исполнительной системы (0,4%). У больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, пролеченных в режиме DOTS-Plus, причиной развития рецидивов были: короткая интенсивная фаза лечения (28%), повторный тесный контакт (24%), оперативное вмешательство на поддерживающей фазе лечения,
пропуски приема ПВР на поддерживающей фазе, тяжелые условия труда, неудовлетворительные условия жизни пациентов после завершения лечения. Таким образом, учет факторов, влияющих на распространение туберкулеза, усилит эффект противотуберкулезных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Gupta R. Туберкулез как большая проблема мирового здравоохранения в XXI веке. Перспективы ВОЗ // Проблемы туберкулеза и болезней органов дыхания, 2005. - № 7. - С. 53-54.
2 Статистический обзор по туберкулезу в Республике Казахстан. 2012.
3 Абилдаев Т.Ш., Берикова Э.А., Баймуханова К.Х. Анализ текущей ситуации по туберкулезу в Казахстане // Фтизиопульмонология, 2013. - № 2(23). - С. 58.
4 Абилдаев Т.Ш. Результаты и пути дальнейшей реализации Национальной Программы борьбы с туберкулезом в Казахстане // Фтизиопульмонология, 2011. - № 2(19). - С. 6-9.
А.С. РАКИШЕВА, А.Я. АБУБАКИРОВ
С.Ж. Асфендияров атындагыЦазац ¥лттыц медицина университет'1
ТУБЕРКУЛЕЗГЕ ^АРСЫ ШАРАЛАРДЫН, ТИ1МДЛГ1НЕ ЭСЕР ЕТЕТ1Н ФАКТОРЛАР
Туйш: Туберкулез урдюнщ таралуына кеттен факторлар эсер етед^ соныц Ынде eMip децгей^ кецт-к;ону ;арк;ыны крсымша аурулардыц болуы, кеп дэр^е тeзiмдiлiк, аурудыц ;айталануы, сол сия;ты, фтизиатриялы; жэне бiрiншiлiк медико-санитарлы; кемек керсету мекемелерЫц туберкулезге ;арсы шараларыныц журпз^ мен уйымдастыруыныц тиiмдiлiгiне байланысты.
ТYЙiндi сездер: туберкулез, кeпшiлiк туберкулездыц дэрiлiк тeзiмдiлiгi, аурудыц ;айта ;айталануы, пенитенциарлы мекемелер, БМСК
A.S. RAKISHEVA, A.J. ABUBAKIROV
Asfendiarov Kazakh national medical university
THE FACTORS IN FLUENCING EFFICIENCY OF ANTITUBERCULAR ACTIONS
Resume: Process of distribution of tuberculosis is in fluenced by a set off actors, including a standard of living, intensity of migration, existence of accompanying pathology, multiplemedicinal stability, diseasere currence, and also efficiency of the organization and carrying out antitubercular actions by phthisiology service and establishments of primary medicosanitary care. Keywords: tuberculosis, multidrug resistance, relapse, prisons, PMC.
УДК 616.831.9-002.115-08-039.71-053.2
У.А. АЛТЫНБЕКОВА, М.А. РАМАЗАНОВА, Э.Н. ТУЛЕУБАЕВА, А А. ТАНИРБЕРГЕНОВ, Н. МЕНДАЛИЕВ
Кафедра политики и управления здравоохранением КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭПИДЕМИОЛОГИИ СЕРОЗНЫХ МЕНИНГИТОВ В МИРЕ
В статье описана современная ситуация по серозному менингиту в мире, а в особенности в Африке в так называемом «поясе менингита».
Ключевые слова: серозный менингит, эпидемиология серозного менингита, африканский менингитный пояс.
Менингококковая инфекция широко распространена во многих странах мира и относится к числу наиболее тяжелых инфекционных заболеваний. Ежегодно регистрируется 3-10 случаев менингококкового менингита на 100 000 населения. В Европе у 2/3 инфицированных менингококки вызывают менингит. У 10 % пациентов заболевание заканчивается смертельно,
а примерно у 20 % вызывает серьёзные повреждения. Летальность составляет 6,1% (примерно 141 случай на 100 тысяч). В Европе большинство случаев заболевания приходится на зимние месяцы (36%), а наименьшее -летом (17%).[1,2]
В течение 2012 года в Казахстане в сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечено снижение заболеваемости менингококковой инфекцией на 16%, но, тем не менее, показатель смертности при менингите колеблется от 10 до 20% в различных регионах. С начала года только в Южно-Казахстанской области зарегистрировано 73 случая серозного менингита, основное количество заболеваний приходится на июнь -июль.[3,4].
Энтеровирусная инфекция остается
малоконтролируемой в практике здравоохранения и занимает одно из ведущих мест среди инфекционных заболеваний, протекающих с поражением ЦНС. Одной из основных особенностей этих инфекций является вирусоносительство, постоянно обусловливающее возникновение спорадических форм и массовых заболеваний, которое, как и заболеваемость, наблюдается не только среди детей младшего и старшего возраста, но и среди взрослых. [5]. По данным исследователей Французского института исследования развивающихся стран совместно с Седьмым парижским университетом в западных странах бактериальный менингит встречается примерно у 3 человек на 100000 жителей. Вирусный менингит является более распространённым, он встречается 10,9 раз на 100000 жителей. В Бразилии показатель заболеваемости бактериального менингита выше (45,8 случаев на 100000 жителей). В Африке, к югу от Сахары, в так называемом «поясе менингита» случаются крупные эпидемии менингококкового менингита (до 500 случаев на 100000 жителей). Они возникают в областях с низкой эффективностью оказания медицинской помощи. В последние несколько десятилетий частота встречаемости болезни во всём мире значительно возросла. Менингиты сегодня занимают 10 место среди причин смертности от инфекционных заболеваний.[2,6]
Есть некоторые признаки того, что эпидемии менингококковой инфекции стали более частыми в Африке в последние годы, хотя трудно утверждать, что это истинное увеличение заболеваемости, а не следствие улучшения статистической отчетности. Появление ВИЧ-инфекции в Африке не оказало большого влияние на заболеваемость менингококковой инфекцией, как это было в случае с инвазивной пневмококковой инфекцией. Территориальные границы африканского менингитного пояса, простирающегося через Сахель и суб-Сахель из Гамбии на западе до Эфиопии и Судана на востоке, впервые были определены Лаписони в 1963 году и сохраняются по сей день.[6] Тем не менее, в течение последнего десятилетия, вспышки менингококковой инфекции были зарегистрированы в районах, прилегающих к классическому менингитному поясу, а также в нескольких странах Восточной Африки и южной части Африки. Эти вспышки подтвердили некоторые эпидемиологические особенности эпидемий менингитного пояса, таких как сезонность, хотя они редко были столь крупными. Эти наблюдения показывают, что пояс менингита расширяется, возможно, в связи с уменьшением осадков и абсолютной влажности
в субтропиках, прилегающих к поясу менингита и на юге Африки. В странах пояса с лесами и саваннами, склонность к вспышкам сохраняется лишь на севере, в более засушливых регионах, отмечают наблюдатели, такие как Горн (1908).[8]
Объяснение существования африканского менингитного пояса сейчас яснее, чем это было 100 лет назад. Молесворд с коллегами в 2003 сопоставили распределение недавних и более ранних вспышек с числом экологических показателей. Была обнаружена связь с абсолютной влажностью, типом почвенно-растительного покрова, концентрацией пыли и численностью населения. Используя типы почвенно-растительного покрова и показатели абсолютной влажности в качестве основных переменных, была построена модель, которая позволяет прогнозировать зоны с высоким риском эпидемий, и они совпадают с областями, в которых уже были зафиксированы эпидемии. Модель также позволила определить области с возможным увеличение риска, в том числе, значительные площади в восточной и южной Африке. [9]Абсолютная влажность, которая была определена ранее в качестве детерминанты эпидемии такими учеными как Вэдди (1957 год), является наиболее важной переменной и в новой модели, но как абсолютная влажность влияет на эпидемии до сих пор неясно.[10].
Характерной чертой первых эпидемий менингококковой инфекции в Западной Африке было то, что они почти всегда начинались в середине засушливого сезона, быстро достигали пика к концу этого периода, а затем резко спадали с пришествием дождей только для того, чтобы вновь начаться в соседних районах в засушливый сезон на следующий год. Эта закономерность сохранялась почти без исключений, но до сих пор нет объяснения этой удивительной особенности. Вспышки наблюдаются в то время года, когда абсолютная влажность воздуха низкая и жарко, пыльные ветра дуют из Сахары. Опираясь на предположения предыдущих авторов, мы предполагаем, что сезонность, наблюдаемая в частоте случаев заболеваемости менингококковой инфекции, отражает изменение в соотношении случаев заболевания носоглотки у носителей, как правило, в диапазоне от 1-100, а не изменения в общей заболеваемости. Возможно, отражает ослабление иммунитета в разгар сухого сезона. Как это может быть связано - неясно, но изучение природы частиц, присутствующих в ветряной пыли и то, как они могут влиять на защитную способность человека, заслуживает дальнейшего изучения. Возможно, африканская эпидемия была вызвана несколькими событиями с участием двух микроорганизмов и окружающей среды, воздействующих одновременно, но то, что сочетанное воздействие данных обстоятельств непременно вызывает эпидемии, и до сих пор нет системы, позволяющей точно предсказать время и место эпидемии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Амвросьева Т.В., Поклонская Н.В., Богуш З.Ф. Специфические клинические, эпидемиологические закономерности и лабораторная диагностика энтеровирусной инфекции в Республике Беларусь. //Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. - М: 2005. -№2. - С.101.
2 Всемирная Организация Здравоохранения. //Информационный бюллетень. 2012. - №141.
3 Постановление Министерства Здравоохранения Республики Казахстан от 25.04.2008г. «О мерах по профилактике энтеровирусной инфекции» - Астана: 2008.
4 Тутаева Е.Н. «Совершенствование диагностики серозных менингитов». - Алматы: 2013. - С.6.
5 Альмишева А.Ш. «Эпидемиологические и экологические аспекты серозных менингитов энтеровирусной природы». Дис. к. м. н. 2009.
6 Сейбил В.Б., Малышкина Л.П. Энтеровирусы в XX и XXI веке// Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. -М: 2005. - №4. - С.30 - 31.
7 Lapeyssonnie L. La meningitecerebrospinale en Afrique.// Bulletin of the World Health Organization. - № 28. - Р. 3-114.
8 Horn A.E. Report on an investigation of cerebro-spinal fever in the northern territories of the Gold Coast in 1908. //Journal of Tropical Medicine and Hygiene. - №11. - Р.358-365.
9 Molesworth AM, Thomson MC, Connor SJ et al. Where is the meningitis belt? Defining an area at risk of epidemic meningitis in АЛчса// Transactions of the Royal Society of Tropical Medicine and Hygiene. 2002. - №96. - Р 242-249.
10 Waddy B.B. African epidemic cerebrospinal meningitis. Journal of Tropical Medicine and Hygiene. 1960. - Р. 179-189, 218-223.
У.А. АЛТЫНБЕКОВА, М.А. РАМАЗАНОВА, Э.Н. ТУЛЕУБАЕВА, А. А. ТАНИРБЕРГЕНОВА, Н.А. МЕНДАЛИЕВ
С.Ж.Асфендияров атындагы Цаз¥МУ Денсаулыц сацтау саясаты жэне басцару кафедрасы
ЭЛЕМДЕП СЕРОЗДЫ МЕНИНГИТ ЭПИДЕМИОЛОГИЯСЫНЫН, САЛЫСТЫРМАЛЫ ТАЛДАУЫ
Туйш: Ма;алада серозды менингиттщ к;аз1рп тандагы жагдайы баяндалган ,айры;ша Африка елше менингиттщ ортасы болып табылганына кецт белЫген.
Туш^ сездер: серозды менингит, серозды менингиттщ эпидемиологиясы, Африкалы; менингиттщ ортасы.
E.N. TYLEYBAYEVA, Y.A. ALTYNBEKOVA, M.A. RAMAZANOVA, A.A. TANIRBERGENOVA, N.A. MENDALIYEV
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EPIDEMIOLOGYOF SEROUS MENINGITIDES IN THE WORLD
Resume: The article described the current situation on the serous meningitis in the world, and especially in Africa, the so-called "meningitis belt".
Meningococcal disease is widespread in many countries of the world and is among the most serious infectious diseases. Recorded annually 3-10 meningococcal meningitis cases per 100 000 population. In Europe, two thirds of infected meningococci cause meningitis. In 10% of patients, the disease ends fatally, and about 20% of causing serious damage. Mortality was 6.1% (approximately 141 cases per 100 thousand). In Europe, the majority of cases occurring in the winter months (36%), and the lowest - in the summer (17%).
Keywords: serous meningitis, the epidemiology of serous meningitis, the African meningitis belt.