СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННОЙ ДИНАМИКИ СТРАН — ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА
Владлен МАКУХ
научный сотрудник регионального филиала Национального института стратегических исследований
(Одесса, Украина)
В в е д е н и е
Отношения с ЕС в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) чрезвычайно важны для европей-
ской интеграции стран-партнеров в данном процессе. Исходя из этого, определенный интерес для исследователей может
представлять опыт отношений ряда государств Восточной Европы и стран Кавказа с Евросоюзом в формате рассматриваемой программы. Автор анализирует вопрос о поиске соответствующего баланса в отношениях Украины и стран Кавказа с ЕС в контексте результатов реализации Европейской политики соседства с государствами Магриба (на уровнях ЕС — Марокко, ЕС — Тунис, ЕС — Алжир).
Для справки: в рамках Европейской политики соседства ЕС сотрудничает с 16 странами: Азербайджаном, Алжиром, Арменией, Беларусью, Египтом, Грузией, Израилем, Иорданией, Ливаном, Ливией, Марокко, Молдовой, Палестинской автономией, Сирией, Тунисом и Украиной.
Несмотря на свою актуальность, проблема определения соответствующего баланса в отношениях с ЕС в рамках Европейской политики соседства надлежащим образом в научной литературе еще не освещена. Цели нашей статьи—сравнительный анализ
динамики евроинтеграционных процессов государств — членов ЕПС, а также использования опыта отдельных стран в реализации программ партнерства с Евросоюзом.
Следует отметить, что основным фактором, который способствовал появлению ЕПС, стало желание предотвратить создание новых «распределительных линий» вследствие расширения Евросоюза и стремления избежать вакуума безопасности в соседних с ЕС регионах. Базовый принцип ЕПС — дифференциация, то есть «необходимость принимать во внимание специфическую ситуацию в рамках отдельно взятых стран Восточной Европы и Средиземноморья и уровень отношений с ними»1. ЕПС основывается на поддержке граничащих с Европейским союзом государств-членов (в частности, в экономической сфере). Таким образом, новая политика ЕС заняла место программ «МЕДА» и «МЕДА-2», которые оказывали финансовую поддержку отдельным отраслям экономики стран Магриба.
1 Шпек Р. Европейская политика соседства глазами европейского соседа // ж. «2000», 2 марта 2007, № 9.
Программы двустороннего действия: суть и основные цели
Экономическая интеграция соседних государств после создания зоны свободной торговли в промышленности, сельском хозяйстве и сфере области услуг нуждается в постепенном достижении полной гармонизации в торговой и законодательной областях, в частности технических норм, конкурентной и промышленной политики, сотрудничества в научных и технологических исследованиях, имущественных прав, сочетания таможенных положений, которые способствовали бы взаимному обмену, подготовке управленческого персонала, эффективному ведению хозяйства и реализаций мероприятий в налоговой сфере.
Европейская комиссия уделяет значительное внимание проблемам прав человека и правосудия, продолжает обеспечивать поддержку и сотрудничество по модернизации судебной системы и гарантий в сфере прав человека. Евросоюз пытается расширить каналы международного общения благодаря Евро-Средиземноморскому партнерству и ЕПС. Кроме того, европейская сторона стремится содействовать межконфессиональному диалогу путем организации азиатско-европейских встреч и создания Ассоциации регионального форума юго-восточных азиатских наций. 2008 год объявлен Европейским годом межкультурного диалога, и ЕС настроен на достижение подлинного прогресса со всеми партнерами по Европейской политике соседства.
Программы двустороннего действия, ратифицированные ЕС в последние три года с 10 странами Восточной Европы, Кавказа и Средиземноморья, являются средством реализации целей, намеченных в определенных сферах. Указанные программы уже вступили в стадию реализации применительно к Марокко, Тунису, Иордании, Израилю, Палестинской автономии, Армении, Азербайджану, Грузии, Молдове и Украине.
В документах министерского совета Евросоюза предусматривается создание экономической группировки ЕС и его партнеров по политике добрососедства с целью открытости рынков товаров и услуг, а также обеспечения законодательных механизмов, необходимых для улаживания споров. В данных документах провозглашается, что политика добрососедства не должна ограничиваться инвестированием и торговыми выгодами, будет неполноценной без свободы перемещения лиц.
4 декабря 2006 года, спустя полтора года после провозглашения ЕПС, Европейская комиссия объявила о новых предложениях, направленных на ее укрепление с целью экономической интеграции соседних стран в единую европейскую рыночную экономику в долгосрочной перспективе. Последующий период ознаменовался достаточно хорошими результатами. Новые предложения направлены на улучшение реализации данной политики благодаря инициативе ЕС о предоставлении помощи партнерам, желающим продолжить реформирование быстрее и качественнее. Эти предложения сопровождают отчеты, касающиеся реализации европейской политики соседства. Коммюнике было принято к исполнению в период председательствования в ЕС Германии — в первой половине 2007 года.
ЕПС имеет целью содействовать интеграции стран — членов инициативы в ЕС без формального вхождения в него. Эта политика предусматривает адаптацию к системам европейских государств и предлагает партнерство по избирательному принципу — согласно уровню прогресса каждой страны в создании зон свободной торговли. Для достижения этих целей Евросоюз создал новые механизмы, которые представлены во внедрении национальных индикативных программ на 2007—2010 годы. Для финансирования деятельности в рамках ЕПС основан Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП), который с 2007 года заменил действовавшие до того программы технической помощи «ТАСИС» и «МЕДА» в государствах ЕПС и России.
Тогда же, в 2007 году, введен новый режим финансирования, который является базой ЕПС. В рамках программ финансирования были составлены планы действий с данными странами, направленные на развитие сотрудничества между ними в среднесрочной перспективе. Со временем предполагается подписывать более детальные соглашения в рамках отношений между указанными государствами и ЕС в долгосрочной перспективе. В частности, предусматривается выделить 12 млн евро в качестве экономического содействия странам регионов на протяжении пяти следующих лет (что на 30% больше помощи, которая предоставлялась на протяжении последних лет и составила 8,5 млн евро).
Среди предложений, разработанных Европейской комиссией, названы «четкие перспективы для всех партнеров по ЕПС (как для восточных, так и для южных) в плане углубления экономической и торговой интеграции с ЕС, направленные на создание зоны свободной торговли», «значительное улучшение визовых процедур для определенных прослоек лиц», а также «регулярные встречи на уровне министров и экспертов с партнерами Европейской политики соседства» с целью обсуждения вопросов в сферах энергетики, транспорта, окружающей среды, здравоохранения. В частности, предлагается укрепить политическое сотрудничество, усилить роль ЕС в конфликтных регионах2.
2 См.: Еврокомиссия обнародовала предложения соседям [http://www.podrobnosti.ua/power/ іМрої/ 2006/12/04/373821.Ыт1].
В последнее время модернизируется новый инвестиционный банк, способный поддерживать политические и экономические реформы в странах — участницах ЕПС. Так, предложено создать Инвестиционный банк соседних государств-участников с общим фондом в 700 млн евро с целью помощи данным странам в их стремлении получить кредиты от инвестиционных банков. Кроме того, Фонд будет использоваться для получения дополнительных кредитов Европейского банка инвестиций, Европейского банка реконструкции и развития, а также других банков3.
Инвестиционный банк будет открыт для обеспечения государств-членов фондами и кредитами, получения ссуд на развитие транспортной сферы, энергетики и охраны окружающей среды. Еврокомиссия объявила о внедрении с целью рационализации управления дополнительного механизма финансирования на сумму в 300 млн долл. Они направлены на предоставление дополнительной помощи национальным финансовым институтам, поощрение и поддержку стран-партнеров, которые достигли наибольших успехов в реализации своих планов действий.
В мае 2008 года официально началась работа европейского Инвестиционного инструмента соседства (ИИС) — ключевого механизма Европейской политики соседства, мобилизующего дополнительные средства для финансирования проектов развития инфраструктуры (главным образом в энергетике, на транспорте и по защите окружающей среды) в странах — партнерах ЕПС.
В перспективе ИИС окажет грантовую поддержку займам государственных и международных европейских финансовых институтов. На период с 2007 до 2013 года Еврокомиссия планирует выделить в бюджет ИИС 700 млн евро (на данный момент уже предоставлено 100 млн). Кроме того, ИИС открыт для вкладов всех государств — членов ЕС, благодаря чему средства из бюджетов Европейского сообщества, стран ЕС, государственных и международных финансовых институтов можно будет аккумулировать в одном центре и направлять на нужды стран-партнеров.
В частности, в 2008 году в бюджет ИИС запланировали выделить свои средства Германия (10 млн евро), Италия (1 млн евро) и Швеция (1 млн евро). Ожидается, что о своих вкладах объявят и другие государства — члены ЕС. Кроме того, ИИС сможет оказывать поддержку развитию малых и средних предприятий, а также проектам в социальной сфере. Ожидается, что благодаря этому механизму страны — соседи ЕС смогут получить кредиты на общую сумму до 6 млрд евро. География работы ИИС будет распространяться на государства, подписавшие с Евросоюзом Планы действий в рамках Европейской политики соседства (Азербайджан, Армению, Грузию, Египет, Иорданию, Ливан, Марокко, Молдову, Палестинскую автономию, Тунис, Украину)4.
Партнерство стран Магриба и Европейского союза
Отношения ЕС с государствами Магриба приобрели стратегическое значение для двух регионов не только благодаря крепким экономическим и торговым связям, но и вследствие необходимости обеспечения безопасности в Средиземноморском ареале. Его южное побережье на протяжении длительного периода является основным источником
3 См.: The Daily Star (Ливан), 5 December 2006.
4 См.: ЕС представит инвестиционный инструмент соседства [http://news.liga.net/news/N0823175.html],
5 мая 2008.
нелегальной миграции в страны Европы, что представляет собой главную причину проблем для европейцев.
Среди приоритетов ЕПС на средиземноморском направлении — предоставление опыта и помощи государствам, которые переходят к рыночной экономике. Так, в рамках ЕПС странам Магриба предлагают возможности доступа на внутренний рынок государств ЕС, участия в программах Евросоюза, сотрудничества в сфере транспортных и энергетических сетей.
Для осмысления сути результатов евро-магрибского партнерства, учета опыта, позитивных и негативных факторов налаживания политического и экономического диалога в Средиземноморье следует проанализировать состояние отношений между ЕС и отдельными государствами — членами Союза Арабского Магриба (САМ).
Марокко. Европейская сторона намерена заложить основу качественно нового уровня сотрудничества между ЕС и Марокко (прогрессивный уровень), который выше партнерства и приближен к членству в Евросоюзе. При этом делается ставка на роли европейских стран в кредитовании, финансировании и создании приемлемых условий для реализации инфраструктурных проектов. На данный момент основной целью остается реализация мероприятий по реформированию отраслей экономики королевства. Марокко эффективно реализует план политической реформы, преобразует судебную систему и прилагает усилия в борьбе с безработицей5.
Еврокомиссия приняла решение предоставить Марокко в рамках Программы помощи 654 млн евро в течение 2007—2010 годов. Данная Программа направлена на поддержку планов реформ, которые Марокко ввело при поддержке Евросоюза в рамках ЕПС. Помощь касается предоставления кредитов Европейского банка инвестиций и других программ финансирования. Сумма содействия выросла на 20% по сравнению со средним уровнем ежегодной европейской помощи, которая предоставлялась королевству в 1995— 2006 годах.
Благодаря соглашениям о партнерстве, заключенным Евросоюзом, к началу 2007 года королевство получило возможность увеличить на 10% объем экспорта в страны — члены ЕС (до 65 млрд дирхемов). За тот же период Марокко привлекло прямые иностранные инвестиции на сумму 20 млрд дирхемов, из которых 70% поступило из Европейского Союза6.
Тунис. В стране отмечен значительный прогресс в реформировании экономики и социальной сферы, в частности на транспорте, в энергетике и науке. Незначительные успехи наблюдались в решении политических вопросов в силу возникновения трудностей созыва подкомиссий в программе действий, в том числе в обеспечении прав человека и демократии. Кроме того, незначительные достижения зафиксированы в обеспечении свободы собраний и свободы слова, в модернизации судебной системы7.
Ратификация соглашения о партнерстве Евросоюзом положительно отразилась на экономике Туниса и стала основой его интеграции в мировую экономику. Успешно развивается интеграция страны в ЕС в торговой сфере: сегодня 80% ее экспорта и 71% импорта приходятся на государства Евросоюза.
Алжир достаточно эффективно использует дипломатические рычаги с целью активизации отношений с Евросоюзом. 16 мая 2006 года была официально предоставлена гарантия европейской поддержки вступления страны в ЕС. Весьма важным событием для алжирцев стали недавние контакты на высшем уровне с португальскими коллегами (с
5 См.: Ас-Сабах (Марокко), 6 марта 2007.
6 См.: Ас-Сабах, 8 декабря 2006.
7 См.: Аль-Хайят (Великобритания), 4 декабря 2007.
учетом того, что во второй половине 2007 года председательство в ЕС перешло к Португалии).
Вместе с тем руководство Алжира высказало ряд предостережений относительно понятия «партнерства», направленного на создание региона мира, безопасности, общего процветания и зоны свободной торговли. В частности, оно отметило, что Европа использует ЕПС в качестве прикрытия для реализации своих собственных интересов за счет южных стран-членов8.
Вступление в силу соглашения о партнерстве между Алжиром и ЕС (сентябрь 2005 г.) привело к формированию определенного дисбаланса в торговых отношениях обеих сторон. Со временем между ними проявилось заметное неравенство шансов в сфере экономики, что в определенном смысле снизило уровень алжирского экспорта в государства Евросоюза, в частности введены торговые ограничения на экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции Алжира. В то же время страны — члены Евросоюза получили возможность беспошлинно экспортировать в Алжир 60 тыс. т картофеля9.
После вступления в силу указанного соглашения объем алжирского импорта из государств ЕС сократился с 258 млрд (август — декабрь 2004 г.) до 222 млрд алжирских динаров (август — декабрь 2005 г.), даже несмотря на то, что этот документ предоставил импортерам Алжира определенные льготы. В тот же период объем экспорта алжирских товаров (кроме топливных ресурсов) в Евросоюз сократился с 13 млрд до 12 млрд алжирских динаров, и это без учета того, что с алжирской продукции сняли таможенные ограничения со стороны ЕС10.
Следует отметить, что страны — участницы САМ еще не достигли значительного прогресса в интеграции в европейское пространство. Даже исходя из самых оптимистических прогнозов, окончательно механизмы зоны свободной торговли между Тунисом и ЕС будут созданы в 2010 году, между Марокко и ЕС — в 2013-м, между Алжиром и ЕС — в 2017-м. Подобная дифференциация обусловлена внутренними и внешними препятствиями, которые стоят на пути интеграции с ЕС, в частности неэффективностью использования европейских механизмов реформирования в условиях африканских стран11.
Украина, Армения, Азербайджан и Грузия в Европейской политике соседства
Украина. Если ранее ЕС акцентировал внимание на демократических ценностях, соблюдении прав человека, то после того, как Украина улучшила свои показатели по этому вектору (в частности, после проведения в сентябре 2007 г. международной конференции по Европейской политике соседства), акцент делается на некоем экономически интегрированном пространстве. Другими словами, сегодня приходится констатировать, что демократические процессы в тех или иных государствах не служат предпосылкой для более тесного «соседского» диалога с Евросоюзом. Если проанализировать Планы действий, которые готовились для сопредельных стран четыре года назад, то
8 См.: Аль-Хабар (Алжир), 19 марта 2006.
9 См.: Аль-Хабар, 20 марта 2006.
10 См.: Аль-Хабар, 3 января 2006.
11 См.: Аль-Хуррия (Тунис), 7 марта 2007.
уже тогда от восточных соседей ЕС ожидал развития демократии, а от южных — лишь ее поощрения.
Представители Евросоюза лишь в неформальных беседах склонны делить участников ЕПС на европейских и средиземноморских. На официальном же уровне Еврокомиссия под председательством профильного комиссара Бениты Ферреро-Вальднер прилагает максимум усилий, чтобы ЕПС рассматривалась как одно целое, без каких бы то ни было региональных отличий. Причем это делается для того, чтобы южные соседи ЕС не чувствовали своего превосходства над другими. Это касается и финансовых аспектов. Так, до 2007 года южные страны-соседи получили 70% средств, предназначенных в рамках ЕПС, а восточные — лишь 30%. В новом финансовом периоде (2007—2013 гг.) паритет частично восстановлен, однако вряд ли можно с абсолютной уверенностью отождествлять государства Южного и Восточного Средиземноморья, с одной стороны, и страны Восточной Европы и Кавказа — с другой. Так, в ближайшие пять лет 62% «соседских» фондов Евросоюза уйдет в южном направлении и только 38% — в восточном12.
Большинство государств, с которыми Украина конкурирует на рынке Европейского союза, имеют более высокий уровень преференций относительно доступа на этот рынок. Например, страны Центральной и Восточной Европы до получения членства в ЕС заключили с ним соглашения о свободной торговле. Подобные соглашения или таможенные союзы с ЕС имеет ряд государств Средиземноморья (в том числе Турция). Даже страны Балканского полуострова подписали с Европейским союзом соглашения об ассоциации, то есть фактически добились введения режима свободной торговли13.
Азербайджан. В 1996 году Азербайджан и ЕС подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве, а в 2006-м — План действий в рамках ЕПС. В последние годы заложены основы их правового и политического сотрудничества. В июле 2007 года в Баку состоялась конференция «Азербайджан и Европейская политика соседства», на которой обсуждалась суть подписанного между Азербайджаном и Европейским союзом Плана действий. Этот документ включает вопросы демократии, защиты прав человека, укрепления рыночной экономики, мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Еврокомиссар по внешним связям и Европейской политике соседства Б. Ферре-ро-Вальднер подчеркнула значение данного документа на пути интеграции в ЕС, отметила, что представляемая ею структура имеет свои интересы в энергетическом секторе Азербайджана14.
По словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана М. Мамедгулие-ва, одно из основных направлений внешней политики республики — интеграция в Европу. В 2007—2010 годах в рамках ЕПС страна получит 92 млн евро15.
Армения. Отношения Армении с ЕС строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Арменией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой, заключенного 22 апреля 1996 года в Люксембурге. Документ вступил в силу 1 июля 1999 года после его ратификации в Национальном собрании Республики Армении, Европарламенте и во всех национальных парламентах государств — членов Союза и сообществ.
12 См.: Гетъманчук А. Европейская политика для неудачников // Зеркало недели, 15—21 сентября 2007.
13 См.: Школа І.М., Верстяк О.М. Регіональні принципи та економічні аспекти інтеграції України в Європейсткий союз // Регіональна економіка, 2007, № 2. С. 227.
14 См.: «Тройка» ЕС обсудила План деятельности по Азербайджану в рамках Европейской политики соседства [http://news.mail.ru/politics/1167209], 4 октября 2006.
15 См.: Мамедгулиев М. Одно из основных направлений внешней политики Азербайджана — интеграция в Европу и евроатлантические структуры [http://www.bsanna-news.ukrinform.ua/newsitem.php?id=1338 &1а^=га], 19 июля 2007.
14 ноября 2006 года в ходе состоявшегося в Брюсселе VII пленарного заседания Армения — ЕС, была утверждена Программа действий республики и Евросоюза в рамках ЕПС, а также обсуждались политические вопросы, проблемы защиты прав человека и сфера энергетики. Ереван проинформировал о работах по диверсификации источников энергии в стране, в частности о строительстве газопровода Иран — Армения. Процесс реализации Программы предполагает возможность перехода от сотрудничества на более высокий уровень интеграции, включая возможность участия Армении во внутреннем рынке Евросоюза, в ключевых направлениях политики ЕС и программах.
С принятием документа представляется возможность посредством содействия со стороны Европы подготовить общий пакет реформ, вплоть до подписания нового соглашения с более высоким статусом. В результате выполнения положений документа социальная, политическая и экономическая система Армении станет еще ближе к европейским. Особое значение придается экономическому сотрудничеству путем дополнительного финансового содействия со стороны ЕС, углубления торгово-экономических связей, гармонизации законодательства в сфере экономики, последовательного сокращения торговых тарифных запретов, что будет способствовать росту инвестиций, экспорту и развитию экономики в целом16.
Грузия. В 2004 году республику включили в Европейскую политику соседства, в 2006-м был оформлен План действий страны в рамках ЕПС. В итоге определены основные приоритеты сотрудничества Грузии с ЕС и сферы, наиболее важные для развития страны.
К выполнению указанного Плана действий приступили в 2007 году. В рамках политики ЕПС грузинская сторона намерена за три года реализовать реформы, рассчитанные
на пять лет17.
Сегодня приоритеты Г рузии на этом направлении таковы:
— сотрудничество в сфере верховенства закона — радикальное изменение судебной системы, реформирование Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции;
— взаимодействие в сфере безопасности, в частности по охране границ;
— сотрудничество вокруг так называемых «четырех свобод». Грузия акцентирует внимание на упрощении визового режима для своих граждан и содействии экспорту отечественной продукции на европейские рынки;
— партнерство в сфере инфраструктуры;
— мирное урегулирование конфликтов;
— охрана окружающей среды;
— региональное сотрудничество18.
В апреле 2008 года представители Германии неожиданно предложили Украине, Молдове, Азербайджану, Грузии и Армении наладить привилегированные отношения с ЕС по образцу тех, которые Европейский союз поддерживает с Турцией. В частности, вице-председатель Баварского отделения Христианско-социального союза и представитель Европарламента Инго Фридрих высказался за третий путь для стран,
16 См.: Армения и ЕС подписали Программу действий политики «нового соседства», и Европа сразу спросила о газопроводе Иран — Армения [http://news.mail.ru/politics/1195251], 14 ноября 2006.
17 См.: Грузия намерена выполнить план действий с ЕС в рамках Политики соседства ускоренными темпами за три года [http://www.newsgeorgia.ru/geo1/20070124/41871242.html], 24 января 2007.
18 См.: Грузия озвучила свои приоритеты в рамках Политики соседства ЕС [http://www.civil.ge/rus/ article.php?id=9200], 28 октября 2005.
которые не входят в Евросоюз. Он заявил, что, подобно Средиземноморскому союзу, можно создать Восточноевропейский союз, в который вошли бы Украина, Молдова и государства Южного Кавказа. Он также отметил, что Восточноевропейский союз мог бы стать временным решением для стран, которые постепенно приблизятся к вхождению в ЕС.
Что касается восточных соседей Евросоюза, охваченных ЕПС, то разработчики доклада во главе с бывшим главой комитета Европарламента по международным делам Эл-маром Броком (Германия) предложили промежуточную между углубленным партнерством и полноправным членством форму отношений под условным названием «Европейское сообщество». Под эту формулу, в частности, подпадают Украина, Молдова и страны Южного Кавказа, рассчитывающие на вступление в ЕС19.
3 а к л ю ч е н и е
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. ЕПС является стремлением Евросоюза сформировать стратегию развития отношений с соседними странами, а также призвана усилить уже существующую политику и ее инструментарий (Планы действий, общие стратегии, «Барселонский процесс», «ТАСИС», «МЕДА» и др.). В основу ЕПС заложена позиция Еврокомиссии, которая, предоставляя возможность взаимодействия по принципу партнерства, все же учитывает политические и экономические различия между странами-членами, а также соответствующие инициативы. ЕПС сочетает в себе опыт уже имеющихся вариантов сотрудничества («Барселонский процесс») и новых инициатив (Восточного измерения).
2. Государствам — членам ЕПС из Восточной Европы и Кавказа следует учесть опыт сотрудничества стран Магриба и ЕС в инвестиционной сфере. В частности, им целесообразно сориентироваться на заключение двусторонних соглашений с Евросоюзом по защите инвестиций.
3. В ближайший период отдельным государствам ЕПС необходимо приложить усилия, чтобы последующие отношения с ЕС перестраивались согласно принципам соглашения об ассоциируемом партнерстве (подобно заключенным Евросоюзом с Алжиром, Марокко и Тунисом). Такие соглашения способствовали бы последующему формированию зон свободной торговли между указанными странами и ЕС. Дифференцированное отношение Евросоюза к государствам этих регионов, в частности проявляемая латентность относительно заключения с Украиной соглашения об ассоциируемом партнерстве, вызывает удивление, поскольку ЕС ранее подписал соглашения об указанном партнерстве даже с такими отдаленными странами, как Чили.
4. Заметно, что Европейский Союз применяет принцип дифференциации в ЕПС к государствам-партнерам на выборочной основе лишь в тех случаях, когда ему это выгодно. Отмеченное касается, в частности, сферы сельского хозяйства или вопросов перемещения лиц. Так, ЕС склонен дистанцироваться от оформления Планов действий со странами Восточной Европы о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства и обсуждения этой проблематики в рамках ЕПС. Вместе с тем
19 См.: В Европе придумали альтернативу членству Южнокавказских государств в ЕС [http:// mosaz.fireaz.ru/content/view/3933/90/], 22 апреля 2008.
именно в сфере сельского хозяйства в последнее время налажен диалог и проведены переговоры между ЕС и Алжиром, ЕС и Марокко.
5. Государства Восточной Европы и Кавказа — члены ЕПС должны учитывать, что создание зоны свободной торговли с Евросоюзом не всегда будет гарантировать увеличение товарооборота между двумя сторонами, о чем свидетельствует опыт реализации Соглашения об ассоциативном партнерстве между ЕС и Алжиром. Таким образом, результат создания зон свободной торговли с Европейским союзом может иметь несколько иной характер и торговый эффект, нежели последствия имплементации соглашений о создании зон свободной торговли между ЕС и странами Магриба.