Научная статья на тему 'Сравнительный анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений адыгов'

Сравнительный анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений адыгов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
557
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / АДЫГСТВО / АДЫГЭ ХАБЗЭ / ПРОСВЕТИТЕЛИ / ISLAM / ETHNIC CONSCIOUSNESS / ADYGSTVO / ADYGHE KHABZE / EDUCATORS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атласкиров Альберт Русланович

В статье проводится социологический анализ этноконфессионального сознания адыгов Кабардино-Балкарии. Описывается специфика взаимодействия соционормативных систем адыгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Атласкиров Альберт Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of ethnoreligious and ethnocultural views of the Adyghes

The paper presents the sociological analysis of ethnoconfessional consciousness of the Adyghes in Kabardino-Balkaria. The author descibes specificity of interaction of the Adyghe socio-normative systems.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений адыгов»

УДК 316.347(470.6) ББК 60.545.1(235.7) A 92

А.Р. Атласкиров,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного

университета, тел.: 8-929-885-13-66, г. Майкоп, e-mail: Аtlaskirov.albert@yandex.ru

Сравнительный анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений адыгов

(Рецензирована)

Аннотация. В статье проводится социологический анализ этноконфессионального сознания адыгов Кабардино-Балкарии. Описывается специфика взаимодействия соционормативных систем адыгов.

Ключевые слова: Ислам, этническое самосознание, адыгство, адыгэ хабзэ, просветители.

A.R. Atlaskirov,

Post-graduate student of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University,

ph.: 8-929-885-13-66, e-mail: Аtlaskirov.albert@yandex.ru

Comparative analysis of ethnoreligious and ethnocultural views of the Adyghes

Abstract. The paper presents the sociological analysis of ethnoconfessional consciousness of the Adyghes in Kabardino-Balkaria. The author descibes specificity of interaction of the Adyghe socio-normative systems.

Keywords: Islam, ethnic consciousness, adygstvo, Adyghe khabze, educators.

В последние годы наблюдается осложнение обстановки в Северо-Кавказском регионе, связанное с активизацией деятельности религиозных экстремистов. В Кабардино-Балкарской республике, в СМИ, регулярно появляются сообщения об очередной перестрелке между органами правопорядка и членами НВФ (незаконные вооруженные формирования).

Министр ВД КБР С.В. Васильев, подводя итоги 2012 года, заявил: "В 2012 году членами НВФ совершено 90 вооруженных акций, как уже отмечалось, погибло 19 сотрудников полиции, убиты 8 гражданских лиц, 19 мирных граждан получили ранения, совершены убийства диктора ВГТРК «Кабардино-Балкария» К. Геккиева и ректора республиканской сельхозакадемии Б. Жерукова [1]. Также в результате боестолкновений и при проведении контртеррористических операций в КБР убито 80 человек, подозреваемых в причастности к вооруженному подполью, еще двое были ранены.

Количество посягательств на жпшь сотрудников правоохранительных органов в Кабардино-Балкарии

81

2011 год 2012 год

В целом следует отметить, что, несмотря на активность силовых ведомств, закрыть канал проникновения в Кабардино-Балкарию религиозной экстремистской идеологии не удается.

Большой общественный резонанс в общественности Кабардино-Балкарской Республики вызвала идея руководства страны о строительстве в г.Нальчике Исламского культурно-образовательного центра. Его строительство началось в марте 2011 года. Планировалось, что он будет возведен к марту 2013 года. В построенном здании, согласно проекту, будут размещены Исламский университет имени Абу-Ханифы, общежитие университета, медресе "Нур", офис духовного управления мусульман, а рядом построена мечеть на 3000 человек.

Однако с сентября 2012 года, как сообщил ректор Исламского университета имени Абу-Ханифы Шарафутдин Чочаев, строительство было приостановлено по техническим причинам [2].

В мае 2013 года на состоявшейся встрече министра ВД КБР С.В. Васильева с руководителями национально-культурных центров Кабардино-Балкарии было заявлено, что в январе 2013 года весь правоохранительный и силовой блок КБР, Верховный суд КБР, "обратились к Главе республики Арсену Канокову с предложением рассмотреть вопрос о приостановлении строительства данного учебного заведения и, как, нам показалось, мы были услышаны" [3].

В целом, в общественности республики, в среде интеллигенции идея строительства Исламского культурно-образовательного центра вызвала настороженную реакцию.

Тревогу вызывает нарастающее противостояние сторонников ислама и сторонников возрождения и популяризации адыгэ хабзэ. Жертвой этого противостояния стал известный этнограф, доктор филологических наук Аслан Ципинов, который был убит в декабре 2010 года. Ципинов часто проводил в г.Нальчике фольклорные праздники, где пропагандировал традиционные адыгские обычаи и правила поведения - адыгэ хабзэ, и противостоял распространению в обществе идей радикального ислама [4].

Что же такое адыгэ хабзэ и адыгагъэ? Насколько они способны заменить ценности и нормы ислама в духовной сфере адыгского общества?

Адыгэ хабзэ считается основным признаков адыгского этнического самосознания. Иногда переводят адыгэ хабзэ как обычное адыгское право, тем самым сильно сужая не только его семантическое значение, но и духовное, нравственное начало. В широком смысле адыгэ хабзэ представляло собой целый спектр социальных норм во всех без исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая

обязательными принципами правовой регуляции. Это свод неписаных правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе [5].

Адыгагъэ обозначает важнейшие нравственные категории, такие как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д. Например, можно привести особо уважительное отношение к старшим. В системе адыгэ хабзэ уважение - это, в первую очередь, внимательное отношение к другому, умение ставить себя на его место, проявление своих лучших качеств по отношению к нему. Внешне уважение к старшим проявлялось в следующем. Когда два адыга шли или ехали верхом на лошади, старший всегда находился справа. Если их было трое, то ему полагалось быть посередине, самый младший занимал правую от него сторону, а средний по возрасту - левую. Таким же образом они усаживались за стол. Идущего впереди старшего никогда не окликали. Его догоняли и, пристроившись слева и поздоровавшись, спрашивали о том, о чем хотели спросить. В разговоре старшего никогда не перебивали. При его появлении все везде и всегда вставали. Сыновья и дочери, ставшие уже родителями, не садились в присутствии отца; о том, чтобы лежать при нем, нечего было и говорить.

В прошлом адыги не имели единого централизованного государства. Особым видом государственности являлись феодальные княжества позднего Средневековья. Все эти государственные образования имели свои правовые нормы, которыми регулировали экономические, общественные, политические и семейные отношения. В систематизированном виде они стали известны как адыгэ хабзэ. Адыгэ хабзэ как право было строго систематизированным сводом, состоящим из различных кодексов, посвященных отдельным сторонам общественной и семейной жизни.

Юридическо-правовую часть адыгэ хабзэ составляют: "пщы хабзэ" - княжеское право, "уэркъ хабзэ" — дворянское право, "лъхукъуэл1 хабзэ" -крестьянское право и "хабзэншэ" — право безобрядных. А нравственная часть адыгэ хабзэ носит название "адыгагьэ" — адыгство, "адыгэ хъэл", "адыгэ щэн" — адыгский этикет [6].

Возрождение этнического самосознания на основе адыгэ хабзэ, по мнению части адыгской интеллигенции, будет способствовать защите адыгского общества от исламизации. Ей противостоит другая точка зрения, по которой адыгэ хабзэ гармонично вписывается в шариат и не противоречит ей.

Следует отметить, что история отношении хабзэ и ислама имеет давнюю историю. С появлением новой силы - Османской империи и Крымского ханства началась реализация политики исламизации населения. Однако адыгские племена, в силу существования у них своей собственной этико-правовой системы хабзэ, первое время достаточно равнодушно относились к новому для них учению.

Отношение адыгов к исламу и его проповедникам достаточно полно отражены в трудах адыгских просветителей. Так, Адиль-Гирей Кешев в своем произведении "На холме" в уста одного из "холмовиков" вкладывает следующие слова: "О сохтах же (ученики медресе) и поминать нечего: что уцелело от свиней, перешло в их желудки - чтобы камни нашей речки попали туда! Горы кукурузных объедков и теперь стоят около медресе. Сохты таскают кукурузу из бахчи мешками не только по ночам, но и среди дня... Несчастный питомец медресе покраснел до самых пяток и опозоренный поспешно удалился от враждебного сборища, куда попал он, по-видимому, по ошибке. Мальчишки преследовали его криками : "недозрелый мулла! лепешечник! кукурузник!, курица! индюк! ва-ва-ва, ни-ни-ни! Он шагал быстро, опустив голову, не оглядываясь назад, даже когда попадали ему в спину довольно крупные камни.

- Зачем обижаете его? - заметил я, не утерпев.

- Помилуй, - отвечал мне мой сосед,- как не обижать этих людей? Ведь они хуже всякой саранчи, вконец нас поедают. Нет сил человеческих избавиться от них, видно бог карает ими наши грехи" [7].

Султан Хан-Гирей в своем произведении "Черкесские предания" пишет следующее: "Вскоре поле покрылось яствами и напитками, но угощение не начиналось: ждали имама, княжеского эфенди. Князь-старшина хотел соединить языческие обряды с исламизмом. Наконец явился и имам. Он хотя проклинал и ненавидел языческие обряды, но находил в законах, как улемы знаменитого Махмуда, сообразные с желанием князя толкования, благословил торжество язычников и говорил речь о блаженстве, предназначенном павшим за дело родной земли воинам. Набожные с благоговением слушали религиозные поучения имама, но язычники шепотом издевались над его словами и бородой, а чалму его сравнивали с головным убором вдов" [8].

Однако следует отметить и то, что в начале XX в. наряду с просветителями европейской (русской) ориентации выступали арабисты, опиравшиеся на культуру мусульманского Востока. Во главе религиозно образованных деятелей культуры стояли Нури Цагов и Адам Дымов. В селе Баксан они открыли типографию и издавали газету "Адыгский голос" и книги на родном языке.

Критика пережитков феодализма, сословного неравенства и религиозных предрассудков не получила развития в их деятельности, которая сводилась главным образом к пробуждению у народа стремления к грамоте и образованию, интереса к практически полезным наукам, что, по их мнению, должно было поднять экономический и культурный уровень народа. Отличительной чертой мировоззрения адыгских мусульманских богословов было и то, что они опирались на ислам, в то время как просветители европейской ориентации больший упор делали на продвижение ценностей культуры светского общества.

елигиозные воззрения адыгов не сильно изменились со времен описываемых адыгскими просветителями Адиль-Гиреем Кешевым и Султан-Хан Гиреем. В мае-июне 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике было проведено социологическое исследование в форме анкетирования. Было опрошено 600 человек в возрасте от 14 лет и выше, адыгской национальности.

На вопрос - "Вы верующий человек?" 81% опрошенных ответили положительно.

Вы верующий человек?

I Ряд 1

да

81%

нет

8%

затрудняюсь

ответить

11%

Однако на следующий вопрос "Вы совершаете религиозные обряды?" положительно ответило только 9% опрошенных.

Вы совершаете религиозные обряды?

Следует отметить, что в пункте "Ваш вариант ответа" значительное число респондентов написало свое мнение по этому вопросу. В целом большинство ответов сводилось к тому, что они ограничивают свою религиозность соблюдением основных празднеств и памятных дней, но в то же время они не делают обязательный намаз и другие необходимые действия, выделяющие правоверного мусульманина. Можно сделать вывод, что участие в религиозных обрядах скорее дань традиции, которая передавалась из поколения в поколение, а не признак набожного мусульманина.

Подводя итоги, можно отметить, что несмотря на то, что в последние годы наблюдается активизация деятельности экстремистских бандформирований, говорить об угрожающей исламизации населения не приходиться. В адыгском обществе зарождается интерес к возрождению и продвижению адыгэ хабзэ - свода неписаных правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе. Именно с возрождением хабзэ связаны надежды определенной части адыгской интеллигенции в противостоянии исламизации населения.

Данные проведенного социологического опроса показывают, что подавляющая часть населения достаточно поверхностно относится к исламу и не совершает обряды, характерные для правоверного мусульманина, что схоже с ситуацией, которую описывают адыгские просветители в своих произведениях, написанных в XIX веке.

Примечания:

1. Северо-Кавказские новости. Кабардино-Балкария. Мир и мы. "Воюющее" МВД Кабардино-Балкарии подвело итоги прошедшего 2012 года. URL: http://www.sk-news.ru/news/ accident/26601

2. Кавказский узел. Чочаев: строительство Исламского центра в Нальчике

приостановлено на неопределенный срок. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/225538

3. Kavkazpress. Лидеры ведущих национально-культурных центров КБР поддерживают инициативу МВД приостановить строительство исламского института. URL: http ://kavkazpress .ru/archive s/12545

4. В Кабардино-Балкарии убит известный этнограф Аслан Ципинов. URL: http://www.rg.ru/2010/12/30/reg-kuban/cipinov-anons.html

5. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Адыгство и жизненный мир личности. URL: http:// ethics.kbsu.ru/book/g2/parag1.htm

6. Архивы и общество. Научно-просветительский журнал. "Адыгэ хабзэ" ее структура и содержание. URL: http://archivesjournal.ru/?p=1633.

7. Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века: избр. произведения. Краснодар. Кн. изд-во, 1986. С. 240-241.

8. Там же. С. 34.

References:

1. The North Caucasian news. Kabardino-Balkaria. The world and we. The "fighting" Ministry of Internal Affairs of Kabardino-Balkaria summed up the events of the past 2012. URL: http ://www.sk-news.ru/news/accident/26601

2. The Caucasian knot. Chochayev: the construction of the Islamic center in Nalchik is suspended for an indefinite term. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/225538

3. Kavkazpress. Leaders of the KBR leading national cultural centers support the initiative of the Ministry of Internal Affairs to suspend the construction of the Islamic institute. URL: http ://kavkazpress .ru/archive s/12545

4. Aslan Tsipinov, a well-known ethnographer, is killed in Kabardino-Balkaria. URL: http:// www.rg.ru/2010/12/30/reg-kuban/cipinov-anons.html

5. Bgazhnokov B.Kh. The Adyghe ethics. Being an Adyghe and the life world of a person. URL: http://ethics.kbsu.ru/book/g2/parag1.htm

6. The archives and the society. A scientific and educational journal. "Adyghe Khabze", its structure and contents. URL: http://archivesjournal.ru/?p=1633.

7. Steps to the dawn. The Adyghe writers-educators of the XIX century: selected works. Krasnodar. The publishing house, 1986. P. 240-241.

8. Ibidem. P. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.