УДК 796.015.132:378.146 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-4-54-61
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Е.И. Шеенко, Е.Г. Мусатова, Е.Н. Чудоякова, А.А. Таравинина
Представлен анализ антропометрических показателей физического развития студентов-юношей первых курсов разных профилей подготовки в вузах Алтайского края. На основе результатов соматометрических, соматоскопических и физиометрических показателей физического развития проведен сравнительный анализ студентов с целью коррекции программ профессиональной физической подготовки с учетом особенностей предстоящей трудовой деятельности.
Ключевые слова: студенты вуза, физическое воспитание, физическое развитие, антропометрические показатели, физиометрия, соматометрия, соматоскопия.
COMPARA TIVE ANAL YSIS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF DIVERSE UNIVERSITIES OF THE ALTAI TERRITORY
Sheenko E.I., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Barnaul, Russia, Altai State Pedagogical University,
Musatova E.G., senior lecturer, musatova [email protected], Russia, Barnaul, Polzu-nov Altai State Technical University, Chudoyakova E.N., senior lecturer, fitdrive@ mail.ru, Russia, Barnaul, Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Taravinina A.A., student, [email protected], Barnaul, Russia, Altai State Pedagogical University
An analysis of anthropometric indicators of the physical development of first-year male students of different training profiles in universities of the Altai Territory is presented. Based on the results of somatometric, somato-scopic and physiometric indicators of physical development, a comparative analysis of students was carried out in order to correct professional physical training programs taking into account the characteristics of their upcoming work activity.
Key words: university students, physical education, physical development, anthropometric indicators, physiometry, somatometry, somatoscopy.
Шеенко Евгений Иванович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Мусатова Елена Геннадьевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,
Чудоякова Елена Николаевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Таравинина Анастасия Алексеевна, студент, [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
Современное «состояние экономики, экологической обстановки, социально-экономических условий жизни, в том числе и системы здравоохранения» [1, c. 42] оказывают самое непосредственное влияние на здоровье населения, и вполне очевидно, что не всегда это влияние оказывается положительным. Учитывая негативное влияние далеко не всех перечисленных факторов на жизнедеятельность человека, сохранение здоровья является важнейшим приоритетом и находится в центре внимания как всего общества, так и отдельно взятого гражданина в частности.
В вопросах укрепления и дальнейшего сохранения здоровья нельзя обойти один из самых многочисленных сегментов нашего общества - учащуюся молодежь.
Необходимость особого внимания здоровью учащейся молодежи объясняется тем, что студенты представляют собой, по мнению Е.В. Гриб, Е.С. Поповой (2018), «группу повышенного риска» [2, с. 552]. Вполне очевидно, что послешкольное обучение накладывает серьезный отпечаток на здоровье обучающихся «выросшими требованиями к интеллектуальным и адаптационным способностям человека, требующими значительных нервно-психических напряжений, доходящих до максимальных в период экзаменационных сессий» [3, с. 38]. Все это без соответствующего внимания укреплению психического и физического здоровья студентов, в конечном счете, «скажется на качестве выполнения ими предстоящих профес -сиональных задач» [4, с. 275].
Говоря о здоровье как о «сложной собирательной категории, представляющей собой совокупность многих признаков» [5, с. 4], важно понимать, что важнейшими его параметрами, или «индикаторами, обусловливающими воздействие факторов внешней среды и внутреннего состояния организма человека» [6, с. 169], являются показатели физического развития.
Анализ трудов по вопросам состояния здоровья студенческой молодежи (А.А. Губернаторов, Д.В. Губа (2015), С.М. Базарбаева, А.С. Дин-мухамедова, А.В. Лебедев, Р.И. Айзман (2017), С.Г. Дзержинский, И.В. Прохорова, Г.А. Дзержинский (2022), И.А. Маюрова, Н.С. Бутыч, В.А. Малокостов (2022), Н.А. Воробьева, Т.В. Никольская (2023) и др.) позволяет судить о тенденции к ухудшению показателей физического развития у обучающихся практически всех регионов нашей страны.
В сложившейся ситуации, учитывая характеристику физического развития, важно понимать необходимость определения его исходного уровня у обучающихся еще на начальном этапе их обучения в вузе, что даст возможность «качественного планирования физических нагрузок, не допуская ухудшения имеющегося состояния здоровья и снижения достиг -нутого уровня физических качеств» [7, с. 158]. Ко всему прочему, знание характера и особенностей физического развития студентов позволяет не только выстраивать стратегию физкультурных занятий в вузе с учетом требований предстоящей профессиональной деятельности, но и «формиро -вать у них потребности в самостоятельной физкультурной активности» [8, с. 274].
Цель исследования заключается в оценке и последующем сравнительном анализе некоторых показателей физического развития студентов первого курса трех вузов Алтайского края, разных по профилю направлений профессиональной подготовки обучающихся.
Задачи исследования:
- оценить уровень физического развития юношей - студентов первого курса ряда вузов Алтайского края;
- провести сравнительный анализ физического развития студентов первого курса трех разнопрофильных вузов г. Барнаула Алтайского края.
Методика и организация исследования. В исследовании были задействованы юноши - студенты трех разнопрофильных вузов г. Барнаула Алтайского края (n=390), из них: 76 студентов Алтайского государственного педагогического университета (физико-математические и исторические специальности), 178 студентов Алтайского государствен -ного технического университета им. И.И. Ползунова (инженерные специальности: электрификация и строительство) и 136 студентов Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (юридические и экономические специальности). Средний возраст юношей на начало исследования составлял 17,9±0,3 года.
Основная часть исследования осуществлялась на основе изучения показателей медицинского осмотра студентов, проводимого в медицинских поликлиниках, закрепленных за конкретными вузами. Другая часть показателей физического развития изучалась сотрудниками кафедр физи -ческого воспитания (физической культуры и спорта) при непосредственном участии медицинских работников вузов.
Оценка уровня физического развития студентов осуществлялась на основе показателей соматометрии, физиометрии и соматоскопии. Так, в качестве соматометрических показателей были использованы: рост стоя, ширина плеч, окружность грудной клетки (на вдохе, на выдохе и в покое), окружности плеча, предплечья, бедра, голени и талии, а также масса тела, в качестве физиометрических и соматоскопических показателей: процентное соотношение жировой массы тела (% подкожного и висцерального жира), мышечная сила (сгибателей кисти, разгибателей туловища), жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений, а также артериальное давление.
Результаты исследования и их обсуждение. Данные соматомет-рического и антропометрического исследований студентов трех разнопрофильных вузов Алтайского края представлены в табл. 1.
Видно, что соматометрические показатели студентов технического вуза достоверно выше, чем у студентов - будущих педагогов (р<0,05). Сравнение соматометрических показателей студентов АлтГПУ и АФ РАНХиГС показало однородность таких показателей, как ОГК (в покое, на вдохе и на выдохе), окружности шеи, талии и голени, роста (р>0,05). Однако по показателям окружности плеча и бедра, ширины плеч и массы тела студенты экономических и юридических специальностей АФ РАН -ХиГС достоверно превосходят студентов педагогического вуза (р<0,05).
Таблица 1
Соматометрические и антропометрические показатели физического развития студентов-первокурсников
Вуз Хар. ОГК, см Окружности, см Ширина плеч, см S о н" о о Рн U И <D Н аЗ О S
в покое на вдохе на выдохе иэш к к ч ей н плеча пианол бедра
АлтГПУ Х1 91,8 97,7 90,2 35,6 75,0 32,3 36,1 53,8 37,8 179,4 70,6
± m 6,6 6,7 7,1 1,7 6,8 3,3 3,6 5,3 3,1 6,2 12,1
АФ РАНХиГС Х2 92,2 97,9 89,8 35,9 75,6 33,2 36,4 54,8 38,6 180,5 72,5
± m 6,1 6,1 6,8 2,2 5,2 3,4 3,7 5,2 2,7 6,1 11,8
АлтГТУ Хз 93,8 99,1 88,7 36,7 76,2 34,2 38,1 55,7 39,5 181,3 74,7
± m 7,1 7,3 8,3 2,6 6,7 3,3 3,7 6,3 2,2 5,1 9,4
Р (Х1-Х2) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
Р (Х2-Х3) <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
Р (Х1-Х3) <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Примечание: АлтГПУ - Алтайский государственный педагогический университет,
АФ РАНХиГС - Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, АлтГТУ - Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, ОГК - окружность грудной клетки.
Сравнительный анализ результатов соматометрии показал, что показатели ОГК (в покое, на вдохе и на выдохе), окружностей плеча, голени и бедра, а также ширины плеч и массы тела у студентов АлтГТУ им. И.И. Ползунова - будущих инженеров достоверно выше, чем у студентов АФ РАНХиГС (р<0,05). По остальным показателям достоверных межгруппо -вых различий не обнаружено.
Анализ межгрупповых различий у студентов трех вузов по сомато-скопическим показателям позволяет судить о хорошем физическом развитии студентов технического вуза по отношению к студентам педагогических, юридических и экономических специальностей. Будущих инженеров отличает широкоплечесть, хорошо развитая грудная клетка, более развитая мускулатура верхних и нижних конечностей. Учитывая эти данные можно сделать предположение о том, что физически развитые студенты выбирают специальности, профессиональная особенность которых во многом сопряжена с высокой физической активностью. Для будущей профессиональной деятельности студентов двух других вузов в большей степени характерна умственная деятельность, в то время как двигательная активность не особо востребована.
Показатели физиометрии юношей-первокурсников с учетом выбранного ими направления профессиональной деятельности представляли не меньший интерес для исследования (табл. 2).
Таблица 2
Физиометрические показатели физического развития студентов-первокурсников
Вуз Хар. 3 ч° о & Ъй S 5* С Висцеральный жир, % Становая динамометрия, кг Динамометрия кистевая, кг ЖЕЛ, мл ЧСС, уд/мин АД, мм рт.ст.
сист. диаст.
АлтГПУ Xi 17,2 3,2 123,1 42,4 3690 73,0 126,7 70,9
± m 6,8 2,1 38,2 5,3 648 7,8 11,3 8,8
АФ РАНХиГС Х2 17,1 3,6 124,8 43,0 3710 72,4 125,6 74,0
± m 6,2 2,2 37,7 5,7 620 7,5 10,9 9,2
АлтГТУ Х3 15,3 3,2 141,0 46,3 4050 68,6 122,8 77,4
± m 3,6 1,2 40,2 4,7 525 7,3 8,6 8,1
Р (Х1-Х2) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
Р (Х2-Х3) >0,05 >0,05 <0,01 <0,05 <0,01 <0,05 <0,05 <0,05
Р (Х1-Х3) <0,05 >0,05 <0,01 <0,01 <0,01 <0,05 <0,05 <0,05
Примечание: АлтГПУ - Алтайский государственный педагогический университет,
АФ РАНХиГС - Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, АлтГТУ - Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, ЖЕЛ - жизненная емкость легких, ЧСС - частота сердечных сокращений, АД - артериальное давление.
Анализ физиометрических показателей юношей-первокурсников трех вузов выявил достоверное отличие студентов - будущих инженеров от студентов других специальностей по всем исследуемым показателям за исключением показателя висцерального жирового компонента (р>0,05).
Следует отметить, что преобладание показателей у студентов технических специальностей над показателями студентов педагогических, юридических и экономических специальностей в силовых показателях существенно. Так, межгрупповые отличия в результатах становой и кистевой динамометрии между студентами АлтГТУ им. И.И. Ползунова и студентами двух других вузов имеют самую высокую степень достоверности (р<0,01). Преимущество будущих инженеров в результатах становой динамометрии над студентами других вузов в среднем составляет 16-17 кг, а в силе сгибателей кисти - 3,3-3,9 кг.
Высокая степень достоверных отличий также выявлена в межгрупповых показателях ЖЕЛ. Так, преимущество будущих инженеров над сту -дентами двух других вузов в среднем составило 340-360 мл (р<0,01).
Обратим внимание, что в таких жизненно важных показателях, характеризующих физическое развитие и здоровье в целом, как ЧСС, АД сист. и АД диаст., у студентов технического вуза также выявлен достовер -ный уровень различия в результатах двух других групп студентов. Необходимо добавить, что в группе обследуемых студентов технического вуза (n=178) не выявлено ни одного студента с гипертонией или гипотонией, чего нельзя сказать о студентах АлтГПУ и АФ РАНХиГС. Так, в группе будущих педагогов с гипертонией и гипотонией выявлено 2,63 и 3,94 % соответственно, а в группе будущих юристов и экономистов - 2,94 и 3,67 % соответственно.
В физиометрических и соматоскопических показателях студентов педагогического вуза и будущих юристов и экономистов существенных межгрупповых отличий не наблюдается, за исключением показателя АД сист.
Подводя итог изучению и последующему сравнительному анализу физического развития студентов трех разнопрофильных вузов, отметим, что средние значения соматометрических показателей трех обследуемых групп обучающихся в большинстве случаев соответствуют нормостеническому типу телосложения. В показателях окружности грудной клетки в покое, роста стоя и массы тела значения незначительно превышают средние статистические нормы для данной возрастной группы населения в разных регионах страны (С.Г. Вьюшин, А.Д. Викулов (2014), Т.Н. Светличная, В.Л. Грицинская, К.А. Евдокимова (2018), А.А. Шестера с соавт. (2019) и др.).
Средние результаты физиометрических и соматоскопических исследований в группах студентов педагогического вуза и АФ РАНХиГС также свидетельствуют об их нормостеническом физическом развитии, а вот в группе студентов технических специальностей показателям становой и кистевой динамометрии характерен уровень развития выше среднего.
Заключение. Полученные результаты антропометрических исследований позволяют с высокой долей уверенности говорить о более высоком уровне физического развития у студентов инженерных специальностей, по сравнению со студентами педагогических, юридических и экономических специальностей. Анализ результатов физического развития студентов разных по профилю подготовки вузов позволяет определить необходимую траекторию «специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования» [9, с. 98] в образовательной организации в соответствие со спецификой предстоящей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что, несмотря на преимущество по многим антропометрическим показателям одной группы студентов над другими, вопрос сохранения и повышения уровня физического развития остается открытым и требующим совместной деятельности специалистов кафедр физической культуры и спорта и поликлиник, закрепленных за вузом. Своевременный систематический мониторинг показателей физического развития, как важнейших индикаторов физического здоровья, позволит вывести физическое воспитание в вузах на новый качественный уровень, в том числе и способствовать разработке и дальнейшему совершенствова -нию программ профессиональной физической подготовки студентов с уче -том особенностей предстоящей трудовой деятельности.
Список литературы
1. Пепеляева А.В., Лепихина Т.Л. Роль государства в ограничении институциональных ловушек в системе здоровьесбережения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С. 42-52.
2. Гриб Е.В., Попова Е.С. Сравнительный анализ заболеваемости студентов-первокурсников специального учебного отделения медицинского университета в 2013 и 2017 годах // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 522-526.
3. Жерноклеев А.М., Матвеева Н.А. Особенности физического развития студентов нижегородских вузов // Медицина. Социология. Филосо -фия. Прикладные исследования. 2019. № 2. С. 38-39.
4. Маюрова И.А., Бутыч Н.С., Малокостов В.А. Анализ физического состояния студентов первого курса нефизкультурных направлений подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5(207). С. 274-277.
5. Щербук Ю.А., Блатова Е.М. К вопросу о понятиях «Здоровье» и «Образ жизни» // Педиатр. 2010. № 1. С. 3-5.
6. Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Ахмадуллина Х.М. Характе -ристика показателей физического развития студентов вузов г. Уфы // Гигиена и санитария. 2020. № 2. С. 169-175.
7. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Показатели физического развития и физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 157-160.
8. Толистинов Б.Г. Влияние модели формирования потребности в самостоятельной физкультурной активности на аэробную выносливость студентов специальных медицинских групп // Актуальные вопросы физи -ческой культуры и спорта: сб. материалов XXV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Ю.Т. Ревякина / отв. ред. А.Н. Вакурин. Томск: Изд-во ТГПУ, 2023. С. 273-276.
9. Копылов С.А., Лапин П.А., Елисеев Д.В. Требования к физиче -ской подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда // Наука-2020. 2019. № 2(27). С. 97-103.
References
1. Pepelyaeva A.V., Lepihina T.L. Rol' gosudarstva v ogranichenii institucional'nyh lovushek v sisteme zdorov'esberezheniya [The role of the state in limiting institutional traps in the health care system] // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and safety]. 2014. No. 6. P. 42-52.
2. Grib E.V., Popova E.S. Sravnitel'nyj analiz zabolevaemosti studentov-pervokurs-nikov special'nogo uchebnogo otdeleniya medicinskogo universiteta v 2013 i 2017 godah [Comparative analysis of the incidence of first-year students of a special educational department of a medical university in 2013 and 2017] // Problems of development of physical culture and sports in the new millennium: collection. materials VII Int. scientific-practical conf. Ekaterinburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University, 2018. P. 522526.
3. Zhernokleev A.M., Matveeva N.A. Osobennosti fizicheskogo razvitiya studentov nizhegorodskih vuzov [Features of physical development of students of Nizhny Novgorod universities] // Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya [Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research]. 2019. No. 2. P. 38-39.
4. Mayurova I.A., Butych N.S., Malokostov V.A. Analiz fizicheskogo sostoyaniya studentov pervogo kursa nefizkul'turnyh napravlenij podgotovki [Analysis of the physical state of first-year students in non-physical education areas] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 5(207). P. 274-277.
5. Shcherbuk Yu.A., Blatova E.M. K voprosu o ponyatiyah «Zdorov'e» i «Obraz zhizni» [On the issue of the concepts of “Health” and “Lifestyle”] // Pediatr [Pediatrician]. 2010. No. 1. P. 3-5.
6. Ahmadullin U.Z., Gorbatkova E.Yu., Ahmadullina H.M. Harakteristika pokazate-lej fizicheskogo razvitiya studentov vuzov g. Ufy [Characteristics of indicators of physical development of university students in Ufa] // Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2020. No. 2. P. 169-175.
7. Dyukina L.A., Ignat'ev S.V. Pokazateli fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj pod-gotovlennosti studentov [Indicators of physical development and physical preparedness of students] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. No. 63-2. P. 157-160.
8. Tolistinov B.G. Vliyanie modeli formirovaniya potrebnosti v samostoyatel'noj fiz-kul'turnoj aktivnosti na aerobnuyu vynoslivost' studentov special'nyh medicinskih grupp [The influence of the model of the formation of the need for independent physical culture activity on the aerobic endurance of students of special medical groups] // Current issues of physical culture and sport: collection. materials XXV All-Russian. scientific-practical conf., dedicated in memory of prof. Yu.T. Revyakina / rep. ed. A.N. Vakurin. Tomsk: TSPU Publishing House, 2023. P. 273-276.
9. Kopylov S.A., Lapin P.A., Eliseev D.V. Trebovaniya k fizicheskoj podgotovlen-nosti trudyashchihsya v razlichnyh sferah sovremennogo professional'nogo truda [Requirements for the physical fitness of workers in various spheres of modern professional work] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 2(27). P. 97-103.