Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДРУЖБЫ СТУДЕНЧЕСТВОМ ГРОЗНОГО И РОСТОВА-НА-ДОНУ ЧАСТЬ II'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДРУЖБЫ СТУДЕНЧЕСТВОМ ГРОЗНОГО И РОСТОВА-НА-ДОНУ ЧАСТЬ II Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖБА / ВИРТУАЛЬНАЯ ДРУЖБА / АФФЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТАНОВОК / ТЕХНОЛОГИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА / НЕЛИНЕЙНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мощенко И.Н., Дебиев М.В.

Работа основана на экспериментальных результатах, полученных опросом среди студентов Грозного и Ростова-наДону. Аффективный компонент студенческих установок по отношению к дружбе определялся по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда. Приведены функции распределения по респондентам эмоционального отношения к виртуальной и реальной дружбе, рассчитанные в рамках ранее разработанной нелинейной стохастической модели. Результаты сравнительного анализа показывают, что в целом по группе разница в восприятии реальной дружбы между респондентами обоих городов небольшая. К реальной дружбе грозненцы в среднем относятся чуть положительнее. Виртуальную дружбу студенты обоих исследованных выборок воспринимают в целом отрицательнее, чем реальную. Но здесь разница в отношениях более значительная. Подгруппы с положительным восприятием в Грозном примерно на 10% меньше. В среднем грозненцы относятся к виртуальной дружбе отрицательнее, чем ростовчане. Скорее всего, это связано с разницей в менталитете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EMOTIONAL PERCEPTION OF FRIENDSHIP BETWEEN STUDENTS OF GROZNY AND ROSTOV-ON-DON PART II

The work is based on experimental results obtained by a survey among students of Grozny and Rostov-on-Don. The affective component of students ' attitudes towards friendship was determined by the technology of semantic differential Ch. Osgood. The distribution functions of the respondents ' emotional attitude to virtual and real friendship, calculated in the framework of a previously developed nonlinear stochastic model, are presented. The results of the comparative analysis show that in the group as a whole, the difference in the perception of real friendship between the respondents of both cities is small. On average, Grozny residents are a little more positive about real friendship. Students of both studied samples perceive virtual friendship in general more negatively than real friendship. But here the difference in relations is more significant. Subgroups with a positive perception in Grozny are about 10% less. On average, Grozny residents are more negative about virtual friendship than Rostov residents. Most likely, this is due to a difference in mentality.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДРУЖБЫ СТУДЕНЧЕСТВОМ ГРОЗНОГО И РОСТОВА-НА-ДОНУ ЧАСТЬ II»

Сравнительный анализ эмоционального восприятия дружбы студенчеством Грозного и Ростова-на-Дону

Часть II

/ 7

И.Н. Мощенко1, М.В. Дебиев2

2

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону 2 Грозненский государственный нефтяной технический университет

2

Аннотация: Работа основана на экспериментальных результатах, полученных опросом среди студентов Грозного и Ростова-наДону. Аффективный компонент студенческих установок по отношению к дружбе определялся по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда. Приведены функции распределения по респондентам эмоционального отношения к виртуальной и реальной дружбе, рассчитанные в рамках ранее разработанной нелинейной стохастической модели. Результаты сравнительного анализа показывают, что в целом по группе разница в восприятии реальной дружбы между респондентами обоих городов небольшая. К реальной дружбе грозненцы в среднем относятся чуть положительнее. Виртуальную дружбу студенты обоих исследованных выборок воспринимают в целом отрицательнее, чем реальную. Но здесь разница в отношениях более значительная. Подгруппы с положительным восприятием в Грозном примерно на 10% меньше. В среднем грозненцы относятся к виртуальной дружбе отрицательнее, чем ростовчане. Скорее всего, это связано с разницей в менталитете. Ключевые слова: дружба, виртуальная дружба, аффективная составляющая установок, технология семантического дифференциала, нелинейная феноменологическая модель, сравнительный анализ.

Продолжение. Начало работы опубликовано под тем же названием в предыдущем выпуске журнала «Инженерный вестник Дона» № 9, 2020 г.

В настоящей работе приведены результаты выполнения третьей задачи нашего исследования - сравнительного анализа эмоционального отношения к дружбе студенчества Грозного и Ростова-на-Дону. Подробно останавливаться на методике измерения такого отношения не будем, она достаточно хорошо отражена в [35]. Здесь приведем только некоторые моменты, необходимые для понимания настоящей работы.

В основу измерений эмоционального восприятия положена проективная технология Ч. Осгуда, его метод семантического

дифференциала [38,39]. В анкете студентов просили оценить свое отношение к реальной и виртуальной дружбе по специальной семантической шкале. При этом происходила проекция эмоционального восприятия в семантическое пространство [26,34]. Такая проекция индивидуальна, имеет чисто субъективный характер. Для ее калибровки респондентам предлагали по той же шкале оценить два идеальных конструкта. Идеально положительное эмоциональное восприятие и идеально отрицательное. Интерпретация полученных данных велась в рамках модели Кумбса порождения ответа респондентом, известная как теория идеальной точки [34,40]. В соответствии с которой близости в семантическом пространстве между образами реального объекта и идеальных положительного и отрицательного конструктов зависят от уровня эмоционально восприятия. В общем случае эта зависимость нелинейная, мы ее определяли исходя из концепции типичности, использую результаты теории катастроф [41]. На этой основе была разработана феноменологическая стохастическая модель, позволяющая в конечном итоге рассчитать по исходным данным функции распределения по респондентам уровня эмоционального восприятия исследуемого объекта [34]. При этом вычисления проводятся методом Монте-Карло, в пакете многоагентного моделирования AnyLogic [34].

Полученная таким образом гистограмма эмоционального восприятия студентами Грозного реальных дружеских отношений приведена на рис. 1. По горизонтальной оси показан уровень эмоционального восприятия, по шкале от -1 до +1. По вертикальной оси - доля респондентов (в процентах), характеризующихся соответствующим уровнем.

Рис.1. Эмоциональное восприятие реальной дружбы студентами ГГНТУ.

Исследуемая аудитория по данному параметру довольно неоднородна. Функция распределения размазана от -0,5 до +0,7. Чисто нейтральным отношением характеризуются 17% респондентов. Слегка положительным (уровни 0,1 и 0,2) - 19%, и примерно столько же (18%) - слегка отрицательным. С учетом погрешности любых социографических измерений, эти три подгруппы можно объединить в одну совокупность людей, которые почти нейтрально относятся к дружбе. В сумме они составляют более половины (54%) всех опрошенных. Из оставшихся респондентов 35% воспринимают это социальное явление средне положительно (уровни от 0,3 до 0,7), а 11% - средне отрицательно, с уровнями от -0,5 до -0,3. Таким

образом, в целом по всей исследуемой аудитории эмоциональное отношение к дружбе положительное. Подгруппа с позитивным восприятием на 24% больше, чем с негативным.

Исследуемая выборка студенчества Ростова-на-Дону еще более неоднородна по эмоциональному восприятию дружбы. Для них функция распределения размазана от -1 до +0,7 (рис. 2). Хотя по внешнему виду она не очень отличается от диаграммы для Грозного.

Рис. 2. Диаграмма распределения аффективной составляющей восприятия реальной дружбы студентами ДГТУ (взято из [35]).

Здесь подгруппа с почти нейтральным отношением для ростовчан немного больше (57% против 54% для Грозного). То же самое можно сказать и о студентах, отрицательно воспринимающих дружбу. Для ДГТУ их на три процента больше (14% против 11%). А вот подгруппа с положительным отношением, наоборот, для Ростова на шесть процентов меньше (29% для Ростова и 35 для Грозного). Таким образом, если судить по обследованным

выборкам, можно сделать вывод, что в целом студенчество Грозного относиться к реальной дружбе чуть положительнее, чем ростовчане.

Для восприятия виртуальной дружбы наблюдается обратная картина. Хотя студенчество и Ростова, и Грозного воспринимают ее отрицаельнее, чем реальную, но для ГГНТУ эта разница значительнее.

На рис. 3 приведена функция распределения по респондентам эмоционального восприятия виртуальной дружбы, полученная для студентов ДГТУ.

г_са1_инт

2015"

IX

2. ю-

о-

-,6 -,5 -,4 -,3 -,2 -,1 ,0 ,1 ,2 ,3 ,5 ,6

г_са1_инт

Рис. 3. Диаграмма распределения аффективной составляющей восприятия виртуальной дружбы студентами ДГТУ (взято из [35]). Видно, что в целом по группе, ростовчане воспринимают виртуальные дружеские отношения хуже, чем реальные. Подгруппа с положительным восприятием для виртуальных отношений уменьшилась на 10%, от 29% до 19%. При этом доля людей с почти нейтральным отношением к дружбе почти не изменилась (слегка возросла на 2%). А вот подгруппа с негативным

восприятием возросла сильнее, на 8% (от 14% до 22%) и стала даже больше чем подгруппа с положительным отношением к дружбе (19%). Наблюдается тенденция увеличения доли людей с отрицательным восприятием при переходе от реальной к виртуальной дружбе.

Для студенчества Грозного эта тенденция усиливается (см. рис. 4). Здесь доля людей, положительно воспринимающие дружеские отношения при переходе от реальной ситуации к виртуальной уменьшается значительно, на 25% (от 35% до 10%), за счет чего возрастают как нейтральная подгруппа (на 11%, от 54% до 65%), так и с отрицательным отношением (на 14%, от 11% до 25% ).

г са! инт

25'

-1,0 -,6 -,5 -,4 -,3 -,2 -,1 ,0 ,1 ,2 ,3 ,4 ,6

г_са1_инт

Рис. 4. Эмоциональное восприятие виртуальной дружбы студентами ГГНТУ.

И если для ростовчан подгруппа, негативно воспринимающая виртуальную дружбу всего на 3% больше, чем доля людей с положительным восприятием, то для студентов Грозного эта разница составляет 15%.

Все вышеприведенные величины для удобства сравнения сведены в таблицу.

Таблица

Доли студентов с различным восприятием дружбы.

Город Грозный Ростов-на-Дону

Восприятие Дружба Отрицательное Нейтральное Положительное Отрицательное Нейтральное Положительное

Реальная 11% 54% 35% 14% 57% 29%

Виртуальная 25% 65% 10% 22% 59% 19%

Таблица хорошо иллюстрирует следующие выявленные закономерности:

1. Как для Грозного, так и для Ростова-на-Дону более половины рассмотренной аудитории воспринимает почти нейтрально и реальную, и виртуальную дружбу.

2. В целом по группам реальная дружба воспринимается студенчеством обоих городов положительно. Это проявляется в том, что подгруппы с положительным восприятием больше подгрупп с отрицательным.

3. При этом восприятие реальной дружбы в Грозном позитивнее. Для них подгруппа с положительным отношением на 10% больше, чем в Ростове.

4. Отношение к виртуальной дружбе для обоих городов отрицательнее, чем к реальной. При переходе от реальной к виртуальной дружбе уменьшается доля респондентов с положительным восприятием, и увеличивается объем подгрупп с отрицательным отношением.

5. Этот эффект для студенчества Грозного более значителен. В целом по группе можно сделать вывод, что в Грозном виртуальная дружба воспринимается отрицательно. Для них подгруппа с отрицательным восприятие на 15% больше чем с положительным.

6. Для Ростова-на-Дону в целом по группе восприятие виртуальной дружбы практически нейтрально. С легким уклоном в отрицательную сторону. Подгруппа с отрицательным отношением всего на 3% больше, чем с положительным.

Полученные результаты показали перспективность выбранного направления исследования - сравнительный анализ эмоционального восприятия дружбы для групп с различным менталитетом. В частности, получено, что в целом по группе студенты Грозного положительнее воспринимают реальную дружбу, чем студенты Ростова-на-Дону. А виртуальную дружбу наоборот, гораздо отрицательнее. Мы это связываем с некоторыми чертами кавказского менталитета у учащихся ГГНТУ. На Северном Кавказе к дружбе относятся более возвышено. Она больше вписана в национальное поведение. Результаты же по отношению к виртуальной дружбе показывают, что этот тип взаимоотношений большинство не считают настоящей дружбой.

Работа выполнена по гранту Южного федерального университета

(ВнГр-07/2017-20).

Литература

1. Кон И. С. Дружба. СПб. : Питер, 2005. 330 с.

2. Нышпора М. А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия (на примере студенческой дружбы): дис. ... кан. соц. Наук: 22.00.01. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Саратов. 2017. 178 с., URL: sgu.ru/sites/default/files/ dissertation/2017/10/04/dissertaciya_0.pdf.

3. Wirth L. The Sociology of Ferdinand Tonnies. American Journal of Sociology 32, no. 3 (1926): 412-422.

4. Davis M.S. Georg Simmel and Erving Goffman: Legitimators of the sociological investigation of human experience. Qualitative Sociology. V. 20, no. 3. 1997. Pp. 369-388.

5. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. С.Пб: Владимир Даль. 2002. 451 с.

6. Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. М., изд-во Центр гуманитарных инициатив. 2017. 432 с.

7. Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни. М., изд-во Центр гуманитарных инициатив, 2018. 392 с.

8. Schulz P. Communication Theory: Communication in organizations and groups. SAGE. 2010. 433 p.

9. Schulz P. Communication Theory: Communication between the people. SAGE. 2010. 416 p.

10. Гозман Л. Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей дружеского общения и индивидуально-типологических свойств личности. Проблемы общения и воспитание. Тарту. 1974. Вып. 2. С.136-145.

11. Плюснин Ю. М. Каких друзей мы себе выбираем? (Социобиология дружбы). Природа. М., 1993. № 9 . С. 75-83.

12. Почепцов В. Представления россиян о дружеских и приятельских отношениях. URL: fom.ru/blogs/11211 (дата обращения 10.07.20).

13. Юркова Е. В. Социально-психологические исследования дружбы // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. С. 96-101.

14. Шедловская М.А. Эволюция дружбы как социального явления: социологический дискурс. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 52-55.

15. Бегинина И. А., Шедловская М. А. Студенческая дружба: возрастная динамика восприятия. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 27-29.

16. Шмерлина И.А. Дружба как социальный и духовный феномен. Социальная реальность. 2006. № 6. С.55-72.

17. Шмерлина И.А. Дружба как духовная и социальная реальность. Социальная реальность. 2006. № 5. С. 29-50.

18. Левченко В.В., Останин В.С. Особенности дружеских отношений современной пермской молодежи. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 96 -103.

19. ФОМ. О друзьях и приятелях. URL: fom.ru/Tema-predlozhena-polzovatelem/11205.

20. Никитина Д.В. Дружба: парадигмы исследования. Вестник ЧитГУ № 12 (79) 2011. С. 133-143.

21. Wolak J., Mitchell K., Finkelhor D. Escaping or Connecting? Characteristics of Youth who Form Close Online Relationships // Journal of Adolescence. 2003. V. 26. P. 105-119.

22. Chou Ch., Peng H. Net-friends: Adolescents' Attitudes and Experiences vs. Teachers' concerns. Com-puters in Human Behavior. 2007. V. 23. P. 2394-2413.

23. Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков. Социология, Психология, Философия. Вестник Нижнегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3(1). С. 441-445.

24. Гурин К.Е. Структурирование сетей дружбы в онлайн-сообществах СМИ. Дискуссия. № 6 (69) ИЮНЬ 2016. С. 64-71.

25. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях. Национальный психологический журнал. № 3(31) 2018. С. 12-22.

26. Розин М.Д., Мощенко И.Н., Джикаев Д.А. Моделирование политической напряженности методами семантического дифференциала и теории катастроф. Математический форум. Т. 4. Исследования по математическому анализу, дифференциальным уравнениям и их приложениям.-Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2010. (Итоги науки. Юг России). c.341-353.

27. Иванова М.И., Мощенко И.Н. Сравнительный анализ когнитивной составляющей групповой установки студенчества по отношению к политическому порядку некоторых регионов Северного Кавказа. Инженерный вестник Дона, 2012, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/868.

28. Абайханова Л.А., Иванова М.И., Мощенко И.Н. Исследование когнитивной составляющей отношения населения города Ростова-на-Дону к политическому порядку на декабрь 2011 г. Инженерный вестник Дона, 2012, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/871.

29. Мощенко И.Н., Алботов А.М. Социально-экономические аспекты депривационных установок студенчества КЧР. Инженерный вестник Дона, 2015, №1 ч.2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1p2y2015/2939.

30. Мощенко И.Н., Васильева А.А., Ярошенко А.Н. Аффективные и когнитивные составляющие социокультурных установок. Инженерный вестник Дона, 2015, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3447.

31. Розин М.Д., Иванова М.И., Ярошенко А.Н. Анализ эмоциональных состояний студенчества Ростова-на-Дону в конце 2015 гг. Инженерный вестник Дона, 2016, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3673.

32. Мощенко И.Н., Ярошенко А.Н., Мощенко О.А. Аффективные составляющие социальных установок студенчества по отношению к внутриличностным конфликтам Часть I. Инженерный вестник Дона, 2017, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4300.

33. Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф. Глобальное и локальное восприятие пропаганды населением. Инженерный вестник Дона, 2019, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5770.

34. Мощенко И.Н., Иванова М.И. Стохастическая интерпретация психосемантической феноменологической модели оценок социальных установок. Инженерный вестник Дона, 2015, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2015/2948.

35. Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф. Восприятие феномена дружбы студенчеством ДГТУ: аффективный аспект. Инженерный вестник Дона, 2020, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2020/6417.

36. Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф. Декларативное и реальное восприятие дружбы студенчеством ДГТУ Часть I. Инженерный вестник Дона, 2020, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2020/6631.

37. Мощенко И.Н., Бугаян И.Ф. Декларативное и реальное восприятие дружбы студенчеством ДГТУ Часть II. Инженерный вестник Дона, 2020, №8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n8y2020/6634.

38. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana and Chicago: University of Illinois press, 1957. 347 p.

39. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning. Psychological Bulletin, Vol. 49, No. 3, May, 1952. Pp.197 - 327.

40. Coombs, Clyde H. A theory of data. Oxford, England: Wiley. (1964). 585 p.

41. Постон Т. и Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М., Мир, 1980, 607 с.

References

1. Kon I. S. Druzhba [Friendship]. SPb. : Piter, 2005. 330 p.

2. Nyshpora M. A. Teoretiko-metodologicheskaya kontseptualizatsiya druzhby kak kompleksa form sotsial'nogo vzaimodeystviya (na primere studencheskoy druzhby) [Theoretical and methodological conceptualization of friendship as a complex of forms of social interaction (on the example of student friendship)]: dis. ... kan. sots. Nauk: 22.00.01. Saratovskiy natsional'nyy issledovatel'skiy gosudarstvennyy universitet imeni N. G. Chernyshevskogo. Saratov. 2017. 178 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Wirth L. American Journal of Sociology 32, no. 3. 1926. Pp. 412-422.

4. Davis M.S. Qualitative Sociology. V. 20, no. 3. 1997. Pp. 369-388.

5. Tennis F. Obshchnost' i obshchestvo. Osnovnye ponyatiya chistoy sotsiologii [Community and society. Basic concepts of pure sociology]. S.Pb: Vladimir Dal'. 2002. 451 p.

6. Zimmel' G. Izbrannoe. Filosofiya kul'tury [Favorites. Philosophy of culture]. M., izd-vo Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 2017. 432 p.

7. Zimmel' G. Izbrannoe. Sozertsanie zhizni [Favorites. Contemplation of Life]. M., izd-vo Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2018. 392 p.

8. Schulz P. Communication Theory: Communication in organizations and groups. SAGE. 2010. 433 p.

9. Schulz P. Communication Theory: Communication between the people. SAGE. 2010. 416 p.

10. Gozman L. Ya. Problemy obshcheniya i vospitanie. Tartu. 1974. Vyp. 2. Pp.136-145.

11. Plyusnin Yu. M. Priroda. M., 1993. № 9 . Pp. 75-83.

12. Pocheptsov V. Predstavleniya rossiyan o druzheskikh i priyatel'skikh otnosheniyakh [Russians ' ideas about friendly and friendly relations]. URL: fom.ru/blogs/11211 (date accessed 10.07.20).

13. Yurkova E. V. Sovremennye problemy psikhologii sem'i: fenomeny, metody, kontseptsii. Vyp. 3. SPb.: Izd-vo ANO «IPP», 2009. Pp. 96-101.

14. Shedlovskaya M.A. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2014. T. 14, vyp. 4. Pp. 52-55.

15. Beginina I. A., Shedlovskaya M. A. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2015. T. 15, vyp. 1. Pp. 27-29.

16. Shmerlina I.A. Sotsial'naya real'nost'. 2006. № 6. Pp.55-72.

17. Shmerlina I.A. Sotsial'naya real'nost'. 2006. № 5. Pp. 29-50.

18. Levchenko V.V., Ostanin V.S. Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2017. № 4. Pp. 96 -103.

19. FOM. O druz'yakh i priyatelyakh [FOM. About friends and buddies]. URL: fom.ru/Tema-predlozhena-polzovatelem/11205.

20. Nikitina D.V. Vestnik ChitGU № 12 (79) 2011. Pp. 133-143.

21. Wolak J., Mitchell K., Finkelhor D. Journal of Adolescence. 2003. V. 26. Pp. 105-119. 22.

22. Chou Ch., Peng H. Com-puters in Human Behavior. 2007. V. 23. P. 23942413.

23. Shchekoturov A.V. Sotsiologiya, Psikhologiya, Filosofiya. Vestnik Nizhnegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013. № 3(1). Pp. 441445.

24. Gurin K.E. SMI. Diskussiya. № 6 (69) IYuN'' 2016. Pp. 64-71.

25. Soldatova G.U., Teslavskaya O.I. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. № 3(31) 2018. Pp. 12-22.

26. Rozin M.D., Moshchenko I.N., Dzhikaev D.A. Matematicheskiy forum. V. 4. Issledovaniya po matematicheskomu analizu, differentsial'nym uravneniyam i ikh prilozheniyam.-Vladikavkaz: YuMI VNTs RAN i RSO-A, 2010. (Itogi nauki. Yug Rossii). Pp.341-353.

27. Ivanova M.I., Moshchenko I.N. Inzenernyj vestnik Dona, 2012, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/868.

28. Abaykhanova L.A., Ivanova M.I., Moshchenko I.N. Inzenernyj vestnik Dona, 2012, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/871.

29. Moshchenko I.N., Albotov A.M. Inzenernyj vestnik Dona, 2015, №1 h.2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n 1p2y2015/2939.

30. Moshchenko I.N., Vasil'eva A.A., Yaroshenko A.N. Inzenernyj vestnik Dona, 2015, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3447.

31. Rozin M.D., Ivanova M.I., Yaroshenko A.N. Inzenernyj vestnik Dona, 2016, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3673.

32. Moshhenko I.N., Yaroshenko A.N., Moshhenko O.A. Inzenernyj vestnik Dona, 2017, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4300.

33. Moshhenko I.N., Bugayan I.F. Inzenernyj vestnik Dona, 2019, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5770.

34. Moshhenko I.N., Ivanova M.I. Inzenernyj vestnik Dona, 2015, № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2015/2948.

35. Moshhenko I.N., Bugayan I.F. Inzenernyj vestnik Dona, 2020, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2020/6417.

36. Moshhenko I.N., Bugayan I.F. Inzenernyj vestnik Dona, 2020, №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N7y2020/6631.

37. Moshhenko I.N., Bugayan I.F. Inzenernyj vestnik Dona, 2020, 2020, №8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n8y2020/6634. 38.

38. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana and Chicago: University of Illinois press, 1957. 347 p. 39.

39. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning. Psychological Bulletin, Vol. 49, No. 3, May, 1952. Pp.197 - 327. 40.

40. Coombs, Clyde H. A theory of data. Oxford, England: Wiley. (1964). 585 p.

41. Poston T. i Styuart I. Teoriya katastrof i ee prilozheniya [Catastrophe theory and its applications]. M., Mir, 1980, 607 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.