УДК 338.23
Никонова Яна Игоревна Nikonova Yana Igorevna
кандидат экономических наук, доцент, профессор Бердского филиала Новосибирского государственного технического университета [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В США И ЯПОНИИ
Candidate of Economy, associate professor, professor of Berdsk affiliate of Novosibirsk State Technical University [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE INNOVATION POLICY IN UNITED STATES OF AMERICA AND JAPAN
Аннотация:
В статье исследован мировой опыт формирования и реализации государственной инновационной политики на примере США и Японии.
Ключевые слова:
мировая экономика, инновационная политика, США, Япония.
The summary:
The article explored the world experience of forming and realization of state innovation policy: the case of United States of America and Japan.
Keywords:
world economy, innovation policy, United States of America, Japan.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется доминантой инновационных процессов. К основным тенденциям развития и вызовам мировой экономической системы следует отнести неуклонное увеличение вклада информации и информационных технологий в создание добавленной стоимости; рост доли нематериальных активов в структуре совокупных активов компаний; усиление глобальной конкуренции, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке; необходимость преодоления энергетических барьеров роста; усиление влияния экологических факторов на экономическое развитие государств; наконец, ожидаемая новая волна технологических изменений, связанных с использованием новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Самый мощный научный, технический и внедренческий потенциал в мире имеют США, вкладывающие в это огромные средства благодаря богатству страны. Американская модель инновационной политики отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских [1, с. 164].
Инновационная политика в сШа воплощается в концепции формирования «национальной инновационной способности». Смыслом ее является воспитание восприимчивости нации к технологическим новациям, к смене конкретных направлений научно-технического прогресса в зависимости от эффективности последних. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП [2].
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
1) Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
2) Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
3) НАСА;
4) Национальное бюро стандартов;
5) Министерство обороны;
6) Национальный центр промышленных исследований;
7) Национальная академия наук;
8) Национальная техническая академия;
9) Американская ассоциация содействия развитию науки.
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные — из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % — частные фирмы и организации, 46 % — федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное — университеты, колледжи, неправительственные организации.
Политика приоритетного инновационного финансирования, осуществляемая США, имеет форму широкого партнерства между федеральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования технологической инфраструктуры. Эта политика обеспечивает:
— в области моторостроения — развитие технологий, обеспечивающих мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии;
— в области строительства — увеличение цикла жизни объектов строительства, обеспечение безопасности окружающей среды;
— в области передовых технологий - стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг, а также продвижению их на мировые рынки;
— в области технологического реинвестирования - устранение разобщенности между военной и гражданской индустриальными базами, а также учет преимуществ, предоставляемых обороннопромышленным комплексом США, что позволяет разрушить границы между военным и гражданским секторами в целях обеспечения лучшего и более дешевого доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность;
— в области использования результатов научных исследований и разработок, проводимых правительственными лабораториями, — предоставление технологий и осуществление экспертизы проектов [3].
В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены следующие стратегические направления государственной политики Соединенных Штатов Америки в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI веке:
1) обеспечение государственного стимулирования корпоративных НИОКР на долгосрочной основе;
2) формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы;
3) создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности;
4) ориентация федеральных научных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета;
5) федеральная поддержка американских университетов и совершенствование школьного и вузовского образования.
В настоящее время США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI в.
Япония и некоторые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии вторгаются в международный технологический бизнес, взламывая устоявшийся порядок [4]. Схема вторжения весьма проста. Не обладая ни достаточным научно-техническим потенциалом и развитой сферой услуг, ни богатыми энерго-сырьевыми ресурсами, новые участники международного технологического бизнеса сконцентрировали свои ресурсы на скупке перспективных высокотехнологических нововведений на последней доры-ночной стадии. К этому времени уже хорошо известно о потенциальном рынке сбыта, о производственнотехнологических ресурсах и особенностях, необходимых для производства новации. Остается лишь организовать конечную доработку нововведения и запуск его в производство.
Японская модель так же, как и американская, предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
На протяжении ряда лет Япония является мировым лидером по доле расходов на НИОКР. Основными участниками инновационного инвестирования в стране выступают ФПГ, корпоративный сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций. Государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКр и поощрении частных компаний.
Особенно важных преимуществ Японии и некоторым другим новым индустриальным странам удается достичь, главным образом, за счет сжатия срока инженерно-конструкторских разработок, производственного освоения и качественного превосходства выпускаемой продукции, что позволяет им опережать или, по крайней мере, не отставать с выходом на новые рынки. По скорости разработок и запуска в производство японцы сильно опережают американцев и европейцев [5]. Японская автоиндустрия выходит на рынок через месяц после начала производства. США для этого требуется 4 месяца, европейцам - 2 месяца. По скорости доработки нового продукта в период его рыночной жизни новые участники международного технологического бизнеса также превосходят своих конкурентов. Японцам, например, достаточно четырех месяцев для достижения нормального уровня качества. США требуются 5 месяцев для выхода на нормальную производительность и 11 месяцев - для достижения нормального уровня качества [6].
В настоящее время инновационная политика Японии формируется и проводится в соответствии с Государственным финансовым планом по науке и технологиям, который предусматривает: увеличение государственного финансирования НИОКР с 0,7 до 1,0 % от размера ВВП; подготовку 30 нобелевских лауреатов в течение 50 лет; поддержку НИОКР в сфере здравоохранения, информационных технологий, охраны окружающей среды, нанотехнологий; увеличение поддержки молодых ученых; обеспечение повышения конкурентоспособности промышленных технологий посредством сотрудничества корпораций, правительства и академического сектора; реформирование системы образования в сфере науки и технологий.
Промышленная стратегия этой страны ориентирована на концентрацию сил и средств в нововведениях, которые бы обеспечивали максимальный уровень качества и при этом были бы недороги. В отличие от Америки, использующей в качестве главного инвестиционного источника акционерный капитал, Япония предоставляет бизнесу неограниченную возможность финансирования новых проектов по низким процентным ставкам. В стране обеспечивается высокая эффективность кредитов, так как система ценностей Японии традиционно поощряет экономию и бережливость.
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль выполнения конкретных направлений научно-инновационной политики осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.
В целом Соединенные Штаты значительно выделяются как наиболее технологически и инновационно динамичная экономика. Западная Европа и Япония также показывают высокую степень инновационности, по сравнению с остальными странами, но и Европа, и Япония отстают от сШа в связях университетов и бизнеса, призванных вовлекать в хозяйственный оборот новые идеи, получая новые изделия и новые рынки, а также в энергичности, с которой рынки капитала реализуют и поддерживают продвижение новых предприятий и новых изделий.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики: монография / под общ. ред. А.Г. Ивасенко. Новосибирск, 2010.
2. Емельянов С.В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей. Инновационная стратегия правительства США в XXI веке // Менеджмент в 2002. № 3. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-3/08.shtml
3. Gibbons J.H., Wells W. Science, Technology and Government in The United States: Toward The Year 2000 // Technology in Society: An International Journal. Vol. 19. August/November. 1997. № 3-4.
4. Мотина Ю. Японская стратегия разработки и вывода на рынок новой продукции // Маркетинг. 1995. № 4. С. 110-111.
5. Денисов Ю.Д. Япония фокусирует процесс информатизации // Японский опыт для российских реформ. М., 2000. Вып. 1. С. 28-36.
6. Никонова Я.И. Указ. соч.
1. Nikonova Y.I. Innovatsionnaya politika v sisteme gosudar-stvennogo regulirovaniya ustoychivogo razvitiya natsional'noy ekonomiki: monografiya / general ed. by A.G. Ivasenko. Novosibirsk, 2010.
2. Emel'yanov S.V. SSHA: gosudarstvennaya politika stabiliziro-vaniya innovatsionnoy konkurentosposobnosti amerikanskih proizvoditeley. Innovatsionnaya strategiya pravitel'stva SSHA v XXI veke // Menedzhment v 2002. No. 3. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-3/08.shtml
3. Gibbons J.H., Wells W. Science, Technology and Government in The United States: Toward The Ear 2000 // Technology in Society: An International Journal. Vol. 19. August/November. 1997. No. 3-4.
4. Motina Y. Yaponskaya strategiya razrabotki i vyvoda na rynok novoy produktsii // Marketing. 1995. No. 4. P. 110-111.
5. Denisov Y.D. Yaponiya fokusiruet protsess informatizatsii // Yaponskiy opyt dlya rossiyskih reform. M., 2000. Issue 1. P. 28-36.
6. Nikonova Y.I. Op. cit.