УДК 316.4; 331.1
U
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Кармова Марьяна Ризоновна
Преподаватель кафедры иностранных языков Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
Проблемы рынка рабочей силы в странах Европейского союза, а также Российской Федерации становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры общеевропейского рынка рабочей силы. Именно этим объясняются актуальность и значимость темы данной работы.
Ключевые слова: экономическая социология, рынок труда, политика регулирования, занятость, безработица.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FORMATION OF LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT IN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION
Karmova Mariana R.
Teacher of the Department "Foreign Languages", Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Problems of the labour market in the European Union and the Russian Federation are becoming increasingly important due to globalization of world economy, the restructuring of the European labour market. This explains the relevance and importance of the subject of this work.
Keywords: economic sociology, labour market, regulation policy, employment, unemployment.
На сегодняшний день рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Следует отметить, что перед Россией, как и перед некоторыми странами ЕС, все острее встает проблема создания существенно новой политики регулирования занятости.
Основной идеей исследования является изучение формирования рынков труда и занятости стран ЕС и России в сопоставительном анализе.
Целями являются:
- рассмотрение этапов развития экономической социологии за рубежом и в России;
- изучение частных социологических теорий;
- рассмотрение политики и особенностей формирования рынка труда и занятости ЕС и РФ;
- анализ ситуации на рынке труда в ЕС и РФ;
- определение меры по стабилизации рынка труда, принимающиеся ЕС и РФ;
- исследование эффективности принятых мер.
И эти цели требуют решения ряда задач:
1) рассмотрения механизма функционирования рынка труда в России и ЕС;
2) исследования специфики функционирования отечественного и зарубежного рынка труда в сравнении с современными тенденциями;
3) рассмотрения политики регулирования занятости населения РФ и ЕС.
Объектом исследования являются рынок труда и занятость населения.
Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы рынка труда, а также механизм государственного регулирования занятости в условиях современной России и ЕС.
Первым этапом в данной статье является рассмотрение теоретического материала экономической социологии в России и за рубежом. Изучив труды Г.Г. Силласте [1, 2], абсолютно четко можно сказать, что востребованность к данной дисциплине доказана. Ее цель - исследовать социальные аспекты и последствия развития экономической сферы жизнедеятельности общества в условиях рыночных отношений, способствовать повышению результативности социального механизма экономики и принимаемых управленческих решений, а значит - улучшению условий и качества жизни населения. В России экономическая социология получила свой этап развития с середины 1990-х гг.
Обращаясь к изучению этапов развития зарубежной экономической социологии, следует отметить, что ее становление, как и отечественной экономической социологии, имеет немало различий и в истории развития, и в концептуальных подходах. Необходимо отметить, что исторически более сложившейся является западная школа экономической социологии, к опыту которой сегодня обращается и отечественная социология, не копируя, но оценивая достоинства и недостатки зарубежных социологических школ. Неоспоримым является тот факт, что «со-циологизация» экономической науки присуща всей истории развития
этой науки как в России, так и еще в большей мере в Европе и США. Соответственно, зарубежная экономическая социология имеет более солидный стаж развития и глубже интегрирована в социологическую и экономическую науки, чем в России.
Переходя к изучению термина «экономическая социология», следует подчеркнуть, что данное словосочетание начало использоваться еще в XIX в. Первой работой стала книга La sociologie economique бельгийского социолога Г. де Греефа (1886-1964), которая вышла в русском переводе в Москве под названием «Социальная экономика» [3].
Хронологически выделяются четыре основных этапа становления экономической социологии.
Первый этап называется ранним. Он берет свое начало в 1920-е гг. По определению американского социолога-экономиста Р. Сведберга, это период классической экономической социологии, что означает начальную стадию эволюции экономической социологии, характеризующуюся доминантным экономическим подходом к исследованию развития экономики и первыми попытками использования социальных оценок в анализе экономических процессов [4].
Многие социологи работали над первым этапом экономической социологии. Одним из примеров является вывод Т. Веблена о том, что «экономическая наука должна быть наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования» [5].
Второй этап именуется этапом активного становления, который приходится на 1920-1950-е гг. Если в СССР с конца 1920-х и до конца 1950-х гг. социология как наука была репрессирована и не развивалась вплоть до ее оживления в период хрущевской оттепели, то на Западе социология в эти годы, наоборот, развивалась достаточно интенсивно.
Данный этап знаменит такими учеными, как П. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Э. Мэйо, Д. Макгрегором. Бьюккен и Эр-роу считают экономического человека исходным и конечным продуктом социального развития, поведение которого регулируется и направляется эгоизмом, выгодой, «самоинтересом» [6]. Этот принцип проник, по их мнению, и в политику.
Третий этап охватывает 1950-1970-е гг. и характеризуется полной институционализацией на Западе социологии экономической жизни как самостоятельного междисциплинарного направления социологической науки.
Четвертый этап относится к 1980-1990-м гг. и определяется на Западе как этап развития новой экономической социологии (НЭС). Ее цель, по мнению Р. Сведберга и М. Грановеттера, заключается в объяс-
нении того, как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которые с наибольшей выгодой позволяют использовать ограниченные производственные ресурсы [7].
При изучении теоретического материала о социальных отношениях в области экономической жизни используется ряд частных социологических теорий, позволяющих исследовать экономическое поведение и экономическое сознание объектов и субъектов рынка в сферах труда и производства, собственности, обмена, распределения и потребления.
Основными частными теориями, относящимся к тематике данной работы, являются социология труда, социология занятости и социология безработицы.
В Кратком социологическом словаре можно найти определение термина «социология труда», что означает область социологии, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технологических и социальных условий на отношение к труду. Данная теория применяется для анализа социальных изменений и поведения в сфере производства, а также на рынке труда и занятости [8, ^ 371-372].
Проанализировав труды Г.Г. Силласте [1, 2, 9, 10], следует сделать вывод о том, что социология занятости имеет свои предмет и объект.
Предметом социологии занятости является экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда и занятости.
Объектом: а) экономически активное население, включенное в любой вид труда, но уже занимающееся поиском нового рабочего места; б) социальные организации и институты, специализирующиеся на оказании помощи в трудоустройстве.
Следует подчеркнуть, что занятость выделяют трех типов:
1) основную - профессиональная трудовая деятельность индивида по основному месту работы;
/Л \ __с с
2) вторичную - дополнительный вид трудовой деятельности индивида;
3) теневую - новый, сугубо российский социальный феномен на рынке труда и занятости, суть которого заключается в дополнительном доходе, получаемом от работодателя без уплаты налогов.
Говоря о социологии безработицы, стоит отметить масштабность и глубину социальных последствий безработицы для миллионов работающих и экономически активных людей. Сила ее влияния на сознание, поведение, социальной адаптации населения к новым условиям жизнедеятельности свидетельствует о необходимости социологического изучения безработицы как социального явления.
К безработным, согласно стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для определения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворили следующим критериям:
1) не имели работы;
2) занимались поиском работы.
Социологические исследования в области безработицы направлены на изучение ее влияния на трудовые ориентации и ценностные установки работающих и безработных, на смену моделей экономического поведения и социальную активность личности на рынке труда [1, а 322].
Учитывая масштабы и глубину общего экономического кризиса, можно сказать, что установившийся уровень открытой безработицы оказался относительно невысоким. В целом на протяжении большей части 1990-х гг. численность безработных составляла 4-9 млн чел., или 4-10 % экономически активного населения. Пик безработицы пришелся на 1998-1999 гг., когда ее уровень достиг 12-13 %, что связано, в частности, с последствиями финансового кризиса 1998 г. Затем уровень безработицы снизился и в 2002 г. составил 8 % [11].
Характерной чертой трудовых отношений в российской экономике является их неформальный или теневой характер. Действия субъектов рынка труда совершаются в обход законов и формальных контрактов либо вопреки им.
Вытеснение в трудовых отношениях резко снижает уровень гарантий для работника и не дает ему возможностей легальной защиты своих прав. Это проявляется в различных сферах:
• оплата труда (произвольное установление размера оплаты труда, зачастую не соответствующего реальному трудовому вкладу, штрафные санкции как мера дисциплинарного воздействия);
• режим работы (ненормированный рабочий день без компенсации за сверхурочные работы и работу в праздничные и выходные дни);
• условия труда (антисанитарные условия, несоблюдение норм охраны труда);
• процедуры увольнения (отсутствие предварительного уведомления и выплаты выходного пособия; незащищенность от произвольного увольнения и невозможность отстаивать свои права в судебном порядке);
• социальные гарантии (отказ в предоставлении очередного ежегодного отпуска и выплате денежной компенсации в период временной нетрудоспособности);
• пенсионное обеспечение (неофициальные заработки не учитываются при расчете пенсии) [12, а 200-229].
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости.
Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:
- содействовать снижению заработной платы;
- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры [13].
Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (схема). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Кейнс шутя говорил, что если по каким-то причинам отсутствует фронт работ, то можно закопать ассигнации и заставить искать их. Главное - занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников [14. а 59].
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие, потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Включается в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть,
что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и, соответственно, рассасывает безработицу.
Тактические меры Стратегические мероприятия
Организация государством общественных работ Государственные заказы частному сектору Снижение учетной ставки процента
Кейнсианская программа борьбы с безработицей
Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после Второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее, государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются [14, а 68].
Кроме того, процесс воспроизводства выявил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения [15].
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим
требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста [14, а 70]. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить.
Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок - основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу. Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов. Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер.
Рынок труда как социальный институт общества - это место пересечения экономических и социальных интересов и функций, соизмери-тель в трансформации социальной структуры общества. Актуальность выбранной темы определяется ролью социально-экономических институтов, к которым относится рынок труда.
«Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы», - говорится в статье 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Тем не менее, по данным ООН, в современном мире сотни миллионов людей желают трудиться и не могут найти никакой работы [16].
Особенности купли-продажи трудовых услуг как товара особого рода, специфика рынка труда, его существенные отличия от товарного рынка и рынка капитала создают объективную необходимость правового регулирования, отличного от регламентации гражданско-правовых имущественных сделок.
Ход экономического, социального и политического развития, совершенствование производительных сил, обобществление и усложнение производственного и трудового процессов, борьба работников за
свои права, углубление разделения труда, нравственное совершенствование общества привели к различному пониманию форм и видов занятости в той или иной стране [18].
После Второй мировой войны возникают условия для повсеместного формирования самостоятельной отрасли - трудового права, предметом которого стали отношения по применению наемного (зависимого) труда. Эти отношения включают индивидуальные трудовые отношения между работником и предпринимателем, опосредствующие наем и использование рабочей силы, коллективные трудовые отношения между отдельными предпринимателями (объединениями предпринимателей) и профсоюзами или другими организациями трудящихся по установлению и реализации условий труда. В сферу действия трудового законодательства вошли также отношения по государственной регламентации деятельности профсоюзов и посредничество в трудоустройстве работников.
В последние десятилетия на Западе наблюдается тенденция к расширению области применения трудового права, распространению некоторых его защитных положений на категории трудящихся, не относящихся к наемному персоналу, т. е. на так называемых автономных (независимых) работников (ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий), а также на членов производственных кооперативов, семейных предприятий, на государственных служащих. Некоторые положения трудового права стали распространяться на полицейских и военнослужащих. В трудовом праве появилось понятие «лица, подобные наемным работникам». Надо отметить, что в последние годы трудовое законодательство России также стало распространяться на военнослужащих и работников МВД РФ.
Российская модель рынка труда находится в стадии становления. Формирование российского рынка труда сдерживается такими причинами:
- затяжной характер спада производства, вызванный кризисом экономической и политической систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных связей, непродуманными широкомасштабными разгосударствлением и приватизацией;
- большой удельный вес скрытой безработицы;
- малоэффективная конверсия оборонных производств;
- произвольное сокращение воинского контингента в условиях отсутствия оборонной доктрины и затягивания военной реформы;
- слабоконтролируемая миграция населения между бывшими союзными республиками и из горячих точек бывшего СССР;
- несовершенство законодательной базы;
- наличие административных и рыночных методов регулирования занятости;
- несбалансированность интересов всех субъектов рынка труда;
- значительная доля занятых в неформальной (теневой) экономике.
А.А. Никифорова полагает, что разнообразие моделей рынков
труда сводится к двум основным типам: внешнему, или профессиональному, рынку труда и внутреннему рынку труда [17, c. 11-23].
Слагаемыми того или иного типа рынка труда являются системы профессиональной подготовки кадров, методы повышения профессионально-квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования на основе коллективного договора.
Таким образом, функционирование разных моделей рынка труда приводит к разным результатам в сфере занятости.
В целом внешний рынок труда в большей степени чреват безработицей, чем внутренний, поскольку при сокращении производства на внутреннем рынке труда рабочих либо перемещают на другие рабочие места, либо сокращают продолжительность рабочего времени, сохраняя кадры на предприятиях. При необходимости администрация компаний обеспечивает этим работникам профессиональную переподготовку и выплачивает им полную заработную плату.
Для возникновения и функционирования рынка труда любой страны необходимы определенные компоненты, минимальная совокупность и взаимосвязь которых дают возможность судить о структуре рынка. Можно выделить следующие основные элементы, составляющие структуру рынка труда:
- субъекты рынка труда (наемные работники и работодатели и их объединения);
- безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
- экономические программы, концепции, решения и юридические нормы;
- рыночный механизм (спрос и предложение, цена рабочей силы, конкуренция);
- рыночная инфраструктура (центры и управления занятости, профессиональная подготовка и переподготовка и т. д.).
В основе регулирования рынка труда в России должна лежать концепция, выступающая частью концепции социально-экономического развития страны, задавая ориентиры политики государства на долгосрочную перспективу. Построение данной концепции необходимо осуществлять исходя из следующих важнейших принципов
политики государства на рынке труда: учета цикличности социально-экономической динамики; социальной ответственности государства; преобладания активных мер на рынке труда; демографического приоритета; взаимосвязи мер по регулированию рынка труда с мерами экономической и социальной политики государства; параллельного решения краткосрочных и долгосрочных задач развития рынка труда.
Для оценки социально-экономических издержек кризиса на рынке труда разработана методика, основанная на учете доходов. К таким издержкам можно отнести потери трудового дохода наемных работников, уволенных по инициативе администрации в связи с сокращением штата или ликвидацией организации; потери трудового дохода наемных работников вследствие их неполной занятости по инициативе администрации; сокращение номинального размера заработной платы наемных работников вследствие ухудшения финансово-экономического состояния предприятий; сокращение реального размера заработной платы наемных работников из-за ее несвоевременной выплаты.
Литература
1. Силласте Г.Г. Экономическая социология : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 480 с.
2. Социальная карта как инструмент повышения конкурентоспособности банка на рынке финансовых услуг / под общ. ред. Г.Г. Силласте. М., 2007. 158 с.
3. Грееф Гильом де. Социальная экономия. Предмет, метод, история. Изд. 2-е. М., 2013. 170 с.
4. Сведберг Р. Новая экономическая социология: что сделано и что впереди? [Электронный ресурс]. URL: http:// www.old.jourssa.ru/2002/2/2aSvedberg.pdf (дата обращения: 24.09.2015).
5. Подход Т. Веблена [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy-web.org/ ?p=528 (дата обращения: 24.09.2015).
6. Бьюккен и Эрроу [Электронный ресурс]. URL: http://sociologs.ru/ekzamen/ isto-riya_es_za_rubezhom.html (дата обращения: 24.09.2015).
7. Интервью. Марк Грановеттер (перевод М.С. Добряковой); Ричард Сведберг (перевод М.С. Добряковой) [Электронный ресурс] // Экономическая социология : электр. журн. 2002. Т. 3, № 1. С. 5-11, 12-19. URL:
References
1. Sillaste G.G. Ekonomicheskaya sot-siologiya : ucheb. Posobie. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2013. 480 s.
2. Sotsial'naya karta kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti banka na rynke finansovykh uslug / pod obshch. red. G.G. Sillaste. M., 2007. 158 s.
3. Greef Gil'om de. Sotsial'naya eko-nomiya. Predmet, metod, istoriya. Izd. 2-e. M., 2013. 170 s.
4. Svedberg R Novaya ekonomi-cheskaya sotsiologiya: chto sdelano i chto vperedi? URL: http:// www.old.jourssa.ru/ 2002/2/2aSvedberg.pdf (data obrashche-niya: 24.09.2015).
5. Podkhod T. Veblena. URL: http://www.economy-web.org/?p=528 (data obrashcheniya: 24.09.2015).
6. B'yukken i Errou. URL: http://sociologs.ru/ekzamen/istoriya_es_za_ rubezhom.html (data obrashcheniya: 24.09.2015).
7. Interv'yu. Mark Granovetter (pere-vod M.S. Dobryakovoy); Richard Svedberg (perevod M.S. Dobryakovoy) // Ekonomicheskaya sotsiologiya : elektr. zhurn. 2002. T. 3, № 1. S. 5-11, 12-19. URL:
https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/120820503 3/ecsoc_t3_n1.pdf (дата обращения: 24.09.2015).
8. Краткий социологический словарь. М., 1989. 480 с.
9. Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов : учеб. пособие. Изд. 2-е. Ч. 1, 2. М., 1999.
10. Силласте Г.Г. Эконоцид - социальное последствие мирового финансового кризиса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 2 (102). С. 132-142.
11. Тимофеев Г.А. Социально-экономические реформы 1985-1991 гг. в СССР: предпосылки, динамика, результаты. Чебоксары, 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://superinf.ru/view_helpstud. php?id=441 (дата обращения: 07.09.2015).
12. Журавлева Г.П. Экономика : учебник. М., 2001. 574 с.
13. Блауг М. Теория благосостояния Пи-гу // Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 551-553.
14. Видяпин В.И. Бакалавр экономики // Хрестоматия : в 3 т. Т. 2 / под общ. ред.
B.И. Видяпина. М., 1999. 1056 с.
15. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2000. 520 с.
16. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12080 5 (дата обращения: 24.09.2015).
17. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991. 184 с.
18. Воденко К.В. Институциональные аспекты взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и развитие системы современного высшего образования в России // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2.
C. 66-77.
https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/ 1208205033/ecsoc_t3_n1.pdf (data obrash-cheniya: 24.09.2015).
8. Kratkiy sotsiologicheskiy slovar'. M., 1989. 480 s.
9. Sillaste G.G. Metodika i tekhnika sotsiologicheskikh issledovaniy v sfere eko-nomiki i finansov : ucheb. posobie. Izd. 2-e. Ch.1, 2. M., 1999.
10. Sillaste G.G. Ekonotsid - sotsial'noe posledstvie mirovogo finansovogo krizisa // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2011. № 2 (102). S. 132-142.
11. Timofeev G.A. Sotsial'no-ekonomicheskie reformy 1985-1991 gg. v SSSR: predposylki, dinamika, rezul'taty. Cheboksary, 2007. URL: http://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=441 (data obrash-cheniya: 07.09.2015).
12. Zhuravleva G.P. Ekonomika : uchebnik. M., 2001. 574 s.
13. Bläug M. Teoriya blagosostoyaniya Pigu // Ekonomicheskaya mysl' v retrospektive. M., 1994. S. 551-553.
14. Vidyapin V.I. Bakalavr ekonomiki // Khrestomatiya : v 3 t. T. 2 / pod obshch. red. V.I. Vidyapina. M., 1999. 1056 s.
15. Nosova S.S. Ekonomicheskaya teo-riya. M., 2000. 520 s.
16. Vseobshchaya deklaratsiya prav che-loveka (prinyata General'noy Assambleey OON 10.12.1948) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. URL: http://www. consul-
tant.ru/document/cons_doc_LAW_120805 (data obrashcheniya: 24.09.2015).
17. Nikiforova A.A. Rynok truda: zanya-tost' i bezrabotitsa. M., 1991. 184 s.
18. Vodenko K.V. Institucional'nye as-pekti vzaimodejstviya sub'ektov social'no-trudovykh otnoshenii i razvitie sistemy so-vremennogo vysshego obrazovaniya v Ros-sii // Gumanitarii Yuga Rossii. 2016. № 2. S. 66-77.