ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2024. Т. 65. № 1
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Научная статья УДК 347.2/.3
Ц. Юэ*, Ю. С. Харитонова**
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ В ПРАВЕ КИТАЯ: ОТ ЗАПРЕТА КРИПТОВАЛЮТ К ЦИФРОВОМУ ЮАНЮ
Аннотация. Широкое распространение цифровых финансовых инструментов повлекло повышение интереса к правовому регулированию цифровых валют во всем мире. Признанным лидером в регулировании данного вопроса стал Китай, который с 2021 г. тестирует цифровой юань и с учетом этого опыта корректирует правовые решения для адаптации нового института. Признавая цифровые валюты как виртуальное имущество, Китай ввел понятие легальных и нелегальных цифровых валют. Установлены строгие ограничения на оборот криптова-лют, его методы и средства контроля постоянно совершенствуются, усилия правоохранительных органов наращиваются, а их цели постепенно распространяются на ключевых финансовых посредников. Но на этом фоне продолжаются исследования и разработка правового регулирования оборота цифрового юаня. С помощью региональных экспериментальных режимов проведена подготовка к полномасштабному выпуску и трансграничному обращению цифрового юаня, направленная на интернационализацию цифрового Китая. Анализ китайского опыта показал, что современным государствам не удается полностью избежать решения вопроса о легализации цифровых валют. Попытки минимизировать системные риски экономической и финансовой стабильности, возникающие в связи с распространением децентрализованных криптовалют, приводят к необходимости внедрения цифровых валют иного качества — обеспеченных авторитетом государства валют центрального банка.
Ключевые слова: цифровая валюта; цифровая валюта центрального банка; криптовалюта; трансграничное обращение цифрового юаня.
* Цян Юэ — кандидат юридических наук, заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС; доцент, Шанхайский университет политологии и права (Шанхай, Китай); [email protected]
** Юлия Сергеевна Харитонова — доктор юридических наук, профессор; руководитель НОЦ «Центр правовых исследований искусственного интеллекта и цифровой экономики», профессор кафедры предпринимательского права, юридический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия); [email protected] © Юэ Ц., Харитонова Ю.С., 2024. ШИШИ]
Финансирование: исследование подготовлено в рамках проекта РФФИ No 21-511-93004 CAON_ "The rule of law in the digital economy in China and Russia: current state, challenges and future development".
Для цитирования: Юэ Ц., Харитонова Ю. С. Виртуальные валюты в праве Китая: от запрета криптовалют к цифровому юаню // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2024. № 1. С. 89-107.
DOI: 10.55959/MSU0130-0113-11-65-1-6
Введение. Широкое распространение криптовалют и их высокая популярность вызвали высокий интерес государств к цифровым валютам, что стало началом появления цифровых валют центральных банков. В современных исследованиях можно встретить идею, что «цифровизация денег — это перекресток в истории денежного обращения»1. Развитие технологий привело к развитию новых форм денег: виртуальных (криптовалют), таких как биткоин; стейблкоинов, таких как Libra/Diem; и цифровых валют центрального банка (CBDC), таких как багамский песочный доллар (Sand Dollar), цифровой рубль или цифровой юань.
Исследования показывают, что трансформация денежных систем от товарных денег (золотых и серебряных монет) к конвертируемым фидуциарным деньгам и неконвертируемым фиатным деньгам2 свидетельствует о том, что технические изменения в деньгах неизбежно обусловлены финансовыми стимулами рыночной экономики3. Правительство всегда играло ключевую роль в обеспечении внешнего денежного обращения, которое является общественным благом, и регулировало внутренние деньги, предоставляемые частным сектором. Есть мнение, что выпуск цифровых валют центральных банков (CBDC) может сделать денежно-кредитную политику более эффективной, а также может трансформировать международную валютную и платежную системы4. Согласно результатам опроса о цифровой валюте центральных банков, проведенного Банком международных расчетов (БМР) в мае 2022 г., 90% из 81 центрального банка, участвующего в опросе, ранее уже проводили исследования, связанные с цифровой валютой, а 62% проводили соответствующие эксперименты или проверку концепции5. В настоящее время многие страны
1 Bordo M. D. Central bank digital currency in historical perspective: Another crossroad in monetary history // Nat'l Bureau Econ. Res, 2021. N. w29171.
2 Monetary regimes in transition / Ed. by M. D. Bordo, F. Capie. Cambr., 1993.
3 Fernández- Villaverde J. et al. Central bank digital currency: Central banking for all? // Rev. Econ. Dynamics. 2021. Vol. 41. P. 225-242.
4 Bordo M. D, Levin A. Central Bank Digital Currency and the Future of Monetary Policy // NBER Working Paper 23711. August 2017.
5 URL: www.bis.org/publ/bppdf/bispap136.pdf (дата обращения: 18.09.2023).
открыты для цифровых валют и изучают возможности развития технологий и построения систем правового регулирования. Россия вводит цифровой рубль. Опыт Китая по введению цифрового юаня представляется весьма ценным для российской денежной политики, тем более что КНР прошла путь от разрешения оборота криптовалют до их полного запрета, но при поддержке блокчейн технологий для совершения расчетных операций.
Основы правового регулирования цифровой валюты в Китае. Несмотря на то, что технология, лежащая в основе цифровых валют, в принципе одна и та же, термины, используемые для описания блокчейна, сильно различаются в разных странах, например: цифровая валюта / digital currency (Аргентина, Таиланд и Австралия), виртуальный товар /virtual commodity (Канада, Китай, Тайвань), крипто-токен/ crypto-token (Германия), платежный токен/ payment token (Швейцария), кибер-валюта/ cyber currency (Италия и Ливан), электронная валюта/ electronic currency (Колумбия и Ливан) и виртуальный актив/ virtual asset (Гондурас и Мексика)6. Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA), представляет цифровые валюты / virtual currencies как частный актив, который в основном опирается на криптографию и технологию распределенных реестров в качестве части своей предполагаемой или неотъемлемой ценности7.
В китайском праве принято определять цифровую валюту как виртуальное имущество8. Статья 127 Гражданского кодекса Китая закрепляет основной принцип в понимании цифровых активов, включая цифровую валюту: «Если существуют законы, конкретно предусматривающие защиту данных и виртуальных онлайн-активов, такие положения должны соблюдаться». Введение понятий «данные» и сетевая «виртуальная собственность» оговариваются в Кодексе сразу после положений о праве собственности. Однако до сих пор китайские юристы спорят, являются ли данные и виртуальная собственность объектами права собственности по своей природе9. Поскольку в настоящее время в других законах нет специальных норм, данная статья носит ха-
6 Houben R., Snyers A. Cryptocurrencies and blockchain: Legal context and implications for financial crime, money laundering and tax evasion. 2018.
7 Advice: Initial Coins Offerings and Crypto-Assets 7 (ESMA50-157-1391, Jan. 9, 2019): URL: www.esma.europa.eu/sites/default/files/library/esma50-157-1391_ crypto_advice.pdf (дата обращения: 18.09.2023).
8 // гшъ&ш. [Ван
Сянсю, Сюэ Цинцзя. Цифровая валюта: экономические функции, юридические атрибуты и пути регулирования // Общественные науки Гуанси. 2023. № 3. С. 107-115].
9 //П^т^хт. [Чэнь Вэйгу-ан, Мин Юаньпэн. Цифровая валюта: от национального регулирования к глобальному управлению // Социальная наука. 2021. № 9. С. 7-9].
рактер общих положений. То есть определение цифровой валюты в китайском праве все еще носит незавершенный характер.
Проблема отсутствия прямого регулирования усугубляется тем, что в Китае существует множество органов, регулирующих цифровую валюту, включая Народный банк Китая, Государственное информационное управление Интернета, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство общественной безопасности, Государственная администрация по надзору за рынком, Государственная комиссия по финансовому надзору и администрированию (ранее Комиссия по регулированию банковской деятельности и страхования Китая), Комиссия по ценным бумагам и биржам, Управление иностранной валюты и т. д., демонстрирующих стремление к децентрализации нормативного регулирования отношений по поводу цифровой валюты, с неясным разделением компетенции между департаментами, дублирующим надзором и сосуществованием схожих по функциям подразделений и другими проблемами. Регулирование осуществляется в основном на уровне нормативно-правовых актов, таких как уведомления и разъяснения, издаваемые названными регулирующими органами. Разрозненность регулирования создает преграды на пути распространения цифрового юаня и в то же время делает систему очень неповоротливой.
Китайские специалисты разделяют виртуальную валюту по признаку легализации на легальную и нелегальную. Криптовалю-та стала нелегальной цифровой валютой, в то время как на первый план вышла легальная цифровая валюта в виде цифрового юаня.
Зарождение правового регулирования цифровых валют в Китае (2013—2016). Китайская правовая политика известна очень большой осторожностью в реформировании любых сфер жизни общества и государства. Поэтому в ходе внедрения концепции цифрового юаня государство проходило несколько этапов, выявляя различные риски и проблемы, корректируя их и выстраивая адекватную применению регуляторику. Знакомство с этапами правового регулирования цифровой валюты центрального банка Китая может начаться с 2013 г.
В декабре 2013 г. Народный банк Китая и другие пять министерств и комиссий совместно выпустили «Уведомление о предотвращении рисков, связанных с биткоинами»10, ст. 2 кото-
10 [Уведомление о предот-
вращении рисков, связанных с биткойнами] (Китайская Народная Республика) Народный банк Китая, Министерство промышленности и информационных технологий, Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая, Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая, Комиссия по регулированию страхования Китая, Приказ
рого предусматривала, что финансовые учреждения и платежные системы не должны устанавливать цены на биткоины для продуктов или услуг, не должны покупать или продавать или выступать в качестве центрального контрагента для покупки и продавать биткоины, не должны страховать бизнес, связанный с биткоина-ми, или включать биткоин в сферу страховой ответственности, а также не должны прямо или косвенно предоставлять клиентам другие услуги, связанные с биткоинами11. Другими словами, в Китае биткоин не может и не должен распространяться на рынке в качестве валюты или средства платежа.
В 2014 г. Народный банк Китая, Государственное управление промышленности и торговли и другие девять министерств и комиссий в очередной раз совместно выпустили «Уведомление о предотвращении рисков, связанных с биткоином», в котором дополнительно разъяснялись риски, связанные с биткоином, и требовалось, чтобы финансовые учреждения во всей стране не участвовали в бизнесе, связанном с биткоином. В 2016 г. Народный банк Китая и семь других ведомств выпустили «Уведомление о предотвращении рисков, связанных с биткоинами», требуя от платформ для торговли биткоинами деанонимизации кабинетов пользователей и прекращения пополнения их счетов в юанях.
Таким образом, были предприняты усилия по устранению угроз, связанных с децентрализацией расчетов в китайской юрисдикции на фоне масштабной популярности криптовалют среди населения. Было закреплено, что регулирующие органы не признают виртуальные валюты, такие как биткоин, в качестве инструмента для розничных платежей, в отличие от бумажных купюр, монет или кредитных карт. Банковская система не принимает никаких существующих виртуальных валют и не предоставляют соответствующих услуг.
От усиления контроля за криптовалютой к запрету майнинга (2017—2022). С 2013 г. биткоин-транзакции в Китае прошли путь от предупреждения о рисках до приостановки транзакций и запрета майнинга, политика становилась все более строгой, контроль усиливался, и сфера контроля постоянно расширялась12.
№ 289, 5 декабря 2013 г.: URL: www.pbc.gov.cn/goutongiiaoliu/113456/113469/2804576/ index.html (дата обращения: 18.09.2023).
Ш.%-. [ Чэн Сюэцзюнь, Ли Синьхэ. О правовых рисках и путях управления криптовалютой: с точки зрения биткоина // Электронное правительство. 2022. № 11. С. 106-120].
12 //¡тт\ш-. [Чэн
Сюэцзюнь. Международный конкурентный ландшафт цифровой валюты центрального банка и реакция на модернизацию в китайском стиле // Реформа экономической системы. 2023. № 3. С. 165-173].
В соответствии с действующими китайскими правилами выпуск токенов (Initial coin offering, ICO) стал признаваться незаконной и преступной деятельностью, такой как незаконный сбор средств13.
В январе 2017 г. в ответ на финансовые риски, которые могут быть вызваны значительными колебаниями цены биткоина, Народный банк Китая и другие ведомства провели выездные проверки торговых платформ, таких как Bitcoin China, Huobi и Bitbank14. 15 сентября 2017 г. Пекинская рабочая группа по финансовым рискам в Интернете встретилась с высшим руководством бирж цифровых валют в Пекине, потребовав, чтобы они немедленно прекратили регистрацию новых клиентов и подробно спланировали, как компенсировать пользователям убытки15. В 2017 г. Народный банк Китая и другие семь министерств и комиссий совместно опубликовали «Уведомление о предотвращении финансовых рисков, связанных с выпуском токенов» (далее — Уведомление 2017 г.)16. Статья 1 Уведомления 2017 г. предусматривает, что организация, привлекающая финансирование, привлекает виртуальные валюты, такие как биткоин и Ethereum от инвесторов посредством незаконной продажи и обращения токенов. Это расценивается как акт несанкционированного и незаконного государственного финансирования, вызывающий подозрение в незаконной продаже токенов, т. е. незаконной эмиссии ценных бумаг, незаконном сборе средств, финансовом мошенничестве, финансовых пирамидах и другой незаконной и преступной деятельности17. Статья 2 Уведомления 2017 г. предусматривает, что ни одна организация или частное лицо не могут незаконно заниматься выпуском токенов
13 ШШ.МШ^тШ^ййШ&гШ—ЙШШШ-ШЛ //
[Хоу Тинтин. Доказательство закона о собственности и преимуществах зашифрованных цифровых валют — с точки зрения биткоина до точки зрения // Вид на материковый мост. 2023. № 2:68-70].
14 банк Китая проводит выездные проверки Bitcoin China, Huobi и др.] URL: www.yicai.com/news/5202835. html (дата обращения: 18.09.2023).
15 Й^Ж^ШЖ^ЗДКоличествовнутренних платформ для торговли виртуальной валютой достигло предела, и местный надзор предпринял активные действия.] URL:_baijiahao.baidu.com/s?id=1578839484452700729&wfr=spid er&for=pc (дата обращения: 18.09.2023).
16 Уведомление о предотвращении финансовых рисков при первичном размещении монет (ICO) (Китайская Народная Республика) Народный банк Китая, Народный банк Китая, Администрация киберпространства Китая, Министерство промышленности и информационных технологий, Государственное управление промышленности и торговли, Китай Комиссия по банковскому регулированию, Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая, Комиссия по регулированию страхования Китая, 4 сентября 2017 г.; ^^П
ведомств квалифицируют ICO как незаконное государственное финансирование Эксперт: отстаивает законность] URL: money.people.com.cn/n1/2017/0905/c42877-29517181.html. (дата обращения: 18.09.2023)
17 Подробнее см.:
[Ли Цзяньвэй, Ли Синяо. Укрепление национальной безопасности и верховенства закона в области цифровых валют // Точка зрения прокуратуры. 2023. № 4. С. 30-31].
как финансовой деятельностью. Статья 3 Уведомления 2017 г. предусматривает, что любая торговая платформа не должна заниматься обменом токенов и криптовалюты на законные средства платежа, не должна покупать или продавать или выступать в качестве центрального контрагента для покупки и продажи токенов или виртуальных валют, а также не должна предоставлять услуги ценообразования, информационного посредника и другие услуги за токены или виртуальные валюты. Статья 4 Уведомления 2017 г. предусматривает, что финансовые учреждения и небанковские платежные учреждения не должны прямо или косвенно предоставлять продукты или услуги, такие как открытие счета, регистрация, торговля, клиринг и расчеты для финансирования выпуска токенов и виртуальных валют, не должны обеспечивать страховой бизнес, связанный с токенами и виртуальными валютами, и не должны включать токены и виртуальные валюты в сферу страховой ответственности. С точки зрения предотвращения финансовых рисков в Уведомлении 2017 г. устанавливалось, что любая торговая платформа для финансирования токенов не должна заниматься обменом между законным платежным средством и токенами и виртуальными валютами, не должна покупать или продавать или выступать в качестве центрального контрагента для покупки и продажи токенов или виртуальных валют, не должны предоставлять услуги ценообразования, информационного посредничества и другие услуги с использованием виртуальных валют расширяется. Применение Уведомления 2017 г. не заставило себя ждать. 12 января 2018 г. Китайская ассоциация интернет-финансов обратила внимание на криптовалюту OneCoin компании Xunlei и охарактеризовала ее как замаскированную деятельность по ICO18. 22 ноября 2019 г. штаб-квартира Народного банка Китая в Шанхае объявила, что усилит меры профилактики и контроля за операциями с виртуальной валютой19.
Таким образом, на данной стадии в китайских нормативных актах под виртуальными валютами понимались криптовалюты.
В 2021 г. Народный банк Китая, Центральное информационное управление Интернета, Верховный народный суд в сообществе с другими уполномоченными органами выпустили «Уве-
18 Mutual Gold назвала Thunderstorm замаскированным ICO, первым шагом в новом раунде надзора.] URL: baike.baidu.com/tashuo/browse/content?id=73c81632c487f93d9126dd69 (дата обращения: 18.09.2023).
19 [«Официальное объявление» шанхайской штаб-квартиры Центрального банка: усилит меры профилактики и контроля за операциями с виртуальной валютой] URL: baijiahao.baidu.com/s?id=1650 894570008197529&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 18.09.2023).
домление о дальнейшем предотвращении и устранении риска спекуляций при операциях с виртуальной валютой» (далее — Уведомление 2021 г.)20, п. 1 ст. 1 которого подтверждает вышеуказанные положения. В частности в Уведомлении 2021 г. указывается, что виртуальная валюта, такая как биткоин, Ethereum и Tether, «не имеет правового статуса законного средства платежа». Основными характеристиками нелегальных виртуальных валют являются следующие: они выпускаются немонетарными органами, используют технологию шифрования и распределенного реестра или аналогичные технологии и существуют в цифровой форме. «Они не являются законными, не должны и не могут использоваться как средства платежа на рынке и использоваться в обращении».
Пунктом 9 ст. 3 Уведомления 2021 г. предусматривается, что финансовые учреждения и небанковские платежные учреждения не должны предоставлять услуги для коммерческой деятельности, связанной с виртуальной валютой. В частности, они не должны предоставлять услуги по открытию счетов, переводу средств, ликвидации и расчетам для коммерческой деятельности, связанной с виртуальной валютой, не должны включать виртуальную валюту в объем залога или в объем страховой ответственности. Иначе говоря, ни одной торговой платформе не разрешается заниматься бизнесом, связанным с операциями с виртуальной валютой, включая биткоин. Финансовым учреждениям запрещено не только заниматься бизнесом, связанным с виртуальными валютами, но и предоставлять продукты или услуги для коммерческой деятельности, связанной с виртуальной валютой.
21 июня 2021 г. уполномоченные подразделения Центрального банка Китая провели собеседования с рядом банков и платежных учреждений, таких как Промышленный и коммерческий банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Китайский строительный банк, Китайский почтовый сберегательный банк, Промышленный банк Китая и Alipay (Китай) Network Technlogy Co., Ltd., касающиеся предоставления услуг по операциям с виртуальной валютой, и запретили использование институциональных сервисов для осуществления операций с виртуальной валютой21.
20 ^й-МЖда^ЖШйЙФ^Й^ЛРМШЗДУведомление о дальнейшем предотвращении и устранении риска спекуляций при операциях с виртуальной валютой] URL: www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-10/08/content_5641404.htm (дата обращения: 18.09.2023).
21 ^тайШШ^ШЧ^ЙШШ^^Шт^Ш^ШЩентральньш банк опросил некоторые банки и платежные учреждения о спекулятивных операциях с виртуальной валютой] URL: bajiahao.baidu.com/s?id=1703187800161063681&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 18.09.2023).
24 сентября 2021 г. более десятка ведомств, таких как Народный банк Китая и Министерство общественной безопасности Китая, в один и тот же день выпустили два последовательных запрета на виртуальную валюту: «Уведомление о дальнейшем предотвращении и устранении риска спекуляций при операциях с виртуальной валютой» и «Уведомление об исправлении виртуальных валютных операций и деятельности по майнингу валюты», целью которых стала всесторонняя борьба с незаконной финансовой деятельностью в сфере майнинга виртуальной валюты22. В настоящее время Министерство общественной безопасности Китая разрабатывает «Правила распоряжения средствами, полученными путем мошенничества»23.
Кроме того, китайские местные органы власти также издали один за другим некоторые региональные нормативно-правовые акты. Например, в марте 2021 г. Комиссия по развитию и реформам автономного района Внутренней Монголии опубликовала «Ряд мер по обеспечению выполнения целевой задачи двойного контроля энергопотребления "Четырнадцатого пятилетнего плана" (законопроект для получения замечаний)», которые строго запрещают строительство новых объектов для майнинга виртуальной валюты, а также обеспечивает комплексную очистку и закрытие уже существующих24.
24 февраля 2022 г. Верховный народный суд Китая издал «Решение о внесении изменений в "Толкование Верховного народного суда по некоторым вопросам конкретного применения закона при рассмотрении уголовных дел о незаконном сборе средств"»25, в котором скорректировано первоначальное судебное толкование преступления о незаконном присвоении государственных депозитов и преступлении, связанном с мошенничеством при сборе средств. Пересмотрены и усовершенствованы стандарты осуждения и наказания, а также разъяснены соот-
22 министерств и комиссий объединили усилия для борьбы с незаконной финансовой деятельностью виртуальных валют] URL: baijiahao.baidu.com/s?id=m2034634238758018&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 18.09.2023).
23 ^-^^ШЭД^^ШШ^^^^ЖМ®» [Министерство общественной безопасности изучает и разрабатывает «Правила распоряжения средствами, полученными путем мошенничества»] URL: baijiahao.baidu.com/s?id=1743205509573377407&wfr=spider&for =pc (дата обращения: 18.09.2023).
24 «^Ш^Ш»+И5>>№ЙЖЙМ^Т{да®Ш|ШЗДУведомление «Ряд мер по обеспечению выполнения целевой задачи двойного контроля энергопотребления Четырнадцатого пятилетнего плана»] URL: fgw.nmg.gov.cn/xxgk/zxzx/tzgg/202103/ t20210326 1313895.html (дата обращения: 18.09.2023).
25 народный суд издал недавно пересмотренное уголовное судебное толкование незаконного сбора средств] uRL://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-346881.html (дата обращения: 18.09.2023).
ветствующие вопросы правового применения норм уголовного права в данной сфере. Пересмотренное «Толкование» основано на анализе десяти способов незаконного присвоения средств, включая онлайн-кредитование, торговлю виртуальной валютой, незаконное получение средств путем предоставления «пенсионных услуг», инвестирование в «пенсионные проекты» и продажи «продуктов для пожилых людей». Названные меры обеспечивают правовую основу для наказания за незаконные преступления по сбору средств на блокчейне (P2P), виртуальной валюты и незаконного сбора средств пенсионных накоплений26.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что запрет оборота криптовалют продолжился путем установления ограничений для применения блокчейна как основной технологии майнинга нелегальных виртуальных валют.
Эра цифрового юаня (2019). Анализ развития китайского законодательства и права в сфере оборота криптовалют и майнинга позволяет увидеть, как менялся подход к виртуальным валютам. На фоне полного запрета оборота криптовалют, которые квалифицировались в нормативных актах как виртуальные валюты, появляется новый проект — цифрового юаня, который признается легальной цифровой валютой.
Наблюдатели, анализируя ситуацию запрета майнинга в Китае, отмечают «множество свидетельств того, что китайское правительство с оптимизмом смотрит на потенциал блокчейна в качестве фундаментальной инфраструктуры для глобальной экономики и стремится доминировать в инновациях на этом рынке»27. М. А. Егорова, Г. Ван и Д. В. Шмелева показывают, что «выпуск цифрового юаня (DC/EP — Digital Currency Electronic Payment / Электронный платеж в цифровой валюте) — это проект в области цифровой валюты, реализуемый китайским Правительством на национальном уровне для удовлетворения потребностей цифрового экономического развития»28.
В 2019 г. был создан Научно-исследовательский институт цифровых валют Народного банка Китая, целью которого было проведение исследования цифровых валют для подготовки к будущему выпуску цифрового юаня. 18 августа 2019 г. Центральный
26 «1№ШШ»Щ&#ШШШ,Щ1юШ,Ъ$.ёЩШШШтЯ£<[Судебнж толкование термина «незаконный сбор средств» было пересмотрено с целью расширения применения новых криминальных методов, таких как операции с виртуальной валютой] URL: www.sohu.com/a/525297890_313745 (дата обращения: 18.09.2023).
27 Riley J. The current status of cryptocurrency regulation in China and its effect around the world // China and WTO Rev.2021. Vol. 7. N 1. P. 135-152.
28 Егорова М. А., Ван Г., Шмелева Д. В. Уголовно-правовое регулирование валютных преступлений в контексте цифрового юаня // Право и цифровая экономика. 2022. № 3. С. 43-61.
комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет опубликовали «Замечания о поддержке строительства в Шэньчжэне ведущей демонстрационной зоны социализма с китайской спецификой»29, в которых было указано о разработке инновационных проектов, таких как исследование цифровой валюты в Шэньчжэне30. В конце 2019 г. цифровой юань начал пилотные испытания в г. Шэньчжэне, г. Сучжоу, Новом районе Сюнань и г. Чэнду. В октябре 2020 г. к испытаниям приступили еще шесть (г. Шанхай, г. Хайнан, г. Чанша, г. Сиань, г. Циндао и г. Далянь)31. 29 декабря 2020 г. первый сценарий применения цифровой валюты Центрального банка был реализован в районе Фэнтай Лизе Пекина32. 7 февраля 2021 г. в Пекине было запущено мероприятие "Digital Wangfujing Ice and Snow Shopping Festival" по бронированию цифровых подарочных «красных конвертов» в юанях, по результатам которого физическим лицам было роздано 10 млн цифровых юаней33. 2 апреля 2022 г. Народный банк Китая объявил о дальнейшем расширении пилотного проекта по цифровому юаню, добавив в число участников эксперимента г. Тяньцзинь, г. Чунцин, г. Гуанчжоу провинции Гуандун, г. Фуч-жоу провинции Фуцзянь (включая комплексную экспериментальную зону Пинтань), г. Сямынь и город провинции Чжэцзян для проведения Азиатских игр34.
Таким образом, цифровая валюта Центрального банка — CBDC Китайского народного банка стала «легальной цифровой валютой», которая служит цифровой формой банкнот и принимает на себя функции по рыночному обращению валю-
29 [Центральный комитет КПК и Госсовет опубликовали заключения о поддержке строительства в Шэньчжэне ведущей демонстрационной зоны социализма с китайской спецификой] URL: www.mnr.gov.cn/dt/ywbb/201908/t20190820_2459065.html?eqid=f0947ccd0048dd1e 000000066457b57f (дата обращения: 18.09.2023).
30 ЙЖЖ. ашйш^шшаж^шййвд^: fe^w
[Хуан Дандан. Исследование по созданию легальной системы надзора за обращением цифровой валюты в Китае: дис. ... канд. юрид. наук. Тяньцзинь. 2021. С. 196].
31 [Цифровой юань добавляет 6 пилотных тестовых площадок] URL: www.xinhuanet.com/2021-04/12/c_1127321495.htm (дата обращения: 18.09.2023).
32 валюта прибыла в Пекин, и первый сценарий применения цифровой валюты Центрального банка был реализован в районе Фэнтай Лизе Пекина] URL: baijiahao.baidu.com/s?id=1 687385628334643388&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 18.09.2023).
33 запустил мероприятие по бронированию цифровых красных конвертов в юанях "Digital Wangfujing Ice and S№ w Shopping Festival" и раздал физическим лицам в Пекине 10 млн юаней цифровых красных конвертов в юанях] URL: www.beijing.gov.cn/fuwu/bmfw/jmsh/ jmshggts/202102/t20210206_2278316.html (дата обращения: 18.09.2023).
34 ^Т:®^АйФй,йадпА^Й,К#1Щ[Центральный банк: Пилотный проект по внедрению цифрового юаня увеличит количество 11 городов, таких как Тяньцзинь и Чунцин] URL: baijiahao.baidu.com/s?id=1728991348330372811&wfr=spide r&for=pc (дата обращения: 18.09.2023).
ты35. В программе DC/EP электронный юань является законным платежным средством, обязательством центрального банка перед населением и главным образом заменителем наличных денег в обращении36. Цифровой юань безопасен, поскольку он подкреплен суверенным кредитом Китая. Основными характеристиками легальной валюты выступают суверенный характер и законная компенсация37. Являясь фактически законным средством платежа, цифровой юань основан на системе счетов, открываемых Китайским народным банком для коммерческих банков и коммерческими банками для пользователей, и эквивалентен по стоимости фиатному юаню со всеми гарантиями надежности государственной валюты Китая38.
В то же время китайские власти понимают, что валюты, основанные на технологии распределенного реестра, значительно отличаются по своей архитектуре от электронных валют, основанных на доверенной центральной платежной системе, криптографические инструменты могут иметь нарушения безопасности, а действующие правила могут быть недостаточно четко установлены для подтверждения прав и обязанностей связанных сторон39. Развитие регулирования в этой сфере будет проходить по направлению усиления требований криптобезопасности при работе с данными, которые представляет собой цифровая валюта.
В первом полугодии 2023 г. во многих местах материкового Китая также запущены конкретные планы по продвижению применения цифрового юаня. Например, с выпуском «Пилотного проекта провинции Цзянсу по цифровому юаню»40 Цзянсу стала первой провинцией, объявившей о пилотном проекте по цифровому юаню. В проекте предлагается стремиться к созданию в основном цифровой системы эксплуатации и управления юанями
35 ^М.ШШЖПШШШЙ.--[Ли Сюхуэй.
Четыре измерения суждения о природе денег — и о природе цифровых денег // Поиск и анализ. 2023. № 3. С. 90-99.]
36 PBOC. 2021. Working Group on E-CNY Research and Development of the PBOC. Beijing, 2021.
37 В Китае распространено мнение, что «валюта выпускается и распространяется на основе национального суверенного кредита, а национальный кредит гарантирует платежеспособность, стабильность и безопасность валюты» (подробнее см.: Егорова М. А, Ван Г., Шмелева Д. В. Указ. соч.).
38 [Рабочая группа Народного банка Китая по исследованию цифрового юаня: Белая книга о ходе исследований и разработок в области цифрового юаня в Китае].
39 Cheng P. Decoding the rise of Central Bank Digital Currency in China: designs, problems, and prospects // J. Banking Reg. 2023. Vol. 24. N 2. P. 156-170.
40 к^лйкдаш^т 'штьшш^тш'ш^кт^йхшт.т
ЯЙ [Последний бюллетень Народного правительства провинции Цзянсу Уведомление Главного управления правительства провинции о выпуске пилотного плана работы по цифровому юаню в провинции Цзянсу] URL: www.jiangsu.gov.cn/art/2023/3/17/ art_64797_10834591.html (дата обращения: 18.09.2023).
с удобными и эффективными сервисами, широким применением и доступной средой применения к концу 2025 г.
Можно констатировать, что к настоящему времени в основном завершено системное проектирование цифрового юаня, пилотные работы по внедрению протокола завершены в соответствии с принципами стабильности, безопасности, управляемости, инноваций и практичности. Китайское правительство с оптимизмом смотрит на потенциал блокчейна в качестве фундаментальной инфраструктуры для глобальной экономики и стремится доминировать в инновациях на этом рынке.
Тенденции правового регулирования цифровой валюты в Китае. Можно выделить несколько направлений правового регулирования оборота легальных цифровых валют в Китае на современном этапе.
Прежде всего на фоне усиления контроля Китая над цифровыми валютами происходит ускорение создания системы трансграничного обращения цифрового юаня41.
Из-за многочисленных преимуществ легальных цифровых валют перед традиционными, их трансграничное обращение в определенной степени неизбежно. В Китае официально запустили исследование по разработке легальной цифровой валюты и изучения инновационного применения технологии блокчейн в финансовой сфере с 2014 г. Китайский юань имеет обширный внутренний рынок в качестве опоры финансовой мощи, а создание китайской системы трансграничных платежей и расчетов в легальной цифровой валюте имеет соответствующую основу для «мягкой» и «жесткой» силы. В настоящее время Институт цифровой валюты Народного банка Китая, Валютное управление Гонконга (НКМА), Центральный банк Таиланда и Центральный банк Объединенных Арабских Эмиратов совместно запустили исследовательский проект по цифровому валютному мосту многосторонних центральных банков для изучения применения циф-
41 [Ли Чжи,
Хуан Линьфан. Исследование правовых вопросов трансграничного обращения легальных цифровых валют // Обзор международного права Уханьского университета. 2022. № 2.
С. --
Ш-^^^Ф^ЖШ. // [Ши Кайян. Исследование влияния применения
цифровой валюты центрального банка на масштабы международной торговли — посреднические эффекты, основанные на идентификации валюты и сетевой безопасности // Бизнес и экономические исследования. 2023. № 12. С. 135-139];
[Сун Шуан, Лю Пэнхуэй. Последние достижения и перспективы развития глобальной цифровой валюты // Международные финансы. 2023. № 4. С. 52-56];
[ ЧжанЦзинси, Ли Чэнган. Международная валютная конкуренция с точки зрения цифровой валюты Центрального банка: теоретический анализ и моделирование // Исследование международной экономики и торговли. 2023. № 4. С. 100-116].
ровой валюты Центрального банка Китая при осуществлении трансграничных платежей42.
4 декабря 2020 г. президент Валютного управления Гонконга (HKMA) Юй Вэйвэнь опубликовал на официальном сайте Валютного управления Гонконга статью на тему «Новые тенденции в финансовых технологиях — трансграничные платежи»43. 9 января 2023 г. г. Шэньчжэнь опубликовал «Замечания об ускорении строительства Международного центра управления благосостоянием в г. Шэньчжэне», в котором предлагается связать Гонконг для осуществления пилотных трансграничных платежей в цифровом юане и совместно работать над созданием демонстрационной зоны для трансграничного применения цифрового юаня44. 3 июля 2023 г. после одобрения Гонконгским Bank of China (BOCHK) запуска тестовой «песочницы цифрового юаня» началось сотрудничество с материковым филиалом Bank of China для запуска двух этапов приоритетных мероприятий по внедрению цифрового юаня (e-CNY) в Гонконге45.
Набирает силу и интернационализация цифрового юаня на фоне укрепления международного сотрудничества в финансовой сфере46. Китайские власти не скрывают, что цифровой юань как проект направлен на расширение глобальной роли юаня без отказа от валютного контроля.
Во-первых, проблема двойного налогообложения и международного уклонения от уплаты налогов является одним из важных аспектов координации международных регулирующих полномочий в области цифровых валют, а также является причиной различий в стандартах правового контроля. Чтобы избежать дублирования, пробелов и конфликтов в контроле, снизить затраты на контроль и повысить прозрачность и эффективность контроля, посредством сотрудничества и диалога между странами унифи-
42 //
[Сюй Сивэй.Институциональное построение трансграничного обращения суверенных цифровых валют // Вестн. Юго-Западного ун-та национальностей (сер. гуманитарная и социальная наука). 2021. № 11. С. 93-94.].
43 управление Гонконга: Оно тестирует технологию трансграничных платежей с использованием цифровых юаней совместно с Институтом цифровых исследований Центрального банка] URL: www.sohu.com/a/436783954 120276728 (дата обращения: 18.09.2023).
44 ^М£Ш£ШН№М,а¥аФ'ШйЖ[Замечания об ускорении строительства Международного центра управления благосостоянием в г. Шэньчжэне] URL: www. sz.gov.cn/cn/xxgk/zfxxgj/zcfg/content/post 10373356.html (дата обращения: 18.09.2023).
45 [Тестовая «песочница цифрового юаня» (Гонконгский Bank of China) достигла поэтапных результатов и запустит «Фестиваль трансграничных покупок» в Гонконге] URL: finance. eastmoney.com/news/1355.202307032768538435.html (дата обращения: 18.09.2023).
46 [ФуДаннин. Размышления об интернационализации цифровой валюты Китая в условиях тенденции к многополярности валют // Теория бизнеса в Китае. 2023. № 11. С. 59-62].
цировать стандарты контроля над цифровыми валютами и создать систему «консенсуса», применимую к различным субъектам, чтобы при установлении и внедрении международных стандартов контроля, между странами будет осуществляться эквивалентный контроль. Единые стандарты правового контроля могут не только создать правовые рамки для регулирования цифровых валют, но и реализовать взаимосвязь между средствами контроля.
Во-вторых, риски, связанные с цифровыми валютами, привлекли внимание суверенных стран и международных организаций, но международное сообщество не проводило систематической оценки рисков и не делало перспективных прогнозов. Если риски в сфере цифровых валют не будут должным образом управляться и распространятся на другие сферы, это может поставить под угрозу всю экономическую систему. Поэтому необходимо укреплять международное сотрудничество и создавать единую международную систему оценки рисков в области цифровых валют.
В-третьих, по мнению Китая, чтобы справиться с трансграничным обращением суверенных цифровых валют, государства могут подготовить международные соглашения, в то время как на уровне центральных банков различных стран также можно принять более конкретные институциональные меры по трансграничному обращению суверенных цифровых валют на основе взаимных консультаций. Например, доля расчетов в местной валюте может быть расширена в рамках Региональной организации экономического и торгового сотрудничества. Это позволит цифровым валютам суверенных стран преодолеть суверенные ограничения в региональных транзакциях и осуществлять полноценное трансграничное обращение.
Выводы. Анализ китайского опыта показал, что современным государствам не удается полностью избежать решения вопроса о легализации цифровых валют. В то же время попытки минимизировать системные риски экономической и финансовой стабильности, возникающие в связи с распространением децентрализованных криптовалют, приводят к необходимости внедрения цифровых валют иного качества — обеспеченных авторитетом государства цифровых валют центрального банка. Соответствующие работы по запуску суверенной цифровой валюты Китая — цифрового юаня демонстрируют результаты внедрения передовых технологий в экономику страны, но под контролем государства с китайской спецификой. Этот подход уже сегодня позволяет говорить о подготовке условий для широкого использования цифрового юаня не только внутри Китая, но и для целей трансграничного обращения.
Список литературы
1. Егорова М. А., Ван Г., Шмелева Д. В. Уголовно-правовое регулирование валютных преступлений в контексте цифрового юаня // Право и цифровая экономика. 2022. № 3. С. 43-61.
2. Bordo M. D. Central bank digital currency in historical perspective: Another crossroad in monetary history // Nat'l Bureau Econ. Res. 2021. N 29171. P. 1-26.
3. Bordo M. D., Levin A. Central Bank Digital Currency and the Future of Monetary Policy // NBER Working Paper. 2017. N 23711. P. 1-30.
4. Fernandez-Villaverde J. etal. Centralbankdigitalcurrency: Centralbanking for all? // Rev. Econ. Dynamics. 2021. Vol. 41. P. 225-242.
5. Houben R., Snyers A. Cryptocurrencies and blockchain: Legal context and implications for financial crime, money laundering and tax evasion. Brussels, 2018.
6. Monetary regimes in transition / Ed. by M. D. Bordo, F. Capie. Cambr.,
1993.
7. Riley J. The current status of cryptocurrency regulation in China and its effect around the world // China and WTO Rev. 2021. Vol. 7. N 1. P. 135-152.
8. штад^ш.^й^лш^я^ш&я //
[Чэнь В., Мин Ю. Цифровая валюта: от национального регулирования к глобальному управлению // Журнал Социальная наука. 2021. № 9. С. 7-9].
"ЙА / [ Чэн С., Ли С. О правовых рисках и путях управления крипто-
валютой: с точки зрения биткоина // Электронное правительство. 2022. № 11. С. 106-120].
10. /№ШШ
[ Чэн С. Международный конкурентный ландшафт цифровой валюты центрального банка и реакция на модернизацию в китайском стиле // Реформа экономической системы. 2023. № 3. С. 165-173].
[Фу Д. Размышления об интернационализации цифровой валюты Китая в условиях тенденции к многополярности валют // Теория бизнеса в Китае. 2023. № 11. С. 59-62].
12. 2023. № 4. С. 30-31. [Ли Ц., Ли С. Укрепление национальной безопасности и верховенства закона в области цифровых валют // Точка зрения прокуратуры. 2023. № 4. С. 30-31].
13. // [Пан В. Механизм функционирования и правовое регулирование цифровой валюты // Юриспруденция Университета Цинхуа. 2023. № 3. С. 75-89].
14. ъш.^тж^ш^шпмтшмттшшт^—
// [Ши К. Исследование влияния
применения цифровой валюты центрального банка на масштабы международной торговли — посреднические эффекты, основанные на идентифика-
ции валюты и сетевой безопасности // Бизнес и экономические исследования. 2023. № 12. С. 135-139].
15.
[Сун Ш., Лю П. Последние достижения и перспективы развития глобальной цифровой валюты // Международные финансы. 2023. № 4. С. 52-56].
16. // г®}±
С., Сюэ Ц. Цифровая валюта: экономические функции, юридические атрибуты и пути регулирования // Общественные науки Гуанси. 2023. № 3. С. 107-115].
17. //
[Сюй С. Институциональное построение трансграничного обращения суверенных цифровых валют // Вестн. Юго-Западного ун-та национальностей (сер. гуманитарная и социальная наука). 2021. № 11. С. 93-100].
18.
ЖШШ//ШШ^ШШШ [Чжан Ц., Ли Чэ. Международная валютная конкуренция с точки зрения цифровой валюты Центрального банка: теоретический анализ и моделирование // Исследование международной экономики и торговли. 2023. № 4. С. 100-116]. 19.
РШШ.ШШ:Л//ЩШ'Ш.Ш[Чжао Ю., Сюй И., Ли С. Многосторонние соглашения о цифровых валютах центральных банков: движущие силы развития, операционные механизмы и перспективы применения // Международная торговля. 2023. № 4. С. 81-88].
Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2024; принята к публикации 01.04.2024.
Original article
Qian Yue*, Yulia S. Kharitonova**
VIRTUAL CURRENCIES IN CHINA'S LAW: FROM CRYPTOCURRENCY BAN TO DIGITAL YUAN
Abstract. The widespread use of digital financial instruments has increased interest in the legal regulation of digital currencies around the world. China has become a recognized leader in regulating this matter, testing the digital yuan since 2021 and adjusting legal solutions to adapt the new institution based on this experience. Recognizing digital
* Ph.D. (Law), Dozent, Deputy Head of the Research Center of the SCO Legal Services Commission, Shanghai University of Political Science and Law, (Shanghai, China).
** Dr. Sci (Law), Professor of Legal Science, Head of Research and Education Center for Legal Studies of Artificial Intelligence and Digital Economy, Business law Department of the Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia).
currencies as virtual property, China introduced the concept of legal and illegal digital currencies. Strict restrictions on cryptocurrency circulation have been established, its methods and means of control are constantly being improved, law enforcement efforts are constantly increasing, and law enforcement targets are gradually being extended to key financial intermediaries. But against this background, the research and development of legal regulation of digital yuan circulation continues. Through regional pilot regimes, preparations have been made for the full-scale issuance and cross-border circulation of digital yuan, aiming at the internationalization of digital China. The analysis of the Chinese experience shows that modern states cannot completely avoid addressing the issue of legalization of digital currencies. Attempts to minimize systemic risks to economic and financial stability resulting from the spread of decentralized cryptocurrencies lead to the need to introduce digital currencies of a different quality — centralized banking digital currencies backed by the authority of the state.
Keywords: digital currency, central bank digital currency, cryptocurrency, cross-border circulation of digital yuan.
Funding: Prepared within the framework of the RFBR project No 21-51193004 CAON_a "The rule of law in the digital economy in China and Russia: current state, challenges and future development".
For citation: Yue, Q. and Kharitonova, Yu.S. (2024). Virtual currencies in China's law: from cryptocurrency ban to digital yuan. Lomonosov Law Journal, 1, pp. 89-107 (in Russ.).
Bibliography
1. Egorova, M.A., Wang, G. and Shmeleva, D.V. (2022). Criminal and legal regulation of currency crimes in the context of digital yuan. Law and Digital Economy, 3, 43-61 (in Russ.).
2. Bordo, M.D. (2021). Central bank digital currency in historical perspective: Another crossroad in monetary history. National Bureau of Economic Research, 29171, pp. 1-26.
3. Bordo, M.D. and Capie, F. (Eds.). (1993). Monetary regimes in transition. Cambridge.
4. Bordo, M.D. and Levin, A. (2017). Central Bank Digital Currency and the Future of Monetary Policy. NBER Working, 23711, pp. 1-30.
5. Fernandez-Villaverde, J. et al. (2021). Central bank digital currency: Central banking for all? Review of Economic Dynamics. Vol. 41, pp. 225-242.
6. Houben, R. and Snyers, A. (2018). Cryptocurrencies and blockchain: Legal context and implications for financial crime, money laundering and tax evasion. Brussels.
7. Riley, J. (2021). The current status of cryptocurrency regulation in China and its effect around the world. China and WTO Review. Vol. 7, 1, pp. 135-152.
8. Chen, W. and Ming, Y. (2021). Digital Currency: From National Regulation to Global Governance. Journal of Social Science, 9, pp. 7-9 (in Chin.).
9. Cheng, X. and Li, X. (2022). On legal risks and ways of cryptocurrency governance: from the perspective of bitcoin. Electronic Government, 11, pp. 106—120 (in Chin.).
10. Cheng, X. (2023). International competitive landscape of central bank digital currency and response to Chinese-style modernization. Reform of Economic System, 3, pp. 165-173 (in Chin.).
11. Fu, D. (2023). Reflections on the internationalization of China's digital currency under the trend of multi-polarity currencies. Business Theory in China, 11, pp. 59-62 (in Chin.).
12. Li, J. and Li, X. (2023). Strengthening National Security and Rule of Law in Digital Currencies. Procurator's Viewpoint, 4, pp. 30-31 (in Chin.).
13. Pan, W. (2023). Functioning Mechanism and Legal Regulation of Digital Currency. Jurisprudence of Tsinghua University, 3, pp. 75-89 (in Chin.).
14. Shi, K. (2023) Investigating the impact of central bank digital currency application on the scale of international trade — mediating effects based on currency identification and network security. Business and Economic Research, 12, pp. 135-139 (in Chin.).
15. Sun, Sh. and Liu, P. (2023) Recent Developments and Prospects of Global Digital Currency Development. International Finance, 4, pp. 52-56 (in Chin.).
16. Wang, X. and Xue, Q. (2023). Digital currency: economic functions, legal attributes and ways of regulation. Guangxi Social Science, 3, pp. 107-115 (in Chin.).
17. Xu, X. (2021). Institutional construction of cross-border circulation of sovereign digital currencies. Bulletin of Southwest University of Nationalities (Humanities and Social Science Series), 11, pp. 93-100 (in Chin.).
18. Zhang, J. and Li, Ch. (2023). International currency competition from the perspective of central bank digital currency: theoretical analysis and modeling. Research on International Economy and Trade, 4, pp. 100-116 (in Chin.).
19. Zhao, Y., Xu, Y. and Li, X. (2023) Multilateral Central Bank Digital Currency Agreements: Development Drivers, Operational Mechanisms and Application Prospects. International Trade, 4, pp. 81-88 (in Chin.).
The article was submitted 18.09.2023; approved 27.03.2024; accepted 01.04.2024.