Научная статья на тему 'Сравнительный анализ государственной инновационной политики в сша и Японии'

Сравнительный анализ государственной инновационной политики в сша и Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3390
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / США / ЯПОНИЯ / WORLD ECONOMY / INNOVATION POLICY / UNITED STATES OF AMERICA / JAPAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонова Яна Игоревна

В статье исследован мировой опыт формирования и реализации государственной инновационной политики на примере США и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE INNOVATION POLICY IN UNITED STATES OF AMERICA AND JAPAN

The article explored the world experience of forming and realization of state innovation policy: the case of United States of America and Japan.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ государственной инновационной политики в сша и Японии»

УДК 338.23

Никонова Яна Игоревна Nikonova Yana Igorevna

кандидат экономических наук, доцент, профессор Бердского филиала Новосибирского государственного технического университета [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В США И ЯПОНИИ

Candidate of Economy, associate professor, professor of Berdsk affiliate of Novosibirsk State Technical University [email protected]

COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE INNOVATION POLICY IN UNITED STATES OF AMERICA AND JAPAN

Аннотация:

В статье исследован мировой опыт формирования и реализации государственной инновационной политики на примере США и Японии.

Ключевые слова:

мировая экономика, инновационная политика, США, Япония.

The summary:

The article explored the world experience of forming and realization of state innovation policy: the case of United States of America and Japan.

Keywords:

world economy, innovation policy, United States of America, Japan.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется доминантой инновационных процессов. К основным тенденциям развития и вызовам мировой экономической системы следует отнести неуклонное увеличение вклада информации и информационных технологий в создание добавленной стоимости; рост доли нематериальных активов в структуре совокупных активов компаний; усиление глобальной конкуренции, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке; необходимость преодоления энергетических барьеров роста; усиление влияния экологических факторов на экономическое развитие государств; наконец, ожидаемая новая волна технологических изменений, связанных с использованием новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Самый мощный научный, технический и внедренческий потенциал в мире имеют США, вкладывающие в это огромные средства благодаря богатству страны. Американская модель инновационной политики отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских [1, с. 164].

Инновационная политика в сШа воплощается в концепции формирования «национальной инновационной способности». Смыслом ее является воспитание восприимчивости нации к технологическим новациям, к смене конкретных направлений научно-технического прогресса в зависимости от эффективности последних. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП [2].

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

1) Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

2) Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

3) НАСА;

4) Национальное бюро стандартов;

5) Министерство обороны;

6) Национальный центр промышленных исследований;

7) Национальная академия наук;

8) Национальная техническая академия;

9) Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % — частные фирмы и организации, 46 % — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.

Политика приоритетного инновационного финансирования, осуществляемая США, имеет форму широкого партнерства между федеральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования технологической инфраструктуры. Эта политика обеспечивает:

— в области моторостроения — развитие технологий, обеспечивающих мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии;

— в области строительства — увеличение цикла жизни объектов строительства, обеспечение безопасности окружающей среды;

— в области передовых технологий - стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг, а также продвижению их на мировые рынки;

— в области технологического реинвестирования - устранение разобщенности между военной и гражданской индустриальными базами, а также учет преимуществ, предоставляемых обороннопромышленным комплексом США, что позволяет разрушить границы между военным и гражданским секторами в целях обеспечения лучшего и более дешевого доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность;

— в области использования результатов научных исследований и разработок, проводимых правительственными лабораториями, — предоставление технологий и осуществление экспертизы проектов [3].

В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены следующие стратегические направления государственной политики Соединенных Штатов Америки в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI веке:

1) обеспечение государственного стимулирования корпоративных НИОКР на долгосрочной основе;

2) формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы;

3) создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности;

4) ориентация федеральных научных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета;

5) федеральная поддержка американских университетов и совершенствование школьного и вузовского образования.

В настоящее время США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI в.

Япония и некоторые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии вторгаются в международный технологический бизнес, взламывая устоявшийся порядок [4]. Схема вторжения весьма проста. Не обладая ни достаточным научно-техническим потенциалом и развитой сферой услуг, ни богатыми энерго-сырьевыми ресурсами, новые участники международного технологического бизнеса сконцентрировали свои ресурсы на скупке перспективных высокотехнологических нововведений на последней доры-ночной стадии. К этому времени уже хорошо известно о потенциальном рынке сбыта, о производственнотехнологических ресурсах и особенностях, необходимых для производства новации. Остается лишь организовать конечную доработку нововведения и запуск его в производство.

Японская модель так же, как и американская, предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

На протяжении ряда лет Япония является мировым лидером по доле расходов на НИОКР. Основными участниками инновационного инвестирования в стране выступают ФПГ, корпоративный сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций. Государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКр и поощрении частных компаний.

Особенно важных преимуществ Японии и некоторым другим новым индустриальным странам удается достичь, главным образом, за счет сжатия срока инженерно-конструкторских разработок, производственного освоения и качественного превосходства выпускаемой продукции, что позволяет им опережать или, по крайней мере, не отставать с выходом на новые рынки. По скорости разработок и запуска в производство японцы сильно опережают американцев и европейцев [5]. Японская автоиндустрия выходит на рынок через месяц после начала производства. США для этого требуется 4 месяца, европейцам - 2 месяца. По скорости доработки нового продукта в период его рыночной жизни новые участники международного технологического бизнеса также превосходят своих конкурентов. Японцам, например, достаточно четырех месяцев для достижения нормального уровня качества. США требуются 5 месяцев для выхода на нормальную производительность и 11 месяцев - для достижения нормального уровня качества [6].

В настоящее время инновационная политика Японии формируется и проводится в соответствии с Государственным финансовым планом по науке и технологиям, который предусматривает: увеличение государственного финансирования НИОКР с 0,7 до 1,0 % от размера ВВП; подготовку 30 нобелевских лауреатов в течение 50 лет; поддержку НИОКР в сфере здравоохранения, информационных технологий, охраны окружающей среды, нанотехнологий; увеличение поддержки молодых ученых; обеспечение повышения конкурентоспособности промышленных технологий посредством сотрудничества корпораций, правительства и академического сектора; реформирование системы образования в сфере науки и технологий.

Промышленная стратегия этой страны ориентирована на концентрацию сил и средств в нововведениях, которые бы обеспечивали максимальный уровень качества и при этом были бы недороги. В отличие от Америки, использующей в качестве главного инвестиционного источника акционерный капитал, Япония предоставляет бизнесу неограниченную возможность финансирования новых проектов по низким процентным ставкам. В стране обеспечивается высокая эффективность кредитов, так как система ценностей Японии традиционно поощряет экономию и бережливость.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль выполнения конкретных направлений научно-инновационной политики осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.

В целом Соединенные Штаты значительно выделяются как наиболее технологически и инновационно динамичная экономика. Западная Европа и Япония также показывают высокую степень инновационности, по сравнению с остальными странами, но и Европа, и Япония отстают от сШа в связях университетов и бизнеса, призванных вовлекать в хозяйственный оборот новые идеи, получая новые изделия и новые рынки, а также в энергичности, с которой рынки капитала реализуют и поддерживают продвижение новых предприятий и новых изделий.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики: монография / под общ. ред. А.Г. Ивасенко. Новосибирск, 2010.

2. Емельянов С.В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей. Инновационная стратегия правительства США в XXI веке // Менеджмент в 2002. № 3. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-3/08.shtml

3. Gibbons J.H., Wells W. Science, Technology and Government in The United States: Toward The Year 2000 // Technology in Society: An International Journal. Vol. 19. August/November. 1997. № 3-4.

4. Мотина Ю. Японская стратегия разработки и вывода на рынок новой продукции // Маркетинг. 1995. № 4. С. 110-111.

5. Денисов Ю.Д. Япония фокусирует процесс информатизации // Японский опыт для российских реформ. М., 2000. Вып. 1. С. 28-36.

6. Никонова Я.И. Указ. соч.

1. Nikonova Y.I. Innovatsionnaya politika v sisteme gosudar-stvennogo regulirovaniya ustoychivogo razvitiya natsional'noy ekonomiki: monografiya / general ed. by A.G. Ivasenko. Novosibirsk, 2010.

2. Emel'yanov S.V. SSHA: gosudarstvennaya politika stabiliziro-vaniya innovatsionnoy konkurentosposobnosti amerikanskih proizvoditeley. Innovatsionnaya strategiya pravitel'stva SSHA v XXI veke // Menedzhment v 2002. No. 3. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-3/08.shtml

3. Gibbons J.H., Wells W. Science, Technology and Government in The United States: Toward The Ear 2000 // Technology in Society: An International Journal. Vol. 19. August/November. 1997. No. 3-4.

4. Motina Y. Yaponskaya strategiya razrabotki i vyvoda na rynok novoy produktsii // Marketing. 1995. No. 4. P. 110-111.

5. Denisov Y.D. Yaponiya fokusiruet protsess informatizatsii // Yaponskiy opyt dlya rossiyskih reform. M., 2000. Issue 1. P. 28-36.

6. Nikonova Y.I. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.