Закон и право. 2024. № 12. С. 124-128. Law and legislation. 2024;(12):124-128.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-124-128 EDN: https://elibrary.ru/CNGRXG
NIION: 1997-0063-12/24-615 MOSURED: 77/27-001-2024-12-815
Сравнительный анализ финансово-правового регулирования виртуальных и цифровых валют в ОАЭ и Российской Федерации
Григорий Эдуардович Хусаинов
Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье сравнивается актуальный опыт правового регулирования обращения бездокументарных денежных средств. В качестве объекта сравнения были выбраны Объединенные Арабские Эмираты и Российская Федерации. Автором исследуются две модели определения правового режима виртуальных и цифровых валют. По итогам исследования сделан вывод о преимуществах и недостатках правового регулирования виртуальных и цифровых валют в ОАЭ и Российской Федерации. Сделанные по итогам исследования выводы представляют научный и практический интерес.
Ключевые слова: Объединенные Арабские Эмираты, Российская Федерация, правовое регулирование, инвестиционное право, финансовое право, финансово-правовая культура, блокчейн, виртуальная валюта, цифровая валюта.
Для цитирования: Хусаинов Г.Э. Сравнительный анализ финансово-правового регулирования виртуальных и цифровых валют в ОАЭ и Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 12. С. 124—128. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-124-128 ЕБЫ: https://elibrary.ru/CNGRXG
Original article
Comparative analysis of financial and legal regulation of virtual and digital currencies in the UAE and the Russian Federation
Grigory E. Khusainov
Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article compares the current experience of legal regulation of the circulation of book-entry money. The United Arab Emirates and the Russian Federation were chosen as the object of comparison. The author studies two models for determining the legal regime of virtual and digital currencies. The study concludes on the advantages and disadvantages of the legal regulation of virtual and digital currencies in the UAE and the Russian Federation. The conclusions of the study are of scientific and practical interest.
Keywords: United Arab Emirates, Russian Federation, legal regulation, investment law, financial law, financial and legal culture, blockchain, virtual currency, digital currency.
For citation: Khusainov G.E. Comparative analysis of financial and legal regulation of virtual and digital currencies in the UAE and the Russian Federation // Law and legislation. 2024; (12): 124—128. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-124-128 EDN: https://elibrary.ru/CNGRXG
© Хусаинов Г.Э. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
Введение
В последние годы виртуальные и цифровые валюты стали все более популярными среди пользователей по всему миру. Они представляют собой новую форму платежных средств, которые основаны на использовании технологий блокчейн. В данной статье будут рассмотрены финансово-правовые основы регулирования виртуальных и цифровых валют в ОАЭ и РФ.
Методология
Сравнительно-правовые методы исследования известны юриспруденции давно. Их использование в научной и практической работе позволяет существенно расширить и обогатить полученные в результате выводы. Как правило, они применяются вместе с общенаучными методами, дополняя их. Важность сравнительного правоведения кратно увеличивается, если исследование затрагивает несколько национальных систем права (в настоящей работе — две). Именно этими обстоятельствами мы обусловили подходы и выбор наиболее подходящих и применимых методов научного исследования по такой новой теме, как виртуальные валюты.
Цели финансово-правового регулирования виртуальных валют
Правовое регулирование вопросов и операций, связанных с виртуальными и цифровыми валютами, продиктовано природой происхождения технологии блокчейн, которая является фундаментом и базисом функционирования виртуальных валют. Методы финансово-правового регулирования в мировой практике различаются исходя из той правовой системы, в которой происходит оборот и сделки, связанные с виртуальными и цифровыми валютами. Можно выделить следующие цели финансово-правового регулирования виртуальных валют:
1. Защита инвесторов. Виртуальные валюты приобрели популярность в качестве инвестиционных активов. Регулирующий надзор помогает защитить инвесторов от мошенничества и манипулирования рынком.
2. Развитие финансово-правовой культуры. Нормативные акты обеспечивают соблюдение практики борьбы с отмыванием денег (AML) и практики «Знай своего клиента» (KYC), гарантируя, что виртуальные и цифровые валюты не будут использоваться для незаконной деятельности.
3. Развитие инноваций. Разумное регулирование может способствовать инновациям, обес-
печивая четкую правовую основу для работы бизнеса, связанного с блокчейном и криптова-лютами.
Объединенные Арабские Эмираты
Примером финансово-правового регулирования исходя из принципов англо-саксонской и шариатской (мусульманской) систем права может являться такая страна, как Объединенные Арабские Эмираты.
ОАЭ стала одним из первых государств, в которых сложилось благоприятное отношение к виртуальным и цифровым валютам. В апреле 2017 г. вышел закон о международных платежах, который включает регулирование виртуальных валют. В соответствии с этим законом цифровые валюты не являются законным платежным средством, но они могут быть приняты в качестве ценности при условии соблюдения определенных требований. Биржи виртуальных валют и эмитенты долговых обязательств должны иметь специальную лицензию от центрального банка ОАЭ.
Доля ОАЭ на мировом рынке криптовалют увеличилась на 500% в период с июля 2020 г. по июнь 2021 г. и в настоящее время составляет более 25 млрд долл. США по объему транзакций.
По данным Chainalanysis на октябрь 2021 г., страна является одним из самых быстрорастущих рынков криптовалют в мире, на который приходится 7% мировых объемов торговли. По данным CNBC от 26 апреля 2022 г.
Базис правового регулирования ОАЭ относится к системе гражданского права, основанной на законах шариата (исламского права). Хотя каждый из семи Эмиратов, входящих в состав ОАЭ, инициировал свои собственные правила на особых экономических территориях, где не действует федеральное законодательство, финансовые рынки и рынки капитала в целом управляются Центральным банком ОАЭ (CBUAE) и Управлением по ценным бумагам и сырьевым товарам (CBUAE).
Исключением являются две свободные финансовые зоны: Международный финансовый центр Дубая (DIFC), где регулирующим органом является Управление по финансовым услугам Дубая (DFSA), и Глобальный рынок Абу-Даби (ADGM), где регулирующим органом является Управление по регулированию финансовых услуг (FSRA) и Управление по ценным бумагам и сырьевым товарам (SCA).
1 ноября 2020 г. SCA опубликовало долгожданное постановление о криптоактивах.
LAW & LEGISLATION • 12-2024
Решение SCA № 23 от 2020 г. относительно криптовалютных активов регулирует предложение, выпуск, листинг и торговлю криптовалют-ными активами на территории ОАЭ, включая первичное предложение монет, биржи и торговые площадки, краудфандинговые платформы, кастодиальные услуги и сопутствующие финансовые услуги, основанные на криптоактивах или использующие их.
3 мая 2022 г. Управление по регулированию виртуальных активов Дубая (VARA) объявило о создании центра MetavHQ в «Песочнице» (SAND), так называемой метавселенной, построенной на блокчейне Ethereum.
VARA — первый в мире регулятор, дебютировавший в метавселенной, особенно в связи с тем, что рынок виртуальных валют находится в постоянном, непрерывном развитии и глобальное финансово-правовое регулирование пока на первичной стадии формирования.
Точным индикатором развития сферы виртуальных валют в финансовом мире является прямой интерес институциональных инвесторов. Например, Goldman Sachs и Barclay, согласно отчету Financial Times от 15 мая 2022 г., вложили 500 млн долл. США в торговую платформу британского хедж-фонда, миллиардера Алана Ховардса. Обьем вовлеченности институциона-лов диктует тенденции дальнейшего контроля и надзора в сфере виртуальных и цифровых валют.
Помимо федерального законодательства есть ряд нормативно-правовых актов Эмиратов, регулирующих вопросы, связанные с виртуальными и цифровыми активами. На примере Эмирата Дубаи рассмотрим Закон о виртуальных активах (Virtual Asset Law).
Цель этого закона — укрепить позицию Дубая и Объединенных Арабских Эмиратов как ключевого глобального игрока в проектировании будущего виртуальных активов.
Применимость. Закон о виртуальных активах применяется к предоставлению услуг, связанных с виртуальными активами в Дубае, включая все зоны специального развития и свободные зоны в Дубае. Однако Закон не будет распространяться на Международный финансовый центр Дубая (DIFC), который является независимой юрисдикцией со своим собственным финансовым регулятором.
Часто термины «виртуальные активы», «цифровые активы», «криптоактивы» и «криптография» используются как взаимозаменяемые, однако в ст. 2 вышеуказанного Закона содержится определение виртуальных активов: цифровое
представление стоимости, которая может торговаться в цифровой форме, передаваться или использоваться в качестве инструмента обмена или платежа, а также в инвестиционных целях. Сюда входят виртуальные токены и любое цифровое представление любой другой стоимости, определенной VARA.
Существует отдельное определение виртуального токена, который представляет собой цифровое представление набора прав, которые можно предлагать и продавать в цифровом виде через платформу виртуальных активов. Цифровое представление фиатных валют исключено из сферы виртуальных активов.
В соответствии с новыми поправками Закон о виртуальных активах будет регулировать виды деятельности, для которых потребуется разрешение VARA. Более того, законодательство Дубаи предусматривает, что любое лицо, желающее осуществлять деятельность в рамках Эмирата, должно быть зарегистрировано в одной из юридических форм, утвержденных соответствующими органами коммерческого лицензирования Эмирата.
Более того, 2 октября 2024 г. Федеральное налоговое управление ОАЭ (FTA) опубликовало поправки к правилам, связанным с порядком сбора НДС, в рамках которых организации, которые проводят операции по передаче и конвертации виртуальных валют, освобождаются от налога на добавленную стоимость, размер которого составляет 5%. ОАЭ стремятся стать центром криптовалют, таким образом снижая требования для инвесторов всего мира. Данные поправки существенно повлияют на рост инвесторов в данной юрисдикции и создадут благоприятные условия для институциональных и крупных инвесторов.
Россия
Сравнивая различные юрисдикции и деятельность государств, связанную с финансово-правовым регулированием виртуальных и цифровых валют, следует сказать, что Россия на мировой арене является одной из стран с наиболее строгим регулированием виртуальных и цифровых валют.
В 2014 г. Центральный банк России опубликовал позицию, в которой указывалось, что бит-коин и другие виртуальные валюты не являются законным платежным средством на территории РФ. Также был принят закон о валютном регулировании, который запрещает использование виртуальных валют в качестве альтернативного
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
средства платежа. ФНС придерживалась иного мнения.
В письме № ОА-18-17/1027 от 3 октября 2016 г. ФНС указывала, что запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство не содержит. При этом операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием рублей или валютных ценностей, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3, и такие операции должны осуществляться через счета, открытые в уполномоченных банках.
В 2018 г. был принят законопроект «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте», который предусматривает легальное регулирование цифровых валют и внедрение блокчейн-тех-нологий в сфере виртуальных валют.
1 октября 2019 г. вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, которые касаются регулирования цифровых прав. К объектам гражданских прав, кроме стандартных (имущества, денег, ценных бумаг и т.д.), отнесены цифровые права. Под ними понимаются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам (ст. 128 ГК РФ, Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» № 34-Ф3 от 18 марта 2019 г.). О цифровой валюте в Кодексе не сказано ни слова.
Определение цифровой валюты дал п. 3 ст. 1 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-Ф3 (далее — Ф3 о ЦФА). Это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе».
Но в отдельные законы включены положения о том, что для их применения цифровая валюта признается имуществом (Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-Ф3, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-Ф3, Федеральный закон «Об исполнительном
производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии коррупции» З от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф).
Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящено цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов.
Различия в финансово-правовом регулировании в Объединенных Арабских Эмиратах и Российской Федерации
Одно из основных различий в финансово-правовом регулировании в ОАЭ и РФ заключается в подходе к виртуальным и цифровым валютам. В ОАЭ они, хотя и не являются законным платежным средством, могут быть приняты в качестве ценности при соблюдении определенных требований. В РФ же использование виртуальных валют запрещено.
Также стоит отметить, что ОАЭ имеет более благоприятное законодательство для криптова-лютных бирж и эмитентов долговых обязательств. Они должны иметь специальную лицензию от центрального банка, в то время как в РФ регулирование происходит через законопроект «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте».
Сравнивая финансово-правовое регулирование виртуальных и цифровых валют, необходимо отметить общую тенденцию и актуальность в связи с растущим числом инструментов в сфере блокчейн. Безопасность инвесторов, противодействие коррупции, развитие инноваций — главные цели правового регулирования в сфере виртуальных и цифровых валют.
Список источников
1. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Сибирское юрид. обозрение. 2018. № 15 (2). С. 148—151.
2. Габдрашитов А.М. Криптовалюта в России // Вопросы науки и образования. 2017. № 2. С. 42—46.
LAW & LEGISLATION • 12-2024
3. Ларцева Т.О. Российская криптовалюта // Вестник Междунар. ин-та экономики и права. 2015. № 3. С. 63-70.
4. Леонова Н.Г. Сравнительная характеристика виртуальной и электронной валюты // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 4-6 (49). С. 77-79.
5. Магомагазиев А. А. Рынок криптовалюты. История и сферы влияния криптовалюты // Форум молодых ученых. 2021. № 12. С. 142—144.
6. Черкасов В.Ю. Вопросы регулирования виртуальных валют // Экономич. политика. 2022. Т. 17. № 4. С. 100—127.
References
1. Voskresenskaya E.V. On the need for legal regulation of virtual currencies // Siberian Law review. 2018. № 15 (2). Pp. 148—151.
2. Gabdrashitov A.M. Cryptocurrency in Russia // Issues of science and education. 2017. № 2. Pp. 42-46.
3. Lartseva T.O. Russian cryptocurrency // Bulletin of the International the Institute of Economics and Law. 2015. № 3. Pp. 63—70.
4. Leonova N. G. Comparative characteristics of virtual and electronic currency // Eurasian Union of Scientists. 2018. № 4-6 (49). Pp. 77—79.
5. Magomagaziev A.A. Cryptocurrency market. The history and spheres of influence of cryptocurrency // Forum of Young Scientists. 2021. № 12. Pp. 142—144.
6. Cherkasov V. Yu. Issues of regulation of virtual currencies // Economic policy. 2022. Vol. 17. № 4. Pp. 100—127.
Информация об авторе
Хусаинов Г.Э. — магистрант
Статья поступила в редакцию 06.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the author
Khusainov G.E. — master's student
The article was submitted 06.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, А. В. Мудрика; под общ. ред. Л.А. Казанцевой, В.П. Жуковского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 455 с. — (Серия «Классический учебник»).
ISBN 978-5-238-03934-3
В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Для студентов юридических вузов, а также практических работников.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024