)
Дец. Хьюз 1 Дец. Хьюз 2 Дец_Хьюз Дец. Пиаже Классифик. Сериация Сохранение
Асимпт. знч. (2-стор онняя) ,559 1,000 ,970 ,549 ,790 ,157 ,465
Примечания. Группирующая переменная: страна
Выявлено наличие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутри российской и китайской выборок (□ Спирмена; р < 0,01) (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между элементами операциональной системы у российских и китайских детей (Р Спирмена; N = 80; п1 = 40; п2 = 40)
Параметр Страна Децентр. Классиф. Сериац. Сохран.
Децентрация Россия 1,000 ,504" ,545"" ,677""
Китай 1,000 ,434" ,489" ,598"
Классификация Россия ,504" 1,000 ,420" ,323"
Китай ,434" 1,000 ,406" ,613"
Сериация Россия ,545"" ,420" 1,000 ,432""
Китай ,489"" ,406" 1,000 ,464"
Сохранение Россия ,677"" ,323" ,432"" 1,000
Китай ,598" ,613" ,464" 1,000
Примечания. ** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).
Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системы субъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системы сопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретно-операциональной между дошкольниками разных культурно-социальных условий жизни (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания операциональной системы логического мышления субъекта.
Список литературы:
1. Гринфилд П. О культуре общества и о понимании принципа сохранения количества вещества // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж.Брунера и др. М.: Педагогика, 1971. С. 272-306.
2. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / пер. с англ. М.: Когито-
Центр, 1997. 432 с.
3. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
4. Перре-Клермон А.-Н., Аркидьяконо Ф. Revisiting the Piagetian test of conservation of quantities of liquid: Argumentation within the adult-child interaction // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 25-33.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В.А.Лекторского, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
6. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка: 18-е изд. СПб.: Питер, 2003. 160 с.
7. Berry J.W., Poortinga Y.H. Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications (Second, revised edition). Cambridge: Cambridge University Press. 2002. 589 p.
8. Bloom B.S., Hastings J.T., Madaus G.F. Handbook on formative and summative evaluation of student learning. New York: McGraw-Hill, 1971. Ch. 13.
9. Dasen P.R. Concrete operational development in three cultures // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1975. Vol. 6, №. 2. P. 156-172.
10. Dasen P.R. Cross-cultural Piagetian research: A Summary // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1972. Vol. 3, № 1. P. 23-40.
11. Dasen P.R. The cross-cultural study of intelligence: Piaget and the BaoulD // International Journal of Psychology. 1984. 19. P. 407-434.
12. Dasen P.R., de Ribaupierre A. Neo-Piagetian theories: Cross-cultural and differential perspectives // International Journal of Psychology. 1987. 22. P. 793-832.
13. Hollos M. Logical operations and role-taking abilities in two culturesA Norway and Hungary // Child Development. 1975. № 46 (3). P. 638-649.
14. Hollos M., Cowan P. Social isolation and cognitive development: Logical operations and role-taking abilities in three Norwegian social settings // Child Development. 1973. №44. P. 630-641.
15. Hughes M. Children and number: Difficulties in learning mathematics. Oxford, UK, 1975.
16. Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood // Human Development. 1975. №15. P. 1-12.
17. Piaget J., Inhelder B. The child's conception of space. London: Routledge and Kegan Paul, 1956.
18. Smedslund J. Piaget's psychology in practice // Brit. J. of Educational Psychology. 1977. Vol. 47. N 1. P. 3—9.